Глава 2
Искажение своего образа
Есть люди, которые сознают, что у них занижена самооценка, но многие об этом не подозревают.
Я называю проблемой самооценки не просто низкое мнение о себе, но неоправданно негативное чувство по отношению к себе, не основанное на фактах. Многие сознают, что им не хватает уверенности в себе, и ощущают свою неадекватность, считая эти чувства оправданными и свою неадекватность реальной. Но часто это восприятие себя неверно, низкая самооценка и неуверенность не имеют основы.
Трудно избавить от этого. Человек, убежденный в полной реальности того, что видит, полагает, что оно обладает такой формой и цветом, как ему кажется. И почти невозможно убедить его, что этого нет, это галлюцинация. Но, если удается, он может принять точку зрения другого человека. В психиатрической практике мы обнаруживаем эти проявления при параноидальном психозе. Кто-то, например, считает себя мессией или очень богатым. Клинический опыт показывает, что эти представления настолько фиксируются сознанием, что логические аргументы не производят никакого впечатления.
Мания величия встречается не так часто, но негативные самооценки очень распространены. Многие считают себя менее значительными, чем они есть, и полностью убеждены в абсолютной правильности своего восприятия. Противоположные мнения других людей и даже конкретные свидетельства почти не влияют на них. Многие признают, что страдают от низкой самооценки, но настаивают на ее оправданности из-за их неадекватности в том или ином отношении.
Сделаем еще шаг. Человек, который что-то видит, убежден, что и все вокруг это видят, и не подвергает сомнению свое восприятие. Если видит коричневый стол, предполагает, что все видят коричневый стол. И тот, кто воспринимает себя скучным, асоциальным, непривлекательным или нежеланным, убежден, что так его воспринимают все остальные. Для него его восприятие – объективная реальность.
Это «открытие» психологической мысли встречается в Торе. Разведчики, которых Моше послал в Кнаан, по возвращении рассказали народу Израиля, что видели там великанов: «Мы были в глазах своих как кузнечики, и такими же в их глазах» (Бемидбар, 13:33). Принцип ясен. Каким ты себя видишь, таким считаешь, что тебя видят другие.
Раши комментирует эту фразу из Торы: «Мы слышали, как они (кнаанеи) говорят: муравьи пришли в наш виноградник». Здесь два важных психологических откровения.
Первое: скорее всего, разведчики даже не понимали языка кнаанеев, но были уверены, что это о них говорят. – Если вы себя чувствуете неадекватным, вы считаете, что и другие люди это заметили и обсуждают вашу неадекватность.
И второе – процесс снижения самооценки. Вначале чувствовали себя как кузнечики, а вскоре размером с муравья.
Разубеждать людей, часто оказывается бесполезным. Я помню случай с женщиной, у которой была глубокая депрессия с чувством очень низкой самооценки, хотя она была великолепным специалистом и занимала престижное положение в медицинском обществе. Неоправданное чувство неадекватности привело ее к алкогольной зависимости. Я был поражен ее совершенно искаженным представлением о себе и, когда попросил описать качества ее личности, она замолчала. Я обратился к документам и увидел, что она с отличием окончила институт, получила престижную награду и не могла не сознавать, что обладает исключительным умом. Она ответила: «Получив эту награду, я была уверена, что они ошиблись».
Изучая проблему негативного представления о себе, я обнаружил: глубочайшее чувство низкой самооценки бывает у самых одаренных и компетентных людей. Тот, кто создает свой негативный образ, будто смотрит через линзы, искажающие восприятие так, что он видит себя противоположным тому, чем является6.
Предположим, вы оцениваете личные качества человека по шкале от одного до десяти по разным параметрам: интеллект, харизма, привлекательность, умения и таланты. Ниже среднего, допустим, +3, а выдающийся человек: +10. Если по какой-то причине они создают себе негативные образы, то первый оценит себя -3, а второй: -10.
Трагедия негативного образа, отрицательного восприятия себя, усугубляется тем, что вызванные этим расстройства совершенно необоснованы. Те, кто больше всего страдают, могли бы больше всех радоваться.
Негативный образ не обязательно касается всего в человеке. Иногда человек чувствует неполноценность только в каком-то одном аспекте. Часто позитивно чувствует себя в своей профессии, но низко оценивает себя как личность.
У меня есть знакомый врач. Он обычно начинает больничный обход в семь утра, а сразу после окончания рабочего дня возвращается в офис, где остается до поздней ночи. Так и в выходные дни. Его обожают пациенты, сестры и работники больницы, но персонал госпиталя часто предполагает, что, наверное, его жена – ведьма, иначе, почему он не идет домой?
Через несколько лет жена этого врача консультировалась со мной по поводу депрессии. Я увидел, что она очень мягкий, сострадательный человек, совсем не такая, какой ее представлял персонал больницы. Она сказала: «Я очень неуверенный человек. Мне нужно плечо, чтобы опереться, но мужа никогда не было, чтобы его подставить. Он никогда не был отцом нашим детям. Хотя он всегда нас обеспечивал материально, у нас никогда с ним не было эмоциональных отношений, он не поддерживал нас как муж и отец».
В результате, я встретился с этим врачом и понял, что он считал себя компетентным в своей профессии, но чувствовал, что не может ничего предложить как личность. Не верил, что у него есть эмоциональная и личная сила, нужная его семье. Ощущал неспособность удовлетворить их эмоциональные потребности и поэтому искал безопасности в своем офисе и госпитале, где его успокаивала роль доктора.
Это, возможно, причина, почему многие люди становятся трудоголиками. Работа может приносить им больше удовлетворения, чем человеческие отношения.
Является такое искаженное представление о себе частичным или охватывает всю личность, в любом случае, эта иллюзия может пагубно сказываться на жизни человека и его окружающих.