Вы здесь

Созидание Астрахани. III. Развитие строительных организаций с 1960 по 1990 года (А. И. Скрипченков)

III. Развитие строительных организаций с 1960 по 1990 года

В конце 1950 г. начале 1960 г. в области началась зарождаться новая промышленность, интенсивно велись геологоразведочные работы.

Открылось Промысловское газовое и нефтяное месторождение в Лиманском районе. Велось строительство газопровода Промысловка – Астрахань, и уже к 1 января 1960 года на Астраханскую газораспределительную станцию был подан первый газ, началась газификация города.

В конце 1950-х годов вошла в строй первая очередь домостроительного комбината, и, как я уже отмечал ранее, началось строительство целлюлозно-картонного комбината, заводов стекловолокна, электронного оборудования, резино-технических изделий, консервного, станкостроительного, заводов и завода силикатного кирпича.

Началось строиться крупное гидротехническое сооружение Вододелитель и ряд других объектов легкой и пищевой промышленности, стали строиться жилые дома в крупнопанельном исполнении 335 серии с нового домостроительного комбината.

Строительство Астраханского целлюлозного комбината началось по инициативе Н. С. Хрущева – первого секретаря ЦК КПСС. Он считал, что большие поля камышовых зарослей в дельте Волги, которые ежегодно возобновляются, будут являться основным сырьем для производства бумаги и картона, и этим сохранится большое количество древесины. Так думали не все, но проблема подчиненности низовых звеньев управления не позволила критически отнестись к предложению Н. С. Хрущева.

Поэтому в 1959 году началось строительство этого комбината. Для его возведения было создано специальное строительно-монтажное управление, начальником управления был назначен Г. Н. Ноздрин, главным инженером Протопопов В. П. Эти руководители с большим энтузиазмом стали создавать строительный коллектив, обеспечивать стройку стройматериалами, оборудованием и строительной техникой.

Проектом было предусмотрено сооружать основные производственные корпуса, колонны и перекрытия этажей из сборных железобетонных конструкций. Но в Астрахани заводов железобетонных конструкций не было, заказывать в других областях дорого и долго.

Поэтому руководство стройки по предложению Протопопова В. П. приняло решение производить эти изделия на месте. Изготовили оснастку, сварочный участок для изготовления металлоконструкций. Взяли в аренду у железнодорожников паровоз, который подавал пар для пропаривания изделий. Это позволило сократить сроки строительства и выйти из затруднительного положения, отдельные специалисты не верили в эту затею, считали что изделия будут низкого качества из-за плохого уплотнения бетона и низкой пропарки, но результаты показали, что при правильном подходе к этой проблеме, строгому контролю при изготовлении опалубки, сварки металлоконструкций, применению уплотнительных агрегатов и пропариванию изделия выходили высокого качества.

Директором строящегося комбината был Парадизов Стефан Павлович, опытный профессионал своего дела. Под его руководством строились бумажные комбинаты в Архангельской области, а также в свое время он являлся директором ряда предприятий бумажной промышленности. Его опыт в значительной степени оказывал помощь строителям в разрешении возникающих проблем в ходе стройки. Он был активным заказчиком, вовремя обеспечивал проектную документацию и поставку технологического импортного и советского оборудования.

Контроль за ходом строительства и оказание помощи строителям и заказчикам осуществлял председатель Совнархоза Сутырин В. В., он постоянно проводил планерки на полигоне, где заслушивал отчеты руководителей подрядных и субподрядных организаций о проделанной работе и о выполнении заданий, утвержденных на предыдущей планерке.

Были частые случаи, когда председатель Совнархоза Сутырин В. В., находясь в Москве, звонил в Астрахань и требовал собрать руководство строителей и заказчика на планерку, которую необходимо было провести сразу после его прилета в Астрахань. В то время самолет прибывал из Москвы в 4 часа утра, и планерка проходила ранним утром, сразу после прибытия самолета.

Такое внимание к этой стройке со стороны председателя Совнархоза было обусловлено двумя факторами. Первое – эта стройка находились под контролем первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н. С. Второе – при строительстве данного объекта создавался жилой поселок, т.е. комбинат был градообразующим предприятием. На это из бюджета выделялись необходимые капитальные вложения.

Хрущев Н. С. ежегодно приезжал в Астрахань и неизменно посещал стройку, интересовался жилищным строительством. Посещая объекты строительства жилых домов, он высказывал неудовлетворение тем, что дома строились из кирпича.

В жилищном строительстве он был ярым сторонником крупнопанельного домостроения и не признавал применение кирпича в жилищном и промышленном строительстве. Он требовал особенно быстро переходить на крупнопанельное домостроение.

После этих замечаний Сутыриным В. В. было принято решение при въезде в поселок по дороге Астрахань – Москва построить дом в крупнопанельном варианте, к этому времени Астраханский домостроительный комбинат уже освоил выпуск домов 335 серии (сейчас их называют Хрущевки). К следующему приезду Хрущева этот дом был построен. При очередном посещении комбината Хрущев заметил этот дом и был удовлетворен.

Затем построен второй такой же дом, и сейчас они стоят на въезде в поселок Бумажников со стороны Астрахани. После этого приезда Хрущев Н. С. Астрахань не посещал, так как был освобожден от должности первого секретаря ЦК КПСС.

Непризнания Хрущевым Н. С. кирпича, как строительного материала, привело к тому, что прекратилось выделение средств на реконструкцию кирпичных заводов, промышленность перестала выпускать оборудование для производства кирпича. Этим был нанесен значительный ущерб экономике, сооружению промышленных и гражданских объектов.

Строительство целлюлозно-бумажного комбината – это одна сторона вопроса, но нужно было решать и другие важные задачи: обеспеченность сырьем и кадрами. Для обеспечения сырьем в области было создано управление «Астраханпромзаготкамыш», управляющим которого был назначен Кузьмин В. В. Он начал создавать заготовительные площадки в дельте, оснащать их механизмами для кошения тростника, его уборки. Строились причалы для погрузки на баржи.

Создавался свой флот из барж, буксиров и причалов. Впоследствии оказалось, что применение тяжелой техники при скашивании, уборке и транспортировке камыша отрицательно сказывается на его воспроизводстве. Это были проектные просчеты.

Воспроизводство камыша уменьшилось, нужно было осваивать новые площади, строить новые причалы для хранения и погрузки камыша, а это дополнительные капитальные затраты, но что более важно – нарушалась установившаяся природная среда обитания животных и птиц.

Руководство Министерства целлюлозно-бумажной промышленности СССР стало искать выход из создавшего положения, оно хотело попытаться внедрить в Астраханской области опыт итальянской бумажной промышленности.

В Италии на определенных восьми участках земли выращивали тополя, через 8 лет эти деревья достигали зрелого возраста и их спиливали. На их место сажали новые деревья. Спиленных деревьев с одной площадки хватало на год работы бумажной промышленности и цикл повторялся. Министерство целлюлозно-бумажной промышленности СССР пригласило из Италии автора этих разработок господина Тронке, и он с группой своих сотрудников в 1964 году прибыл в Астрахань, где изучил процесс заготовки камыша, а также возможность выращивания тополей в Астраханской области. В Облисполкоме он продемонстрировал на слайдах процесс выращивания и заготовки древесины в Италии. Но руководство нашего Министерства не видело необходимости заниматься выращиванием древесины, так как в нашей стране самые большие в Европе лесные массивы, растущие в природной среде, а значит Астраханский целлюлозно-картонный комбинат может быть обеспечен сырьем, то есть поставкой древесины с камского бассейна.

Конец ознакомительного фрагмента.