Раздел 1
Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы
МХК в учебном плане школы
Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:
• МХК – молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;
• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;
• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.
Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока – с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.
Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
– определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
– определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
– определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
– совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
– рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
– осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
– определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
– ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
– воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
– создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
– ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
– формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
– вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
– вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
– конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
– обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
– работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
– обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
– использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
– планировать различные формы собственного досуга;
– творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
– самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
– накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
– развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
– формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.