Вы здесь

Сожги свое портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах. Часть I. Инженеры человеческих душ (Майкл Джанда, 2013)

Часть I

Инженеры человеческих душ

Большой секрет

Поговорите с кем-нибудь из тех, с кем мне довелось работать все эти годы, и они, вероятно, скажут одно и то же: «Майкл Джанда, без всяких сомнений, является одним из самых талантливых в мире создателей заурядного графического дизайна». С этим я целиком и полностью согласен.

Когда дело касается дизайна, то здесь все в порядке. Я точно нахожусь где-то выше среднего уровня, но знаю многих дизайнеров, которые на порядок лучше меня (к счастью, некоторые из них работают в моей фирме). Тем не менее мало кому удалось добиться такого успеха, как мне. Почему же некоторым удивительно талантливым людям не удается воплотить в жизнь грандиозные планы, а посредственность становится знаменитой? Не хватает трудолюбия? Или умения вовремя оказаться в нужном месте? Или простого везения?

Дело в том, что в графическом дизайне (практически во всех его областях) творческие и профессиональные навыки не особо важны ни для клиента, ни для вашего начальства. В то же время нет никаких сомнений в том, что успех приносят навыки общения. Одна из моих любимых книг всех времен – шедевр Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», написанный в далеком 1936 году. Я искренне убежден, что эту книгу необходимо прочитать абсолютно всем. Многие уже сделали это; я сам покупал ее, читал и дарил бессчетное множество раз.

По словам Карнеги, только пятнадцать процентов успеха в области финансов объясняются специальными знаниями, тогда как восемьдесят пять – это личные качества и способность руководить. Человек, стремящийся зарабатывать больше, должен не только иметь специальные знания, но и уметь выражать свои мысли, руководить людьми и внушать им энтузиазм.

Карнеги приводит известные слова Рокфеллера о том, что умение общаться с людьми – это такой же товар, как сахар или кофе, и он сам готов платить за это больше, чем другие. Вот чему, по мнению Карнеги, нужно учить студентов. Но увы, он не слышал, чтобы такой курс читали хоть в одном университете.

Я уже признавался в том, что не считаю себя гениальным дизайнером. И мне хватит скромности заявить, что я не бог весть какой руководитель (и многие мои коллеги с этим согласятся). И я готов утверждать, что мой успех в графическом дизайне объясняется в большей степени моим умением ладить с людьми – начальниками, подчиненными, коллегами, – чем моими профессиональными и дизайнерскими навыками.

Это подтверждает и успех собранной в моем агентстве команды – она состоит из тщательно подобранных профессионалов. И учитывая книгу Карнеги, неудивительно, что больше всех получает не дизайнер, не программист и даже не руководитель проекта. Как это ни странно, самым высокооплачиваемым человеком является моя правая рука – «президент» компании. Возможно, правильнее было бы называть его «главный балабол».

Он похож на канатоходца, который идет по тонкой веревке, натянутой между нами и нашими клиентами. Без него не обойтись, наши клиенты его любят, а сотрудники уважают. У него нет ни одной акции компании, но я делюсь с ним изрядной долей доходов. И хотя он не способен нарисовать дорогу от своего гаража до дома, он – душа компании. Он отвечает за контакты с клиентами, что дает невероятные результаты.

Из труда Карнеги следует, что навыки межличностного общения имеют важное значение не только для моего собственного успеха как владельца агентства, но и для моих сотрудников.

Эта книга – не трибуна, с которой я буду делиться секретами управления и общения. Есть люди гораздо более квалифицированные, чем я, и они могут предоставить массу информации на данную тему. А формат этой книги позволяет донести до вас мысль о том, что прекрасные навыки в графическом дизайне – это только пятнадцать процентов успеха в профессии, но никак не девяносто, как вас убеждают в дизайнерских школах. Чтобы добиться реального успеха, начинайте работать над навыками общения с людьми уже сейчас.

Если вы собираетесь сделать карьеру графического дизайнера, вам нужно потратить усилия и время на развитие своей коммуникабельности. Чем проще вам находить общий язык с клиентами и коллегами, тем лучше для вас. Люди будут в восторге от тех прекрасных услуг, которые вы им оказали, а вы начнете пожинать плоды большого труда и хорошо сделанной работы.

Если вы хотите преуспеть в графическом дизайне, вам нужно сосредоточить усилия и время на своих коммуникативных способностях.

Не жалейте времени и сил

Когда я только начинал работать (а это «начинание» заняло два года), мне довелось на себе испытать, как легко продвинуться по карьерной лестнице, если сделать что-то такое, что превзойдет ожидания начальства. Шел 1998 год и одна компания из Финикса, выпускающая детские игрушки, игры и книги, пригласила меня разработать новый корпоративный веб-сайт.

Начиналась интернет-эпоха, и все наше население пребывало в возбуждении по поводу возможностей Интернета. Подобный ажиотаж наблюдался только во времена золотой лихорадки в Калифорнии 150 лет назад. Амбициозный директор фирмы, принявший меня на работу, имел большие планы по поводу первого интернет-плавания своего корабля. Он представлял себе, что человека, заходящего на сайт, будут встречать полки с книгами. Пользователь сможет наводить указатель мыши на нужную книгу, видеть ее содержание, а затем покупать ее прямо с виртуальной полки.

К счастью, я уже имел навыки работы с ранней версией Flash и трехмерной компьютерной графикой. Я полагаю, что в силу новизны технологии претендентов на мою должность было немного, но так или иначе, я был, несомненно, рад, что ее получил.

Не жалеть времени и сил было для меня нормой, поскольку, как мне кажется, я родился с желанием помогать другим. С первого же дня я начал делать больше, чем от меня ждал заказчик. Он хотел получить книжную полку – я смоделировал трехмерное пространство книжного магазина с книжными полками. Затем средствами Flash я сделал трехмерную модель интерактивной (на тот момент основной функциональностью Flash были разве что выпадающие меню).

После того как на экране появлялась комната, пользователь мог навести указатель на полку, и изображение увеличивалось. После этого пользователь наводил указатель на корешок книги, щелкал кнопкой мыши, и… книга падала с полки, причем некоторые ее страницы открывались, позволяя увидеть содержание. К тому же в моем трехмерном магазине были небольшие интерактивные элементы, добавленные с целью заинтересовать пользователя. Когда пользователь щелкал мышью на каком-нибудь значке, по экрану начинал прыгать мяч. Когда пользователь наводил указатель на отдельные предметы, из книги выскакивал тигр со всплывающей подсказкой, рассказывающей, что делать дальше.

Я также создал простенькую систему покупок и загрузил ее в HTML-фрейм, так что когда пользователь щелкал мышью на товаре, он мог совершить покупку на сайте. В целом по сегодняшним стандартам все это было довольно примитивно, но в то время никто еще до такого не додумался.

Нужно ли говорить, что директор был в восторге, поскольку заказал полку, а получил целый виртуальный магазин. Он тут же повысил мне зарплату и предложил добавить еще один элемент – комнату, куда пользователь мог бы зайти, чтобы познакомиться с деятельностью компании. Я приступил к работе. Первым делом я соорудил дверь в виртуальный магазин. Пользователь наводил указатель на дверь, и она открывалась. Когда он щелкал на двери мышью, загружалась новая комната, в которой он мог получить информацию о компании. Однако я понимал, что удивить своего нового начальника я смогу только в том случае, если мне удастся превзойти его ожидания. Я сделал трехмерную модель улицы, и когда пользователь заходил на сайт, он видел вход в магазин – причудливый кирпичный фасад, явно способный заинтересовать потенциального покупателя.

Когда я показал все это директору, тот снова пришел в восторг. Он ожидал получить комнату, а я ему сделал целое здание. На этот раз он предложил мне привлечь к работе кого-нибудь еще и добавить к виртуальному магазину несколько новых комнат. Я нашел очень способного человека, и наша маленькая команда приступила к работе над целым городом (хотя директор ожидал всего несколько комнат!). Когда он попросил нас добавить несколько зданий, мы создали целый мир с разными климатическими зонами (Арктика, джунгли, тропики и пр.). Он попросил добавить новые климатические зоны, а мы сделали целую галактику.

За последующие полтора года, в течение которых я не переставал удивлять директора, мне удалось сколотить команду из приблизительно десяти человек, и мы работали над созданием сайта oKID.com. Этот интернет-сайт был одним из первых в своем роде. На нем были интернетигры, мультфильмы, учебные материалы, информация для спонсоров, интернет-клуб и, конечно, интернет-магазин (собственно, с него и началось создание этого мира). Его персонажами были замечательные и необычные дети, чьи имена начинались с буквы «О»: Оуэн, Оливия, Оскар, Орхидея, Обормот и пр.

Каждое утро около половины восьмого мне звонил директор и просил показать ему новые достопримечательности сайта. Наша команда даже вменила себе в обязанность проводить ежедневные презентации, чтобы показать, как мы опережаем его ожидания. Директор демонстрировал наш сайт заинтересованным лицам и получал миллионы долларов от инвесторов. Менее чем за два года моя зарплата выросла вдвое. Я набирался опыта, мое портфолио становилось все внушительнее, так что о своем будущем я мог говорить вполне уверенно.

Лучшие графические дизайнеры с каждым новым проектом и каждым клиентом стараются превзойти ожидания заказчика. Если клиент ждет от вас два компьютера, отправьте ему три. Если ваш начальник ждет от вас работу в три часа дня, будьте готовы к двум. Всегда старайтесь быть на шаг впереди в своей работе и превосходить ожидания заказчиков при каждом удобном случае.


Впитывайте советы как губка

Индустрия графического дизайна под завязку забита критиками и советчиками. Я отдаю себе отчет в том, что я, возможно, один из немногих, кто в такой обстановке преуспевает. Без консультаций я не могу работать над дизайном более пятнадцати минут и не припомню, чтобы за это время я не обратился за советом к справочнику или более опытному коллеге. Возможно, то, что вы читаете эту книгу, означает, что вы относитесь к меньшинству и находитесь в активном поиске путей самосовершенствования. Или же вы читаете ее, так как вам ее подсунул ваш начальник или преподаватель. Так или иначе, я рад, что вы ее взяли и начали читать.

Я часто говорю, что в колледже я учился учиться. Но я так и не научился тому, что необходимо для успешной карьеры, пока не закончил учебу и не приступил к трудовой деятельности. У меня никогда не было начальника, поэтому в основном на работе руководил я, а не мною руководили. Свои знания я главным образом приобрел из собственного опыта, действуя методом проб и ошибок. Я надеюсь, что, воспользовавшись советами из этой книги, вы сможете избежать многих ловушек, в которые попадал я, и сделаете хорошую карьеру.

Прочитав множество книг по дизайну и стратегиям в бизнесе, я пришел к заключению, что в большинстве из них много ценного, но много и пустого. Когда вы будете читать эту книгу, я предлагаю вам взять из нее то, что вам поможет, и выбросить то, что не нужно. Это всего лишь направления, общие идеи и опыт, которые помогли мне добиться успеха в графическом дизайне.


Вы и ваша работа – не одно и то же

Графические дизайнеры отличаются повышенной чувствительностью. Пожалуй, все художественные натуры – существа ранимые. В любом случае у человека с более развитым правым полушарием есть что-то общее с лекарством, отпускаемым по рецепту: «Осторожно! Плохо сочетается с бессонницей, конструктивной критикой, плохим кофе или непрошеным советом». Чтобы добиться успеха в индустрии дизайна, необходимо помнить, что вы и то, что вы сделали на работе, – это не одно и то же. Если вы воспринимаете критику своей работы как посягательство на себя лично, значит, вы занимаете оборонительную позицию, а это помешает вам совершенствовать свои дизайнерские навыки и адаптироваться к изменениям в творческой среде.

Как-то я проходил мимо рабочего стола одного нашего дизайнера и взглянул на проект, над которым он работал. Дизайн был явно сырой, да и вся работа шла по неверному пути. Мне было известно, что эта девушка достаточно чувствительна, поэтому я постарался выбрать нужные выражения. «Итак, вы начали работу над проектом Х? Обязательно изучите образцы дизайнов, которые нам прислал клиент, поскольку из них вам станет понятно, что он хочет получить». Вот и все, что я сказал. Я ушел, уверенный в том, что исполнил все, как нужно. Но позднее в тот же день ее коллеги рассказали мне, что после моего ухода девушка убежала в туалет в слезах. И она не просто «плакала», а «рыдала».

Жаль, что она восприняла мое указание как упрек, а не как попытку подсказать ей нужное направление. Ведь я прекрасно знал, что она опытный и способный дизайнер. В противном случае я бы вообще не нанимал ее на работу!

Чтобы расти в своей области, нужно прислушиваться к критике и советам со стороны. Отзывы людей очень важны, если вы хотите совершенствоваться как дизайнер. Предположим, что коллега вам говорит: «А почему бы немного не уменьшить размер логотипа?» – не стоит воспринимать это как «И ты считаешь себя дизайнером? Ты полный отстой, ты урод, ты воняешь, как свинья, так-растак!» Вы должны понимать, что ваша работа не определяет вашу личность, поэтому просто скажите: «Спасибо. Замечательное предложение, я попробую, посмотрим, что из этого получится». А затем принимайтесь за работу, и когда ваш дизайн отметят, вы будете признательны за подсказку, а ваш коллега доволен тем, что его забота и профессиональный совет помогли вашему проекту стать лучше.

Попробуйте воплотить совет в жизнь, а если ваша работа от него выиграет, пользуйтесь им и дальше. Один из ключиков профессионального роста – научиться не только воспринимать советы, но делать это с охотой. Самые известные дизайнеры стараются окружить себя людьми, которым они доверяют и чисто по-человечески, и как профессионалам в своем деле.


Относитесь ко всем с уважением

Все мы знаем одно замечательное правило: обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Это правило так или иначе можно найти у всех народов земли, во многих религиях и философиях.


Христианство

«Итак во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так с ними поступайте и вы; ибо это – Закон и Пророки».

Евангелие от Матфея, 7:12

Конфуцианство

«Никогда не требуйте от других того, чего не потребовали бы от себя».

Конфуций «Беседы и высказывания», XV.24

Индуизм

«Человек, относящийся ко всем существам, как к самому себе, и который ведет себя по отношению к ним, как к самому себе, отказываясь взяться за прут для порки и целиком подавляющий свой гнев, сумеет достичь счастья».

«Махабхарата», книга 13: Анусасана парва, раздел CXIII

Ислам

«Не причиняй зла никому, чтобы никто не причинил зла тебе».

– Пророк Мухаммед

Греческие философы

«Не делай людям того, что вызвало бы твой гнев, если бы они это сделали с тобой».

Исократ

«Какого отношения к себе ждешь от своих соседей, такое же прояви и к ним».

Секст Пифагореец

«Не делай соседу своему того, что он мог бы тебе сделать со зла».

Питтак из Митилены

Меня научили этому золотому правилу в детстве, и я всегда старался ему следовать, но только в последние несколько лет понял, насколько важно соблюдать его в компании.

Я работал со многими замечательными людьми. Хорошо относиться к каждому из них, как казалось, очень просто. Лос-Анджелес знаменит тем, что там люди не тратят время на любезности. Все постоянно куда-то спешат. Мы с женой решили, что причиной этого культурного феномена стал бешеный ритм города, высокая стоимость жизни и мощный поток транспорта. Но я с гордостью могу заявить, что этот напор меня не сломил. Несколько лет назад, когда я был креативным директором компании FoxKids.com, произошел такой случай. Ко мне в дверь постучали, и в кабинет вошла Туи, стажер из отдела маркетинга, заканчивавшая учебу в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса. Ее прислал начальник забрать какие-то руководства по стилям.

Я, как обычно, решил перекинуться с ней парой слов. Я спросил ее, как идет учеба, нравится ли ей проходить стажировку и что-то еще подобное. После этого мы пересекались в холле несколько раз, но не помню, чтобы мы еще раз разговаривали.

Я вспомнил об этом только много лет спустя, когда Туи стала одним из моих первых важных клиентов. После окончания стажировки Туи получила работу в компании ABC Family. Это произошло приблизительно тогда, когда я организовал собственное дело. Она начала слать нам проект за проектом. В конечном итоге мне пришлось нанять несколько человек, просто чтобы справиться с объемом ее заказов. Как-то раз я решил прикинуть, сколько денег принесла Туи моей компании, и обнаружил, что за четыре года набралось не менее миллиона долларов. Однажды мы с ней обедали и она сказала: «А ты знаешь, Майк, почему я тебя так поддерживаю?» – «Нет, но благодарен тебе за поддержку» – ответил я. «А ты помнишь тот день, когда я зашла к тебе в кабинет забрать руководства по стилям?» – «Помню». Тогда она просто сказала: «Ты был очень любезен и поговорил со мной».

По сей день у нас прочные связи с Туи, и я рад отплатить ей добром за ее любезность, я даю ей рекомендации и делаю интересные предложения. В тот день, когда она заглянула в мой кабинет и я «был любезен», были посеяны семена деловых отношений, которые превзошли мои самые смелые ожидания.

Я – член деловой организации Corporate Alliance. Цель этого альянса – помогать руководителям компаний выстраивать деловые отношения на обедах, во время поездок за город, на прочих мероприятиях. Эти люди делают великое дело. Один из их лозунгов: «Общаться без высокомерия». Высокомерие в общении означает: вы предполагаете, что от общения непонятно с кем толк нулевой. Это распространенная ошибка, и я мог бы запросто допустить ее при встрече с Туи. (Подумайте только, я уже креативный директор, а ты – жалкий стажер.) К счастью, мне эта мысль в голову не пришла. А если бы пришла, то теперь я точно знаю, что она обошлась бы мне в миллионы долларов.

Разве можно знать заранее, что какой-нибудь начинающий дизайнер рядом с вами, держит ключи от вашего следующего громадного проекта! Или что секретарь в офисе вашего наименее значимого клиента может порекомендовать вас на новую работу! Знать это заранее невозможно. Поэтому единственное, что можно порекомендовать, – будьте любезны со всеми. По-моему, это важно не только для вашего профессионального роста, но и просто для того, чтобы каждый день приносил вам радость.

Вот несколько простых советов, как быть приветливым с людьми.

• Улыбайтесь.

• Благодарите.

• Обращайтесь к собеседнику по имени.

• Каждый день вступайте в разговор с незнакомыми людьми.

• Бескорыстно совершайте добрые дела.

• Будьте самим собой.


Крайне важно при этом вести себя естественно. Большинство людей способны понять, когда ваша любезность подлинна, а когда фальшива. В проявлении доброты к окружающим необходимо быть искренним, чтобы добиться нужного результата. Начните вести себя так уже сегодня, чтобы завтра подобное поведение вошло в привычку.

Разве можно предугадать, что секретарь вашего наименее значимого клиента порекомендует именно вас на весьма заманчивую вакансию!

Драма хороша для мыльных опер

Полностью согласен. Как-то летом, когда мне было четырнадцать лет, мы со старшим братом смотрели телесериал «Дни нашей жизни». Драматическое повествование о Бо и Хоуп, о коварном Викторе Кириакисе не могло оставить нас равнодушными. Там были гангстерские войны, любовные истории и все прочее, что должно быть в мыльной опере. Она переводила наши мысли из реальной жизни в область занимательных приключений. К сожалению, слишком многие люди переносят драматизм телесериалов на отношения с коллегами. И тогда – конец хорошим отношениям!

Однажды клиент рассказал мне об одном агентстве, услугами которого он пользовался. Он начал сравнивать наше агентство с тем другим и выразил свое удовлетворение тем, что мы не драматизируем ситуацию, тогда как предыдущее агентство этим грешило. Он привел пример: однажды ему понадобилось заменить текст на одном из его веб-сайтов, он позвонил в агентство, но получил ответ, который явно не соответствовал масштабу проблемы, не стоящей и выеденного яйца: «Вы хотите изменить текст? Нужно немедленно провести собрание. Там буду я, три программиста, президент компании, наш секретарь, и мы обсудим логистику смены текста. Вас устроит, если мы соберемся в три часа?»

Хотя диалоги из сериалов звучат смешно, когда мы их смотрим сидя дома или обсуждаем с друзьями, в реальном мире подобное не терпят и не уважают. Вот некоторые приемы, помогающие не впасть в излишний драматизм в рабочей обстановке.

• Сделайте паузу, если почувствуете, что становитесь излишне эмоциональным. Часто ситуацию лучше наблюдать со стороны, в особенности когда вы смотрите на вещи свежим взглядом.

• Пусть кто-нибудь прочитает ваши излишне эмоциональные электронные послания, прежде чем вы их отправите. Я пишу и переписываю письма, пока не пойму, что тон выбран правильно. Вы же не хотите, чтобы ваш клиент начал читать что-то между строк, делая неверные умозаключения!

• Приглашайте на беседы и встречи только заинтересованных лиц. Для обсуждения каких-то элементарных правок по тексту толпа не нужна.

• Лучше обсудить тот или иной волнующий вас вопрос с коллегой, вместо того чтобы посвящать ему целую диссертацию и отправлять ее по электронной почте. Когда ваш клиент впадает в излишнюю эмоциональность, попробуйте пожаловаться на него своему коллеге, выпустив пар и дав волю чувствам. Это поможет вам прийти в себя и затем подготовить взвешенный ответ.


Когда вы чувствуете, что начинаете гнать волну, глубоко вдохните, сосчитайте до десяти, выпейте чашку кофе – короче, сделайте то, что позволит вам прийти в себя и удержит от ненужной эмоциональности.


Никаких полетов в одиночку!

Недавно я обедал со своими знакомыми по социальным сетям. В нашей группе приблизительно тридцать человек, и мы встречаемся раз в месяц. Эти ежемесячные посиделки дают нам возможность узнать больше друг о друге, тем более что многие работают в сферах, весьма далеких от моей. Но на этот раз, оглянувшись вокруг, я ощутил симпатию ко всем сидящим за столом. Это были не просто члены одной социальной сети – это были тридцать хороших друзей. С каждым из них нас связывали личные отношения. Многие из них посылали клиентов в мою компанию, я в ответ делал то же самое. Эти люди – как армия независимых предпринимателей, рекламирующих мой бизнес. Именно в этот момент я понял, что друзья охотно помогут тебе продвигать твое дело, поэтому так выгодно иметь много друзей.

Мой бизнес строится на взаимоотношениях. Изначально некоторые мои коллеги, перешедшие в другие компании, начали посылать мне заказы, поскольку были моими друзьями.

Один из лозунгов нашей компании: «Вчера клиенты – сегодня друзья». За годы работы мои клиенты:

• ссылались на меня в своих резюме;

• просили меня дать им рекомендательные письма;

• обращались ко мне за помощью в поиске новой работы;

• обращались ко мне за советами в трудных ситуациях, возникавших у них на работе;

• приглашали меня к себе в кабинет, закрывали дверь и изливали душу, рассказывая о проблемах на работе;

• говорили мне: «Ты мне как брат».


Уж если слова «Ты мне как брат» не являются признанием в дружеских чувствах, то я не знаю, что это такое. Вот несколько советов, как устанавливать дружеские отношения, как создавать и поддерживать дружескую атмосферу в компании.

• Вступайте в профессиональные сообщества.

• Присоединяйтесь к социальным сетям, охватывающим сферу вашей деятельности (многие из них бесплатны).

• Станьте членом местных коммерческих объединений.

• Заведите аккаунт в социальных сетях, таких как LinkedIn, Facebook и пр.

• Приглашайте кого-нибудь перекусить с вами во время перерыва.

• Приглашайте клиентов и тех, кто с вами сотрудничает, на спортивные мероприятия.

• Приглашайте знакомых поиграть в футбол.


Вращайтесь в деловых кругах как можно больше, насколько вам позволяют время и место (чем больше, тем лучше). Укрепление деловых связей в неделовой обстановке весьма важно, поскольку именно в этой обстановке люди обычно расслабляются и именно там может завязаться настоящая дружба. Но помните о необходимости быть искренним. Люди легко распознают, когда вы хотите завязать действительно дружеские отношения, а когда просто используете их в своих целях.

Друзья охотно помогут продвигать твое дело, поэтому много друзей – это выгодно.

Жалобы идут снизу вверх

Моя теща – один из самых позитивных людей, которые мне известны. Когда некуда деться от жаркого солнца, она может сказать: «Сегодня самый прекрасный день!» Когда льет дождь, она говорит: «Вот это дождь! Совершенно великолепный!» Я как-то начал ее поддразнивать на этот счет, а она просто ответила: «Все дело в том, что я себя именно так и чувствую». И в самом деле, все, кто знают мою тещу, согласятся с тем, что ее оптимизм заражает других.

Но если оптимизм порождает оптимизм, то и негатив порождает негативное отношение. Я не знаю почему, но в области графического дизайна масса угрюмых и раздражительных людей. Возможно, постоянное напряжение из-за сроков сдачи работы порождает раздражение. Или же оно является следствием нескончаемого потока критических замечаний, которые приводят к тому, что у людей возникает негативное восприятие жизни. Или людям просто нравится ныть? Какой бы ни была причина, одно я знаю точно: негатив переходит от одного человека к другому, и так далее, пока вся команда не окажется зараженной. Мы такое наблюдали у себя несколько раз. Один член команды впадает в пессимизм, и через какое-то время приходится менять весь ритм работы.

Возможно, самая главная причина распространения негатива – жалобы. Они порождают недовольство. Поймите меня правильно, могут быть ситуации, когда недовольство вполне оправданно: например, если ваш клиент вносит какие-то уродливые изменения в дизайн. Или совершенно неожиданно назначается новый срок выполнения проекта, и вы вынуждены сидеть на работе допоздна. Или у вас неудобное кресло. Или ваш компьютер работает слишком медленно. Или ваш босс – придурок. Или в здании отключили электричество. С этими и многими другими проблемами дизайнер сталкивается каждый день. Но раздражение по их поводу может превратиться в постоянную привычку, как курение. Эта привычка обостряет проблему, а не исправляет ее.

Я дам вам три совета, как наилучшим образом выходить из такой ситуации. Во-первых, вместо того чтобы быть на работе одним из источников негатива, попытайтесь сохранять положительное отношение к ситуации в своем мире дизайна. Негатив, причиной которого было раздражение, почувствуют ваши клиенты, коллеги и начальство. Язык тела, тональность в разговоре сразу выдадут вас, и было бы глупо предполагать иное. Кроме того, следует понимать, насколько заразны негативное замечание или негативно настроенный человек. Как лесной пожар, раздражение и раздоры могут погасить пламя творчества, вызывая недовольство и жалобы, которые будут нарастать с удивительной скоростью.

Во-вторых, необходимо понять, что иногда причину чьего-то раздражения можно найти и устранить быстрее, чем начнутся жалобы. Если, к примеру, у вас жесткие сроки окончания работы, то принимайтесь за дело. Время, которое вы потратите, жалуясь коллеге на клиента и на нереальные сроки, можно потратить с большей пользой, чтобы завершить работу в срок и порадовать заказчика.

Третий совет, который пойдет на пользу и вам, и вашей компании, состоит в том, чтобы занять активную позицию и начать действовать без промедления с целью исправить ситуацию, порождающую проблему. Если у вас тормозит компьютер, сообщите об этом начальству, чтобы оно помогло решить проблему. Если клиент настойчиво требует срочно внести какие-то изменения или устанавливает нереальные сроки, сделайте свое дело, а нереализованные задумки воплотите в следующем проекте. Вместо того чтобы жаловаться своим коллегам, начинайте работать и предложите своему начальству то, что, по вашему мнению, нуждается в исправлении. Ваша задача – сделать все для того, чтобы, уходя, вы оставили свою должность в лучшем состоянии, чем она была до вашего прихода. Вы должны быть маяком позитивного отношения в неспокойном море недовольства и раздражения.

Блокбастер «Спасти рядового Райана» показывают по телевизору чуть ли не каждую неделю, и меня это радует. Я смотрю его с неугасающим интересом. Некоторые сцены из фильма запечатлелись у меня в голове, а короткий диалог между капитаном Миллером, героем Тома Хэнкса, и его подчиненным рядовым Райбеном оказал на меня большое влияние. В этом диалоге рядовой спрашивает капитана, почему он никогда не слышал от него никаких жалоб. Капитан Миллер отвечает: «Жалобы идут снизу вверх, а не наоборот». Другими словами, капитан может пожаловаться вышестоящим офицерам, но никогда не пожалуется подчиненным.

Возможно, эта история выдумана, но совет правильный. Выплескивание жалоб и раздражения на коллег только усугубляет ситуацию. А вот если выходить с жалобами к начальству, это может изменить ситуацию к лучшему.

В моей компании мы совершенно нетерпимы к проявлениям раздражения и негатива. Как только мы замечаем в ком-то недовольство, вызываем этого человека на разговор. Мы пытаемся докопаться до причин недовольства и вместе стараемся решить проблему. Раньше мы этого не делали, в результате недовольство и раздражение выходило из-под контроля. Я видел, как одно «гнилое яблоко» в корзине портило все остальные «яблоки». Не допускайте гнили!


Чаша терпения

Нью-Йорк, Мэдисон-авеню, кафе «Старбакс». Я уже год обдумываю раздел «Чаша терпения». Но чтобы ко мне пришло вдохновение и я приступил к работе, потребовалось какое-то время. И здесь, в Нью-Йорке, я дождался своего часа. В этом городе автомобили повсюду, люди снуют, словно муравьи. Большинство жителей Нью-Йорка с видимой легкостью справляются со стрессом жизни в большом городе, но иногда приходится сталкиваться с людьми, потерявшими контроль над собой. Как-то мне встретился парень, с выпученными глазами кричавший жене, что он «сыт по горло». Похоже, этот парень спекся. Не знаю, из-за чего это случилось, но было очевидно, что чаша его терпения переполнилась.

Вы, несомненно, знаете выражение «последняя капля», которая переполняет чашу терпения. Всем знаком (а кто-то, вероятно, даже переживал нечто подобное) такой переломный момент в жизни, когда простая вещь выводит из себя даже самого спокойного человека. Как вы думаете, откуда пошло выражение «лить слезы над пролитым молоком»? Очевидно, чаша терпения у детей не очень вместительна, поэтому для них потерять контроль над собой так же легко, как опрокинуть чашку молока.

Графические дизайнеры вращаются в эмоционально напряженном мире и часто зависят от сроков сдачи проекта. По мере того как росла моя компания, у нас с каждым годом удваивались счета и персонал. Я был на грани отчаяния! Спросите любого из моих близких или из работавших в то время сотрудников. Большинство из них поделятся с вами страшными историями о моих налитых кровью глазах (я называю такое состояние «режимом Сайлона Рейдера» из популярного в 1970 годах телесериала «Звездный крейсер „Галактика“», где обитали свои «сайлоны» с красными глазами). Я весь был, как натянутая пружина.

На работе важно держать напряжение под контролем, не допуская переполнения чаши. Если вы этого не сделаете, то окружающие будут вынуждены осторожничать, чтобы ни словом ни делом вас не спровоцировать. Когда речь идет о способности подавлять раздражение, у вас есть два варианта. Либо надо чтобы чаша терпения была очень вместительной, либо надо ее регулярно опорожнять. Вот ряд приемов, которые я освоил на практике, пытаясь контролировать собственную чашу терпения. Имейте в виду: это ни в коей мере не научное исследование и не проверялось ни на какой фокус-группе, это всего лишь то, что я делаю в попытке не расплескать свою чашу терпения.

• Сделайте перерыв. Встаньте из-за стола и пройдитесь. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы почувствовать приток кислорода.

• Приберите свое рабочее место и стол, так как беспорядок способствует росту напряжения. Порядок и чистота на рабочем месте его снимают.

• Сортируйте электронные письма. Мой почтовый ящик – мой хлеб. Если он переполнен сотнями сообщений, я начинаю беспокоиться, что что-то упустил. Перемещайте входящие сообщения из почтового ящика в папки, пусть он будет пустым. Быстро реагируйте на письма, чтобы они не способствовали наполнению чаши и не добавляли лишнего напряжения.

• Смело беритесь за работу. Иногда можно ослабить напряжение от предстоящей задачи, просто начав ее решать. Если вам предстоит разработать дизайн, потратьте несколько минут и создайте в Фотошопе новый файл с нужными параметрами. Разместите требуемые части проекта на отдельных слоях, а затем сохраните файл. Эта простая задача займет всего пару минут и при этом снимет напряжение, убрав те несколько капель, которые могли бы переполнить чашу терпения.

• Возьмите лист бумаги и запишите все задачи, которые вам необходимо решить. Этот прием часто показывает, что у вас меньше дел, чем вы думаете. И даже если дел у вас больше, чем вы думаете, организация информации поможет снять часть бремени.

• Следите за состоянием финансов. К сожалению, стресс часто связан с деньгами. Будучи владельцем бизнеса я регулярно вижу, как сотни тысяч долларов приходят на банковский счет компании, а затем тут же куда-то уходят. Это меня очень напрягает! Я обнаружил, что часто напряга можно избежать, просто посчитав деньги. Подытожьте свои финансы, а затем прикиньте, насколько их хватит (детали см. в разделе 103).

• Пишите своим клиентам по электронной почте. Иногда неясность в отношениях с ними может породить напряжение. Потратьте несколько минут и напишите письмо со словами любезности. Коротенькое сообщение типа «Просто хочу вам сказать, что нам приятно работать с вами и мы ценим проекты, которые вы у нас заказываете. Вы – замечательный клиент. Спасибо». Скорее всего клиент ответит, что он тоже доволен работой с вами. Такой обмен доброжелательными письмами поможет снять напряжение.

• Во время становления моего бизнеса был год, когда я в огромных количествах пил диетическую колу. Сейчас я называю этот год «Тревожное расстройство – 2006». Не претендую на научность, а говорю только про свой личный опыт: кофеин ведет к стрессу, по крайней мере у меня. Можете поискать исследования, в которых анализируется, какой эффект кофеин оказывает на организм.

• Регулярно занимайтесь спортом. Я не просто трудоголик, я выматываю себя работой. И тем не менее хожу в спортзал как минимум пять дней в неделю по утрам, прежде чем отправиться на работу. Я знаю, что регулярные физические упражнения помогают ослабить стресс.

• Спите семь-восемь часов в сутки. Дайте телу отдохнуть столько, сколько ему необходимо. Это поможет уберечь вашу чашу терпения от переполнения.

• Питайтесь правильно. Опять же, я не привожу никаких научных исследований, только те простые истины, которые основаны на моем собственном жизненном опыте. Употребление здоровой пищи помогает организму функционировать должным образом и способно снять стресс.

• Возобновите старые отношения, которые вы, возможно, испортили. Избавившись от этого груза, вы добьетесь того, что чаша терпения будет заполнена лишь до половины. Придумайте способы навести мосты и сделайте первый шаг.


Чаша терпения – вполне реальная вещь, и если она переполнится, это станет серьезной проблемой в мире графического дизайна, полном стрессов, в частности из-за сжатых сроков. Лучший способ не допустить этого – иметь наготове арсенал приемов для борьбы со стрессом всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.


Чаша терпения – реальна. Переполнившись, она станет проблемой в графическом дизайне с его стрессами, в частности из-за сжатых сроков.

Два таких разных деда

Плохие вещи случаются и с хорошими людьми, это факт. Даже если вы талантливый и целеустремленный, с вами могут происходить мелкие неприятности на профессиональной почве.

• Вас могут сократить, и вы не сможете сразу найти новую работу.

• Вашим боссом окажется самоуверенный и наглый идиот.

• Вы можете потерять деньги, много денег.

• У вас могут не сложиться отношения с клиентами, и заказы уплывут от вас.

• Вас могут «кинуть» клиенты без всяких на то оснований.

• Вас могут надуть со счетом или с двумя, или с тремя…

• Вам иногда придется работать допоздна.

• Вашу систему могут взломать, операционка может рухнуть, так что вы за ночь поседеете.

• Ваши клиенты будут постоянно требовать что-то добавить или изменить в проекте, причем не собираясь повышать плату за вашу работу.

• Вам поступит команда выбросить лучшие из созданных вами вариантов дизайна на помойку и начать все заново.

• Вы станете козлом отпущения, и не раз.


От этого не уйти. Такое случается почти со всеми (во всяком случае, со мной происходило все из перечисленного). С неизбежностью бороться практически невозможно; единственное, что вы можете сделать, – это управлять своими эмоциями. Вы можете держать себя в руках. А в зависимости от того, как вы это делаете, вы становитесь либо дедом № 1, либо дедом № 2.

Деда № 1 все знают и втайне боятся. Возможно, когда вы были ребенком, он жил на одной с вами улице. Этот старый брюзга сидел на крыльце дома, и каждый раз, проходя мимо, вы чувствовали, что сейчас он начнет орать, чтобы вы не топтали его траву. Или он мог понапрасну обвинить вас в том, что именно вы помяли его цветы. А еще он мог сидеть с духовым ружьем, поджидая, когда на его лужайку «хоть одной ногой» ступит соседская собака. Дед № 1 – это сварливый старик, недовольный абсолютно всем. Все, что попадается ему на глаза, – плохо. По его мнению, мир катится в преисподнюю.

Дед № 2 другой, его знают почти все. У него есть ответы на все вопросы. Он может всех успокоить, и старших и младших, вплоть до праправнуков. Его обожают, его уважают. Он многое видел в жизни, поэтому может помочь вам хорошим советом. Он – мудрец, он – капитан, испытанный и настоящий лидер. Когда кажется, что все вокруг рушится, дед № 2 спокойно говорит: «Еще не вечер, все будет нормально».

Возможно, жизнь у деда № 1 и у деда № 2 была похожей. У обоих, как впрочем и у всех других, в жизни хватало неприятностей. Но разница в том, как они реагируют на неприятность. А это во многом связано с тем, что они говорят самим себе в трудные времена.

Дед № 1 в моменты, когда казалось, что мир рушится, говорил что-то вроде:

«А кто в этом виноват? Уж конечно, не я!»

«Кошмар! Еще что-то подобное, и с меня хватит!»

«Этот гад делает все, чтобы помешать моей карьере!»

«Мой босс – полный кретин».

Дед № 2, по всей вероятности, воспринимал ситуацию иначе и задавал себе такие вопросы:

«Какой вывод можно из этого сделать?»

«Что мне следует изменить в себе, чтобы подобное не повторилось?»

«Что нужно, чтобы уберечь других от такой ошибки?»

«Что мне сделать, чтобы исправить эту ситуацию?»

Эта разница в отношении означает, что дед № 1 за годы жизни превратился в невероятного брюзгу, а дед № 2 научился терпению и мудрости. То, кем мы становимся в жизни, связано с тем, как мы реагируем на неизбежные трудности и проблемы.

Обратите внимание на то, что вы скажете себе в следующий раз, когда босс вернет ваш проект на доработку или клиент устроит вам разнос. Кем вы будете, дедом № 1 или № 2?

Поработайте маляром

В начале моей трудовой деятельности, когда к нам приходил новый сотрудник, он обычно проставлялся, и мы коллективно обедали, празднуя приход нового человека. В то время у нас была традиция рассказывать новичку всякие страшные небылицы о работе. А он должен был поделиться рассказом о том, что ему меньше всего нравилось на старой работе, после чего победитель импровизированного конкурса страшилок рассказывал «самую страшную историю» из профессиональной жизни.

Нэйт, один из первых, кто пришел к нам на работу, до сих пор удерживает звание чемпиона по таким рассказам. Никому еще не удалось потеснить его с пьедестала. Что же он рассказал о «наихудшей работе»? Его обязанностью было готовить корм для собак. Для этого он надевал резиновый комбинезон и проводил целый день в холодильной комнате, швыряя замороженные куски мясных субпродуктов в огромную мясорубку. В начале рабочего дня субпродукты были еще подморожены, но постепенно они оттаивали, в результате все помещение и резиновый комбинезон превращались в нечто кошмарное, забрызганное кровью и кусками мяса. Отвратительный запах проникал через комбинезон, смешивался с запахом пота, так что даже горячий душ не помогал Нэйту вытравить этот мерзкий запах из кожи.




Эта работа (и, я уверен, многие другие) сделала из Нэйта одного из самых трудолюбивых, преданных своему делу и скромных сотрудников, с которыми мне доводилось работать.

Хотя в нашей компании он выполняет обязанности дизайнера и художника производства, если возникает какое-то непредвиденное дело, он почти всегда откликается первым. Он берется за него без жалоб, и я часто представляю, как он сравнивает свою работу в удобном кабинете с креслом перед компьютером с тем, что он имел, когда был вынужден готовить корм для собак. Нэйт первым в нашей компании получил приз «Лучший работник года», а его добросовестное отношение к работе делает его бесценным для нас.

Недавно я смотрел документальный фильм о Рэе Кроке, основателе закусочных «Макдоналдс». Меня поразил факт, что каждый восьмой американец работал в этих закусочных. Если вы – один из этих счастливчиков, я скажу: «Мои поздравления». Может быть, благодаря этой работе вы стали лучше.

Иногда я в шутку говорю своим коллегам: «Если клиенты потребуют, мы будем чистить их сортиры». Это шутка, но на самом деле я бы так и поступил. Я не гордый.

Я благодарен за те уроки, которые получил, работая на самых непрестижных должностях. Вот, что я делал:

• обрывал верхние листья с кукурузы на полях;

• нянчил детей;

• был воспитателем в дневном лагере Ассоциации молодых христиан;

• косил траву у соседей;

• был спасателем в дневном лагере Ассоциации молодых христиан;

• был инструктором по плаванию и нырянию в дневном лагере Ассоциации молодых христиан;

• был инструктором по фитнесу в дневном лагере Ассоциации молодых христиан;

• работал капельдинером в театре Wagon Will;

• был грузчиком в Walmart, работал в ночную смену;

• временно работал переплетчиком;

• трудился официантом в ресторане Ponderosa*;

• стриг газоны в школе;

• готовил сэндвичи в закусочной Arbis*;

был кровельщиком;

• работал воспитателем в детском саду для детей рабочих – иммигрантов из Латинской Америки;

• был контролером на стадионе футбольной команды Индианского университета;

• был библиотекарем (представьте себе) в библиотеке при общежитии Индианского университета;

• продавал товары по телефону;

• работал оператором препресс в компании AlphaGraphics (это была моя первая работа после окончания колледжа);

• был младшим дизайнером в компании Reynolds Graphics;

• работал графическим дизайнером в маркетинговом агентстве Market Direct;

• исполнял обязанности креативного директора в компании Futech/oKID;

• исполнял обязанности старшего креативного директора на студии Fox, занимаясь дизайном, разработкой и редактированием сайтов Fox Kids и Fox Family;

• в компании Riser я являюсь основателем, генеральным директором, уборщиком и маляром*.


Звездочками я пометил те свои должности, занимая которые периодически занимался уборкой общественных туалетов. Я не считаю, что эклектичный список мест моей работы выделяет меня среди других. Однако знаю, что, если бы я не получил такого разнообразного опыта, вряд ли я стал бы лучше. Я ценю то, чем зарабатываю на жизнь, и знаю, что многие (если не большинство) не могут позволить себе роскошь превратить хобби в работу.

Я горжусь тем, что у меня нет никаких предрассудков… за исключением одного. Я считаю, что если вы когда-либо работали уборщиком общественных туалетов, вы лучше других. Эта черная работа дает много уроков, среди которых готовность делать все, что потребуется. Много раз я убеждался, что люди, готовые делать больше, чем надо, и выполнять все, что от них требует начальник, или клиент, или служебный долг, являются самыми ценными сотрудниками в компании.

В истории нашей компании много наград, одну из них, от штата Юта, – «Лучшая компания штата», – мы завоевывали уже не раз и гордимся этим. Каждый год на получение этой награды выдвигаются компании в разных категориях бизнеса, а мы, как и можно было бы ожидать, участвуем в категории «Графический дизайн». Для некоторых графических дизайнеров может оказаться удивительным то, что эта категория отнесена к разделу «Сфера услуг». Словари определяют слово «услуга» как действие по оказанию помощи, содействие в чем-либо, как акт обслуживания различных лиц.

Для того чтобы добиться абсолютного успеха на своем поприще, основной целью графического дизайнера должна быть услуга. Ваша задача – облегчить жизнь клиентов. Они обращаются к вам, потому что нуждаются в вашей помощи. Они сами не могут спроектировать то, что им нужно. На них давят внешние обстоятельства, и в ваших силах снять с них этот груз. В конечном счете, уборка общественных туалетов в начале карьеры – не единственный способ познать, что такое благодарность и смиренное служение другим. Многие, к счастью, получают такие уроки у себя дома. Кое-кто рождается с готовностью услужить другим. Независимо от того, как вы стараетесь научиться умению оказывать содействие, старайтесь и старайтесь хорошо. Графический дизайн является сферой услуг, а это требует терпения с вашей стороны и соблюдения трудовой этики.

Работать с огоньком можно на любой должности

Три вещи на свете я люблю больше всего: свою семью, команду Chicago Bears и мой джип. В каком порядке их расположить, решайте сами. Девин Хестер – возвращающий в Chicago Bears. В 2006 и 2007, два года подряд, он был рекордсменом НФЛ по количеству возвратов за сезон. В своих двух первых сезонах в НФЛ у него было 11 полных возвратов, что лишь на два меньше, чем за всю историю НФЛ, а рекордные 13 принадлежат Брайану Митчеллу (чтобы установить этот рекорд, Брайану Митчеллу понадобилась вся его карьера в НФЛ).

Девин Хестер – человек, который способен переломить игру.

Теперь давайте пробежимся по списку и вспомним других ярких игроков в истории НФЛ (на ум приходят Пейтон Мэннинг, Барри Сандерс, Рэнди Мосс, Уолтер Пэйтон и Джо Монтана). Для тех из вас, кто немного отстал от футбольной статистики, напомню, что в список входят квотербек, бегущий и принимающий. Обычно на эти роли назначают игроков, которые могут задавать тон и влиять на ход игры. В сезоне 2006 года Девин Хестер из Chicago Bears проявил себя как самый потрясающий игрок в НФЛ за все годы ее существования, а он был всего лишь ВОЗВРАЩАЮЩИМ! А сейчас подумайте еще минутку и постарайтесь вспомнить других возвращающих в НФЛ. Может быть, припомнили одного или двоих… (и это из 31 команды). История не видывала такого, чтобы любой другой возвращающий сделал то, что сделал Девин Хестер в двух первых сезонах.

Так к чему это я?

Выражаясь языком футбола: в НФЛ необязательно быть квотербеком, чтобы войти в историю. Пример Девина Хестера показывает, что возвращающий может сделать для команды не меньше, чем самый лучший квотербек, бегущий или принимающий. Девин Хестер действовал так, что заставлял своих соперников менять тактику игры. К концу сезона 2007 года многие игроки команд-соперников старались держать от него мяч подальше, чтобы он не переломил игру в свою пользу.

Выражаясь языком графического дизайна: не обязательно быть художественным или креативным директором, техническим директором или вице-президентом какого угодно агентства, чтобы вас считали ключевой фигурой. Любая роль и любая должность в любой организации может оказывать огромное влияние на ее деятельность. За все годы работы мне довелось видеть младших программистов и младших дизайнеров, определявших успех всей компании. Стремясь приумножить свой вклад в работу компании, вы приносите ей пользу независимо от занимаемого положения.

Предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут вам работать с огоньком.

• Что сделать, чтобы работать еще лучше?

• Что в этой компании нуждается в усовершенствовании и чем я могу помочь?

• Чему мне нужно научиться, чтобы улучшить свои навыки?

• Чем я могу помочь своим коллегам?

• Могу ли я что-то сделать, чтобы рабочая обстановка в нашей компании стала лучше?

• Какие предложения я могу внести, чтобы усовершенствовать производственный процесс в нашей компании?

• Есть ли у меня особые качества, которые я могу применить где-либо еще?

• Задумываюсь ли я каждый день о том, как привнести в свою работу что-то новое? Или же я просто выполняю то, что мне поручено?


Задайте себе эти вопросы и ответьте на них серьезно. Это путь к тому, чтобы стать ведущим игроком в команде своей компании.

Необязательно быть художественным, креативным, техническим директором или вице-президентом какого угодно агентства, чтобы вас считали ключевой фигурой.

Ведущий или ведомый?

Недавно я присутствовал на собрании, где выступающий говорил о программе подготовки бойскаутов. Он что-то рассказывал о новом вожатом отряда скаутов, с которым ему предстояло работать, и вот что меня удивило. Вожатому скаутов дали несколько инструкций по руководству деятельностью отряда, и он спросил: «А что из этого мне нужно прочитать». Ответ был таков: «Все зависит от того, кем вы хотите быть – ВЕДУЩИМ или ВЕДОМЫМ?».

Этот ответ мне очень запомнился. Из разнообразных качеств, которыми должен обладать лидер, нужно отметить, что лидер должен максимально владеть информацией по данному вопросу, лидер должен вести других и принимать решения на основании того, как подчиненные понимают соответствующую информацию.




Если вы хотите быть лидером, вы должны к этому готовиться и быть способным принимать решения и вести за собой людей. Все годы работы я всегда стремился получать знания, без которых невозможно сделать карьеру. Закончив колледж, я овладел языком HTML и затем стал ведущим сотрудником в моей первой компании. Там же я освоил Flash 2.0 и программу трехмерного моделирования, что помогло мне получить следующие две работы. На них меня несколько раз повысили в должности и там же я освоил Flash 3.0 и 4.0. Это позволило мне заняться созданием онлайновых компьютерных игр. А уже эти знания дали мне возможность получить новую работу в компании Fox, где я руководил большой группой программистов, дизайнеров и редакторов.

Там я занимался своим образованием в области управления персоналом и проектами, что необходимо для занятия руководящей должности. Впоследствии, когда я уже был бизнесменом, я прочитал массу книг по управлению бизнесом. Эта жажда знаний и помогла мне двигаться вперед и добиться успеха в выбранной области.

Если вы хотите быть лидером, вам необходимо определить, чего вы не знаете, и предпринять необходимые шаги, чтобы восполнить этот пробел, независимо от того, что это за область и что для этого потребуется.

Полпобелы

Молодого дизайнера легко узнать по тому, как робко он сидит на собрании и не смеет ничего сказать присутствующим. Это одна из серьезных ошибок. Немного скромности не помешает, она даже приветствуется. Но даже скромных начинают уважать, если они вносят стоящие предложения.

Некоторые люди рождаются с даром выступать на публике. У других этот навык развивается естественным и органичным образом с годами. А третьим приходится над этим работать, как работают, развивая в себе талант. Если это не происходит естественным образом, то следует заняться развитием в себе навыков выступления перед аудиторией. Эти навыки помогут вам получить работу графического дизайнера и привлекать клиентов.

Мой старший сын – бойскаут. Он хочет получить «Орла»[1]. Поскольку я вместе с сыном участвовал во многих мероприятиях, мне известен лозунг бойскаутов «Будь готов!». Какой простой, замечательный и мудрый совет! Нам всем стоит применять его в жизни.

Не только бойскауту он помогает выжить в полевых условиях, он может помочь и дизайнеру преуспеть в своей профессии. В следующий раз, когда вас позовут на совещание, не сидите, сжавшись от робости в комок, а приготовьтесь заранее.

• Принесите все необходимое для записи. Блокнот, записная книжка, лэптоп – неважно, что это, важно, чтобы вы своим видом демонстрировали интерес и готовность записывать информацию.

• Узнайте заранее, о чем пойдет речь на совещании. Если вы встречаетесь с клиентом впервые, разузнайте все про его компанию, покопайтесь в Интернете и изучите его веб-сайт.

• Запишите несколько умных вопросов и наберитесь смелости, чтобы задать их. Гораздо легче подготовить умные вопросы заранее, чем делать это впопыхах.

• Поделитесь советом. Поделитесь недавним опытом с присутствующими, которые могут счесть его полезным. Если вы сделаете это тактично, то создадите себе образ опытного и знающего специалиста.

• Приготовьтесь сделать какой-нибудь комплимент. Вам понравилась торговая марка или товар вашего клиента? Скажите ему, при этом будьте конкретны. Ваш коллега помог вам закончить проект в краткие сроки? Расскажите об этом человеке на следующем совещании.

• Высказывайте свое мнение. Сделайте разумное замечание по поводу чьего-то дизайна. Не сидите и не ждите мнения окружающих. Высказывайте свое.


Любое действие лучше, чем бездействие. Если вы немного подготовитесь к совещанию, то этим сможете изменить впечатление окружающих о себе, и о вас станут думать не как о бессловесном существе, а как об опытном и компетентном профессиональном дизайнере.

Ценность свободных минут

В тот день, когда я закончил колледж и получил долгожданный диплом бакалавра в области дизайна, я был на седьмом небе. Университет Индианы – отличное учебное заведение, но я помню, что тогда с радостью подумал: «Больше никогда не буду учиться». К сожалению, потребовался приблизительно месяц, чтобы меня нашла моя первая работа и я понял, что диплом не гарантирует трудоустройства. Я также понял, что потенциальные работодатели без всякого восторга просматривают мое студенческое портфолио и резюме с пустой строкой об опыте работы. Наконец, наступил день, когда я получил свою первую «настоящую» работу оператора препресс в местной фирме AlphaGraphics с зарплатой чуть выше минимальной.

AlphaGraphics – хорошая компания, но никак не предел мечтаний амбициозного выпускника, мечтающего о карьере в области графического дизайна. Я был рад, что вообще нашел работу, и понял, что диплом бакалавра только научил меня учиться, но не дал мне всех навыков, необходимых, чтобы стать настоящим графическим дизайнером.

И тогда с одержимостью, свойственной Майклу Джанде, я взял на себя обязательство изучить все, что только можно, о тонкостях дизайна. В каждой компании, в которой я когда-либо работал, я стремился к этой цели – получить новые навыки. В середине 1990-х я многому научился самостоятельно, и это открыло мне двери в новые компании, куда меня приглашали на должность креативного директора (включая студию Fox). Я также постоянно слежу за новинками в журналах и галереях дизайна, чтобы быть в курсе современных направлений в дизайне. Когда я стал владельцем компании, то начал штудировать книги по бизнесу и прошел курс делового администрирования не в аудитории, а в реальной обстановке. Я использовал каждую свободную минуту, чтобы овладеть необходимыми навыками. Это открыло для меня бесчисленные профессиональные возможности, и я сделал удачную карьеру.

Я очень часто наблюдал, как сотрудники компаний, в которых я работал (да и в моей собственной), тратили драгоценное время на игры, просмотр видеофильмов и посещение социальных сетей. Постыдились бы тратить доллары работодателя! Но еще более стыдно им должно быть за то, что эти бесценные свободные минуты они могли бы потратить с пользой для своего профессионального роста.

Я хочу всем вам задать вопрос: а что делаете вы, когда у вас возникают паузы в работе? Какие у вас профессиональные планы? Что вы изучаете, чтобы эти планы осуществить? Я призываю вас осваивать новые навыки, делать все, что в ваших силах, чтобы идти в ногу с современными технологиями и тенденциями дизайна. Большинство работодателей рады, когда сотрудники по своей инициативе изучают что-то новое, поскольку эти навыки будут способствовать успеху их бизнеса.

Осмотрите свое рабочее место. Что в нем нуждается в улучшении? Что вы можете сделать? По своему опыту знаю, что даже самые плохие начальники, как правило, вознаграждают стремление и предложения сотрудников о путях решения той или иной проблемы, если это идет на благо компании. Можете помочь создать рекламу компании в Интернете? Можете внести предложение по улучшению деятельности компании и затем способствовать его внедрению? Да просто вынесите мусор, если уж на то пошло. Свободное время, за которое вы получаете деньги, должно использоваться, чтобы приносить пользу компании, которая оплачивает ваши счета и обеспечивает вас горячими бутербродами.


Чем вы занимаетесь, когда возникают паузы в работе? У вас есть планы? Что вы делаете для их осуществления?

Я не писатель

Не так давно ко мне на собеседование пришел человек, желающий работать дизайнером в нашей компании. Отвечая на один из вопросов, он наивно выдал: «Я не писатель». Я тут же подумал (но вслух не сказал): «Хочешь стать графическим дизайнером? Тогда ты должен быть дизайнером, писателем, программистом, фотографом, а иногда и иллюстратором».

Дизайнеру часто приходится латать дыры за заказчика, потому что клиент не может сделать это сам. Кроме того, если вы хотите получить повышение, вам надо работать за двоих, удовлетворяя нужды клиентов; вам надо включить весь арсенал своих талантов и навыков, чтобы превзойти остальных выпускников художественных колледжей. Так что будьте готовы оттачивать свои навыки в каждой сделке, связанной с графическим дизайном, потому что они вам понадобятся.

Мало того – графический дизайнер, нанимающийся в небольшую компанию, должен понимать, что ему придется ремонтировать компьютер, отвечать на телефонные звонки, быть торговым представителем и маляром, двигать мебель, уметь повесить на стену картину и собрать письменный стол, выносить мусор… Понимаете, что я имею в виду? Чем больше ролей вы сможете исполнять, тем выше будет ваша ценность как члена команды. Сотрудники и начальство будут вас больше ценить, так как ваш вклад в успех компании не ограничится только вашими потрясающими дизайнерскими работами.

Мы, люди, созданы, чтобы идти по жизни, постоянно усваивая новую информацию, и наша способность расти, переваривать новое и все время пополнять наши природные навыки – это то, что отличает нас от животных в зоопарке, на которых мы ходим поглазеть в выходные. Было бы глупо думать иначе. Поэтому крайне важно, что мы стремимся к совершенству во всем, а не только в своей специальности.

Сам себя не похвалишь…

Мое детство прошло на озере в северной части штата Индиана, и с ним связаны мои первые уроки. Среди них всем известная истина – дерьмо не тонет. И действительно, на поверхности озера плавали такие богатства, как мертвая рыба, мусор и морские водоросли. Несомненно, в озере было и кое-что получше – на глубине обитали великолепные окуни и другие рыбы, но на поверхность они всплывали, только когда дохли и начинали гнить.

Организовав и возглавив собственное дело в сфере графического дизайна, я понял: истина о том, что «дерьмо не тонет», справедлива и в бизнесе. Если не ладится проект, слухи об этом идут снизу вверх по всей цепи инстанций. Если клиент недоволен, эта новость неизбежно дойдет до вашего босса. Если пропущен срок сдачи проекта, весть разлетится в момент. В дизайнерском агентстве «дерьмо» естественным образом всплывет на поверхность, и все его увидят. Нечасто клиенты звонят вашему начальству со словами благодарности за хорошую работу, а вот когда вы наломаете дров, они позвонят непременно.

К сожалению, чтобы люди узнали о «хороших вещах», требуется прикладывать усилия, тогда как «дерьмовые вещи» сами волшебным образом становятся известны всем. Поэтому нужно стараться, чтобы все то хорошее, что вы делаете, выполняя проекты, стало известно коллегам и руководству.

Предположим, клиент присылает вам по электронной почте комплимент относительно вашей хорошей работы. Это – та самая «хорошая вещь», для распространения которой в компании вам надо приложить усилия. Чтобы комплимент стал достоянием гласности, обычно достаточно просто разослать сообщение от клиента по электронной почте, снабдив письмо словами: «Только что получил это от клиента. Спасибо всем, кто приложил руку к этому проекту!».

В нашем агентстве мы время от времени проводим собрания под названием «Пятница откровений». По мере надобности мы выделяем приблизительно час в пятницу и даем каждому члену нашей команды несколько минут, чтобы рассказать о проектах, над которыми он работает. Это не только позволяет «хорошей вещи» всплыть на поверхность, но и дает возможность всем познакомиться с прекрасной работой, которую делают товарищи по команде. Такие встречи – отличное средство обнародовать положительные инициативы, и сотрудники чувствуют, что их ценят.

Ваш начальник, вероятно, очень занятой человек и, если вам повезет, нечасто будет вмешиваться в ваши проекты. Если вы хотите, чтобы весть о ваших заслугах дошла до него, скорее всего, вам придется постараться и взять все в свои руки. Мой тесть всегда говорил: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит». Если вы сами не продумаете систему информирования, чтобы подать товар лицом, то до вашего босса, вероятно, будут доходить только отрицательные отзывы о вашей работе. Действуйте не спеша, демонстрируя свою значимость, а ваша хорошая работа будет говорить сама за себя.




Не работайте в вакууме

Не я выдумал эту фразу, но когда я начал употреблять ее на работе, то, представьте себе, некоторые сотрудники почему-то решили, что речь идет об уборке[2]. Но это не так – я хочу, чтобы вы представили себе космическую пустоту: вот он, последний рубеж. Многие из нас смотрели фильм, где героя затягивает из космического корабля в космос, словно пылесосом. Его возлюбленная остается на корабле и не может ему помочь. Она прижимается лицом к иллюминатору и смотрит, барабаня пальцами по стеклу. По ее лицу текут слезы. Ее парень погибает. Пути назад нет, поговорить не с кем, дышать нечем. Он совсем один в пустоте безвоздушного пространства.

Вот и я пребывал три года в пустоте, сидя в подвальном помещении один-одинешенек. Ни поговорить, ни посоветоваться, ни узнать ничего новенького – штампую какую-то ерунду. Конечно, все то, что я делал и считал ерундой, вполне удовлетворяло моих клиентов и даже больше – они приходили ко мне снова и делали новые заказы. Они даже рекомендовали меня другим. Но я-то знаю, что способен работать гораздо лучше, когда делаю работу не один.

Когда я начал приглашать в свою компанию сотрудников, то вспомнил, как важно работать в коллективе – от этого качество дизайна только выигрывает. Время от времени я получаю подтверждение тому, что работа в коллективе помогает превратить просто хороший дизайн в отличный.

Простейший способ выбраться из пустоты – развернуть свое кресло и спросить коллег: «А что вы думаете об этом?» Если вы работаете в компании, то наверняка рядом с вами есть кто-то, кто откликнется на ваш вопрос. Не становитесь в позу и не считайте, что дельный ответ может дать только дизайнер. При таком отношении вас хватит только на то, чтобы сверстать справочник «Желтые страницы». Любой человек может дать вам совет. И наиболее ценные советы я получал от людей, которые были далеки от дизайна, но которые могли оценить мою работу с точки зрения потребителей.

Что касается производительности труда, то немалое значение имеет то, как часто вы интересуетесь мнением людей о своей работе. Ведь может случиться так, что вы попросили кого-то оценить сделанное только тогда, когда проект уже почти завершен. И выясняется, что вы упустили что-то очень важное, и теперь поздно что-то исправлять. Или вы не воспользовались чьей-то идеей, которая могла кардинально изменить всю картину. Поэтому я всегда обращаюсь к тем, кто находится рядом, и спрашиваю: «Вы не могли бы взглянуть на мою работу? Может быть, что-то нужно добавить или изменить?».

Из пустоты нужно выбираться не только дизайнерам. У нас в компании существует правило: советоваться с коллегами по любым вопросам. Если кто-то отправляет клиенту важное письмо, то перед отправкой он читает его коллеге, чтобы тот указал на возможные ошибки. Каждое ваше предложение перед отправкой читает кто-то еще. Обсуждению подлежат такие вопросы, как стоимость проекта и его сроки.

Конечно, время от времени в ответ вы будете получать порцию критики. Когда такое случается, улыбнитесь и скажите: «Спасибо». Помните, что девяносто процентов мозговых штурмов дают в результате полную ерунду. Но лучше получить плохой отзыв и не отреагировать на него, чем не получить никакого отзыва, в особенности в том случае, если десять процентов могут предложить вам что-то совершенно потрясающее.

Наконец, лучшие дизайнеры прячут свою гордыню подальше и признают, что их замыслы не всегда хороши, поэтому они готовы сотрудничать с другими дизайнерами, чтобы их работа стала лучше, а их ошибки остались там, где им место.

Мегазорд графического дизайна

Мне навсегда запомнилось время, проведенное в компании Fox Kids: там я нашел замечательных друзей и получил возможность работать над потрясающими проектами самых известных фирм. В то время мои дети были малышами, а «Могучие рейнджеры» были тогда одним из хитов, выпущенных Fox Kids. Я был буквально завален всякой всячиной с эмблемами «Могучих рейнджеров» – футболки, коробки из-под видеокассет, блокноты, книги, костюмы, – мой кабинет и дом трещали по швам от всего этого. Сыну тогда было три года и он не мог оторваться от этого мультсериала.

Формула, использованная во всех сериях «Могучих рейнджеров», такова: каждую неделю их чуть не уничтожает отрицательный герой. Этот персонаж превращается в гигантского монстра (типа Годзиллы), и рейнджеры начинают понимать, что в одиночку с этим монстром им не справиться. Поэтому они забираются в свои машины и образуют гигантского робота Мегазорда. Корабль красного рейнджера составляет тело. Корабли синего и желтого рейнджеров становятся ногами робота, а корабли розового и зеленого превращаются в его руки. У него по волшебству появляется огромный меч, после чего Мегазорд готов сразиться со злодеем и снова спасти мир.

Мир графического дизайна похож на мир «Могучих рейнджеров». Вроде бы кажется, что одного вашего таланта и навыков хватит, чтобы в одиночку решить самые жуткие проблемы дизайна. Но даже самые великолепные дизайнеры чувствуют себя увереннее в коллективе. В нем, работая слаженно, вы можете решать задачи, которые не под силу одному человеку.

Концепция Мегазорда графического дизайна состоит в следующем: некий коллектив получает задание. Коллектив состоит из руководителя проекта, старшего дизайнера, младшего дизайнера, программиста и специалиста по контролю качества. В разных проектах и компаниях состав коллектива может быть разным. А смысл в том, что коллектив способен на большее, нежели один исполнитель: ведь в сутках только двадцать четыре часа, и один человек не в состоянии за это время поработать и дизайнером, и руководителем проекта, и креативным директором, не напортачив в чем-то.

А потому, рейнджеры, объединяйтесь в Мегазорда и создавайте свои шедевры в коллективе!


Жить и погибать вместе

Пять лет спустя после начала собственного дела я начал понимать, насколько мы зависим друг от друга в бизнесе. Эта мысль пришла мне на ум, когда мы проводили наш первый корпоратив в «Лагуне» – парке аттракционов. Каждый сотрудник с семьей пришел на обед в арендованный павильон. Мы впервые собрались таким составом. Я начал считать собравшихся по головам и даже смутился от мысли, что владею компанией и даю работу своим сотрудникам, то есть даю им возможность содержать семьи (дюжина моих сотрудников плюс их семьи – всего 52 человека).

Но я быстро понял, что и мое благополучие, и благополучие моей семьи – все это зависит от каждого из моих сотрудников и от их добросовестной работы. И не только я – каждый сотрудник зависел от других сотрудников. Если проект пойдет наперекосяк, то мне придется принимать неприятные решения и выбирать, кто останется работать в компании, а кому придется уйти.

Реальность такова, что каждый должен нести ответственность за успех каждого проекта независимо от того, участвует этот человек в проекте или нет, потому что если Джейн наломает дров и мы потеряем клиента, то работы может лишиться Джон.

Когда финансы начинают «петь романсы», приходится принимать непростые решения. А когда работодателю нужно понять, кто чего стоит, он учитывает нижеследующие факторы.


Стоимость

Во что вы обходитесь компании и сколько денег вы ей приносите? Чем больше выгоды вы приносите, тем больше шансов на то, что вас оставят, исключая случаи, когда дела у компании совсем плохи.


Сокращение штата

Если в вашей компании работают три дизайнера и один программист, то в силу финансовых обстоятельств вероятнее всего уволят одного из дизайнеров, даже если вина за провал проекта лежит исключительно на программисте.


Пригодность и соответствие

Когда в начале 2009 года страна вступила в период рецессии, нам пришлось принимать нелегкие решения. Нужно было сокращать людей, причем когда мы взвешивали, во что обходится каждый сотрудник нашей компании в сравнении с тем, какую прибыль он приносит, то во многих случаях эти цифры оказывались равными. Поэтому приходилось учитывать, насколько каждый сотрудник нужен компании и насколько он вписывается в ее атмосферу. Ваша компания будет взвешивать все «за» и «против» точно так же, как это делали мы.


Ситуация такова, что ни один из нас не хочет быть в роли судьи или подсудимого. Чтобы успешно решить задачу, мы все должны осознать роль и ответственность каждого человека и каждого проекта. Если какой-нибудь дизайнер из команды Салли плохо справляется с работой, может случиться так, что совсем другому дизайнеру из команды Ральфа придется обновлять свое резюме и искать новую работу.

Невозможно быть лучшим во всем

Когда мне было двадцать с небольшим, я жил какое-то время на северном побережье Колумбии. Мое сердце и по сей день там, так как там у меня появились замечательные друзья, и я полюбил культуру этой страны. Там я получил незабываемые уроки жизни. Один такой урок мне преподал мой дорогой друг из Боготы.

Однажды мы с ним разговаривали, и я вспомнил одного нашего общего знакомого, с которым у нас возникли некоторые трения. Мне казалось, что причина в нем, поскольку прежде всего мы склонны подмечать недостатки в окружающих. Это приводит к сложностям в отношениях и мешает коллективной работе, что срывает успешную деятельность в области графического дизайна.

Мой колумбийский друг дал мне совет, который я хорошо запомнил. Он сказал: «Невозможно быть лучшим во всем». Затем он пояснил, что, знакомясь с новым человеком, он пытается найти в этом человеке что-то «особенное», чтобы затем попытаться выработать это качество в себе. Такой подход изменил мои взгляды и восприятие окружающих, и я начал пользоваться этим методом.

Когда я чувствую, что выискиваю недостатки в других, то просто пытаюсь понять, что же тот или иной человек делает лучше меня. И я всегда что-то нахожу. Надо признать, что у одних найти эти особенности проще, чем у других, но всегда находится что-то, что этот человек делает лучше меня.

Выберите минуту и оглянитесь вокруг. Посмотрите на своих сотрудников. Если бы вы могли позаимствовать у них хотя бы одно качество, что бы это было? Что касается меня, то долго искать мне не пришлось.

• Если бы я владел компьютерными программами так, как Нэйт, то допечатная подготовка отнимала бы у меня меньше времени.

• Если бы у меня были такие же организаторские способности, как у Рэйчел, то я избежал бы многих стрессовых ситуаций в жизни.

• Если бы я знал программу ActionScript так, как наш программист Брент, то цены бы мне не было.

• Если бы я мог общаться с клиентами так же, как мой заместитель Джеф, то я был бы гораздо лучшим руководителем проектов.

• Если бы я мог рисовать, как наш иллюстратор Кристиан, то из меня получился бы прекрасный графический дизайнер.

• Если бы я работал так же быстро, как наш креативный директор Джош, то каждый день я приходил бы домой вовремя.

• Если бы я был таким же хорошим и добрым, как наш художественный директор Эндрю, то никто не захотел бы уходить из нашей компании, и клиенты всего мира стремились бы работать со мной.


Это упражнение дает три результата. Во-первых, вы не демонстрируете превосходство над другими. Во-вторых, это помогает вам оценить окружающих по достоинству и, в свою очередь, ведет к созданию продуктивной атмосферы в коллективе. В-третьих, вы получаете список того, что вам нужно улучшить в себе и как в дизайнере, и как в человеке.

Вы – повелите ль своего времени

Каждый успешный дизайнер (или дизайнерское агентство) знаком с ситуациями, когда приходится работать допоздна и даже в выходные. Такие ситуации неизбежны и, увы, являются неотъемлемой частью нашей работы. Если вам повезло, то ваши руководители сделают так, чтобы вам не пришлось работать по вечерам, и вы сможете попадать домой вовремя.

У нас несколько лет подряд наблюдалось двукратное увеличение числа заказов. Как оказалось, при таком финансовом росте управлять людьми очень трудно. Чтобы справиться с ситуацией, я нанимал дополнительных работников, прибегал к услугам внештатных сотрудников, менял режим работы, поощрял сотрудников, покупал им обеды, раздавал бонусы, но ничего не помогало.

В результате мы заканчивали ближе к полуночи, что, честно говоря, меня очень угнетало. Я очень ценил своих сотрудников, с уважением относился к их семьям и их личному времени. Такие условия труда в моей компании меня не устраивали.

В течение одной недели мне довелось поговорить за закрытыми дверями один на один с двумя сотрудниками. Оба помогли мне увидеть, в чем причина нашей сверхурочной работы, но каждый из них сделал это по-своему.

Первый сотрудник вошел в кабинет, закрыл дверь и сел на стул. Накануне он надолго задержался на работе и начал разговор таким образом: «Наш боевой дух на нуле. Люди устали работать по ночам. Как вы собираетесь решать этот вопрос?» Ему был нужен человек, который мог решить проблему. Он же никаких решений не предлагал. Я тут же задумался о том, что уже делал (нанимал новый персонал, повышал оклады, давал премии, менял режим работы). Мне нужна была его помощь, но он ничего не посоветовал. Он просто еще раз дал понять, что дела с боевым духом в нашей компании плохи. Короче говоря, ответственность за сверхурочную работу он возлагал на меня.

Через пару дней ко мне на личную встречу напросился второй сотрудник. Накануне он тоже работал допоздна, чтобы в срок выполнить заказ крупной голливудской студии. Я мысленно приготовился к очередному нытью. Но второй сотрудник начал разговор так: «Я хочу, чтобы вы знали, что я люблю свою работу. Мне действительно нравится работать у вас, и я делаю все, что в моих силах». Вместо того чтобы винить кого-то за работу во внеурочные часы, он винил себя! Он боялся, что его уволят, если он не будет работать быстрее. Он видел свои недоработки, назвал их и сказал, что постарается их исправить. Я испытал облегчение и благодарность по отношению к этому сотруднику за его дополнительные усилия. Он это понял. Его желание лично поучаствовать в решении нашей проблемы позволило мне увидеть, что каждый сотрудник может найти баланс в работе.

Первый мой собеседник не задержался в нашей компании. Он и еще несколько человек перешли на другую работу, что неудивительно при такой нагрузке. А второй и по сей день продолжает успешно у нас трудиться.

Я многое узнал о людях и руководстве людьми во время этих трудностей. Один из полученных уроков состоит в том, что вы – хозяин своего времени. Прежде чем винить других за то, что приходится работать дольше, взгляните на себя. А все ли время вы используете эффективно? Вы нашли возможность исправить ситуацию на своем рабочем месте? Вы попросили коллег помочь вам? Вы передали часть задания вашим менее занятым сослуживцам? Ваше время – в ваших руках. Решайте проблему, а не становитесь частью этой проблемы.