Вступительное слово Питера Сенге
В последние десять лет произошел настоящий взрыв популярности книг о менеджменте, позволяющих получить ответ на вопрос «как?». Единственная проблема состоит в том, что большинство этих книг непрактично. Жизнь слишком сложна и слишком быстро меняется, чтобы соответствовать жесткой формуле. Знание того, что нужно сделать, и способность сделать – две различные вещи. Порой даже кажется, что чем больше мы узнаем о крупных компаниях, конкурентных стратегиях, приводящих к победе, или лидерах, обладающих видением и способных совершить значительные изменения, тем меньше мы способны создать такие организации, воплощать такие стратегии или быть такими лидерами. Формула «знаю как» сменилось у многих менеджеров на «знаю о».
Чего же нам не хватает? Как ни странно, я верю, что проблема состоит в том, о чем часто пишут деловые бестселлеры, – в человеческом измерении предприятия. В книгах редко обсуждается, как развивать и активизировать важные человеческие способности, которые в конечном счете и определяют, произойдут ли в организации какие-либо важные изменения. Даже если мы в целом соглашаемся с необходимостью изменений, мы редко получаем поддержку даже от людей, желающих перемен.
Я верю, что чаще всего нам не хватает глубокого понимания, что означает развитие организации как сознательного человеческого сообщества. Фред Кофман утверждает, что сознательная организация начинается с самой важной для нас вещи – приверженности видению, которое представляет собой нечто большее, чем сумму способностей отдельных людей, и которое способно объединить людей в общих усилиях, наполненных смыслом. Если у людей есть подобная приверженность, они будут брать на себя безусловную ответственность за происходящее с ними и за свою реакцию на события.
Затем мы должны принять, что имеет большее значение для каждого из нас: знание или обучение? Настоящее обучение открывает дорогу нашим страхам, неуверенности и сомнениям в собственной компетентности, а также уязвимости (связанной с тем, что мы и другие люди оказываемся нужными друг другу). Мы начинаем воспринимать свою повседневную работу как постоянный процесс обучения других и обучениях у них, а степень наших достижений начинает зависеть от качества нашего общения, поскольку совместная работа базируется на том, как мы говорим, как устанавливаем связи с людьми и как посвящаем себя друг другу и общим целям. В конечном счете, как считает Фред, успех или неудача предприятия определяется его техническим и эмоциональным интеллектом, целостностью и способностью создавать «успех за пределами успеха». Еще более важно, что Фред детально показывает, что именно нужно делать для совместной работы по развитию таких способностей. В сущности, он предлагает нам детальную карту и инструкцию для разработки коллективного сознания.
Когда я впервые встретился с Фредом, он был молодым преподавателем бухгалтерского учета в Массачусетском технологическом институте, при этом довольно необычным. К примеру, он часто заставлял своих студентов слушать в начале занятия музыку Бетховена. Он брал один и тот же кусок произведения и проигрывал его десяток раз, показывая студентам, что каждый раз они способны услышать что-то иное. Могло ли это быть возможным с учетом того, что сам фрагмент не менялся? Слушатели постепенно понимали, что это связано с тем, что музыка уже была не только на компакт-диске, но и в их головах.
В этом, как показывал Фред, и заключается первый принцип бухгалтерского учета: единственная ценность информации состоит в том, каким образом она интерпретируется в ментальных моделях «слушателей». Фред полагает, что единственный смысл любой оценки результативности состоит в том, чтобы способствовать развитию способностей людей работать над тем, чего они на самом деле хотят. И если к этой точке зрения относиться серьезно, то логика подсказывает нам, что истина кроется не в цифрах, а в смысле, который мы видим за ними. Кроме того, имеется значительное различие между учетом, который ведет к обучению, и учетом, который не приводит к развитию бухгалтеров и менеджеров. Состоит ли истинная цель в обучении и улучшении? Воспринимают ли люди собранные ими данные как истину или же они открыты к постоянному изучению или улучшению предположений, на базе которых были собраны данные? Представляют ли они собой часть человеческого сообщества, занимающегося изучением того, какую форму придать будущему, или же они просто ведут счет в игре, не зная игроков и не интересуясь ими? Существует ли у бизнеса какая-то важная цель и смысл и может ли бухгалтерский учет способствовать решению стоящих перед компанией задач?
Фред всегда считал, что ключ к организационному совершенству лежит в трансформации нашей деятельности от одностороннего контроля к культуре взаимного обучения. Когда люди постоянно изучают и улучшают данные и предположения, на которых базируется их карта реальности (а не воспринимают свою точку зрения как единственную истину), это позволяет высвободить невероятные запасы продуктивной энергии.
Излишне говорить, что курс Фреда подходил не для всех. Большинство студентов считали, что общение с ним изменило их жизнь. Возможно, именно по этой причине он был избран «Учителем года» в школе Слоана. Однако каждый семестр находилась пара людей, упрашивавших ректора уволить безумца, который рассказывал об управленческом учете затрат как о духовной практике.
Как и лекции самого Фреда, эта книга подходит не для всех. Если вы ищете книгу, помогающую «построить» других, то вам не сюда.
Изобретатель Бакминстер Фуллер любил говорить: «Если вы хотите изменить образ мыслей человека, то откажитесь от этой идеи. Вы не можете изменять его логику и стиль мышления. Дайте ему инструмент, с помощью которого он научится мыслить иначе». Фред Кофман как раз и предлагает вам несколько таких инструментов. И теперь практикам, серьезно относящимся к своему делу, пришло время ими воспользоваться.
Все сказанное было сказано кем-то.
Чтобы вы ни говорили, сохраняйте корни, пусть они и грязны. Это позволит вам видеть, откуда все взялось.