Глава 3. Групповая арт-терапия
Групповая арт-терапия является следствием развития и обогащения теории и практики индивидуальной арт-терапии как исторически первой формы психотерапевтической работы, использующей средства художественной экспрессии, и ее объединения с теорией и практикой групповой психотерапии. Хотя пионеры арт-терапии, такие как Хилл, Адамсон, Крамер и др., работали с группами, последние вряд ли можно назвать разновидностью психотерапевтических групп. Характерные для групповой психотерапии динамические процессы, связанные с взаимодействием участников и развитием группы как социальной системы, этими специалистами в расчет не принимались и терапевтически осознанно не использовались. Лишь в поздней публикации Крамер (Kramer, 1971), описывающей ее работу с детскими группами, имеются отдельные краткие комментарии по поводу взаимодействия детей и их влияния на художественную экспрессию друг друга.
Более активное использование групповых форм работы на основе использования искусства и их превращение в форму арт-психотерапии начинается в 1960–1970-е годы, в тесной связи с распространением групповой психотерапии, прежде всего, групповой аналитической (динамической) психотерапии, психодрамы, гештальтерапии и характерных для гуманистического подхода «групп встреч». По содержанию и структуре занятий, а также способам их проведения арт-терапевтические группы стали все больше напоминать группы вербальной психотерапии. Примерно в те же годы стали развиваться основы теории и методологии групповой арт-терапии. Стал обсуждаться феномен групповой интерактивной арт-терапии (Waller, 1993) как имеющей ряд принципиальных отличий от студийных форм групповой работы.
3.1. Групповая интерактивная арт-терапия: определение и методология
3.1.1. Что такое групповая интерактивная арт-терапия?
Получившие развитие с конца 1960–начала 1970-х годов новые формы групповой арт-терапии характеризовались стремлением ведущих учитывать не только индивидуальные творческие проявления участников, но и то, какое влияние они оказывают друг на друга, как реагируют на ведущего, и как в связи с этим формируется и развивается группа. При этом ведущие стали в большей степени использовать в терапевтических целях фактор групповых отношений и различные феномены, связанные с вербальной и невербальной коммуникацией участников. Такие группы получили название интерактивных. При этом такое название подчеркивает то, что в подобных группах взаимодействие между участниками специально организуется и используется ведущим в терапевтических целях на основе определенной методологии и техник.
Понятие «групповая интерактивная арт-терапия» является собирательным, охватывающим разные по форме, продолжительности и способам теоретического обоснования варианты арт-терапевтической работы с группами. Вместе с тем все они основаны «на представлениях группового анализа, интерактивной (интерперсональной) групповой психотерапии, теории систем и арт-терапии. Это развивающаяся модель, теоретической основой которой выступают работы З. Фоулкса, Г. Салливена и И. Ялома, а в последнее время также И. Агазарян, Р. Петерса и Б. Астрахана, использовавших системный подход к групповой психотерапии. Групповая интерактивная арт-терапия базируется на фундаментальных принципах и идеях арт-терапии, к которым можно отнести представление о том, что изобразительное творчество (включая рисование, занятия живописью, работу с глиной, конструирование и т. д.) является важным аспектом познавательной деятельности человека. Если оно происходит в присутствии психотерапевта, то позволяет клиенту установить контакт с ранними, вытесненными переживаниями и теми чувствами, которые связаны с контекстом „здесь-и-сейчас“. Важным также является представление о том, что изобразительная продукция клиента может выступать в качестве формы выражения сильных переживаний, выразить которые ему бывает слишком сложно, и что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом…» (Waller, 1993, p. 3).
Групповая интерактивная арт-терапия заключает в себе значительные психотерапевтические возможности. В то же время работа в группе может быть сопряжена с повышенной нагрузкой на разные сферы личностного функционирования участников. В силу проявления эмпатии и таких групповых феноменов, как интерстимуляция и взаимная индукция, участники могут переживать весьма сильные чувства. Они получают дополнительные объемы информации, поступающей через визуальный и иные каналы коммуникации. Переработка этой информации создает повышенную нагрузку на познавательные процессы. Также в группе могут выражаться разные позиции, проявляться разные поведенческие модели и разные способы реагирования участников, что может приводить к переживанию напряжения и даже конфликтам в их отношениях друг с другом и ведущим. Поэтому участие в интерактивных группах имеет соответствующие клинические и личностные показания и противопоказания.
Работа с интерактивными группами также сопряжена с повышенной психологической нагрузкой на ведущего и требует от него не только владения необходимыми навыками и приемами групповой арт-терапии, но достаточной внутренней устойчивости к нагрузкам.
3.1.2. Методология групповой арт-терапии
Д. Уоллер пишет о двух основных теоретических моделях интерактивной групповой арт-терапии – аналитической и интерперсональной (Waller, 1993). В то же время, с учетом исторически сложившихся моделей групповой психотерапии (Рутан, Стоун, 2002), в целях более полного охвата возможных вариантов арт-терапевтических групп, наряду с аналитической и интерперсональной, целесообразно также упомянуть общегрупповую, системную, или интегративную модели.
Интерперсональная модель групповой психотерапии (Sullivan, 1953; Ratigan, Aveline, 1988; Bloch, Crouch, 1985; Ялом, 2000) связана с фундаментальным представлением о том, что взаимодействие человека с окружающими, начиная с ранних лет его жизни, формирует характерные для него и связанные с ситуациями межличностного общения поведенческие модели. Эти модели проявляются в ходе взаимодействия человека с участниками группы и могут стать предметом не только пристального исследования, но и изменений, в особенности в тех случаях, когда они имеют дизадаптивный или патологический характер. Интерперсональная модель также основана на идее о том, что взаимодействие человека с окружающими определяет особенности его восприятия себя самого и других людей. Данные особенности, являясь одной из ведущих характеристик личности, могут тем не менее изменяться, что обусловливает возможность использования групповой психотерапии в качестве одного из инструментов этих изменений.
В основе изменений, согласно теории групповой интерперсональной психотерапии, лежит осознание человеком своих реакций на окружающих и характерных для него паттернов поведения и установок, дополняемое его желанием измениться и готовностью использовать новые модели поведения в реальной жизни. В качестве основной «арены» проявления и осознания характерных для человека паттернов поведения выступает психотерапевтическая группа. Большое значение для достижения изменений имеет складывающаяся в группе атмосфера безопасности и взаимного доверия, а также обратная связь с ведущим и другими членами группы. Группа также предоставляет человеку возможность, благодаря межличностному научению и иным механизмам изменений, использовать новые модели поведения, перенося их затем в реальную жизнь.
Б. Ратиган и М. Эйвлайн подчеркивают, что важное отличие интерперсональной модели от аналитической (групп-аналитической) состоит в том, что она связана с экзистенциальной философией, представлениями о том, что человеческие поступки не являются жестко детерминированными и допускают возможность свободного выбора и что любой человек может брать на себя ответственность за свои действия. Следствием этих представлений является то, что интерперсональная модель позволяет участникам группы «преодолеть восприятие себя в качестве пассивных жертв тяжелых жизненных обстоятельств и принять более активную позицию, связанную с ответственностью за свою жизнь, отношения, симптомы и проблемы. Основной психотерапевтический эффект при этом связан не столько с осознанием правомерности активной жизненной позиции, сколько с получением непосредственного опыта новой личной активности и отказом от дизадаптивных поступков» (Ratigan, Aveline, 1988, p. 46).
Таким образом, в рамках интерперсонального подхода к групповой психотерапии акцент делается не только и не столько на рассказе участников группы об имеющихся у них проблемах, сколько в проявлении этих проблем в их поведении и взаимодействии с другими в контексте «здесь-и-сейчас». С учетом этого, основное внимание обращается на те поведенческие особенности участников группы, которые проявляются непосредственно в ходе групповых сессий. В то же время это не исключает возможности обсуждения участниками группы тех событий, которые имели место в их жизни в прошлом или происходят за пределами группы в настоящем.
Характерное для групповой интерперсональной психотерапии самораскрытие участников в группе сближает их и ведет к ослаблению защит. Благодаря обратной связи друг с другом и психотерапевтом участники группы могут узнать о тех характерных для них особенностях своего поведения, которые заметны окружающим, но не всегда осознаются ими самими. Это делает корректную обратную связь и принятие участниками группы своих чувств и действий чрезвычайно важным инструментом психотерапевтических изменений.
Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и поступки в групповой ситуации на себя, а также их желание идти на связанный с использованием новых моделей поведения риск являются дополнительными условиями достижения этих изменений. И, наконец, еще одной значимой предпосылкой изменений является научение участников группы, которое становится возможным благодаря их активному межличностному взаимодействию в группе.
Аналитическая модель групповой психотерапии (Ezriel, 1952; Bion, 1961; Foulkes and Anthony, 1973) рассматривается как развитие традиции индивидуального психоанализа применительно к работе с группами. Первоначально групповой анализ был связан с попытками рассмотрения отношений ведущего с членами группы, проявляющихся, в частности, в реакциях переноса и контрпереноса. В дальнейшем стали учитываться и те отношения, которые складываются между участниками группы и между каждым из них и группой в целом. Основные отличия аналитической модели от интерперсональной заключаются в следующем:
1. Интерперсональная модель придает наибольшее значение текущему опыту участников группы, связанному с контекстом «здесь-и-сейчас», а аналитическая модель учитывает также их прошлый опыт.
2. Работающий в рамках интерперсонального подхода психотерапевт воспринимает себя в роли катализатора внутригруппового взаимодействия и использует свое поведение как образец, на который могут ориентироваться другие. Групповой аналитик занимает позицию независимого наблюдателя. Кроме того, если первый специалист рассматривает опыт группового взаимодействия как изначально позитивный и являющийся основой психотерапевтических изменений, то второй допускает, что, прежде чем изменения станут возможны, необходимо устранить имеющиеся у членов группы сопротивления этому процессу.
3. Общая продолжительность работы в рамках интерперсонального подхода, как правило, меньше, чем при использовании аналитической модели.
Общегрупповой подход (Bion, 1960; Ezriel, 1973; Foulkes, 1964 и др.) объединяет в себе несколько вариантов групповой психотерапии. Для всех них характерно преимущественное внимание к групповым феноменам и процессам, связанным с организацией и функционированием группы как единого целого. Являясь приверженцем гештальт-психологии, Фоулкс (Foulkes, 1964) рассматривал группу как нечто большее, чем сумму составляющих ее элементов. Рассматривая индивидуальную психологию в качестве фигуры, а группу – в качестве фона, он стремился уделять равное внимание, как членам группы, так и группе в целом.
Фоулкс рассматривает группу как открытую систему. Им также описаны разные групповые феномены – резонанс, зеркальное отражение и др. Основная задача психотерапевта, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать расширению и углублению групповой коммуникации, принимая при этом во внимание различные уровни психического развития членов группы и то, что в их взаимодействии друг с другом могут проявляться как осознанные, так и неосознанные потребности и переживания. Психотерапевт не является отстраненным наблюдателем, но активно участвует в групповых процессах. Используя направленные на разных членов группы интерпретации, он влияет на внутригрупповые отношения. Он также формирует модель коммуникации и помогает участникам группы самим использовать интерпретации в интересах активизации внутригруппового взаимодействия. Иногда отдельные участники являются выразителями потребностей, мнений и переживаний всей группы; иногда вся группа выражает потребности, мысли и переживания своих отдельных членов.
Системный подход к групповой психотерапии (Astrahan, 1970; Agazarian, 1997 и др.) опирается на общую теорию систем, которая служит общей концептуальной платформой для понимания внутриличностных, межличностных и общегрупповых процессов, а также социальных аспектов функционирования группы. Достоинством общей теории систем применительно к групповой психотерапии является то, что она позволяет рассматривать группу в качестве живой, саморазвивающейся, открытой системы, находящейся в процессе роста и изменений. Основной акцент при использовании данного подхода делается на изучении структурно-функциональных особенностей группы и ее ресурсов, в частности, такого значимого аспекта, как проницаемость ее внешних и внутренних (личных) границ. Наблюдая за этими границами и используя те или иные вмешательства, психотерапевт может усиливать или, наоборот, снижать их проницаемость.
Использование данного подхода позволяет также учесть иерархический характер отношений в группе, что требует разноуровневого анализа, учитывающего общегрупповые, межличностные и внутрипсихические процессы и феномены, а также анализа процессов и феноменов на уровне подгрупп. Агазарян (Agazarian, 1997) считает, что задача психотерапевта заключается в том, чтобы, активизируя разноуровневые коммуникативные процессы, помочь участникам группы осознать сопротивления и принять отчужденные аспекты своей личности.
Интегративное направление в групповой психотерапии (Durkin, 1964; Glatzer, 1953; Gustafson, Cooper, 1979, 1992) связано с попытками соединить теорию индивидуальной и групповой психотерапии. Интегративное направление имеет много общего с концепцией иерархической интеграции О. Кернберга (Kernberg, 1975). По мнению этого автора, общегрупповые вмешательства позволяют воздействовать лишь на одну группу невротических расстройств, а именно те, которые связаны с предэдипальной фазой развития. В отличие от этих расстройств, переносы индивидуального характера, так же как и сопротивления, связаны с более зрелыми фазами развития, а потому проявляются главным образом в диадических и триангулярных конфликтах. Групповой психотерапевт при этом использует те вмешательства, которые в большей степени подходят конкретной группе и отвечают уровню развития ее членов.
3.2. Формы интерактивной групповой арт-терапии
Используются следующие основные формы интерактивной групповой арт-терапии:
• динамическая (аналитическая) группа,
• тематическая группа,
• студийная открытая группа, сочетающаяся с элементами динамического подхода.
3.2.1. Динамическая арт-терапевтическая группа
Динамическая арт-терапевтическая группа, как правило, функционирует как закрытая, что означает, что на протяжении всего процесса работы состав ее участников остается постоянным. Динамической (или аналитической) она называется в связи с тем, что в процессе работы с такой группой важную роль играет фактор групповой динамики. Ведущий стремится поддерживать взаимодействие между участниками и развитие группы как социальной системы, активно используя для этого изобразительные средства и иные формы невербальной экспрессии.
Динамическая группа предполагает как индивидуальную, так и совместную изобразительную работу членов группы, а также их вербальную коммуникацию. Занятия имеют в основном трехчастную структуру и включают: (1) начало в виде подготовки группы к работе посредством краткого обсуждения, выяснения потребностей и состояния участников и выполнения упражнений невербального характера; (2) основную часть, содержание которой в значительной мере определяется материалом предыдущих занятий и начального этапа текущего занятия, но, как правило, включает индивидуальную или совместную изобразительную деятельность участников с последующим обсуждением процесса и результатов работы (3) заключительную часть, предполагающую подведение итогов и возможное планирование содержания следующего занятия.
В связи с различиями в составе и этапах работы такой группы в ходе занятий могут проявляться различные аспекты психического опыта участников, начиная с ранних переживаний и регрессивных позиций и заканчивая текущим опытом участников. Могут также проявляться переживания перинатального и трансперсонального уровней. Внутренние границы такой группы могут динамично меняться даже в ходе одного занятия. Идентификация участников с группой, друг с другом и психотерапевтом отличается значительной подвижностью. В то же время терапевтически используя регрессивные позиции участников, ведущий стремится поддерживать их психологическую автономность и самостоятельность, формирует групповую культуру с высокой степенью принятия участниками друг друга и ориентирует их на то, чтобы они брали инициативу в свои руки.
Большое влияние на групповую динамику при этой форме работы оказывает фактор художественной экспрессии. Он в значительной мере опосредует взаимодействие членов группы друг с другом, является важным условием выражения, контейнирования (удерживания), организации и осмысления внутриличностных, межличностных и общегрупповых феноменов и процессов. Изобразительная продукция в такой группе может заключать в себе множество разнообразных смыслов, связанных с индивидуальным, межличностным и групповым опытом участников. Это требует использования более сложных, многоуровневых интерпретаций.
В динамической группе быстро формируется определенная культура, проявляющаяся не только в действиях и высказываниях ее участников, но и в создаваемых ими художественных образах. Каждый из них начинает ощущать эту культуру, реагируя на работы других членов группы и видя, как его работы влияют на них и группу в целом. Создаваемые художественные образы превращаются в наглядные, красноречивые свидетельства разных аспектов личного и группового опыта.
Групповая динамика проявляется не только в действиях и вербальных транзакциях участников, но и в меняющемся характере изобразительной продукции. Различные связанные с ней феномены в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью, благодаря чему может иметь место эффект «накопления» опыта в изобразительной продукции группы и его коллективного отреагирования в экспрессивных действиях. Все это обусловливает необходимость «удерживания» чувств участников группы в границах психотерапевтического пространства. Основными факторами «удерживания» при этом являются:
• личная психологическая подготовка и высокий уровень профессионализма ведущего, позволяющие ему гибко реагировать на происходящее, сохраняя при этом достаточный самоконтроль и объективность оценок;
• достаточно высокий исходный уровень коммуникативных, эмоционально-волевых и когнитивных возможностей членов группы, наличие у них достаточных механизмов психологической защиты и способности чувствовать свои личные границы и границы других участников, не нарушать групповые границы и правила работы;
• закрытый характер группы;
• устойчивые и предсказуемые пространственно-временные границы занятий;
• адекватная организация среды, гарантирующая приватность и конфиденциальность, физическую и психологическую безопасность и широкие возможности для художественно-экспрессивной деятельности;
• высокая личная мотивация к арт-терапевтической работе, возможным психологическим изменениям и росту;
• заключение группового соглашения;
• применение ведущим определенных техник изобразительного и вербального характера (включая «отзеркаливания» и интерпретации), ориентированных на индивидуальные, межличностные или общегрупповые мишени.
Практика работы динамических арт-терапевтических групп допускает различную степень вовлеченности самого психотерапевта в групповые процессы, в том числе его непосредственное участие в изобразительной деятельности в форме создания индивидуальных или коллективных работ, в играх, драматических постановках и иных видах творческой деятельности. Во многих случаях это позволяет ему не только сформировать те или иные ролевые модели, но и почувствовать то, что происходит в группе, и взаимодействовать с ее членами, используя как вербальную обратную связь, так и средства сенсомоторной, проективно-символической и драматической ролевой коммуникации.
В ходе работы динамической арт-терапевтической группы проявляются все факторы психотерапевтического воздействия, характерные для арт-терапии, – фактор художественной экспрессии, фактор психотерапевтических отношений и фактор интерпретации и вербальной обратной связи. Однако их проявления в такой группе во многом отличны от проявлений в индивидуальной арт-терапии.
Динамическая группа подходит главным образом для работы с клиентами с пограничными психическими расстройствами, малопрогредиентными формами эндогенных психозов, непсихотическими расстройствами вследствие органического заболевания или дисфункций головного мозга, аддиктивными расстройствами. Она также может проводиться с клинически здоровыми лицами с проблемами психологического характера и в целях личностного роста.
3.2.2. Тематическая арт-терапевтическая группа
Работа тематической группы в меньшей мере, чем динамической, опирается на фактор групповой динамики и предполагает больший контроль за содержанием (тематикой) занятий со стороны ведущего. Нередко основой деятельности таких групп выступает определенный, заранее составленный тематический план, в котором могут быть обозначены конкретные сферы значимых отношений участников, индивидуального, межличностного или группового опыта и возможные проблемы. В плановом порядке они могут быть затронуты и проработаны на основе применения определенных техник изобразительного и неизобразительного характера. План разрабатывается ведущим с учетом состава, запросов и задач работы группы, но может и должен согласовываться с группой и, в случае необходимости, корректироваться на основе анализа ее меняющегося состояния.
Структура занятий тематической группы, как правило, трехчастная. В большинстве случаев тематические группы являются полуоткрытыми. Отдельные участники группы могут прекращать работу на том или ином ее этапе. В то же время в группу могут включаться новые члены. Это возможно в силу того, что работа тематической группы не имеет той динамики, которая свойственна динамической группе. Вместе с тем групповая динамика может в большей или меньшей степени присутствовать. В целом вполне возможны смешанные или промежуточные формы групповой работы, сочетающие в себе характеристики динамических и тематических групп. Многое определяется стилем ведения занятий, умением ведущего чувствовать и понимать группу и ориентироваться на ее динамику. Тематический подход не исключает возможности работать с групповой динамикой, если темы имеют групп-ориентированный характер. Стиль, центрированный на группе, создает большие возможности для развития естественной динамики группы, в то время как подход, центрированный на ведущем, может ее сдерживать.
Как правило, тематическая группа работает непродолжительное время, ориентируясь на решение тех или иных конкретных проблем ее участников. Эти проблемы могут быть следствием не только внутрипсихических конфликтов участников, но и внешних, например, социальных или эндогенных факторов и не столь явно затрагивать сферу межличностных отношений участников. Работа с такими проблемами на основе групповой динамики при этом вряд ли будет оправданна.
Теоретико-методологической основой тематических групп может выступать не только психодинамический подход в групповой психотерапии, но и когнитивно-поведенческая модель, художественно-образовательный (арт-педагогический) подход.
Тематический подход в групповой арт-психотерапии может применяться в работе с широким кругом клиентов. В зависимости от состава группы и задач работы могут применяться те или иные темы и виды деятельности, ориентированные на развитие различных навыков – познавательных, поведенческих, регулятивных, коммуникативных, изобразительных и др. Тематические арт-терапевтические и тренинговые группы работают более короткое время, чем динамические или студийные. Иногда они даже организуются как группы однократных встреч или собираются всего несколько раз.
С учетом состава и задач работы тематической группы, а также используемых техник и видов изобразительной деятельности, она может предполагать проявление различных факторов психотерапевтического воздействия. В то же время действие фактора художественной экспрессии и разнообразные, связанные с групповой динамикой феномены при этой форме групповой арт-терапии менее проявлены, чем при использовании динамического подхода.
Позиция психотерапевта при использовании тематического подхода отличается большей директивностью по сравнению с динамической группой. Он выступает в качестве лидера, организует деятельность членов группы, нередко выступает инициатором выдвижения тем и проведения дискуссий, активно использует собственные комментарии, предоставляет информацию и, в случае необходимости, использует иные формы вербального и невербального воздействия на группу и конкретных участников.
3.2.3. Интерактивный потенциал студийной арт-терапевтической группы
Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. «Студийной» такая группа называется, поскольку напоминает работу в художественной мастерской. Эта работа предполагает, что большая часть времени отводится на самостоятельные занятия посетителей изобразительной деятельностью в присутствии и в сопровождении ведущего. Хотя обучение техникам изобразительного искусства, как правило, не проводится, в условиях студии, однако, возможны элементы художественно-образовательного подхода. Современные арт-терапевтические студии, предназначенные для групповых занятий, являются наследием пионеров арт-терапии из числа художников и педагогов изобразительного искусства, применявших его как форму творческой реабилитации, занятости и фактор гармонизации и развития личности ребенка.
Как уже было отмечено, студийные арт-терапевтические группы не являются психотерапевтическими, поскольку целенаправленная работа с личностью участников занятий, клиническими и психологическими мишенями не осуществляется, а фактор групповых отношений и групповой динамики не привлекается. Это, конечно, не исключает того, что благодаря работе в такой группе могут достигаться определенные положительные эффекты, однако они являются в основном результатом проявления различных исцеляющих функций самого процесса изобразительной деятельности.
Сопровождая такие группы, ведущий может устанавливать индивидуальные отношения с каждым участником и, в случае необходимости, уделять ему внимание, оказывать эмоциональную поддержку, стимулировать, иногда обучать пользоваться изобразительными материалами и техниками. Возможны также индивидуальные или групповые обсуждения созданной продукции с комментированием содержания и стилистики работ и их воздействия на зрителей. Однако такие обсуждения не имеют систематического характера и не могут рассматриваться как аналог обсуждений и обратной связи, характерных для психотерапевтических групп. Внутрипсихическая, межличностная и общегрупповая динамика при этом не учитывается и не используется как значимый лечебный фактор. Трехчастная структура занятий, выполняющая важную организующую, защитную и фасилитирующую функцию в работе интерактивных групп, для студийных групп не характерна. Временные границы занятий имеют весьма относительный характер. Хотя время посещения студии, как правило, оговаривается, участники могут проводить в ней больше или меньше времени, ориентируясь на свои потребности.
Студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование ведущим преимущественно недирективного подхода. Он, как правило, предоставляет присутствующим полную свободу действий в плане выбора материалов, форм и содержания изобразительной деятельности, тем самым создавая значительные возможности для формирования индивидуальных стилей и направленности творческой деятельности участников. Важное значение придается поддержанию высокого интереса к занятиям изобразительным искусством, обеспечивающему регулярность и длительность посещений и, благодаря этому, достижению художественно-эстетических и лечебно-реабилитационных (абилитационных) результатов.
С учетом решающей роли фактора художественной деятельности при данной форме групповой арт-терапии от ведущего требуется хорошая подготовка в области изобразительного искусства и значительный художественный опыт. Не случайно, большинство ведущих студийных групп, как в прошлом, так и в настоящее время, являются художниками или арт-педагогами. Хотя многие из них имеют также арт-терапевтическое образование, в некоторых случаях со студийными группами работают художники, не имеющие такой подготовки. Есть также примеры совместного ведения студийных занятий художниками и арт-терапевтами.
Работа в такой группе предполагает меньшую психологическую нагрузку и меньшие риски фрустрации участников, связанные с межличностным взаимодействием, конфронтационными моментами и обратной связью, характерными для динамических и тематических групп. Для работы в таких группах также не является важным владение речью и желание вступать в прямой контакт с окружающими. При желании участники могут общаться относительно свободно, не мешая при этом творческим процессам друг друга. Поэтому данная форма групповой работы является оптимальной для пациентов с хроническими психическими заболеваниями и физическими ограничениями, дефицитом коммуникативных навыков. В то же время она может быть использована при работе со многими другими категориями клиентов – как достаточно мягкая и эффективная форма поддержки и стимуляции творческих и коммуникативных навыков, социализации, занятости, заполнения экзистенциальной пустоты и обретения смысла существования.
Значителен потенциал данной формы работы применительно к детям и подросткам, в том числе имеющим нарушения в развитии, поведенческие, психогенные расстройства. К. Кейз и Т. Дэлли отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми: «С детьми можно работать весьма успешно, используя возможности студии для художественных занятий и игр. Дети быстро идентифицируют себя с группой, приходя сюда в определенный день и час. Каждый погружается в индивидуальную работу над своей темой. Арт-терапевт перемещается от одного ребенка к другому, останавливаясь и разговаривая с детьми. Иногда дети сами к нему обращаются. Дети могут образовывать пары и мелкие группки, создавая хорошую рабочую атмосферу высокой взаимной терпимости, что позволяет большинству из них успешно завершать свою работу без каких либо помех. Такая группа может быть весьма ценной для развития социальных навыков детей, поскольку они чутко воспринимают ту модель отношений и терпимости к различиям, которую демонстрирует арт-терапевт» (Case, Dalley, 1992, p. 199).
Более пристальное изучение опыта работы студийных групп и их развития как одной из форм групповой арт-терапии за последние десятилетия позволяет отметить рост интереса со стороны их ведущих к использованию групповых факторов (если, конечно, ведущие имеют арт-терапевтическое образование). Повышение такого интереса можно объяснить ростом профессионализма ведущих, усиливающейся интеграцией разных форм и методов работы и стремлением повысить терапевтическую эффективность студийных групп, не утрачивая при этом их тесной связи с художественной практикой.
Интересным примером использования групповых исцеляющих факторов в работе студийной группы является деятельность Ш. Макниффа (McNiff, 1992, 2004). Его метод работы с группой характеризуется соединением студийного подхода с элементами динамического подхода. Последний, однако, используется им нетрадиционным образом, что проявляется, например, в отказе от интерпретаций. Взамен традиционных форм интерпретирования индивидуальных, межличностных и групповых процессов Макнифф использует разные виды «творческих интерпретаций» изобразительной продукции самими участниками – сочинение историй, фантазирование (визуализация) и исполнение перформансов на основе художественных работ, общение (диалог) с образами и другие дополнительные виды творческой активности.
Свой метод работы с группами Макнифф называет «поэтически-визионерским» и рассматривает его как результат объединения некоторых форм коллективной исцеляющей практики, характерных для народного искусства и шаманской традиции, с либеральным, ориентированным на свободное творческое самовыражение подходом к занятиям изобразительным искусством из новейшей американской и европейской практики. Характеризуя некоторые признаки шаманской традиции в своей работе, он делает акцент на использовании всего спектра средств творческого самовыражения – музыки, движения, визуальных образов, объектов, масок. Другим таким важным шаманским признаком он считает коллективный характер творчества. «История подтверждает, – пишет он, – ценность сотрудничества в творческом процессе. Наши представления о художнике-индивидуалисте, творящем в полном одиночестве и вне общества, в сущности, игнорируют опыт истории искусства. Возвращение шаманской традиции связано с верой в человеческое сообщество… Склонность к созданию шаманских сообществ участников творческого акта сохраняется в наших генах и ожидает момента своего проявления» (McNiff, 1992, p. 23).
Подчеркивая коллективный характер творчества в шаманской традиции и анализируя свой опыт ведения групп, Макнифф отмечает: «Работа вместе с другими в группе создает особую энергию, отличную от той, которая появляется в процессе разговора. Душа „говорит“ с душой через процесс создания образов, и члены группы по-особому чувствуют лидера» (там же, p. 23).
Несмотря на то, что деятельность Макниффа вызывает в среде арт-терапевтов неоднозначную реакцию (Tipple, 1995), она отражает стремление современных специалистов в области групповой арт-терапии как можно полнее раскрыть ее потенциальные возможности, дополняя, в частности, индивидуальную творческую работу участников студийных групп их творческим взаимодействием.
3.3. Стили ведения и особенности фасилитации арт-терапевтических групп
Подводя итоги своего анализа различных моделей динамически-ориентированных арт-терапевтических групп, Уоллер отмечает их отличия от некоторых иных вариантов групповой психотерапии, в частности, психодраматических и гештальт-терапевтических групп. Она, в частности, пишет, что «ведущие аналитической и интерперсональной групп имеют много общего. Они не пытаются „вести“ группу как гештальтисты или психодраматисты. Аналитический лидер интерпретирует коммуникации в группе и ее социальную матрицу, оставаясь при этом, по возможности, на заднем плане и помогая группе взять на себя ответственность за групповой процесс» (Waller, 1993, p. 43). В то время ведущий, придерживающийся интерперсональной модели, фасилитирует межличностное взаимодействие и выступает в качестве равноправного участника вместе с другими членами группы. Как было показано при описании метода групповой работы, созданного Макниффом, ведущий также может занимать более активную творческую позицию, создавая свою продукцию, для того, чтобы стимулировать группу, лучше чувствовать и понимать ее, включаясь в общее «групповое поле».
В последние годы активно обсуждаются различные варианты и стили ведения арт-терапевтических групп и их относительные преимущества. Использующая модель групповой интерактивной арт-терапии М. Розаль подчеркивает: «Групповая арт-терапия – эффективная терапевтическая модальность, поскольку позволяет проводить лечение в социальном контексте. Группа обеспечивает сравнительно большие возможности для межличностного научения, нежели индивидуальная психотерапия» (Розаль, 2007, c. 17). Она также подчеркивает ценность сочетания индивидуальной и групповой художественной практики в процессе групповой интерактивной арт-терапии, что позволяет более полно использовать терапевтический потенциал группы.
Хорошей иллюстрацией групповой художественной практики в форме создания групповой фрески пациентами психотерапевтического дневного стационара с ограниченным сроком лечения является статья британского арт-терапевта П. Моттрем (2007). Проводя групповую арт-терапию на основе аналитического подхода и работая в характерной для большинства британских арт-терапевтов недирективной манере, ведущая не торопила события, а следовала за динамикой естественного развития группы.
Представители разных моделей и школ групповой арт-терапии используют разные стили ведения групп. Британские арт-терапевты (McNeilly, 1983, 1987; 1990; Waller, 1993) неоднократно критически обсуждали мотивы и стиль ведения групп. В их публикациях рассматриваются установки ведущих и модели практики, связанные с разными ролями ведущих и разной степенью их директивности. Большинство британских авторов подчеркивают, что ведущий должен быть открыт к принятию групповых конфликтов, которые актуализируются при использовании подхода, центрированного на группе, и находят свое выражение в изобразительной продукции участников. Британские арт-терапевты также подчеркивают важность наличия достаточного времени для проработки чувств, связанных с межличностными отношениями в группе.
В противоположность им, многие американские арт-терапевты используют модель групповой психотерапии, центрированную на ведущем (Wadeson, 1980; Landgarten, 1981; Rhyne, 1996, 2001). Они ориентируются на решение конкретных терапевтических задач за сравнительно короткие сроки, более четко определяют мишени для терапевтического воздействия, проявляют директивность и иногда применяют техники когнитивной, поведенческой психотерапии и гештальт-терапии.
Работая с пациентами с пограничными расстройствами, Г. Макнилли (McNeilly, 1987) использовал групповую аналитическую арт-терапию, считая, что именно такой подход позволяет в наибольшей мере учесть разные аспекты группового опыта. В процессе работы с группой он не предлагает тем и предоставляет ее участникам самостоятельно выбрать направление и содержание работы. Занимая недирективную позицию, Макнилли помогает участникам группы преодолеть зависимость от ведущего и наблюдает за групповым процессом. Полагая, что интерпретация ведущим поведения и изобразительной продукции отдельных участников лишь усиливает их зависимость от него, Макнилли отдает предпочтение общегрупповым интерпретациям. Он стремится сформировать у членов группы активную позицию и показать, что они вправе, как и он, комментировать групповые феномены и процессы. Он убежден, что основная функция ведущего заключается в том, чтобы поддерживать групповую динамику, а не отдельных членов группы. По мнению Макнилли, подобный подход наиболее целесообразен при работе с невротическими расстройствами, психотерапевтическими сообществами, амбулаторными психиатрическими пациентами, персоналом учреждений и для арт-терапевтического тренинга.
В то же время, Р. Торнтон (Thornton, 1985) критикует Макнилли за то, что для такого подхода характерен замедленный темп работы и высокий показатель преждевременных терминаций. Он считает, что недирективная позиция ведущего, его отказ от активных интерпретаций и отсутствие тем могут негативно восприниматься теми участниками группы, которые нуждаются в поддержке со стороны психотерапевта. Торнтон утверждает, что использование тем и предложение участникам группы применять определенные материалы помогают создать в группе атмосферу творческой игры. Структурирование деятельности участников группы, по его мнению, позволяет ведущему сфокусировать внимание участников на наиболее важных вопросах.
Х. Гринвуд и Дж. Лейтон (Greenwood, Layton, 1987) считают, что мягкое структурирование деятельности группы, когда темы периодически и осторожно предлагаются психотерапевтом, оказывается продуктивным. Он может занимать гибкую позицию и, вместо того чтобы предлагать участникам группы готовые темы, стимулировать их к их выбору. По поводу достоинств разных моделей и стилей ведения арт-терапевтических групп Кейз и Дэлли пишут: «Конечно же, в течение одной рабочей недели арт-терапевт может использовать сразу несколько подходов, применяя их с разными группами клиентов, и многое будет зависеть от контекста их применения» (Case, Dalley, 1992, p, 222).
Основные функции ведущего, независимо от его приверженности к той или иной модели работы с интерактивной арт-терапевтической группой Уоллер (Waller, 1993) видит в следующем:
• защита групповых и индивидуальных границ участников (путем отбора и подготовки членов группы, оборудования помещения и т. д.);
• создание групповой культуры, для которой характерна высокая степень взаимной терпимости и принятия участниками группы друг друга;
• содействие пониманию членами группы происходящих в ней событий и процессов (вытекающих из групповой динамики);
• напоминание членам группы о достигнутых терапевтических эффектах и положительных изменениях;
• стимулирование участников к принятию на себя ответственности за свои поступки;
• предвидение (и, по возможности, предупреждение) нежелательных проявлений, таких как виктимизация, бессознательное отреагирование, преждевременные терминации отдельных участников, некорректная обратная связь и др.;
• вовлечение пассивных и молчаливых участников в творческую деятельность и дискуссии;
• усиление групповой сплоченности путем подчеркивания имеющегося между членами группы сходства;
• укрепление в участниках группы надежды на положительные изменения.
3.4. Специфика и преимущества арт-терапевтических групп
Различные варианты и модели арт-терапевтических групп за последние годы были активно использованы зарубежными (Liebmann, 1986, 1990, 1993; McNeilly, 1983, 1987, 1990; Rhyne, 1996, 2001; Strand, 1990; Thornton, 1985; Wadeson, 1980; Waller, 1993) и отечественными специалистами (Копытин, 2001, 2002, 2003, 2011, 2014; Лебедев, 2006; Свенцицкая, 2006). В то же время актуальной остается задача осмысления специфических особенностей арт-терапевтических групп и их отличия от групп вербальной психотерапии. Как и в любой психотерапевтической группе в интерактивной арт-терапевтической группе также происходит взаимодействие между участниками и разворачиваются процессы внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней, но основным средством группового взаимодействия и отражения этих процессов выступают художественные средства.
По мнению Уоллер (Waller, 1993), групповая вербальная психотерапия является гораздо более ортодоксальным психотерапевтическим направлением, чем арт-терапия. Поэтому отношение работающих с группами арт-терапевтов к теории и практике вербальной групповой психотерапии является неоднозначным и порой весьма критическим. Арт-терапевты считают, что им необходимо развивать свое понимание арт-терапевтических групп и их отличий от групп вербальной психотерапии, а не пытаться следовать сложившимся концепциям и схемам профессионального поведения при работе с группами. С. Скейфи пишет, что «требуется еще очень много усилий для того, чтобы изучить взаимодействие вербальной психотерапии как системы со своим набором норм, ценностей и традиционных представлений с изобразительной деятельностью как особой системой. Межличностное научение, например, предполагает прямое взаимодействие одного пациента с другим, в то время как изобразительная деятельность требует индивидуальной работы, при которой внимание пациента отвлечено от других членов группы» (Скейфи, 2001, с. 96).
Хотя активная вербализация опыта участия в группе также имеет место, на протяжении значительных промежутков времени вербальная коммуникация в арт-терапевтических группах дополняется или заменяется невербальной. Это не может не влиять на групповое взаимодействие, глубину и качество контакта участников с внутренними процессами психики и друг с другом. С одной стороны, изобразительная деятельность членов арт-терапевтической группы (в особенности, если используется индивидуальные формы работы) может поддерживать их психологическую автономность, защищать их личные границы и давать возможность более глубокого контакта с внутрипсихическими процессами и их выражения в визуальной форме с неизбежным снижением активности контактов с другими членами группы. С другой стороны, в группе могут быть использованы различные виды совместной работы (парной, микрогрупповой или общегрупповой), позволяющие ослабить контакт с внутренними процессами и активизировать внешние контакты.
В зависимости от соотношения видов деятельности внутриличностной или межличностной направленности в арт-терапевтической группе могут поддерживаться те или иные тенденции, связанные с проявлением разного опыта и форм реагирования, обусловленных, например, регрессивными или прогрессивными (зрелыми, просоциальными) позициями. Признавая различия в характере психотерапевтических групп, использующих изобразительные средства (продиктованные их составом, используемой моделью, стилем ведения занятий и иными факторами), можно отметить следующие основные особенности и преимущества арт-терапевтических групп:
1. Групповая динамика в арт-терапевтических группах развивается более медленно, по сравнению с группами вербальной психотерапии, что может быть обусловлено тем, что активное взаимодействие между участниками чередуется с периодами индивидуальной деятельности.
2. В то же время за счет индивидуальной деятельности имеются большие возможности для актуализации и привнесения в групповой процесс внутриличностного материала в преобразованной, сублимированной форме. Это дает возможность его более безопасного обсуждения и интеграции в силу того, что он отражает личность и ее внутренние процессы не буквально, а посредством визуальных символов и метафор. Данное обстоятельство также обеспечивает дистанцирование от личного материала и его превращение в трансперсональный феномен.
3. Участники могут расширить репертуар способов коммуникации, дополняя вербальный способ визуальным и иными способами невербальной экспрессии, тем самым осваивая и используя альтернативные или дополнительные модели поведения и самовыражения, смягчая характерные для повседневной жизни ригидные поведенческие схемы либо компенсируя их недостаточное развитие или деградацию (обусловленные нарушениями в развитии, психическими или неврологическими заболеваниями). Тем самым создаются дополнительные возможности для социализации или сохранения достаточно высокого уровня социальной интеграции даже в том случае, если речь и иные традиционные инструменты социального контакта не сформированы или утрачены.
4. Творческая активность в группе сопровождается стимуляцией тех психических (нейропсихологических, нейрофизиологических) процессов, которые пробуждают скрытые (по крайней мере, для современного, «ментализированного» и слишком индивидуализированного человека) свойства и способности, включая как базовые, архаические модели достаточно эффективного просоциального поведения, так и новые модели, связанные с экологическими, транскультурными и трансперсональными личностными ориентациями. Это также поддерживает проявление интуитивных способностей и тех психических процессов, которые отвечают за настройку на «полевые» феномены (микросоциального, макросоциального, экологического, планетарного уровней).
5. Использование изобразительных материалов и создание художественной продукции способствуют объективации внутриличностных, межличностных и общегрупповых процессов и феноменов, сохранению и рефлексии группового опыта посредством создаваемой продукции.
6. Игровые аспекты изобразительной деятельности в группе создают непринужденную атмосферу, являются источником переживания положительных эмоций, обеспечивают значительные возможности для отреагирования сложных, трудновербализуемых переживаний, выступают фактором положительного подкрепления, необходимого для удерживания участников в группе и повышения их мотивации к совместной работе.
7. Использование факторов искусства и творческой активности позволяет в большей степени задействовать личные и групповые ресурсы. Они могут оказать решающее влияние при актуализации и проявлении проблем экзистенциального, духовного характера, а также при возникновении трудноразрешимых ситуаций (связанных с групповыми или внешними отношениями), способствуя постижению более глобальных смыслов существования, заполнению экзистенциальной пустоты.
8. Арт-терапевтическая группа способствует персонификации (самоутверждению) участников не только и не столько за счет проявляемых в группе социальных умений и ролей, сколько за счет их творческой продуктивности.
9. Эстетический опыт, создание и переживание прекрасного в арт-терапевтической группе создает мощную основу для объединения, сплочения участников, хотя также может выступать одним из конфликтогенных факторов.
10. Арт-терапевтическая группа может рассматриваться как творец культурной среды. Такая среда постепенно формируется в терапевтическом пространстве, но может затем перемещаться в среду внешнюю, обогащая и изменяя природный и культурный ландшафт. Опыт совместной творческой деятельности становится фактором микро– и макросоциальных изменений, формирует и поддерживает новую, более активную и ответственную позицию участников группы, по сути, меняет их идентичность.
Принимая во внимание данные особенности арт-терапевтических групп, можно признать, что их терапевтический потенциал весьма значителен. Они могут быть использованы не только при пограничных расстройствах и в целях личностного роста, но и для работы с теми категориями клиентов, которые обычно признаются неподходящими для групповой вербальной психотерапии. К ним можно отнести детей с нарушениями в развитии, в том числе с аутизмом, лиц преклонного возраста с разной степенью деменции, пациентов с аддиктивными и личностными расстройствами, прежде всего, дефензивного спектра, психозами с незначительно или даже умеренно выраженной дефицитарной симптоматикой, психогенными расстройствами, включая посттравматические состояния, а также лиц с расстройствами идентичности и многих других.