Что мы уже знаем о понятии «Зрелая личность»?
Прежде чем говорить о зрелой личности, скажу пару слов о понятии «Зрелость», содержание которого весьма многозначно, имеет разные значения и смыслы. Например, в «Толковом словаре В. И. Даля» зрелость определяется как «состояние зрелого, спелость; возмужалость, состояние, степень рассудительности», а зрелый – как «дозревший, спелый; возмужалый, полнолетний, взрослый; обдуманный, рассудительный, неопрометчивый». В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова зрелость: «1) состояние организма, достигшего полного развития; зрелый возраст; 2) высокая степень развития, совершенства; зрелость мысли». Там же приводятся значения прилагательного «зрелый»: «созревший, спелый; достигший полного развития; возмужалый; характерный для человека, достигшего полного развития (о возрасте, поре жизни); полностью сложившийся; достигший опытности, мастерства; тщательно взвешенный, обдуманный; свидетельствующий об опытности, мастерстве».
Е. А. Сергиенко в статье «Зрелость: молярный или модулярный подход?» представляет четыре аспекта в анализе содержания понятия «зрелость», которые используются в психологии:
1. зрелость как стадия развития, отделяющая детство от старения;
2. зрелость как общая тенденция психического развития – способность к постоянному саморазвитию, изменениям, при сохранении своей уникальности;
3. зрелость как результат достижения дефинитивной стадии развития – уровень развития той или иной психической функции (например, в теории развития личности З. Фрейда зрелость определяется как достижение генитальной стадии развития);
4. зрелость как уровень развития разных модулей психической организации – эмоциональной, интеллектуальной, нравственной, социальной и биологической.
В. М. Русалов в статье «Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика?» раскрывает свою авторскую концепцию зрелости. Он выделяет два различных подхода в изучении зрелости человека: это её понимание как периода полового созревания и зрелость в «акмеологическом» понимании, как личностный рост человека, его высшие достижения. Истинная зрелость наступает только тогда, когда человек способен передать плоды своего развития другим, достоин подражания. Подобной зрелостью обладает субъект как высшая стадия развития человека, который стоит над индивидуальностью и личностью. Детерминантами зрелого субъекта выступают социокультурные факторы того сообщества, в котором существует субъект.
То есть, говоря о зрелости, чаще всего имеют ввиду либо качество объекта, в котором развитие уже завершено – «зрелый», либо процесс достижения определённого конечного состояния – «созревания».
Что же говорится о зрелой личности?
Первые школы античности Платона и Аристотеля были направлены на воспитание гармонически развитой личности, на формирование образа разносторонне развитого человека, которому всё под силу, но в пределах нравственного порядка. Идеалом выступал мудрец, знающий чувство меры и не поддающийся импульсивным и хаотическим порывам.
З. Фрейд (основатель аналитической психологии) подчёркивал, что здоровый/зрелый человек должен обладать достаточно сильным «Эго», которое способно выдерживать тревогу и разрешать конфликт между «Ид» и «Супер-Эго».
Г. С. Салливан (американский психиатр, представитель неофрейдизма) рассматривал успешную адаптацию в сфере межличностных отношений как необходимое условие душевного здоровья и благополучия личности.
Э. Берн (представитель трансакционного анализа) считает, что зрелая личность – физически здоровый человек своего пола, переживший и избавившийся от своих «комплексов», вступающих в прямые, а не скрытые (двойные) взаимодействия, открыто выражающий свои негативные и позитивные чувства, способный не только говорить, но и действовать в согласии со своими ценностями, ставить перед собой ясные цели и добиваться их.
Э. Эриксон (разработчик концепции идентичности) – зрелая личность «активно строит своё окружение, характеризуется определённым единством и в состоянии адекватно воспринимать мир и самоё себя».
В. Гумбольд (немецкий филолог и философ) определяет зрелость как всестороннее развитие человека. И. Кант и Г. Ф. В. Гегель (философы немецкой классической философии) применили понятие практической зрелости, полагая, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом.
Р. Мэй (представитель экзистенциальной психологии), анализируя зрелую личность, называет её «устойчивой личностью». Дж. Бьюдженталь (представитель экзистенциально-гуманистического подхода в психологии) важнейшей экзистенциальной ценностью человека называет аутентичность.
Г. Олпорт (американский психолог) полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления.
По К. Роджерсу (основателю гуманистической психологии), полноценно функционирующий человек – это человек, который использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний.
А. Маслоу (представитель гуманистической психологии) провозгласил основным критерием зрелости и здоровья «полную актуализацию возможностей человека», или «самоактуализацию».
Согласно К. Юнгу (психиатру и представителю аналитической психологии), у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Поэтому проблемы личностного развития он рассматривает в аспекте высшей целостности, к обретению которой (часто неосознанно) стремится человек, и которая бесконечно превосходит ограниченность индивидуального сознания. Юнг считал, что психика имеет врождённое стремление к целостности.
Представления М. Чиксентмихайи (основателя позитивной психологии) в работе «Поток: Психология оптимального переживания» – люди наиболее счастливы, если пребывают в особом потоковом состоянии – напоминающем Дзэн состоянии полного единения с деятельностью и ситуацией. Состояние потока можно считать оптимальным состоянием внутренней мотивации, при которой человек полностью включён в то, что он делает.
В свете вышесказанного у меня сформировалось такое понимание:
«Зрелая личность» – это личность человека (на любом этапе жизненного пути, когда человека уже можно назвать личностью), которая обладает определёнными качествами, отражающими способность и готовность к наиболее полной реализации себя (своего потенциала) и осознанному решению задач данного жизненного этапа.
Конец ознакомительного фрагмента.