Вы здесь

Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений. 2. Обзор нормативных правовых актов, регулирующих оценку эффективности деятельности учреждений...

2. Обзор нормативных правовых актов, регулирующих оценку эффективности деятельности учреждений образования и науки в России

2.1. Требования по оценке эффективности деятельности при аккредитации вузов России

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим процесс государственной аккредитации вузов и научных учреждений в России, в настоящее время относятся:

– «Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184 (ред. от 27.12.2012) – применяется с учетом положений ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– «Перечень показателей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования, необходимых для установления его государственного статуса», утв. приказом Минобрнауки России от 02.09.2011 № 2253;

– «Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования», утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.10.2011 № 2267;

– «Методика проведения экспертизы показателей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования, необходимых для определения его типа и вида», утв. директором ФБГУ «Росаккредагентство», 2013 г. (проект);

– «Порядок проведения самообследования образовательной организацией», утв. приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462;

– Приказ Минобрнауки России «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», 2013 (проект).

В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[20] функция по государственной аккредитации образовательной деятельности возложена на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки[21].

В соответствии с названным законом целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия процесса подготовки обучающихся в образовательных организациях требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой как раз и является «определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам»[22].

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится в строгом соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с действующими на текущую дату нормативными правовыми актами в ходе аккредитации вуза оцениваются следующие показатели и критерии (табл. 12).


Таблица 12

Показатели и критерии, оцениваемые в ходе государственной аккредитации[23][24]






В перспективе в ходе аккредитации вузов планируется оценивать следующий состав информации (показателей)[25] (табл. 13).


Таблица 13

Планируемый состав информации, подлежащей оценке в ходе государственной аккредитации вузов




Проведению государственной аккредитации предшествует проведение организацией самообследования. Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы[26]. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования[27].

В соответствии с проектом Минобрнауки России[28] в ходе самообследования вузам рекомендуется оценивать следующие показатели своей деятельности (табл. 14).


Таблица 14

Показатели, оцениваемые в ходе аккредитационного самообследования вуза








2.2. Опыт внедрения мировых систем, прежде всего рейтинговой оценки вузов, в Российской Федерации

2.2.1. Основные тренды реорганизации сети высших образовательных учреждений России

В рамках общемировых процессов в России предусмотрен комплекс мер по кардинальной реорганизации системы образования в целом и сети вузов в частности. Можно выделить четыре основных тренда реорганизации сети высших образовательных учреждений, провидимой Минобрнауки России:

1) формирование и поддержка вузов для конкуренции на мировом уровне;

2) формирование элитных (статусных) вузов национального уровня;

3) создание региональной вузовской элиты;

Конец ознакомительного фрагмента.