Глава 11
Ассоциация с низшими
Еще один патологический способ защиты у людей с искаженным представлением о себе – унижать людей. Это дает им чувство превосходства. Такой маневр не только патологичен, но и трагичен во многих отношениях. Во-первых, плохо говорить о других – это тяжкий грех лашон ара (злословия), который сурово осуждает Тора. Кроме того, этот метод мешает человеку развивать свои силы и обнаруживать их в себе. Так человек набивает себе живот всякой ерундой, пустыми калориями, лишенными необходимых для здоровья витаминов и минералов, что может вызвать болезнь. Кроме того, попытки обрести значительность, лишая ее других, обречены на провал. Большинство людей нехорошо думают о тех, кто плохо говорит о других, а потеря уважения еще сильнее снижает мнение о себе.
Отчаянная попытка обрести чувство превосходства за счет других проявляется и в том, что человек окружает себя людьми ниже себя. Это надо пояснить.
Есть люди, которые преподают маленьким детям или работают в психиатрических больницах и действительно любят свою работу. Они преданы людям, о которых заботятся, уважают их за то, что в них есть, проявляя сострадание и внимание. Такой учитель называется меламед бехесед эльон — наставник с высшим милосердием, или по милости Бога. Они выявляют лучшее в учениках или пациентах, любят их и любимы ими. Уважают и обретают уважение. Спустя многие годы люди вспоминают таких учителей с большой благодарностью. Все мы можем вспомнить учителей, которых любили, и классы, которые нам не хотелось покидать.
Но помним и других учителей – тиранов, садистов – которым нравился абсолютный диктат над маленькими детьми. Бывают больничные служащие невнимательные и даже откровенно жестокие к пациентам. Плохо, когда единственный способ обрести уверенность в себе – это попытка властвовать над бессильными и беспомощными людьми.
Хочу упомянуть еще один аспект проблемы заниженной самооценки. Поскольку я чаще наблюдаю это в своей профессии, я выбрал как пример отношение врача с пациентом.
Представим врача, которому пациент жалуется на боль в животе. Врач отправляет его на анализы, проводит разные исследования и ничего не обнаруживает. Тогда дает ему советы о питании и, может быть, средства понижающие кислотность.
Проходит несколько дней, и пациент появляется с жалобой на усиление боли. Доктор снова проводит осмотр и на этот раз направляет на рентген верхней и нижней части пищеварительного тракта. Опять ничего не находит, и, предполагая, что боль вызвана спазмом, прописывает антиспазматические средства.
Еще две недели, и пациент говорит, что боль стала постоянной и не дает ему спать. Здесь вступает в действие самооценка врача.
Если он уверен в себе, скажет: «Мне очень жаль, я не нашел причины и не могу тебе помочь. Обратись к специалисту, гастроэнтерологу, я тебя к нему направлю».
Это разумный подход. Врач огорчен тем, что не может помочь, но не связывает это со своей компетенцией. Он знает, что он хороший врач, и ему не требуется для самоутверждения ни одобрение пациента, ни даже его выздоровление. Просто, если он больше ничего не может сделать для больного, он отправляет его к другому врачу.
Врач с низкой самооценкой реагирует совсем иначе. Он чувствует себя неадекватным, поэтому полагается на выздоровление пациента и его заверение в том, что он хороший врач. Постоянные жалобы пациента угрожают его самооценке, и он не может этого допустить.
Не желая посылать его к другому врачу – для него это признание своего бессилия – он применяет иные способы. Предлагает для исследования операцию, которая не нужна. Или говорит, что раз исследования ничего не показывают, значит, боль воображаемая. И этим обижает пациента, по существу, говоря: «Я хороший врач, и если ничего не обнаружено, ты невротик или психопат». Или предписывает сильное обезболивающее, чтобы снять боль непонятного происхождения, вызывая привыкание к наркотическим средствам.
И пациент страдает из-за того, что врач больше заботится о своем престиже, чем о его здоровье. Понятно, если врач думает о себе, больной не получает надлежащего лечения.
Перенесем это теперь на отношения учителя и ученика. Хорошо подготовленный, способный и уверенный в себе учитель не реагирует на провокации ученика. Он делает все для развития ученика. Старается усовершенствовать свои педагогические умения и, не колеблясь, спрашивает совета у коллег. Он знает, что если ученик не успевает, этому может быть много причин, не связанных с компетенцией учителя. Поэтому он подходит к проблеме со спокойной головой и, не ощущая угрозы, находит, чем помочь ученику.
А неуверенного учителя пугает неуспеваемость ученика, он относит ее на свой счет и боится, что все узнают теперь о его несоответствии занимаемой должности. И начинает сознательно или подсознательно сердиться на такого ученика, который «обнаруживает его несостоятельность», и вести себя по отношению к нему враждебно. Он готов свалить на всех участников педагогического процесса неэффективность своего ученика. Как в примере с врачом, он может, чтобы обезопасить себя, начать принимать меры вредные для ученика. И тогда в отношениях врач-пациент, учитель-ученик, поставщик-клиент страдают обе стороны.
* * *
Мы обсудили здесь несколько поведенческих проблем, возникающих из-за искаженного представления о себе. Эти защитные маневры не исключают друг друга, иногда их употребляют вместе, иногда по очереди. Есть и другие вредные способы самозащиты, которые мы не разбирали. Важно помнить: главное – правильное восприятие реальности, и всякое отклонение от нее, в ту или иную сторону, деструктивно. Необходимость коррекции собственного образа должна быть ясной, она вполне очевидна.
Конец ознакомительного фрагмента.