II. Краткий обзор строительства в городе Астрахани с 1917 по 1960 год
В первые годы после революции главное внимание уделялось прежде всего рыбной промышленности, рыболовству и рыбообработке, а также сопутствующим уже действующим предприятиям – бондарным, сетевязальным, судоремонтным и судостроительным предприятием.
От рыбной отрасли в значительной степени зависела экономика города и края. В эти годы строительство новых объектов практически не велось. После принятия первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, плана индустриализации 1927 году в Астраханской области, в частности городе Астрахани, наметились и осуществлялись планы строительства новых предприятий и реконструкция действующих, создание подрядных строительных организаций.
В связи с ростом вылова рыбы за счет обновления и пополнения рыболовецкого флота, внедрения механизации методов лова рыбы, встала задача создания мощных предприятий для ее переработки, обеспечения предприятий транспортным флотом.
Одной из крупных новостроек первой пятилетки был Астраханский рыбокомбинат, вошедший в число 518 крупнейших новостроек СССР.
В состав комбината входило ряд предприятий: жиромучной завод, консервный, рыбокоптильный, икоро-балычный, филейный. Все эти предприятия вводились поочередно с 1930 по 1937 года. Строительство велось подрядной строительной организацией.
Развитие рыбодобывающей промышленности требовало необходимого наличия судоремонтных и судостроительных предприятий. Существующие мощности судоремонтных и судостроительных предприятий не в состоянии были удовлетворить потребности рыбной отрасли.
В 1931—1933 годах была построена судоверфь С. М. Кирова, это было самое крупное судоремонтно-судостроительное предприятие рыбной промышленности на Волге.
Подрядным способом в годы предвоенных пятилеток были построены:
В 1930 году судоремонтный завод имени Сталина, в 1934 году одним из крупнейших слипов в стране завод имени III интернационала, в 1927 году был построен завод имени X годовщины Октябрьской революции, жилые дома для рабочих и объекты культурно-бытового и социального назначения. Все эти и другие стройки велись временными подрядными бригадами, плохо обеспеченными техникой и строительными материалами.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война внесла коррективы, строительство велось только в интересах военного времени. В частности, в связи с оккупацией большой территории южных территорий России и прекращения снабжения по железным дорогам материально-технических ресурсов с Кавказа для нужд Красной Армии, в сентябре 1941 года правительством было принято решение о строительстве железной дороги Владимировка – Сталинград протяженностью 180 километров с паромной переправой, а также железной дороги Кизляр – Астрахань.
В декабре дорога Владимировка – Сталинград была в основном построена, а в 1942 году было завершено строительство железной дороги Астрахань – Кизляр протяженностью 344 километра, связывающей Астрахань с Кавказом. На строительство этих дорог были привлечены жители области. Эти дороги сыграли огромную роль в доставке фронту необходимой техники и материально-технических ресурсов и тем самым способствовали разгрому фашистов под Сталинградом.
На линии Астрахань – Кизляр в северной части города первоначально был построен наплавной понтонный мост, затем в 1943 году был возведен временный мост, который прослужил до 1953 года.
Строительством этого моста руководили старший прораб Нестеров Михаил Ефимович и прораб Данилов Ефим Николаевич. Мост строился под непрерывными бомбежками немецкой авиации. Но охрана моста зенитной артиллерией не давала фашистам достигнуть желаемой цели.
Наряду с этим астраханцы принимали активное участие в строительстве защитных траншей, рвов, окопов, которые не позволили немцам прорваться к Волге и Астрахани.
В 1943 году начались работы по восстановлению Сталинграда. Астраханцы участвовали в восстановлении города- героя, помогали строительными материалами: кирпичом, лесом, металлоконструкциями, а также и строителями.
Астрахань тоже нуждалась в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, но Астраханская область была на правах округа и входила в подчинение Сталинградской области. Руководство Астраханского округа в своих правах и действиях зависело от руководства области. Партийное руководство окружкома (первый секретарь Голышев Владимир Абрамович) обратилось в ЦК ВКП (Б) и правительство с ходатайством о создании Астраханской области.
Учитывая стратегическое значение края, правительство приняло решение создать Астраханскую область в установленных границах округа. В декабре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР область была создана.
В начале 1944 года был образован астраханский Обком ВКП (Б), Облисполком, Горсовет, отделы и управления по руководству народным хозяйством. В этом же году по ходатайству Облисполкома Наркомат гражданского строительства принял решение о создании в Астрахани Областного строительного треста «Астраханстрой» на месте с подчинением Облисполкому, как его структурного подразделения.
Трест начал комплектоваться кадрами, техникой, строительными материалами и оборудованием. Трест участвовал в работах по восстановлению городских объектов, благоустройству города, реконструкции и строительству промышленных предприятий, жилых домов и объектов соцкультбыта.
Как свидетельствуют архивы: «В 1945 году на благоустройство города Астрахани было выделено 1,5 миллиона рублей». Немало сил к восстановлению города приложил председатель Астраханского Горисполкома Лебедков Г. Д. Ремонтировались школы, больницы, приводились в порядок улицы, дороги, открывались магазины, восстанавливался жилой фонд. В 1945—1950 годы появились заново покрытые асфальтом улицы, в садах и парках было высажено 25 тысяч молодых деревьев.
Реконструированы Братский и Морской сады, Ленинский парк, заложены новые скверы, расширился и преобразился парк культуры и отдыха имени Карла Маркса, возник и новый парк в поселке Судоверфи имени С. М. Кирова.
В 1946 году правительством был разработан и принят Верховным Советом СССР «Закон о новом пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950гг.».
Планом предусматривалось восстановление и развитие промышленности, особенно машиностроительной. Намечалось увеличить объем промышленного производства области по сравнению с довоенным почти в два раза. А этого можно было достигнуть за счет реконструкции действующих предприятий и строительству новых, но для этого необходимо обеспечить промышленность электроэнергией и топливом.
В эти годы началось строительство Астраханской ГРЭС мощностью 100 мегаватт, которая была введена в 1947 году. В строительстве этой станции принимал участие Трест «Астраханстрой». Трестом были построены жилые дома для работников ГРЭС, дворец культуры, этим самым начала формироваться улица Яблочкова.
В эту пятилетку велось строительство совмещенного железнодорожного и автомобильного моста через Волгу, который был введен в эксплуатацию в 1952 году. Проектом предусматривались также железнодорожная часть и лишь односторонняя автомобильная проезжая часть, что было связано с экономией средств и малого количества автомобилей, которые переправлялись с Трусовской стороны в город и обратно.
Руководство области настаивало на строительстве двух автомобильных путей, но проектировщики не соглашались с этими требованиями. По этому вопросу пришлось обратиться в Правительство, но и там не согласились с предложенным проектным решением. Руководство области вынуждено было обратиться по данному вопросу к И. В. Сталину.
Сталин поручил Берии Л. П. внимательно рассмотреть и по возможности положительно решить эту просьбу. После обсуждения этого вопроса на совещании у Берии Л. П. с участием представителей Астраханского руководства, было принято решение разработать проект второго автомобильного пути с дополнительным выделением средств, что и было сделано.
Многие сегодня утверждают, что металлоконструкции для строительства дорог моста были вывезены из Германии в счет репарации. Это неверно, каждый мост проектировался и рассчитывался по нагрузкам и протяженности индивидуально, с учетом местности и рельефа, а также назначения. Металлоконструкции изготавливал Уралмашзавод в Свердловске.
Мостовые устои строились кессонным способом (в настоящее время этот метод ушел в историю). Строительство моста вел Сталинградский мостоотряд №3 и его управляющий Колесников.
В 1946 году началось строительство Аэропорта, телефонной станции на 6000 телефонных номеров, в строительстве этих объектов принимал участие Трест «Астраханстрой».
В эти годы по инициативе Обкома партии и Облисполкома возобновились работы по разведке на территории области месторождений природного газа и нефти, прерванные войной.
В 1950—1955 годах Трест «Астраханстрой» принимал участие в строительстве социальных и культурно-бытовых объектов, а также одного из крупнейших в стране тепловозоремонтного завода (ТРЗ), который был введен в 1954 году. Трест строил жилые дома, вел благоустройство улиц, строительство дворца культуры. В это время началась застраиваться улица Богдана Хмельницкого и продолжалось строительство улицы Боевой.
К 1955 году было построено около 4000 квадратных метров жилой площади.
По сегодняшним меркам это незначительная мера, но надо иметь в виду, что в то время строительные организации были слабо укомплектованы строительной техникой и кранами. Подъемные краны были в основном типа «Пионер» грузоподъемностью около одной тонны на высоту 5—6 метров, и то их было считанные единицы, из-за этого доставка строительных материалов при сооружении зданий велась в основном вручную носилками по деревянным сходням, но тем не менее, при слабой технической оснащенности, строители с большим энтузиазмом строили жилые дома и в установленные сроки вводили их в эксплуатацию.
При всех недостатках, руководство Треста под управлением Жукоборского М. С. старалось оснащать строительные подразделения техникой, транспортом, строительными материалами и оборудованием.
Жукоборский М. С. много сил приложил для укрепления и авторитета Треста и строительной специальности. Строительные артели стали вливаться в Трест и создаваться строительно-монтажные управления (СМУ), стали возникать субподрядные организации по монтажу и наладке оборудования.
Особое значение Трест приобрел после создания Астраханского Совнархоза, который был образован в 1955 году.
Учитывая большую потребность в строительстве, возникла необходимость управлять этой отраслью, поэтому при Совнархозе был создан отдел по строительству. Руководителем этого отдела был утвержден Прохватилов Валентин Кириллович, в Облисполкоме строительством занимался заместитель председателя Облисполкома Баранов Николай Александрович.
Отдел Совнархоза стал активно заниматься укреплением строительных организаций Треста, созданием строительно- монтажных управлений (СМУ), специализированных монтажных субподрядных строительных организаций, созданием базы стройиндустрии, укомплектованием специалистами строительных профессий.
Руководство Совнархоза (Сутырин В. В.) уделяло особое внимание капитальному строительству и выделению капвложений в производственное и жилищное строительство. Планы согласовались с Обкомом КПСС и Облисполкомом. Решая эти первостепенные задачи, необходимо было создание производственной строительной базы.
Начались строиться заводы железобетонных конструкций, бетонные цеха, деревообрабатывающий завод, керамзитовый и другие предприятия стройиндустрии.
Это позволило начать строительство крупных промышленных объектов, заводов стекловолокна и резино-технических изделий, электронного, консервного, станкостроительного заводов, целлюлозно-картонного комбината, вододелителя. Для строительства этих объектов нужны были специалисты инженерного профиля. Руководство Совнархоза откомандировало начальника отдела кадров Пуляхина Леонида Григорьевича в нефтяной институт города Грозный, Ростовский и Сталинградский строительные институты для вербовки студентов-выпускников этих вузов на работу в Астрахань, в газонефтяную и строительную отрасль Области, и надо сказать, что этот вояж удался.
В Астрахань приехали молодые специалисты-нефтяники Круглов Ю. И., Шейкин Ф. И., Шаранович А. Ф., Элистратов В. И., Дружков В. Б., Калимулин.
Прибыли и специалисты строительных профилей, среди них Вачнадзе Г. М., Асанидзе Л. Г., Беляков В. А., Касаткин М. Л., Протопопов В. П., Степанов А. И., Калинин В. П., Фабриков П. Е., Свирин В. Н., Фролов В. М., Каплуновский В. Б., которые в скором времени стали руководителями строительных организаций – организаторами строительного производства.
Вторая половина 50-х годов была насыщена особыми торжествами: в 1958 году наступала четырехсотлетняя дата от начала создания Астрахани. К этой дате руководство города, Обком и Горком КПСС, Совнархоз приняли решение построить в городе главную площадь за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели Правительством страны.
Проектом предусматривалось строительство самой площади с установкой в центре памятника В. И. Ленину, а также улицы с кирпичными домами по индивидуальным проектам.
На тот момент это место рядом с Кремлем представляло из себя унылое зрелище, болотистые непросыхающие лужи, вдоль площади стояли деревянные 2-х и 3-х этажные жалкого вида жилые дома. Часть территории, где сейчас фонтан символизирующий реку «Нева», была отведена под стадион без трибун, где играла астраханская команда «Пищевик» Астраханского рыбокомбината.
Площадь Ленина проектировалась Астраханскими проектировщиками и специалистами разных профессий. В состав группы архитекторов под руководством главного архитектора области Ананьева В. М. входили также архитекторы Егорова Е. Г., Немиров Б. И., Жильцов Е. Ф., Хорькова В. Г. Художественное оформление осуществлял Астраханский художник Скоков Н. Н.
Строительство площади велось под непосредственным контролем первого секретаря Астраханского Горкома КПСС Верескунова Николая Семеновича и председателя городского совета Едского В. П.
Непосредственную координацию работ осуществляли представители Горкома КПСС Пашин В. Н., от Горисполкома Сафонников В. Н. Они ежедневно следили за ходом строительства и при необходимости оказывали помощь строителям в материальном и техническом обеспечении.
Здесь уместно привести выдержку из книги Пашина В. Н. «Астрахань, Североморск, Мурманск – незабываемые встречи и дела» (работающего в то время в аппарате Астраханского Горкома партии), где он пишет: «Из наиболее памятных событий отмечу подготовку к 400-летию Астрахани в 1957 году, в которой я участвовал, будучи заместителем заведующего отделом».
До 400-летия оставалось 3—4 месяца, а дела по строительству площади у кремлевской стены не ладились. Дело в том, что место, которое запланировали превратить в площадь Ленина с памятником и фонтанами, подтапливали грунтовые воды. Предстояло выполнить огромный объем дренажных работ и уложить трубы, чтобы отвести грунтовые воды в ливневую канализацию. Чтобы ускорить эти работы, проводились воскресники и субботники с привлечением большого числа астраханцев. Через каждые 50 метров были прорыты траншеи для укладки дренажных труб. Однако, они были заполнены водой, что затрудняло проведение работ.
В это трудное и ответственное время меня вызвал к себе первый секретарь горкома КПСС Верескунов Николай Семенович и предложил возглавить штаб по строительству площади. Моим помощником был назначен заведующий горкомхозом Сафонников Владимир Никифорович, мой друг. В горком партии, где я работал в то время, мне разрешили не приходить, чтобы можно было постоянно находиться на строительстве, при необходимости пользоваться автотранспортом горкома, вплоть до машины первого секретаря.
И начали мы действовать. Собрали руководителей и специалистов, которые были задействованы в строительстве. Надо было принять новое решение, позволяющее к 400-летию города построить площадь. После длительных обсуждений решили: все траншеи, затопленные водой, засыпать с помощью бульдозеров. Новые траншеи рыть ленточным экскаватором и сразу же заполнять гравием, укладывать дренажные трубы и таким образом создавать дренажную систему.
И дело пошло. Работа проводилась в две смены, что позволило закончить стройку и установить памятник В. И. Ленину в намеченный срок. В знак благодарности меня наградили премией (за счет одной из строительных организаций, участвующих в строительстве площади, так как у партийных органов для премий средств никогда не было). Мне дали двухнедельный отпуск, который я использовал для поездки в город Гурьев. Позже, в декабре 1958 года меня избрали вторым секретарем Кировского райкома партии города Астрахани.
Из наиболее запомнившихся дел в районе расскажу о так называемом «Лебедином озере». Рядом с 17-й пристанью на Волге был обмелевший пруд. У меня возникла идея его углубить и запустить в него рыбу и лебедей.
Вода была спущена, туда загнали экскаватор и за два месяца углубили этот пруд. После этого он опять был заполнен водой. Я организовал доставку молоди сазана, Владимир Сафонников добыл где-то двух лебедей, для них был сооружен плавающий домик, и «Лебединое озеро» зажило своей жизнью.
Сбоку к озеру примыкал летний ресторан, выходящий на сваях в озеро. Посетители бросали в воду хлеб и часто наблюдали за уже выросшими сазанами, которые всплывали, чтобы полакомиться угощениями посетителей ресторанчика.
Отчетливо вспоминается еще одна знаменательная дата – 6 ноября 1958 года, когда в центре площади был открыт памятник В. И. Ленину, выполненный скульптором Лауреатом Государственной премии СССР Азгуром З. И.
После торжественного открытия памятника площади присвоено имя В. И. Ленина, и улица, проложенная вдоль площади, также получила название улица Ленина.
Жилые дома, обрамляющие площадь Ленина, строились трестом «Астраханстрой» по проекту Ананьева В. М. По его же проекту на площади были возведены фонтаны. Сегодня они уничтожены, и на их месте сооружены новые, которые не украсили площадь.
Одновременно со строительством площади велись строительные работы по реконструкции и благоустройству прилегающих к площади территорий, а именно канала имени 1-го Мая и пристани №17, где обустраивались аллеи, вокзальные здания, велись работы по озеленению. Был засыпан пересохший канал, ранее соединяющий Волгу с каналом 1-го Мая, который в народе назывался «Скаржинка». Ныне на засыпанном участке построен проспект имени Губернатора Астраханской области Гужвина А. П.
В скверах города обустраивались танцевальные площадки, где каждый вечер играли духовые оркестры на добровольных началах.
При разработке нового генерального плана города Астрахани в середине 60-х годов, по предложению первого секретаря Обкома КПСС В. И. Антонова, площадь В. И. Ленина предусматривалось продлить до берега реки Волги.
В. И. Антонов говорил, что «Главным проспектом города Астрахани является Волга, а площадь Ленина с выходом на Волгу будет его украшением!», но для этого надо было снести казармы военной части и ряд жилых старых зданий. Снести казармы военных летчиков долгое время не удавалось из-за возражения Министерства обороны СССР.
Только при личной встрече В. И. Антонова с Министром обороны СССР Гречко Андреем Антоновичем, и после его приезда в Астрахань в 1965 году эта просьба была положительно решена. Военная часть была перебазирована на другое место, и казармы были снесены, на их месте был разбит парк – продолжение площади Ленина. Но в последствии строительство площади снова застопорилось, теперь уже из-за сноса ряда жилых домов.
Руководство города оставило решение этой задачи на будущее. Сейчас воплотить эту идею в жизнь уже не удастся. Построено здание Областного суда.