Вы здесь

Современное образование: необходимость или пустая трата времени?. Важность информации в XXI веке (Н. В. Азаренко, 2016)

Важность информации в XXI веке

Кто знает полноценное значение определения «эра информации»? Может, это наличие скоростного Интернета и доступных гаджетов даже у школьников? Или возможность каждого человека свободно передавать и принимать информацию; иметь мгновенный доступ к освоенным знаниям и поставленным планам человечества? В предыдущие эпохи люди действительно были более ограниченными в возможностях передачи данных. Но главное отличие сегодняшней эры совершенно в другом. Раньше человечество обрабатывало ровно столько информации, сколько и вырабатывало. Теперь же весь мировой социум успевает обработать лишь 10 % всех поступающих в открытый доступ данных. Миллионы статей остаются непрочитанными, миллиарды идей неуслышанными, триллионы мыслей нереализованными. Наш сегодняшний мир находится одновременно везде и нигде, но точно не там, где живут наши тела. И в такой реальности традиционная российская школа напоминает островок средневекового века, лапотной России среди огней живого мегаполиса, где педагог может научить ребёнка теореме Пифагора, а ребёнок расскажет, как нужно жить.

Конечно, нельзя сказать, что 13-летний ребёнок действительно сможет правильно расставить акценты во взрослой жизни. Поэтому в последнее пятилетие увеличилось количество случаев экономической преступности в сфере киберпространства, совершенных подростками. Особенно привлекательной для детей-хакеров стала область онлайн-магазинов, а точнее – создание мошеннических площадок.

Происходит это потому, что в лавине информации разобраться, что есть «хорошо», а что «плохо» сложно даже взрослому человеку, не говоря уже о ребёнке. Но обвинять Интернет, СМИ и надписи на заборе в наличии «плохой» информации то же самое, что обвинять природу в катаклизмах. Метод изоляции от «порочных соблазнов» путём нагрузки «полезными знаниями» настолько неэффективен, что уровень детской преступности в России растет каждый год примерно на 3–5%. Как сказал глава МВД РФ Владимир Колокольцев относительно всплеска криминогенной обстановки несовершеннолетними лицами в 2015 году: «Это, фактически, означает, что мы все недосмотрели за тридцати шестью тысячами подростков».

Развитие данная проблема получает именно потому, что дети уже сейчас, на стадии школьного образования, понимают бессмысленность происходящего вокруг них. Школы не могут научить, как человеку взаимодействовать с миром за стенами школы. Так как на одного педагога приходится около 30 детей, то даже если допустить, что будет желание рассказать что-то полезное, на это просто физически не хватит времени, ведь нужно жёстко следовать «программе обучения». В них он находится как в инкубаторе, не имея даже возможность спросить совета у взрослого человека. Да и сильно ли современный российский педагог хочет кого-то воспитывать? Школа в России сегодня превратилась в конвейер по производству никому не нужной продукции. Сравнение, конечно, очень грубое, но это действительный факт. В России принято гордиться своей системой образования и считать её одной из самых сильных в мире. Но при этом дипломы даже самых престижных российских ВУЗов не котируются в большинстве стран мира. И русским выпускникам, чтобы работать за границей, необходимо сдавать квалификационные экзамены. При этом многие иностранцы в России получают высокопрофессиональные должности и без подтверждения своих знаний. Мало того, «имущая» часть населения страны, которая часто хвалит российскую систему образования, предпочитает обучать собственных детей в какой-нибудь частной английской или американской школе. Если этим людям необходима уникальная хирургическая операция или они просто хотят привести в порядок зубы, едут в Германию или Израиль. Официальные лица называют русских программистов одними из лучших в мире, но при этом все пользуются американскими интернет-технологиями, которые опережают российские на несколько лет.

Для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, нужно понять одно простое правило: сейчас учить детей всему практически невозможно. Всё, что надо и всё, что захотят, они смогут найти самостоятельно, без помощи учителя и родителей. Конечно, сейчас речь идёт об информации. Поэтому главная задача – научить детей добывать нужную информацию, фильтровать её в общем потоке, а для этого понимать и применять её на живой практике, а не на примерах десятилетней давности, описанных каким-нибудь профессором. В противном же случае дети потеряют из своего поля зрения педагогов и родителей. Нужно осознать, что не школа нужна детям, а дети нужны школе. И пока этого перелома сознания не произойдёт, говорить о системе образования вообще не имеет смысла. Потому что дети не будут просить научить их жизни… они научатся сами, и очень быстро… вопрос только в том, чему они научатся. А потому, как уже было сказано раньше, – судьба любого государства напрямую зависит от того, как налажена её система образования.

Бывают времена, когда люди принимают коллективную вонь за единство духа

Фазиль Абдулович Искандер