Татария (Tartaria), зарождение России и древнейшие города на Волге (Итили, Идели)
Казанское ханство, Московское княжество и Большая Тюркская Орда в средние века
Опасаясь столкновения с Большой Тюркской Ордой, Махмуд всячески стремился укрепить Казанское ханство. В этой связи ему пришлось выбирать между исламом и ведическим мировоззрением. Уже распространившийся среди тюрок ислам, как и христианство, как нельзя лучше соответствовал установлению самодержавной ханской власти. Ведическая демократическая традиция организации общества становилась ненужной. Поэтому Махмуд сделал ставку на ислам. Всяческое содействие исламу привлекло на сторону Махмуда многих тюрок-мусульман, которые целыми аулами стали переходить на его сторону. Численность тюрок-мусульман в Казанском ханстве стала резко расти. Именно при Махмуде Казань превратилась в мощный центр исламской культуры.
Значительно увеличилась территория Казанского ханства. При Махмуде в Казанское ханство вошли многие города с округой, расположенные на западном берегу Волги: Синбир (Симбирск), Сары Тау (Саратов), Сары-тин (Царицын). Однако предпочтение Махмуда исламу породило процесс этно-религиозного размежевания между тюрками-мусульманами и тюрками, называемыми некоторыми авторами, – славянами-татарами. Так называемые, славяне-татары (в основе своей древнетюркское конное войско; прим. авт.), не желая принимать ислам, стали уходить в т.н. славянские княжества (в основном в Московию; прим. авт.). И если раньше их уход был единичным и групповым явлением, то теперь он обрёл массовый характер. Подталкивали этот процесс и решения, принятые Василием II. Трагические события 1444—47 гг. показали Василию II и его окружению, что т.н. славяне-татары были не только превосходными воинами, но к верными присяге подданными. Поэтому началось их широкое приглашение на службу московскому князю.
Рис.9. Воины Великой Татарии (Tartaria)
Скорее всего что под славяно-татарами автор понимает совместные войсковые соединения и союзы исконно татарской (древнетюркской) кочевой кавалерии, с ее особой дисциплиной, и пехоты из числа славян и иных местных племен, в том числе воинов из числа дружины местной знати, возможно имевшей и славянские корни. Примерно по указанной модели сложилось войско хана Аспаруха, – при создании им совместно с тюркским населением Дунайской Болгарии, – а затем эта модель перенеслась на весь народ, что и предопределило дальнейшее развитие болгарского языка на Дунае с большим числом языковых заимствований от присоединившегося славянизированного, в более ранний период истории, населения. Для примера, в соседней Венгрии, тюркская конная армия целиком растворилась в языковой среде местного фино-угорского населения, – о чем писали в своих книгах Ибн-Фадлан и Аль-Гарнати, которые во времена раннего средневековья описали в своих путевых записках при поездках в Волжскую и Дунайскую Болгарии и на территориях между этими государствами. В тогдашней Венгрии конное тюркское войско было еще двуязычным.
Приблизительно по такому же сценарию сложились отношения внутри казачества, имеющего тюркские степные корни. Ведь казак – это по древнетатарски всадник.
Уже при Дмитрии Донском в Московии начали строить первую засечную линию по реке Оке и оборудовать её крепостями. Для несения службы в крепостях и в пограничной линии нужны были особые войска. Для этой службы т.н. славяне-татары подходили как нельзя лучше. Именно поэтому при Василии II впервые стали предлагать им службу в крепостях за жалование. После достижения соглашения их тысячный отряд становился стрелецкой дружиной, а тысячник – стрелецким головой. Так появились служилые татары. Служба в таких дружинах была наследственной. Сохраняя внутреннюю автономию, стрельцы приносили присягу князю.
Почему перешедшие на службу к московскому князю воины стали называться ещё и стрельцами? Дело в том, что в то время лучшими стрелками в мире из лука были быввшие ордынские воины, татары. В своей книге «От ариев к русичам» рассказывается, что послать стрелу на 500 и более метров для ордынского воина было обычным делом. Английские лучники, которых восхваляет официальная история, посылали стрелу едва за 300 метров. По этой причине стрелецкие дружины были лучшей частью московского войска. Лучшей частью они оставались на протяжении более чем 200 лет.
Поступая на службу в московское войско, они оговаривали для себя особые условия. Они были свободными людьми и желали оставаться таковыми. Закрепостить служилого татарина никто не имел права. По мнению некоторых авторов, многие из них имели ведическое мировоззрение, которое они не меняли, как того ни добивались христианские попы. Служилые татары сохраняли ордынскую организацию внутренней жизни и подготовки войска. Военное обучение и организация боевых действий оставались прежними. Закрепление служилых татар за землей не допускалось, так как оно воспретило бы им заниматься военным делом – прямым их предназначением. Благодаря вниманию к служилым татарам, вооружённые силы московского княжества стали быстро увеличиваться. Ещё быстрее стала возрастать их боеспособность, об этом также упоминает Лев Гумилев в своих исторических трудах (памятник великому историку стоит в центре Казани. прим. автора).
Реализация этого решения очень скоро дала положительный результат. Это впервые проявилось в январе 1450 года, во время штурма Галича, в котором засел Д. Шемяка со своим войском. Несмотря на широкое применение его войском огнестрельного оружия и расположения его на горе, на которую поднимались московские войска, они одержали над войском Д. Шемяки полную победу. Показателен и другой случай. В 1456 году состоялся поход против Великого Новгорода. Поход завершился успешно, была взята и ограблена Старая Русса. После чего московское войско с добычей повернуло назад. Отход прикрывала стрелецкая дружина численностью около 500 человек.
С. Соловьёв даёт численность всего в 200 человек, что неверно. Новгородцы собрали и послали вдогонку войско численностью около 5 тысяч человек. Стрелецкая дружина организовала в одном из сёл засаду. Улицы были перегорожены возами. За этими возами, в домах и на крышах домов засели стрелки-лучники. Как только новгородцы втянулись в улицы и наткнулись на возы, стрелки-лучники стали поражать их стрелами почти в упор. Перебито было почти всё войско. Новгород вынужден был капитулировать. Приводя рассказ С. Соловьёва в своём труде «Древняя Русь и Великая Степь» Л. Гумилёв пытался обосновать свою теорию подъёма пассионарности в среде московского люда. На самом деле никакого подъёма пассионарности не было. Победа была достигнута благодаря боевому мастерству служилых татар, сохранивших систему выучки ордынского тюркского войска.
Подъёму и усилению московского княжества способствовали не только мирные отношения с Казанью и переход служилых татар на службу московскому князю. В это время Большая Тюркская Орда продолжала слабеть. На востоке многие города и селения добровольно перешли в подчинение Казанского ханства. На юго-западе, после захвата власти в Крыму Хаджи-Гиреем и образования Крымского ханства, положение тоже было катастрофическим. После утверждения Хаджи-Гирея на престоле Крымского ханства, другой претендент на этот престол Саид-Ахмед обосновался в Подолии и перешёл на сторону Кичи-Мухаммеда. Подбиваемый им Саид-Ахмед в 1452 году вторгся в Литву и дошёл до Львова.
Однако в тыл ему ударил Хаджи-Гирей. В сражении погибло много тюрок, поддерживавших Саид-Ахмеда. Сам он едва спасся бегством. Позиции Хаджи-Гирея в Крыму ещё более укрепились. Но Кичи – Мухаммед не собирался сдаваться. Опираясь на генуэзцев и Саид-Ахмеда, он хотел, во что бы то ни стало овладеть Крымом. Но этому не суждено было сбыться. В 1454 году турки-османы взяли Константинополь. В его обороне приняли участие генуэзские купцы, направившие свой флот из Таврии на помощь византийцам. Это сблизило турецкого султана с Хаджи-Гиреем. В этом же году в районе Керчи состоялась встреча Хаджи-Гирея с командующим османским флотом Дмир Кахья, в результате которой было заключено соглашение о военной помощи тюркам-крымчакам со стороны турок-османов, на случай войны с Кичи-Мухаммедом и генуэзцами. Это ещё более упрочило положение Хаджи-Гирея.
Кичи-Мухаммед, лишившись возможности захватить Крым, вновь подтолкнул саид-ахмеда к нападению на Литву. В 1455 году он опять вторгся в Литву, но был разбит, попал в плен и был посажен в крепость г. Ковно. С пленением саид-ахмеда и его детей не осталось претендентов на престол крымского ханства. После чего Польша и Литва признали его самостоятельность. Неудачи на востоке и юго-западе подломили силы Кичи-Мухаммеда. В 1459 году он скончался. Таким образом, ослабление большой тюркской орды наряду с обстоятельствами, приведёнными выше, способствовали подъёму Москвы. Неслучайно, несмотря на трагические обстоятельства правления Василия II (Тёмного), территория московского княжества увеличилась в 30 раз.
После смерти Кичи-Мухаммеда в Большой Тюркской Орде началась борьба за власть между его сыновьями махмудом и ахметом. В 1459 году старший сын Кичи-Мухаммеда Махмуд был провозглашён ханом Большой Тюркской Орды. В марте 1462 года умер Василий II (Тёмный). Задолго до своей смерти великий князь Василий принял решение о престолонаследии. Иго старший сын Иван уже в 1449 году именовался великим князем. В 1451 году он формально возглавлял московское войско в походе против Д. Шемяки. В 1452 году, когда ему было всего 12,5 лет, состоялась его свадьба. Вскоре после свадьбы он становится реальным соправителем Василия II. Так что к моменту смерти своего отца князь Иван имел большой опыт государственного управления.
Конец ознакомительного фрагмента.