Вы здесь

Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. Глава 4. Арт-терапевтическая среда, изобразительные средства и материалы  (А. И. Копытин, 2015)

Глава 4. Арт-терапевтическая среда, изобразительные средства и материалы

4.1. Арт-терапевтический кабинет

4.1.1. Арт-терапевтический кабинет как особое пространство

Вместе с развитием арт-терапии формировались нормы, определяющие условия работы, организации среды и ее оснащения различными изобразительными средствами и материалами. Несмотря на многообразие форм и моделей индивидуальной, групповой и семейной арт-терапии, а также значительные различия между клиентами и их группами сформировались общие требования к оборудованию арт-терапевтического кабинета. В последние годы также признается, что целостная среда арт-терапии является важнейшей предпосылкой и одним из факторов лечения (Fenner, 2011; Henley, 1995; Kalmanowitz, Lloyd, 2002, 2005; Killick, 2000; Malchiodi, 1998, 1999; McNiff, 2004; Moon, 2002, 2010; Wood, 2000). Эти требования являются следствием осмысления арт-терапевтами представления о психотерапевтическом пространстве и их попыток объединить его с представлениями об условиях, необходимых для занятий изобразительной деятельностью.

Психотерапевтическое пространство рассматривается как особая среда, в которой происходит взаимодействие между психотерапевтом и клиентом. Оно имеет психоаналитическое происхождение и обозначает не только конкретные особенности организации физической среды психотерапевтического кабинета, но и ту особую атмосферу, которая создается в этом кабинете за счет целого ряда факторов. Как отмечает М. Хан, «уникальным достижением Фрейда является разработка и использование им психотерапевтического пространства и дистанции между пациентом и аналитиком. В этом пространстве и при этой дистанции взаимоотношения между ними становятся возможными лишь посредством их способности поддерживать иллюзии и работать с ними. Фрейд сформулировал понятия пространства, времени и процесса, которые потенцируют иллюзии и тем самым позволяют активизировать символический дискурс» (Khan, 1974). Хан также поясняет, что иллюзии являются предпосылкой переноса. Следует добавить, что термин «иллюзии» в психодинамическом смысле обозначает определенные изменения в восприятии клиента, в частности, те, которые связаны с психологическим регрессом, что является необходимым условием для актуализации и проявления материала бессознательного.

Понятие психотерапевтического пространства предполагает также достаточную степень приватности и психологической защищенности в отношениях аналитика и клиента, что позволяет развивать психотерапевтический процесс. Дополнительными условиями приватности и психологической защищенности и, соответственно, необходимыми предпосылками для создания психотерапевтического пространства, помимо физической и символической среды кабинета, в аналитической работе традиционно являются:


• заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего цели и условия психотерапевтической работы, ее оплату, частоту и продолжительность сессий и другие моменты;

• устойчивые и предсказуемые пространственно-временные границы психотерапевтической работы, которые создаются путем использования постоянного места и времени для проведения сессий и их регулярностью на протяжении всего психотерапевтического процесса;

• личность психотерапевта.


В организации психотерапевтической среды в аналитической психотерапии большое значение придается ее функциональности, связанной с возможностью ведения аналитического диалога и работы со свободными ассоциациями. Для этого, как правило, достаточно кушетки и кресел. Наличие дополнительных предметов, в том числе полок с книгами, арт-объектов сведено к минимуму. Таким образом поддерживается «нейтральность» среды и возможность погружения клиента во внутриличностный материал. Вместе с тем могут присутствовать определенные элементы, позволяющие клиенту ощущать психотерапевтические пространство как среду особого рода, отделенную от привычной среды и обладающую способностью усиливать символообразование и проекции.

Известный британский аналитически-ориентированный арт-психотерапевт Д. Шаверьен так описывает арт-терапевтический кабинет: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено о повседневной жизни и являться предметом для наблюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения пространства, вынесенного за пределы внешнего мира, будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно, то есть так же, как он вел себя в повседневной жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту отстраниться от внешнего мира, что дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным поведением» (Schaverien, 1989, p. 149).

Шаверьен также ввела понятие «рамки» применительно к арт-терапевтическому опыту и кабинету арт-терапии. Она рассматривает физическую среду кабинета и похожие на ритуалы действия арт-терапевта во время сеансов в качестве метафор внешней рамки. Она отмечает, что внутри этой внешней рамки есть еще одна – внутренняя рамка, организующая создание образов и психические процессы клиента. Она сравнивает данный процесс организации опыта путем его помещения в рамку с видом из окна, благодаря чему на наше восприятие реальности также накладывается рамка. Такая рамка акцентирует внимание на том, что в конкретный момент времени представляет для клиента наибольший интерес. Подходящая, умело организованная среда арт-терапии формирует ощущение «расслабленного ожидания, повышенной восприимчивости, блуждающего сознания и нефокусированного зрения» (Schaverien, 1992, p. 68).

В отличие от вербальной психотерапии и консультирования, в частности, психоанализа, арт-терапия предполагает не только использование визуальных, символических средств во взаимодействии клиента со специалистом, но и его обязательное вовлечение в изобразительную деятельность. Поэтому с самого начала развития данного направления арт-терапевты уделяли преимущественное внимание тому, чтобы в среде было все необходимое для художественной практики. При этом представители «лечебного изобразительного искусства» стремились следовать традиционным для арт-студий (арт-ателье) правилам организации и оснащения среды, в то время как арт-терапевты, помимо условий и средств для изобразительной деятельности, стремились организовать в кабинете место для общения с клиентами в духе аналитической беседы, а арт-терапевты, работавшие с группами, – также и организовывать места для групповых обсуждений и иных, неизобразительных видов деятельности.

По мере развития арт-терапии специалисты стали также обращать внимание на то, какое символическое значение имеют различные визуально-пластические элементы целостной среды кабинета, включая художественные средства и материалы, создаваемую клиентами продукцию, а также не связанные напрямую с изобразительной деятельностью предметы. Кейз и Дэлли отмечают, что «каждый человек, приходящий в арт-терапевтический кабинет, использует его по-своему и устанавливает уникальные отношения с арт-терапевтом. И хотя одно и то же пространство будет восприниматься различными клиентами по-разному, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Case, Dаlley, 1992, p. 20).

К. Вуд (Wood, 2000) полагает, что арт-терапевтическая студия должна приглашать ее посетителей включаться в процесс изобразительной деятельности. Д. Энли (Henley, 1995) считает, что, переступая порог арт-терапевтического кабинета и реагируя на его среду, клиент формирует определенные ожидания, фантазии и предположения. К. Малкиоди (Malchiodi, 2002) подчеркивает роль визуального окружения в создании особой атмосферы арт-терапевтического кабинета, чем-то похожего на святилище.

П. Феннер пишет, что «Арт-терапевтический кабинет может восприниматься как психологическое отражение интимности, опирающееся на опыт сенсорного восприятия… Клиенты могут обращать внимание на разные элементы среды, начиная с одежды арт-терапевта и заканчивая тем, какое ощущение создает находящаяся в кабинете мебель. Визуальное восприятие предполагает учет материальных аспектов среды и ее влияния на находящихся в ней людей… Хотя арт-терапия уделяет повышенное внимание визуальному восприятию… можно признать, что мы одновременно „пропускаем“ среду через разные каналы чувственного восприятия» (Феннер, 2014, с. 45).

Профессиональные арт-терапевты, как правило, характеризуются повышенной чувствительностью к восприятию визуальной среды и склонны воспринимать ее как символический индуктор, обладающий значительными потенциальными возможностями воздействовать на клиентов и предоставлять им материал для оформления их собственного опыта. Ссылаясь на теорию визуального восприятия Дж. Гибсон (Gibson, 1986) и стремясь осмыслить с позиций данной теории среду арт-терапии, Феннер также отмечает, что «среда обладает таким свойством, как способность субъективно присваиваться людьми. Она может становиться фактом нашего внимания, воспринимаясь не как субъект и не как объект, преодолевая границу субъективного и объективного… Таким образом, не имеет принципиального значения, создаем ли мы свой арт-объект или воспринимаем объект уже существующий, такой, например, как щетка, или стек, или определенная среда, как, скажем, вид из окна или картина на стене. Среда представлена как система объектов со значительным потенциалом присвоения разных качеств… Клиенты будут по-разному воспринимать в среде то, что имеет для них терапевтический потенциал и отвечает их потребностям. Клиенты являются активными субъектами, а отнюдь не пассивными реципиентами поступающей информации. Они извлекают из этой информации то, что им нужно» (Феннер, 2014, с. 45).

Повышенная чувствительность арт-терапевтов к восприятию элементов визуально-пластической среды кабинета также породила разные точки зрения на размещение визуального материала на стенах арт-терапевтического кабинета. С одной стороны, существует немало арт-терапевтов, считающих, что размещение какой-либо визуальной продукции (репродукций картин или оригинальных работ клиентов) на стенах крайне нежелательно, поскольку это будет затруднять нахождение клиентом аутентичных способов самовыражения. С другой стороны, есть специалисты, которые размещают в своем кабинете репродукции, отдельные работы клиентов и иные художественные или пластические объекты, но при этом стремятся учитывать их воздействие на участников арт-психотерапии.

Арт-терапевтическое определение психотерапевтического пространства весьма близко к понятию «игрового пространства» и «фасилитирующей среды» Винникотта. Понятием «фасилитирующая среда» он, как известно, обозначает ту особую атмосферу, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые два года его жизни и позволяет ребенку осваивать и использовать «переходные объекты». Благодаря этому он формирует бо́льшую психологическую независимость от матери и развивает способность к игре, творчеству и символической коммуникации. Арт-терапевтический кабинет и его оснащение могут рассматриваться поэтому как особое пространство для символической игры и творчества, в котором роль «переходных объектов» выполняют различные изобразительные материалы и даже предметы интерьера, такие, например, как отдельные висящие на стенах художественные репродукции или произведения, созданные посетителями кабинета (Case, 1998).

В создании атмосферы игры и творчества, столь необходимой для построения арт-терапевтического пространства, определенную роль играет недирективность подхода, предоставление клиенту значительной свободы действий и возможности контакта с внутренними переживаниями и фантазиями как основы художественной экспрессии. Также следует признать важным обозначение специалистом правил и условий эффективной работы. Арт-терапевт, в частности, дает понять клиенту, что тот может свободно пользоваться любыми изобразительными материалами и средствами, создавая из них все, что ему захочется, и что при этом результаты его изобразительной деятельности не будут оцениваться критически с точки зрения их формы и содержания. Арт-терапевт также может объяснить клиенту, что тот вовсе не обязан что-либо сразу изображать, но что будет приветствоваться любая его попытка отразить свои чувства и мысли в той или иной художественной форме, в любой момент, когда клиент будет готов это сделать.

Комбинация факторов, характерных для среды арт-терапии, позволило М. Аргайлу использовать для обозначения атмосферы арт-терапевтического кабинета понятие «творческой арены». Работая с детьми, он отмечает особую роль, которую играет поддержание в кабинете относительного порядка, хотя детям позволено вести себя там совершенно свободно и пользоваться материалами любым образом. Он пишет, что «кабинет находится в чистоте, поэтому, если ребенок его запачкает, это будет восприниматься как беспорядок, созданный им самим, и это ощущение будет резко контрастировать с его привычным ощущением общего беспорядка в детском коллективе. Таким образом, ребенок будет учиться создавать порядок из хаоса… реализуя свои творческие возможности… Все пространство арт-терапевтического кабинета является „творческой ареной“, на которой ребенок может преодолеть свои психические травмы и зажечься искрой творчества. Благодаря занятиям он обретает уверенность в себе, что позволяет ему решать свои проблемы, связанные с обучением, общением с членами своей семьи и сверстниками» (цит. по: Case, Dаlley, 1992, с. 97).

Таким образом, сочетание разных признаков психотерапевтического пространства применительно к арт-терапевтической работе является уникальным и объединяет в себе как традиционное психоаналитическое представление о психотерапевтическом пространстве, так и представление об арт-терапевтическом кабинете как среды для изобразительной, творческой деятельности, игры и символической коммуникации. Во многих смыслах среда арт-терапевтического кабинета является пространством особого рода, что определяет ее значительные лечебно-коррекционные и развивающие возможности для клиентов.

В то же время было бы неправильным рассматривать психотерапевтическое (арт-терапевтическое) пространство как изолированное от внешней физической, природной, культурной и социальной среды. В отличие от периода «классической» психотерапии с характерным для него преимущественным вниманием к внутриличностным проблемам и бессознательным процессам клиентов, современный этап психотерапии характеризуется бо́льшим стремлением поддерживать взаимодействие между внутрипсихическими процессами клиентов и внешними процессами окружающей среды. Как отмечает Мун, «хотя арт-терапевтический кабинет продолжает восприниматься как „убежище“, он в настоящее время уже не так удален от мест ежедневного пребывания пациентов… Каждый вечер в арт-студию приходят люди, чтобы принести в нее дыхание жизни, атмосферу сложного многокультурного сообщества, частью которого они являются. Нет ничего удивительного в том, что если искусство приходит в студию из внешней среды, оно во многом иное, чем было раньше… Современные пациенты не только рисуют и обсуждают продукты своего творчества, но и создают коллажи, демонстрируют и преобразовывают семейные фотографии, ухаживают за растениями, создают из ненужных вещей альтернативную одежду или украшения, пишут стихи, внимают лекциям, сопровождаемым показом слайдов, обмениваются рецептами приготовления блюд. Включаясь в процесс изотворчества, они имеют самые разнообразные мотивы. Они хотят не только получить новый опыт и развивать навыки, но и зарабатывать деньги, получать признание, выражать свое несогласие с социальной несправедливостью, заявлять о своей принадлежности к определенной группе, создавать подарки для друзей, изменять систему социальных отношений, выражать свои чувства и мысли» (Мун, 2011, с. 26).

4.1.2. Разные виды организации арт-терапевтической среды

В настоящее время существуют следующие основные виды организации арт-терапевтической среды:


• арт-терапевтическая студия (арт-ателье),

• кабинет для индивидуальной арт-терапии,

• кабинет для интерактивной групповой арт-терапии,

• арт-терапевтическое отделение (арт-центр, арт-терапевтический центр).


Независимо от вида арт-терапевтического кабинета, к общим обязательным требованиям к их организации относятся:


• наличие одной или нескольких раковин, обеспечивающих свободный доступ к проточной воде,

• легко моющиеся поверхности (пол, стены, мебель),

• достаточное освещение (естественное и искусственное),

• наличие достаточно широкого набора различных изобразительных материалов,

• наличие мест для хранения изобразительной продукции; наряду с местом для текущего хранения создаваемых в ходе занятий работ (полки или отсеки с индивидуальными или групповыми портфолио) должно быть выделено специальное место для долговременного хранения работ (сюда, например, перемещаются работы клиентов после завершения курса арт-терапии).


Арт-терапевтическая студия является наиболее ранней формой специализированного помещения для художественных занятий пациентов. Этот вид организации арт-терапевтической среды напоминает мастерскую художника, рассчитанную по меньшей мере на несколько человек. Студия может иметь несколько мест для самостоятельной работы пациентов. Места эти представляют собой, как правило, столы со стульями. Дополнительно могут использоваться мольберты. В то же время нередко в студиях, помимо индивидуальных рабочих мест, имеется большой расположенный в центре стол, позволяющий нескольким участникам располагаться за ним для выполнения индивидуальной или совместной художественной работы, обсуждения ее процесса и результатов и просто для общения. Всевозможные изобразительные материалы (включая бумагу разных форматов, краски, восковые мелки или пастель, карандаши и т. д.) могут находиться как у каждого рабочего стола, так и в одном месте – например, на полках. В некоторых случаях материалы находятся на передвижных столиках на колесиках. Иногда в арт-терапевтической студии организуются отдельные зоны для специализированных видов изобразительной деятельности, например, лепки.

Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы, как правило, включает рабочий стол для клиента, а также стол специалиста и стулья. Набор изобразительных материалов расположен либо на полках, либо на другом столе вблизи стола клиента. Иногда кабинет включает поднос с песком и расположенные на полках игрушки. В кабинете для индивидуальной арт-терапии, наряду с «рабочей зоной», иногда имеется «чистая зона», предназначенная для общения специалиста и клиента до или после изобразительной деятельности. «Чистая зона» может включать, например, два кресла или мягких стула.

Кабинет для интерактивной групповой арт-терапии (а также семейной арт-терапии) отличается от студии тем, что предназначен как для относительно автономной работы участников группы, так и для их более тесного вербального и творческого взаимодействия. Это возможно на определенных этапах занятия, а также в рамках отдельных занятий, например, во время «разминок», групповых дискуссий, обсуждения рисунков, создания групповых рисунков, реализации некоторых элементов полимодальной практики с использованием движения или ролевой игры.

В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быструю перестановку мебели, например, для посадки участников в круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны – «рабочую» («грязную»), предназначенную для изобразительной работы, и «чистую», предназначенную для группового обсуждения. Ориентация столов в пространстве может неоднократно меняться не только на протяжении курса арт-терапии, но и отдельных занятий. Некоторые кабинеты групповой интерактивной арт-терапии оборудованы видеокамерами, что обеспечивает возможность более объективной рефлексии процесса групповой работы и оценки ее результатов.

В кабинете для интерактивной групповой и семейной арт-терапии, так же как в студии, помимо индивидуальных рабочих мест, может присутствовать большой центрально расположенный стол, позволяющий нескольким участникам располагаться за ним для выполнения индивидуальной или совместной художественной работы, обсуждения процесса и результатов деятельности и групповых дискуссий.

Арт-терапевтическое отделение (арт-терапевтический центр) является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы, нередко проводимой одновременно с несколькими клиентами или группами. Оно также может включать помещения, предназначенные для разных видов креативной терапии искусством. Такие арт-центры стали создаваться сравнительно недавно, главным образом для пациентов крупных лечебных и реабилитационных учреждений, посетителей социальных центров, обслуживающих определенные территории, для осуществления комплекса различных арт-терапевтических программ, рассчитанных на разные группы населения. Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных занятий и работы с семьями, в арт-терапевтическом отделении могут быть помещения для персонала (офис), комната для длительного хранения работ пациентов, кухня (чайный стол), а также места ожидания для лиц, прибывающих на занятия, или их родственников.

Рассмотренные разные виды организации арт-терапевтической среды предназначены главным образом для индивидуальных или групповых занятий арт-терапией как одним из специализированных видов психотерапии искусством, делающим акцент на изобразительной деятельности. В то же время в некоторых случаях в арт-терапевтической среде могут быть использованы иные виды терапии искусством, но не в виде самостоятельных терапевтических модальностей, а лишь их отдельных элементов, включенных в арт-терапевтический процесс. Проведение иных видов креативной терапии искусством – в виде самостоятельных терапевтических модальностей – требует оборудования соответствующих кабинетов – кабинета для занятий музыкальной терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией. Требования, предъявляемые к организации среды и оборудованию таких кабинетов, иные, чем требования, предъявляемые к организации арт-терапевтической среды.

Если на базе какого-либо учреждения (например, больницы) создается целый комплекс таких специально оборудованных кабинетов, предназначенных для двух или более видов терапии искусством, принято говорить об отделении креативной терапии искусством – арт-центре. Он может представлять собой комплекс помещений, предназначенных не только для разных форм арт-терапии – индивидуальной, групповой, семейной, но и для иных специализированных форм креативной терапии искусством. В том случае, когда в одном и том же помещении проводятся разные виды терапии искусством, более корректно говорить о полифункциональном пространстве или кабинете для занятий терапией искусством.

4.2. Изобразительные средства и материалы

4.2.1. Изобразительные средства и материалы как основа арт-терапии

Изобразительная деятельность составляет основу арт-терапии как формы психологической помощи наряду с терапевтическими отношениями и использованием специалистом различных приемов фасилитации и личностно-ориентированной проработки визуального и психологического материала клиента. Помимо владения этими приемами, знание природы и свойств различных изобразительных материалов, форм и техник визуальной экспрессии и умение ими пользоваться является важнейшим профессиональным качеством арт-терапевтов, позволяющим в наибольшей мере использовать возможности арт-терапии. При недостаточности таких знаний и умений специалист будет придавать наибольшее значение «разговорной» части арт-психотерапевтического занятия, использованию различных техник, связанных с методами вербальной психотерапии и консультирования, и недооценивать живой опыт изобразительной деятельности клиента. Знание и понимание языка символических образов, характерное для представителей психодинамических школ психотерапии, а также владение проективными графическими тестами не может компенсировать дефицит художественного опыта психотерапевта, пытающегося освоить и применять арт-терапевтический подход.

Весьма показательно, что в отечественных арт-терапевтических публикациях, подготовленных психологами, педагогами, философами или врачами, вопросы материальной составляющей художественной деятельности практически не затрагиваются, а приводимые в них примеры созданных работ демонстрируют крайнюю обедненность художественной стороны арт-терапии. Доминируют рисунки, выполненные карандашами, а основной акцент при их обсуждении делается на содержании и почти не затрагивается форма. Характерное для ряда отечественных специалистов стремление использовать широкий диапазон разных форм творческого самовыражения, включая в терапевтический процесс не только изобразительные средства, но и движение и танец, ролевую игру, музыку или элементы литературного творчества, также не способствует их более глубокому чувствованию и пониманию природы и роли художественных материалов и изобразительной продукции. Возможно, давая клиентам дополнительные средства для самовыражения, такие специалисты не позволяют им получить и интегрировать более глубокий и качественный опыт художественной деятельности как одного из важнейших каналов проявления личности. Полимодальность терапии во многих случаях уводит в сторону от художественной стороны терапии или даже ее обесценивает. Поэтому необходимость обогащения отечественной теории и практики арт-терапии знанием и опытом визуальных искусств очевидна. Без этого российская арт-терапия успешно развиваться не сможет.

Развитие арт-терапии как помогающей деятельности, основанной на использовании художественной экспрессии клиентов, неразрывно связано с развитием форм и приемов изобразительного искусства в XX – начале XXI в. За этот период существенно изменялось представление о том, что такое изобразительное искусство, какие функции оно выполняет и какие средства и материалы использует. Очевидно, что пионеры арт-терапии как из числа художников, так и психоаналитиков и врачей, практиковали ее в середине XX в., опираясь на бытующие в тот период в западном обществе формы художественной практики, испытывавшей на себе мощное влияние разных направлений авангардизма. Для них, в частности, характерна экспрессивная направленность изобразительной деятельности, придание повышенного значения неограниченной творческой свободе и индивидуализму художника.

Это поддерживало в арт-терапии понимание изобразительного творчества как спонтанного, интуитивного процесса, который не должен считаться с внешними ограничениями, что вполне согласовывалось с психоаналитическим пониманием природы художественного творчества и форм его использования в психотерапии. Не случайно, пионер динамически-ориентированной арт-терапии Наумбург призывала к использованию простых для освоения и манипулирования материалов, таких как постерные краски и масляная пастель, позволявших клиентам (среди которых было немало детей с разными психиатрическими диагнозами и нарушениями в развитии) выражать себя более спонтанно. Это якобы давало большие возможности для выражения бессознательного.

Другой пионер западной арт-терапии, Крамер, в своей работе с детьми также отдавала предпочтение простым материалам как более подходящим для разных стадий развития ребенка. В то же время она считала, что подростки могут быть готовы применять новые изобразительные средства (Kramer, 1962). Начиная с ранних экспериментов Наумбург и Крамер, многие арт-терапевты предпочитали использовать в основном простые материалы. Они подчеркивали, что арт-терапия не направлена на развитие художественных навыков и создание качественной изобразительной продукции. Ее приоритетом является самовыражение и самопознание (Betensky, 1973; Wadeson, 1987). Тенденция упростить для клиентов задачу спонтанного самовыражения, необходимого для успешной аналитической терапии, привела, однако, к определенному обеднению художественной стороны западной арт-терапии, особенно того ее крыла, которое было больше связано с психоанализом и другими направлениями психотерапии (арт-психотерапия).

В отличие от представителей этого крыла арт-терапии, представители другого направления, именуемого терапевтическим изобразительным искусством, продолжали использовать богатые возможности художественной студии с большим разнообразием изобразительным техник и материалов. Однако и они, по мере профессионализации арт-терапии и усиления ее клинической, психотерапевтической составляющей, порой несколько упрощали подходы к изобразительной деятельности, привязывая ее к сфере так называемых «изящных искусств».

Все это заставило Уоллер признать: «Порой мне кажется, что мы как арт-терапевты слишком привязаны к краскам и бумаге не только потому, что у нас часто очень мало рабочего места, но и потому, что мы находимся в слишком сильной зависимости от традиционных представлений о том, что такое художественная студия и изобразительное искусство» (Waller, 1993, p. 55). Поддерживая опасения Уоллер, Мун (Moon, 2011) также отмечает, что арт-терапия по-прежнему слишком привязана к традиционным средствам и формам изящного искусства, особенно тем, которые связаны с графикой, живописью и скульптурой. В то же время она отмечает явные свидетельства растущего интереса к использованию терапевтического потенциала новых изобразительных средств и технологий, включая перформанс, изготовление костюмов, использование найденных предметов, интерьерный дизайн, ландшафтную скульптуру.

При использовании различных изобразительных средств и материалов арт-терапевты руководствуются как практическими, так и психологическими (психодинамическими) и клиническими соображениями. Таким образом, они могут создавать для клиентов среду с определенным набором экспрессивных возможностей, понимать художественную экспрессию клиентов как отражение их потребностей и психологических качеств (состояния, свойств личности, психических процессов), прогнозировать возможные эффекты использования техник и материалов. Исходя из знания природы и терапевтических возможностей различных средств и материалов, арт-терапевты также могут рекомендовать некоторые из них клиентам.

Важными практическими соображениями при использовании художественных средств и материалов являются:


• их доступность и стоимость,

• качество и количество,

• функциональность и долговечность.


К психологическим (психодинамическим) и клиническим соображениям относятся:


• безопасность и соответствие уровню развития, сенсорным, физическим и когнитивным возможностям, психическому и физическому состоянию клиентов,

• влияние на психические процессы и состояние,

• адекватность культурному и гендерному опыту клиентов.


Доступность и стоимость изобразительного средства или материала связаны с возможностью их получения или приобретения. Как правило, используются сравнительно недорогие материалы, хотя многое определяется финансированием арт-терапевтических программ, связанным с конкретными базами и условиями их проведения (например, на базе бюджетных или частных учреждений). В учреждениях с ограниченным финансированием, как правило, требуется компромиссное решение по поводу качества материалов. Если есть недорогие материалы, но в достаточном количестве, клиенты могут быть готовы к более длительному посещению кабинета, даже после завершения начального курса арт-терапии (Moon, 2002).

Многие арт-терапевты считают, что высокая стоимость материала может сдерживать клиентов, особенно, если они знают или предполагают его стоимость. В то же время высокое качество материала делает его в глазах клиента более ценным и даже эксклюзивным и, соответственно, может как сдерживать экспрессию, так и способствовать более высокому качеству работы, повышению ее ценности в глазах клиентов и повышению их собственной самооценки. Низкое качество дешевого материала также может негативно сказываться на отношении клиентов к процессу и результатам деятельности.

Поскольку арт-терапевты чаще ориентируют клиентов на процесс, а не на создание конечного продукта изобразительной деятельности, качеству материалов обычно не придается большого значения. Энли (Henley, 1991), однако, рекомендует арт-терапевтам использовать высококачественные материалы и оборудование, поскольку терапевтические и эстетические эффекты взаимосвязаны. Дж. Дадли, А. Гилрой и С. Скейф (Dudley, Gilroy, Skaife, 2000) полагают, что использование материалов низкого качества более характерно для специалистов, плохо связанных с визуальными искусствами.

Поскольку арт-терапевты работают с клиентами разного возраста и состояния здоровья, разным уровнем развития физических и психических умений, то их возможности овладения разными материалами должны быть приняты во внимание. Такой изобразительный материал, например, как масляные краски, как правило, считается слишком сложным для овладения и использования большинством клиентов, особенно если сроки терапии ограничены. Кроме того, этот материал является более дорогим по сравнению с постерными (гуашевыми) или акриловыми красками.

Материалы и инструменты, которые могут быть использованы с целью нападения или самоповреждения, например, стекло, ножницы и некоторые другие, либо те, что могут причинить повреждение из-за неумелого обращения с ними, не используются в работе с заключенными, пациентами в остром психотическом состоянии, при выраженной деменции, с маленькими детьми и иными группами клиентов.

Работа с более плотными пластическими материалами, такими как скульптурный пластилин или даже глина, малоприемлема для ослабленных больных, при выраженном астеническом и депрессивном синдромах. Больному будет сложно что-либо из них вылепить. В то же время они могут ограничиться тактильным контактом с этими материалами или простейшими манипуляциями.

Разные изобразительные средства и материалы способны вызывать разные физические и психологические эффекты, усиливать психические процессы или состояния и способствовать их внешнему выражению либо, наоборот, сдерживать, купировать их. Умелое использование определенных средств и материалов может способствовать трансформации состояния, формированию и совершенствованию разных навыков. Это может происходить как при свободном выборе материала или средства изобразительной деятельности самим клиентом, так и если они предлагаются арт-терапевтом.

Знание разных физических и психологических эффектов работы с различными средствами и материалами может быть связано с определенными психологическими (психодинамическими) концепциями, данными эмпирических наблюдений и специальных исследований, однако ничто не может заменить личного опыта работы с ними у арт-терапевта. Немаловажное значение, особенно при работе с представителями определенных культурных и этнических групп имеет также знакомство с художественными методами и средствами визуального искусства, характерными для разных культур и исторических эпох, кросс-культурная компетентность специалиста. Важным качеством арт-терапевта может быть открытость к восприятию и использованию разных изобразительных средств и языков, готовность обогащаться знаниями, касающимися разных культурных традиций и видов художественной деятельности.

Ниже будут описаны как традиционные для изобразительного искусства, так и инновационные средства и материалы, используемые в арт-терапии. Будут приведены примеры созданных работ. Однако прежде всего необходимо рассмотреть теоретические основы использования материалов в арт-терапии, связанные с рядом психологических и культурологических подходов.

4.2.2. Теории изобразительных материалов, используемые в арт-терапии

Арт-терапевты опираются не только на личный опыт и предпочтения, но и на разные теории, позволяющие им лучше понимать свойства и роль изобразительных средств и материалов в работе с клиентами. Эти теории учитывают не только физические свойства, но и психологическое (психодинамическое) воздействие художественных инструментов на клиентов разного возраста и состояния здоровья. Так, скажем, принимается во внимание то, насколько тот или иной материал позволяет создавать разные формы и линии, как он влияет на психические процессы, позволяя, например, выражать регрессивные потребности, выражать агрессивные или компульсивные тенденции. Также учитываются сенсорные характеристики материалов, в том числе их мягкость или жесткость, обусловливающие живописные или графические художественные свойства. По мере развития арт-терапии формировались различные концепции материалов – психодинамические, связанные с теориями развития, нейропсихологические, лингвистические, конструкционистские и другие.

Теории изобразительных материалов, связанные с психологией развития

Использование теорий психического развития может быть полезно для работы с любой категорией клиентов. Однако это особенно важно, если речь идет о работе с детьми и подростками, а также лицами с нарушениями в развитии. Предлагая таким клиентам материалы, арт-терапевты должны ориентироваться на их соответствие уровню развития и возможностям клиентов, их когнитивным и моторным навыкам для того, чтобы клиенты могли избежать излишней фрустрации, с одной стороны, и были способны перейти на более высокий уровень развития, – другой.

Изобразительная деятельность является важной частью процесса психического развития и формируется по мере возрастания сенсорной и кинестетической включенности ребенка в окружающую среду, а в дальнейшем также овладения объектами как символическими инструментами общения и познавательной деятельности, обеспечивающими социализацию и интеграцию ребенка в культурную среду. Рассматривая художественные материалы с точки зрения когнитивной психологии Ж. Пиаже, можно, например, признать, что разница не только в материалах, но и способах их использования, может воздействовать на разные аспекты сенсорно-кинестетического, проективно-символического и социально-ролевого опыта. В одних случаях клиент может исследовать сенсорные свойства материала, в других – начинает применять их для создания образов, в третьих случаях – создает и использует образы в контексте более сложно организованного социального, например, сюжетно-ролевого действия.

Иногда в ходе арт-терапевтических занятий используются такие предметы, которые связаны с самыми ранними фазами развития и позволяют стимулировать сенсорное и физическое взаимодействие клиента со средой – мука, желеобразные массы, сыпучие пищевые продукты, пена для бритья, перья. С. Ах-Фельдман и К. Канкл-Миллер (Aach-Feldman, Kunkle-Miller, 2001) предложили свою модель для работы с клиентами, имеющими нарушения в развитии, основываясь на теории когнитивного развития Пиаже. Они считают, что на этапе раннего сенсомоторного развития целесообразно использовать разные материалы, главным образом для игровых манипуляций, развития сенсомоторных навыков, активизации и стимулирования рефлекторной активности. Предоставление таких материалов даже в небольшом объеме может помочь снизить сопротивление клиента контакту с внешней средой и постепенно подготовить его к использованию более сложных, традиционных изобразительных материалов.

На предоперационной стадии развития ребенок способен отделять себя от других людей. У него совершенствуются сенсомоторные и практические навыки, возрастает способность к взаимодействию с окружающими объектами. При этом допустим более широкий выбор материалов. Это могут быть, с одной стороны, материалы, предлагаемые с целью отреагирования эмоций, снятия напряжения и самоорганизации, с другой стороны, могут предлагаться собственно изобразительные материалы, позволяющие уже создавать изображение. И те, и другие материалы могут способствовать развитию мышления, базовых мыслительных категорий, представлений «пустоты» и «наполненности», а также совершенствованию пространственного восприятия и моторики (там же).

Психодинамические теории

Нередко в качестве теоретического обоснования для использования разных материалов в арт-терапии используются психодинамические представления, связывающие материалы со стадиями психосексуального развития, регрессивными и более зрелыми позициями или уровнями психологического функционирования. Те материалы, которые служат сохранению границ и структуры образа якобы имеют большие возможности для обретения контроля над средой, поддерживают функции Я, когнитивные процессы. Более мягкие и склонные к свободному распространению материалы поддерживают сенсорно-аффективные и либидинозные процессы (Cohen, Cox, 1995; Hinz, 2006).

Кроме того, разная степень сложности использования изобразительных материалов, определяемая, например, последовательностью действий и ментальных операций, необходимых для работы с ними, также коррелирует с психодинамическими процессами. Более сложные в использовании материалы нередко предполагают использование определенных инструментов, опосредующих контакт с самим материалом и требующих более высокого контроля и самоконтроля. Это позволяет художнику дистанцироваться от переживаний, рефлексировать и определять значение образов. Все эти соображения могут помочь арт-терапевту определить адекватность использования тех или иных материалов, необходимых для поддержки когнитивного функционирования клиента, с одной стороны, и его спонтанного эмоционального реагирования, с другой стороны.

Важный вклад в развитие представлений о свойствах материалов с психодинамических позиций внес А. Роббинс (Robbins, 1987, 1994). Он проводит параллель между свойствами материалов и психическими процессами с точки зрения теории объектных отношений, акцентирует внимание на психоэстетических феноменах. Он также рассматривает диаметрально противоположные характеристики материалов в тесной связи с терапией, и как эти противоположные свойства могут быть интегрированы, обусловливая психологическую интеграцию и преодоление внутренних конфликтов. Так, если клиент отдает предпочтение темным цветам, он якобы может получить положительный эффект, постепенно осваивая светлые оттенки. Если клиент ориентирован на твердый материал, он может получить положительный эффект, обращаясь к мягким, нежным материалам, требующим осторожного обращения.

По мнению Роббинса (1994), такие основные качества материалов, как тактильность, цвет, ритм, пространство, риск и символическая нагрузка, определяют не только технику работы с ними, но и внутренние психические репрезентации, затрагиваемые в межличностных контактах.

Нейропсихологический подход

Теоретической моделью, интегрирующей в себе не только физические и психодинамические, но и нейропсихологические представления, является концепция «континуума экспрессивных терапий» – КЭТ В. Люсбринк (Lusebrink, 1990, 2010). На основе привлечения данных нейропсихологических исследований, связанных с изучением активности разных отделов мозга, отвечающих за переработку визуальной информации, а также психологии развития она разработала системную концепцию разных форм художественной экспрессии. Они формируют четыре иерархических уровня КЭТ, связанных с разными художественными материалами и способами их применения в арт-терапии. Три из них представлены в качестве континуумов: кинестетико-сенсорный уровень, перцептивно-аффективный уровень и когнитивно-символический уровень. Четвертый уровень рассматривается как интегративный, позволяющий перерабатывать информацию, поступающую по всем трем предыдущим уровням.

Кинестетико-сенсорный уровень предполагает фокусировку на физических свойствах материалов. Его кинестетический полюс связан преимущественно с движением тела и его частей в процессе работы с материалом, что имеет, например, место при создании каракулей. Его сенсорный полюс предполагает замедление движений с фокусировкой на зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых характеристиках. Если активизирован один полюс, другой обычно находится в латентном состоянии. Активность данного уровня связана с поглощенностью действиями или ощущениями и ослаблением рефлексии (там же).

Конец ознакомительного фрагмента.