Вы здесь

Современный урок. Мировая художественная культура. Раздел 3. Современный урок МХК (А. Д. Рапопорт, 2009)

Раздел 3

Современный урок МХК

Целевая установка урока

Формулировка цели урока должна основываться на ясном понимании того, какие шаги (задачи) необходимо предпринять учителю, чтобы достигнуть главного – развития личности. Подобно тому как цель курса определяет цель урока, также и общие задачи курса должны согласоваться с задачами конкретного урока.

Основная цель всего курса – это стержень, смысловая установка для целей, которые педагог формулирует для каждого занятия с учетом выбранной программы и возраста школьников. Наиболее типичная ошибка, встречающаяся в учительской практике работы, – сведение образовательной цели урока к краткому описанию содержания урока. Например, формулировка цели занятия, посвященного изобразительному искусству России XVIII века (программа Л. М. Предтеченской, 9-й класс), может выглядеть так: «Показать процесс становления светского изобразительного искусства: от парсуны – к портрету. Дать представление о творчестве выдающихся мастеров отечественной живописи (И. Никитин, А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов). Портрет XVIII века. Рассказать о возникновение исторической живописи (Г. И. Угрюмов, Д. Г. Левицкий)».

Такая формулировка ставит в центр занятия исторический аспект развития художественной культуры, предполагает обращение к биографиям художников, к истории создания и бытования их произведений, включает элементы искусствоведческого анализа и пр. Однако в этом контексте обозначенная цель не ориентирует школьников на более высокий культурологический уровень осмысления содержания, который позволил бы им осознать значимость освоения данного пласта культуры для накопления собственного жизненного опыта. Реализовать обозначенные задачи скорее всего помогла бы следующая формулировка цели занятия: «Выявить влияние просветительских идей на изобразительное искусство России XVIII века (“Воспитание новой породы людей” как основная задача творцов отечественной художественной культуры). На примере знакомства с образами, созданными выдающимися живописцами века Просвещения, обсудить, актуальны ли идеалы русских просветителей для современного человека и общества (образ “идеального” правителя, идея равенства всех сословий, преклонение перед рационализмом)».

Отбор содержания

Логика конструирования любой программы по МХК задает параметры для отбора ее содержания. В одних погружение в проблемы художественной культуры начинается с Древнего мира, в других – со знакомства с искусством Нового или Новейшего времени. Есть программы, отдающие предпочтение отечественной художественной культуре, но есть и такие, которые конструируют содержание, опираясь преимущественно на зарубежное искусство.

Если же говорить о видах и жанрах искусства, то полнота их представления в программе целиком и полностью зависит от автора, от его пристрастий.

Как правило, все программы по МХК предлагают объем содержания, несколько превышающий возможности учебного времени: авторы перечисляют в тексте гораздо большее количество произведений, чем возможно освоить за урок. Отметим, что в задачи курса не входит исчерпывающее изложение истории отдельных видов искусства или знакомство со всеми выдающимися произведениями искусства. Для приобретения опыта свободного ориентирования в различных пластах культуры ученику не обязательно подробно и тщательно осваивать каждый из них. Достаточно отработать модельные ситуации накопления опыта диалогического взаимодействия с объектами культуры. Процесс освоения содержания курса предполагает, что в центре изучения культуры каждого хронологического периода находится человек с его представлениями о мире и своем месте в мироздании; творческая деятельность.

Вместе с тем учитель всегда стоит перед выбором, с какими именно произведениями, перечисленными в программе, он будет работать. Их выбор и количество диктуются в значительной степени конкретной ситуацией урока: эффективностью работы с выбранным произведением для достижения целей занятия, уровнем общей культуры учеников, пристрастиями самого педагога, наконец, наличием литературных текстов, слайдов, компакт-дисков с аудио– и видеозаписями.

В контексте сказанного отбор произведений для конкретного урока становится одним из ключевых моментов организации занятия. Главный критерий – целесообразность включения произведений разных видов искусства с позиций того, насколько они необходимы и достаточны для конструирования развивающей среды, насколько способны обеспечить приоритет развивающей и поддерживающей составляющих перед информационной.

Обозначенная доминанта определяет принципы отбора художественных произведений (или их фрагментов) на урок.

• Отбор произведений осуществляется в соответствии с содержанием программы курса МХК, по которой работает педагог, целями и задачами конкретного урока с учетом их адекватности возрасту и общему культурному уровню учащихся.

• При отборе произведений прежде всего оценивается их способность содействовать (в процессе их освоения и последующего обсуждения) осмыслению тех проблем, которые определены как ключевые для данного занятия. Педагог имеет право расширить круг произведений (заменить некоторые из них), но выбор должен подчиняться общей логике программы и органично вписываться в контекст занятия.

• Отобранные для работы тексты культуры должны представлять собой «панорамное поле», то есть это должны быть произведения отечественного и зарубежного искусства, созданные в разное время представителями различных школ.

• Произведения, предлагаемые ученикам для изучения, должны отличаться неоднозначностью, наличием проблемы, обсуждение которой провоцирует дискуссию.

• Классические и современные произведения, обсуждаемые на занятиях, должны быть созвучны тем жизненным проблемам, которые каждый школьник решает для себя «здесь и сейчас», они обязаны волновать, задевать за живое, что создаст условия для их превращения в предмет заинтересованного обсуждения.

• Количество произведений, рассматриваемых на занятии, строго не регламентировано и зависит от содержания конкретного урока и степени подготовки класса. Если в ходе урока не получается обсудить все намеченные по плану тексты культуры (например, разгорелась яркая дискуссия, школьники задали много дополнительных вопросов, высказывали собственные суждения и т. д.), не стоит любой ценой стремиться «выполнить план».

• Ни одна программа не дает возможности на уроке от начала до конца прослушать монументальное музыкальное произведение (оратория, опера, концерт, симфония), прочитать текст литературного произведения (роман, эпопея, новелла), просмотреть кинофильм. Следовательно, учитель должен заранее выбрать фрагменты, определить минимум, который будет необходим и достаточен. Практика свидетельствует, что целесообразно использовать не более 2–3 фрагментов на одном уроке, планируя так, чтобы время их звучания или просмотра было соотносимо со временем, отведенным на их обсуждение. Все фрагменты должны быть целостными, иметь законченный характер и не обрываться «на полуслове». При выборе фрагмента педагогом важно учесть, что каждый отрывок должен быть «модельным», то есть сохранять специфику художественного языка всего произведения, стиль и особенности авторской манеры.

• Допустимо сочетать на уроке знакомство с признанными шедеврами и образцами массового искусства, в том числе произведениями молодежной субкультуры (даже если они раздражают педагога и воспринимаются как воплощение китча в искусстве). Однако такое сочетание предполагает соблюдение меры соотношения элитарного и массового, связь с основным содержанием занятия, подчинение логике общего замысла.

• Возможно и даже желательно расширять круг обсуждаемых произведений, включив те, которые учащиеся видели или слышали по ТV, на концертах, выставках и др. Это позволит сделать предметом обсуждения то, что им знакомо и интересно, фактически превратив все пространство мирового искусства в поле для обсуждения. Также возможно включение произведений, которые учащиеся подготовили сами и хотели бы обсудить на занятии.

Формы уроков и занятий

Уже отмечалось, что курс МХК новый в школьной программе, и это позволяет на этапе его становления вобрать методические инновации, накопленные в педагогической науке, сделать его открытым для новых педагогических технологий, форм и методов, способствующих саморазвитию как учеников, так и педагога.

Уроки МХК призваны создавать условия для формирования личностного опыта восприятия произведений искусства учениками. Наиболее эффективными для достижения этой цели являются коммуникативные формы организации учебного процесса – фронтальные при обсуждении одного произведения всем классом, групповые или парные при работе с несколькими артефактами. Коммуникативные формы урока предполагают не просто обмен высказываниями, а организацию целенаправленного и упорядоченного обмена мнениями, результатом которого станет возможность для каждого ученика осмыслить тему занятия (произведение, художественный стиль или направление), составить собственное суждение об изучаемом материале, соотнося и корректируя его с учетом мнений, высказанных другими учениками.

Специфика урока МХК заключается в том, что интерактивное взаимодействие происходит не только на уровне «ученик – ученик» или «ученик – учитель», полноправным участником диалога становятся сами произведения искусства. Обмен высказываниями строится на основе рассматривания, изучения, исследования объектов культуры или их репродуктивных изображений. В силу этого уроки МХК могут проходить либо вне стен школы (в библиотеке, театре, музее, выставочном зале, городском пространстве), где в качестве объектов исследования выступают подлинные памятники культуры, или в рамках традиционной классноурочной системы, где учитель ограничивается предъявлением «копий» – репродукций, аудио– и видеоматериалов, компьютерных программ.

Рассмотрим возможные коммуникативно-диалоговые формы организации урока в каждом из обозначенных вариантов.

1. Уроки МХК в рамках традиционной классно-урочной системы рекомендуется проводить в виде:

• дискуссий (свободных, прогрессивных, фасилитированных и др.), способствующих формированию собственного мнения школьников, их личностного эмоционально-ценностного отношения и к искусству, и к миру в целом;

• семинаров, позволяющих расширить и углубить знания, формирующих умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение;

• педагогических мастерских, мотивирующих развитие личностного интереса к изучаемым произведениям искусства и создающих условия для обобщения приобретаемого опыта и его «присвоения»;

• уроков с элементами театрализации, позволяющих учиться видеть, чувствовать, понимать искусство через призму собственного опыта с привлечением различных каналов восприятия, прежде всего кинестезических;

• экспериментальных исследований вещей, предметов, материалов и пр., предполагающих включение всех каналов восприятия, в результате чего складывается «образ» вещи (предмета), ее собственное эмоциональное переживание;

• проектной деятельности, завершающейся сотворением собственных «текстов культуры».

2. Занятия по мировой художественной культуре, проходящие вне школы, могут быть выстроены в форме:

• образовательных путешествий, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся, связанная с освоением культурных смыслов, заключенных в объектах городской и музейной среды;

• музейно-педагогических занятий, позволяющих приобрести опыт освоения музея и музейных коллекций, формирующих навыки музейного зрителя[1];

• историко-культурных реконструкций, целью которых является «погружение в эпоху» на основании изучения разнообразных памятников культурного наследия эпохи и актуализации различных каналов восприятия, что в результате позволяет сформировать собственный «образ эпохи».

Ценность «выездных» уроков (если существует такая возможность) заключается в том, что они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музейные объекты, городские памятниками архитектуры и скульптуры.

При разработке такого рода занятий по МХК необходимо иметь в виду, что они не должны быть «калькой» школьного урока, проведенного в другой обстановке. Так, например, если педагог вместе с детьми осваивает городское пространство, то необходимо проектировать деятельность школьников как самостоятельное исследование городских объектов, а не слушание лекции о них. Занятия в залах музея не стоит ограничивать пересказом мнений специалистов об объектах культуры, там собранных, наоборот, надо всячески стимулировать диалоговое взаимодействие учеников с артефактами, формируя у них собственное суждение о произведениях искусства.

Конец ознакомительного фрагмента.