Вы здесь

Создадим человека. Истинная самооценка и путь жизни по Торе. Перевел Гедалия Спинадель. Глава 5 (Авраам Тверский)

Глава 5

Делать людям приятно и быть пассивным

Люди с негативной самооценкой часто стараются всем угодить. Можно посчитать это замечательным качеством, но мы уже показали: все, что исходит из искажения истины, не может быть достойным.

Делать людям добро – одна из высших добродетелей Торы. Но, как и прочие заповеди, гмилут хасадим, добрые дела следует делать потому, что это Бог заповедал, а не ради удовлетворения собственных интересов и чувств.

Есть люди, которые чувствуют себя нежеланными и стараются купить дружбу, делая другим приятное. Если их о чем-то просят, они сразу соглашаются – даже когда хотят сказать «нет». Из страха, что отказ вызовет негативные чувства другого человека или они могут потерять его дружбу. Поэтому такие люди часто несут в себе раздражение и горечь по отношению к другим и сердятся на них, но прячут это под вымученной улыбкой. Они могут выместить гнев дома, в семье, или удерживать гнев в себе, что скажется повышенным давлением, язвой желудка или другими психосоматическими расстройствами. Эти потакающие другим люди, безусловно, несчастны, потому что их помощь другим и их жертвы порождены насилием над собой, а не любовью к ближним. И, конечно же, не это идеал гмилут хасадим, который прославляет Тора.

Люди с этим качеством боятся, что их отвергнут, если они откажутся выполнить какую-либо просьбу. Более того, их попытка отстоять свои права любым способом может пойти вразрез с чужими желаниями или удовольствиями и вызвать к ним неприязнь, даже враждебность. Они так боятся не понравиться, что предпринимают экстраординарные меры, чтобы все смотрели на них благосклонно. Поэтому становятся не только уступчивыми, но и исключительно пассивными, пытаясь никого не задеть.

Один из вариантов «пассивной агрессивности» выражается в том, что люди реагируют на просьбы упрямством и сопротивлением, выбирая пассивную, а не открытую агрессию. Но печальный факт – честное самоутверждение и даже прямая агрессия предпочтительнее для окружающих, чем пассивное сопротивление. Упрямцев избегают, хотя именно отверженности они и опасаются. Когда же это происходит, их самооценка становится еще ниже. Как уже говорилось, для защитных маневров людей с негативным представлением о себе характерно, что они вызывают именно то отношение к себе, которого хотели избежать.

Некоторые даже пытаются купить любовь членов семьи, будто иначе не заслуживают ее. Типичный пример – молодая пара, которая вроде была счастлива в браке. Муж хорошо зарабатывал, жена была примерной матерью и домохозяйкой. Когда младший из детей достиг школьного возраста, жена решила, что пришло время проявить свои способности к бизнесу. Приобрела лицензию, чтобы стать маклером по продаже недвижимости, и скоро стала преуспевать в этом деле, не переставая полноценно выполнять все обязанности по дому.

Но тут поведение мужа изменилось. Он предложил жене помощь в бизнесе, а на деле подрывал ее усилия, что привело к срыву нескольких сделок. Кроме того, он стал очень требовательным, настаивая, чтобы она проводила больше времени дома. После таких неоправданных проявлений агрессии муж прошел психиатрическую диагностику.

Выяснилось, что жена действительно любила мужа, но он к себе относился очень плохо и чувствовал себя неуверенно, недостойным ее любви. Его единственной психологической опорой была ее экономическая зависимость. Увидев, что она может зарабатывать самостоятельно, он испугался, что теперь она не захочет оставаться с ним. Все было иначе, но он верил в это и реагировал так из-за искаженной самооценки.

И снова горькая ирония – негативная самооценка вызывает именно ту реакцию, которой человек боится10. В данном случае, иррациональное поведение мужа спровоцировало гнев жены и привело к их отдалению, которого иначе бы не было.


* * *


Низкая самооценка может привести и к стремлению удовлетворить других любой ценой, и прямо противоположно – к открытой агрессивности.

Насилие может быть эмоциональным и физическим, и нет особого смысла проводить между ними различия, оба эти типа поведения в равной мере деструктивны. И если эмоционального насилия можно было ожидать в еврейских семьях, то физическое насилие для многих оказалось сюрпризом. Особый шок вызывает то, что мы постоянно это отрицаем.

Проявляющий насилие муж или отец – всегда человек с низкой самооценкой, вынужденный компенсировать комплекс неполноценности демонстрацией силы, эмоциональной тиранией семьи. Все должны вести себя, как он хочет, и никому не дозволены иные желания, чем у него. Жена может общаться лишь так, как он позволяет, и быть связанной со своей семьей, как он допускает. Его требования к оказываемому ему почету, необходимому ему для преодоления ощущения собственной никчемности, могут приобретать грандиозные размеры. Муж думает: «Я такой муж, что больше ей эмоционально ничего не нужно. Я так велик и чудесен, что она должна чувствовать полное удовлетворение, заботясь ради меня о доме, сидя и ожидая моего возвращения». Для такого человека, желание жены поболтать с подружками или встретиться с семьей – свидетельства того, что она не ценит его, и он это воспринимает как оскорбление. Если жена не демонстрирует, что он единственный источник ее радости и удовлетворения, его чувство неполноценности разыгрывается так, что может стать иррациональным.


* * *


Люди, которые хорошо к себе относятся, знают, что могут нравиться и быть любимыми. Они понимают, что те, кого они любят, обычно тоже их любят. И сознают, что есть множество причин, по которым одни могут не любить других, и что существует много нереалистических требований. Для них вполне приемлема позиция: «Если я тебе не нравлюсь, не имей со мной дела». У них много настоящих друзей, и они могут чувствовать: «Если кто-то меня не любит, это их потеря, а не моя». Они не слишком стараются всем понравиться. И если что-то делают для других, то ими движет подлинная забота и искреннее желание помочь, гмилут хасадим. Им не нужно становиться тиранами, чтобы поднять свою самооценку. Их жизнь относительно проста, отношения с семьей и друзьями спокойны и вполне предсказуемы.

Верность этого тезиса доказывает аксиома Торы, которая лежит в основе истинной добродетели: «Люби ближнего, как себя» (Ваикра, 19:18). Без любви к себе и правильной самооценки, человек не способен любить других.