Вы здесь

Совершенствование процесса организации деятельности физкультурно-оздоровительных клубов Волгограда. ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОГО КЛУБА (М. П. Лях, 2012)

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СПОРТИВНОГО КЛУБА

1.1. Спортивный клуб как основная форма организации физкультурно-оздоровительной работы

Клубная форма организации спортивной работы характерна для большинства стран мира.

Спортивные клубы и в Советской России были высшей, наиболее эффективной первичной организацией. В доперестроечный период исследователи уделяли определенное внимание научному обоснованию различных аспектов деятельности спортивных клубов. Вместе с тем комплексных исследований деятельности спортивных клубов проводилось явно недостаточно. В имеющихся исследованиях практически не был разработан организационно-педагогический аспект управления.

Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно- спортивных организаций – спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов – тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности – это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п.

Физкультурно-спортивную организацию следует рассматривать как систему, созданную для целей физического совершенствования человека, для развития физической дееспособности людей с отклонениями в состоянии здоровья, которая, соответственно, относится к социальным организациям.

Анализируя определения организации, следует иметь в виду, что простых организаций, имеющих только одну цель, разделяемую всеми ее членами, очень мало. Менеджмент связан, как правило, со сложными организациями, которые имеют набор взаимосвязанных целей.

Жизненный цикл организации. В жизненном цикле организации выделяют несколько стадий или этапов. Первый этап – зарождение организации, т. е. ее создание, институционализация, второй этап – развитие, третий этап – стабилизация функционирования и, наконец, четвертый этап – упадок и ликвидация или реорганизация.

Институционализация организации. Спортивный менеджмент как один из видов отраслевого социального управления имеет дело с институционализированными организациями физкультурно-спортивной направленности. В российском гражданском законодательстве институционализация организаций получила правовое закрепление в понятии юридического лица.

Строение физкультурно-спортивной организации. Социальные организации отличаются высоким уровнем организационной сложности, которая проявляется в разнохарактерности их компонентного состава и многомерности свойств, высокой степенью динамичности строения и неопределенности функционирования. Эта сложность соответственно предъявляет высокие требования к менеджменту.

Цель физкультурно-спортивной организации, является ключевым ее элементом, так как именно для ее реализации люди объединяются в организации. Долгосрочные цели организации фиксируются в ее уставе, а текущие – в планах, целевых программах и т. д.

Здесь следует отметить, что действующее российское законодательство и сложившаяся практика функционирования организаций не предъявляют четких, жестких требований к понятию основной деятельности организаций. Поэтому принадлежность организаций к физкультурно-спортивным определяется содержанием предусмотренных уставными документами целей и видами устной деятельности. Логичнее было бы использовать в качестве такого критерия размер объема предоставляемых услуг, который для физкультурно- спортивных организаций должен составлять не менее 50 % соответствующих услуг от их общего объема.

Иерархия в организации предполагает распределение персонала по «этажам» управленческой пирамиды и подчинение нижестоящих вышестоящим.

Синергия в социальной организации представляет собой прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников, возрастание совокупной энергии в зависимости от типа внутриколлективной связи. При этом явление синергии является управляемым за счет следующих факторов: однонаправленности усилий, разделения, специализации и кооперации труда.

Основным элементом любой физкультурно-спортивной организации являются люди, ее персонал, условно подразделяемый на спортивных организаторов (менеджеров) и исполнителей. Работа спортивных организаторов (спортивных менеджеров – руководителей разного уровня) есть управление и контроль исполнения; работа исполнителей (тренеров, преподавателей адаптивного физического воспитания и другого персонала спортивной организации) – информационно-педагогическое воздействие на объекты труда – спортсменов и других занимающихся в группах.

Множество исполнителей с их орудиями труда (программами, правилами соревнований и методиками физкультурно-спортивных занятий) образуют объект отраслевого управления (ОУ). Множество спортивных организаторов (менеджеров-управленцев) вместе с информацией, оргтехникой и обслуживающим персоналом образуют субъект отраслевого управления (СУ).

Главным в системе «объект – субъект управления» является объект управления. Объект управления определяет субъект, его состав, структуру, функции. «Задача научного управления состоит в том, чтобы возможно точнее воспроизвести в субъекте объект управления, в противном случае оптимальное функционирование и развитие общественной системы невозможно». Если управляющая система слишком проста и не отражает сложности объекта, она не способна эффективно управлять.

Функции организации в системе управления. Организация выполняет в системе управления три устойчивые функции:

1) главную – целевую (миссия организации);

2) социально-интегративную;

3) управленческо-нормативную.

Первая – целевая функция связана с достижением результатов функционирования спортивной организации, оцениваемого через критерий достижения цели. В иерархии функций целевая – главная функция, так как для ее реализации и создана организация.

Смысл второй – социалъно-интегративной функции заключается в том, что носителем социального действия в организации являются ее социальные элементы – субъекты социального действия (люди, социальные группы), образующие микросоциум или трудовой коллектив, а также коллектив занимающихся. В АФКиС социально-интегрированная функция носит двоякий характер, определяя ещё и направление деятельности.

Третья – управленческо-нормативная функция обеспечивает поддержание целостности организации, снятие возможной социальной напряженности и разрешение конфликтов, удовлетворение разнообразных потребностей персонала и поддержание необходимого социального и морально- психологического комфорта. Эта функция обеспечивает взаимодействие организации с внешней средой.

Организационная структура физкультурно-спортивной организации представляет собой систему официальных отношений, определенных законами, положениями об организациях, их уставами, инструкциями, правилами, распоряжениями, штатным расписанием. Организационная структура включает в себя:

1) распределение функций (горизонтальные отношения) между отдельными, отделениями и т.п. (структура и их компетенция оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами); все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник организации, определяются его должностной инструкцией;

2) субординацию должностей (вертикальная специализация) – объем прав и меру ответственности в принятии решений на разных иерархических уровнях менеджмента;

3) систему коммуникаций – средства и каналы передачи управленческой информации.

Для того чтобы понять особенности механизма функционирования различных видов физкультурных и спортивных организации и эффективно ими управлять, их нужно каким-то образом упорядочить, систематизировать. Организации физкультурно-спортивной направленности могут быть классифицированы по следующим признакам:

♦ форма собственности;

♦ целевое назначение;

♦ организационно-правовая форма;

♦ уровень иерархии;

♦ взаимодействие подразделений.

Типология физкультурно-спортивных организаций по различным основаниям, положенным в основу классификации, дает возможность: получить точное представление об организационно-правовом статусе каждой конкретной организации;

четко определить миссию, цели, задачи и функции спортивной организации, место в отраслевой системе управления; понять ее внутриорганизационные отношения, обязанности и права ее сотрудников, возможности их участия к управлению организацией; квалифицированно построить работу по созданию новой организации, развитию, реорганизации или ликвидации спортивной организации.

Предлагаемая нами типология предусматривает группировку организаций физкультурно-спортивной направленности по различным основаниям.

Типы организаций, выделяемые по форме собственности. В России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Общественные объединения, к которым относятся многие физкультурные и спортивные организации, могут являться собственниками приобретенного ими имущества и использовать его для достижения уставных целей. Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Допускается передача и объединение имущества, находящегося в перечисленных формах собственности, в результате чего возникают общая долевая или совместная формы собственности.

Экономические отношения собственности проявляются через различные формы управления физической культурой и спортом, так как на основе различных форм собственности могут создаваться различные виды физкультурных и спортивных организаций. В современной России управление физической культурой и спортом проводится в трех взаимодействующих подсистемах (видах).

Первая подсистема – это государственное управление физической культурой и спортом. Центральным звеном государственной системы управления отраслью физической культуры и спорта в России является Министерство спорта, туризма и молодёжной политики и соответствующие Департаменты в субъектах Федерации.

Вторая подсистема – менеджмент в общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности – физкультурно-спортивных объединениях, обществах, федерациях, ассоциациях и союзах по видам спорта, а также спортивных клубах, командах, общественных организациях инвалидов спортивной направленности и т. п.

Третья подсистема – менеджмент в коммерческих физкультурно- спортивных организациях и предпринимательстве без образования юридического лица. К этой группе относятся организации профессионального спорта (например, спортивные клубы по футболу и профессиональная футбольная лига, спортивные клубы по хоккею и профессиональная хоккейная лига и т.п.) и коммерческие организации физкультурно-спортивной направленности (спортивно-оздоровительные центры, фитнес-клубы и т.п.). Рассмотренная классификация является для физкультурно-спортивных организаций наиболее общей, фундаментальной. Она составляет базисную основу для спортивного менеджмента, определяет его структуру и содержание, а также особенности механизма управления организациями физкультурно- спортивной направленности, относящимися к каждой из выделенных подсистем.

Типология физкультурно-спортивных организаций по целевому назначению

Каждая физкультурная и спортивная организация создается для реализации какой-либо цели (комплекса целей), которую специалисты называют миссией, или философией организации. Общая цель, которая обычно формулируется в уставе организации, выражает причину создания и существования данной организации. С точки зрения целевого назначения физкультурные и спортивные организации современной России правомерно подразделить на следующие виды.

1. Спортивные школы (ДЮСШ, СДЮШОР и др.) и детско-юношеские клубы физической подготовки, адаптивные спортивные школы (АДЮСШ) которые относятся к учреждениям дополнительного образования. В современной России физическое воспитание рассматривается как составная часть гуманитарного образования учащейся молодежи. Поэтому Закон РФ «Об образовании» предусматривает, наряду с включением физического воспитания в государственные образовательные стандарты и программы, формирование специальных государственных учреждений дополнительного образования, в которых учащаяся молодежь, и, прежде всего, школьники, может реализовать свои потребности в спортивном совершенствовании. Основными видами учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности являются детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), а также детско-юношеские клубы физической подготовки (ДКЖФП). В принципе могут создаваться и негосударственные учреждения дополнительного образования, учреждаемые ФСО, юридическими и физическими лицами, в том числе и иностранными, но они пока имеют в России ограниченное распространение.

2. Спортивные клубы и коллективы физической культуры как один из видов общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, которые могут создаваться на предприятиях и в учреждениях с различными формами собственности, в различных типах образовательных учреждений (общеобразовательные школы учреждения высшего и среднего профессионального образования), а также по территориальному принципу.

3. Спортивные клубы профессионального спорта, создаваемые и функционирующие в различных организационно-правовых формах, характерных для коммерческих организаций.

4. Физкультурно-оздоровительные центры и фитнес-клубы, которые также функционируют как коммерческие организации физкультурно- спортивной направленности в различных организационно-правовых формах.

5. Стадионы, спортивные комплексы и спортивные базы, имеющие статус юридического лица и находящиеся на самостоятельном балансе.

6. Департаменты по физической культуре и спорту.

7. Олимпийский комитет России (ОКР), Паралимпийский комитет России (ПКР), Сурдлимпийский комитет России (СКР), Специальная Олимпиада России; Ассоциация «Олимп».

8. Паралимпийские комитеты в регионах; региональные центры спортивной подготовки, имеющие статус государственного учреждения. Учреждения высшего и среднего профессионального физкультурного образования.

9. Кафедры адаптивной физической культуры и физического воспитания вузов и другие структурные подразделения образовательных учреждений (отделения физвоспитания в учреждениях среднего профессионального образования и т. п.).

10. Федерации, союзы, ассоциации и лиги по видам спорта.

11. Фонды (Пенсионный фонд олимпийцев и др.).

12. Негосударственные образовательные учреждения физической культуры и спорта.

13. Научные организации в области физической культуры и спорта.

Классификация объектов системы управления физической культурой и спортом в зависимости от цели их деятельности помогает вычленить присущие объекту цели, задачи, функции, дает возможность определить роль каждого объекта в системе, позволяет рассмотреть вопросы функционирования физкультурно-спортивных объектов в условиях перехода к рыночным отношениям. В соответствии с этим все спортивные организации можно дифференцировать на:

1) непосредственно осуществляющие физкультурно-массовую и учебно-спортивную работу (коллективы физической культуры, спортивные школы, специализированные центры олимпийской подготовки, шахматные клубы и т. д.);

2) обеспечивающие возможность заниматься физической культурой и спортом (спортсооружения, физкультурно-оздоровительные комплексы, прокатные пункты спортивного инвентаря, водные, лыжные и туристические базы, стрелковые тиры, парки культуры и отдыха) и производящие спортивный инвентарь, оборудование, одежду и обувь;

3) обеспечивающие медицинское обслуживание (специализированные врачебно-физкультурные диспансеры);

4) занимающиеся подготовкой физкультурных кадров (высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры и спорта);

5) обеспечивающие сферу физической культуры и спорта необходимой информацией, проводящие пропаганду физкультурно-спортивных знаний (редакции спортивных газет и журналов, органы общества «Знание»).

Основными звеньями в группе объектов системы управления адаптивной физической культурой и спортом, непосредственно осуществляющими физкультурно-спортивную работу, являются коллектив физической культуры и физкультурно-спортивный клуб инвалидов. Сравнительный анализ организационной структуры и правового положения дал основание сделать вывод о том, что вторая из указанных структур – физкультурно-спортивный клуб – более адекватно отвечает складывающимся в России рыночным отношениям.

Организационно-правовые формы физкультурных и спортивных организаций

Организации физкультурно-спортивной направленности могут создаваться и функционировать только в тех организационно-правовых формах, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом «О некоммерческих организациях». В действующем Кодексе в зависимости от целей деятельности все организации, имеющие статус юридического лица, делятся на две категории – на коммерческие и некоммерческие организации.

Гражданский кодекс РФ определяет сущность и правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций:

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50 ПС РФ).

Анализ современного опыта функционирования физкультурных и спортивных организаций показывает, что они создаются практически во всех организационно-правовых формах – как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Поэтому охарактеризуем их кратко.

Коммерческие организации

Полное товарищество – хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность на солидарных началах по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущество полного товарищества представляет собой общую долевую собственность и принадлежит всем участникам на паевой основе. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и в любом случае слов «полное товарищество». Члены полного товарищества непосредственно участвуют в управлении его деятельностью, разделяя между собой его прибыль и покрывая убытки пропорционально своим долям в складочном капитале.

Коммандитное товарищество (от фр. «commandite» – товарищество на вере) – хозяйственное товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами – комплиентариями), имеется один или несколько участников- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Синоним – товарищество на вере.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – хозяйственное общество, учрежденное одним или несколькими лицами (не более пятидесяти), которое несет ответственность по принятым им обязательствам только в пределах своего вклада, вложенного в дело капитала. Уставный фонд ООО равен 100-кратной сумме минимального размера оплаты труда (МРОТ). Имущество общества, включая уставный капитал, принадлежит обществу как юридическому лицу. Капитал общества делится на доли, паи участников. Высшим органом управления является общее собрание участников общества, которому подчинена дирекция. Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано в акционерное общество.

Общество с дополнительной ответственностью– учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном стоимости их вкладов размере, определяемом учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права акционеров по отношению к обществу. Общество считается созданным с момента его государственной регистрации. В отличие от хозяйственных товариществ, в которых определяющую роль играют личные качества самих участников, в деятельности акционерного общества главным фактором служит капитал, управление которым могут осуществлять профессионально подготовленные лица (менеджеры), не являющиеся акционерами.

Открытые и закрытые акционерные общества. Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее 1 000-кратной суммы МРОТ, установленного на дату регистрации общества, а закрытого общества – не менее 100-кратной суммы МРОТ.

Открытое акционерное общество (ОАО) – акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) распространяет собственные акции путем закрытой подписки, т.е. продает их ограниченному кругу подписчиков по решению учредителей, создателей общества. Денежный капитал такого общества, образуемый от продажи его акций, называют акционерным капиталом. Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти.

Акционерное общество может создавать филиалы и открывать представительства. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества.

Дочерние и зависимые общества. Акционерное общество может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица.

Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций первого акционерного общества.

Менеджмент в акционерном обществе. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции относятся: изменение устава общества, в том числе изменение размера его уставного капитала; избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий; образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета); утверждение годовых отчетов бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков; решение о реорганизации или ликвидации общества.

В зависимости от количества акционеров ГК РФ предусматривает двухзвенную (общее собрание акционеров, исполнительный орган) и трехзвенную (общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган) структуру органов управления обществом. Трехзвенная структура обязательна для использования в обществах с числом акционеров более пятидесяти.

Совет директоров (наблюдательный совет). В случае создания совета директоров (наблюдательного совета) уставом общества в соответствии с Законом об акционерных обществах должна быть определена его исключительная компетенция. Вопросы, отнесенные уставом к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета), не могут быть переданы им на решение исполнительных органов общества.

Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров. К компетенции исполнительного органа общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законом или уставом общества. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ, законом об акционерных обществах и уставом общества.

Акционерное общество должно для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Аудиторская проверка деятельности акционерного общества, в том числе и не обязанного публиковать для всеобщего сведения вышеуказанные документы, должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет десять или более процентов.

Производственный кооператив. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Произведенный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Унитарное предприятие. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Некоммерческие организации

Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественная и религиозная организация (объединение) – добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные объединения – одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм, в которых созданы и успешно функционируют физкультурные и спортивные организации. Это Олимпийский комитет России, федерации, союзы и ассоциации по видам спорта, физкультурно-спортивные объединения, спортивные клубы, коллективы физической культуры и др. Федеральный закон «Об общественных объединениях» установил, что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационных форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Законам «Об общественных объединениях» детализированы соответствующие организационно-правовые формы. Установлено, что общественные объединения могут создаваться и функционировать в организационно-правовых формах, представленных в табл. 10.

Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.

Признаками фонда как некоммерческой организации являются отсутствие членства имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является собственником переданного ему имущества и обязан использовать его в соответствии с поставленными общественно полезными целями. Учредители фонда не сохраняют прав на переданное ими фонду имущество. Фонд отвечает по своим обязательствам своим имуществом. Учредители не несут ответственности по долгам фонда, но и фонд не отвечает по долгам учредителей. В случае ликвидации фонда остаток его имущества (после удовлетворения требований кредиторов) не распределяется между учредителями.

Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради достижения которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их выполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Учреждение – некоммерческая организация, созданная для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником.

Учреждение не имеет самостоятельной имущественной базы для своего функционирования – собственник передает ему имущество лишь в оперативное управление. Право оперативного управления относится к числу ограниченных вещных прав, оно производно от права собственности, и содержание правомочий владения, пользования и распоряжения определяется не только законом, но и усмотрением собственника. Учреждение может быть создано любым собственником – государством, муниципальным образованием, хозяйственным товариществом или обществом и т.п. Статья 296 ГК РФ определяет права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником. Пока существует учреждение, собственник ограничен в возможностях распоряжаться его имуществом: он вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Других оснований для изъятия собственником имущества закон не предусматривает. Собственник предоставляет имущество для определенной цели и имеет право контролировать использование этого имущества. В рамках задач, поставленных собственником, учреждение обладает относительной самостоятельностью. Оно является юридическим лицом со строго очерченной специальной правоспособностью. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Деятельность учреждения определяется целями, поставленными перед ним собственником. Собственник должен также издать правила, по которым должно функционировать учреждение. Эти правила принимают в форме устава или положения. В них закрепляется организационная структура учреждения, фиксируются права и обязанности руководителей и прочего персонала учреждения и др.

Имущество, необходимое для выполнения задач, поставленных перед учреждением, предоставляется собственником. Как всякое юридическое лицо, учреждение несет ответственность по своим обязательствам, но только денежной частью имущества. При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет собственник. Обращение взыскания на прочее имущество учреждения возможно лишь в том случае, когда недостаточно денежных средств собственника, тогда взыскание обращается на его имущество, в составе которого находится имущество созданного им учреждения. Если учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от этой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Закон не уточняет понятие «самостоятельное распоряжение». Очевидно, что собственником такого имущества учреждение не является, но права учреждения в отношении него должны быть шире, чем право оперативного управления. Эти права можно приравнять к праву хозяйственного ведения. На такое имущество может быть обращено взыскание по долгам учреждения, но только по тем из них, которые связаны с хозрасчетной деятельностью.

Некоммерческое партнерство – основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей. Члены некоммерческого партнерства вправе участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства; получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.

Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Автономная некоммерческая организация учреждается гражданами и (или) юридическими лицами. Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой неовеществленный результат выполнения каких-либо работ. В учредительных документах автономной организации должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), поэтому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Автономная некоммерческая организация является собственником имущества, которое было ей передано учредителями. Автономная организация несет ответственность по своим долгам, учредители не отвечают по ее обязательствам, а организация не несет ответственности по долгам учредителей.

Предпринимательская деятельность автономной организации должна соответствовать целям, для которых создана организация. Следовательно, автономная некоммерческая организация вправе использовать в своей деятельности договор возмездного оказания услуг.

Учредительные документы автономной организации должны определить порядок надзора за деятельностью автономной организации со стороны учредителей. Прежде всего, должна быть определена структура органов управления, включая необходимый контрольный орган (ревизионную комиссию и т. п.). Следует определить и систему отчетности подразделений организации и организации в целом. Надзорные действия могут осуществляться исходя из особенностей деятельности организации и характера оказываемых ею услуг. Нормой, способствующей предупреждению возможных злоупотреблений со стороны учредителей автономной некоммерческой организации, является правило о том, что предоставляемыми ею услугами учредители вправе пользоваться только на равных условиях с другими лицами. Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) – членская организация, которая может объединять любые – как коммерческие, некоммерческие, так и государственные организации в некоммерческих целях. Некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами.

Наименование ассоциации должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» и «союз».

Иерархия отраслевого управления

Иерархия управления – один из главных принципов социального менеджмента. Она характеризуется уровнями управления, число которых тем больше, чем крупнее управляемая система. Иерархия управления физической культурой и спортом определяется прежде всего территориально-государственным устройством Российской Федерации. В иерархической структуре управления физической культурой и спортом в России следует выделять четыре уровня.

Спортивные организации каждого уровня являются объектами управления для более высокого уровня. Иерархия социального управления предполагает определенную автономию управления на каждом уровне. Первичными организациями физкультурно-спортивной направленности принято называть те из них, в которых непосредственно проводятся учебно-тренировочная работа и различные формы физкультурно-оздоровительных занятий с населением разных социальных и демографических групп, включая инвалидов. Исходя из этого же критерия эти организации считаются основным организационным звеном системы управления физической культурой и спортом в России.

Типы организаций, выделяемые по взаимодействию подразделений

В каждой организации физкультурно-спортивной направленности существует разделение труда. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и установлению соответствия работников органов управления предоставляемым им полномочиям. Разделение труда в организации формально закрепляется в образовании структурных подразделений, каждое из которых выполняет конкретные задания. Такие подразделения называют службами, отделами, управлениями, секторами, отделениями и т. п.

Следовательно, каждая организация имеет внутреннюю структуру, выражающуюся в наличии структурных подразделений.

Структурные подразделения, как и спортивная организация, частью которой они являются, представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.

В рассматриваемом аспекте отдельные структурные подразделения больших, сложных многоцелевых организаций можно рассматривать в качестве физкультурно-спортивных организаций. Например, кафедру адаптивного физического воспитания вуза правомерно считать организацией.

Линейная структура образуется в результате построения структуры спортивной организации, в которой звенья нижележащих уровней управления находятся в непосредственном подчинении у руководителя вышестоящего уровня. Каждое подразделение возглавляет руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненным ему персоналом и сосредоточивший в своих руках все функции управления. Решения руководителя организации, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. На этой основе создается иерархия руководителей данной организации. Линейная структура характерна для организаций с небольшой численностью персонала.

Функциональная структура – результат увеличивающейся сложности управления и развития специализации. Функциональная структура основана на разделении управленческого труда персонала аппарата организации и предполагает создание в ней наряду с линейными еще и функциональных подразделений. Каждое функциональное подразделение (либо исполнитель) специализировано на выполнении отдельных видов управленческой деятельности. Выполнение указаний руководителя функционального подразделения в пределах его компетенции обязательно для всех других подразделений. Такое взаимодействие подразделений создает двойное подчинение для исполнителей.

Линейно-функциональная (штабная) структура возникает в результате синтеза линейной и функциональной структур управления. При этой структуре функциональные подразделения утрачивают права принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями. Они лишь помогают линейному руководителю в выполнении отдельных функций управления. При данной структуре линейные звенья принимают решения и организуют их выполнение, а функциональные звенья планируют, координируют, информируют, т.е. выступают в качестве своего рода штаба.

Матричная структура дополняет линейно-функциональную структуру управления новыми подразделениями, руководители которых получают право воздействовать на всех других участников новой программы работ и руководителей существующих подразделений организации.

Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю своей функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю новой программы, с другой – руководителю новой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления по новой программе работ (например, проведение спартакиады) в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

При такой организационной структуре руководитель новой программы работ взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами своей группы и с другими работниками функциональных подразделений, которые подчинены ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

Переход к матричной структуре обычно охватывает не всю организацию, а лишь ее часть. При этом успех организации с матричной структурой в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители новых проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и могут выступать в целевой группе лидерами.

1.2. Методологические аспекты управления спортивной организацией

Миссия и цели спортивной организации

Целевая функция спортивной организации начинается с установления общей цели этой организации, выражающей причину ее существования. Поэтому одной из главных проблем менеджмента является установление целей, ради достижения которых создастся, функционирует и развивается организация как целостная социальная система.

В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Говоря точнее, цель управления – это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.

Цели спортивной организации обычно фиксируются в трех документах:

1. Уставе организации;

2. Концепции развития;

3. Целевой программе развития физической культуры и спорта.

(для федераций по видам спорта – соответствующего вида спорта) на территории, входящей в сферу обслуживания этой организации (район, город, субъект федерации и т.п.). Наряду с общей целью в спортивной организации формулируются частные цели, которые в учредительных документах чаще называют задачами организации.

В зарубежной научной литературе общая цель спортивной организации нередко обозначается такими понятиями, как «политика», «философия», «миссия».

Физкультурно-спортивная организация, как правило, имеет не одну, а несколько целей. Одна из них, например, может быть связана с массовой физкультурно-оздоровительной работой, а другая – со спортом высших достижений.

Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности или доходности ее работы путем рациональной организации труда.

Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные организации – это некоммерческие организации. В этом случае целью их менеджмента является постоянное стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах. В целях менеджмента федеральных органов управления физической культурой, спортом и туризмом воплощается социальная политика государства. В крупномасштабной управленческой деятельности, отличительной особенностью которой является разделение общей цели на ряд составляющих, обычно применяется так называемое «дерево целей». Разработка дерева целей позволяет менеджерам спортивной организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое количество задач, требующих решения на пути к ее достижению.

К формулированию управленческих целей предъявляется ряд требований, среди которых стоит выделить:

• конкретность (сформированный результат);

• обозримость (краткосрочность, долгосрочность);

• реальность (достижимость);

• взаимосвязанность;

• согласованность;

• эффективность.

Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации

Все общие и конкретные функции спортивного менеджмента действуют в единстве, образуя определенный организационно-технологический процесс. Система функций менеджмента в спортивной организации – это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве видов управленческой деятельности, осуществляемых персоналом физкультурно-спортивной организации.

Научный анализ и классификация компонентного состава физической культуры и спорта позволяют выделить для спортивного клуба промышленного предприятия примерную совокупность наиболее существенных конкретных функций спортивного менеджмента, представленную в таблице 1.

Процесс взаимодействия общих и конкретных функций спортивного менеджмента на примере спортивного клуба может быть представлен в виде матрицы.

Для понимания процесса взаимодействия функций спортивного менеджмента важно отметить их тесную взаимосвязь с организационной структурой организации. Систем функций является объективной основой для создания организаций физкультурно-спортивной направленности. Спортивные организации и их структурные звенья создаются для реализации тех или иных социальных функций, которые закрепляются за соответствующими организациями. Носителями общих функций спортивного менеджмента является физкультурная организация в целом. Носителем конкретных отраслевых функций являются отдельные структурные подразделения (управления, отделы и т.п.) соответствующей физкультурно-спортивной организации.


Таблица 1

Взаимодействие общих и конкретных функций менеджмента в спортивной организации


Важно подчеркнуть, что затраты труда на выполнение общих функций управления равны затратам на выполнение отраслевых, конкретных, функций.

Выполняя функции управления – планирование, организацию, мотивирование, координацию и контроль, – менеджерам спортивной организации приходится принимать большое количество решений. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер: начинается с обнаружения несоответствия параметров управляемого объекта поставленным целям или плановым заданиям, т.е. обнаружения проблемы, далее следует принятие решения, направленного на устранения выявленной проблемы, и, наконец, организация выполнения принятого решения.

Таким образом, процесс управления представляет собой совокупность циклических действий, направленных на выявление проблемы, поиск ее оптимального решения и организацию эффективного выполнения принятого решения, итог которой – ликвидация проблемы.

Управленческая проблема заключается в несоответствии параметров фактического состояния управляемого объекта запланированным или заданным параметрам. Источником проблемной ситуации в организации могут быть:

– отклонения от заданных состояний, отмечаемых в определенный момент времени или прогнозируемых на будущее;

– изменение целей или плановых показателей;

– воздействие на объект внешних или внутренних факторов.

Чтобы выявить проблему и обусловившие ее факторы, нужно иметь соответствующую информацию. Управленческая информация в спортивном менеджменте – это совокупность передаваемых по каналам связи сообщений, объективно отражающих развитие спортивной организации и предназначенной для управления.

Совокупность факторов и условий, вызывающих появление в организации той или иной проблемы, называется в менеджменте управленческой ситуацией. Рассмотрение проблемы с учетом воздействия на нее внутренних и внешних ситуационных факторов позволяет выявить и сделать описание возникшей в организации проблемной ситуации.

Принятие управленческих решений в спортивных организациях

Менеджерам и персоналу спортивных организаций в процессе управления приходится принимать большое количество решений, от качества которых зависит эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций. Принимаемые управленческие решения касаются различных сторон деятельности физкультурно-спортивных организаций, а в их подготовке активно участвуют тренеры, преподаватели и другие специалисты.

От правильности и своевременности принятия решений зависит эффективность работы любой физкультурно-спортивной организации. Поэтому важно, чтобы каждый специалист физической культуры и спорта овладел теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Управленческое решение в спортивном менеджменте представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового), который определяет программу деятельности физкультурно-спортивной организации по эффективному разрешению назревшей проблемы.

Для того чтобы управление было реальным и не представляло собой распоряжений, которые невозможно выполнить, решения следует принимать на основе знания объективных закономерностей функционирования физической культуры и спорта в современных рыночных условиях при соблюдении определенной технологии.

По форме управленческие решения по физической культуре и спорту принимаются в разнообразных формах. Поэтому уточним смысл названий и содержание наиболее часто принимаемых управленческих решений.1

Приказ – нормативно-правовой акт, издаваемый единолично руководителем физкультурно-спортивной организации или его заместителем, действующих на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый руководителем организации, главным образом коллегиального органа управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Постановление – нормативный акт, принимаемый коллегиально правлением спортивного клуба, коллегией спорткомитета или президиумом спортивной федерации. Постановление представляет собой целевое решение актуальной проблемы с указанием цели, путей и ресурсов, установлением сроков, исполнителей и организации контроля за выполнением.

План – это комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенном порядке, последовательности и в установленные сроки.

План представляет собой результат планирования, главный инструмент координации усилий персонала организации для достижения поставленных целей.

Целевая программа – нормативный адресный документ, содержащий исчерпывающий комплекс взаимосвязанных заданий, осуществление которых обеспечивает эффективное достижение поставленных организацией целей в установленные сроки. Целевая комплексная программа включает мероприятия программно-методического, организационного и социально-экономического характера.

Бизнес-план – это документ, в котором дается комплексное описание основных аспектов планируемого будущего спортивной организации, анализируются возникающие при достижении цели проблемы и определяются финансовые ресурсы, необходимые для их решения.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта широкое распространение получили управленческие решения в форме различных контрактов, договоров и т.д.

Для того чтобы разобраться во всем множестве разнообразных управленческих решений, их принято классифицировать.

Управленческие решения можно сгруппировать по нескольким признакам:2

1. Решение принимает какой-либо субъект (орган) управления, коллегиальный орган или отдельный руководитель. По субъектам и иерархическим уровням управления, определяющим масштабность действия управленческих решений, они подразделяются на решения: государственных органов общей компетентности; решения Госкомспорта РФ и спорткомитетов как государственных органов специальной компетентности; решения ведомственных и местных органов государственного управления; и, наконец, решения общественных; объединений и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности.

2. По объектам управления: для кого предназначено данное решение – спорткомитета, спортивной федерации, спортклубу, спортивному сооружению, спортивной школе и т.п.

3. По форме существования решения могут быть устными или письменными. Последние, в свою очередь, подразделяют на постановления, приказы, распоряжения, инструктивно-методические документы, законы, указы Президента, государственные образовательные стандарты, программы, планы, нормативы, контракты и т.п.

4. По организации принятия управленческие решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.

5. По социальной значимости одни решения являются исходными, определяющими, например, "Закон о физической культуре и спорте в РФ", другие – производными.

6. По времени действия решения можно разделить на оперативные и перспективные, стратегические. Оперативные решения чаще встречаются в работе руководителей низовых организаций. Стратегические решения принимают в основном федеральные органы управления.

7. Подразделяют решения по объему и направленности содержания.

Одни управленческие решения содержат общую концепцию развития физической культуры и спорта в целом в стране, другие более конкретизированы и касаются одной или нескольких организаций физкультурно-спортивной направленности.

Управленческие решения должны приниматься в рамках существующих у субъекта управления полномочий, прав и обязанностей спортивного руководителя. Различные виды управленческих решений определяют и разные способы их разработки и принятия, источники и содержание используемой информации, а также особенности реализации принятых решений.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов.

В соответствии с данными методическими рекомендациями общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает положение о школьном спортивном клубе (далее – клуб).

Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения.

Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.

Целями клуба являются привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни. Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности. Задачами деятельности клуба являются: разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности; вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья; организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.

Клуб в своей деятельности выполняет следующие функции: организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»; формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных); пропагандирует в общеобразовательном учреждении основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе деятельность клуба; поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно- спортивной работе.

Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно- технической подготовки.

Членами клуба могут быть обучающиеся общеобразовательного учреждения, в котором создан клуб, а также обучающиеся других общеобразовательных учреждений. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.

Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий. Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта. Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками общеобразовательного учреждения.

Управление клубом осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем общеобразовательного учреждения.

Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и другие формы.

Общеобразовательное учреждение должно создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Для реализации целей, задач и функций деятельности клуб взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.

1.3. Понятие менеджмента спортивной организации

Слово "менеджмент" (management) американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование термина менеджмент:

– административные навыки и умения особого рода;

– власть и искусство управления;

– способ, манера обращения с людьми;

– орган управления и люди, его составляющие.

Среди российских специалистов все более утверждается практика использовать термин "менеджмент" как синоним русскою слова "управление". Действительно, термин "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью. Смысл слова "управление" значительно шире, гак как оно употребляется применительно к различным сферам человеческой деятельности. Поэтому зарубежные специалисты термин "менеджмент" употребляют применительно к теории и практике управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

"Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. В англоязычных странах термин "менеджмент" употребляется довольно свободно и в различных значениях, по чаше всего применительно к управлению социально-экономическими процессами па уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Для обозначения других процессов зарубежные профессионалы используют иные термины. Так, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control", для государственного или общественною управления – термины "government administration" или ''public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"). Это подчеркивает принадлежность термина "менеджмент" к социально-экономической сфере деятельности. Однако в последнее время в зарубежной литературе по управлению наметилась тенденция употреблять термин "менеджмент" в более широкой трактовке – применительно и к непредпринимательским организациям и общественным объединениям.

В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, происходящие в любой стране, на определенной стадии своего развития институционализируются, т.е. закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отражают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.

Спортивный менеджмент – один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт – это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций – спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов – тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности – это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация – ключевое понятие спортивного менеджмента.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер – это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги.

Таким образом, спортивный менеджмент – это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной пауки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

Предмет спортивного менеджмента – управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджмента: стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др.

Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины – обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России.

Учитывая складывающуюся традицию, в дальнейшем мы будем употреблять термин "спортивный менеджмент" в том же значении, что и давно известное словосочетание "управление физической культурой и спортом".

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рентами рыночной экономики – формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг. Основным видами физкультурно-спортивных услуг являются:

Конец ознакомительного фрагмента.