Вы здесь

Создадим человека. Истинная самооценка и путь жизни по Торе. Перевел Гедалия Спинадель. Глава 4 (Авраам Тверский)

Глава 4

Самооценка: скромность и тщеславие

Здесь естественно ожидать возражения. Читатель может спросить: «Как можно с точки зрения Торы критиковать низкую самооценку? Разве нас не учат тому, что гаава (тщеславие, гордыня) – грех? Разве Талмуд не подчеркивает: Будьте очень и очень скромными (Авот, 4:4)»?

Поясним. То, что я обозначил, как негативное представление о себе, – не анава (скромность), а чувство, исходящее из искаженной самооценки, когда человек не признает свои положительные качества и видит себя намного меньшим, чем является. Негативный образ – не скромность, а заблуждение, ложное восприятие.

Тора полностью отвергает искажение истины во всем. Хотя многие предосторожности во избежание нарушений запретов Торы исходят от раввинов, только одна такая мера упомянута в самой Торе – в отношении лжи. Запрет «Не лгите» дан в книге Ваикра (19:11), но кроме этого Тора еще подчеркивает: «Удаляйся ото лжи» (Шмот, 23:7).

Например, если у человека приятный голос, неправильно отрицать это. Если есть острый ум, не нужно считать себя глупым. Когда человек привлекателен, не должен видеть себя отталкивающим. Известному ученому не следует называть себя невеждой.

В двадцатом веке образцом скромности был великий Хафец Хаим (рав Исраэль Меир аКоэн). До сих пор еще есть достаточно свидетелей исключительной скромности этого мудреца. Но он написал много галахических и этических произведений, проявив и утвердив при этом широчайшие знания галахических решений и этических принципов. Как бы он мог это сделать, если бы не считал себя достаточно квалифицированным и компетентным? И как бы все выдающиеся авторитеты Торы могли взять на себя ответственность стать лидерами общины, если бы не чувствовали, что подходят для этой роли? Как бы они подвергали сомнению позиции других выдающихся людей, не будь они уверены в своей компетентности? Ясно, что понимание уровня своих знаний и способностей никак не противоречит скромности.

Совместимость истинной самооценки и скромности вполне понятна в свете талмудического учения: «Если ты выучил много Торы, не считай это заслугой, ибо для этого создан» (Авот, 2:8). Обладатель красивого голоса может рассматривать его как дар Творца. И человек с блестящим умом способный учиться, сравнивать и анализировать, должен рассматривать это как талант от Бога. Надо сознавать свое реальное величие, не испытывая гордости и тщеславия петушка.

Правильная самооценка основывается на сознании своих способностей, на том, что человек может сделать. А тщеславие – чувство, основанное на том, что люди должны выражать восхищение по поводу того, что он сделал. Так, Хафец Хаим написал свои великие произведения благодаря уверенности в том, что способен это сделать, и это здоровая и достойная самооценка. А когда работа была завершена, не ожидал почестей или славы за свои достижения. Наоборот, сразу сосредоточивался на том, что должен делать дальше с талантами, данными Творцом. Это сочетается со скромностью.

Есть основания считать, что гаава никогда не возникает в результате осознания своих истинных способностей и умений. Человек со здоровой самооценкой не нуждается в похвалах. Гаава – отчаянная попытка неуверенного в себе человека избежать ощущения своего «ничтожества». Он ищет почестей и похвал, чтобы удостовериться в том, что действительно обладает достоинствами, несмотря на свое плохое мнение о себе. Но поскольку чувство, что он ничего не стоит, является ложным представлением, никаких фактов и похвал ему не хватает. Такому человеку невозможно эффективно придать уверенность, и он постоянно старается произвести на других впечатление своими достижениями.

* * *


Тора учит нас тому, как предельно осторожно мы должны себя вести, чтобы не переступить очень тонкую грань между скромностью и депрессией. Это демонстрирует эпизод с царем Шаулем (I Книга Царей, 15).

Его скромность проявилась, когда он хотел спрятаться, чтобы его не поставили царем Израиля. Вскоре после этого пророк Шмуэль передал ему приказ Творца уничтожить амалекитян и все их имущество. А Шауль прислушался к пожеланиям народа, который хотел оставить скот, чтобы принести его в жертву. Когда Шмуэль его жестко отчитал, Шауль вначале пытался оправдаться тем, что исполнил волю Бога. И только когда пророк повторил упрек, Шауль признал ошибку. Но поздно – на Небесах было решено, что он потерял царство. Послушаем, что именно сказал ему пророк: «И сказал Шмуэль: Это то, что сказал Бог – даже если ты мал в своих глазах, я считаю тебя лидером Израиля». Отметим, что Шауля упрекают не за скромность. А за то, что «мал» в своих глазах.

Упрек Бога показывает, что в своем благочестии и скромности Шауль зашел слишком далеко, пересек линию толщиной в волос, туда, где кончается достоинство скромности и начинается опасное убеждение в негативности своего образа. Это самоуничижение привело к безуспешной попытке защитить свое поведение и к тому, что он не признал сразу ошибку, что могло бы стать его спасением. Даже если его негативное представление о себе было столь сильным, что он не мог полагаться на собственное суждение в интерпретации воли Бога в противоположность толкованию народа, Шауль должен был хотя бы осознать, что раз Творец поставил его руководить народом, значит, у него есть необходимые способности, чтобы выполнять эти обязанности7.

* * *

Гаава – великий грех. Бог утверждает, что Его Присутствие всегда будет с Израилем, даже во время их падения (Ваикра, 16:16). Тем не менее, Он избегает гордецов (Сота 5азбегает тщеславных () м, даже во время их падения () что раз Творец поставил его руководить народом, значит, у него есть необходи).

Нешама (душа) каждого еврея – часть Бога. У еврея, который осознает свою нешаму и ее непреходящую ценность, не возникнет отрицательного образа себя самого, ему нет необходимости противопоставлять заниженной самооценке гааву. Гордыня появляется только, когда человек отрицает, что у него есть нешама, или не сознает ее ценности. То и другое – ереси, которые Творец не оправдывает8.

Интересным примером этого взгляда Торы на скромность является галаха Песаха. Тора запрещает владеть хлебом в Песах, а Талмуд учит, что человек должен не только физически избавиться от всего, что содержит хамец (заквашенное тесто), но и сделать битуль – отказаться от собственности на него и объявить, что хамец для него потерял всякую ценность.

Сделать это надо, согласно галахе, перед наступлением праздника. Когда хлеб лишился ценности, им уже нельзя пользоваться – он нам не принадлежит (Псахим, 6б).

Скромность также называется битуль, как сказано в Талмуде: «Откажись (батель) от своих желаний перед желаниями Творца»9 (Авот, 2:4). Здесь видно различие между скромностью и негативным представлением о себе. Когда человек пересекает черту между ними, он даже теряет ощущение, что у него есть воля, он не в силах сделать битуль, отказаться от гаавы и негативного представления о себе.

Образцом скромности Талмуд называет Гиллеля (Шабат, 30б). Хотя именно он сказал: «Если я здесь, все здесь» (Сукка, 53а). У человека должна быть правильная самооценка, чтобы было, что отодвинуть на второй план. Самооценка и скромность не противоречат, а дополняют друг друга.

Итак, человек должен сознавать все свои достоинства, все, что даровал ему Творец, чтобы быть Ему благодарным за все. Но при этом должен вести себя скромно. Результат заниженной самооценки – ложная гордость и тщеславие, гаава, которую порицает Тора.