Вы здесь

Современное образование: необходимость или пустая трата времени?. Учебники нашей школы (Н. В. Азаренко, 2016)

Учебники нашей школы

Прусская система образования была построена на том, что главным источником знаний должна быть книга. А само обучение осуществлялось путём впитывания учениками в себя чужого духа и чужих трудов, которые должны были пробуждать их собственный дух к совершенству и воспитывать в детях идеал человека. По-простому это можно назвать «неогуманизмом», который выражался в заучивании фактов, изложенных в учебниках. Именно такая же система преподавания применяется в большинстве школ мира.

Однако тут есть важный нюанс: прусская методика образования была создана для борьбы с послевоенным распространением французской культуры среди населения Пруссии. Поэтому система внедрения чужих трудов была крайне актуальна. Тем более, что в тот момент имел место очень большой дефицит подготовленных учителей, поэтому источником знаний действительно могла выступать исключительно книга. Также в конце 18-го и начале 19-го веков книга являлась настолько же малодоступным для отдельного человека инструментом, как сегодня реактивный самолет. Поэтому неудивительно, что главной задачей тогдашнего педагога было передать те знания, которые написаны в учебнике, а не обучить чему-либо самостоятельно. Ну и, в конце концов, в те времена акцент прусского образования делался на изучении родных и античных языков, овладении культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима, а без книги в данных дисциплинах точно не обойтись. Конечно, в школах преподавались и другие науки, такие как математика, история и естествознание, а впоследствии происходило расширение всестороннего воспитания личности за счёт учебных курсов на основе достижений тогдашней современной науки. Но всё равно: базовая нагрузка знаний была значительно ниже сегодняшней школьной программы.

Стоит отметить и тот факт, что создатели образовательной реформы в Пруссии стремились к тому, чтобы научить людей быть самостоятельной личностью, творцом своего мира, автономным, свободным человеком с полными правами. Во времена массовой безграмотности именно изучение языков и культуры, а также математики и некоторых других наук, должно было воспитывать в человеке стремление к самоопределению, а не к приспосабливанию к тому миру, в котором они находились. И для этого реформисты стремились пробудить способность к спонтанности и абстрактному мышлению, – чтобы человек в непредусмотренной ситуации мог выбрать наиболее разумный вариант, а не самый простой. Поэтому создавалось не материальное, а формальное образование, не имеющее практической ценности.

В те времена люди жили в достаточно узком мире, и редко кто выезжал за пределы своего города или региона. Также информация распространялась достаточно ограниченно, а развитие цивилизации являлось процессом весьма медленным и то, что было вчера, оставалось актуальным завтра. Оттого необходимость в подготовке теоретиков была вполне оправданной для тогдашнего общества. Но в современную эпоху, когда ещё вчера значимые знания за одну ночь превращаются в устаревшую информацию, специалисты, получающие формальное обучение, являются абсолютно бесполезными, поскольку не могут применить свои знания на практике. Получая образование «обо всём и сразу», выпускники в итоге не учатся ничему. Тем более, что учебная программа сегодня намного обширнее, нежели это было в 19 веке.

Вывод из всего напрашивается таков: какие бы программы обучения ни разрабатывали в министерстве образования, к моменту утверждения они уже становятся малозначимыми, а к моменту получения аттестата учеником и вовсе теряют какой-либо смысл. Потому что мир сейчас развивается намного быстрее, нежели академики и профессора успевают его разобрать по полочкам. Поэтому вместо того, чтобы тратить время и бюджетные средства на создание новых учебников, лучше заняться формированием единых и персональных для каждой школы электронных баз данных. Потому что гаджетами дети сегодня умеют пользоваться уже практически с первого класса, и почти у каждого они есть. Такой подход, как минимум, сэкономит большое количество денег, которым можно найти целевое направление: к примеру, повысить преподавательскому составу заработные платы, что позволит эффективнее бороться с коррупцией в образовательной сфере, а также привлечь к педагогике более квалифицированных специалистов, а не только тех, кто не нашёл себе лучшего места.

Но главное – даже не подход к замене учебников. Ведь какое отличие книги от учебника? Книга является источником чужих мыслей, демонстрацией того, как развивается творческий, а также интеллектуальный процесс мышления в человеке. Именно поэтому для развития полезно читать книги, дабы ребёнок на чужом примере понимал, что вообще такое мысль. А вот учебник – это лишь изложение сухих фактов, того, что уже произошло и имеет место быть в действительности. Но ведь сегодняшний факт – завтра всего лишь история, которая будет пылиться на библиотечных полках. А дети в современных российских школах не просто изучают эти факты, а вынуждены их заучивать. И так как умственные возможности человека ограничены, голова ребёнка забивается вчерашними фактами, а места для исследования мира и саморазвития не остаётся. Поэтому главное, что нужно сейчас сделать, это не бороться с самими учебниками, пытаясь их искоренить как зло, но и не заморачиваться вопросом: «Что бы ещё добавить в школьную программу для большего развития ребёнка?» Нужно разрабатывать абсолютно новые методики, не имеющие ничего общего с прежней системой, по которой дети будут больше саморазвиваться путём личного исследования окружающего мира. А педагог, как и учебник, должен лишь помочь разобраться в том, что ребёнок, в силу своего возраста, ещё не может постичь, но никак не загрузить его максимально большим количеством информации.

Для примера, в школах США дети имеют только 5 обязательных предметов: математика, английский язык, информатика, история, естествознание – остальные выбираются на личное усмотрение ученика. Очень много усилий прикладывается для привлечения к спорту, но данный вид дисциплины не относится к обязательным. При этом обучение даже по обязательным предметам осуществляется без лишнего давления. Конечно, тут тоже есть вмешательство «псевдоэлиты», так как если взять урок истории, то легко можно понять, как манипулировать мнением людей, подтасовывая факты со своими нужными комментариями. Акцент в системе образования делается на воспитание патриота, но тут хотя бы стараются сделать «здорового раба», если не брать во внимание того, что еда в столовых США похожа на ту, что продаётся в «макдональдсах». Если все-таки говорить о нагрузке, то в американских школах особо никто не ожидает, что ученик будет много знать, главная задача – самовыражение. А что именно он будет выражать, и будет ли вообще что-то выражать, никого не волнует. Единственное, на что смотрят педагоги – способность ученика красиво и чётко излагать мысли. А вот объём математических знаний значительно упрощён, и таблицу умножения учат не раньше 3-го класса. Но большой упор делается на заучивание наизусть правильного написания слов – «спеллинг», где надо быстро произнести слово по буквам, или записать, когда его произносит учитель.

В начальной школе большинство предметов объединены в один под названием «науки», где дети должны самостоятельно приготовить какой-нибудь «проект», а потом грамотно и красочно его оформить. Темы, как педагогом, так и учеником, выбираются разные: о Солнечной системе, звездах, животных, профессиях и т. д. Ученикам младшей школы разрешают приносить на урок одну любимую игрушку, но о ней обязательно нужно рассказать. Таким образом, как уже было отмечено, главный упор американской образовательной системы делается на умение излагать свои мысли, а также на преодоление стеснительности и умение выступать перед классом. Где-то половину учебного времени школьники проводят на экскурсиях, а также в соревнованиях на определенную тематику, например, здоровье.

В старшей школе математика усложняется, но не разделяется на алгебру и геометрию, как в России. Отсутствуют такие предметы, как физика, химия, биология, зоология, география – все они попадают в ту же дисциплину – «науки», где в одном учебнике сосредоточены лишь общие сведения. География соединяется с историей, но большая часть программы сводится к изучению патриотической истории США. Всё это обязательные дисциплины. Если успеваемость у школьника отвечает определённому уровню, он может выбрать себе дополнительные уроки по музыке, физкультуре, танцам, театральном искусству, фотографии, вождению и др. Список дополнительных занятий в разных школах может отличаться.

Как видно из представленного примера, роль учебника в жизни американского школьника сведена к минимуму. Большинство дисциплин и методы обучения им построены на саморазвитии. Хотя для особо талантливых есть специальные школы, куда ребёнок может перевестись, если обычная программа для него слишком лёгкая.

Большую роль учебник приобретает только в старшей школе, куда поступают дети, которые планируют учиться в ВУЗах, – это примерно 80 % учеников, хотя впоследствии далеко не все идут получать высшее образование. Общая система в старшей школе та же: обязательные и дополнительные предметы. Список первых, как правило, не меняется, а вот ко вторым могут относиться такие дисциплины, как финансовая грамотность, бизнес и личные финансы, основы маркетинга. Для творческих личностей предлагаются такие предметы: цифровая фотография, журналистика, современный театр и другие. Для людей с математическим мышлением есть высшая математика, естественные науки (предусматривают биологию, физику, химию, психологию и микробиологию). Ну и, разумеется, футбол, баскетбол и другие уроки для будущих спортсменов. Выбор дисциплин зависит не только от личного желания, но и от того, куда собирается поступать ученик, так как некоторые дополнительные предметы в старших школах преподаются уже по университетской аккредитации. Однако это ещё зависит от места нахождения школы, поскольку в США нет единой школьной системы обучения – на уровне министерства издаются только общие принципы. Поэтому даже учебники в разных школах могут отличаться.

В итоге, начиная с возраста 11–12 лет, ребёнок не только привыкает к самостоятельной жизни, но примерно представляет себе ту профессию, которую впоследствии выберет, и имеет возможность обучаться ей, не отвлекаясь на ненужную информацию. Что же касается российских школ, то вот куда точно можно было бы направить сэкономленные на подготовке и печати учебников бюджетные средства, так это на различные экскурсии. Конечно, в современных школах детей иногда возят в разные музеи, в театры или ботанические сады. Но делается это за средства родителей и только тогда, когда в плотной школьной программе находится свободное «окно». Этого, разумеется, катастрофически мало, потому что дети, во-первых, измучены учебными пособиями и уже не имеют свободного пространства в своём сознании, а во-вторых, даже если они проявляют интерес к чему-нибудь постороннему, эта информация всё равно будет подавлена заучиванием вчерашних фактов в школьных учебниках. Ученикам нужно больше показывать окружающий мир и его основы наглядным примером, и делать это всесторонне. Биологию изучать в ботаническом саду, можно посещать всевозможные музеи. Детям нужно показывать различные профессии; начиная от более простых, переходить к сложным, которые действительно требуют наличия высшего образования. Пусть дети учатся видеть мир вживую, а не чёрно-белым в книге.

Да, я учился на своих ошибках и уверен, могу повторить их с блеском.

Джонатан Коу «Круг замкнулся»