Вы здесь

Современная политическая карта мира. Предисловие (Е. П. Шульга, 2014)

Предисловие

Учебный курс «Современная политическая карта мира» рассматривает тенденции и особенности современного политического развития ведущих мировых держав. При его изучении обучающийся овладеет знаниями, позволяющими ему получить общее представление о механизмах функционирования современной системы международных отношений, а также сможет правильно понимать и оценивать механизмы выработки и принятия политических решений в наиболее значимых для России государствах мира.

Цель дисциплины: научить определять роль человека, роль России в современной мировой политической организации общества.

Задачи дисциплины:

1. Научить определять сущность современных мировых политических процессов.

2. Научить характеризовать основные процессы, происходящие во внутриполитическом и внешнеполитическом пространстве современного общества и роль человека в них.

3. Научить использовать навыки поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам современной мировой политики.

Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «Современная политическая карта мира» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1. В.).

Для освоения дисциплины «Современная политическая карта мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «История», «История ХМАО», ОМК.

Освоение курса является необходимой основой для последующего изучения дисциплин по выбору студентов, а также прохождения практики в области культурно-просветительской деятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

2) готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– сущность современных мировых процессов и понимать специфику их проявления на национальном, региональном и глобальном уровнях;

– принципы формирования и функционирования политических систем ведущих мировых держав;

– сущность геополитики и основные геополитические концепции;

– историческую природу и взаимосвязь современных экономических, социокультурных, политико-правовых явлений и процессов;

– основные процессы, происходящие в идеологическом пространстве современного общества и роль человека в них;

– актуальные концепции постиндустриального и информационного общества;

уметь:

– анализировать современный миропорядок и роль человека в нем;

– объяснять (интерпретировать) актуальные политико-правовые, экономические, социокультурные явления в контексте процессов современной модернизации, а также процесса становления информационного общества;

– различать и классифицировать современные политические системы;

– определять ключевые факторы и основные этапы развития современной системы международных отношений;

– применять навыки комплексного поиска, анализа и систематизации информации по изучаемым проблемам, использовать для получения информации исторические источники, учебную, научную и справочную литературу, материалы периодической печати и сети Интернет;

владеть:

– приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе проблем современной политической истории;

– способностью соотносить собственные мировоззренческие установки и гражданскую позицию с поведенческими моделями и ценностными ориентациями, сложившимися в современном обществе;

– средствами конструктивного диалога, толерантного отношения к иным точкам зрения, способностью формулировать и корректировать свою позицию.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Основными формами организации учебного процесса по данному курсу являются лекции, семинары и практические занятия. Основные формы самостоятельной работы – анализ литературы, выполнение творческих работ (рефератов, проектов и т. д.), подготовка интеллектуальных игр и т. д.