Вы здесь

Согласно протоколу. Приемы (И. С. Арцишевский, 2013)

Приемы

Организация официальных приемов

Прием – одно из важных мероприятий, регламентируемых дипломатическим протоколом. Готовясь к его проведению, следует иметь в виду, что в этом деле не может быть мелочей и каждый шаг хозяина и хозяйки предстоящей церемонии должен быть тщательно обдуман. Прежде всего нужно определиться с его форматом, выбрать место проведения, составить список приглашенных, заблаговременно разослать приглашения, составить план рассадки за столом и меню. Информацию о приглашенных следует получить заранее – с этим может быть связан целый ряд очень важных тонкостей, относящихся, например, к обычаям некоторых народов. Так, мусульманам и иудаистам нельзя подавать свинину, индусам – говядину (корова в Индии – священное животное). В некоторых случаях надо позаботиться и о вегетарианском меню. При определении даты приема следует учитывать дни постов, трауров, национальных праздников, также он не должен проходить в праздничный и любой другой нерабочий день.

Дипломатические приемы подразделяются на два типа по времени их проведения – дневные и вечерние и также на два типа по порядку их организации – с рассадкой за столом и без рассадки.

К дневным приемам относятся «Завтрак», «Бокал шампанского» и «Бокал вина».

Завтрак – это вовсе не привычная утренняя чашка кофе с бутербродом или тарелка овсянки. Обычное время завтрака – от 12 до 14 часов. Одежда, как правило, повседневная – деловой костюм. До начала мероприятия гостям может быть предложен аперитив (шампанское или легкое вино) либо за столом, если мероприятие проводится в ресторане, либо в отдельном зале, если вас пригласили в консульскую резиденцию. Меню завтрака состоит обычно из одной-двух закусок, одного рыбного или мясного блюда и десерта. Не исключена подача и первого блюда, включая щи или борщ. К мясу и темным сортам рыбы полагается красное вино, а к рыбе, индейке или кролику – белое. К холодной или горячей закуске может быть предложена рюмка водки. В конце завтрака подается кофе и чай (за тем же столом или в гостиной). Прием в формате завтрака может быть дан и по значительному официальному поводу, например, по случаю пребывания иностранной делегации высокого уровня. Во время завтрака, так же как во время обеда или ужина (т. е. приемов с рассадкой), могут быть предусмотрены тосты, причем право произнести первый тост отводится хозяину. Обычно это делается перед десертом или же в самом начале приема, если он носит особо торжест венный характер.

Бокал шампанского также относится к дневным мероприятиям и практикуется довольно часто. Его назначают обычно на 12–13 часов. В Санкт-Петербурге на бокал шампанского принято приглашать в связи с завершением консульской миссии и отъездом на родину руководителя консульского учреждения. Роль хозяина в этом случае отводится дуайену консульского корпуса. Помимо шампанского могут быть предложены вино, соки, иногда крепкие напитки, а также легкие закуски.

Бокал вина сейчас становится все более популярным как отдельный вид приема. Обычно его устраивают на открытии выставок и кинофестивалей, перед выступлением артистов и проведением прочих международных культурных мероприятий. Организация такого приема аналогична упомянутому выше, однако само мероприятие, в зависимости от повода, может быть сдвинуто на более позднее время.

В международной протокольной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние, наиболее распространенной формой которых являются «Коктейли» и «Фуршеты». Именно в таком формате, как правило, отмечаются официальные даты и национальные праздники.

Коктейль начинается в промежутке между 17 и 18 часами и длится примерно полтора-два часа. Во время его проведения разносят прохладительные и алкогольные напитки, а также холодные закуски в виде канапе (небольших бутербродов). Возможна и подача горячих блюд.

Фуршет проводится в те же часы, что и коктейль, однако на фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие. Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти к столу другим. В современной практике предусматривается все, чтобы даже в стесненных условиях гость не испытывал затруднений. Так, например, используется пристегиваемый к тарелке зажим кронштейн для винного бокала. Поскольку рассадка гостей не предусмотрена (хозяева и гости во время таких мероприятий стоят), в приглашениях вместо протокольной французской аббревиатуры R.S.V.P. (répondez s’il vous plaît – «пожалуйста, ответьте») чаще всего стоит английское regrets only («только извинения») – просьба сообщить только в случае отказа. Если прием устраивается по случаю национального праздника, то возможны организация небольшого концерта или показ фильма. Торжественность коктейля или фуршета может быть подчеркнута и указанием в приглашении формы одежды.

Обед-буфет – одна из наиболее демократичных форм вечернего дипломатического приема, мероприятие, достаточно часто практикуемое в настоящее время. Как и на фуршетах, сервируются столы с закусками и горячими блюдами, отдельно устраивается буфет, где не только раздают напитки, но и находится мастер по приготовлению изысканных коктейлей. Гости берут закуски и напитки и свободно рассаживаются за небольшими столиками. Такого рода приемы принято проводить после концерта или просмотра фильма.

Обед – считается наиболее торжественным и почетным видом приема, поэтому в приглашениях иногда может быть указана специальная форма одежды: смокинг или фрак для мужчин и вечернее платье для женщин. Обычно он начинается в 19–20 часов, но не позже 21 часа. Иногда его проводят и раньше. Меню обеда включает в себя две-три холодные закуски, первое блюдо, горячее рыбное или мясное блюдо, а также десерт. Обед может длиться дольше, чем фуршет или коктейль. Он подходит к концу тогда, когда присутствующие, выйдя из-за стола, проходят в гостиную, где подаются кофе или чай, а также коньяк.

Уж ин – относительно редкий вид приема. На него приглашаются в 21 час или позже. От обеда ужин отличается только временем начала.

В особо торжественных случаях, например, в связи с пребыванием делегаций самого высокого уровня, устраиваются подряд два приема: сразу после обеда в узком составе проводится прием типа коктейль или фуршет с приглашением более широкого круга участников.

Чай устраивается для женщин, время проведения – между 16 и 18 часами. Хозяйкой церемонии выступает, как правило, супруга высокопоставленного дипломата. Для чая накрывается один или несколько столов, подаются конфеты, печенье, фрукты, шампанское и десертное вино. Не исключаются и небольшие бутерброды – канапе.

Составляя список приглашаемых, надо прежде всего отметить в нем тех лиц, которым следует оказывать особые знаки внимания, и отвести им соответствующие места за столом. Готовятся два списка в порядке протокольного старшинства: один для мужчин, другой для женщин.

Приглашения, адресованные персонально, следует рассылать как минимум за неделю до приема по почте либо с курьером. Если гость (гостья) приглашается с супругой (с супругом), то это обязательно указывается в приглашении. Бланки приглашений печатаются типографским способом на бумаге высокого качества, а от руки или на компьютере вписывается фамилия приглашенного (его должность указывается на конверте), сообщается вид приема, день, час и место проведения. При организации приемов, предусматривающих рассадку, заранее следует выяснить, сможет ли гость принять приглашение. В этом случае в правом нижнем углу бланка ставят буквы R.S.V.P. и указывают номер телефона или адрес электронной почты. В случае участия в приеме высокого гостя, присутствие которого было заранее согласовано, буквы зачеркивают, а вместо них пишут p. m., что означает pour mémoire («для памяти»). Иногда в приглашении после R.S.V.P. добавляется приписка regrets only.

На официальных завтраках и обедах рассадка гостей производится в соответствии с их рангом и в порядке протокольного старшинства. Общее правило рассадки таково: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. Отступление от этого правила может быть расценено как умышленное намерение уронить престиж гостя.

Самое почетное место находится справа от хозяйки (на приеме с участием женщин) и справа от хозяина (на мужском приеме). Далее идут места слева от хозяйки и слева от хозяина. По мере удаления от хозяйки и от хозяина места становятся менее почетными. На приеме, где присутствуют только мужчины, главному гостю может быть предложено место напротив хозяина. Однако некоторые обстоятельства иногда меняют этот порядок. К примеру, в доме иностранного дипломата руководители местных органов власти имеют преимущество в старшинстве перед приглашенными дипломатами. Напротив, в домах руководителей местных органов власти послы и генеральные консулы занимают более почетное место, чем государственные чиновники.

Что касается женщин, то они рассаживаются, как и мужчины, в соответствии с рангом. Однако по возможности следует не предоставлять женщинам места рядом друг с другом, а жен не сажать рядом с мужьями. Их рассаживают в соответствии со старшинством их мужей.

Женщины без сопровождения мужчины рассаживаются в соответствии с их возрастом, положением или почетным званием. Старшинство замужних женщин выше, чем разведенных. Муж женщины, занимающей официальное положение, садится среди мужчин в соответствии с рангом жены, если занимаемое им служебное положение не дает права на более почетное место.

На приемах с участием не только официальных лиц, но и других приглашенных (руководители предприятий, деятели науки и культуры, журналисты) неизбежны противоречия между старшинством по праву и старшинством по соображениям вежливости. Решение этих вопросов зависит от обстоятельств, времени и места, поэтому заранее нельзя дать однозначный совет. Тем не менее всегда должно приниматься во внимание относительное старшинство официальных лиц. Когда старшинство по праву определено, остальных гостей можно размещать среди них, руководствуясь такими принципами:

а) предпочтительное старшинство по соображениям вежливости должно быть предоставлено в зависимости от характера встречи лицам, занимающим более высокое положение и имеющим большее влияние в общественной жизни;

б) общепринято преимущество иностранных гостей. Равные по рангу иностранные граждане занимают более почетное место, чем граждане своей страны. Граждане, работающие за пределами своей страны, по старшинству выше соотечественников, имеющих тот же ранг и проживающих в стране. На приемах, имеющих более или менее неофициальный характер, хозяин и хозяйка всегда занимают места во главе стола. Почетные места за столом располагаются, как указано на рисунках 1 и 2. Распределению почетных мест следует уделить особое внимание, поскольку на них претендуют многие. Почетное место, как правило, находится напротив входной двери. Если дверь сбоку, почетное место находится напротив окна. На завтраках, где присутствуют только мужчины, самое почетное место – справа от хозяина (рис. 3). Если хозяин желает оказать гостю особое внимание, он может предоставить ему второе место во главе стола, расположенное напротив него. Тем не менее первое всегда остается справа от хозяина (рис. 4).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Когда на завтраке или обеде присутствует жена хозяина, почетным местом является место справа от хозяйки. В этих случаях гости обычно также приглашаются с женами. Если хозяин холост или его жена отсутствует, он может, если пожелает, на приеме с участием женщин отвести место напротив себя либо должностному лицу самого высокого ранга, либо одной из присутствующих женщин по своему выбору. Такой порядок остается в силе даже в том случае, когда трудности рассадки могут быть устранены лишь путем установки двух столов с хозяином во главе одного и с хозяйкой во главе другого стола. В этом случае мужья и жены рассаживаются за разными столами.


Рис. 6


Рис. 7


В случае приглашения большого числа важных гостей иногда целесообразно провести их рассадку за несколькими столами. Тогда появляется возможность посадить хозяина, хозяйку и важных гостей во главе разных столов. При этом план рассадки за каждым столом и места должны быть определены заранее. И еще один совет: следует подумать о том, чтобы гости за столом могли общаться без переводчика, а если таковой потребуется, то предусмотреть для него соответствующее место – либо вместе с гостями, либо на отдельном стуле позади гостя, которому требуется перевод.

Протокольное распределение мест за столом показано на рисунках 1–7:

1. На завтраке или обеде с участием мужчин и женщин хозяин и хозяйка занимают места в середине прямоугольного стола друг напротив друга для удобства ведения беседы.

2. На официальных приемах за прямоугольным столом хозяин и хозяйка занимают места на противоположных концах (торцах) стола.

3. На завтраке и обеде с участием только мужчин, с хозяином во главе стола.

4. На завтраке или обеде с участием только мужчин, на котором хозяин может предложить в виде особого уважения одному из гостей занять второе место во главе стола.

5. На некоторых приемах хозяин может уступить свое место во главе стола гостю, которому желает оказать особое уважение. В этом случае хозяин отдает гостю место напротив своей жены, а сам занимает место либо справа от первой по старшинству женщины (после хозяйки), либо, что более вежливо, последнее место за столом, но только в том случае, если на прием не приглашены официальные лица.

6. Когда консул принимает главу своего посольства, последний занимает место во главе стола – напротив жены консула. Когда присутствует жена посла, она сидит, как и ее супруг, во главе стола. В этом случае жена консула занимает первое место среди присутствующих женщин. Хозяин занимает место 3 или 4 (рис. 5). 7. На неофициальных (смешанных) завтраках или обедах за П-образным столом хозяин и хозяйка занимают места напротив друг друга. На приеме такого вида они также могут сидеть и рядом.

С планом рассадки рекомендуется знакомить гостей заранее. Обычно план выставляется на столе у входа в зал или неподалеку от гардероба. Если на данном приеме принято мужчинам сопровождать женщин к столу, то один из сотрудников дает на подносе каждому мужчине при входе в помещение, где проходит прием, небольшую карточку с указанием его имени и имени женщины, которую он должен сопровождать. Хозяину следует позаботиться о том, чтобы каждый гость был представлен женщине, которую сопровождает к столу.

Желательно положить на каждое место за столом карточку с именем гостя. Иногда гостю вручается карточка (размером с визитную) с изображением схемы стола, где обозначено его место. Общепринято, если позволяет рассадка, отводить места мужу и жене на одной стороне стола (но не рядом), а при отсутствии такой возможности никогда не сажать их напротив друг друга. Если же проводится прием без рассадки, то участники занимают места в соответствии с устным предложением устроителя приема.

Как только объявят о приглашении к столу, хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в зал. Почетный же гость предлагает руку хозяйке, и они входят в зал последними. Специальный сотрудник – шеф протокола – ожидает хозяйку и почетного гостя у входа в зал, затем следует за ними к столу и пододвигает им кресла. Гости занимают места только после того, как сядет хозяйка.

Если же прием не носит церемониальный характер, особенно завтрак, то дамам не принято предлагать руку. В этом случае после объявления «прошу к столу» или «кушать подано» хозяйка сопровождает к столу женщин, а хозяин мужчин. По окончании завтрака или обеда хозяйка встает и выходит из-за стола первой.

Когда вас приглашают на прием…

Дипломатические и консульские учреждения, а также представительства международных организаций и иностранные дипломаты регулярно устраивают официальные и дружеские приемы. Они проводятся в связи с важными текущими и историческими событиями, в порядке оказания почестей или гостеприимства руководящим лицам государства пребывания, прибывающим иностранным делегациям, а также в порядке осуществления этими учреждениями своих функций и личных контактов.

Организаторы приема, предусматривающего рассадку, как правило, до отправки приглашения осведомляются по телефону у главного гостя, подходит ли для него день и час запланированного мероприятия. Чем выше официальное положение лица, организующего прием, тем раньше отправляется ответ на его приглашение. Обычно его принято давать через три-пять дней после получения приглашения, причем если не указан номер телефона, то правильнее будет ответить на приглашение письменно, независимо от характера ответа. Когда высокие гости принимают предварительное устное приглашение, то на бланке официального письменного приглашения, которое они получают, буквы R.S.V.P. обычно зачеркнуты и над ними написано: p.m или pour mémoire, или to remind («для памяти»). В остальных случаях, когда в полученном приглашении на прием буквы R.S.V.P. оставлены не зачеркнутыми, необходимо заранее по телефону или письмом сообщить, принимается приглашение или нет. Никогда нельзя без предварительного согласования отправлять на прием кого-то вместо себя, особенно в тех случаях, когда предусмотрена рассадка за столом. Если в приглашении после аббревиатуры R.S.V.P. добавлено regrets only, то ответить следует только в случае отказа. Задержка ответа и тем более его отсутствие – свидетельство неучтивости. Лучше вежливо отказаться заранее, чем оттягивать ответ.

Наиболее вежливой формой ответа считается письмо. Письменный ответ составляется в третьем лице с указанием должности приглашаемого и имени его супруги, без подписи. Например: «Вице-губернатор Ленинградской области и М. И. Иванова имеют честь подтвердить получение любезного приглашения на обед от имени Генерального консула Республики Польша и госпожи Ковальской во вторник, 10 марта, в 8 часов вечера, которое они с удовольствием принимают». Или: «Вице-губернатор Санкт-Петербурга и С. И. Петрова в связи с отъездом в ближайшие дни в командировку, к сожалению, не смогут принять любезное приглашение на обед от имени Генерального консула Республики Польша и его супруги в пятницу, 21 июня с. г.».

На приемы типа обед и завтрак приглашения рассылаются, по крайней мере, за полторы-две, а иногда и за три недели. Соблюдение этого условия позволяет, во-первых, надеяться на участие высокопоставленных гостей, а, во-вторых, дает возможность, если кто-либо откажется, заменить его другим лицом. Дипломаты обычно не допускают приглашения кого-либо за два-три дня до обеда или завтрака (за исключением случаев, когда они устраиваются экспромтом, о чем необходимо предупреждать приглашаемых). К тому же, приглашаемый может посчитать столь позднее приглашение для себя обидным, решить, что кто-нибудь отказался прийти и поэтому его пригласили вместо отказавшегося.

После того как приглашение получено и вы на него ответили положительно (в случае, если такая просьба содержалась в виде пометы в нижнем углу бланка), начинается собственно подготовка к приему.

Прежде всего следует уяснить, куда и когда вас приглашают. Внимательно прочтите адрес места, где будет проходить мероприятие. В последнее время, в связи с большим числом приглашаемых лиц, многие консульские учреждения проводят главные приемы в ресторанах или других помещениях вне здания консульства или резиденции. Обязательно обратите внимание на указанное в приглашении время приема. Если стоит только одно время, например, 18.00, то вам следует прибыть точно к этому сроку, если же указано, например, с 19.00 до 21.00, то вы можете прийти в любое время в указанном промежутке и, естественно, не позже 21.00 уйти с приема.

В приглашении всегда содержится указание и на то, кого приглашают: вас, супругу или обоих вместе. Пойти на прием может только тот, кто приглашен. Некоторых гостей всегда приглашают с супругой (с супругом), однако делается это, как правило, в отношении высших должностных лиц и дипломатов, супруги которых также имеют дипломатический статус. Связано это только с недостатком мест в помещениях, где проводят прием, и уж ни в коем случае не с разделением гостей на «своих» и «чужих». Конечно, бывают случаи, когда и муж, и жена занимаются деятельностью, которая напрямую связана с сотрудничеством с иностранным государством, однако для этой категории лиц обычно посылают два от дельных приглашения, подчеркивая тем самым официальный статус каждого из них.

Собираясь на прием, вы должны знать, как правильно одеться. На этот случай в приглашениях иногда указывается так называемый дресс-код (то есть рекомендуемая форма одежды), который ставится на бланке приглашения в левом нижнем углу. Если это не обозначено, то можно надеть обычный деловой костюм с однотонной светлой рубашкой и обувь темного цвета (для мужчин) и нарядный деловой костюм или платье (для женщин). Фрак, смокинг, бабочки и прочие виды нарядов рекомендуются только в том случае, если в приглашении указан дресс-код.

То же самое относится и к женской одежде: длинные платья, глубокое декольте и большое количество украшений могут нормально восприниматься только на особых видах приемов, о чем вас непременно должна будет известить принимающая сторона.

Обратите внимание на то, кто приглашает. Если приглашение исходит от генерального консула-женщины, то уместно будет прийти на прием с небольшим букетом цветов. Другие подарки на подобных церемониях не предусматриваются.

Если вы намерены ехать на личном транспорте, то следует иметь в виду, что автомобили (кроме дипломатических) парковать у консульских зданий нельзя. Рекомендуем предусмотреть дополнительное время на то, чтобы найти место для стоянки автомобиля и заодно позаботиться о том, чтобы на прием прийти в чистой обуви.

Обязательно возьмите с собой приглашение, иначе дальше входной двери служба безопасности вас не пустит.

Войти в здание ресторана, особняка или иного помещения (вне консульства или резиденции генерального консула), где проводится прием, можно в любое время. В этом случае хорошо заранее раздеться и подготовиться к входу в зал для приема. Если же вас пригласили в здание консульства или в резиденцию генерального консула, приходить на прием следует не раньше чем за 7–10 минут.

На прием с рассадкой положено приходить точно в указанное в приглашении время. Не принято приходить на прием раньше назначенного срока, но уж если так получилось, что вы не рассчитали время и пришли раньше, то следует подо ждать где-то рядом и прийти ровно в назначенное время или на 5–7 минут позже.

Если с вашей стороны на приеме присутствует группа (делегация), нельзя приходить позже, чем ее руководитель. В этом случае действует еще одно важное правило: нельзя покидать прием раньше, чем глава вашей делегации. Если вам все же нужно уйти до окончания мероприятия, то необходимо заранее предупредить его об этом и получить разрешение.

Опоздание на прием со стороны официальных лиц считается нарушением этикета и может быть воспринято с обидой. Однако на мероприятия, когда они проводятся без рассадки за столом и в приглашении указывается время их начала и окончания, можно прийти и уйти с него когда угодно (в пределах обозначенного срока). Тем не менее считается, что приход официального гостя вовремя и уход с приема чуть позже обычной протокольной нормы продолжительности мероприятия (примерно один час) являются выражением особо дружественного отношения к его организатору и представляемому им государству.

Здороваясь с хозяином, не задерживайте его внимание: достаточно представиться, поздравить с его праздником и передать свою визитку, но только в том случае, если вы встречаетесь впервые. После этого следует поздороваться с его супругой и другими сотрудниками консульства, стоящими рядом с руководителем консульского учреждения.

Если при входе вам предложили шампанское, то, прежде чем здороваться с хозяином, надо отставить бокал в сторону. В ходе последующего общения с другими гостями в одной руке можно держать любой напиток, однако с тарелкой в руках для общения подходить не следует.

Подходить к кому-то из присутствующих можно только тогда, когда он один или вы уверены, что разговор, который он ведет в данный момент, заканчивается. В то же время, если интересующая вас персона находится в окружении нескольких человек – смело подходите и дождитесь момента, когда сможете что-то сказать, не перебивая других.

Не следует вести долгую беседу с одним и тем же лицом. Дайте возможность свободно общаться другим, не злоупотребляйте вниманием. На приемах-фуршетах, о которых в данном случае идет речь, можно отойти от собеседника в любой момент, естественно, не прерывая начатого разговора.

Дурным тоном считается устраивать «междусобойчики», когда гости, объединившись друг с другом, стоя за одним из столов, начинают злоупотреблять спиртным, шумно разговаривать, привлекая к себе внимание.

Проводы приглашенных на прием также предусмотрены протоколом. Обычно спустя час-полтора после начала приема хозяин становится у выхода и прощается с гостями. Если же кто-то уходит раньше, совсем не обязательно искать хозяина и занимать его время. Сделать это уместно лишь тогда, когда прием устраивается по случаю проводов пригласившего вас генерального консула.

Во всех остальных случаях покинуть прием можно не попрощавшись, однако только после ухода главных гостей.

Если вскоре на другом протокольном мероприятии вы вновь встречаетесь с приглашавшим вас ранее консулом, обязательно подойдите и поблагодарите его за внимание и гостеприимство.

Дресс-код

Для дипломатов и деловых людей прием – это часть повседневной жизни, привычное мероприятие. Для многих других (особенно молодых людей, только начинающих деловую карьеру) это может оказаться делом совершенно незнакомым. И, принимая приглашение на прием, они встают перед серьезной проблемой правильного выбора одежды.

Здесь мы сталкиваемся с понятием «дресс-кода». Дресс-код (англ. dress code – «рекомендуемый стиль одежды», букв. – «кодекс одежды») – форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений. Знание правил дресс-кода позволяет избегать ошибок в выборе одежды для официального мероприятия, будь то дипломатический прием, где уместны исключительно фрак или смокинг, или же менее торжественное событие, где возможен более демократичный стиль одежды. Большое значение соблюдение правил дресс-кода имеет для людей, по роду своей деятельности постоянно участвующих в различных официальных и светских мероприятиях.

Эта тема не нова. И сто, и двести лет назад существовали руководства по этикету, где определялась форма одежды для самых разных случаев – визита к вышестоящему или к родственникам, утреннего или вечернего приема гостей, посещения театра или ресторана. Различались наряды для бала, танцевального вечера или раута.

Например, бал требовал особой пышности и изысканности в костюмах: для мужчин – это черный фрак, для военных – парадный мундир, дамы должны быть в вечерних туалетах с обнаженными плечами. Танцевали обязательно под оркестр, десерт и ужин отличала особая роскошь.

На танцевальном вечере, в отличие от бала, царили простота и веселье: «Лица средних лет, не решающиеся танцевать на больших балах, могут на танцевальном вечере без всякого стеснения танцевать, если не легкие танцы, то хотя бы кадриль» (Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. СПб., 1889). Летом такие вечера нередко устраивали прямо в саду. Что касается дресс-кода, то на танцевальный вечер полагалось только «слегка принарядиться»: обычный городской костюм или бальный наряд были одинаково неприличны.

В общем, бал и танцевальный вечер различались только масштабом и степенью торжественности и пышности. Совсем другое дело – раут. Он был заимствован у англичан, поэтому и правила проведения здесь были тоже английские. «На раут, подобно тому, как и на бал, собирается довольно многочисленное общество и поэтому господствует строгий этикет и изысканность в костюмах. В отличие от бала, раут – это вечернее собрание без танцев, где все время проходит в беседе: гости группируются в отдельные кружки, слушают чужие рассказы или сами рассказывают какой-нибудь интересный случай, современную новость или занимательный анекдот. Для людей умных и талантливых раут, бесспорно, есть лучшее времяпрепровождение» («Правила светской жизни и этикета…»).

Из последней фразы понятно, что посещение балов считалось занятием достаточно бессмысленным для людей интеллектуальных. Правда, зачастую это было необходимо: не посещая балов (а особенно «нужных»), человек как бы «выпадал из обоймы». Его осуждали за то, что он «пренебрегает обществом», переставали приглашать, у мужчин возникали проблемы с карьерным ростом…

В наше время посещение приемов – это чаще всего продолжение служебной деятельности. Приемы дают возможность познакомиться с новыми людьми, обменяться мнениями по самым разным вопросам, получить нужную информацию в неофициальной обстановке, иными словами – расширить свои деловые и дружеские связи. Диапазон приемов очень велик – от барбекю в компании коллег по работе до королевского ужина в Букингемском дворце, причем каждое мероприятие требует определенного дресс-кода. Поэтому главное правило одежды для приемов звучит так: она должна быть уместной, и одеться всегда лучше более консервативно, чем более модно и вызывающе.

Все мероприятия – и светские, и деловые – делятся на дневные, проходящие до 18 часов, и вечерние, назначенные на 18 часов и позже, поэтому парадная одежда также бывает дневной и вечерней. На утренний официальный прием в 11 или 12 часов дня не принято надевать темные вечерние костюмы – только светлые. «Время дневных костюмов» заканчивается примерно в 16 часов. Потом наступает промежуточное «коктейльное время» – коктейли назначают, как правило, на 17 или 18 часов. А после 18 часов гости приходят на прием в вечерних костюмах.

Самые торжественные мужские вечерние костюмы – это фрак и смокинг. Историки моды считают, что все предметы современного мужского гардероба, включая парадную одежду, берут начало либо от военного мундира, либо от охотничьего костюма. Ездить верхом в длинном сюртуке было неудобно, его стали подворачивать спереди, а потом и вовсе отрезали полы. Так в середине XVIII века появился фрак, который быстро завоевал Европу и стал официальной мужской верхней одеждой, дойдя до наших дней в почти неизмененном виде.

Смокинг появился во второй половине XIX века, когда мужчины устали от тесных чопорных фраков, мужских корсетов и твердо накрахмаленных стоячих воротничков, которые врезались в щеки. Первый смокинг (его назвали dinner jacket – «пиджак для обеда») сшили для принца Уэльского – это был короткий свободный пиджак, который он надел с черной шелковой бабочкой. Новый фасон понравился английским джентльменам и прижился как форма одежды для вечеров в узком кругу для избранных.

В то время в большой моде было курение, но курить трубку или сигару в присутствии дам считалось неприличным: мужчины удалялись в особую курительную комнату. По наиболее распространенной версии, специальный туалет для курения обществу предложил английский премьер-министр Бенджамин Дизраэли, взяв за основу «пиджак для обеда» и мужской домашний халат «шлафрок». Одежда для курильщика представляла собой пиджак из шелка или бархата с шалевым воротником из атласа, к нему прилагалась небольшая шапочка с кисточкой. Чтобы защитить одежду от запаха табака, джентльмен, прежде чем удалиться в курительную комнату, надевал свой «пиджак для курения» (smoking jacket), с атласных лацканов которого легко стряхивался пепел.

Парадной одеждой смокинг становится с 80-х годов XIX века. В США этот костюм называют «таксидо» (tuxedo), в честь элитарного нью-йоркского загородного клуба Tuxedo Park. Но еще достаточно долго он считался полуофициальной парадной одеждой, а официальной все же был фрак.

После Второй мировой войны смокинги стали носить повсеместно, а фраки надевали только на самые пышные приемы, собрания государственной важности, банкеты и театральные премьеры. Фрак в современном мужском гардеробе – исключительная редкость, а на статусные вечерние мероприятия мужчина надевает смокинг.

Форма одежды для приема обычно указана в приглашении – в левом нижнем углу, и эту рекомендацию надо обязательно соблюдать. По традиции обозначение относится к мужскому костюму, а туалет дамы должен ему соответствовать, сочетаясь и по стилю, и по цвету.

White tie, wt («белый галстук») означает фрак, самый формальный и торжественный костюм для вечернего приема у королевы или президента, вручения Нобелевской премии, бала и других вечерних светских и дипломатических официальных мероприятий. White tie – это черный фрак, белый жилет, белая фрачная сорочка с крахмальной манишкой и белый галстук-бабочка. Кроме того, при себе полагается иметь белые перчатки. Наручные часы с фраком не носят – только карманные, на цепочке. Очень большой ошибкой будет надеть с фраком черный галстук: фрак с черной бабочкой – это форма официантов. White tie для дамы – это длинное («в пол») вечернее платье с низким декольте, накидка из натурального меха или палантин, перчатки (причем чем короче рукав платья, тем длиннее перчатки), нарядные вечерние туфли и сумочка, драгоценности с бриллиантами. Важное замечание: садиться за стол в перчатках нельзя, их нужно снять. Но снимать или надевать перчатки прилюдно, а тем более в банкетном зале, считается неприличным – их нужно снять заранее, причем так, чтобы другие гости этого не видели. И еще одно важное замечание: даму в длинном вечернем платье обязательно должен сопровождать кавалер.

Black tie, bt («черный галстук») предполагает смокинг, его надевают на торжественные официальные мероприятия. Галстук-бабочка в этом случае черный, причем фактура ткани галстука должна соответствовать ткани лацканов пиджака. Однобортный смокинг с заостренными лацканами носят с жилетом, а если воротник шалевый – должен быть шелковый пояс-кушак. Со смокингом надевают черные туфли на шнуровке, из матовой кожи. Нередко в руководствах по этикету утверждается, что и с фраком, и со смокингом носят лаковые туфли, – но это не так, лаковые туфли надевают только с фраком. Дресс-код black tie для дамы – это вечернее платье, оно может быть «в пол» или немного короче.

И фрак, и смокинг надевают на приемы только после 18 ча сов. На улице носить их без верхней одежды не принято.

Иногда после дресс-кода black tie добавляют слова «op tional», «invited» или «creative». Они показывают, что уровень мероприятий чуть ниже, чем просто black tie, но они не менее торжественные (например, корпоративное или семейное торжество, званый ужин).

Black tie invited означает, что на мероприятии смокинг приветствуется. Галстуку-бабочке полагается быть черным, но сам смокинг может быть другого темного цвета. Завязанная бабочка не должна выходить за внешний край лица мужчины и не должна быть шире воротника сорочки.

Black tie optional может быть в двух вариантах: смокинг необязателен, его вполне заменит парадный темный костюм с нарядным галстуком. И второй вариант: бабочка не черная, а цветная или вообще можно обойтись без нее. Цветную бабочку надо подбирать в тон к жилету или кушаку, причем лучше, если в костюме будет два цветовых пятна: одна-единственная цветная бабочка будет привлекать излишнее внимание к шее. Optional или invited для дамы означает вечер нее или коктейльное платье, нарядный костюм или женский смокинг.

Дресс-код black tie creative означает, что к выбору смокинга следует подойти творчески. В некоторых случаях классический смокинг можно заменить ярким вечерним пиджаком, а в жаркий летний день – белым смокингом (конечно, с черными брюками). Дама может надеть недлинное вечернее платье или нарядный костюм.

И смокинг, и фрак – костюмы, которые требуют элегантности, раскованности и хорошей осанки. Невозможно впервые надеть смокинг и сразу почувствовать себя в нем уверенно и непринужденно, поэтому всегда нужна некоторая предварительная тренировка – смокинг (как, впрочем, и любой новый костюм) нужно «обкатать», поносить некоторое время, чтобы на приеме не чувствовать себя скованно и неловко. Это же правило – не надевать новую одежду на прием – относится и к женским платьям, особенно вечерним. Обязательно надо «порепетировать» в полном облачении, надев платье, туфли и украшения – походить, потанцевать, даже поприседать.

Дресс-коды formal и semi-formal обозначают вечернюю одежду для торжественных мероприятий: премьер, гала-концертов, светских приемов, юбилеев и других праздников. Более строгий официальный formal – это смокинг или темный костюм-тройка для мужчины и нарядный костюм или вечернее платье для женщины. Полуофициальный semi-formal – темный костюм с галстуком и коктейльное платье или нарядный костюм.

Деловой дресс-код business afer fve или Ва5 (то есть «по сле 5 часов вечера») подразумевает парадный темный костюм с нарядным галстуком для мужчины и модный костюм с нарядной блузкой и дорогими аксессуарами и украшениями для дамы. Надо сказать, это практически универсальная одежда для приемов, и именно так следует одеваться в тех случаях, когда дресс-код в приглашении не указан.

В отличие от вечерних приемов «обед» и «ужин», которые требуют парадных вечерних туалетов, менее торжественный «коктейль» (afer fve, А5) позволяет использовать облегченный вариант полуофициального дресс-кода. Коктейльные приемы – достаточно легкие, как правило, с напитками и фруктами, нередко с танцами. Мужчины приходят на коктейль в классическом костюме с галстуком или без него, дамы – в костюме или в коктейльном платье. Платье для коктейля – это особое платье, промежуточное между дневным и вечерним. Обычно оно без рукавов и воротника, с умеренным декольте, средней длины (не выше колена). Существует правило: чем больше платье открыто сверху, тем больше закрыто снизу, и наоборот. К платью подбирают палантин, короткий жакет или безрукавку типа болеро, нарядные туфли с высоким каблуком. Драгоценности надевать необязательно, дорогая бижутерия уместнее.

Дресс-коды, в обозначении которых есть слово «casual» («повседневный, свободный»), – Вс (business casual), Са5 или просто casual – для деловых приемов используются редко, в таком формате иногда проводят корпоративные мероприятия. В этом случае мужчина может надеть классический костюм с нарядной сорочкой без галстука, заменить пиджак пуловером, может даже прийти в джинсах – конечно, чистых, модного покроя и без потертостей. Чтобы одежда не выглядела слишком буднично, к ней можно подобрать шейный и нагрудный платок, нарядные запонки, модную обувь. Для женщины подойдет нарядный костюм или коктейльное платье.

И в заключение надо сказать о дресс-коде undress – такую пометку тоже можно встретить на приглашениях. Undress буквально значит «без одежды», но это, конечно, не стоит понимать буквально – имеется в виду повседневная деловая одежда, возможно, чуть более нарядная, чем обычно. Для мужчины подойдет классический костюм со светлой рубашкой и галстуком, для дамы – элегантное платье или деловой костюм, который после рабочего дня можно украсить дополнительными аксессуарами: шарфом, косынкой, брошью.

Принимая приглашение на прием, мы одновременно принимаем на себя обязательство явиться в той одежде, которая указана в приглашении. Недостаточно иметь модный, хорошего качества дорогой костюм или платье – они должны соответствовать указанному дресс-коду. И тогда участие в банкете, рауте или корпоративной вечеринке будет не только исполнением служебных обязанностей, но и приятным времяпрепровождением.