Вы здесь

Современные конкурентные преимущества. Философия конкуренции (Владимир Шерягин, 2013)

Философия конкуренции

Польза конкуренции для современного бизнеса

В этой статье говорится о том, чем конкуренция может быть полезной для предпринимателя.

Речь совсем не о том, что соревнование запускает процесс поиска решений для положительных изменений.

Считается, что для социума конкуренция полезна тем, что заставляет компании развиваться, выводить на рынок новые продукты, снижать себестоимость и цену товаров и услуг, одновременно повышая их ценность и качество.

Вредным влиянием конкуренции для потребительского рынка является ценовой демпинг, который приводит к снижению качества продуктов в долгосрочной перспективе.

Для непосредственных участников рынка фактор демпинга также играет отрицательную роль и многие бизнесмены хотели бы остаться в монопольном одиночестве в своем сегменте рынка.

В то же время, конкуренция обладает и полезными свойствами, главное из которых заключается в невольной синергии при совместном продвижении в массовое сознание целевой аудитории конкурентного продукта.

Кроме того, конкуренция запускает процессы изменений и совершенствования.

Ниже в тексте содержится наглядный пример синергии, наблюдаемый на рынке установки пластиковых окон и дверей.

Особую важность синергия конкурентных вложений приобрела начиная с 2006 года, когда в мире произошел информационный взрыв, последствия которого мы ощущаем в виде нарастания конкуренции и ослабления внимания Целевой Аудитории к продуктам и самой деятельности организаций.

Значение синергии как побочного действия конкуренции постоянно растет, потому что огромный объем рекламной информации вынуждает массовое сознание потребителя закрывать восприятие от любой информации, которая хотя бы немного напоминает рекламную.

Закрытое массовое восприятие еще больше затрудняет продвижение нового продукта на широкие рынки, приближая бюджет, необходимый для вывода на рынок массового продукта, к бюджетам транснациональных корпораций.

В ближайшем будущем конкуренция будет возрастать, а умственный труд все более и более заменять физический. Технологически мир уже вполне готов к этому.

Исходя из этой тенденции, главная область приложения усилий для роста эффективности и конкурентоспособности современных компаний будет лежать в области технологий по созданию и оптимизации систем для коллективного умственного труда.

Обществу необходимы новые формы организации общественной жизни, образования и труда.

Нужен переворот в области интеллектуальных технологий, подобный тому, который совершил "Научный менеджмент" Ф. У. Тейлора в области организации труда физического в начале прошлого века.


Демпинг наносит вред рынку

При высокой конкуренции среди операторов рынка обязательно найдется тот, кто начнет демпинговать, пытаясь таким образом увеличить свою долю рынка.

Как только один из участников начнет снижать цены, это придется делать и другим, снижая рентабельность процесса. Чем больше участников, тем выше вероятность попытки кого-то из них добиться преимущества за счет снижения цен.

Довольно часто этим грешат начинающие предприниматели, которые не осознают всего объема издержек, который им приходится нести.


Вред демпинга для потребителя

Ценовой демпинг играет отрицательную роль и для потребителя, потому что низкие цены не позволяют предприятию получать достаточное количество ресурсов для оказания качественных услуг.

Качество продукции падает, расстроенные клиенты не хотят обращаться за услугами еще раз, количество сделок и сумма средней сделки падают.

Зная только один способ для увеличения количества обращений, начинающие предприниматели продолжают снижать цену, доходы снижаются еще сильнее, качество падает еще больше.

Порочный круг замыкается и превращается в петлю на шее предприятия, которая неумолимо затягивается с каждым следующим движением в этом направлении.

Это одна из причин того, что среди начинающих предпринимателей очень высок риск банкротства в первый год существование предприятия.

Каждый день на конкурентный рынок пытаются войти новые участники, и каждый день с дистанции сходят все новые и новые банкроты.

Такой круговорот очень полезен обществу, потому что защищает рынок от нежизнеспособных или оказывающих некачественные услуги компаний.

Известен факт, что конкуренция очень полезна и для самих предприятий – операторов рынка.


Запуск процесса совершенствования и развития

Конкуренция в первую очередь, полезна тем, что запускает процесс поиска новых продуктов и технологий.


Синергия конкурентных действий

Менее очевидным вторым побочным действием конкуренции является эффект синергии, когда совокупные вложения участников рынка продвигают тот товар или услугу, в предоставлении которого своей целевой аудитории они соревнуются или конкурируют.

Полезное значение эффекта синергии стало особенно заметным после 2006 года, когда информационное поле человечества стало доступным и прозрачным, и одну и ту же нужду человека стало возможным удовлетворить массой конкурирующих способов.


Наглядный пример синергии

Для иллюстрации этой мысли рассмотрим услугу по установке пластиковых окон, потому, что в этом виде бизнеса конкуренция очень высока.

Кроме производителей окон из другого материала, например из дерева, алюминия или фибергласс-композита, за внимание потенциального клиента борятся и предприятия, которые занимаются ремонтом окон.

Действуя в этом информационном поле, участники рынка совместно продвигают идею, что какие-то нужды потенциального Клиента можно удовлетворить путем манипуляций с окнами.

А что, это можно делать как-то иначе?

Если немного подумать над потребительскими качествами конструкций из пластика и окон вообще, то возможности изоляции от внешней среды, освещения помещения и наблюдения изнутри можно добиться и путем установки камер наружного наблюдения и качественных видеомониторов внутри помещения.

Каким бы абсурдным сегодня не казался этот способ удовлетворения потребности, в мире может быть создана ситуация, когда такой способ будет оправданным и интересным своей целевой аудитории.

А потому установщики пластиковых окон, соревнуясь за интерес потребителя, вкладывают в продвижение услуг все большие рекламные бюджеты, тем самым делая свой способ удовлетворения потребностей на рынке более заметным среди всех остальных.

Каждый день рынок рождает все больше и больше способов удовлетворения одной и той же нужды, потребностей. Из-за этого каждый конкретный способ становится менее заметным для потенциального потребителя.


Чем полезна синергия конкурентных действий сегодня?

Проблема заметности предложения на рынке приобретает все большее и большее значение после 2006 года.

До 2006 года главной считалась точка зрения, что только эксклюзивный продукт, Уникальное Торговое Предложение (УТП) дает непреодолимое конкурентное преимущество, и продвигать подобное предложение легче и дешевле всего.

А что изменилось в 2006 году такого, что дает возможность говорить о смене этой простой и очевидной, на первый взгляд, концепции?

Социальные сети и сетевой способ обмена информацией в 2006 году предоставили возможность каждому человеку и любой социальной группе стать источником информации, а также сделали эту информацию, примерно к 2010 году, очень прозрачной, доступной и открытой. Развитие онлайн переводчиков, встроенных в интернет-браузеры, также сыграло в этом немалую роль.


Почему продвигать новые продукты на рынок становится все сложнее и сложнее?

Все дело в огромном объеме полезной и бесполезной информации, которая окружает человека.

Для того, чтобы не воспринимать большой объем ненужной информации, человеческий ум обладает механизмом классификации, который позволяет составить общее представление о ранее запомненном образе по отдельным деталям, порой незначительным.

Большой объем информации, который обрушился на каждого отдельного человека, чаще всего представляет собой рекламу, от воздействия которой вынужден защищаться интеллект среднестатистического потребителя.

Механизм классификации успевает воспринять очень небольшое количество деталей до того, как относит тот или иной образ к какому-то похожему, запечатленному в памяти ранее.

В этот момент процесс восприятия информации останавливается.

Так механизм классификации защищает ум не только от бесполезной, но и от полезной информации.

Из-за этого разные и порой не очень похожие способы удовлетворения потребности классифицируются как одно и то же.

Поэтому продвигать на рынок что-то новое, уникальное становится с каждым годом все сложнее и сложнее.

Действие этих факторов привело к тому, что конкуренция обострилась, а порог входа для продвижения нового продукта на рынок поднимается с каждым годом все выше и выше.


Почему УТП теперь живет очень недолго?

Как бы парадоксально это ни выглядело, но сегодня получается, что продвигать продукт, похожий на предложения конкурентов, на разогретом рынке легче, чем пытаться вывести на него настоящее УТП.

Да и живет сегодня реальное УТП очень и очень недолго.

Срок жизни УТП очень снизился потому, что для анализа УТП конкурента есть очень много возможностей, а потому понять, какой принцип лежит в основе уникальности можно очень быстро.

Для этого совсем необязательно заниматься промышленным шпионажем или покупать осведомленного сотрудника конкурента.

Можно проанализировать большой объем косвенной информации и прийти к точным выводам.

Остальное – дело техники. Открытость информационного пространства и развитие технологий неумолимо снижает время жизни УТП.


Скорость копирования интересных УТП возросла многократно.

А потому не стоит пытаться избавляться от конкурентов. Их действия лучше использовать.


Как использовать действия конкурентов?

Очевидно, что для продвижения похожего продукта вместе с коллегами по рынку, для последовательного занятия все большего объема локальных сегментов необходимо меньше усилий.

Надо только найти область развития или точку роста, которая может давать постоянное конкурентное преимущество.

Необходимо быть очень сильным, чтобы чувствовать себя уверенным среди сильных и равных.

А где лежит область развития, которая может давать явное или неявное преимущество?


Как легче всего добиться явных конкурентных преимуществ?

На мой взгляд, это преимущество лежит в сфере управленческих технологий и увеличения производительности умственного труда, который становится все более и более коллективным.

По аналогии с обретением преимуществ в сфере производительности физического труда, таким же образом в начале двадцатого века с появлением автомобиля и трактора мир начал переход из сельскохозяйственной эры в эру крупного промышленного производства и массовых продуктов, рассчитанных на "среднего" потребителя.

В те годы появление автомобиля и трактора волшебным образом полностью изменило образ жизни, работы и образования человечества буквально в течение первых нескольких десятков лет XX века.

Сегодня наша жизнь меняется столь же стремительно и неумолимо.

Информационная эра приходит на смену эре крупного промышленного производства.


Какие изменения ждут нас в недалеком будущем?

Информационная эра и открывающиеся с ее приходом возможности неуклонно стирают границы между городами, государствами, сложившимися этническими и социальными группами.

Каждый человек сегодня имеет возможность быть услышанным обществом, стать создателем нового товара или услуги, прародителем того или иного способа удовлетворения потребности.

Да. Сегодня информационная конкуренция растет, и о том, чтобы стать единственным участником какого-нибудь вновь созданного рынка надо забыть.

Конкуренция будет возрастать и дальше, и в этом новом мире необходимо научиться выживать и процветать.

А потому своих конкурентов надо любить, холить и лелеять. Хотя эта позиция может подходить лишь для сильного предпринимателя, уверенного участника рынка, способного справиться с любыми вызовами и изменениями, уверенного в своих конкурентных преимуществах.

В чем будут заключаться конкурентные преимущества ближайшего будущего?

Главные конкурентные преимущества ближайшего будущего будут создаваться на основе более высокой производительности умственного труда.

Более высокая производительность умственного труда заключается:

1. В более высокой скорости реакции на изменения.

2. Разделении умственного труда на простейшие составляющие с целью дальнейшей интеграции в единый технологический процесс.

3. Стандартизации наиболее эффективных приемов и действий для достижения результатов.

4. Ускоренном обучении и тренировке каждого участника процесса для совершенствования навыков применения стандартных приемов.

Эта схема в промышленном производстве и организации эффективного физического труда не нова.

Основоположник научного менеджмента Ф. У. Тейлор сделал очень многое для того, чтобы физический труд стал эффективным, производительным и малозатратным.

Сегодня умственный труд все больше и больше заменяет физический, и нам придется сделать нечто похожее в сфере умственного труда.

Этот путь является сегодня одним из самых простых путей для выживания и процветания на конкурентных рынках.

Двигаясь по этому пути, жизненно необходимо учитывать то, что в информационную эру рынок становится очень прозрачным.

Прошли времена, когда для того, чтобы жизнь удалась, надо было нанять десяток ярких обманщиков, которые обладали бы самобытным даром убеждения и влияния на людей.