2. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
2.1. Таможенное регулирование
Важность рационального регламентирования деятельности органов таможенной сферы трудно переоценить ввиду её исключительной значимости в контексте прямого непосредственно влияния не только на внутреннюю экономику государства, но и на экономическую деятельность, направленную на уровень международного сотрудничества.
В Российской Федерации под таможенным регулированием понимается совокупность таможенных операций, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли. Заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности[30].
Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности и принятия согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению включает следующие области: тарифное регулирование внешнеторговой деятельности; нетарифные меры регулирования в торговле с третьими странами; установление торгового режима в отношениях с третьими странами; косвенное налогообложение внешнеторговых операций с третьими странами; валютное регулирование внешнеторговых операций.
Во многих странах доходная часть бюджета серьезно базируется на таможенных сборах. В России, например, они формируют около 40 процентов доходов бюджета.
Общее руководство таможенным делом в стране осуществляет Российская Федерация[31]. Президент РФ имеет право создавать, реорганизовывать, ликвидировать федеральные органы исполнительной власти, в систему которых входит федеральный таможенный орган, назначать и освобождать от должности его руководителя.
Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ[32] обеспечивает единство экономического пространства и свобод экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом[33].
В настоящее время таможенные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, предусматриваемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Тем самым федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, лишен управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций как ведущего государственного органа в реализации таможенной политики Российской Федерации.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему[34]. Под единой системой таможенных органов имеется в виду иерархически построенная совокупность таможенных органов в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними едиными целями и задачами в области таможенного дела. Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему общей системы органов исполнительной власти Российской Федерации.
Все звенья системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для практической реализации полномочий Российской Федерации в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений[35] и финансируются за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.
Конец ознакомительного фрагмента.