Введение
В современной экономике наблюдается образование глобальных рынков, которые включают в себя большое количество стран-участниц. Наблюдаются такие явления как глобализация интернационализация торговли и производства товаров, работ, услуг. Остро стоят проблемы изменения Российского законодательства в связи со вступлением России в Международные экономические союзы.
Объектом исследования в данной работе выступают правоотношения в сфере международного экономического сотрудничества. Предметом исследования является законодательство, регламентирующее данную группу правоотношений.
Целью данной работы является рассмотрение трудностей в законодательном процессе, связанных с имплементацией.
Актуальность обусловлена, прежде всего современной экономической обстановкой в мире в целом. На протяжении последних лет наблюдается особенно интенсивное развитие сферы международного сотрудничества во многих направлениях, в частности и в экономике. Развитие способов использования стратегических ресурсов, технологический и научный прогрессы, освоение новых сегментов рынка предполагают разработку универсальных методов рационального их использования с учетом интересов отдельных государств, в том числе в спектре их сотрудничества на международном уровне. Своеобразным институтом, целью существования которого в широком смысле является установление регламента для осуществления деятельности государств, в рамках сотрудничества, являются международные организации.
В законодательстве Российской Федерации на конституционном уровне, а именно в ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закреплено положение о приоритетности норм международного права над национальными. В условиях современной экономической системы мирового уровня данное положение является неотъемлемым показателем причастности отдельно взятого государства к процессу глобализации, характерной чертой которого, прежде всего, является ориентация внутреннего государственного законодательства на нормы, принятые мировыми сообществами с целью своего рода унификации основных законодательных положений для обеспечения баланса интересов различных субъектов международных отношений. Для успешной интеграции национального законодательства на мировой экономический уровень необходимо обеспечение проведения мер совершенствования законодательства с целью приведения его в соответствие с требованиями, выставленными внутренними регламентами международных экономических организаций для вступления в число их участников.
Процесс любого преобразования предопределяется предшествующим анализом существующего положения дел и сопоставлением настоящего и желаемого. В результате такого анализа выявляются пробелы в законодательстве, имеющиеся противоречия и разрабатываются пути его совершенствования.
Стратегической задачей в сфере законодательной деятельности является создание единой системы хозяйственного законодательства, обеспечивающего конкурентоспособность государства на мировых рынках.
Крупнейшей международной экономической организацией является Всемирная торговая организация (ВТО).
На протяжении многих лет ведутся переговоры относительно вступления России в ВТО. Высказываются диаметрально противоположные суждения о последствиях этого шага для отечественной экономики. Имеет смысл полагать, что в долгосрочной перспективе это обусловит постепенную кардинальную трансформацию экономического, правового и социального уклада в России, а вследствие этого и серьезно повлияет на будущее нашей страны в целом. Вступление в ВТО решает основную проблему экономического развития в 21 веке – проблему перехода на принципы регулирования рыночной экономической системы.
Членство в ВТО подразумевает также присоединение к многосторонним соглашениям о торговле товарами. Наиболее известны Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по правам интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Главными мотивами вступления в ВТО для России являются: свободный доступ на мировой рынок с предоставлением режима наибольшего благоприятствования, отсутствие нетарифных барьеров, что предполагает снятие либо уменьшением количественных ограничений по экспорту товаров, многосторонний механизм разрешения споров с возможностью защиты своих интересов в ходе многосторонних торговых переговоров, отсутствие дискриминации с равным режимом для торговых партнеров, недискриминационный транзит.
Обсуждению и анализу данной проблемы в форме дискуссий или публикаций научных статей в периодических изданиях, посвящали внимание многие специалисты, причем, как отмечалось выше, мнения их по данным вопросам часто весьма существенно расходились. Наибольшие противоречия вызвали вопросы самой организационной структуры сообщества международного уровня и природы влияния на внутригосударственные процессы её членов, а так же последствия вступления в ВТО Российской Федерации и специфику отражения измененного законодательства на определенные внутренние явления именно внутри конкретного государства.