Вы здесь

Совершенствование наградной системы федеральных органов государственной власти Российской Федерации. 2. Классификация наград в России (А. В. Щепотьев, 2017)

2. Классификация наград в России

Исходя из понимания того факта, что в соответствии с и. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации «Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством», автор предлагает в качестве важнейшего критерия при осуществлении классификации наград принять влияние наличия анализируемой награды у физического лица на возможность получения (при наличии иных необходимых условий) высшей формы поощрения граждан Российской Федерации – государственной награды РФ.

Использование данного критерия позволит снизить (или полностью исключить) субъективизм при оценке социальной значимости награды, подведя основу предложенного классификационного признака под нормативно-правовую основу

Говоря о современных наградах России, отметим, что относительно упорядоченная наградная система (в т. ч. и на законодательном уровне) существует только по отношению к государственным наградам РФ. Перечень государственных наград строго регламентирован и является закрытым. В действующем законодательстве РФ прописаны статус государственных наград, порядок и принципы награждения, ответственность за нарушение законодательства в сфере государственного награждения и т. д.

Проведя исследования, опираясь на научные исследования отечественных и зарубежных ученых, автор осуществил анализ общественной значимости наград.

В научной литературе и нормативных документах в нашей стране отсутствует единая классификация наград (по всем основным критериям), хотя ученые и предлагали определенные системы классификации наград по отдельным признакам.

Как уже указывалось, автор предлагает в качестве важнейшего критерия при осуществлении классификации наград принять влияние наличия анализируемой награды у физического лица на возможность получения (при наличии иных необходимых условий) высшей формы поощрения граждан Российской Федерации – государственной награды РФ.

С учетом предлагаемого критерия «влияние наличия анализируемой награды у физического лица на возможность получения (при наличии иных необходимых условий) высшей формы поощрения граждан Российской Федерации – государственной награды РФ» все существующие награды можно классифицировать.

С точки зрения классификации награды можно разделить на следующие статусы:

1) государственные награды;

2) награды федеральных органов государственной власти РФ (награды министерств, ведомств, комитетов, агентств общероссийского уровня);

3) награды органов власти субъектов РФ (региональных органов власти);

4) иные награды.

Необходимо понимать, что в аспекте рассмотрения возможности награждения физического лица учитываются (при наличии иных необходимых условий) только государственные награды, награды федеральных органов государственной власти РФ и награды органов власти субъектов РФ. По этой причине все остальные награды (награды органов власти местного самоуправления, общественные награды) отнесены в данной классификации к иным наградам.

Однако приравнивать иные, отличные от государственных наград, наград федеральных органов государственной власти РФ и наград органов власти субъектов РФ, по своему статусу к одной группе было бы не совсем верно. Для получения физическим лицом наград федеральных органов государственной власти РФ и наград органов власти субъектов РФ иные награды (в понимании терминологии данной классификации) могут служить основой для получения соответствующего поощрения.

К иным наградам относятся все остальные награды, не указанные выше:

– награды муниципальных органов власти и местного самоуправления;

– награды региональных отделений федеральных органов власти;

– награды федеральных фондов, государственных корпораций, государственных компаний и общероссийских общественно-государственных организаций;

– награды общероссийских некоммерческих и крупных социально значимых коммерческих организаций;

– награды негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций и пр.

Многие ученые, авторы и исследователи при изучении и описании данной темы приводят схожие, и в то же время несколько отличные классификации, иногда обобщая некоторые уровни, иногда делая более мелкую и тонкую градацию. Автор данного исследования высказывает мнение, что предложенная классификация наград по соответствующим уровням является правильной и обоснованной с точки зрения предложенного классификационного признака. Возможны и иные варианты классификаций, предлагаемые различными исследователями.

Сложность выработки единого методологического подхода в определении классификации наград обусловлена множеством причин, основной из которых является отсутствие четкого и однозначного законодательства, регулирующего статус наград федеральных органов государственной власти РФ (награды министерств, ведомств, комитетов, агентств общероссийского уровня), наград субъектов РФ (региональных органов власти), наград муниципальных органов власти и местного самоуправления, наград федеральных фондов, государственных корпораций, государственных компаний и общероссийских общественно-государственных организаций и т. д.

Все приведенные в квалификации уровни наград (за исключением государственных) в отдельных случаях имеют смешанные признаки различных видов наград, некоторые награды «могут быть приравнены» к тому или иному уровню наград, в отдельных случаях награды могут обладать некоторыми признаками наград соответствующего уровня, не являясь таковыми. Несомненно, отдельные награды можно четко и однозначно отнести к тому или иному уровню, однако это невозможно осуществить по отношению ко всем наградам.

Рассмотрим существующие награды по каждому уровню, указанному выше.

2.1 Государственные награды

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» «Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством».

Государственные награды (утверждены Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»)) имеют четкий закрытый перечень.

2.2 Награды федеральных органов государственной власти РФ (награды министерств, ведомств, комитетов, агентств общероссийского уровня)

Награды федеральных органов государственной власти РФ (награды министерств, ведомств, комитетов, агентств общероссийского уровня) в указанной иерархии уровней наград стоят сразу за государственными наградами, выше наград субъектов РФ (региональных органов власти).

Условно говоря, статус наград федеральных органов государственной власти РФ несколько выше статуса наград субъектов РФ, однако в некоторых нормах права награды федеральных органов государственной власти РФ соответствуют (приравнены) по статусу наградам субъектов РФ, в отдельных случаях статус наград субъектов РФ может быть выше статуса наград федеральных органов государственной власти РФ.

Деятельность федеральных органов государственной власти РФ через соответствующие профили деятельности российского общества посредством министерств, ведомств, комитетов, агентств охватывает всю деятельность России. Деятельность власти субъектов РФ (краев, областей, республик, городов федерального значения) также охватывает всю деятельность России, только не через профессиональную «призму», а через территориальные аспекты.

Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определена структура федеральных органов исполнительной власти, в которую входит около 100 федеральных органов исполнительной власти (периодически структура и подведомственность (подчиненность) федеральных органов власти изменяется: общее количество федеральных органов государственной власти (в т. ч. исполнительной, законодательной и судебной) округленно приближается к 100).

Состав субъектов РФ определяет Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Количественный состав субъектов РФ в последние годы меняется: отдельные субъекты объединяются, есть случаи появления новых субъектов РФ (Крым, город Севастополь). Общее количество субъектов РФ округленно составляет 100, т. е. соизмеримо количеству федеральных органов государственной власти РФ.

По некой аналогии с наградами федеральных органов государственной власти РФ можно говорить о соответствующих наградах и субъектов РФ.

Однако исходя из анализа действующего законодательства, а также практики награждения, можно сделать вывод о том, что награды федеральных органов государственной власти РФ чаще имеют несколько более высокий статус, чем награды субъектов РФ.

Данный вывод получен автором исходя из следующих размышлений.

Согласно Указу Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»), в частности, и. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации «Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством».

Отметим, что для получения отдельных государственных наград (при соблюдении иных требований к претенденту на награждение) необходимо наличие иных государственных наград.

Для получения отдельных государственных наград достаточным условием может быть наличие у претендента на награждение наград федеральных государственных органов.

Так, например, для получения государственной награды знак отличия «За безупречную службу» необходимо наличие двух и более наград федеральных государственных органов, в частности «при наличии заслуг представляются к награждению знаком отличия «За безупречную службу»:

XV, XX, XXVили XXX (лет) – военнослужащие, безупречно прослужившие соответственно 15,20, 25 или 30 лет и награжденные двумя и более наградами федеральных государственных органов».

Для получения отдельных государственных наград, почетных званий (при соблюдении иных требований к претенденту на награждение) необходимо наличие у претендента хотя бы одной награды федерального органа государственной власти РФ. Например, «почетное звание «Заслуженный военный специалист Российской Федерации» присваивается… при наличии у представленного к награде лица ведомственных наград (поощрений) федерального органа государственной власти». Аналогичные нормы (наличие наград федеральных государственных органов) предусматривается (при соблюдении иных требований к награждаемому) и при награждении (присвоении) иными почетными званиями. Перечень подобных почетных званий указан в Приложении 1 «Перечень государственных почетных званий, для получения которых (при соблюдении иных требований) необходимо наличие наград федеральных органов государственной власти Российской Федерации» (см. «Статуты орденов Российской Федерации, положения о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описания названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»).

Для получения отдельных государственных наград, присвоения почетных званий (при соблюдении иных требований к претенденту на награждение) необходимо наличие наград (поощрений) отраслевых федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Перечень подобных почетных званий указан в Приложении 2 «Перечень государственных почетных званий, для получения которых (при соблюдении иных требований) необходимо наличие наград федеральных органов государственной власти Российской Федерации или наград органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (см. «Статуты орденов Российской Федерации, положения о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описания названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»).

Таким образом, исходя из произведенного анализа, можно сделать вывод, что для определенного перечня государственных наград (при соблюдении иных требований к награждаемому) необходимо наличие наград федеральных органов государственной власти РФ, а для определенного перечня государственных наград (при соблюдении иных требований к награждаемому) необходимо наличие наград федеральных органов государственной власти РФ или наград органов государственной власти субъектов РФ, т. е. значимость статуса наград федеральных органов государственной власти РФ выше статуса наград органов государственной власти субъектов РФ.

2.3 Награды органов государственной власти субъектов Российской Федерации (региональных органов власти)

Награды органов государственной власти субъектов РФ (награды субъектов РФ) также играют важную роль в материальном и нематериальном стимулировании деятельности граждан.

Высокие показатели и достижения, общественная значимость деятельности, которая может быть отмечена наградами отраслевых федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ соизмеримы.

Как уже отмечалось в данном исследовании, награды органов государственной власти субъектов РФ могут быть обязательным, но достаточным условием (при соблюдении иных требований к претенденту на награждения) для получения государственной награды.

Отметим, что отдельные награды органов государственной власти субъектов РФ могут давать право на получение материальных благ или иных мер поддержки со стороны органов власти субъектов РФ. Некоторые награды органов государственной власти субъектов РФ (их наличие у претендента к награждению) могут быть обязательным условием при получении награды или поощрения органов государственной власти субъектов РФ более высокого статуса. В качестве примера можно привести некоторые нормативно-правовые документы. Согласно ст. 1 Закон Тульской области от 03.12.2012 № 1835-3TO «О ветеранах труда Тульской области» «Ветеранами труда Тульской области признаются граждане Российской Федерации… которые… награждены одной из следующих наград области:

а) медалью «За особый вклад в развитие Тульской области»;

б) медалью «Трудовая доблесть»;

в) медалью «Честь и мужество»;

…награждены Почетным знаком Тульской области «Материнская слава»».

А согласно ст. 4 Закона Тульской области от 16.07.2012 № 1777-ЗТО «О наградах Тульской области» «Граждане, представленные к медали «Трудовая доблесть» III степени, должны быть поощрены Почетной грамотой губернатора Тульской области или Благодарностью губернатора Тульской области либо Почетной грамотой Тульской областной Думы, либо Почетной грамотой правительства Тульской области».

2.4 Иные награды

К иным наградам относятся все остальные награды, не указанные выше:

– награды муниципальных органов власти и местного самоуправления;

– награды региональных отделений федеральных органов власти;

– награды федеральных фондов, государственных корпораций, государственных компаний и общероссийских общественно-государственных организаций;

– награды общероссийских некоммерческих и крупных социально значимых коммерческих организаций;

– награды негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций и пр.

Для получения государственных наград наличие иных наград в обязательном порядке не предусмотрено. Именно поэтому все остальные награды (помимо государственных наград РФ, наград федеральных органов государственной власти РФ, наград органов государственной власти субъектов РФ) отнесены к иным наградам, хотя по своему значению для награжденного такие награды могут быть более важными и значимыми.

2.4.1 Награды муниципальных органов власти и местного самоуправления

Наградами муниципальных органов власти и местного самоуправления могут быть поощрены граждане и организации соответственно за достижения и успехи, охватывающие местный (муниципальный) уровень, влияющие на жизнедеятельность отдельного муниципалитета.

Говоря об уровне статуса наград муниципальных органов власти и местного самоуправления, автор обращает внимание, что данные награды (по своему статусу) ниже государственных наград и наград федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ.

Награды местного самоуправления могут служить условием (при соблюдении иных требований к претенденту на награждение) для получения наград органов государственной власти субъектов РФ. В качестве примера можно привести следующую норму регионального права: согласно Указа губернатора Тульской области от 03.10.2011 № 6 «О Благодарности губернатора Тульской области и Благодарственном письме губернатора Тульской области» «К поощрению Благодарственным письмом губернатора Тульской области представляются, как правило, граждане… ранее отмечавшиеся поощрениями органов исполнительной власти Тульской области или органов местного самоуправления».

2.4.2 Награды региональных отделений федеральных органов власти

Награды региональных отделений федеральных органов власти не являются по своему статусу наградами федеральных органов власти, однако поощрение человека профильного органа власти на уровне субъекта РФ может являться значимым этапом для получения награды федерального органа власти. В качестве примера можно привести такие награды и поощрения, как сертификат качества Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр Стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» (Тульского отделения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОССТАНДАРТ)), юбилейную медаль Федерального бюджетного учреждения «Государственный региональный центр Стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» «90 лет РОССТАНДАРТу», Благодарность Начальника Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области и др.

Конец ознакомительного фрагмента.