Вы здесь

Современная инфраструктура российского рынка ценных бумаг: научно-практический комментарий законодательства. Глава 2. Правовые основы клиринговой деятельности (Т. Ф. Мухаметшин, 2014)

Глава 2. Правовые основы клиринговой деятельности

2.1. Понятие клиринга и клиринговой деятельности

Долгое время место, которое занимал клиринг на финансовом рынке, отличалось неопределенностью, а регулировавшие его правовые механизмы – бессистемностью. Имевшиеся недостатки были связаны главным образом с отсутствием критериев, позволяющих определить правовую природу такой деятельности. В результате клиринг с правовой точки зрения часто сводился к зачету требований, что в свою очередь создавало проблемы при осуществлении некоторых разновидностей клиринговой деятельности.

Сегодня клиринг находит единообразное применение как на неорганизованных (т. н. внебиржевых) торгах, так и на организованных (биржевых) торгах ценными бумагами, валютой, товарами, производными финансовыми инструментами.

Востребованность клиринга связана со способами организации и проведения торгов. На современных финансовых рынках при совершении сделок и продавец, и покупатель бывают разделены между собой в пространстве и во времени и могут непосредственно друг с другом не взаимодействовать. Это приводит к фрагментации совершенной сделки на части, основными из которых являются ее заключение и исполнение. Принято считать, что юридическая конструкция клиринга связана именно с заключительной частью сделки (представляет собой обособившуюся ее часть) и служит цели ее исполнения. Это достигается путем вычисления взаимных обязательств участвующих в сделке сторон и определения сроков исполнения таких обязательств. С организационной точки зрения, клиринг – это также «совокупность расчетных (вычислительных) операций по сделкам, осуществляемых специализированными организациями (клиринговыми организациями) на основе современных вычислительных компьютерных систем и методов»[60].

По смыслу ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринг – это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате полного или частичного прекращения обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств. Надо сказать, что свое полноценное легальное определение «клиринг» получил впервые. Ранее данное понятие упоминалось только в названии ст. 6 ФЗ «О рынке ценных бумаг», из которого лишь следовало, что клиринг это определение взаимных обязательств.

В настоящее время механизм клиринга включает в себя несколько последовательных процедур, основные среди которых:

1. определение сторон и обязательств, из совершенных ими сделок, т. е. кто, сколько, кому должен денежных средств и финансовых инструментов;

2. неттинг;

3. оформление итоговых расчетных документов, направленных на прекращение (исполнение) возникших обязательств.

Если с первой процедурой особых трудностей в понимании не возникает, то на неттинге необходимо остановится подробнее.

Неттинг (от англ. netting – сальдирование, взаимозачет) и с финансовой, и с юридической точки зрения представляется непростым рыночным механизмом.

Являясь двух– или многосторонним зачетом взаимных требований, неттинг, как указывает Л. Г. Ефимова, представляет собой разновидность расчетов, осуществляемых при участии клиринговой организации с помощью сальдо взаимных требований участников клиринга[61]. Без неттинга и связанного с ним зачета встречных требований невозможно представить работу современных финансовых рынков. Особенно это касается биржевых торгов, где ежесекундно совершаются тысячи сделок, в течение торговой сессии – миллионы сделок, и зачастую в круглосуточном режиме. Очевидно, что исполнение совершенных сделок «один к одному» стало бы непосильным бременем для рыночной инфраструктуры и парализовало бы работу самих участников рынка. Применение же неттинга снижает количество и упрощает алгоритм осуществления расчетов по сделкам.

Для каждого участника клиринга процедура неттинга начинается с калькуляции его чистых требований и (или) чистых обязательств по всем включаемым в расчет сделкам за установленный период (например, за торговую сессию). При этом из всех однородных требований данного участника вычитаются все его однородные обязательства, в результате чего определяется чистое сальдо по каждому виду ценной бумаги и денежным средствам. Положительное сальдо означает, что объем требований участника клиринга превышает его обязательства. При отрицательном сальдо участник должен больше, чем должны ему. Возможны ситуации, когда у одного и того же участника клиринга отрицательное сальдо по одной ценной бумаге, и положительное – по другой. Полученное сальдо в разрезе каждого актива на практике именуется «позицией».

Таким образом, определенное путем зачета сальдо встречных требований показывает, какую сумму денежных средств и (или) количество и виды ценных бумаг по итогам клиринга каждый участник должен перевести и (или) получить на завершающем этапе совершенных сделок. Здесь находит отражение третья из вышеуказанных процедур клиринга, связанная с оформлением итоговых расчетных документов, на основании которых проводятся движения по счетам участников клиринга. Фактическое осуществление расчетов означает «урегулирование» позиции, в результате чего сделки, прошедшие процедуру клиринга, являются завершенными, а обязательства по ним – исполненными[62].

С точки зрения законодательных норм, неттинг представляет собой полное или частичное прекращение обязательств, допущенных к клирингу, зачетом и (или) иным способом, установленным правилами клиринга (п. 11 ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Интересно отметить, что использование зачета в механизме клиринга на рынке ценных бумаг исследователями нередко сопоставляется с гражданско-правовыми нормами о прекращении обязательств и контокоррентными отношениями. Причем в обоих случаях подобное сравнение приводит к обособлению юридической конструкции клиринга[63].

Действительно, хотя зачет признается ГК РФ (ст. 410) одним из способов прекращения обязательств, его использование в механизме клиринга на рынке ценных бумаг имеет свои особенности:

– решение о прекращении взаимных обязательств участников клиринга принимается третьим лицом – специализированной (клиринговой) организацией, действующей строго на основании соответствующей лицензии;

– зачет при клиринге производится автоматически в силу договора об оказании клиринговых услуг, заключаемого клиринговой организацией с участниками клиринга;

– обязательства при клиринге прекращаются сразу при наступлении срока их исполнения.

Наконец, цивилистами клиринг расценивается как содействие исполнению (в безналичном порядке) обязательств, при котором зачет выступает в роли средства упрощения расчета (исполнения)[64]. По мнению М. А. Егоровой, «прекращение обязательств посредством клиринга нельзя рассматривать в качестве действий по исполнению обязательств, так как прекращение предъявленных к клирингу требований производится третьим лицом вне рамок основного обязательственного отношения и представляет собой исполнение клиринговой организацией обязанности в клиринговом правоотношении, автономном от того обязательства, требования по которому подлежат прекращению»[65].

Ранее действовавшее законодательство упоминало четыре разновидности клиринга:

1) простой клиринг, при котором определение обязательств каждого участника клиринга и расчеты по ценным бумагам и денежным средствам осуществляются по каждой совершенной участником клиринга сделке;

2) многосторонний клиринг, при котором определение обязательств каждого участника клиринга и расчеты по ценным бумагам и денежным средствам осуществляются по всем совершенным участником клиринга сделкам;

3) централизованный клиринг, при котором клиринговая организация может выступать стороной по обязательствам, вытекающим из совершенных участниками клиринга сделок;

4) многосторонний централизованный клиринг, при котором определение обязательств участников клиринга может осуществляться в порядке, одновременно предусмотренном для многостороннего и централизованного клиринга[66].

Действующее законодательство не упоминает отдельные виды клиринга, хотя, как видно из легального определения, допускает различные варианты определения обязательств его участников. Единственное исключение касается клиринга с участием центрального контрагента (т. е. централизованного клиринга), указание на наличие или отсутствие которого согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» должно содержаться в правилах клиринга, утвержденных клиринговой организацией.

Используемый в практике российского рынка ценных бумаг вид клиринга во многом зависит от места совершения сделок – на неорганизованном или организованном рынке (т. е. на неорганизованных или организованных торгах), а также зависит от условий правил клиринга.

На неорганизованном рынке ценных бумаг могут применяться простой и многосторонний вид клиринга. Заключение и исполнение сделок здесь не совпадает во времени и может отличаться на несколько дней или недель. На момент заключения сделок обычно не требуется наличие на соответствующих счетах достаточного для их исполнения количества ценных бумаг и денежных средств. Ценные бумаги и денежные средства, необходимые для исполнения сделок, должны быть в наличии на торговых счетах депо и денежных счетах в тот день, когда должно быть исполнено обязательство участника клиринга (стороны по сделке). Общим моментом проведения клиринга или исполнения обязательств, возникших из договоров, является завершение расчетов по денежным средствам и по ценным бумагам. Необходимо отметить, что риск неисполнения стороной своих обязательств по сделке здесь существенен, но отчасти минимизируется необходимостью наличия у сторон торговых лимитов друг на друга[67].

На организованном рынке могут в различных комбинациях применяться простой, многосторонний и централизованный виды клиринга, которые технологически являются гораздо более сложным механизмом по сравнению с клирингом на неорганизованном рынке. Если взять пример ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», то до сентября 2013 г. практика торгов была такова, что у подавляющего числа сделок время заключения и исполнения совпадало. Подобная оперативность достигалась за счет того, что уже на этапе подачи заявки от участника клиринга требуется полное предварительное депонирование на счетах обеспечения в виде денежных средств – в случае покупки, и ценных бумаг – в случае продажи[68]. В свою очередь клиринговая организация осуществляет предварительный контроль достаточности обеспечения по каждому участнику клиринга в процессе заключения им сделок, информационно взаимодействуя с биржей. Процедура контроля обеспечения по биржевым сделкам с ценными бумагами носит высокотехнологичный характер, позволяя совершать тысячи сделок в секунду. Практика полного предварительного депонирования, с одной стороны, позволяет осуществлять клиринг уже в ходе торгов, не дожидаясь их окончания, с другой – сводит риск неисполнения сторонами своих обязательств по сделкам к нулю. При такой схеме организации торгов централизованный клиринг попросту не требуется.

Надо сказать, что механизм полного предварительного депонирования обеспечения (Т+0) является нехарактерным для зарубежных биржевых площадок. Мировым стандартом торгов в текущий момент времени являются отложенные расчёты без полного предварительного обеспечения сделок. Например, на Нью-Йоркской или Лондонской фондовой бирже торговля осуществляется по схеме частичного обеспечения и отсрочки поставки ценных бумаг/платежа (Т+2, Т+3).

С целью сближения российской практики торгов с международной, а также в рамках реализации плана по построению регионального финансового центра на ЗАО «ФБ ММВБ» также поэтапно вводится новый режим торгов без полного предварительного обеспечения, с отсрочкой исполнения заключенных сделок и с применением централизованного клиринга. Предполагается, что это повысит конкурентоспособность российской биржевой инфраструктуры, доступность российских финансовых инструментов для иностранных инвесторов и эффективность операций за счет снижения фондирования и возникновения дополнительных возможностей управления ликвидностью, а также за счет оптимизации внутренних бизнес-процессов участников рынка. По сути, речь идет о полной смене сложившейся за многие годы инфраструктуры российского рынка ценных бумаг.

С понятием «клиринг» напрямую связаны такие понятия как «клиринговая услуга», «клиринговая организация», «клиринговая деятельность».

Так, в соответствии с нормами ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговая услуга – это услуга по осуществлению клиринга, которую могут оказывать только специализированные организации, именуемые клиринговыми[69], на основании соответствующего договора, о котором будет сказано ниже.

Как известно, оказание услуг отличается от выполнения работ. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ под оказанием услуг понимается совершение определенного действия или осуществление определенной деятельности. Результаты такой деятельности не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Именно такой подход прослеживается в легальном определении клиринговой деятельности, которая происходит посредством предоставления клиринговых услуг: согласно п. 5 ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговой деятельностью признается деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке Банком России.

Говоря про клиринг и клиринговую деятельность как о родственных понятиях, следует учитывать и их отличия. Исходя из вышеуказанных легальных определений, «клиринг» является в первую очередь определенным действием или механизмом, а «клиринговая деятельность» – это уже системная и осуществляемая на постоянной основе деятельность по приведению такого механизма в действие.

2.2. Источники правового регулирования клиринговой деятельности

Как уже говорилось, содержание и правовое регулирование клиринговой деятельности за последнее время претерпело существенные изменения. Они связаны с принятием 07 февраля 2011 г. отдельного Федерального закона № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». В развитие норм данного закона были приняты ФЗ от 07 февраля 2011 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», «Положение о требованиях к клиринговой деятельности», утвержденное Приказом ФСФР России от 11 октября 2012 г. № 12–87/пз-н[70], внесены изменения в целый ряд законодательных актов[71]. Пересмотру подверглось значительное число подзаконных нормативных правовых актов ФСФР[72] и Банка России[73]. Последний, осуществлявший регулирование клиринговой деятельности лишь в сфере организованного рынка государственных ценных бумаг, расширил зону нормотворчества в связи с уточнением места и функций кредитных организаций в процедурах клиринга, а с 1 сентября 2013 г. и вовсе стал единым регулятором финансового рынка Российской Федерации.

Неотъемлемым источником правового регулирования клиринговой деятельности являются правила клиринга, которые определяются законом как документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга (п. 14 ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Как видим, легальное определение содержательную сторону такого документа не раскрывает. На этот счет ч. 2 ст. 4 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» прямо упоминает 14 обязательных для правил клиринга положений, среди которых:

– требования к участникам клиринга;

– порядок и условия допуска обязательств к клирингу;

– порядок проведения клиринга, в том числе порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула)[74];

– права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

– порядок исполнения обязательств по итогам клиринга;

– способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения;

– в случае использования торговых и (или) клиринговых счетов – виды торговых и (или) клиринговых счетов и порядок совершения операций по ним;

– порядок представления клиринговой организацией участникам клиринга отчетов по итогам клиринга;

– описание мер, направленных на управление рисками при осуществлении клиринга, а также на распределение обязанностей по управлению рисками между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента.

Необходимо отметить, что положения, в обязательном порядке подлежащие включению в правила клиринга, закреплены только на уровне ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». Однако перечень таких положений в четком и систематизированном виде законом не представлен. Требования к содержанию обязательных положений определены «Положением о требованиях к клиринговой деятельности», утвержденным Приказом ФСФР России от 11 октября 2012 г. № 12–87/пз-н[75].

Помимо обязательных положений, правила клиринга могут содержать:

– факультативные положения о порядке использования аналогов собственноручной подписи;

– условия договора об осуществлении функций центрального контрагента;

– случаи, когда обязательства, допущенные к клирингу, не подлежат исполнению и прекращаются в порядке и на условиях, которые установлены правилами клиринга;

– иные непротиворечащие законодательству положения.

Таким образом, перед нами комплексный документ клиринговой организации, подробно регламентирующий ее внутренние правила и процедуры, порядок оказания клиринговых услуг, в том числе типовые условия договоров и требования к участникам клиринга.

Указание в легальном определении на множественность правил клиринга («документы») подразумевает возможность оказания одной клиринговой организацией услуг на различных рынках. Ввиду их многообразия и имеющихся особенностей, требуется регламентация правил клиринга для каждого типа рынка и, следовательно, разработка самостоятельного документа.

Например, клиринговой организацией ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» разработаны и утверждены отдельные правила клиринга для срочного, валютного, товарного рынков, рынка ценных бумаг. При этом «Правила клиринга на рынке ценных бумаг» регулируют исключительно отношения, связанные с заключением и исполнением сделок купли-продажи ценных бумаг и сделок репо, заключаемых в Секторе рынка Основной рынок ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», а также исполнением внебиржевых сделок купли-продажи ценных бумаг и сделок РЕПО[76].

Правила клиринга и вносимые в них изменения вступают в силу не ранее чем через пять дней после обязательной регистрации Банком России и раскрытия информации об этом на сайте клиринговой организации. Установление и изменение положений об ограничении размера ответственности лица, осуществляющего функции централь ного контрагента, а также изменения правил клиринга, связанные с исключением из указанных правил положений третейского соглашения или изменением третейского суда, вступают в силу не ранее чем через три месяца после раскрытия информации об этом.

Наряду с правилами клиринга закон упоминает о таком документе как договор об оказании клиринговых услуг. Именно на его основе базируются отношения между клиринговой организацией и ее клиентами – участниками клиринга. Исключительным предметом такого договора является оказание клиринговой организацией услуг по:

– определению подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств;

– подготовке документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.

Наделе возможно оказание дополнительных услуг, способствующих осуществлению клиринга, например, услуг электронного документооборота между сторонами. «Побочным эффектом» договора об оказании клиринговых услуг будет реализация клиринговой организацией системы мер, направленных на снижение рисков.

Закон достаточно лаконичен в отношении предъявляемых к такому договору формы и условий. По смыслу содержащихся в ст. 3 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» норм, договор об оказании клиринговых услуг является:

– возмездным договором;

– договором присоединения в значении п. 1 ст. 428 ГК РФ;

– двусторонним консенсуальным договором.

Как уже говорилось выше, договор об оказании клиринговых услуг заключается на условиях, предусмотренных правилами клиринга. Во всем остальном следует руководствоваться гражданско-правовыми нормами о договорных обязательствах.

В контексте приведенного выше сравнения клиринга с контокоррентными отношениями будет небезынтересным посмотреть на отличия соответствующих им договоров.

На этот счет Л. Г. Ефимова отмечает, что от договора контокоррентного счета договор об оказании клиринговых услуг отличается, во-первых, субъектным составом, поскольку является многосторонним. Он заключается между клиринговой организацией и всеми участниками клиринга. Многосторонний зачет в отличие от обычного зачета встречных требований (ст. 410 ГК РФ) не может производиться на основании самостоятельных волеизъявлений его отдельных участников. Для прекращения обязательств участников клиринга в размере произведенного зачета и для возникновения обязательств у некоторых участников клиринга в размере образовавшегося сальдо (эффект новации обязательства) необходима согласованная воля всех участников многостороннего зачета.

Для возникновения правоотношения по договору об оказании клиринговых услуг достаточно заключения договора между двумя участниками клиринга и клиринговой организацией. Остальные участники клиринга могут впоследствии присоединиться к уже заключенному договору. Такое присоединение на практике оформляется двусторонним документом между клиринговой организацией и новым участником клиринга, в соответствии с которым новый участник клиринга признает для себя обязательными внутренние локальные акты клиринговой организации, в которых урегулирована процедура клиринга. Указанные локальные акты фактически составляют содержание договора о клиринговом обслуживании, а сам договор определен как договор присоединения.

Во-вторых, договор контокоррентного счета и договор об оказании клиринговых услуг отличаются механизмом проведения зачета. По договору контокоррентного счета основным инструментом зачета взаимных требований является контокоррентный счет, ведение которого поручено одному из участников зачета. Договор об оказании клиринговых услуг не предполагает использование единого счета. Клиринговая организация учитывает требования участников клиринга на нескольких разных счетах (торговые счета, клиринговые счета), поскольку в зачете взаимных требований принимают участие сразу несколько участников клиринга[77].

2.3. Правовой статус клиринговой организации

В качестве клиринговых организаций могут выступать юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме хозяйственных обществ и имеющие лицензию на осуществление клиринговой деятельности.

К таким организациям законодательство предъявляет особые повышенные требования, которые должны выполняться как на момент получения лицензии, так и на протяжении всего периода осуществления клиринговой деятельности. Например, минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 8 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). Состав собственных средств должен соответствовать требованиям, установленным Приказом ФСФР России от 02 октября 2012 г. № 12–83/пз-н «О требованиях к составу собственных средств клиринговых организаций»[78]. В соответствии с п. 1 названного приказа в состав собственных средств клиринговой организации включаются следующие показатели бухгалтерского баланса, составленного на последнюю отчетную дату: 1) уставный капитал; 2) собственные акции, выкупленные у акционеров; 3) резервный капитал; 4) переоценка внеоборотных активов; 5) добавочный капитал (без переоценки); 6) нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Величина собственных средств будет определяться как сумма указанных показателей.

Помимо этого, клиринговая организация должна соблюдать обязательные нормативы. Перечень, величина и методика их определения законодателем отнесена к полномочиям Банка России. Несмотря на то, что на момент написания материала такого нормативного правового акта издано не было, можно назвать некоторые из нормативов, которые, по нашему мнению, являются важными в практике работы на финансовом рынке:

– норматив достаточности собственных средств (отношение размера собственных средств и суммы активов, взвешенных по уровню риска);

– норматив ликвидности (соотношение текущих активов и текущих обязательств);

– норматив долговой нагрузки на капитал (соотношение долга и операционной прибыли (или EBITDA));

– норматив покрытия собственными средствами заемного капитала (минимально необходимое соотношение долга и собственных средств).

Достаточно жесткие и подробные требования законодательством предъявляются к акционерам (участникам) клиринговой организации. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не может являться:

– юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), список которых утвержден Приказом Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)»[79];

– юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

– физическое лицо, ограниченное в праве замещения ряда должностей в клиринговой организации, а также в праве на участие в ее органах управления в силу наличия у него определенных обстоятельств (дисквалификация, судимость, аннулированный квалификационный аттестат и т. д.). Перечень таких лиц указан в ч. 5 ст. 6 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».[80]

Не подпадающие под указанные ограничения лица при распоряжении 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, обязаны при изменении такой доли уведомлять клиринговую организацию и регулятора. Порядок и сроки направления уведомления установлены Приказом ФСФР России от 04 декабря 2012 г. № 12-103/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к объему, порядку, срокам и форме представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомлений лицами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 7 Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности»[81]. При этом согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», если такое уведомление не получено или лицо не соответствует вышеназванным требованиям, указанное лицо вправе распоряжаться количеством голосов, не превышающим 5 процентов голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации. Остальные акции (доли), принадлежащие этому лицу, не учитываются при определении кворума для проведения общего собрания участников клиринговой организации.

К органам управления и работникам клиринговой организации также предъявляются отдельные требования (ст. 6 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»), которые условно можно разделить на три группы.

Первая группа – требования к должностным лицам. К таким лицам относятся руководитель клиринговой организации либо структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга, и ее филиала, главный бухгалтер, руководители службы управления рисками и службы внутреннего контроля. Основу требований, определенных Приказом ФСФР России от 04 октября 2012 г.

№ 12–84/пз-н[82], составляют квалификация и профессиональный опыт должностных лиц. Так, в зависимости от занимаемой работниками должности необходимо наличие: высшего профессионального образования; квалификационного аттестата ФСФР России (или его аналога); опыта работы по профилю (не менее одного, а в ряде случаев двух лет) и др. Избрание (назначение) указанных лиц (за исключением руководителя филиала и главного бухгалтера) допускается с предварительного согласия Банка России. Уведомительный порядок избрания (назначения) предусматривается только для руководителя филиала и главного бухгалтера, а в случае освобождения от должности – для всех вышеуказанных лиц.

Вторая группа – внутриорганизационные требования и компетенции. Вне зависимости от организационно-правовой формы, а также количества акционеров – владельцев голосующих акций клиринговой организации, последняя обязана иметь совет директоров (наблюдательный совет). К исключительной компетенции данного органа должны относиться такие вопросы как: утверждение правил клиринга, а также документов, определяющих порядок организации и осуществления внутреннего контроля и меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации; утверждение положения о комитете по рискам и состава этого комитета; решение иных вопросов, отнесенных ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации. Кроме того, клиринговая организация помимо единоличного исполнительного органа должна иметь коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.). Закон на этот счет никаких положений о специальной компетенции такого органа не содержит. Предполагается, что конкретные полномочия коллегиального исполнительного органа должны быть закреплены в уставе клиринговой организации. На практике в «зоне ответственности» правления могут находиться вопросы, имеющие отдельное значение и требующие коллегиального рассмотрения и принятия. Таким образом в управлении организацией создается система «сдержек и противовесов», но одновременно «распыляется» ответственность за принятие решений, которая носит «коллективный» характер. При избрании (назначении) и освобождении от должности членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов правления специального разрешения регулятора не требуется. Такие процедуры осуществляются клиринговой организацией в уведомительном порядке.

Третья группа – требования, ограничивающие лиц в праве замещения определенных должностей. Речь идет об ограничении права замещения ряда должностей в клиринговой организации, а также об ограничении права на участие в ее органах управления отдельных категорий граждан в силу наличия у них определенных обстоятельств. Должности и органы управления, на которые распространяются ограничения, были указаны в рамках первой и второй группы требований. Непосредственно к ограничениям относятся:

– действующее административное наказание в виде дисквалификации;

– наличие судимости за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

– наличие аннулированного квалификационного аттестата, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет;

– аннулирование (отзыв) у юридического лица лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации[83] за совершение нарушения в период исполнения лицами, осуществлявшими функции единоличного исполнительного органа, входившими в состав коллегиального исполнительного органа или осуществлявшими функции руководителя службы внутреннего контроля, своих должностных обязанностей.

Наряду с вышеуказанными требованиями, в законодательстве содержится императивное указание об организации внутреннего контроля. В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговая организация обязана организовать внутренний контроль за соответствием осуществления ею клиринговой деятельности требованиям настоящего Федерального закона и принятым в соответствии с ним нормативным актам Банка России, а также правилам клиринга, учредительным документам и иным документам клиринговой организации.

Для организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация назначает контролера или формирует отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) подотчетен напрямую совету директоров (наблюдательному совету) и назначается (освобождается) от должности решением совета директоров (наблюдательного совета). К контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) клиринговой организации предъявляются особые квалификационные и профессиональные требования, закрепленные Приказом ФСФР России от 04 октября 2012 г. № 12–84/пз-н.

Несмотря на то, что порядок осуществления внутреннего контроля, права и обязанности контролера и службы внутреннего контроля устанавливаются клиринговой организацией самостоятельно в своих локальных документах («правилах внутреннего контроля» и т. д.), общие требования к их содержанию и к организации внутреннего контроля определены на подзаконном уровне Приказом ФСФР России от 13 августа 2013 г. № 13–72/пз-н «Об утверждении требований по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации»[84].

Указанный нормативный правовой акт, в частности, определяет основные направления, функции и принципы организации внутреннего контроля клиринговой организации. Так, система внутреннего контроля клиринговой организации в обязательном порядке должна включать три направления:

1) контроль за управлением информационными потоками (получением и передачей информации) и обеспечением информационной безопасности;

2) наблюдение за функционированием системы внутреннего контроля в целях оценки степени ее соответствия задачам деятельности клиринговой организации, выявления недостатков, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по совершенствованию системы внутреннего контроля клиринговой организации (далее – мониторинг системы внутреннего контроля);

3) контроль за функционированием системы управления рисками.

В рамках всех направлений контроль должен осуществляться независимо и беспристрастно, исходя из масштабов и характера деятельности клиринговой организации.

К функциям контролера (службы внутреннего контроля) относятся: проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля; проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления отчетности и иных сведений в соответствии с нормативными актами регулятора; проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества клиринговой организации; оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых клиринговой организацией операций; проверка соответствия внутренних документов клиринговой организации нормативным правовым актам, стандартам саморегулируемых организаций; проверка процессов и процедур внутреннего контроля; проверка систем, созданных в целях соблюдения правовых требований, профессиональных кодексов поведения; другие вопросы, предусмотренные внутренними документами клиринговой организации.

Принципами организации внутреннего контроля клиринговой организации являются: непрерывность, эффективность, независимость, беспристрастность, соразмерность масштабу и характеру деятельности.

Необходимо отметить, что клиринговая деятельность длительное время (до 01 января 2013 г.) относилась к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и могла с отдельными ее видами совмещаться, о чем подробнее будет сказано ниже. В связи с чем на нее распространялись нормы «Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг», утвержденного Приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12–32/пз-н[85].

Поскольку внутренний контроль также является неотъемлемой частью профессиональных участников рынка ценных бумаг и кредитных организаций, то при совмещении клиринговой организацией своей деятельности с иными видами предпринимательской деятельности, требующими осуществления внутреннего контроля, она также должна будет выполнять требования по организации внутреннего контроля в рамках таких видов деятельности[86]. Осуществление внутреннего контроля при таком совмещении может быть возложено на нескольких контролеров. При этом каждый контролер должен (а) соответствовать квалификационным требованиям по виду (видам) деятельности, а также (б) составлять и представлять органам управления организации отчеты по виду (видам) деятельности, в отношении которого (которых) контролер осуществляет свои функции.

Помимо требований к организации и осуществлению внутреннего контроля, клиринговая организация в соответствии с нормами ст. 22 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» обязана утвердить документы, определяющие:

– меры, направленные на снижение кредитных, операционных и иных рисков, в том числе меры по обеспечению бесперебойного функционирования программно-технических средств, предназначенных для осуществления клиринговой деятельности (п. 5);

– меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов при осуществлении клиринга и совмещении клиринговой деятельности с иными видами деятельности (п. 5);

– меры, направленные на снижение рисков (п. 8);

– меры, принимаемые в случаях возникновения чрезвычайных обстоятельств, которые могут препятствовать нормальному осуществлению клиринговой деятельности, и направленные на обеспечение непрерывности осуществления такой деятельности (п.9).

Предварительное одобрение указанных документов в обязательном порядке проходит через специально созданный комитет по рискам или его аналог, который подотчетен совету директоров клиринговой организации и состоит не менее чем наполовину из представителей участников клиринга. Детальные требования к указанным документам устанавливаются нормативным актом Банка России, который, однако, на сегодняшний день не принят.

Возложенные на клиринговые организации права и обязанности исполняются ими лично. Они не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).

На практике клиринговые организации имеют различные наименования, например, клиринговый центр, клиринговая палата и т. п. В то же время иные юридические лица, не являющиеся клиринговыми организациями, не могут использовать слово «клиринг», производные от него слова и сочетания с ним в своем фирменном наименовании, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 13 ст. 5 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»).

Будучи одним из ключевых звеньев инфраструктуры рынка ценных бумаг, клиринговая организация обязана обеспечить раскрытие информации о своей деятельности. На этот счет ч. 2 ст. 19 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» содержит открытый перечень сведений, подлежащих раскрытию и размещению клиринговой организации на своем сайте, а именно:

– свои учредительные документы и учредительные документы лица, осуществляющего функции центрального контрагента;

– правила клиринга;

– годовые отчеты клиринговой организации и лица, осуществляющего функции центрального контрагента, с приложением аудиторских заключений в отношении содержащейся в годовых отчетах годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

– перечня организаторов торгов, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется клиринговой организацией;

– наименование организации (наименования организаций), которая (которые) осуществляет (осуществляют) денежные расчеты по итогам клиринга;

– наименование расчетного депозитария (наименования расчетных депозитариев), осуществляющего (осуществляющих) операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга;

– наименования депозитариев, на счетах которых учитываются права на ценные бумаги, являющиеся предметом коллективного клирингового обеспечения;

– и другие сведения.

Доступ к ознакомлению с указанной информацией является свободным и предоставляется всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации. При этом требования к порядку и срокам раскрытия информации клиринговой организацией должны быть определены регулятором на уровне подзаконного акта, но, как и в ряде других случаев, соответствующего акта пока не принято.

Забегая вперед, отметим, что установление на законодательном уровне особых требований к деятельности клиринговой организации оправданно. Клиринговая организация является важнейшим элементом инфраструктуры рынка ценных бумаг, особенно заметна ее роль при осуществлении организованных торгов. Эффективное и профессиональное выполнение свойственных ей функций служит залогом стабильности рынка и складывающихся на нем отношений.

Осуществление клиринговой организацией своей деятельности, как правило, должно быть ее основным видом деятельности на рынке ценных бумаг в целях недопущения злоупотребления своим статусом и нанесения ущерба интересам участников клиринга. Тем не менее, в соответствии со ст. 5 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговые организации вправе осуществлять свою деятельность как на исключительной основе, так и на условиях ее совмещения с иными видами деятельности. Необходимо отметить, что нормы данной статьи содержат закрытый перечень тех видов деятельности, которые клиринговая организация осуществлять не вправе ни при каких обстоятельствах (ч. 3), и открытый перечень вариантов совмещения клиринговой деятельности (ч. 4–5), дополнительно указывая, что клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана:

– создать для осуществления клиринга одно или несколько отдельных структурных подразделений (ч. 6);

– принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением (ч. 8).

Примерами вышеуказанных положений закона являются следующие. Клиринговая организация не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами (далее – АИФами), паевыми инвестиционными фондами (далее – ПИФами) и негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФами), деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ПИФов и НПФов, деятельностью АИФов, деятельностью НПФов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента.

Клиринговая организация, осуществляя специфическую разновидность предпринимательской деятельности, особого распространения на рынке не имеет. Это особенно заметно при сравнении количества выданных лицензий на осуществление клиринговой деятельности и лицензий на осуществление различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Как уже говорилось, по состоянию на 16 мая 2014 г. регулятором было выдано 6 лицензий на осуществление клиринговой деятельности. При этом два наиболее крупных лицензиата – Акционерный Коммерческий Банк «Национальный Клиринговый Центр» (закрытое акционерное общество) и Небанковская кредитная организация закрытое акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» – являются кредитными организациями, т. е. совмещают клиринговую деятельность с возможностью совершения банковских операций.

Одновременное осуществление клиринговой и банковской деятельности является особым видом совмещения. Юридические лица, совмещающие эти виды предпринимательской деятельности, по своей природе являются кредитными организациями. Может показаться, что клиринговая деятельность de jure для таких лиц является вторичной и как бы «накладывается» на деятельность кредитной организации, о чем свидетельствуют требования банковского законодательства, являющиеся более высокими и строгими. Одновременно с этим ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» содержит нормы, которые в силу своего прямого указания на кредитные организации не распространяются. Речь идет о требованиях к органам управления и работникам клиринговой организации (ст. 6), требованиях к собственным средствам клиринговой организации и обязательным нормативам (ст. 8) и другие. Однако объективно говорить о «первичности» или «вторичности» какого-либо из указанных видов деятельности в рамках одного юридического лица затруднительно. Клиринговая деятельность de facto осуществляется на базе кредитной организации.

Совокупность перечисленных требований делает клиринговую организацию особым субъектом рынка ценных бумаг, длительное время относившимся к одному из семи видов профессиональных участников. Однако сегодня клиринговая деятельность формально не относится к видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а клиринговые организации, соответственно, не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Это связано с изменениями, внесенными в ФЗ «О рынке ценных бумаг» и вступившими в силу с 01 января 2013 г.[87]: во второй главе, посвященной видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утратила силу статья 6, озаглавленная как «Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)».

Клиринговая деятельность действительно существенно «подросла» и по своему содержанию уже не вмещается в рамки одной статьи. Сфера применения и функции, которые получил и выполняет клиринг в работе современного рынка ценных бумаг, повысили статус данного вида деятельности и были закреплены в самостоятельном законе обоснованно. Но, по нашему мнению, от этого клиринговая деятельность не стала менее или более профессиональной. Она по-прежнему характеризуется рядом особых требований, присущих профессиональным участникам рынка ценных бумаг (требования к собственному капиталу, к органам управления и работникам, организации внутреннего контроля и учета и т. д.), и выделяется на фоне обычных юридических лиц. Клиринговая деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами профессиональной деятельности и нередко с ними совмещается. Государственное регулирование и контроль за осуществлением клиринговой деятельности также осуществляется централизованно Банком России. Поэтому представляется возможным (хотя бы в научно-теоретических целях) подходить к категории «профессиональной деятельности» расширительно и относить к ней клиринговую деятельность, которая формально уже и не подпадает под легальное определение «профессиональной»[88].

2.4. Субъекты клиринговой деятельности

Помимо клиринговой организации необходимо отметить иных субъектов клиринговой деятельности. В роли участника клиринга согласно ч. 16 ст. 2 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» выступает лицо, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора об оказании клиринговых услуг. При этом закон прямо не указывает, является такое лицо физическим или юридическим, делегируя решение этого вопроса самим клиринговым организациям. Лишь при торговле с центральным контрагентом нормы ч. 2–3 ст. 11 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» указывают на обязательность предоставления участниками клиринга отчетности, показывающей состояние их финансовой устойчивости, что является характерным исключительно для юридических лиц.

Анализ законодательства показывает, что определить субъектный состав участников клиринга можно через призму организованных и неорганизованных торгов, т. е. биржевого и внебиржевого рынка.

В случае если в правилах организованных торгов организатора торговли предусмотрено, что по итогам организованных торгов осуществляется клиринг, то в качестве участников клиринга могут быть только дилеры, управляющие и брокеры, которые имеют лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, ПИФов, НПФов, центральный контрагент, а также Банк России. Подобное ограничение связано с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об организованных торгах» только указанные лица могут быть участниками торгов ценными бумагами. Иным лицам такое право законом не предоставлено.

Что касается неорганизованных торгов, то отношения по поводу клиринговых услуг здесь регулируются клиринговыми организациями. Так, правила клиринга АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (ЗАО) и НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» среди участников клиринга на рынке ценных бумаг называют только юридических лиц. С физическими лицами клиринговые организации на практике в договорные отношения не вступают, хотя теоретически это возможно.

Определяя требования к участникам клиринга, ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» в ч. 1 ст. 11 предусмотрел, что правилами клиринга могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга, установлены права и обязанности участников клиринга, относящихся к различным группам (категориям). При этом требования к участникам клиринга одной группы (категории) могут отличаться от требований к участникам клиринга других групп (категорий), но должны быть одинаковы по отношению к участникам одной группы (категории).

Например, «Правила клиринга ЗАО АКБ „Национальный Клиринговый Центр“ на рынке ценных бумаг» (в ред. от 06 ноября 2013 г.) в ст. 2.18 закрепляют четыре категории участников клиринга: участники клиринга категории «А», «Б1», «Б2», «В». Причем в ранее действующей редакции правил клиринга от 11 декабря 2012 г. таких категорий было только две.

К участникам клиринга категории «А» относится Банк России, а также иные лица, на которые в соответствии с ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» не распространяется требование о передаче имущества в индивидуальное и коллективное клиринговое обеспечение[89].

К участникам клиринга категории «Б1» и «Б2» относятся участники клиринга, допущенные к клирингу с частичным обеспечением и не являющиеся участником клиринга категории «А». При этом участники клиринга категории «Б1» имеют право заключать сделки купли-продажи ценных бумаг и сделки РЕПО, являющиеся сделками Т+, как на основании адресных, так и безадресных заявок. Участники клиринга категории «Б2» могут совершать те же действия, что и «Б1», за исключением подачи безадресных заявок на сделки РЕПО, являющихся сделками Т+.

К участникам клиринга категории «В» относятся участники клиринга, не допущенные к клирингу с частичным обеспечением и не являющиеся участником клиринга категории «А», т. е. по сути, все остальные участники клиринга.

Как нетрудно догадаться, статус Банка России в качестве участника клиринга категории «А» предполагает особый круг его прав и обязанностей в клиринговых правоотношениях. Для всех иных участников клиринга порядок предоставления допуска к клиринговому обслуживанию определяется в зависимости от принадлежности к той или иной категории. Кроме того, согласно ст. 8.5 указанных правил клиринга участники клиринга категорий «Б1», «Б2», «В» обязаны в течение всего срока действия договора об оказании клиринговых услуг подтверждать свое финансовое состояние, для чего предоставляют клиринговой организации отчетность в объеме, порядке и сроки, которые определены правилами клиринга.

Таким образом, в случае с организованными торгами участниками клиринга могут быть только лица, одновременно являющиеся участниками торгов. Если предположить, что участник торгов не заключает договор об оказании клиринговых услуг с клиринговой организацией, то для него теряется смысл вообще быть участником торгов, поскольку клиринг неразрывно связан с каждой сделкой на организованных торгах, а отсутствие договора не позволит их совершать. На неорганизованных торгах участниками клиринга могут быть юридические лица, как правило, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Но даже после заключения договора об оказании клиринговых услуг на рынке ценных бумаг, необходимым условием его исполнения и получения клиринговой услуги является наличие у участника клиринга: (1) договора счета депо с расчетным депозитарием в целях проведения расчетов по ценным бумагам по итогам клиринга и (2) договора банковского счета с кредитной организацией (выполняющей функции расчетной организации) в целях проведения расчетов по денежным средствам по итогам клиринга.

У рядовых юридических и физических лиц есть возможность опосредованно получить клиринговую услугу, став клиентом участника клиринга, в данном случае – клиентом брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, путем заключения договора о брокерском обслуживании[90].

Подобное определение субъектного состава участников клиринга через призму участников организованных торгов было полностью актуальным до 01 января 2012 г., а именно, до момента вступления в силу ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», который ввел новый для российского рынка институт «клирингового брокера». Клиринговым брокером признается участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом – участником организованных торгов (ч. 8 ст. 2).

К сожалению, законодательные положения об институте клирингового брокера скудны и не конкретизируют статус и содержание деятельности такого института. Предполагается, что эти вопросы будут урегулированы на уровне нормативных актов Банка России, на уровне правил клиринга и правил организованных торгов[91]. Тем не менее, предвкушая востребованность клирингового брокера уже в недалеком будущем и важность его участия в процессах клиринга, попытаемся составить предварительное представление о данном институте.

Как следует из названия данного субъекта, клиринговый брокер, очевидно, является профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность в значении ст. 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», совмещая ее с клиринговой деятельностью, возможность чего предусмотрена ч. 5 ст. 5 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности». Совмещение брокерской и клиринговой деятельности должно предъявлять к клиринговым брокерам повышенные лицензионные требования по размеру капитала, соблюдению мер по управлению рисками и пруденциального надзора и т. п.

Осуществление брокером клиринговой деятельности возможно только на организованных торгах. В клиринговых отношениях брокер выступает самостоятельным субъектом. С одной стороны, клиринговый брокер в статусе участника клиринга присоединяется к правилам клиринга, в которых содержатся его права и обязанности, порядок взаимодействия с клиринговой организацией и т. д. С другой стороны, клиринговый брокер заключает с участником торгов отдельный договор о выполнении функции клирингового брокера, направленный на оказание услуг по включению обязательств и требований участника торгов и его клиентов в клиринговый пул.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» стороной договора, заключенного на организованных торгах на основании заявки, в которой указан клиринговый брокер, является такой клиринговый брокер. Указание клирингового брокера в заявке допускается при условии, что клиринговая организация получила на то согласие клирингового брокера в порядке, определенном правилами клиринга.

Одновременно с этим ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об организованных торгах» указывает, что правилами организованных торгов могут быть предусмотрены случаи, когда на основании заявок, соответствие которых друг другу установлено организатором торговли, одновременно заключаются следующие договоры:

1) договор между клиринговым брокером и участником торгов (центральным контрагентом, другим клиринговым брокером);

2) договор между клиринговым брокером и участником торгов, подавшим заявку, в которой указан этот клиринговый брокер. При этом участник торгов по такому договору имеет права и обязанности, полностью идентичные правам и обязанностям клирингового брокера по договору, указанному в пункте 1 настоящей части.

При такой схеме клиринговая организация и участник торгов между собой не взаимодействуют. Посредником для них является клиринговый брокер, который одновременно выступает в качестве:

1) участника клиринга для клиринговой организации (или стороной по сделке для центрального контрагента, другого клирингового брокера);

2) клиринговой организацией для участника торгов, не являющегося участником клиринга.

Вторая роль немного условна, поскольку клиринговый брокер согласно вышеприведенным законодательным положениям все-таки посредничает, а не осуществляет клиринг для участников торгов. Он выступает в роли «ретранслятора» результатов клиринга от клиринговой организации к участникам торгов. В то же самое время клиринговый брокер, будучи стороной в клиринговом правоотношении, аккумулирует на себе риски неисполнения участниками торгов своих обязательств по заключенным сделкам.

Сегодня институт клирингового брокера широко применяется в практике биржевых торгов в развитых странах. Его наличие призвано снизить количество прямых участников клиринга и тем самым повысить эффективность управления системными рисками, возникающими на рынке.

Наряду с клиринговым брокером в российском законодательстве получил закрепление институт «центрального контрагента» (англ. central counterparty, ССР).

На практике совершение сделок с участием центрального контрагента означает, что участники клиринга заключают все договоры и осуществляют расчеты по сделкам исключительно с центральным контрагентом, а не между собой. Тем самым урегулирование позиции участников торгов происходит против центрального контрагента, а не против друг друга. Это является эффективным механизмом обеспечения исполнения заключаемых участниками клиринга сделок и способом снижения рисков.

Работу центрального контрагента можно представить на примере уже рассмотренного механизма клиринга и связанного с ним неттинга, который может проводиться (а) с участием центрального контрагента в качестве стороны в обязательствах по сделкам и (б) без такового участия.




Отличия здесь связаны с тем, каким образом предполагается урегулировать рассчитанную на этапе клиринга позицию. Причем если центральный контрагент в схеме отсутствует, то сторонами в окончательных расчетах по урегулированию позиций являются те же лица, которые были участниками сделок.

Участие центрального контрагента делает процедуру неттинга принципиально иной. Поскольку центральный контрагент является стороной по сделке с каждым участником клиринга и принимает на себя риски неисполнения каждым из них своих обязательств, то урегулирование позиций всех должников производится путем платежа (поставки) в пользу центрального контрагента, а урегулирование позиций всех кредиторов – путем получения денежных средств (ценных бумаг) от центрального контрагента. То есть центральный контрагент выступает единым кредитором для всех должников и единым должником по отношению ко всем кредиторам. В этом заключается главная функция центрального контрагента – гарантирование исполнения обязательств перед каждым добросовестным (т. е. исполнившим свои обязательства) участником клиринга по заключаемым с ним сделкам вне зависимости от исполнения своих обязательств другими участниками клиринга[92]. Подобная конструкция отношений в большей степени отвечает требованиям общерыночной стабильности и интересам участников клиринга и участников торгов, права которых в каком-то смысле гарантированы особым статусом центрального контрагента[93].

Надо сказать, что законодательство подробно не регламентирует порядок осуществления клиринга и проведения организованных торгов с участием центрального контрагента и содержит лишь общие и местами фрагментарные положения.

По общему правилу центральный контрагент заключает договор с каждым из участников торгов, соответствие зарегистрированных разнонаправленных заявок которых друг другу установлено организатором торговли. При этом подача центральным контрагентом заявки не требуется, а каждый из указанных договоров считается заключенным в момент фиксации организатором торговли соответствия заявок друг другу путем внесения записи о заключении договоров с центральным контрагентом в реестр договоров (ч. 1 ст. 19 ФЗ «Об организованных торгах»).

Подобный механизм осуществления клиринга дает некоторым авторам основание связывать осуществляемый при этом неттинг с механизмом новации, используемым в качестве гражданско-правового способа прекращения обязательств. Так, по мнению Л. Г. Ефимовой, новация обязательств выступает в качестве сальдо, являющимся правовым эффектом проведенного зачета, и происходит на определенном этапе неттинга[94].

В данном случае новация действительно имеет место быть, но не всегда. Согласно п. 1 ст. 414 ГК РФ прекращение обязательства новацией означает, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения. То есть замена лиц в рамках новации не допускается. В то же время нормами ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» определено право клиринговой организации, осуществляющей клиринг с участием центрального контрагента, на перевод долга и уступку требований одного участника клиринга по обязательствам, допущенным к клирингу, другому участнику клиринга. Такая процедура осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга. Условием ее осуществления является получение клиринговой организацией согласия на это участника клиринга, которому переводится долг и уступаются требования, и лица, за счет которого исполняются такие обязательства (ч. 4 ст. 22). Тем самым в данных нормах находит отражение уже другой гражданско-правовой институт – институт цессии, закрепленный в Главе 24 «Перемена лиц в обязательстве» ГК РФ.

Использование механизма новации и цессии при осуществлении централизованного клиринга лишь подчеркивает сложность рассматриваемого правового явления.

Отдельного внимания заслуживает полномочие лица, осуществляющего функции центрального контрагента, при неисполнении или ненадлежащем исполнении участником клиринга обязательств, допущенных к клирингу. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» центральный контрагент вправе заключать договоры (например, договоры займа, РЕПО) в отношении себя лично от имени участника клиринга, определенного клиринговой организацией, без специального полномочия (доверенности), а также без согласия участника клиринга. Реализация такого права возможна в случаях и порядке, которые предусмотрены правилами клиринга, и напрямую связана с возникающими у центрального контрагента рисками. Будучи единым кредитором для всех должников и единым должником по отношению ко всем кредиторам, центральный контрагент при негативном сценарии должен оперативно предпринять действия по урегулированию возникшей ситуации с добросовестным участником.

При размещении ценных бумаг на организованных торгах на центрального контрагента не распространяются ограничения на заключение договоров с участниками торгов, установленные п. 1 ст. 27.6 ФЗ «О рынке ценных бумаг». К центральному контрагенту не применяются положения федеральных законов:

– о порядке совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по приобретению 30 и более процентов акций открытых акционерных обществ;

– об изъятиях ограничительного характера для участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

– о раскрытии информации лицом, которое приобрело либо косвенно получило возможность распоряжаться определенным процентом голосов по размещенным обыкновенным акциям акционерного общества.

В случае осуществления клиринга с участием центрального контрагента закон содержит императивное требование о том, что исполнение обязательств, допущенных к клирингу, должно обеспечиваться индивидуальным и (или) коллективным клиринговым обеспечением. Условия соглашения об индивидуальном и (или) о коллективном клиринговом обеспечении должны содержаться в правилах клиринга (ч. 2 ст. 22 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). Выполнение данного требования является одним из ключевых в системе управления рисками при осуществлении централизованного клиринга.

Более подробно порядок осуществления клиринга с участием центрального контрагента определяется правилами клиринга клиринговой организации, которые, в частности, могут предусматривать:

– случаи и порядок распределения между участниками клиринга убытков центрального контрагента, возникших в связи с осуществлением последним своих функций;

– случаи ограничения размера ответственности центрального контрагента за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, включенных в клиринговый пул;

– максимальный размер ответственности центрального контрагента, в том числе в зависимости от вида имущества, являющегося предметом указанных обязательств;

– порядок удовлетворения сумм требований участников клиринга, превышающих максимальный размер ответственности центрального контрагента.

Очевидно, что способность центрального контрагента брать на себя риски неисполнения обязательств по совершенным другими участниками клиринга сделкам должна обеспечиваться высоким уровнем его кредитоспособности. Такой уровень достигается за счет особых требований, предъявляемых к деятельности центрального контрагента.

Согласно нормам ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» в качестве центрального контрагента может выступать юридическое лицо в форме хозяйственного общества, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющееся одной из сторон всех договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул. Функции центрального контрагента могут осуществлять клиринговая организация, а также кредитная организация, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций. При этом лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, не вправе привлекать иных лиц для осуществления своих функций, прав и исполнения своих обязанностей.

О правовом статусе клиринговой организации было сказано выше.

Что касается кредитных организаций, то требования к их созданию и деятельности весьма высоки и подробно регламентируются банковским законодательством. Например, согласно ст. 11.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» минимальный размер собственных средств (капитала) кредитной организации должен быть не менее 180 млн руб. При этом в целях обеспечения своей финансовой надежности кредитная организация обязана соблюдать обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», организовывать внутренний контроль, предоставлять отчетность и т. д.

Кредитная организация выполняет функцию центрального контрагента на основании заключаемого с клиринговой организацией договора об осуществлении функций центрального контрагента, определяющего обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга. Заключение указанного договора означает присоединение такой кредитной организации к правилам клиринга. Плата за определение подлежащих исполнению обязательств и подготовку документов (информации), являющихся (являющейся) основанием прекращения и (или) исполнения обязательств, с кредитной организации, осуществляющей функции центрального контрагента, может не взиматься. Согласно ч. 6 ст. 4 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Его действие прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента.

При совмещении лицами функции центрального контрагента с иными видами деятельности нормами ст. 5 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» установлены определенные ограничения. В частности, при совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента (ч. 5). Кредитная организация, осуществляющая функции центрального контрагента, не вправе осуществлять операции по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (ч. 9).

В целом появление в законе и на практике механизма центрального контрагента на российском рынке ценных бумаг является долгожданным и знаковым событием. Можно предположить, что его присутствие вскоре станет таким же привычным и неотъемлемым атрибутом рыночной инфраструктуры, каким длительное время являлся механизм полного предварительного обеспечения (режим Т+0) на организованных торгах ЗАО «ФБ ММВБ». На актуальность института центрального контрагента косвенно указывает законодательное требование о необходимости закрепления в правилах клиринга условия, что клиринг осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга.

В целях формирования комплексного представления о субъектном составе клиринговых правоотношений и месте клиринговой деятельности, которое она занимает на организованном рынке ценных бумаг, приведем перечень лиц, с кем клиринговые организации вступают в правоотношения.

1. Участники клиринга, клиринговые брокеры, центральные контрагенты – это лица, о которых было сказано выше.

2. Клиенты участников клиринга. Клиринговая организация формально не вступает в правоотношения с клиентом участника клиринга, хотя ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» содержит положения, касающиеся порядка учета денежных средств клиента участника клиринга во внутреннем учете клиринговой организации (ч. 3 ст. 16) и учета имущества клиента участника клиринга, являющегося индивидуальным клиринговым обеспечением (ч. 3 ст. 23). Более того, согласно п. 3.2 «Положения о требованиях к клиринговой деятельности», утвержденного Приказом ФСФР России от 11 октября 2012 г. № 12–87/ пз-н, по требованию участника клиринга клиринговая организация осуществляет регистрацию клиентов участника клиринга и (или) клиентов клиента участника клиринга. При регистрации участников клиринга, клиентов участников клиринга, клиентов клиента участника клиринга клиринговая организация присваивает указанным лицам уникальные коды, позволяющие идентифицировать этих лиц. Такие коды содержат регистрационные данные лиц (например, ИНН – для юридических лиц; документ, удостоверяющий личность – для физических лиц). Положения о взаимоотношениях между клиринговой организацией и клиентом участника клиринга более содержательно раскрываются в правилах клиринга. Так, «Правила клиринга ЗАО АКБ „Национальный клиринговый центр“ на рынке ценных бумаг» (в ред. от 06 ноября 2013 г.) не только отдельно выделяют данную категорию лиц в глоссарии (ст. 1), но и содержат положения о торговых счетах клиентов участника клиринга, о порядке их регистрации и предоставления отчетов по сделкам, принятым в клиринг, и другие.

3. Организатор торговли. Об обязательственных отношениях между организатором торговли и клиринговой организацией законодательство напрямую не упоминает. Они могут и не возникать, если по итогам организованных торгов клиринг не осуществляется. При наличии таких отношений законодательство содержит перекрестные нормы о том, что: а) клиринговая организация обязана обеспечить раскрытие на своем сайте перечня организаторов торговли, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется данной клиринговой организацией (ст. 19 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»); б) организатор торговли в правилах организованных торгов должен указать наименование клиринговой организации, если по итогам организованных торгов осуществляется клиринг (ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об организованных торгах»). Заключаемый между клиринговой организацией и организатором торговли договор, очевидно, является договором о возмездном оказании услуг, общие положения о котором содержатся в нормах гражданского права. В роли исполнителя в данном случае выступает клиринговая организация, а в роли заказчика – организатор торговли. Подробный порядок взаимодействия между клиринговой организацией и организатором торговли содержится в правилах клиринга и правилах торгов соответственно. При этом законодательство допускает совмещение клиринговой деятельности и деятельности по организации торговли одним лицом.

4. Депозитарий. В качестве депозитария здесь выступают прежде всего расчетный депозитарий[95] и (или) центральный депозитарий[96]. Основанием для возникновения правоотношений между клиринговой организацией и депозитариями служат торговые и клиринговые счета депо, которые используются при осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу (ст. 15, 16 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). О правовом статусе данных счетов будет сказано ниже. Порядок взаимодействия клиринговой организации с депозитариями также определяется правилами клиринга и условиями осуществления депозитарной деятельности соответственно. Стоит отметить, что законодательство допускает возможность совмещения клиринговой и депозитарной деятельности (ст. 5 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», ст. 27 ФЗ «О центральном депозитарии»).

5. Кредитная организация. Клиринговые организации вступают в правоотношения с кредитными организациями по различным основаниям: а) с целью размещения денежных средств, составляющих гарантийный фонд (средства коллективного клирингового обеспечения), во вклады в кредитных организациях (п. 8 ч. 2 ст. 19 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»); б) для целей открытия торговых и клиринговых банковских счетов, которые используются при осуществлении клиринга и исполнении обязательств, допущенных к клирингу (ст. 15, 16, 19 ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»). Также стоит отметить, что клиринговые организации зачастую сами являются кредитными организациями, т. е. совмещают клиринговую деятельность с банковской деятельностью с учетом законодательных ограничений.

2.5. Способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу

Как следует из п. 1 ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В свою очередь ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» называет два способа обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в том числе централизованному: индивидуальное и коллективное клиринговое обеспечение (ч. 2 ст. 22).

Индивидуальным клиринговым обеспечением признается способ обеспечения исполнения обязательств участников клиринга, допущенных к клирингу, и (или) обязательств по уплате вознаграждения клиринговой организации и иным взаимодействующим с ней организациям (ч. 1 ст. 23). По общему правилу индивидуальное клиринговое обеспечение соответствует требованию в том объеме, который такое требование имеет к моменту его удовлетворения, включая проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, если иное не предусмотрено правилами клиринга.

Основными видами имущества, предназначенного для индивидуального клирингового обеспечения на рынке ценных бумаг, выступают денежные средства в рублях и (или) иностранной валюте, а также ценные бумаги. Дополнительно п. 4.2 «Положения о требованиях к клиринговой деятельности», утвержденного Приказом ФСФР России от 11 октября 2012 г. № 12–87/пз-н, предусматривает в качестве обеспечения иные виды имущества, которые могут использоваться главным образом на товарном рынке. При этом во всех случаях имущество, обремененное залогом, не может являться индивидуальным клиринговым обеспечением.

Конец ознакомительного фрагмента.