Вы здесь

Совершенствование эффективности деятельности малых форм хозяйствования как важная часть реализации стратегии развития АПК России. Глава 1. Организационноэкономические аспекты развития малых форм хозяйствования (И. В. Васильева, 2015)

Глава 1

Организационноэкономические аспекты развития малых форм хозяйствования

1.1. Сущность малых форм хозяйствования и специфика их деятельности

Реформирование аграрного сектора экономики России привело к коренным изменениям его структуры, появлению многообразных форм хозяйствующих субъектов, основанных на принципах экономической самостоятельности и частной собственности на средства производства и производимую продукцию. Современные условия функционирования сельского хозяйства России благоприятны для развития как крупного, так и мелкого бизнеса. Это способствует равноправному развитию различных форм хозяйствования на земле, формированию многоукладной аграрной экономики, рациональному использованию ресурсного потенциала сельского хозяйства. Конституционные гарантии свободы выбора форм хозяйствования закреплены в ст. ст. 8, 34, 35 Конституции РФ и выражаются в равенстве всех форм собственности и одинаковом уровне правовой защиты каждой из них, в обязанности органов государства поддерживать конкурентную среду.

Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону «О развитии малого и среднего предпринимательства» микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса.

В настоящий момент правительство планирует установить дополнительный критерий определения предприятий малого бизнеса по объему выручки от реализованных товаров (услуг) и балансовой стоимости.

К малым формам хозяйствования в АПК относятся крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

По итогам сельскохозяйственной переписи зафиксировано 22766,2 тыс. индивидуальных хозяйств населения (ХН), из них 17386,9 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и 950 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). В сельских поселениях сосредоточено 12446,1 тыс. ЛПХ. Данные переписи показали их неоднородность и сходство по занятости, размерам, специализации и товарности продукции.

Так, К(Ф)Х по размерам общей земельной площади на одно хозяйство, дифференцируются от 1,7 га до 5861,6 га. Первые в общей численности КФХ составляют почти 21 % и владеют лишь 0,3 % земель, а в группе с максимальной обеспеченностью землей состоят 103 хозяйства (0,01 % от общей численности КФХ), которым принадлежит 19,3 % земельных угодий. При среднем размере общей земельной площади на одно ЛПХ 0,51 га одна треть из них имеет участок до 10 соток. В то же время 335,7 тыс. ЛПХ (1,9 %) занимают 48,7 % всех их земель, на одно хозяйство в этой группе приходится свыше 3-х га угодий.

В многообразии форм сельскохозяйственного производства существенная роль принадлежит личным подсобным хозяйствам населения. Они занимают значительный удельный вес в производстве сельскохозяйственной продукции, оказывая неоспоримое влияние на переход к устойчивому развитию экономики сельских территорий и продовольственную безопасность страны.

Позитивным моментом в развитии личных подсобных хозяйств населения стало принятие на государственном уровне закона об их развитии, определившего статус ЛПХ и основные направления их государственного регулирования и национального проекта «Развития АПК», приоритетным направлением которого стало оказание финансовой кредитной поддержки малым формам сельскохозяйственного бизнеса.

В экономической литературе стал традиционным общественно – исторический подход к проблемам существования личных подсобных хозяйств. Одни рассматривают личное подсобное хозяйство как форму мелкого натурального производства, как особую форму личной собственности, где предмет и средства труда носят не потребительский, а производственный характер. Другие авторы рассматривают личное подсобное хозяйство как организационную форму ведения сельскохозяйственного производства, для которой занятость в нем не является основной (или является таковой наряду с другими формами) [69].

Другие определяют личное подсобное хозяйство как хозяйство гражданина, расположенное на приусадебном участке, где проживает его владелец, имущество которого может ему не принадлежать, но он может пользоваться им, подчеркивая тем самым, что это специальная, тесно связанная с общественным производством форма хозяйствования на селе.

Третьи отмечают, что личное подсобное хозяйство в условиях социализма является организационно – правовой формой хозяйствования конкретной семьи в целях само обеспечения продовольствием и получение дополнительного дохода в случае реализации излишков продукции, справедливо замечая при этом, что развитие многоукладной экономики и рыночных отношений вызвало потребность в качественно новом подходе к определению функций личного подсобных хозяйств и его сущности.

Таким образом, при довольно полном охвате существа явления в целом эти определения не дают полной ясности в вопросе о его сущности в изменившихся условиях.

На наш взгляд, категорию «личное подсобное хозяйство» следует рассматривать как малую и среднюю форму частной непредпринимательской деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, основанную на эксплуатации находящихся в собственности факторов производства и непосредственном присвоении конечного продукта или дохода, полученного от его реализации.

Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что «личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства».

Фермерское хозяйство – это современная форма организации сельскохозяйственной деятельности, свободного предпринимательства на земле, осуществляемого на принципах экономической выгоды. Оно базируется на частной (индивидуальной) собственности на средства производства, включая землю (часть средств может находиться в пользовании, в том числе в аренде в пожизненном наследуемом владении), и на мелкогрупповой, преимущественно семейной, форме использования труда.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих предпринимательскую, производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Крестьянское хозяйство за долгие годы своего существования претерпело значительные изменения и усовершенствование, пройдя сложный эволюционный путь от примитивного и экстенсивного хозяйства крепостного крестьянина до высокоразвитого и интенсивного хозяйства современного фермера. Однако основные черты крестьянского хозяйства, как социально-экономической единицы, остались неизменными. Это, прежде всего, преимущественно семейно-трудовая организация производства, полная экономическая самостоятельность в производственном и хозяйственном отношении (даже в самых жесточайших условиях крепостничества крестьянин имел право распоряжаться значительной частью результатов своего труда), самовоспроизводство. Именно эти черты характеризуют крестьянское хозяйство, специфичную экономическую единицу в аграрном производстве, способную работать как в сугубо автономном режиме, так и в режиме тесной кооперации с другими сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, не теряя, однако, при этом своей самостоятельности.


Таблица 1 – Число сельскохозяйственных потребительских кооперативов на 1 января 2014 года


По данным Минсельхоза России на 1 января 2014 г. в России было создано 6913 сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 81 регионе Российской Федерации.

Больше всего работающих кооперативов создано в Калужской, Липецкой, Волгоградской, Ростовской, Пензенской областях, республиках Дагестан, Мордовия, Татарстан, республике (Саха) Якутия, Краснодарском и Красноярском краях.

Лидерами кооперативного движения по праву считаются Пензенская область – 761 стабильно работающий кооператив, республика (Саха) Якутия – 564 кооператива, Липецкая область – 480 кооперативов, Краснодарский край – 248, республика Дагестан – 204, республика Мордовия, республика Татарстан – более 150 работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Можно говорить и о появлении региональных систем сельскохозяйственной потребительской кооперации, когда кооперативы различных видов дополняют и поддерживают друг друга. Так, в Астраханской области система объединяет 22 сельскохозяйственных потребительских кооператива – 13 кредитных, 8 снабженческо-сбытовых и 1 страховой. Венчает систему региональный сельскохозяйственный потребительский кооператив АРСКПК «Народный кредит».

Различным аспектам деятельности малых форм хозяйствования и формированию новых внутрихозяйственных отношений в аграрной сфере посвящены работы: С.Н. Булгакова, А.Г. Гарафутдиновой, Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, Н.П. Огановского, А.И. Скворцова, А.Н. Челинцева, Н.П. Черникова, А.В. Чаянова, В.П. Фадеева и др.

Известный отечественный историк В. О. Ключевский привел следующее понятие «крестьянина»: «Это вольный человек, который становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тягловом участке, и переставал быть крестьянином, как скоро бросал хлебопашество и принимался за другое занятие». Интерпретируя это высказывание историка, академик Милосердов В. В. считает, что крестьянин – это сельский житель, работающий на земле. Земля является главным источником его труда, создания общественных благ (сельскохозяйственной продукции), его существования и выполнения его обязательств по отношению к государству.

Профессор Э.Н. Крылатых отмечает, что «крестьянство – это особый социальный слой, особая группа людей, которые живут и работают в сельской местности, ведут особый образ жизни и создают прямо или косвенно общественные блага для удовлетворения собственных потребительских нужд через семейный бюджет и выполняют свои обязательства перед государством». По ее расчетам, этот социальный слой насчитывает в стране около 10 млн. человек.

Владимир Плотников Президент АККОР, которой исполнилось 20 лет, отметил, что фермерское движение России год от года набирает обороты и является надежной опорой российской государственности.

Несмотря на различия во взглядах ученых по некоторым вопросам, например, на экономическую теорию предельной полезности, принципиальных расхождений по теории крестьянского хозяйства у них не было.

Свою экономическую теорию А.В. Чаянов разработал для крестьянских хозяйств семейного, трудового типа, т. е. не применяющих наемный труд, и поставил в центр своего исследования выяснение природы трудового крестьянского хозяйства, изучение его организационно-экономических структур и путей развития. При этом А.В. Чаянов уделил большое внимание исследованию теоретических и практических проблем развития кооперации в сельском хозяйстве.

Суть теории А.В. Чаянова о трудопотребительском балансе крестьянской семьи в том, что «… в то время как размеры капиталистического хозяйства теоретически безграничны, объем трудового хозяйства, естественно, определяется соотношением между потребительскими запросами семьи и ее рабочими силами и устанавливается на уровне сообразно производственным условиям, в которой находится хозяйствующая семья»[1].

На основании этой теории А. В. Чаянов задается вопросом о том, соответствует ли понятие выгодности капиталистического хозяйства, лежащее в основе учения А. Смита, Д. Рикардо и всей теперешней политической экономии, понятию выгодности семейного хозяйства и отвечает на этот вопрос отрицательно, так как крестьянское хозяйство, снизив уровень потребления, может оставаться жизнеспособным в тех условиях, где капиталистическое хозяйство (смысл хозяйственной деятельности которого в получении прибыли) обречено на «несомненную гибель». Именно в этом А.В. Чаянов видит корни «исключительной выживаемости и устойчивости крестьянских хозяйств»[2].

Главной закономерностью при оптимальном построении сельскохозяйственного предприятия А.В. Чаянов считал пропорциональность частей», определяемую «технической целесообразностью и необходимостью». Если же при организации хозяйства принцип «пропорциональности» не соблюдается и «гармония нарушается», то это неизбежно ведет к «… понижению производительности затрат труда и капитала, так как выводит хозяйство из оптимального сочетания производственных факторов»[3].

Используя данные, полученные в результате работы ряда ученых- экономистов (С.Н. Прокоповича, А.А. Котова, Г.А. Студенского, Д.И. Опарина и др.), А.В. Чаянов делает вывод о степени влияния различных элементов производства в крестьянском хозяйстве на величину валового дохода.

А.В. Чаянов определяет крестьянское хозяйство как гибкий, саморегулирующийся экономический организм, стремящийся наиболее оптимально и рационально использовать имеющиеся производственные и трудовые ресурсы, в идеале существующий в режиме «хозяйственного равновесия»[4].

А.В. Чаянову удалось построить целостную экономическую теорию трудового крестьянского хозяйства. Он сумел установить и теоретически обосновать те важнейшие принципы, которые лежат в основе организации крестьянского хозяйства, вывести основные экономические закономерности, по которым происходит хозяйственная деятельность крестьянской семьи. Его творческие разработки, касающиеся оптимизации производственно- экономических параметров крестьянского хозяйства актуальны и сегодня. Научные разработки А.В. Чаянова и его единомышленников получили творческое развитие в трудах российских и зарубежных экономистов-аграрников. Широкую известность приобрели работы А.М. Анфимова, М. Бакетта, В.Ф. Башмачникова, М. Беккера, С. Блегборна, И.Н. Буздалова, Э. Касла, Л.А. Киркоровой, В.И. Кудряшова, В.Д. Мартынова, В.В. Милосердова, А. Нельсона, А.В. Петрикова, И.Г. Ушачева, В.П. Фадеева, Г.И. Шмелева и др[5].

Спектр научных исследований, касающийся этой специфичной формы организации сельскохозяйственного производства, чрезвычайно широк: огромный интерес представляют исследования, направленные непосредственно на изучение организации, планирования, экономики отдельного КФХ (микроэкономический уровень), кроме этого, не менее актуально изучение всей совокупности крестьянских хозяйств страны в целом, степени их влияния на развитие аграрных отношений в обществе, роли в экономике государства (макроэкономический уровень).

Крестьянское хозяйствование предъявляет высокие требования к тем, кто им занимается. Еще на заре прошлого века Н.П. Макаров [92] сформулировал 10 основных качеств, которыми должен обладать человек, ведущий крестьянское хозяйство[6]: 1) здоровье; 2) сила и привычка к систематической работе в любое время года; 3) искусство в сельскохозяйственных работах; 4) способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать; 5) умение разбираться, что существенно и что несущественно, оценивать, чем лучше заниматься в настоящее время и что отложить для выполнения на следующую очередь; 6) знание сельскохозяйственных растений, животных, почвы и погоды; 7) самоконтроль, необходимый для хладнокровных действий в любых обстоятельствах; 8) способность управлять работой людей, отдавать и самому воспринимать распоряжения и пояснения; 9) сотрудничество с соседями; 10) привычка к систематическому выполнению составленного для себя плана.

В 90-х гг. известные ученые-аграрники Никонов А.А., Тихонов В.А., Емельянов, Башмачников В.Ф. [22, 110, 166] признавали необходимость реформирования колхозно-совхозной системы, однако, не высказывали идеи о сплошной фермеризации сельского хозяйства страны. Общество к этому в то время еще не было готово. Главное в их предложениях заключалось в организации сельскохозяйственного производства на базе частной собственности и соединении в одном лице крестьянина-труженика и крестьянина-собственника.

При этом абсолютное большинство ученых-аграрников высказывались за необходимость государственной поддержки сельского хозяйства при любом сценарии и направлениях его реформирования.

В самом начале пореформенного периода, в 1991–1992 гг., сразу после выхода в свет указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановления правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», многие известные ученые-аграрники – В.В. Милосердов, В.Ф. Башмачников, П.А. Андреев, А.П. Устюжанин, В.И. Афанасьев, А.И. Охапкин и некоторые другие, с достаточной для того периода научной осторожностью предполагали, что при условии скорой стабилизации экономических шоковых треволнений в стране и осторожных, профессионально выверенных действиях правительства доля сельскохозяйственной продукции, производимой фермерскими (крестьянскими) хозяйствами, к 2000 году может возрасти до 12–15 % и более.

В самом начале реформирования всей интегрированной системы АПК страны трудно было даже предположить, что возрождение к жизни малых форм хозяйствования потребует решения такого значительного «пакета» проблем и самых разнообразных вопросов и задач, связанных и с их материальной и технической поддержкой, и с научно-методическим обеспечением процесса создания и вживления в полурыночную систему начала 90-х годов всех вновь создаваемых организационно-правовых форм, в том числе и малых форм хозяйствования. Прежде всего это касалось разработки моделей организационно – экономического механизма этих организационно-правовых форм и значительного числа элементов рыночной инфраструктуры, которых тогда в «природе» не оказалось. Особое место занимали вопросы выбора форм и методов организации производства; обретения и последующего наращивания первичного капитала; обоснования производственной структуры и оптимизации размеров хозяйств, а также схем и моделей их производственного обслуживания и кооперации.

1.2. Организационные основы развития современных малых форм хозяйствования

Развитие малых форм хозяйствования – сложный исторический процесс. Любая объективная оценка явлений действительности возможна только при условии рассмотрения их сути сквозь призму прошлого опыта. В развитии малых форм хозяйствования можно выделить ряд этапов:

создание отрубов и хуторов в ходе столыпинской реформы, сдерживаемое отсутствием свободного рынка, помещичьим землевладением, пережитками крепостничества, высокими выкупными платежами и налогами. Крепостное сословие России с древнейших времен в силу самых различных причин было неоднородным по составу, но их объединяло то, что все они были подневольными и постоянно подвергались экономическому и административному давлению, как со стороны господ (феодалов), так и со стороны государства. Тем не менее, именно они, эти крестьяне, производили всю массу продуктов питания и создавали предпосылки для дальнейшего развития торговли и промышленности в стране.

развитие фермерских хозяйств в период НЭПа, как разновидности предпринимательской деятельности, направленной на товарное производство;

История всех посленэповских пятилеток показала, что вплоть до 1965 года сельское хозяйство было доступным и безгласным донором процесса развития промышленности страны и ее городского хозяйства. Его продукция изымалась у сельских товаропроизводителей практически бесплатно; положение усугублялось командно-административной системой управления, полным бесправием руководства сельскохозяйственных предприятий.

На протяжении тридцатых годов XX столетия, преодолевая организационные, экономические, политические и социально-психологические трудности, опираясь на природное трудолюбие и надежды на лучшую жизнь сельского труженика, а также на посильную помощь и нравственную поддержку со стороны советского государства, колхозное крестьянство динамично вставало на ноги.

Во второй половине 60-х годов аграрная политика государства изменилась: быстро стали наращиваться объемы инвестиций; была введена гарантированная оплата труда, стал постепенно сглаживаться диспаритет цен; укреплялась материально-техническая база производства; широко внедрялись новые технологии и, как результат, значительно возросли темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Все это способствовало выходу СССР (в том числе и Российской Федерации) на рубеже последнего десятилетия XX века в ряд государств, имеющих наиболее высокие показатели по производству и потреблению продуктов питания на душу населения в мире.

Во второй половине 80-х годов прошлого века началась коренная перестройка экономических отношений и управления во всей системе АПК страны.

реформа 1991–1995 гг, направленная на организацию фермерских хозяйств в ходе форсированной реорганизации колхозно-совхозной системы и приватизации. На первом этапе (до массовой организации) хозяйства создавались на больших площадях, им выдавалась необходимая техника, кредиты, более строго проводился отбор претендентов по уровню квалификации. Специальным постановлением правительства был установлен срок (до середины 1991 г.) создания земельного фонда для обеспечения вновь организуемых фермерских хозяйств; выделены бюджетные средства для обеспечения экономической стартовой поддержки; предоставлены льготы в налогообложении; начато льготное кредитование хозяйств через Фонд развития и поддержки фермерских хозяйств «Российский фермер». К(Ф)Х, образованные в России в 1990–1992 гг. получили стартовую финансовую поддержку, так как выделялся один миллиард рублей (так называемый «силаевский миллиард»), добились высокой экономической эффективности производства.

В 1994–1995 гг. рост количества фермерских хозяйств замедлился, что обусловлено общими кризисными процессами в экономике страны, нерешенностью организационно – правовых, земельных, материально-технических, социальных других вопросов деятельности К(Ф)Х. Начался период дискриминации крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя в силу инерции люди все еще стремились стать фермерами. Из огромной массы официально зарегистрированных фермерских хозяйств многие использовали юридическую форму для получения налоговых льгот, не имея при этом ни поголовья скота, ни площадей под сельскохозяйственными культурами. Это не могло не сказаться отрицательно на формировании и развитии фермерского уклада в нашей стране.

Главными причинами системного кризиса в аграрной сфере страны в этот период, на наш взгляд, являются: отсутствие (или полное забвение) научно-обоснованной аграрной политики; полный отказ от государственного регулирования экономических отношений между отраслями экономики; поспешность открытия внешнего рынка продовольствия без какой-либо защиты отечественных товаропроизводителей; дезинтеграция агропромышленного производства и разрушение на этой основе системы взаимных межотраслевых экономических интересов; наивная и в то же время губительная ориентация на ликвидацию и разрушительное растаскивание крупных сельскохозяйственных предприятий; коммерциализация кредитных учреждений, влекущая за собой введение грабительских процентных ставок; либерализация цен на энергоносители и другие важнейшие материально-технические ресурсы; отсутствие программы существенной государственной поддержки (и экономической, и политической) как сохранившимся, так и вновь созданным аграрным коммерческим организациям, в том числе и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

1996–2000 гг. – этап реализации Федеральной целевой программы развития К(Ф)Х и кооперативов, направленной на обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, усиления социальной защиты крестьянства в условиях рыночных отношений. С 1999 г. прослеживается тенденция к сокращению их количества. При этом вновь создаваемых хозяйственных единиц стало меньше по сравнению с прекратившими свою деятельность. Так, согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., за 1990–2006 гг. прекратили заниматься сельскохозяйственной деятельностью 40,1 % хозяйств, а 8,2 % – приостановили ее. Наибольшее количество хозяйств, отказавшихся от сельскохозяйственной деятельности, зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе – их доля составляет 75 % общей численности хозяйств данной категории.

современный этап – рост роли малых форм в аграрном секторе экономики страны. Это этап так называемой стабилизации по численности, рост обрабатываемых земельных площадей и объемов производимой агропродукции, растет удельный вес их продукции в общем объеме производимого в стране продовольствия. Наблюдается заметное расслоение хозяйств по главному признаку – количеству обрабатываемой земли (от нескольких гектаров до нескольких тысяч гектаров).

С 2006 года в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в котором в качестве базовых приоритетов был выделен приоритет развития малых форм хозяйствования на селе со значительной государственной поддержкой, сельское хозяйство получило в виде национального проекта новый инструмент управления, позволяющий сконцентрировать ресурсы государства, бизнеса и общества на наиболее значимых для него направлениях, в том числе на дальнейшем развитии малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

В 2009–2011 г г. реализовывалась отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009–2011 годы». Основная цель программы – повышение производительности и устойчивости малых форм хозяйствования.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включал в себя такое важнейшее направление, как «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». По этому направлению основным целевым показателем являлись увеличение объема реализации продукции личными подсобными (ЛПХ) и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами К(Ф)Х.

На современном этапе происходит процесс социально-экономического расслоения малых форм хозяйствования, продолжается диверсификация хозяйств по размерам обрабатываемой земли и эффективности их деятельности.

На основе нормативных актов (законы России, Земельный кодекс, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) происходило становление уклада малых форм хозяйствования в России. Вместе с тем многие акты, принятые в первые годы экономической реформы, имели ряд недостатков, противоречий и пробелов, которые зачастую еще более усугублялись последующими актами. Все это не могло не сказаться на правовом положении, предпринимательской деятельности малых форм хозяйствования и т. п.

Согласно Закону “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” “крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, предоставленным отдельным гражданином, семьей или группой других лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности”.

В соответствии с законом право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. Преимущественное право имеют граждане, проживающие в данной местности.

ГК РФ устранил имевшееся в Законе от 22 ноября 1990 г. “юридическое недоразумение”, согласно которому крестьянское (фермерское) хозяйство признавалось юридическим лицом. Кодекс вернул крестьянскому хозяйству его изначальную форму – форму предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Новый гражданско-правовой статус фермеров повлиял и на земельные, и на трудовые, и на финансовые (налоговые), и на многие другие отношения. Сформировалось два типа К(Ф)Х: юридические лица и осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.


Рис. 1. Формы К(Ф)Х


В 1996 г была утверждена Правительством РФ Федеральная программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996–2000 г., которая должна была обеспечить устойчивое развитие и повышение эффективности фермерского сектора как составной части многоукладной экономики, социальную защиту крестьянства в условиях рыночных отношений. Однако данная программа не была реализована из-за недостаточной помощи Правительства РФ, помощи на местах, из-за курса, который был взят на вооружение руководством АККОР.

Принятие в 2003 году нового Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также некоторых других нормативно-законодательных актов, как бы подправило существовавший до этого комплекс правовых актов, обеспечивающих функционирование и развитие фермерства в стране.

По указанному Закону К(Ф)Х являются объединения граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Такое хозяйство часто называют индивидуальным хозяйством, личным, семейным, фермерским, семейной фермой и т. п. Такое разнообразие в терминах в какой-то мере оправдано и вполне объяснимо, поскольку в каждом конкретном случае эти хозяйства имеют далеко неодинаковые уровни производственной самостоятельности, товарности производства, трудовой занятости членов семьи и т. п. Поэтому по своей организационно-экономической сути крестьянское хозяйство (в широком его понимании) явление ёмкое, многогранное, выходящее за рамки обычного представления только о его фермерско-предпринимательском типе.

В источниках литературы можно встретить мнение целого ряда авторов, которые вообще не делают различия между терминами «фермерское» и «крестьянское» хозяйства. Другие исследователи склонны считать, что «крестьянское хозяйство» функционирует в основном для удовлетворения потребностей семьи, а на рынке реализует лишь «излишки» произведенной продукции. «Фермерское хозяйство», по их мнению, имеет, наоборот, чисто предпринимательский характер деятельности, нацеленный исключительно на получение прибыли (с использованием «наемной» рабочей силы) [116, 129, 148].

Нет сомнений в том, что и у «крестьянского» и у «фермерского» хозяйств социально-экономические корни общие, а разница заключается лишь в степени «хозяйственно-индустриальной» развитости каждого из них и степени «работы» на рынок сельхозпродукции каждого из этих типов хозяйств. Таким образом, мы вполне согласны с мнением проф. В.И. Кудряшова [84], что и крестьянское, и фермерское хозяйства по сути своей есть две хозяйственные формы (или два направления жизнедеятельности) одного и того же крестьянского уклада, – т. е. это есть одна и та же организационно-правовая форма исторически сложившегося семейного способа жизни хозяйствования на земле, в основе которых лежит семья, как основная координирующая и концентрирующая сила жизнедеятельности данной социально- производственной ячейки. Отмеченный признак семейственности и деловой обособленности порождает другую, не менее важную, особенность крестьянского уклада – полную хозяйственную самостоятельность осуществляющей процесс аграрного производства семьи. Эта самостоятельность и дает крестьянину (фермеру) право по своему усмотрению распоряжаться производственными ресурсами, выбирать выгодные сферы деятельности и варианты технико-технологических систем производства, а также источники формирования личной собственности (капитала) и направления использования полученных доходов.

Прауст Р.Э. отмечает, что «…крестьянское и фермерское хозяйства – это два типа социальной организации аграрного производства, рождённые в процессе эволюции семейного типа хозяйствования. Крестьяне и фермеры – это две социальные группы, онтологически связанные между собой общей материальной основой – семейным сельским хозяйством… Более того, между ними имеется огромное количество переходных промежуточных форм, отражающих не только различные стадии эволюции семейного сельского хозяйства, но и особенности социальных условий и культурно-исторических традиций, в которых протекают эволюционные процессы» [138, с. 202].

Хозяйственная самостоятельность создает главам К(Ф)Х все условия для осуществления свободной предпринимательской деятельности в рамках системы конкурентных рыночных отношений, основанной на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Соблюдение этих принципов предполагает также полный и ответственный самоконтроль за распределением получаемых доходов как на формирование фондов накопления для расширенного воспроизводства, так и на потребление. Говоря об управлении в К(Ф)Х, необходимо отметить, что в данной социально-производственной ячейке, вне зависимости от ее размеров (т. е. состава членов семьи), всегда появляется лидер, который формально или неформально берет на себя функции по управлению этим хозяйством. Как правило, этот человек является главой семьи. Именно его воля и авторитетное мнение в большинстве случаев являются определяющими при решении жизненно важных вопросов для данного К(Ф)Х [73, 80, 136].

Пути формирования предпринимательской модели крестьянского (фермерского) хозяйства были различными. Всё зависело от того, на какой организационно-экономической и социальной основе создавалась такая модель. Причем, решающую роль играли и размеры стартового капитала, и готовность будущего фермера к самостоятельной аграрно-предпринимательской деятельности, и размеры, а также территориальное расположение, предоставляемого фермеру участка земли, и его связи с функционирующими по-соседству крупными предприятиями – как аграрными, так и промышленными [7, 8, 9].

Тем не менее, как показал опыт первых лет реформирования АПК страны в большинстве случаев базовой основой становления и формирования К(Ф)Х, их имущественной собственности являлось личное подсобное хозяйство с его высоким уровнем потребительских и товарных характеристик. Именно такие хозяйства, имевшие солидный стартовый капитал, позволявший вести в те годы собственное расширенное производство, смогли трансформироваться в более развитые организационно-экономические формы семейного предприятия в виде самостоятельного полноценного крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пути формирования К(Ф)Х в период их становления были самыми разнообразными. Размеры стартового капитала зависели, в первую очередь, от личных сбережений фермера и от размеров (и качественных характеристик) выделенного ему колхозного (совхозного) пая, а также от размера и цены взятого им кредита, если таковой имел место в его производственно-хозяйственной деятельности. Немалую роль, при этом, сыграли и размеры и формы помощи, оказываемой К(Ф)Х колхозами и совхозами.

Как правило, качество и эффективность отношений будущих фермеров с колхозами и совхозами зависели от той организационно-оформленной структуры и уровня производственной самостоятельности, с которыми крестьянские хозяйства входили в эти отношения. Модели организации здесь были самые разные [14, 80]:

1) крестьянские хозяйства являлись структурными подразделениями колхозов и совхозов, осуществляя производственную деятельность на принципах аренды и получая все виды помощи и услуг от общественного производства;

2) крестьянские хозяйства являлись структурными подразделениями колхозов и совхозов, самостоятельно осуществляли производство и определяли каналы реализации продукции; услуги и помощь со стороны общественного производства предоставлялись им на взаимовыгодной договорной основе;

3) крестьянские хозяйства являлись независимыми, полностью самостоятельными формированиями, ведущими производственную деятельность на подлинно коммерческой основе; услуги и помощь им осуществлялись на партнерских началах – через рынок продукции и услуг;

4) крестьянские хозяйства являлись подсобными цехами промышленных предприятий и в своей деятельности (по вопросам финансового и материального обеспечения) были тесно с ними связаны;

5) крестьянские хозяйства являлись полноправными членами каких-либо производственных или иных кооперативов, оформленных для совместного производства или переработки сельскохозяйственной продукции; в этих случаях производственные отношения строились на взаимных интересах равноправных партнеров с учетом долевого (паевого) участия каждого в кооперативном деле.

В текущий период сложилось несколько типов территориального размещения К(Ф)Х [14, 81]:

первый тип – это обособленная крестьянская усадьба – хутор, где возможно компактное расположение жилья и сельскохозяйственного производства в едином комплексе;

второй тип – это селенческо-отрубной, когда одна часть производственной зоны К(Ф)Х располагается за пределами села (деревни), на сравнительно большом расстоянии от жилого комплекса, а другая (или ряд других) часть – при К(Ф)Х;

третий тип – полностью отрубной, когда усадьба главы К(Ф)Х находится в населенном пункте, а все производство выведено на обособленный земельный участок, расположенный на значительном расстоянии от населенного пункта;

четвертый тип – селенческо-кооперативный, предполагающий размещение нескольких К(Ф)Х несколькими усадьбами на территории бывших неперспективных деревень.

Типизацию фермерских хозяйств принято осуществлять также и по ряду других признаков [7, 75]:

• по статусу фермера как землепользователя (полный собственник, частный собственник, арендатор);

• по статусу фермера как владельца хозяйства (индивидуальный владелец, владелец на правах партнерства, совладелец кооперативной собственности);

• по трудоресурсной занятости в семейном производстве (с полной занятостью всех трудоспособных членов семьи; с полной занятостью только главы семейного хозяйства; с частичной занятостью трудоспособных членов семьи);

• по производственной специализации (отраслевые, многоотраслевые);

• по технологической завершенности производства;

• по степени переработки получаемой продукции (без переработки; с частичной переработкой; с полной переработкой).

Понятие малых форм хозяйствования осложняется из-за чрезмерно большого разнообразия дифференцирующих их признаков, которые, в частности, отличаются по характеру объединения семей (односемейный, многосемейные); статусу землепользователя (полный и частичный собственник, арендатор); статусу владельца хозяйства (индивидуальный владелец, владелец на правах партнерства, совладелец корпоративной собственности); степени занятости в семейном производстве (с полной занятостью всех трудоспособных членов семьи, полная занятость только главы семьи, частичной занятостью главы хозяйства), числу привлеченных наёмных работников; технологической завершенности производства (с замкнутым технологическим циклом производства, с узкой специализацией); характеру территориального размещения хозяйства (хуторской тип, отрубной, селенческий) производственной специализации хозяйства (отраслевые и многоотраслевые хозяйства) и т. д. Нами предлагается следующая классификация малых форм хозяйствования (табл. 2).


Таблица 2 – Классификация малых форм хозяйствования по основным группировочным признакам




В странах с развитым фермерством также по-разному подходят к классификации фермерских хозяйств. Причём, по прошествии определённого периода (2–3 года) и по мере нарастающей необходимости классификационные признаки и параметры отнесения ферм к той или иной группе хозяйств претерпевают изменения. Но в целом основные группировочные признаки сохраняются.

В США, например, классификация ферм ведётся: по форме организации их производства (индивидуальные, партнёрские, корпоративные); по степени коммерциализации производства (подсобные хозяйства, промежуточные, полностью коммерческие); по форме владения собственностью (фермеры – полные собственники земли, частные собственники, арендаторы); по размеру используемой земли и получаемому доходу.

В таблице 3 представлена характеристика фермерских хозяйств США. В ней показаны группы и подгруппы хозяйств по уровню занятости работающих и формам владения землёй, специализации производства и т. п. Классификация фермерских хозяйств в США также представляет довольно пёструю картину.


Таблица 3 – Характеристика основных групп фермерских хозяйств США в 1999 г. (43)


Коллективом ВИАПИ [65] на основе данных ВСХП-2006, т. е. по 36,9 млн. хозяйств, в т. ч. 59,2 тыс. СХО и подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций, 285,1 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей (ИП), 22,8 млн. индивидуальных хозяйств населения (ХН), 13,8 млн. хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения (ХННО) было проведено разделение на экономические, ресурсные и продуктовые классы хозяйств (приложения).

Хозяйства генеральной совокупности были сгруппированы по сумме стандартизированной выручки (18 групп). На основе анализа результатов группировки выделено 4 экономических класса хозяйств: заброшенные хозяйства. В этот класс вошли хозяйства с нулевой стандартизированной выручкой (имеют земли сельскохозяйственного назначения, но не имеют ни посевов и посадок, ни скота и птицы). В класс заброшенных вошло 299 тыс. хозяйств, которые имеют землю, но переписчики найти их владельцев не смогли. Это прекратившие свою деятельность, но не ликвидированные хозяйства. За ними закреплено 38,2 млн. га земли. Эта земля бесхозная. Особенно высок удельный вес заброшенных хозяйств среди СХО (13,1 %) и КФХ (16,8 %).

резидентские и рекреационные хозяйства (со стандартизированной выручкой до 10 тыс. руб.). Это хозяйства, которые используются как место жительства или отдыха. В этот класс вошли 29,1 млн. хозяйств (78,6 % генеральной совокупности), в том числе 104 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей (36,6 % участвовавших в переписи), 15,4 млн. ЛПХ и других индивидуальных хозяйств населения (67,8 %), 13,6 млн. садоводов, огородников и дачников (98,6 %). Сельскохозяйственная деятельность не играет какой-либо значительной роли в доходах этих семей. Средняя стандартизированная выручка на одно хозяйство составляет 2,2 тыс. руб., выручка на одного члена семьи – 68 руб. в месяц[7]. В доходах городской семьи (около половины хозяйств этого класса принадлежит горожанам) эта сумма в 2006 г. составляла 0,9 %, в доходах сельской семьи – 1,4 %[8]. Даже эти показатели несколько завышены, так как не вся выручка является доходом. Из нее надо вычесть стоимость покупных ресурсов и услуг. Хозяйства этого класса практически не занимаются животноводством (на одно хозяйство приходится в среднем 0,01 усл. гол. скота, то есть одна курочка).

потребительские хозяйства (со стандартизированной выручкой 10–30 тыс. руб.). Они занимаются сельским хозяйством ради самообеспечения продуктами питания. В этот класс вошли 3,5 млн. хозяйств (9,5 % генеральной совокупности), в том числе 14,6 % (3,3 млн.) индивидуальных хозяйств населения, 1,2 % (162 тыс.) хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения, 26 тыс. (8,9 %) КФХ и индивидуальных предпринимателей.

О том, что хозяйства этого класса функционируют ради самообеспечения продовольствием, свидетельствует средняя стандартизированная выручка на одно хозяйство. Она составляет 17,9 тыс. руб. в год, или 533 руб. на члена семьи в месяц (средняя численность сельской семьи – 2,8 чел.[9]). Для сравнения: средняя стоимость потребленных натуральных продуктов питания собственного производства в сельских семьях в 2006 г. составляла 560 руб. в месяц[10]:

товарные хозяйства (со стандартизированной выручкой более 30 тыс. руб.). Они занимаются сельским хозяйством не только ради самообеспечения, но и для реализации продукции. В этот класс входят около 4 млн. хозяйств (10,8 % генеральной совокупности). Товарными являются 78,3 % (46 тыс.) СХО и подсобных хозяйств, 37,7 % (107 тыс.) фермеров и индивидуальных предпринимателей, 16,7 % (3814 тыс.) индивидуальных хозяйств населения, менее 0,1 % хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения.

В класс товарных вошли хозяйства 4-18 групп. Они очень сильно разнятся по сумме выручки на одно хозяйство (от 39 тыс. руб. в 4-ой группе до 335 млн. руб. в 18-ой группе). В связи с этим они были разбиты на 4 подкласса (приложения):

товарные подсобные (реализация сельхозпродукции обеспечивает менее 50 % семейного бюджета, стандартизированная выручка менее 300 тыс. руб.) крестьянские хозяйства;

товарные основные (реализация сельхозпродукции обеспечивает более 50 % семейного бюджета, стандартизированная выручка 0,3–3 млн. руб.) фермерские хозяйства;

товарные капиталистические (стандартизированная выручка 330 млн. руб., преобладание наемного труда);

крупные товарные капиталистические (стандартизированная выручка более 30 млн. руб., наемные менеджеры и работники).

Товарные подсобные крестьянские хозяйства (4–9 группы, стандартизированная выручка от 30 до 300 тыс. руб.). В этот подкласс включены хозяйства, которые от сельскохозяйственной деятельности получают меньше половины доходов семьи, то есть сельскохозяйственная деятельность для них является подсобной. Основной доход такая семья получает из иных источников.

По данным Росстата, располагаемые ресурсы в среднем на одного члена сельской семьи в 2006 г. составляли 4495,2 руб. в месяц. Годовой доход средней сельской семьи, состоящей из 2,8 человека, составлял 145,6 тыс. руб. Сельскохозяйственная деятельность будет основной, если она будет давать семье более 73 тыс. руб. в год (50 и более процентов).

В 9-ой группе хозяйств (со стандартизированной выручкой 220300 тыс. руб.) средняя выручка на хозяйство составляет 253,5 тыс. руб. Доходность продаж сельскохозяйственной продукции в среднем за 2005–2007 гг. составляла 27,5 %. При такой доходности выручка в 253,5 тыс. руб. обеспечивает семье доход около 70 тыс. руб. Вполне очевидно, что доходность в предыдущих группах (4–8) будет еще ниже.

В этот подкласс вошли 3862 тыс. хозяйств (10,5 % генеральной совокупности), в том числе 8,9 тыс. СХО (15,3 %, по ресурсному потенциалу они соответствуют мелким семейным хозяйствам), 60,1 тыс. фермерских хозяйств (21,1 %), 3783 тыс. индивидуальных хозяйств населения (16,6 %), 9,8 тыс. садоводов, огородников и дачников (0,07 %).

В среднем на одно товарное подсобное хозяйство приходится 3,3 га условной площади (2,6 га сельхозугодий, 1 га пашни), 2,5 усл. гол. скота и птицы. Эти ресурсы позволяют получать хозяйству 67,4 тыс. руб. стандартизированной выручки, из них 55,4 тыс. руб. – продукция животноводства.

На хозяйства этого подкласса приходится 23,8 % стандартизированной выручки генеральной совокупности (34,4 % выручки животноводства).

Подкласс основных товарных фермерских хозяйств (10–13 группы, стандартизированная выручка от 300 тыс. до 3 млн. руб.). В этот подкласс включены хозяйства, которые от реализации продукции сельского хозяйства получают доходы, играющие главную роль в доходах семьи (если это семейное хозяйство) или обеспечивающие средний по народному хозяйству доход 3–5 работникам. В него вошли 89,1 тыс. хозяйств, в том числе 16,6 тыс. сельскохозяйственных организаций и подсобных хозяйств, 42,1 тыс. КФХ и индивидуальных предпринимателей и 30,4 тыс. индивидуальных хозяйств населения.

Средняя условная площадь на одно хозяйство равна 153 га (387 га сельхозугодий, 196 га пашни), площадь посевов зерновых и зернобобовых – 70 га, условное поголовье скота и птицы -14,8 гол. Стандартизированная выручка на одно хозяйство составила 816 тыс. руб. Основная отрасль для этих хозяйств – растениеводство (62,3 % выручки).

Подкласс товарных капиталистических хозяйств (группы 14–16, стандартизированная выручка от 3 до 30 млн. руб. на хозяйство). В этот подкласс вошли 21,3 тыс. хозяйств (0,1 % генеральной совокупности). Это преимущественно сельхозорганизации (16,6 тыс.). Однако входят в этот подкласс также 5,1 тыс. КФХ. Хозяйств населения в этом подклассе практически нет. На долю хозяйств этого подкласса приходится около 20 % стандартизированной выручки, в том числе 26,5 % выручки растениеводства и 14,8 % продукции животноводства, то есть хозяйства данного подкласса, как и предыдущего, специализируются на производстве продукции растениеводства.

Этот подкласс хозяйств, несомненно, является самым крупным ресурсопользователем: на его долю приходится 29,5 % условной площади, 42,6 % сельхозугодий, около 45 % пашни, посевов всего и зерновых культур, почти половина посевов кормовых. Хозяйства этого подкласса характеризуются достаточно крупными размерами: средняя стандартизированная выручка составляет 10,2 млн. руб., условная площадь – 1734 га, сельхозугодий – 3316 га, пашни – 2130 га, но используются они менее интенсивно, чем в предыдущих подклассах.

В среднем на одно хозяйство засевается около 1 тыс. га зерновых, 500 га кормовых культур, содержится 253 гол. КРС. Основная отрасль – растениеводство.

Подкласс крупных товарных капиталистических хозяйств (группы 17–18, стандартизированная выручка больше 30 млн. руб.). В этот подкласс включены 4772 хозяйства, то есть чуть более 0,01 % генеральной совокупности. Преобладают здесь сельхозорганизации (4689 хозяйств). В подкласс вошли только 83 КФХ. Несмотря на незначительный удельный вес в численности, хозяйства этого подкласса дают 38 % стандартизированной выручки. В стандартизированной выручке преобладает продукция животноводства. Они дают 40,2 % всей продукции животноводства генеральной совокупности. На хозяйства этого подкласса приходится 28,5 % условной площади, 26,7 % сельхозугодий, 32,4 % пашни, 36,8 % посевной площади, 60 % поголовья птицы, 39,5 % свиней.

В этот подкласс вошли крупнейшие хозяйства. Средняя стандартизированная выручка составляет 87 млн. руб., условная площадь – 7,5 тыс. га, площадь сельхозугодий – 9,3 тыс. га, пашни – 6,9 тыс. га, условное поголовье скота и птицы насчитывает 1925 гол. на хозяйство.

В этот подкласс включена 18-ая группа хозяйств с выручкой более 150 млн. руб. В этой группе 523 хозяйства, все они – СХО, есть лишь одно крестьянское хозяйство. Сюда вошли в основном животноводческие комплексы и тепличные комбинаты. Они дают 16 % стандартизированной выручки генеральной совокупности. Средняя выручка на хозяйство равна 335 млн. руб., условная площадь – 14,5 га, условное поголовье – 8,6 тыс. гол.

Кроме этого была проведена классификация сельхозпроизводителей по ресурсным классам. Выделены 3 класса:

земледельческие хозяйства (используют земельные ресурсы, скота и птицы нет; 27,9 млн. хозяйств, из них товарных 111 тыс.);

животноводческие (основной ресурс – животные, но имеются и земельные ресурсы, в основном для кормопроизводства; 6,6 млн. хозяйств, в том числе 117 тыс. – без земли, товарных хозяйств – 3,8 млн.);

земледельческо-животноводческие хозяйства (основной ресурс – земля, но животные и птица тоже есть; 2,1 млн. хозяйств, в том числе товарных -216 тыс).

Проведена классификация товарных хозяйств по специализации. Выделены продуктовые подклассы хозяйств и дана их характеристика. Выделено 16 продуктовых классов товарных хозяйств (68 тыс. продающих в основном зерно, 1,8 тыс. – свеклу, 253,5 тыс. – свиней, 11,1 тыс. – овец, 46,7 тыс. – птицу, 2,4 млн. – КРС, 196,5 тыс. – картофель, 41,4 тыс. – овощи, 3,1 тыс. – фрукты и ягоды).

В работе [159] в ходе научных исследований по проблеме определения и разграничения малых форм хозяйствования автор предлагает осуществлять разграничение ЛПХ относительно других организационно-правовых форм по размеру дохода сельского домохозяйства. Если домохозяйство ведет своё производство сельскохозяйственной продукции на приусадебном земельном участке без наемного труда с целью не только выживания своих членов, но и повышения их материального благосостояния, скажем на уровне двух прожиточных минимумов, то такое производство является основой трудовой занятости членов домохозяйства и его следует именовать крестьянским семейным приусадебным или товарным хозяйством (КСПХ или КСТХ). С привлечением в производство дополнительных ресурсов (полевой земли, наемных работников и т. д.) и добавления цели – извлечения прибыли для дальнейшего расширения производства и накопления богатства – оно переходит в форму крестьянского (фермерского) хозяйства.

Опыт создания малых форм хозяйствования не сводится к обоснованию их размеров, специализации и структуры. При организации малых форм хозяйствования исследователи данной темы (14, 80, 150) предлагают использовать многие, уже известные в экономике, принципы научной организации производства и труда. Вместе с тем авторы отмеченных работ считают, что специфика хозяйственной организации в малых форм хозяйствования такова, что регламентирующее действие отдельных организационных принципов здесь несколько занижается (например, принцип непрерывности, поточности, согласованности производства и др.), а влияние других, в особенности связанных экономическим механизмом хозяйствования, наоборот усиливается.

Считаем, что особый характер и отличительные свойства различных принципов, проявляющихся при формировании и становлении малых форм хозяйствования, обусловливаются преимущественно мотивами личной собственности на средства производства и результаты своего труда. Именно прецедент частной собственности возвышает в малых формах хозяйствования неодолимый интерес к собственному делу, заставляет полнее использовать накопленный опыт и знания, а также отдавать максимум трудовых усилий на осуществление любых рабочих процессов в своем хозяйстве.

В источниках литературы по теме диссертационного исследования [14, 80, 84] удалось идентифицировать ряд конкретных принципов, которыми рекомендуется руководствоваться при функционировании малых форм хозяйствования:

1) принцип добровольности;

2) принцип равноправности экономических условий функционирования различных организационно-правовых форм предприятия;

3) принцип достаточности средств (ресурсов);

4) принцип хозяйственной самостоятельности;

5) принцип экономической самостоятельности (самофинансирование и самоокупаемость);

6) принцип максимальной доходности;

7) принцип договорной ответственности перед партнерами за взятые обязательства по поставке продукции, выплате кредитов процентов по ним, налогов и т. пр.;

8) принцип состояния конкурентоспособности;

9) принцип рациональной трудоресурсной занятости (соответствие численного состава членов семьи и наемных работников масштабам производства);

10) принцип согласованности и стабильности коллектива;

11) принцип семейной преемственности;

12) принцип универсального (многопрофильного) работника;

13) принцип личной материальной заинтересованности каждого члена семьи;

14) принцип достаточного самоконтроля.

По мнению ряда исследователей, лучшим по показателям самоуправляемости можно считать оптимальное сочетание и полную загрузку рабочих мест, а также полное использование членов семьи в соответствии с их профессиональной подготовкой, знаниями и умениями (14, 80).

В работе [18] выделяется ряд принципов, лежащих в основе К(Ф)Х:

добровольность создания, выбора хозяйственных партнеров и форм взаимодействия с ними;

предоставление крестьянину земли в частную собственность, пожизненное владение или в аренду;

право собственности на средство производства – дом, постройки, скот, имущество для сельскохозяйственной и иной деятельности;

полная самостоятельность в определении структуры производства и реализации продукции, в использовании получаемых доходов;

экономическая поддержка государства;

полная экономическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

надежная политическая, экономическая, социальная и юридическая защита.

Сложность анализа фермерских хозяйств состоит в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ, такая организационно-правовая форма предприятия как фермерское хозяйство не предусмотрена. Поэтому главы фермерских хозяйств вынуждены были их перерегистрировать в форму ООО, кооператива или предприятия без образования юридического лица. Это значительно затрудняет оценку и анализ фермерского сектора с точки зрения его значимости и влияние на сельское хозяйство России.

Мировой уровень развития производительных сил позволяет производить такой объем продовольствия, что подавляющая часть членов общества освобождается от сельскохозяйственного труда. Сегодня в Голландии, например, каждый фермер кормит 112 человек, в Дании -100; в Бельгии – 88; в Великобритании – 85; в США – 79; в Германии -64; во Франции – 40; в Ирландии – 30; в Италии – 21 и лишь в России землепашец производит продуктов для 10–14 соотечественников. Поэтому важно, как подчеркивал президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) профессор В.Ф. Башмачников, чтобы российское общество признало необходимость возрождения крестьянских (фермерских) хозяйств как товаропроизводителей[11].

Малые формы хозяйствования в наших условиях – это вовсе не альтернатива крупному общественному хозяйству, не конфронтация организационно-правовых форм хозяйствования, а их сочетание и взаимное дополнение. Малые формы хозяйствования, как аграрная структура в России, должны занимать свою нишу в рыночной системе хозяйствования в качестве равноправного элемента многоукладной аграрной экономики

Особенности организации производства и управления в малых формах хозяйствования.

Считаем необходимым на основе обобщения результатов проведенного исследования раскрыть сущность основных организационно-экономических аспектов, связанных с решением проблемы формирования и развития малых формах хозяйствования в России в плане разработки в дальнейшем оптимального алгоритма мероприятий организационно-экономического, да и социально-политического характера по повышению эффективности работы отечественных малых формах хозяйствования в современных условиях Российской Федерации.

Любая организация характеризуется определенной системой, под которой понимают «род и способ соединения количественно и качественно земли, труда и капитала» Такая совокупность трудовых, природных и материальных ресурсов представляет собой потенциал сельскохозяйственной организации. В современных исследованиях учитывают предпринимательскую способность и информацию.

Для достижения своих целей необходимо, прежде всего, организовать производственный процесс, т. е. обеспечить пропорциональное[12] соотношение и полное использование земли, рабочей силы, основных фондов и оборотных средств. Для обеспечения этих условий нужно комплексно выполнить систему мероприятий, включающую:

• прогнозирование и планирование производства, сущность которых заключена в обосновании видов и объемов производимой продукции, исходя из потребности рынка и условий хозяйства;

• организацию материально-технической подготовки и обслуживания производства, то есть обеспечение работников средствами производства и технологией выполнения работ;

• учет, контроль и оперативное управление ходом производственного процесса.

Для организации малых размеров, вопросы рационального организованного построения особенно актуальны, так как возможность маневрирования ресурсами в нем значительно сужена по сравнению с крупными организациями. В качестве исходных при выборе направления деятельности и обоснования размера земельного участка выступают следующие факторы:

природно-климатические и экономические особенности местности, в которой расположено хозяйство, место его расположения относительно рынков сбыта продукции и пунктов снабжения, состояния дорог;

• устойчивый спрос на определенный вид продукции, ее предложение со стороны конкурентов, уровень цен и ожидаемая доходность отрасли;

• наличие возможностей для создания материально-технической базы и механизации производственных процессов;

• оптимальная численность работников, а также привлекаемых работников и необходимость обеспечения полной их занятости;

• наличие практического опыта работы в определенной отрасли и уровень квалификации[13].

Кроме вышеперечисленных факторов, весьма значительным может оказаться косвенное влияние так называемых социальных факторов (развитие социальной инфраструктуры определенной местности: наличие больниц, школ, магазинов культурно-развлекательных учреждений и расстояние до них).

После выбора специализации хозяйства, на основе поставленных целей, прогнозов, исследований конъюнктуры рынка, а также различных нормативов, осуществляется планирование хозяйства, которое можно подразделить на долгосрочное (стратегическое) и краткосрочное (тактическое). Результатом планирования является разработка бизнес-плана хозяйства, состоящего из двух основных разделов: производственной программы и финансового плана. В производственной программе обосновывается поголовье скота, посевные площади, урожайность сельхозкультур и поголовье животных, валовое производство продукции и объем реализации.

Важное значение для обеспечения эффективного функционирования имеет правильное управление. Фермеры должны знать принципы управления и уметь применять их в своей работе, чтобы добиться наиболее высоких результатов. Они должны обеспечивать конкурентоспособность и выживаемость в условиях чрезвычайно изменчивой конъюнктуры рынка. Это требует обширных познаний относительно всех аспектов деятельности предприятия.

Цель управляющего заключается в том, чтобы рационально использовать такие ресурсы, как земля, труд, капитал и получить максимальную прибыль. Это требует от него умения организовать взаимодействие всех отраслей организации.

В организации управления крайне важно учитывать потребности рынка в тех или иных видах сельхозпродукции, поскольку именно результат ее сбыта является основным источником доходов этой категории производителей. Организация сбытовой деятельности в данном секторе обладает рядом особенностей, которые тесно связаны со спецификой и условиями функционирования этих хозяйств:

• повышение уровня товарности, что требует удовлетворения потребностей семьи, развития предпринимательской инициативы ее членов, роста уровня расширенного воспроизводства;

• гибкость и мобильность в изменении структуры производства;

• многоканальность сбыта продукции.

• высокий уровень реализационных затрат на единицу продукции

В аграрной экономике наиболее приспособленным к рыночным условиям производителем является семейная ферма – крестьянское хозяйство с наиболее рациональной формой хозяйствования на земле с точки зрения соответствия организации его производственной деятельности особенностям аграрного производства. Именно в крестьянском хозяйстве в наибольшей мере могут быть учтены специфические и биологические факторы и процессы и, следовательно, созданы максимально благоприятные условия для эффективного использования земли, растений и животных. Возможность основания своего семейного хозяйства создает экономическую демократию в аграрном производстве: тот, кто не хочет работать в коллективе, может попробовать себя в самостоятельном производстве.

В результате монографических исследований, проведенных по теме диссертации, нами определены и идентифицированы ключевые методические инструменты совершенствования организации производства и управления в малых формах хозяйствования. В большинстве своем эти инструменты являются средствами проведения систематического анализа их финансового состояния, а также эффективности использования трудовых ресурсов, основных и оборотных средств, капитальных вложений. Главная цель в использовании всего перечня этих инструментов (или средств) – выявление резервов повышения финансовой устойчивости и платежеспособности хозяйства. Использование необходимых инструментов позволяет выявить как текущие, так и перспективные резервы роста доходности хозяйств, а также определить и обосновать реальные пути увеличения объемов производства и реализации продукции, роста производительности труда исполнителей, увеличения массы дохода, а, в конечном счете – прибыли и уровня рентабельности производства продукции хозяйств.

Мы считаем целесообразным объединить ряд идентифицированных нами инструментов (способов) совершенствования организации производства в малых формах хозяйствования в четыре главных методических блока:

1) Инструменты исследования финансового состояния и финансовых результатов деятельности.

2) Способы оценки влияния производственных факторов на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности.

3) Инструменты исследования ресурсного потенциала и оценки его использования.

4) Способы оценки эффективности инвестиций в развитие.