Глава 9
Самооценка и самоидентификация
У людей с негативной самооценкой бывают и проблемы с самоидентификацией. Это не чувство скромности, а ощущение собственного ничтожества, которое вызывает ужасную депрессию. Такие люди могут совершать отчаянные поступки, чтобы обрести какую-то идентификацию, потому что это для них лучше, чем ее отсутствие.
Однажды я обследовал молодого человека, арестованного за ограбление банка. Расследование вызвало подозрение в том, что целью был не столько грабеж, сколько арест. Молодой человек с гордостью указал на свою фотографию на первой странице газеты. Он это сделал! Теперь он стал хоть кем-то, пусть даже и отрицательным персонажем.
Конечно, не все попытки достичь самоидентификации столь патологичны, но многие из них далеки от нормы. Здоровая самооценка снимает эту проблему.
Человек, который чувствует, что не имеет идентификации, может примкнуть к какому-то движению. Гаон Стайплер13 (Хаей адам, том 1, гл. 5) описывает, как люди встают под знамя какого-то идеологического движения, которое потом прославляют и даже начинают ему поклоняться. Не видя в себе никакой ценности, они идентифицируют себя с чем-то большим и тогда могут видеть большими и себя14.
Другой способ обретения идентификации похож на случай с человеком, добившимся значительных успехов. Но чтобы их достичь, надо прилагать слишком большие усилия. Такие люди могут стремиться к престижным постам и титулам. Достигнув желаемого, на столь болезненный для них вопрос «Кто ты?», они могут ответить: «Я доктор», «Я адвокат», «Я президент организации», «Я директор», «Я хозяин предприятия или замечательного автомобиля». Как и в случае с особо способным человеком, их нельзя уверить в том, что у них и так все в порядке, они становятся блестящими и несчастными, врачами, адвокатами и владельцами роскошных автомобилей.
Неэффективность такой самоидентификации прекрасно иллюстрирует одна из историй о «мудрецах из Хельма»15.
Житель Хельма однажды пришел в баню. И испугался – голые все выглядели одинаково, он подумал: «Как же я себя узнаю»? И решил: завяжу себе на большом пальце красную нитку, чтобы не потеряться.
Но когда мылся, нитка слетела. Кто-то на нее наступил, и она прилипла к большому пальцу ноги того человека.
Хельмер увидел у него нитку. Посмотрел на себя – ничего. Он смутился и подошел к нему: «Извините, может, поможете. Кто вы – я знаю, но вот кто я»?!
Народная мудрость выражает глубокую истину. Если вся моя идентичность в красной нитке, тогда любой с красной ниткой обладает моей идентичностью. Если это экзотический автомобиль или дом, идентичность будет следовать за титулом. В таком случае, с чем я остаюсь? А я остаюсь тем же.
Утверждение «я доктор» говорит о том, что я делаю, «я владелец этой фабрики» – о том, что имею, но не говорит, кто я. Если нам трудно определить себя вне того, что я делаю или имею, это показывает, как далеко мы отклонились от истинного чувства себя.