Вы здесь

«Советские немцы» и другие фольксдойче в войсках СС. Введение (Р. О. Пономаренко, 2014)

Введение

Накануне Второй мировой войны каждый третий немец проживал вне германских границ. Еще со времен Средневековья немецкие переселенцы переезжали в восточном направлении в поисках земли и средств существования. На новых местах поселенцы образовывали тесно связанные землячества, сохраняющие сильные родственные связи со своей родиной. Всего в мире к концу 30-х годов ХХ столетия насчитывалось около 100 миллионов немцев, из которых 20 миллионов жили в европейских странах, в основном в Центральной и Восточной Европе, и еще около 13 миллионов – на других континентах[1].

Эти проживающие за пределами Рейха немцы именовались фольксдойче (буквально – этнические немцы), в то время как немцы, жившие в Германии, назывались рейхсдойче (буквально – имперские немцы). Интересно, что автором термина «фольксдойче» считается сам фюрер и рейхсканцлер Адольф Гитлер, впервые он употребил его в 1938 году в меморандуме Рейхсканцелярии. Согласно этому документу, фольксдойче признавались немцы, родившиеся и проживающие за рубежом, люди, «чей язык и культура имеют германские корни», но которые не имеют немецкого гражданства[2].

Вопрос истории немецких этнических общин разных стран (как, впрочем, и не только немецких общин) является необычайно актуальным в наше время, когда границы между государствами стираются, расы и народы перемешиваются, а национальная идентичность все больше становится лишь главной составляющей этнических «фолькшоу» для туристов. Сейчас кажется почти невероятным, что в середине ХХ века европейцы мыслили совсем по-другому и в народном самосознании доминирующими были именно национальные категории. Пример фольксдойче в этом плане является наиболее показательным – немецкие общины, столетиями жившие вдали от родины, тем не менее сохраняли свою национальную идентичность и помнили, кто они и откуда пришли их предки. Кроме этого, работа нацистов с проживающими в других странах этническими немцами показывает, как государство должно поддерживать диаспору и использовать ее возможности – политические, экономические, культурные и военные. Последний аспект, по нашему мнению, является одним из самых главных. Использование Третьим рейхом мобилизационного потенциала фольксдойче в условиях тотальной войны является ярким примером того, как государство, строящееся на национальных принципах, стремится привлечь на военную службу людей своей национальности, проживающих в других странах. Этот опыт во многом может быть полезен и в современных условиях.

Целью работы является раскрытие особенностей службы этнических немцев в войсках СС, попытка определить их численность, выявление вклада фольксдойче в расширение и развитие войск СС. Сразу заметим, что под фольксдойче мы понимаем этнических немцев, которые на момент начала Второй мировой войны являлись гражданами других государств, а не немцев, рожденных за рубежом, а затем еще до войны переехавших в Германию и принявших гражданство. Хронологические рамки исследования – 1939–1945 годы.

Стоит заметить, что обычно исследователи не уделяют должного внимания обозначенной проблеме, в основном сосредоточиваясь на истории иностранных добровольцев в войсках СС, а об этнических немцах упоминая лишь вскользь, ограничиваясь констатацией общеизвестных фактов и не слишком внятной статистики. Мы же попытаемся комплексно восполнить этот пробел. Однако с учетом того, что информации по проблеме крайне мало, первоначально мы считаем целесообразным сделать краткий обзор источников и историографии по заявленной теме.

Документальную основу исследования составили архивные документы фондов трофейной немецкой документации, хранящиеся в Национальном архиве США и в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины в городе Киеве. Многие из этих уникальных документов впервые вводятся нами в научный оборот. Также в работе мы использовали уникальные документальные материалы из частных архивов автора, американского исследователя Д.П. Мура и российского историка К.К. Семенова.

Сама по себе история фольксдойче в войсках СС еще не становилась объектом специального исследования. Однако тема взаимоотношений фольксдойче с Третьим рейхом неоднократно поднималась в исторических работах. Наибольшей известностью в этом плане пользуется монография латвийского историка О. Луманса «Himmler’s Auxiliaries: The Volksdeutsche Mittelstelle and the German National Minorities of Europe, 1933–1945», в которой он рассматривает историю связей Третьего рейха с этническими немцами, приводит массу малоизвестного фактического материала и вводит в научный оборот множество редких документов. Автор детально анализирует деятельность «Фольксдойче Миттельштелле», подает историю взаимоотношений Рейха с немецкими общинами в разных странах. Некоторое внимание О. Луманс уделил и вопросу вербовки фольксдойче в войска СС, однако именно этот аспект в его книге освещен сравнительно коротко. Исходя из этой точки зрения, его работу никак нельзя назвать исчерпывающей.

Большое значение для изучения вопроса участия этнических немцев из восточноевропейских стран в войсках СС имеют исторические исследования, носящие региональный характер. В частности, о словацких фольксдойче пишут в своих работах историки М. Шварц и М. Аксворти, о сербских и хорватских – П. Касагранд и Д. Лепре. При этом если в книге Д. Лепре фольксдойче упоминаются лишь в общем контексте, то П. Касагранд в своей книге «Die Volksdeutsche SS-Division Prinz Eugen» уделил им основное внимание. Правда, его работа носит скорее характер не глубокого исторического исследования, а общий, но несмотря на это она представляет значительный интерес.

Что касается Венгрии, то здесь отдельно следует выделить фундаментальную монографию Р. Пенча, посвященную истории 31-й добровольческой гренадерской дивизии СС, которая как раз и была сформирована из венгерских фольксдойче. В этой очень серьезной и качественной работе приводится огромное количество малоизвестного фактического материала, ветеранских интервью и архивных документов.

Среди работ общего плана о войсках СС важный фактический материал был почерпнут нами из книг немецкого историка Р. Михаэлиса, посвященных различным частям войск СС – от кавалерийских до панцер-гренадерских и танковых. В основном его работы представляют собой сборник документов и воспоминаний ветеранов войск СС, плюс краткая общая и иногда статистическая информация без серьезного научного анализа. Однако в его книгах приводится очень хороший фактаж, что придает им определенную ценность для исторических разработок. Интересную информацию можно найти и в книгах, посвященных боевому пути той или иной дивизии или части войск СС, в которых проходили службу этнические немцы – это истории дивизий СС «Принц Евгений», «Хандшар», «Гетц фон Берлихинген», «Хорст Вессель», «Карстъягер», полка СС «Дер Фюрер» и других. Вопросы истории участия фольксдойче из разных стран в немецких военных усилиях в годы войны неоднократно поднимал в своем многотомном фундаментальном исследовании «Foreign Legions of Third Reich», посвященном участию иностранных граждан в военных усилиях Третьего рейха, известный британский историк Д. Литтлджон. Много внимания уделил этой проблеме и голландский историк Л. Де Йонг, чья книга «Немецкая пятая колонна во Второй мировой войне» была переведена на русский язык еще в 50-е годы.

Среди общих работ, посвященных истории СС, полезной была известная книга немецкого автора Х. Хене «Черный орден СС», где рассматривается история предвоенных взаимоотношений СС и фольксдойче и содержится несколько интересных фактов, а также работа Р. Лумсдена «Himmler’s Black Order. A history of the SS 1923–1945», где приводится статистическая информация касательно численности фольксдойче в войсках СС.

Важная информация была почерпнута нами в справочных изданиях. Прежде всего, здесь имеются в виду биографические и документальные справочники американского исследователя М. Йергера, содержащие огромное количество уникальнейшей информации. Также полезными были биографические справочники Ф. Бергера (посвящен кавалерам Рыцарского креста и Золотой пряжки за ближний бой), М. Миллера (посвящен высшему генералитету СС) и Ф. Маклина (посвящен офицерам СС, служившим в концентрационных лагерях). Отдельно хотелось бы выделить справочные работы американских авторов Р. Бендера и Х. Тейлора, посвященные истории и униформе войск СС, которые хотя и были опубликованы несколько десятилетий назад, однако до сих пор не потеряли своей актуальности. Что касается российских авторов, то немаловажное значение для изучения истории Третьего рейха имеют справочные издания К.А. Залесского.

На постсоветском пространстве тема фольксдойче также привлекает внимание исследователей. Среди работ украинских историков следует выделить статью М. Коваля и П. Медведка. Ну и, конечно же, нельзя забыть труды известного советского, а впоследствии и российского историка М.И. Семиряги, посвященные истории антифашистской борьбы, функционированию нацистского оккупационного режима в европейских странах, а также природе и типологии европейского коллаборационизма.

Полный список источников и литературы, использованных автором в работе над книгой, приводится в конце работы.

Исходя из историографического обзора, наша работа может претендовать на первое более или менее комплексное исследование истории этнических немцев в войсках СС, восполняя существующие пробелы в истории Второй мировой войны. Вместе с тем автор будет благодарен за любые замечания, дополнения, а также за корректировку представленной в книге информации.

Исследование выполнено в рамках организованного нами общественного исторического проекта «Судьбы России, Украины и Европы в первой половине ХХ века»[3].

Автор выражает глубокую благодарность за предоставленные ценные документы, материалы и оказанную поддержку во время работы над книгой Джону П. Муру (США), Бегляру Новрузову (Москва, Россия), Константину Семенову (Москва, Россия), Андрею Самцевичу (Владимир, Россия).