Вы здесь

Создай свой город: история и современность. Великая Татария (Tartaria), Россия и становление наукоградов «Иннополис» и «Смарт Сити Казань». Предисловие (Рамиль Булатов)

© Рамиль Булатов, 2017


ISBN 978-5-4485-2795-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

«…Здесь будет город заложен…»

А. Пушкин «Медный всадник»

Еще ни один человек на Земле от самого рождения не ведал, будет ли он градостроителем, полководцем, ученым, специалистом в своем деле или художником. Судьба людей многолика и не всегда она сразу открывает ту единственную дорогу, которая ведет к созидательному успеху, всеобщему признанию и следу в истории человечества.

Если заглянуть в мировую историю, эдак, от пары тысяч лет тому назад и до наших дней, мы сможем для себя отметить множество заметных личностей, чьи имена связаны тем или иным образом с планированием и строительством городов.

Не напрасно эта глава начинается стихами русского поэта Александра Пушкина об основателе одного из красивейших и известнейших городов мира, – российского города Санкт-Петербург, – императоре Петре I.

«…На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн…»


Рис.1. Петр I, основатель Санкт-Петербурга


О больших и известных городах написано колоссальное количество литературы, подлинных историй и легенд, исторических справок и воспоминаний, опубликована масса фотографий и снято множество фильмов.

В этой книге мы постараемся напомнить о нескольких малоизвестных читателю авторах идей и проектов, ставших волею судьбы зачинателями, основателями городов и поселений.

Поль Шомеди, сьёр де Мезоннёв (фр. Paul Chomedey, sieur de Maisonneuve) (15 февраля 1612, Нёвиль-сюр-Ван, Шампань, Франция – 9 сентября 1676) – французский офицер, основатель Монреаля.


Рис.2. Поль Шомеди, сьёр де Мезоннёв


Родился в аристократической семье в провинции Шампань (Франция). Начал военную карьеру в возрасте 13 лет.

Был нанят Орденом иезуитов для обеспечения безопасности миссионеров, отправлявшихся в Новую Францию, чтобы основать колонию на острове Монреаль. В 1641 году он с будущими колонистами прибыл в город Квебек, где остался на зимовку. Губернатор пытался отговорить его от поездки в край, где жило много ирокезов, но на следующий год Мезоннёв поехал на остров. Там он основал поселение Вилль-Мари (позже переименованное в Монреаль). Сначала колонистам удалось поддерживать мирные отношения с индейцами, но в 1643 1644 годах начались военные столкновения с ирокезами. В 1645 году Мезоннёв получил известия, что его отец умер, и уехал во Францию. В 1647 году он вернулся в колонию и продолжил войну с индейцами.

В 1652 году ему пришлось снова уехать во Францию, где он нашёл сто добровольцев для защиты Монреаля. Когда с этой сотней он вернулся в Монреаль, там оставалось только 50 поселенцев – остальные вынуждены были бежать в Квебек. Скоро колония усилилась настолько, чтобы противостоять нападениям. В 1665 году Мезоннёв был отозван во Францию. Он умер в Париже всеми забытый в 1676 году.


Фото 1. Статуя на площади Плацдарм в Монреале


В честь него названы бульвар Мезоннёв в Гатино ́ (город в Канаде в провинции Квебек) и бульвар Де-Мезоннёв в Монреале /ru.wikipedia.org/.

Панах Али-хан, Панах-хан (азерб. Pənah Əli xan; 1693 – 1763) – создатель и первый правитель Карабахского ханства, основатель ханской династии Джеванширов. При нём к Карабаху были присоединён Зангезур и поставлены в зависимость ханы Гянджи, Нахичевани, Эривани и Ардебиля, а также ликвидировано самоуправление армянских меликов (правителей) Нагорного Карабаха.


Рис.3. Панах-Али-хан, Карабахский хан 1747 – 1763 г.г.


Обосновавшись в Нагорном Карабахе благодаря междоусобице среди местных армянских правителей, Панах-хан и его сын Ибрагим своими действиями вызвали массовый исход армянского населения из этого региона в конце XVIII века.

При создании ханства на территории Карабаха не было города подобного Тебризу, Ардебилю, Гяндже или Шемахе. Тогда как наличие таких политико-экономических центров имело большое значение для будущего развития ханств. Создание новых городов-крепостей можно считать большим военно-политическим успехом Панах-хана.

Первым шагом в созидательной деятельности Панах-Али-хана было строительство крепости Баят, построенная в 1748 году."….Географическое положение края было таково, что покрытые лесами горные склоны, прохладные долины, которые укрывали пастухов в летнюю жару, находились в руках армянских меликов, а джеванширцы кочевали по безводным, засушливым степям, тянущимся до берегов Куры. Панах-хан решил укрепиться где-нибудь в горах, Карабаха. Для осуществления его целей ему необходима была выгодная в стратегическом отношении позиция.

В 1751 году была построена новая крепость близ известного источника Шахбулаг, где из извести и камня были построены дома, мечети, бани и торговые ряды и на непродолжительное время сюда переносится центр всего ханства. В этот период Панах-хан завладел магалами Татев, Сисиан, Кафан и Мегри.


Фото 2. Крепость Шахбулаг.


Множество внешнеполитических факторов заставили Панах-хана заняться обороной своего государства. С этой целью он решил основать новый город-крепость. Так он высказался об этом на заседании Дивана в Шахбулаге:

– «Крепость мы должны построить на веки вечные, среди гор, в непроходимом, неприступном месте, чтобы даже самый сильный враг не смог осадить её».

В Равнинном Карабахе проживали тюркские племена джеваншир, кебирли, отуз-ики. В Нагорном Карабахе проживали армяне.

В 1751 году на высокой обрывистой горе началось строительство крепости, получившей поначалу название Панахабад, впоследствии она стала называться Шуша.

Новый центр Карабахского ханства был окружен скалами, высокими стенами и сильно укреплен. Опираясь на неприступную столицу Шушу карабахский хан начал подчинять себе соседние земли.

Не прошло и года после строительства новой крепости, как на Карабахское ханство напал Мухаммед Гасан-хан, один из главных претендентов на шахский престол в Персии. Не решившись на осаду сильной крепости, Каджар со своими войсками целый месяц простоял вдали от Шуши, в местности Хатун-архи, ибо «не смог с таким крупным войском даже приблизиться к окрестностям крепости». Каджар покинул пределы Карабаха. Его отступление было столь поспешным, что он даже бросил свои пушки.


Рис.4. Вид города Шуша. Рисунок В. Верещагина, 1865


Сегодня Шуша (азерб.) / Шуши (арм.) – город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м над уровнем моря, на автодороге Степанакерт (Ханкенди) – Горис, в 11 км к югу от Степанакерта /ru.wikipedia.org/.

Александрия Египетская (араб./тур. – Искандеры, Скандеры) – центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население – ок. 3,6 млн. человек.

Александрия была основана Александром Великим в 331—332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названа в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников. По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ – «основанное богом Ра»), где уже при фараонах Саисской династии (VII – VI вв. до Р. Х.) селились греки. Впоследствии это имя носил один из кварталов, а египтяне называли так сам город.


Фото 3. Александр Македонский – величайший завоеватель Древнего мира. | Фото: britishmuseum.tumblr.com. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/131016/31779/


Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305—330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией, Палестиной, Аравией, Грецией, островами Эгейского моря, Карфагеном, Сицилией и Римом. Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.


Рис.5. Ворота квартала «Дельта» в Александрии. L. G. Casas’a («Voyage pittoresque de la Syrie, de la Phenicie, de la Palestine et de la Basse Egypte», II).


План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама, был основан на прямоугольной сети улиц; 2 осевые и очень широкие (более 30 м.) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах Александрии позволяют судить сведения Страбона, посетившего Египет в 25—24 году до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом: 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2—1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греческого алфавита: Α, Β, Γ, Ϫ, Ε. При императоре Адриане (117—138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора – Адрианов. Описание Александрии римского времени, сделанное после 117 и до 272 года, сохранилось в хронике Михаила Сирийца XII века. Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет Александрию величайшим городом мира. Действительно, во времена империи она уступала по величине только Риму /drevo-info.ru/.

В общей сложности Александр Македонский основал 10 городов, но название Александрия носит только Александрия Египетская.

Города России и их основатели

Во вселенной бессчётное множество миров,

А я еще и одного не завоевал!

Александр Македонский

Болгар, – находится на территории Республики Татарстан (Российская Федерация), – один из старейших городов на территории современной России, возрожденный в новейшей истории Евразии /Татарии (лат., англ.,итал.: Tartaria), Золотой Орды, России/.

Немного истории из прежних изысканий, которые посвящены установлению корней и древних этнических и исторических связей, – произведенных по археологическим и историческим источникам и исследованиям древних и современных отечественных и зарубежных ученых, – между культурой и этническими контактами протоболгар, начиная с периода Великого переселении народов, образования тюркских империй в Евразии, ранних средневековых государств в Восточной Европе, современных европейских государств и территорий проживания потомков болгаро-татарского этноса, а также его связей с народами ранних государств: Волжской и Дунайской Болгарии, Италии и Центральной Европы, России и жителями Казани и районов Республики Татарстан, в том числе и чудесного города Азнакаево и Азнакаевского муниципального района Татарстана.

После смерти хана Кубрата*, пятеро его сыновей не исполнив завет отца быть сплочёнными, разделили болгарскую орду*** и каждый со своим племенем избрал свой путь. Самый младший сын Кубрата, по словам Феофана исповедника: «…другой, пришедши в Пентаполис при Равенне, покорился царям христианским» [1,2].

Вначале с частью тюркоязычной болгарской орды хан Альцек** мигрировал в Аварский каганат. В 631 году он попытался овладеть каганским троном, но проиграл, болгары были разбиты и двинулись в Баварию. Здесь они стали просить короля франков Дагоберта I заселиться в пределах его государства. Дагоберт I разрешил болгарам здесь селиться, однако, посчитав их угрозой, вероломно приказал своей армии вырезать 9000 болгар ночью. Оставшиеся болгары Алцека отступили и несколько десятилетий несли службу в Карантанском княжестве на территории современной Австрии, входившем в конфедерацию Само. Затем Альцек со своей частью болгарского народа ушел в италийские земли [2].

Хан Альцек просил у короля лангобардов Гримоальда (662—671) возможности поселиться в его стране, обещая служить ему. Король Гримоальд отправил их к своему сыну Ромуальду I в Беневент, где они и осели в Сепине, Бовиане и Инзернии [2,3]. Ромуальд принял болгар радушно и дал им земли. Он также распорядился, чтобы титул Альцека был изменён с герцога, как называет его историк Павел Диакон, на гастальда (титул наместника), согласно латинским названиям [4].

Павел Диакон завершает рассказ о болгарах Альцека так:

«И они живут в этих местах, о которых мы говорили, вплоть до настоящего времени, и хотя они говорят и на латыни тоже, но всё же ещё до конца не отказались от употребления собственного языка» [3,4].

Другая часть болгар, позднее осела в Тоскане в местечке под названием Сала дель Дука Аллоне [5] (с 1075 г. – Булгари Каструм, ныне Больгери) для отражения византийских экспедиций с Сардинии [6].

Археологические сведения и находки в разных частях Италии, в том числе и в Беневенто, подтверждают сведения письменных источников о миграции тюркоязычных болгар [7,8].

До настоящего времени в Российской Федерации, Республике Татарстан чтят имена потомков династии Дуло, – основателей ряда государств раннего средневековья: Великой Булгарии, Дунайской и Волжской Болгарии, – хана Кубрата и его сыновей: Батбаяна, Котрага, Аспаруха (фото.4), Кубера и Альцека, которые широко расселились со своими войсками и соплеменниками по территории Восточной и Западной Европы (рис.6.).


Рис.6. Великая Болгария и расширение болгарского влияния и культуры болгар в Европе /https://commons.wikimedia.org/wiki/User:Kandi/


Кубрат считается одной из наиболее значимых личностей в болгарской истории и истории России. Это человек, который объединил разрозненные племена. Дал толчок будущей булгарской государственности на Дунае и Волге.


Фото.4. Памятная доска Хану Аспаруху. Открыта в декабре 2010 г. в Болгарии на Дунае


Примечательно, что Волжская Булгария – первое полноценное государство в Восточной Европе, со всеми атрибутами государственной власти, и признанное мировым сообществом в раннем средневековье, о чем говорят древние западноевропейские и восточные источники, карты, мировая торговля и дипломатия тех лет.

Во времена раннего средневековья и была заложена на реке Волге (Ра, Итиль, Идель) столица Волжской Булгарии, – город Болгар, – сыном хана Кубрата, первым правителем государства ханом Кубратом. По одной из основных исторических версий современное название Великой русской реки Волга происходит от Болгар (отсюда и наречение живущих вдоль реки волгари, болгари, болгары – это хорошо объясняется одним из правил образования языковых диалектов за счет чередования согласных и гласных.


Фото. 5. Болгар. Пристань на реке Волга /sdelanounas.ru/


В Татарстане восстановлен во всей красе исторический город Болгар – ранняя столица Волжской Булгарии (фото.5), который сейчас является местом поломничества туристов и любителей истории, памятник культуры занесенный в сокровищницу ЮНЕСКО.

В 1722г. Великий Булгар посетил российский император Пётр I, в 1767 г. – императрица Екатерина II. При Петре I в центре Булгара сохранялись более 70 каменных сооружений, при Екатерине II – уже 44, в конце XIX в. – всего 6.

В 2005 году вся передовая мировая общественность отмечало 1000-летие Казани, столицы Татарстана, на протяжении веков существовавшей как столица единого народа в период его многолетней булгаро-татарско-российской истории. Город со второй половины XIV века не только является экономическим и административным центром своего округа, это уже политический центр Булгарии. В начале XV века его уже именуют «Булгар ал-Джадид», то есть «Новый Булгар» [12].

Интересны и другие попытки перенести столицу народа при давлении неприятеля в иные места, вглубь страны. В истории болгаро-татарского периода народа они также оставили неизгладимый слеД. Примечателен следующий исторический факт, который касается одной из столиц нефтеносного района Татарстана – города Азнакаево (фото. 6).

Так, в книге академика Бегунова говорится: «…Под прикрытием трёхтысячного булюка Белека, Сын-Саида увела булгарцев к реке Иждарлы (Стярле) в Кичи-Булгартау („Малые Булгарские горы“) или „Маленький Урал“, (ныне – Бугульминско-Белебеевская возвышенность), возле которой построила город Кичи-Булгар („Маленький Булгар“) или Азнакай-Булгар (Азнакаево). Этот город стал вначале новой второй столицей Булгарского царства, а затем и первой <…> Только человек 200 булгарцев остались в Булгаре…» («Сокровища булгарского народа. Выпуск 1. Этногенез. История. Культура. Под редакцией академика Ю. К. Бегунова»/Санкт-Петербург, 2007). О современном состоянии и развитии Азнакаевского муниципального района и города Азнакаево мы писали в своих статьях и книгах. В настоящее время совместно с Академией наук РТ, Российским экологическим центром, руководством района развивается проект «Азнакаево – город зеленых инноваций с высоким качеством жизни населения». Это интересная страница истории нации и требует отдельного подробного рассмотрения.


Фото.6. Азнакаево. Часть города /www.tatcenter.ru/.


В ХIХ веке Казань долгое время называли «Булгар-аль-джадид». Эти исторические факты нашли отражение и в трудах К. Насыри. Ученый полагал, что решающее влияние на формирование казанских татар, как нации, оказывали волго-камские булгары Поволжья [13].


Фото.7. Казань. Исторический центр города и Кремль


Генералитетная перепись населения в конце царствования Анны Иоановны показала места по числу жителей самых крупных городов того времени. Казань оказалась на первом месте по числу горожан – жителей города. В 1738 году в Казани насчитывалось 192422 человека. В первую тройку городов по численности вошли:

1. Казань – 192422 чел.

2. Новгород – 168802 чел.

3. Нижний Новгород – 156375 чел.

Москва осталась на четвертом месте. Там проживало на то время 151529 жителей.


Фиг.1. Документы и результаты генералитетной переписи 1738 года


Казань в настоящее время – это Третья, и наиболее древняя, столица России (фото.7). За обладание этой жемчужиной Восточной Европы велась многовековая борьба царей, народов и племен. Волжская Булгария в своей истории существовала не единожды как самостоятельное государство, так и в составе различных государственных объединений, империй и федераций. Казань, – столица Татарстана, – многонациональный город, в котором проживают представители более 170 народов мира. Татарстан входит в качестве республики в состав Российской Федерации. Современный Татарстан – это место встречи многих культур Евразии, нефтеносный и сельскохозяйственный район, с высокоразвитым промышленным потенциалом, начиная от авиа- и автомобилестроения, точной оптики и промышленного оборудования, до производства полимеров и наноматериалов. Всему миру известны Казанский университет и многочисленные вузы. В 2014 году международные организации ТЮРКСОЙ и ЮНЕСКО провозгласили Казань культурной столицей тюркского мира, вслед за Астаной (Казахстан) и Эскишехир (Турция).


Фото.8. Спортивный комплекс Международного IT-университета Иннополиса /islam-today.ru/


В настоящее время республика при поддержке федерального правительства и зарубежных инвесторов развивает социально-экономический проект «Наукограды Республики Татарстан» (автор Р.И.Булатов), по которому строятся наукограды: Иннополис (фото.8) и Смарт Сити Казань.

***********************************************************************

* – Кубрат (болг. Кубрат), Кробат (болг. Кробат), Курбат, Курт (болг. Куртъ) (584—642) – правитель болгарского племени утигуров, кутригуров. Из династии Дуло. Основатель и первый правитель племенной конфедерации Великая Болгария (Великая Булгария). Сыновья: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер и Альцек [9,10, 11].

** – Альцек (болг. Алцек, Алциок, Алзек) – пятый сын хана Кубрата, правителя Великой Болгарии

*** — Орда (древнетюрк. ordu – «ставка, резиденция хана, дворец, город» [14]) – военно-административная организация у тюркских и монгольских народов. В средние века этим словом обозначалась ставка, столица правителя государства, откуда произошло название крупных феодальных государств и союзов кочевых племён на территории Евразии (современной России), например, Золотая Орда, Ногайская Орда, Белая Орда.

Библиография

1. Хронография Феофана Исповедника по переводу версии О. Бодянского, 1854 гоД.

2. Златарски. История, I, 1, с. 173.

3. Pauli Diac. HL, V, 29.

4. История лангобардов, книга 5, Павел Диакон.

5. Emanuele Repetti, Dizionario geografico fisico storico della Toscana, том 1, стр. 333

6. Silvio Pieri, Toponomastica della Toscana meridionale e dell’arcipelago toscano, Siena, Accademia Senese degli Intronati, 1969 (ristampa anastatica: Lucca, Accademia Lucchese di Scienze, Lettere e Arti, 2008, стр. 62).

7. Мингазов Ш. Р. Наследники Великой Болгарии в Западной Европе // Филология и культура. Philology and Culture. – 2012. – №1 (27). – С. 201—207.

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Альцек.

9. А.В.Комар «Ранние хазары в Северном Причерноморье (постановка проблемы)»

10. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учеб. пособие/Под реД. Цечоева В. К. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 528 с. (Серия «Учебный курс») – С. 74—75.

11. Именник болгарских ханов.

12. http://history-kazan.ru/aktualnaya-tema/yubilej/2293-468.

13. http://www.museum.ru/N44116.

14. Древнетюркский словарь. – Л.: Наука, 1969. – С. 370.


Свяжет ли SkyWay наукоград Иннополис с Казанью и всей Россией?


Рис.8. SkyWay – струнный транспорт


В интервью генерального директора швейцарской консалтинговой компанией Castor Consulting AG Доротеи Джегер было подтверждено, что Швейцарский бизнес продвигает SkyWay в Индии.

Подобное происходит и на территории Татарстана, например, при проектировании и строительстве транспортной схемы, которая могла бы связать наукоград Иннополис, а также планируемый город ученых – Смарт Сити Казань с некоторыми районами Большой Казани (о Большой Казани далее в книге). Закольцевать подобный скоростной транспорт вполне помог бы строящийся ниже Казани автотранспортный мост через Волгу. Амбициозные проекты не впервой находят себя в республике, тем паче, что до реализации Стратегии-2030 еще более чем 12 лет.

25 марта 2016 г. состоялось заседание Рабочей группы по повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе РФ, на котором струнная технология SkyWay обрела долгожданную государственную поддержку, укрепила свои позиции и получила шанс быть рекомендованной к внедрению.

После выступления генерального конструктора А. Э. Юницкого, который презентовал инновационную струнную транспортную систему SkyWay, члены Рабочей группы приняли решение: «Отметить перспективность и поддержать транспортную технологию с использованием путевой инфраструктуры, расположенной на опорах. Отметить необходимость обязательной сертификации композитных технологических элементов путевой инфраструктуры, входящих в указанную транспортную технологию. Повторно рассмотреть технологию после проведения испытаний опытного образца». Об этом свидетельствует выдержка из протокола заседания Рабочей группы от 25 марта 2016г.

Это означает окончательное признание технологической состоятельности проекта и, что после сертификации и испытаний технология SkyWay имеет все шансы быть включенной в Перечень инновационных технологий, рекомендованных к государственным закупкам. И тогда Россия, самая большая по территории страна в мире с растущими транспортными проблемами, в связи с научно-техническим прогрессом и ростом грузовых и пассажирских потоков, станет главным потенциальным заказчиком технологии.

Господдержка проекту была оказана лишь спустя 40 лет с момента создания, и на протяжении всего этого времени автор технологии Анатолий Юницкий безуспешно её добивался. За этот период им был получен ряд положительных экспертных заключений от научных и технических организаций, в числе которых Институт проблем транспорта РАН и Петербургский университет путей сообщения. Вместе с тем, отсутствие интереса к технологии государственных отраслевых ведомств, подвигнувших Юницкого на поиск альтернативных источников финансирования, создал ему неоднозначную репутацию: одни называли его непризнанным гением, другие – мошенником. Сегодня можно говорить о том, что справедливость восторжествовала, и государство заявило о готовности поддержать проект, который неоправданно ставили в один ряд с МММ и ассоциировали с такими литературными утопиями, как Нью-Васюки.

Транспортный комплекс SkyWay в данный момент строится на территории Беларуси под Минском. Будущий тестовый образец технологии SkyWay называется ЭкоТехноПарк, его частичная сдача в эксплуатацию намечена на конец 2016 года. Реализация проекта стала возможной благодаря краудинвестингу, или народному финансированию.

Струнный проект SkyWay во всеуслышание заявил о себе как перспективный игрок, претендующий на высокие позиции не только на российском, но и на мировом рынке транспортных услуг. Новые транспортные системы характеризуются высоким уровнем эффективности и низким капитальными затратами на строительство и дальнейшую эксплуатацию дорог, что в условиях сложившегося в России экономического кризиса – фактор немалозначительный.

SkyWay (разработкой занимается ЗАО «Струнные технологии» в г. Минск) – надземная транспортная система, в которой движение организовано при помощи подвесных, предварительно напряжённых растяжением неразрезных струнных рельсов, натянутых между опорами. Внутри путевой структуры находится размещенный с провесом внутри пустотелого рельса пучок напряженных струн, сделанных из высококачественной стальной проволоки. После фиксации струн полость рельса заполняется твердеющей массой на основе цемента. Головка рельса (по которой и будет двигаться юнибус – колёсное транспортное средство) остается идеально ровной, поэтому не имеет неровностей и стыков по всей своей длине. Струны вместе с рельсами жёстко крепятся на анкерных опорах, размещённых в среднем через каждые 3 километра, и поддерживаются промежуточными опорами, установленными в среднем через каждые 50 метров. Струнный рельс характеризуется высокой прочностью, жёсткостью, ровностью, технологичностью изготовления и монтажа, низкой материалоёмкостью и широким диапазоном рабочих температур.

Характеристики системы SkyWay:

1. Экологичность

2. Комфортность

3. Высокий уровень безопасности

4. На порядок меньшее количество ресурсов для строительства в сравнении с другими типами транспорта

5. Высокая скорость движения (до 500 км/ч)

6.Независимость от природно-климатических условий /www.interfax.ru/pressreleases/508949/.

(Подробнее/Р.И.Булатов//«Проторит ли дорогу SkyWay в Татарстане» / БизнесOnline»: https://www.business-gazeta.ru/blog/345227).