© ЗАО «Юстицинформ», 2014
Введение
Темп развития глобального финансового рынка и оказываемое им влияние на современное общество можно сравнить с информационными технологиями. И то и другое качественно изменилось за последние 25 лет. И то и другое существует преимущественно в нематериальной форме, но всегда имеет денежную оценку. И то и другое оказывает на нас как непосредственное, так и косвенное влияние, независимо от нашего желания. И то и другое практически беспрепятственно пересекает границы и континенты. Наконец, и то и другое прекрасно поддерживает и развивает друг друга. Если финансовый рынок может служить для информационных технологий источником капиталов и инвестиций, то информационные технологии обеспечивают современную инфраструктуру рынка в виде каналов связи, баз данных, вычислительных центров, содействуют реализации популярных сегодня роботизированных методов торговли и т. д.
Все это в полной мере распространяется и на современный российский рынок ценных бумаг, где все элементы инфраструктуры осуществляют свою деятельность в электронном виде, что делает ее полностью компьютеризированной и цифровой.
Термин «инфраструктура» во многом является условным. Какого-либо официально закрепленного определения в контексте рассматриваемой тематики он не имеет. При этом в юридической и экономической литературе, в официальных документах органов власти можно встретить в целом схожие его значения и словосочетания.
Так, по мнению Сергеева В. В., инфраструктура рынка ценных бумаг представлена торговыми системами и расчетно-клиринговыми и депозитарными институтами[1]. Как указывают Хабриева Т. Я. и Доронина Н. Г., к субъектам, составляющим инфраструктуру финансового рынка, относятся биржи, реестродержатели, депозитарии, расчетные палаты, клиринговые организации[2].
В среде экономистов термин «инфраструктура» связывается главным образом с торгово-расчетными институтами, которые представлены биржами и иными организаторами торговли, институтами, обеспечивающими учет прав на ценные бумаги и иные финансовые инструменты и расчеты по сделкам с ними[3]. В то же время можно встретить и расширенное толкование «инфраструктуры рынка ценных бумаг», включающее полный перечень профессиональных участников рынка ценных бумаг[4].
В документах федеральных органов исполнительной власти термин «инфраструктура» используется в сочетании со словами «рыночная» и «финансовая» и везде подразумевает ее организованный (биржевой) характер[5]. Например, как указывается в одной из одобренных Правительством РФ концепций, «центральным звеном пространства международного финансового центра (МФЦ) является рыночная инфраструктура – интегрированные между собой биржи, депозитарии и клиринговые палаты»[6].
В нашем случае «инфраструктура рынка ценных бумаг» обозначает те виды деятельности и те виды организаций, которые обеспечивают работоспособность российского организованного рынка ценных бумаг и формируют его современный облик. В этой связи в первую очередь речь идет о клиринговой деятельности и клиринговых организациях, о деятельности по проведению организованных торгов и организаторах торговли, о депозитарной деятельности и центральном депозитарии. По мнению автора, именно данные элементы – каждый в отдельности и при взаимодействии друг с другом – создают сегодня необходимые условия для работы на российском рынке ценных бумаг. Иные виды деятельности и участники рынка предметом исследования не выступают.
За последние несколько лет в отношении указанных инфраструктурных единиц был совершен законодательный прорыв. А именно, были последовательно приняты:
1. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»[7];
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-Ф3 «Об организованных торгах»[8];
3. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»[9].
В развитие данных законов в каждом случае были приняты «законы-спутники», нормы которых внесли существенные изменения в уже действующее законодательство в целях приведения его в соответствие и внедрения нововведений.
Надо сказать, что подобная череда принятия федеральных законов неслучайна.
Во-первых, 19 декабря 2011 г. завершилось объединение двух российских организаторов торговли – ММВБ и РТС. В результате был образован крупнейший в России и Восточной Европе биржевой холдинг – «Московская Биржа», ставший ведущей инфраструктурной организацией российского финансового рынка, местом реформирования и консолидации технологий.
Помимо чисто финансовых последствий (устранение биржевой конкуренции с одновременным повышением ликвидности и объема торгов, расширением инструментария, устранением дублирующих функций), появление такого «национального чемпиона» содействовало и ускорило реформу законодательной и деловой среды, а именно построение централизованной расчетно-депозитарной и клиринговой инфраструктуры. Предполагается, что «Московская Биржа» в дальнейшем станет центром саморегулирования и соучастия в развитии финансового рынка в целом.
Во-вторых, это продекларированная российскими властями нацеленность на обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, что прямо предусмотрено «Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»[10]. Для достижения намеченного Правительством РФ 11 июля 2009 г. был утвержден «План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации»[11]. Именно в рамках указанного плана были приняты вышеуказанные законодательные акты и проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности инфраструктуры национального финансового рынка. Завершив работу по их реализации, Правительством РФ 19 июня 2013 г. был утвержден новый «План мероприятий («дорожная карта»). Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации»[12], который содержит уже иные приоритетные направления и показатели.
В-третьих, существовавшая до 2012 г. инфраструктура рынка ценных бумаг объективно устарела и перестала отвечать требованиям времени. Причем как с точки зрения правового обеспечения, так и с точки зрения существовавших практик и процедур. Требования национальных профессиональных участников рынка, а также иностранных инвесторов уже значительно опережали имевшиеся возможности. В этой связи указанная стратегическая нацеленность российских властей на построение финансового центра в совокупности с процессом объединения крупнейших российских бирж придали мощный импульс давно назревшим изменениям.
В результате национальное законодательство серьезно обновилось и одновременно усложнилось, что стало следствием развития отношений, складывающихся на российском рынке ценных бумаг.
Практическое внедрение нововведений происходило поэтапно. Нормы вышеуказанных законов в полном объеме вступили в силу лишь с 01 января 2014 г. В связи с чем все участники рынка в настоящее время пребывают в ситуации освоения новых правил и вынуждены привыкать к связанным с ними изменениям. На деле речь идет в первую очередь о:
– внедрении в организованную торговлю ценными бумагами института «центрального контрагента»;
– введении «Московской Биржей» отложенных расчетов Т+ с частичным предварительным депонированием активов;
– модернизации процедур листинга ценных бумаг;
– создании и внедрении центрального депозитария;
– прямом допуске к расчетам на организованных торгах международных расчетных организаций.
Очевидно, что с учетом складывающихся на глобальном финансовом рынке условий и проявляющихся тенденций происходящие с российским рынком ценных бумаг внутренние процессы могут встречать различные оценки. Для одних это демонстрация проделанной работы по созданию международного финансового центра. Для вторых – это, образно выражаясь, «потемкинская деревня», куда не стремятся те, для кого ее строили, а именно, инвесторы (причем как внешние, так и внутренние), где «испорчен климат» и высоки риски деятельности. Для третьих же – это современный и качественно усовершенствованный механизм работы организованного рынка ценных бумаг, позволяющий осуществлять профессиональную и инвестиционную деятельность по стандартам и правилам, максимально приближенным к ведущим мировым образцам.
Может также показаться, что изменения напрямую касаются только клиринговых организаций, организаторов торговли и центрального депозитария. Действительно, основная работа по приведению своей деятельности в соответствие с действующим законодательством, а также по внедрению новых практик и процедур лежит на инфраструктурных организациях (центральный депозитарий вообще создается заново, хотя и на базе уже существующей организации).
В то же время у других участников рынка, главным образом, у дилеров, доверительных управляющих, брокеров и их клиентов, работы тоже прибавилось. Во многом именно они являются теми лицами, для которых создается новая инфраструктура рынка ценных бумаг. Именно они являются ее пользователями и получателями соответствующих услуг. В этой связи данным «услугополучателям» также требуется перенастройка внутренних бизнес-процессов: систем учета и обработки данных, торговых платформ (т. н. систем интернет-трейдинга), уточнение политики управления рисками. В силу изменившегося порядка взаимодействия с инфраструктурными организациями потребовалось внесение изменений во внутриорганизационные регламенты и договорную базу с клиентами и т. д.
Все вместе позволяет говорить о полномасштабной реформе, которая происходит в настоящее время, и свидетелями которой мы являемся. Безусловно, она требует отдельного понимания и анализа.
Учитывая дефицит полноценных работ по проблемам правового регулирования рынка ценных бумаг, обозначенная тематика в ее текущем виде представляется вообще малоисследованной. Во многом это связано с быстротой развития отношений на финансовом рынке и отставанием от них законодательства, которое постоянно находится в положении «догоняющего».
В этом смысле данный материал является попыткой автора восполнить имеющийся пробел и раскрыть с точки зрения правовых основ то положение дел, которое складывается сегодня на российском рынке ценных бумаг в ре зультате реформирования его инфраструктуры.
Работа представляет собой научно-практический комментарий к действующему законодательству о клиринге и клиринговой деятельности, об организованных торгах, о центральном депозитарии. При ее написании автором были поставлены задачи разобраться в произошедших законодательных изменениях, определить их практическое применение, выявить связанные с этим актуальные проблемы и тенденции. Вместе с тем, очевидно, что полноценную и всестороннюю оценку этим явлениям в силу их новизны и некоторой неопределенности юридическая наука и практика только еще должны дать.
Структура работы представлена четырьмя главами. Первая глава раскрывает общую предысторию вопроса и предоставляет читателю обзорную информацию о текущем состоянии российского рынка ценных бумаг, помогая сформировать представление о том, кто и насколько активно выступает сегодня пользователем складывающейся рыночной инфраструктуры. Во второй, третьей и четвертой главах последовательно рассматриваются правовые основы тех видов деятельности, которые заявлены автором в качестве предмета исследования и которые непосредственно формируют современную инфраструктуру рынка ценных бумаг Российской Федерации.
В тексте использованы нормативные правовые акты, действующие по состоянию на 01 января 2014 г.