Вы здесь

Советская фотография. 1917–1955. Фотография революции и Гражданской войны (Валерий Вальран, 2016)

Фотография революции и Гражданской войны

Февральскую революцию 1917 года и события, последовавшие за этим в Петрограде, Москве, других городах и на фронте, снимали многие фотографы. На снимках январские очереди за хлебом в Петрограде и расстрел рабочей демонстрации в феврале, переход военных формирований на сторону демонстрантов в Петрограде и вооруженное восстание, шествие по Невскому проспекту с красными флагами военных подразделений, перешедших на сторону Временного правительства, баррикады на Литейном проспекте, присяга войск Временному правительству на фронте, демонстрации в поддержку революции и Временного правительства в Москве, Тбилиси, Харькове, Киеве, Владивостоке.

Интересно, что фотографы революции – Петр Оцуп, Яков Штейнберг, Виктор Булла, работавшие в различных журналах в 1917 году, снимали как социалистические манифестации, так и ликвидацию большевистского заговора. Они делали фоторепортажи текущих событий – заседаний правительства и демонстрации против этого правительства. Например, «Нива» публикует в сентябрьском номере фоторепортаж Петра Оцупа о поездке А. Ф. Керенского и военного министра в Ставку, а в ноябрьском номере печатает того же автора серию «Красная гвардия» о большевистском перевороте в Петрограде. М. Наппельбаум создает в 1917 году портреты членов Временного правительства, а в 1918 году – лидеров большевистского правительства.

Штурм Зимнего дворца 7 ноября (25 октября) 1917 года запечатлел Иван Кобозев. На снимке панорама Дворцовой площади, снятая с верхней точки. Примерно 70 штурмующих солдат со стороны арки Главного штаба бегут к центральным воротам Зимнего дворца. Возглавляет штурмующих броневик или бронемашина – в сумерках не разобрать, поскольку штурм начался в 21.40 и было уже достаточно темно. У самых ворот дворца еще один броневик в облаке дыма. Впервые эта фотография была опубликована в 1922 году в сборнике «5 лет власти Советов».

Среди защищавших дворец не было убито ни одного человека, но 6 штурмующих «подорвались на гранате неизвестной системы по причине личной халатности и неосторожности». Через несколько часов Временное правительство было арестовано. Утром 8 ноября (26 октября) И. Кобозев снял у дворца толпу мирных горожан, пришедших поглазеть на последнее убежище Временного правительства. Судя по всему, этому эпизоду революции в тот момент не придавалось особого значения, поэтому не были посланы фоторепортеры для его фиксации. Позднее, когда революция мифологизировалась, штурм Зимнего был представлен в живописи и кино, опираясь в основном на фотографии И. Кобозева и воспоминания участников.

Основные события революции разворачивались в Смольном на Втором съезде Советов солдатских и рабочих депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года. Из фоторепортеров туда допустили только Петра Оцупа. Однако имеющиеся фотографии этого события весьма невнятные, и трудно поверить, что они сделаны одним из лучших русских фотожурналистов того времени. Остается предположить, что либо Оцуп по каким-то причинам не снимал съезд, либо отснятые негативы были уничтожены.

Гораздо презентабельней снимки, сделанные у Смольного в эти дни. На фотографии П. Оцупа на крыльце Смольного стоят пушки и вооруженные солдаты, защищающие Военно-революционный комитет. На снимке Я. Штейнберга пикет Красной гвардии проверяет пропуска у входа в Смольный. Замечательна безымянная фотография – на заднем плане крыльцо Смольного, а на переднем плане – броневик, облепленный вооруженными рабочими, солдатами и матросами, защищающими революционное правительство.

Основной блок фотографий революционных событий в Петрограде в 1917 году ограничивается митингами, демонстрациями и уличными сценами с вооруженными людьми.

Гражданскую войну снимали все участники событий – англичане в Мурманске и Архангельске, фотографы Белого движения и Красной армии. Западные корреспонденты снимали в России голод, разруху, бездомных, беспризорных детей, уличные барахолки, тела умерших от голода в Поволжье, беженцев, парады Красной армии в Москве.

Фотографы Белого движения оставили портреты генералов и офицеров, групповые портреты, военные части на боевых позициях и на марше, военную технику и боевые операции, трупы умерших и замученных большевиками. Фотографы Красной армии снимали те же сюжеты, только по другую сторону фронта. В одном случае, это Корнилов, Деникин, Колчак и их армии, в другом – Буденный, Фрунзе, Тухачевский. Фотографии Гражданской войны, за исключением постановочных портретов, в основном любительские и анонимные. По-видимому, это связано с тем, что в этот период разрухи практически не было иллюстрированной прессы, и, соответственно, профессиональные репортеры не работали на фронте.

Правительство большевиков понимало важность пропаганды, в том числе и наглядной агитации. В 1918 году Народный комиссариат просвещения создал фотокинокомитеты в Москве и Петрограде, а в них отделы фотосъемки текущих политических событий, где работали десятки фотографов. В архивах находятся 12 тысяч негативов, снятых в то время, на основе которых готовились подборки снимков для воинских частей, агитпунктов, рабочих клубов, агитфотовитрин для всеобщего обозрения на улицах и площадях. К сожалению, в своем большинстве они анонимны.

Октябрьскую революцию и Гражданскую войну снимали многие, но осталось лишь несколько имен – Петр Оцуп, Виктор Булла, Яков Штейнберг, Петр Жуков, Алексей Савельев, Петр Новицкий, Лев Леонидов, Григорий Гольдштейн, Александр Дорн. Все они представители традиционной регистрирующей фотографии, для которой документальность и беспристрастность превыше всего.

В 1918 году в Петрограде был организован Высший институт фотографии и фототехники как учебное, научно-промышленное и культурно-просветительское учреждение, призванное готовить фотохимиков, художников-фотографов, инженеров-полиграфистов, специалистов по фотографической оптике[4]. Это было первое в Европе высшее учебное заведение, готовящее исключительно фотографов и специалистов для фотографической промышленности.


Виктор Булла[5] получил известность во время Русско-японской войны, когда его военные репортажи печатались в журналах «Нива» и «Искры» и перепечатывались затем во многих русских и зарубежных изданиях. В еженедельнике «Летопись войны с Японией» опубликованы более 175 фотографий Виктора Буллы. Несмотря на свою молодость, а ему было чуть больше 20 лет, он показал себя блистательным военным фоторепортером. Он снимал прибытие войск на фронт, работу военных медиков, русскую кавалерию, артиллерию и пехоту в боях и в перерывах между боями. Он делал панорамные снимки, где тысячи бойцов продвигаются в долине между гор, и сцены, снятые крупным планом, групповые постановочные портреты воинов и репортажи из операционной военного госпиталя. Опыт, приобретенный у своего отца, Виктор в полной мере использовал на полях сражений.

После войны В. Булла работал в ателье отца. Затем увлекся кинохроникой и вместе с братом Александром снял несколько десятков документальных и хроникальных фильмов, а также экранизировал в короткометражках русскую классику. С началом Первой мировой войны В. Булла вернулся в фотографию и снимал боевые действия русской армии в качестве военного корреспондента. Опыт кинооператора позволил ему более чутко относиться к движению и делать кадр более динамичным. Особенно удавались Виктору Булле съемки массовых мероприятий – перемещение войск, смотры, парады, демонстрации, митинги, шествия.

Он также снимал события Февральской и Октябрьской революций. Мероприятия, связанные с похоронами жертв революции, он запечатлел на кинопленку – «Торжественные похороны жертв великой революции на Марсовом поле 23 марта 1917 г.». В фильме представлено шествие траурных процессий на Невском проспекте. По одной стороне проспекта проходят колонны участников траурной церемонии с транспарантами и флагами, по другой стороне несут гробы с погибшими. Далее на Марсовом поле гробы подносят к братской могиле в окружении колонны манифестантов с транспарантами. В траурных мероприятиях принимают участия члены Временного правительства, градоначальник, общественные деятели.

Некоторые из фотографий этого периода стали знаменитыми. Один из снимков – расстрел мирной демонстрации Временным правительством 4 июля 1917 года на углу Невского проспекта и Садовой улицы с крыши дома – получил всемирное признание. Его сначала напечатали в зарубежной прессе, а затем и в российской.

Виктор Булла снимал Ленина на съездах РКП(б) в 1919–1921 годах, сделал фотопортреты партийных руководителей, включая И. Сталина, Г. Зиновьва, Л. Каменева.

На городской выставке 1924 года он получил первую премию – серебряные часы на мраморной подставке. В 1925 году вместе с партийной делегацией ездил в Германию.

В 1924 году Виктор вместе с братом Александром снял наводнение в Ленинграде, по этим снимкам было выпущено две серии открыток «Наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924», тиражом 50 тысяч. Это замечательная тематическая серия, показывающая как глобальные последствия наводнения, так и камерные сцены борьбы с ним конкретных людей.

На выставке «Советская фотография за 10 лет» в 1928 году Виктор вместе с братом Александром получил почетный диплом. В этом же году Александр был арестован (умер на Соловках в 1934 году).

В 1930-е годы Виктор передал в Государственный архив более 130 тысяч негативов династии Буллы.

В 1938 году по доносу коллеги Виктор был арестован, обвинен в шпионаже и расстрелян. Вплоть до перестройки фотографии Карла Буллы и его сыновей печатали как анонимные – без указания фамилии, поскольку Карл Булла эмигрировал, а Александр и Виктор были осуждены советским законом.


Петр Оцуп[6] стал фотокорреспондентом журнала «Огонек» в 1900 году. Ему было тогда 17 лет. Затем работал в журналах «Нива», «Родин а», «Искры», «Солнце России». В то время это были лучшие отечественные иллюстрированные журналы.

Как военный фотожурналист, П. Оцуп проявил себя в Русско-японской войне, где он снимал в осажденном Порт-Артуре для журнала «Летопись войны 1904–1905 гг.». Во время Первой мировой войны его снимки с полей сражений печатали многие журналы. Ему позволили снять императора Николая II во время пребывания в Ставке Верховного главнокомандующего, что говорит о высоком официальном статусе фотографа.

Русскую революцию 1905–1907 года Петр Оцуп не только снимал, но и был ее участником, за что подвергся репрессиям. До революции 1917 года сделал фотопортреты крупнейших представителей русской культуры – Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, И. Репина, М. Нестерова, Ф. Шаляпина, Л. Собинова, С. Рахманинова, М. Савиной, В. Серова и многих других. Некоторые из этих портретов были показаны на его персональной выставке в Петербурге в 1911 году. Он снял фоторепортаж похорон Льва Толстого.

В 1917 году он фотографировал хронику событий в Петрограде – уличные беспорядки, митинги и демонстрации, переход власти к Временному правительству.

В июле 1917-го П. Оцуп исполняет заказной портрет М. Калинина, избранного городским головой Петрограда. По-видимому, по его протекции, он попадает в Смольный, а потом и в Кремль. Он сопровождает Калинина в ежегодных поездках в родную деревню и после каждой остается фоторепортаж, который закладывает основы советской фотокартины – «Калинин и дети», «Калинин на сенокосе».

В дни Октябрьского вооруженного восстания он был единственным из фотографов на II съезде Советов в Смольном. Вместе с правительством он переезжает в 1918 году из Петрограда в Москву и становится кремлевским фотографом. Большую известность получили сделанные им снимки В. И. Ленина. «Портрет В. И. Ленина» (16 октября 1918 г.) послужил оригиналом для изображения вождя на советских денежных знаках и марках. Другая фотография «В. И. Ленин в своем кабинете в Кремле» (Москва, 4 октября 1922 г.) является одной из последних фотографий В. И. Ленина в своем кабинете. По ней осуществлялась реконструкция обстановки кабинета вождя в период организации музея-квартиры в Кремле. Не менее известной является фотография П. Оцупа «В. И. Ленин с “Правдой”» (1919). В 1947 году на своей персональной выставке фотограф выставил 36 портретов Ленина, снятых в 1918–1924 годах.

На фронтах Гражданской войны П. Оцуп сделал фоторепортажи боевых действий, походной жизни, рейдов Первой конной армии и создал портреты видных советских военачальников – С. Буденного, М. Фрунзе, К. Ворошилова.

В 1919–1935 годах П. Оцуп работал заведующим фотостудией Реввоенсовета республики, фотографии ВЦИК, руководил фотостудией ВЦСПС. В эти годы он снимал заседания различных съездов, конференций, торжественные парады и демонстрации на Красной площади, крупнейшие стройки периода индустриализации. Создал фотопортреты революционеров и руководителей СССР – К. Цеткин, Э. Тельмана, М. Калинина, И. Сталина, Я. Свердлова, В. Куйбышева, С. Кирова, В. Молотова, Ф. Дзержинского, Н. Крупской. Его снимки публиковались в газетах «Правда», «Известия», «Красная звезда», журналах «Коммунистический интернационал», «Красная нива», «Красная панорама», «Советское фото», «Огонек», книгах и учебниках истории.

«Задачей Оцупа – фотографа правительства – было создание парадных портретов деятелей советского государства. Портреты делались в рабочих кабинетах и в ателье фотографа на фоне нейтральных задников. Во многих работах Оцупа-портретиста особое значение имеет ретушь на негативе. Фотограф применяет этот старинный прием фотоателье для создания идеализированных портретов. Нереальная гладкость и округлость щек немолодых военачальников и отсутствие морщин на лбу государственных мужей превращают их в архетипических героев народной культуры, над которыми не властно время… Творчество Петра Адольфовича Оцупа создавало преемственность между высокопрофессиональной школой студийных фотографов России конца XIX начала – XX века и школой официальной репортажной и портретной фотографии Советской России 1930–1960-х гг. И хотя среди его непосредственных учителей нет крупнейших имен истории российской фотографии XIX в., учеба и профессиональное становление Оцупа в С.-Петербурге – Петрограде оказали огромное влияние на классицизирующий стиль его фотографии» (И. Чмырева).

В годы Великой Отечественной войны П. Оцуп сделал серию снимков «Урал кует оружие победы», выполненных на уральских оборонных предприятиях.

Первая персональная выставка мастера состоялась в 1911 году. Затем были выставки в 1940, 1947, 1956 и в 1958 году. Последняя приурочена к 75-летию со дня рождения фотографа.

За шестьдесят лет творчества Оцупом было создано около 40 тысяч негативов. В 1947 в связи с пятидесятилетием творческой деятельности П. Оцуп был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1962 – орденом Ленина.


Яков Штейнберг (1880–1942) начал публиковать свои фотографии в 1902 году. В 1913 году его снимки печатает лучший иллюстрированный журнал «Солнце России». В Первую мировую войну он делал фронтовые фоторепортажи. Во время Февральской революции снимал уличные беспорядки, манифестации и шествия, забастовки и баррикады, военные полки, перешедшие на сторону Временного правительства, вооруженные отряды студентов-милиционеров на улицах Петрограда. Сделал фоторепортаж похорон жертв Февральской революции на Марсовом поле 23 марта 1917 года. В дни Октябрьской революции Я. Штейнберг фотографировал Смольный и его защитников, уличные патрули. После Гражданской войны работал в первых советских журналах – «Пламя» и «Юный пролетарий», где печатал фоторепортажи о событиях в Петрограде, его производственной и культурной жизни. В 1923-м организовал и возглавил Общество художественной и технической фотографии в Петрограде. В 1924 году на фотографической выставке в залах Академии художеств экспонировал 300 работ. В конце своей жизни Яков Штейнберг передал в Ленинградский архив кинофотофонодокументов более шести тысяч негативов. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.


Павел Жуков[7] открыл свое первое фотоателье в Петербурге в 1903 году. До революции он создал фотопортреты выдающихся деятелей русской культуры, которыми иллюстрировали учебники. Это – Л. Толстой, А. Чехов, А. Куприн, П. Чайковский, А. Рубинштейн, С. Боткин, И. Сеченов. Он безоговорочно принял революцию и был назначен главным фотографом политуправления Петроградского военного округа, фотографировал командиров и политработников Красной армии. В 1920 году был направлен в Москву для съемки государственных деятелей и военачальников. Павел Жуков снял всем известный фотопортрет Ленина в 1920 году. Пожалуй, это один из лучших студийных портретов ленинианы. Существует версия, что он был знаком с Владимиром Ильичем еще по Симбирску. Тогда же им были сделаны портреты Луначарского, Чичерина, Калинина. На его портретах, выполненных в пикториальной манере, вожди революции выглядят умными, интеллигентными, а иногда и романтичными. Снимал Гражданскую войну. Позже делал фоторепортажи с корабельных верфей и металлургических заводов Ленинграда, освещал строительство Волховской ГЭС. Перед войной Жуков сдал свои негативы в Ленинградский Государственный архив кинофотофонодокументов.


Петр Новицкий[8] – ученик киевского пикториалиста, основателя общества «Дагер» Николая Петрова. Его снимок «Утро» был помещен в журнале «Вестник фотографии» (1910 № 3) с посвящением учителю. Новицкий всю жизнь совмещал деятельность кинооператора и фотожурналиста. Как кинооператор, снимал Балканскую и Первую мировую войну. Был три раза ранен. Февральскую революцию 1917 года фотографировал в Москве, а Октябрьскую – в Петрограде и Москве. Во время Гражданской войны он сопровождал делегацию РСФСР на переговорах с Радой в Киеве (июнь 1918), затем участвовал в восьмимесячной поездке М. Калинина на агитпоезде «Октябрьская революция» (1919).

Его снимки В. Ленина, Н. Крупской, М. Ульяновой, М. Калинина вошли в золотой фонд фотохроники революции.

С 1922 по 1931 П. Новицкий работает как кинооператор, но параллельно продолжает делать фоторепортажи. В 1927–1928 в журнале «Советское фото» было опубликовано более 30 его работ. С 1929 года начинается арктическая эпопея Петра Новицкого. Он был в четырех экспедициях под руководством О. Ю. Шмидта. В первых двух он снимал как кинооператор, а в других – на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1934) – как фоторепортер. За участие в последней экспедиции он был награжден, а его фотографии вошли в двухтомник «Поход “Челюскина”» (1934). В 1937 году на Первой всесоюзной выставке фотоискусства мастер экспонировал фотографии арктических серий. Арктические работы были представлены на фотосалонах в Париже, Лондоне, Вене, а в Антверпене в 1939 его фото «Ночь в Арктике» получило Большую серебряную медаль.


Моисей Наппельбаум[9], пожалуй, единственный из чистых портретистов, кто оказался среди фотографов революции благодаря созданию канонических портретов большевистских лидеров в первые послереволюционные годы. Он приехал в Петербург в 1910 году, открыл свое портретное ателье на Невском проспекте, выполнял заказы для журнала «Солнце России». К пятидесятилетию Петербургской консерватории сделал серию портретов музыкантов-профессоров, которые были опубликованы в журнале и привлекли внимание к фотографу. В короткое время он стал самым модным фотографом в столице империи, а следовательно и в России. У него фотографируются выдающиеся деятели русской культуры.

Стилистически Моисей Наппельбаум, несомненно, был близок к пикториалистам, но никогда не декларировал свою принадлежность к этому направлению, впрочем, как и к другим группам и течениям в фотографии. Он делал психологический и художественный портрет, подчеркивал уникальность портретируемого, размывал и прорабатывал фон на негативе, долго и мучительно искал соответствующую позу, увеличивал или уменьшал резкость изображения, выставлял специальным образом сконструированный им осветительный прибор с мощным источником света. «К чему сводилось освещение «рембрандт» в фотографии? Резкое боковое или заднее освещение, пучок лучей, направленных на лицо, руки или часть фигуры. Вот и всё» (М. Наппельбаум). Если конструктивистские фотографы использовали диагональную композицию, то М. Наппельбаум добивался динамики кадра боковым освещения за счет яркого света и глубоких теней.

В январе 1918 года по заданию редакции Наппельбаума пригласили в Смольный сделать портрет В. Ленина. Снимок оказался настолько удачным, что ему поручили портреты вождей революции и руководителей государства для массового тиража в пропагандистских целях. Помимо портрета В. Ленина, снял Л. Троцкого, И. Сталина, Я. Свердлова, Л. Каменева, А. Зиновьева, Ф. Дзержинского, В. Куйбышева, А. Луначарского, Н. Крупскую. Когда правительство переехало из Петрограда в Москву, то при посредничестве Я. Свердлова М. Наппельбаум организует при ВЦИКе первую государственную фотографию. Он живет на два города и снимает в своей манере, с одной стороны, лидеров большевистского правительства, а с другой – деятелей культуры, многие из которых скептически относились к советской власти. Большинство представителей Серебряного века, а также деятелей культуры и науки 1920–1930-х годов мы знаем по каноническим портретам М. Наппельбаума. Некоторых поэтов – А. Блока, С. Есенина – он фотографировал при жизни и сделал посмертные снимки.

«Несомненно, архаизирующий, в сущности, язык Наппельбаума, чуть оживленный и осовремененный символизмом, декадентством и эстетством Серебряного века, был во сто крат милее консервативному художественному вкусу большевистского руководства, нежели авангардистские эксперименты Родченко с Лисицким» (А. Толстова). Партийных руководителей М. Наппельбаум снимал неоднократно. У него несколько портретов В. Ленина, один из них почти графический, другой – «акварельный». Сталина он снимал на протяжении двух десятилетий – анфас и в профиль, головные и погрудные фото. В 1934 году он снял И. Сталина в полный рост – монумент самому себе.

Впрочем, портреты партийной номенклатуры – лишь незначительная часть творческого наследия автора. Он сделал несколько фотопортретов А. Ахматовой, много раз снимал Б. Пастернака, С. Эйзенштейна, В. Мейерхольда, В. Немировича-Данченко. В 1930– 1940-х годах по заказу Академии наук создал огромную серию портретов советских академиков.

Среди его моделей, как революционеров, так и деятелей культуры, впоследствии оказалось множество врагов народа и опальных – расстрелянных, репрессированных и просто попавших в немилость. Эти портреты изымались из публичной сферы, а знакомство с ними рассматривалось как преступление. Собственно, это инкриминировалось дочери Наппельбаума Иде, которая получила 10 лет лагерей. К самому фотографу власти были благосклонны на протяжении всей его жизни.

В 1918 году при содействии А. Луначарского проводится персональная выставка Моисея Наппельбаума в Аничковом дворце в Петрограде в связи с пятидесятилетием фотографа. В 1935 в связи с полувековым творческим юбилеем была проведена вторая персональная выставка в Москве, на которой он выставил 400 портретов. В этом же году ему было присвоено звание заслуженного артиста республики, чего не удостаивался ни один фотограф. В 1946 и в 1955 годах прошли третья и четвертая персональные выставки в Москве. Последняя была посвящена 85-летию художника.

Умер Моисей Наппельбаум в Москве в 1958 году. В этом же году вышла книга его воспоминаний «От ремесла к искусству», подготовленная дочерью Ольгой.


Документальная фото- и кинохроника революции и Гражданской войны, фотопортреты большевистских вождей стали основой для создания грандиозного мифа о Великой Октябрьской социалистической революции. Какой бы героический пафос ни придавали кинорежиссеры и художники впоследствии октябрьским событиям, опирались они на фотодокументы. Взять хотя бы образ Ленина в изобразительном искусстве. Знаменитый снимок Григория Гольдштейна, где В. Ленин произносит речь на Красной площади с поднятой рукой, указующей, куда нам идти (1 мая 1919 года), или поза В. Ленина, выступающего на площади Свердлова 5 мая 1920 года (тоже Г. Гольштейн), тысячи раз воспроизводились в кино, живописи, графике и скульптуре. Известный цикл картин «Ленин и дети», «Ленин и Сталин в Горках» сделаны на основе соответствующих фотографий.

* * *

После окончания Гражданской войны, которая была продолжением и следствием Первой мировой войны и двух революций 1917 года, страна оказалась в катастрофическом положении. Нужно было восстанавливать все сферы народного хозяйства. Объем промышленного производство снизился в 5 раз, а сельскохозяйственного – в 2 раза по сравнению с довоенным уровнем. В стране не хватало хлеба, одежды, обуви, мыла, соли, спичек, керосина, дегтя – всех продуктов и товаров первой необходимости. Царила разруха на транспорте.

Аналогичной была ситуация в прессе. С 1918 по 1920 год количество центральных газет сократилось в 2 раза. Вследствие экономического кризиса, нехватки бумаги и политических репрессий прекратилось существование большинства журналов. Советскому государству нужно было не столько возрождать, сколько создавать заново всю систему средств массовой информации.

Для новой советской прессы нужны были журналисты и фотокорреспонденты. Фотографов, которые перешли на сторону большевиков и освещали революционные события, было недостаточно, чтобы удовлетворить запросы вновь созданных газет и журналов.

Во время Гражданской войны и вслед за ней закладываются основы советского фоторепортажа. На этот процесс прямо или косвенно влияло состояние фотографии в стране, не только технический и технологический уровень полиграфии, но и борьба в сфере художественной идеологии между различными фотографическими школами.

В начале 1920-х годов в СССР было три направления, которые важны для понимания процесса формирования советской фотографии. Во-первых, репортажная фотография, которая сформировалась в царское время и опиралась на каноны классической документальной фотосъемки конца XIX – начала XX века. Во вторых, это возродившаяся после революции пикториальная фотография и, наконец, появившаяся во время Гражданской войны, конструктивистская фотография, которая унаследовала принципы русского авангарда.