Вы здесь

Совершенное владение телом и разумом. Как добиться успеха в спорте и жизни. Часть I. Понять большую игру (Дэн Миллмэн, 1999)

Часть I

Понять большую игру

Тренировку, самое главное в работе спортсмена, можно представить в виде подъема по горной тропе. Вершина символизирует ваш наивысший потенциал. Где бы вы на своей тропе ни находились, целесообразно иметь при себе четкую карту лежащей впереди местности – это способ увидеть, где вы находитесь относительно ваших целей, увидеть предстоящие препятствия и понять, какие усилия надо приложить, чтобы достичь вершины.

Реалистичный взгляд на вещи и глубокое осознание своего потенциала в данном предприятии дают возможность выбрать самый разумный курс и тренироваться, чтобы пройти по нему. Благодаря хорошему началу все остальное дается легко.

Глава 1

Природные законы

Природа все делает легко и просто, но люди предпочитают то, что затейливо и искусственно.

Лао-цзы

Пятнадцать лет я с большим энтузиазмом тренировался, занимаясь гимнастикой. Даже несмотря на то, что я усердно трудился, продвижение вперед часто казалось медленным или случайным, так что я решил изучить процесс обучения. Начав со стандартной психологической теории, я прочел работы о мотивации, визуализации, гипнозе, закаливании и о стимулирующих факторах. Мое понимание проблемы углублялось, но лишь частично. То, что я прочитал о восточной философии, включая традиции даосизма и дзен-буддизма, расширило мои познания, но я по-прежнему не мог добиться желаемой ясности.

В конце концов, я обратился за ответами к собственному интуитивному опыту. Я понял, что дети учатся с невероятной скоростью в сравнении со взрослыми. Я наблюдал за тем, как играет моя дочка Холли, на случай, если я вдруг замечу у нее способности, которых не достает большинству взрослых.

Однажды воскресным утром я наблюдал за тем, как она играет с кошкой на полу кухни. Пока я переводил глаза с нее на кошку и обратно, начал выкристаллизовываться некий образ. У меня в уме формировалась интуитивная концепция развития таланта – не только физического таланта, но эмоционального и умственного.

Я заметил, что моя маленькая дочка относилась к своей игре расслабленно и беззаботно, точно так же, как и кошка, и понял, что суть таланта заключается не столько в наличии определенных качеств, сколько в отсутствии умственных, физических и эмоциональных помех, мешающих большинству взрослых.

После этого открытия я поймал себя на том, что стал подолгу гулять в одиночестве, наблюдая за силами ветра и воды, деревьев и животных, – за тем, как они взаимодействуют с Землей. Поначалу я замечал только очевидное – что растения обычно тянутся к Солнцу, что предметы падают вниз, что деревья гнутся на ветру, что реки текут вниз.

После множества таких прогулок природа приподняла свои покровы, и мое видение прояснилось. Вдруг я понял: деревья, гнущиеся под ветром, олицетворяют собой принцип несопротивления. Представляя, как поток воды может постепенно пробить твердый камень, я усвоил закон приспособления. Увидев, что все живое существует согласно медленным циклам, я смог понять принцип баланса. Наблюдение за постоянной сменой времен года, наступающих каждое в свою пору, научило меня природному, естественному порядку жизни.

Я понял, что жизнь в обществе отдалила меня (и большинство взрослых) от естественного уклада жизни, для которого характерно свободное, спонтанное самовыражение. Тем не менее, моей маленькой дочке ничто не мешало принимать вещи такими, какие они есть в действительности.

Все же, такие озарения казались больше поэтическими, чем практичными, пока в одно мгновение последний кусочек мозаики не оказался на своем месте…Я принимал горячий душ, наслаждаясь успокаивающими струями воды, когда мой беспокойный ум вдруг затих, и я погрузился в забытье. Меня поразило осознание следующего: законы природы одинаково применимы и к разуму, и к эмоциям.

Не такое уж большое открытие, можете подумать вы, но тогда я выронил мыло. Осознание того, что законы природы применимы и к человеческой психике, неотделимой от тела, все для меня переменило. Принципы или процессы тренировки теперь больше не были исключительно физическими. Они стали психофизическими. Мое восприятие мира сдвинулось и в более тонком смысле: в том, что я считал принадлежавшим царству материального, я начал видеть мир едва уловимых сил и живых энергий – таким образом, подтвердилась наша неразрывная связь с законами природы.

После пятнадцати лет занятий гимнастикой, наконец, начались мои настоящие тренировки. Осталось всего лишь начать применять знания на практике. Когда я начал это делать, плоды тренировок стали в изобилии появляться в повседневной жизни. Процесс обучения стал образом жизни, а не просто способом достигнуть цели. А легкая атлетика стала средством овладения своим телом и разумом – способом подготовиться к большой игре жизни.

Описывая реку жизни, хрупкое, эфемерное существование бабочки или то, как качаются деревья на ветру, китайские мудрецы рисовали картины и придумывали метафоры, которые указывали на законы природы – на источник всей человеческой мудрости. Все великие учителя высказывали одну и ту же истину: что для личностного роста нам нужно объединить мудрость жизненного опыта с законами природы.

По пути к успеху в спорте и жизни я вынес следующие уроки и законы.

Принцип 1: несопротивление

Существуют четыре возможных подхода к природным силам.

● Фаталистично сдаться им. У камней, так как они – неодушевленные предметы, практически нет никакого другого выбора, кроме как сдаться на милость законам природы.

● Игнорировать их и, игнорируя, попадать в несчастные случаи или прилагать ненужные усилия, плывя против естественных течений жизни.

● Сопротивляться им и постоянно находиться в состоянии смятения. Если мы сопротивляемся тому, что есть естественное течение жизни, мы напрасно тратим свою энергию и боремся сами с собой.

● Использовать их и слиться с природой. Как птицы, летающие при помощи ветра, рыбы, плывущие по течению, или бамбук, который гнется под весом упавшего снега, вы можете с выгодой для себя воспользоваться силами природы. Мы выражаем закон несопротивления разными способами:

– все идет своим чередом;

– будь что будет;

– плыви по течению;

– в любом свинстве можно найти кусочек ветчины;

– превращай проблемы в возможности, а камни преткновения в фундамент будущих побед.


В дни медленного физического прогресса вы можете воспитывать в себе терпение и доверие – естественным образом в процессе роста. Несопротивление выходит за пределы пассивного смирения и активно пользуется природными течениями и циклами, обращая себе во благо любые обстоятельства.

Подлинное несопротивление требует мудрости и восприимчивости и развивает их. Для мастера внешние достижения служат лишь индикаторами его согласия с природой. Мастера гольфа, например, интуитивно используют ветер, направление роста травы, влажность воздуха и неровности поверхности земли. Они используют силу притяжения, позволяя весу головки клюшки двигаться в расслабленном ритме. Мастера-гимнасты учатся сливаться с силами и условиями окружающей среды. Мастера тенниса учатся использовать себе на пользу покрытие корта.

В обыденной жизни те из нас, кто сопротивляется переменам, мешают росту. Боб Дилан напоминает нам, что те, кто не занят рождением, занят умиранием.

То, что гусеница называет концом света, мастер именует бабочкой.

Ричард Бах

Принцип из боевых искусств учит: «Если тебя толкают – тяни, если тянут – толкай». Движения противника можно использовать в своих интересах при помощи несопротивления. Применяйте мягкость перед лицом твердости – смягчающую, нейтрализующую и перенаправляющую силу. Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, отвергают конфликтные установки; они прекращают принимать «врагов» и сопротивляться им. Они рассматривают своих соперников, скорее, как учителей или партнеров по спаррингу, ставящих перед ними задачу раскрыть в себе лучшее.

Слияние. Принцип неконфликтности из боевых искусств

Задание 1. Встаньте с партнером лицом друг к другу. Напрягите ваше тело. Пусть партнер толкнет вас рукой, а вы сопротивляйтесь. Каково это? Что происходит? Скорее всего, вы потеряете равновесие или контроль над своим телом, когда ваш партнер будет толкать вас назад.

В следующий раз, когда он будет толкать вас, осторожно шагните назад; просто позвольте своему телу отодвинуться назад с той же скоростью, с какой вас толкает партнер. Не сопротивляйтесь вообще. Каково это? Вы ощущаете взаимодействие и созданную вами гармонию? Оставаясь сосредоточенным и сохраняя контроль над телом, позвольте партнеру двигаться туда, куда ему или ей хочется.

Задание 2. Встаньте, выставив вперед правую ногу и протянув правую руку к вашему партнеру; легко опирайтесь обеими ступнями о пол. Медленно дышите; расслабьтесь. Поддерживайте в себе чувство покоя и доброжелательности. Пока вы сохраняете такой настрой, пусть ваш партнер быстро подойдет к вам с расстояния примерно в три метра с намерением схватить вас за правую руку, которая протянута к нему на уровне бедер.

Когда ваш партнер должен вот-вот схватить вашу руку, резко обойдите его вокруг, сделав небольшой плавный и быстрый шаг в сторону и за вашего партнера, пока он проносится мимо вас, пытаясь схватить руку, которой уже нет на прежнем месте. Если вы сделаете это плавно, глядя вашему партнеру в лицо, обходя его, вы сохраните равновесие и контроль, тогда как ваш партнер будет на грани того, чтобы потерять равновесие.

Задание 3. Этот принцип из айкидо можно также применить к потенциальным вербальным конфликтам. В таких случаях вместо того чтобы вступать в словесный поединок – пытаться доказать свое мнение, стараться переубедить оппонента или урезонить кого-то – просто уклонитесь от поединка. Просто прислушайтесь, действительно прислушайтесь к мнению оппонента; признайте ценность того, что тот говорит. Затем мягко спросите, может ли и ваше мнение быть хоть сколько-нибудь обоснованным.

Таким образом, вы можете научиться сливаться с естественными силами и применять несопротивление не только к физическим оппонентам, но ко всем небольшим жизненным конфликтам. Помните, что вы сами создаете конфликты в своей жизни, вы сами создаете столкновения. И вы можете избежать конфликта при помощи несопротивления.

Несопротивление: психофизическое применение

В дзюдо тот, кто задумывается, немедленно оказывается на лопатках. Победа достается тем, кто физически и умственно не сопротивляется.

Роберт Линссен

Стресс случается тогда, когда разум противится его сути. Большинству из нас свойственно торопить течение нашей жизни, либо сопротивляться ему, бороться с обстоятельствами, а не пользоваться ими. Сопротивление создает сложности, которые вы ощущаете в виде физического, умственного и эмоционального напряжения. Напряжение – едва уловимая боль, которая – как и любая другая боль – сигнализирует о том, что что-то не так. Когда мы находимся вне естественного равновесия, мы создаем напряжение; прислушиваясь к нашему телу, мы можем поступить ответственно и высвободить это напряжение.

Спортсмены часто сопротивляются естественным процессам, делая попытки. Само по себе слово «попытка» подразумевает слабость перед лицом вызова. В момент попытки вы уже напряжены; попытки, таким образом, – первопричина ошибки. Занимаясь естественными вещами, вы попыток не делаете. Вы просто идете к холодильнику, пишете письмо или поливаете цветы; пытаться вам не надо, тем не менее, вы выполняете эти действия легко и естественно. Но когда вы сталкиваетесь с чем-то, что считаете сложной задачей, – когда появляются сомнения в своих силах – вы начинаете делать попытки. А когда соревнующиеся чувствуют давление и начинают пытаться, они часто терпят неудачу.

Когда лучники стреляют ради развлечения, при них все их умения; когда они стреляют по пряжкам, они начинают нервничать; когда они стреляют за золотой приз, они начинают видеть две цели.

Чжуан-цзы

Чтобы проиллюстрировать слишком усердные старания, представьте, что вы идете по десятисантиметровой деревянной доске, зависшей в нескольких сантиметрах над землей. Никаких проблем, верно? Теперь поднимите доску на три метра над озером, наполненным аллигаторами. Вдруг вы начинаете прилагать больше усилий. Вы чувствуете напряжение. Доска та же, но умственное состояние у вас другое.

Жизнь – игра противоположностей. Когда бы вы ни пытались достичь чего-то, вы часто ощущаете на себе – и сами их создаете – внутренние силы, прямо противоположные вашей цели, как те, кто пытается сбросить вес, но в итоге начинают объедаться.

Вы можете испытать это противостояние на собственном организме: если вы попытаетесь держать руку прямо, вы, скорее всего, напряжете ваши разгибающие мышцы (трицепсы), но также и ваши сгибающие мышцы (бицепсы). Дело кончится тем, что вы будете бороться сами с собой и зря потратите силы. Если вы попытаетесь вытянуться, вы можете ощутить, как ваши мышцы, сопротивляясь, напрягаются, совершенно так же, как бывает у игроков в гольф, которые, пытаясь нанести сильный удар, часто в итоге вбивают мяч в землю.

Во всех областях жизни секрет эффективности кроется в способности объединять два на первый взгляд несовместимых состояния: состояние максимальной активности и состояние максимальной расслабленности.

Олдос Хаксли

Мастера, овладевшие телом и разумом, прилагают меньше усилий, чтобы добиться более значительных результатов. Даже участвуя в серьезном соревновании, они с легкостью «пускают все на самотек». Это может показаться идеалистической фантазией, но многочисленные жизнеописания мастеров боевых искусств свидетельствуют о том, что такое изящество в состоянии стресса действительно существует. Чем выше ставки, тем спокойнее, свободнее и расслабленней становятся эти мастера – они на самом деле становятся непобедимыми.

Мирные воины, такие как создатель айкидо Уэсиба, даже когда им больше восьмидесяти лет, могут уклониться от нападающего, размахивающего острым как бритва мечом, и хлопнуть противника по носу веером, оставаясь расслабленными и глубоко дыша.

Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, могут использовать простой, расслабленный, постепенный подход, внутренне работая на высших уровнях своей зоны комфорта, таким образом избегая истощения, сопутствующего напряженному подходу к тренировкам.

Если вы ласково возьмете ребенка за руку и плавно поведете его, ребенок пойдет за вами скорее, чем когда вы вдруг дернете его. Наше подсознание работает точно так же. По большому счету, лучше пользоваться пряником, чем кнутом.

Если вы играете в гольф, просто позвольте клюшке свободно двигаться. Если вы – гимнаст, сформулируйте то, что намереваетесь сделать, а затем позвольте своему телу сделать пируэт. Если вы играете в баскетбол, позвольте мячу пролететь через кольцо. Формулируйте четкие цели в жизни, готовьтесь, а затем позволяйте всему идти своим чередом и в свое время.

Каждый росток бамбука знает, как прогибаться под ветром, но мастера обладают внутренним знанием, как строить мельницы. Поняв дух несопротивления, вы установите связь с природой. Вы сделаете первый шаг на пути к совершенному владению своим телом и разумом.

Принцип 2: приспособление

Жизнь никогда не должна быть борьбой; она должна быть просто осторожным движением от одной точки к другой – во многом как прогулка по долине солнечным деньком.

Стюарт Уайлд

Давайте взглянем на некоторые ключевые моменты процесса обучения. В спорте, как и в жизни, развитие следует за потребностью. Без потребности нет развития. При небольшой потребности имеет место небольшое развитие. При неправильной потребности – неправильное развитие.

Потребность принимает форму увеличивающегося перенапряжения. Постоянно прося себя делать больше, чем вам удобно, – немного больше, чем вы можете, – вы совершенствуетесь.

Развивающие перегрузки периодически случаются в вашей зоне комфорта. Вам надо расширять свою зону комфорта, но не игнорировать ее границы. Большинство спортсменов постоянно работают вне этих границ, и они страдают от сильного утомления, перенапряжения и боли. У мастеров, остающихся внутри (но у границы) своей зоны комфорта, уходит немного больше времени на совершенствование своих умений, но их достижения живут дольше.

Развитие неминуемо влечет за собой постоянный поток «небольших неудач» на пути к вашей конечной цели.

«Иммунитет» к неудачам вырабатывается благодаря интуитивному восприятию естественных процессов обучения. Реалистичный взгляд на вещи развивает терпение. Познавая природные законы, вы развиваете реалистичное и беззаботное отношение к временным неудачам и начинаете рассматривать их как верстовые столбы на пути к вашему неизбежному совершенствованию.

Когда постепенно начинаешь предъявлять реалистические требования своему телу, оно начинает развиваться. Если так же постепенно предъявлять требования разуму и эмоциям, они также начнут совершенствоваться. Этот процесс приспособления отражает закон природы, который на протяжении истории позволял людям эволюционировать и выживать.

Даже камни подчиняются закону приспособления. Если обрабатывать камень инструментом, он постепенно изменит свою форму. Но если обрабатывать его слишком быстро, камень может развалиться. Последовательные требования дают самые надежные результаты. Восходить на гору лучше всего небольшими шагами. Если попытаться делать это большими прыжками, результат может быть прямо противоположным цели.

Закон приспособления напоминает нам, что ошибки – верстовые столбы на пути к успеху, это естественная часть процесса.

Отдайтесь процессу своих тренировок и отдайтесь течению своей жизни.

Приспособление: психофизическое применение

Многие из нас настолько целеустремленны, что забывают получать наслаждение от путешествия к цели. Мне это напоминает древнее китайское проклятие: «Пусть исполнятся все твои желания». Как ни парадоксально, если мы получаем удовольствие от движения к успеху, то тем вероятнее достигаем его. В самом движении к цели заключается большая часть удовольствия.

Приспособление – это закон настолько же непреклонный, как и закон тяготения. Тем не менее, большинство из нас в него не верит из-за сомнений в себе или из-за замешательства. Вы можете задаваться вопросами: «Смогу ли я на самом деле стать мастером в этом деле?», «Смогу ли я достичь моей цели?», «Добьюсь ли я успеха?» Гораздо полезнее не вопрос «Могу ли я этого добиться?», а вопрос «Как я могу этого добиться?» Движение вперед – механический процесс: если вы сосредоточенно практикуетесь в каком-то деле определенное время для того, чтобы усовершенствовать свои умения, то вы этого добьетесь. Степень вашего прогресса зависит от многих факторов, о которых вы узнаете, читая эту книгу. Некоторые уникальные люди сочетают в себе психологические, эмоциональные и генетические качества, необходимые для того, чтобы стать спортсменами мирового класса, но кто угодно, постоянно тренирующийся, может стать компетентным специалистом или даже экспертом в любой выбранной области.

Доказательствозакона приспособления

Вот простой способ понять, как работает закон приспособления: выберите физическое действие, которое в данный момент вам в некоторой степени неподвластно. Это могут быть обычные отжимания, приседания, отжимание на одной руке, отжимание в стойке на руках, сидение на полу с вытянутыми ногами и касание пальцев ног или пятиминутный бег на месте, не вызывающий усталости.

Когда вы выберете свое упражнение, попытайтесь сделать его несколько раз утром и вновь вечером. Делайте его каждый день. Во время каждой попытки вы просите свое тело измениться. Просите вежливо – не перестарайтесь – но настойчиво.

Не ставьте себе никаких целей, не устанавливайте временных ограничений или конкретного числа повторений в день (в какие-то дни вы можете сделать больше упражнений, в какие-то – меньше). Не задумывайтесь о результате.

Продолжайте делать упражнения месяц и посмотрите, что произойдет. Вы обнаружите, что каким-то образом, не прилагая больших усилий, вот так расслабленно вы усовершенствовались. Ваше тело выполнило вашу «вежливую просьбу».

Применяйте этот же подход к любой перемене, которую вы хотите сделать в своей жизни. Достижение желаемых целей – естественный результат спокойных длительных тренировок, работы внутри (но у границы) вашей зоны комфорта, а не болезненное превозмогание себя. Доверьтесь этому процессу. Попросите, и ваша просьба будет услышана.

Конечно, вы можете также выиграть, ставя конкретные цели, представляя и даже записывая их. Без направления движения вообще вы можете бродить по кругу. Пользуетесь ли вы аффирмациями, представляете ли цель или используете другие стратегии, цель заложена у вас в уме и сердце – это естественная часть процесса приспособления.

Применение закона приспособления выводит доверие, ответственность и обязательства на новый уровень; ваш успех зависит от требований, которые вы хотите предъявить себе. Но знайте, что, когда вы решаете что-то сделать, даже если в данный момент это не в ваших силах, вы все равно можете добиться успеха. Твердых гарантий нет, но, отправляясь в путешествие, у вас больше шансов добиться его, чем в том случае, если путешествия вы не начнете.

Принцип 3: баланс

Для мастера, в совершенстве владеющего телом и разумом, баланс – нечто большее, чем просто чувство равновесия; это великий принцип, отражающий каждый аспект тренировок и наших жизней. Я зову его принципом Златовласки: «Не слишком много и не слишком мало». Не двигайтесь слишком быстро или слишком медленно, слишком активно или слишком пассивно, слишком высоко или слишком низко, слишком близко к одной стороне или другой.

Баланс определяет верную скорость шага, время и точность, от которых зависит наш успех в спорте и жизни. Человеческое тело само по себе зависит от хрупкого баланса химического состава крови и температуры тела. Вы не должны вдыхать слишком быстро или слишком медленно; развитое тело должно быть не слишком толстое и не слишком худое, не слишком мускулистое и не слишком сухощавое. Даже потребление вами воды и необходимых питательных веществ должно быть сбалансировано. Куда ни посмотри, везде можно увидеть, как работает закон баланса.

Этот закон также признает наши естественные ограничения. Конечно, можно выйти за рамки, установленные этим законом, точно так же, как возможно временно сопротивляться другим природным законам, но, в конце концов, вы неминуемо заплатите за это, потому что у каждого действия есть последствия, и чем экстремальнее действие, тем экстремальнее последствия. Когда все у вас сбалансировано, вы понимаете, что каждому циклу подъема будет соответствовать цикл упадка – и наоборот.

Движение к успеху в жизни в целом состоит из двух шагов вперед и одного назад. В некоторые дни вы полны энергии, в другие – нет. Когда вы поймете это, ваш разум и эмоции будут оставаться спокойными, когда в тренировках вы столкнетесь с подъемами и падениями, а высшая мудрость закона баланса поддержит вас.

Баланс: психофизическое применение

Чем яснее становится, что мир – и ваши тренировки – обязательно включает в себя тело, разум и эмоции, баланс приобретает еще большее значение. Вы начинаете понимать, что физические проблемы часто являются симптомами несбалансированных мысленных и эмоциональных схем восприятия. Когда вы физически чувствуете себя плохо, вы должны спросить себя: «Что происходит с моим разумом и эмоциями?»

Слово «сосредоточенный» описывает состояние физического, умственного, эмоционального баланса. Три центра – тело, разум и эмоции – так тесно связаны между собой, что нарушение баланса в одном, естественно, влияет и на другие. Мастер боевых искусств знает, что если человек рассеян или эмоционально расстроен, то его или ее можно очень легко положить на лопатки.

Следующие упражнения демонстрируют правильное – и неправильное – применение закона баланса.

Баланс вашего тела и разума

Упражнение 1. Если сейчас вы относительно спокойны и довольны жизнью, поднимитесь и, сохраняя равновесие, встаньте на одну ногу (если это вам кажется слишком легким, сделайте это с закрытыми глазами). Обратите внимание на относительную простоту этого действия.

В следующий раз, когда вы расстроитесь: почувствуете злость, грусть, страх, придете в смятение или столкнетесь с трудностями в жизни, – проделайте это же упражнение на равновесие. Вы заметите, что происходят одна или две вещи: если вы сконцентрируете внимание на огорчении, легко потеряете равновесие. Если сосредоточитесь на равновесии, перестанете замечать, что вы огорчены. Физический баланс и негативные эмоции как огонь и вода – их не смешаешь.

Упражнение 2. Установить контроль над нарушением баланса в теле, разуме или эмоциях также можно, сделав что-то несбалансированное намеренно – чтобы яснее увидеть дисбаланс и получить контроль над ним.

В качестве иллюстрации: в следующий раз, когда будете заниматься любым видом спорта, на несколько минут намеренно нарушьте баланс, восстановите его, затем снова нарушьте его, затем снова восстановите. Вы увидите, что после этого игра пойдет лучше. Если вы склонны нарушать баланс в каком-то одном направлении, посмотрите, сможете ли сделать это в противоположном направлении. Например, если вы слишком неуверенны во время игры, попробуйте быть более агрессивным. Если при подаче в теннисе ваш мяч уходит слишком сильно вправо, постарайтесь направить его слишком сильно влево.

Выполнение этого упражнения на практике покажется странным, как будто вы надели костюм на два размера меньше. Тем не менее, оно пойдет на пользу, потому что, когда во время занятий спортом вы используете обе стороны своего тела, вы можете найти золотую середину и вновь восстановить баланс. Я подробнее объясняю этот неоценимый метод достижения равновесия в главе 7.

Принцип 4: природный уклад

Природный уклад – основа прогрессивного развития на протяжении длительного периода времени. В природе одно время года неспешно следует за другим в естественной последовательности. Дерево вырастает из семени, как взрослый вырастает из ребенка.

Только человек торопится. Наши умы работают быстрее, чем движется жизнь. Игнорируя закон природного уклада, мы устанавливаем себе крайние сроки, торопимся достичь этих случайных целей. Верно, что мы должны устанавливать какие-то цели; они жизненно важны для продвижения вперед в жизни. Без них мы не вставали бы с кровати по утрам. Но цели, заключающиеся в жестких сроках, по своей сути нереалистичны, потому что мы не можем предсказывать будущее. Чем долгосрочнее наши цели, тем менее они реалистичны. Мы можем предвидеть направление нашего движения, но мы не можем предсказать, какими шагами мы будем идти. Жизнь преподносит слишком много сюрпризов и неожиданностей, чтобы точно предсказывать, сколько времени займет достижение нашей цели.

Слагаемые движения вперед – время и интенсивность. Вы можете потратить меньше времени, но трудиться более интенсивно. Или потратить больше времени и трудиться менее интенсивно. Если вы тренируетесь слишком много, вы можете добиться более быстрого продвижения вперед и даже насладиться коротким мгновением славы, но в итоге окажетесь истощены.

Какие бы циклы вы ни проходили, верьте природному укладу. Наслаждайтесь каждым днем, что бы ни случилось, со всей вашей энергией и юмором. Юмор – хороший знак того, что у вас сбалансированный взгляд на будущее. В конце концов, какими бы великими ни были спортивные стремления или достижения, мы остаемся крошечными точками в огромной Вселенной. Неудачный удар по мячу или потерянные очки вряд ли радикально изменят мироустройство.

Природный уклад: психофизическое применение

Каждый человек в тот или иной момент думает: «Я должен быть лучше – я должен добиваться своей цели быстрее». Как и слову «пытаться», слову «должен» нет места в разуме мастера. Слово «должен» подразумевает недовольство тем, что есть. Это критичное противоречие, это шатающийся фундамент невроза. Наше время слишком ценно, чтобы тратить его на раздумья о том, чего нет.

Наглядным примером согласованности с законом природного уклада может служить степень вашего удовольствия в процессе тренировок. Если вы напрягаетесь слишком сильно и слишком долго, то можете лишиться удовольствия, которое привлекло вас к тренировкам в первую очередь.

Так что сбалансируйте свою жизнь между удовольствием и болью. Обращайте внимание на естественный уклад вещей. Находите пользу во всем, что попадается вам на пути. Двигайтесь поэтапно и верьте в свои результаты.

Работая с законами природы, вы не только познаете себя и добьетесь успеха, но и с каждым годом начнете получать большее удовольствие от жизни. В тренировках отражается жизнь, а на жизни отражаются тренировки. Изучив одно, вы начнете понимать другое.

Жизнь, согласованная с законами природы, дает первый ключ к успеху. В следующих главах вы узнаете, как применить эти принципы, чтобы выйти за рамки предубеждений, ограничивающих схем поведения и трудных эмоциональных блоков и развить талант владения телом и разумом – все это шаги на вашей горной тропе вверх.

Глава 2

Сила осознания

Жизнь – отличный учитель, а природа – учитель еще лучший, но без осознания или, по-другому, расширенного внимания мы бы упустили уроки жизни. Осознание превращает жизненный опыт в мудрость, а путаницу – в кристальную ясность. Осознание – начало всякого роста.

Научиться чему-то – это нечто большее, чем просто узнать что-то новое; обучение, скорее, подразумевает делание чего-то нового. Процесс обучения, естественно, включает в себя ошибки. Мастера совершают столько же ошибок, сколько совершают их и другие люди, но мастера на них учатся. Чтобы научиться чему-то и исправить ошибку, ее надо осознать. Осознание проблемы – начало ее решения.

Мастера, в совершенстве владеющие телом и разумом, хотят представлять себя дилетантами, испытывать чувство неловкости или приходить в замешательство, начинать все заново и продолжать тренироваться.

В спорте обычная единица измерения движения вперед – это результат. Если вы выигрываете матч, загоняете мяч в лунку, достигаете своей цели, тогда кажется, что все нормально. Но если проигрываете, знаете: что-то не так. Осознание превращает неопределенное «что-то» в конкретное действие, которое вы можете исправить или улучшить. Как когда-то сказала Лили Томлин: «Я всегда хотела быть кем-то, но, может быть, мне стоило выражаться конкретнее».

Большинство проблем, если точно их определить, уже частично решены.

Гарри Лорейн

Если бы осознание было интеллектуальной способностью, тогда не могли бы учиться дети. Но осознание выходит далеко за рамки концептуального мышления, оно распространяется на ощущения всего тела – благодаря непосредственному опыту.

Пытаться научиться чему-то или улучшить свои умения без осознания цели – все равно что пытаться приклеить почтовую марку без клея: ничего не получится.

Учитесь думать всем телом.

Тайсен Дешимару, дзен-мастер

В тренировках, как и в жизни, ошибки всегда с нами. Обучение – это процесс исправления ошибок до такой степени, что они больше не мешают достижению желаемой нами цели. Ошибки возникают даже в ходе выполнения программы космических исследований, но их свели к минимуму, так что они практически незаметны. Даже идеальные выступления олимпийских гимнастов, получивших высшие оценки, содержат в себе ошибки, но столь мало, что их можно считать неважными.

Небольшие ошибки формируют мастера.

На своем пути к совершенному владению телом и разумом наравне с сильными сторонами осознайте свои слабости. Осознание слабостей заставляет нас исправлять их и постоянно совершенствоваться. Осознание сильных сторон подпитывает уверенность в себе и удовольствие от занятий.

Осознание, разрушение иллюзий и успех

Осознание лечит, но лечение это не всегда приятно. Как и впервые по-настоящему прочувствованная мысль человека пьющего: «Я – алкоголик», осознание может быть болезненным, но при этом оно освобождает от иллюзий, дает возможность расти дальше.

Во время первых нескольких месяцев моих тренировок по боевому искусству айкидо я чувствовал себя разочарованным. Чтобы правильно выполнять движения в айкидо, расслабленным надо быть даже во время нападения. Перед лицом этой необходимости расслабляться я стал замечать напряжение в плечах. Сначала я думал, что напряжение появилось из-за тренировок. Более того, плечи казались напряженнее, чем когда-либо. Но потом понял, что просто осознал напряжение, которое всегда было со мной.

Это осознание, хотя и причиняло неудобства, позволило увидеть мое напряжение, пойти дальше и научиться динамическому расслаблению.

По мере того как новички в моей стэнфордской гимнастической команде глубже осознавали свои ошибки, они с разочарованием говорили, что в прежней школе они занимались лучше и что сейчас катятся под гору. Меня это беспокоило до тех пор, пока я не увидел запись их выступления годичной давности, и стало очевидно, что усовершенствовались они радикально. Теперь, поняв ошибки, они подняли планки своих возможностей.

Это чувство, что вы «становитесь хуже», – знак растущего осознания. Когда писатели читают уже беловую рукопись, они могут увидеть, как постепенно их талант совершенствовался. Осознание в спорте, отношениях и в процессе обучения чему угодно часто влечет за собой моментальное падение самооценки, изъян в воображаемом образе себя. Но это желание ясно увидеть и принять многие ошибки – упорно, но ненадолго представлять себя дилетантами – открывает дверь к совершенному владению разумом и телом. Когда мы чувствуем, что «становимся хуже», то готовы стать значительно лучше.

Осознание всем телом

Большинство из нас хочет увидеть свои физические ошибки. Путь к совершенному владению телом и разумом подразумевает и желание признать умственные и эмоциональные слабости, а это значит увидеть себя в не особо выгодном свете. У всех есть неприятные качества, индивидуальные черты, которые все еще недостаточно развиты. Эти качества часто остаются скрытыми, – особенно от нас самих и сознательного понимания, – проявляясь на мгновение в момент огорчения, во время кризиса или когда мы находимся в состоянии стресса.

Мы сопротивляемся осознанию умственных и эмоциональных слабостей, потому что увидеть физические ошибки проще – их последствия можно наблюдать зрительно. Если, например, вы промахиваетесь мимо корзины, если не получается удар клюшкой по мячу или если попадаете мячом в сетку, то сразу ясно, что вы совершаете ошибку. Эмоциональные и умственные слабости увидеть гораздо сложнее, потому что последствия их не очевидны и не проявляются сразу.

Мы больше отождествляем себя с разумом и эмоциями, чем с телом. Многие люди с большим трудом признают у себя умственные или эмоциональные заболевания, чем физические. Обиднее, когда нас называют глупыми или инфантильными, чем физически слабыми. То, с чем мы себя отождествляем, нам свойственно защищать.

…Продавец мороженого, толкающий свою тележку через парк, остановился послушать, как кто-то произносит речь. Оратор кричал: «Долой фашизм!.. Долой коммунизм!.. Долой необъятное правительство!», а продавец кивал и одобрительно улыбался. Но лицо его вдруг помрачнело, и он ушел, ворча себе под нос, когда оратор добавил: «Долой мороженое!»

Осознание – как луч света в темном царстве. Копошащихся в темноте созданий не видно, пока свет осознания не прольется прямо на них. Так появляются скромность, сочувствие и свобода. Многие, столкнувшись с трудностями или с кризисом в отношениях, видели себя с такой стороны, от которой сами не в восторге. Такой же вид осознания появляется в процессе тренировок и соревнований. Много лет пробыв спортсменом и тренером (а также мужем и отцом), я имел немало возможностей осознать собственные глупые поступки. Это никогда не отражалось хорошо на самооценке, но такие моменты прозрения, когда я признавал ошибки, были жизненно важны для движения вперед в качестве спортсмена и человека.

Нераспустившимся бутоном жить болезненнее, чем расцвести.

Анаис Нин

Детям ошибки кажутся естественными; чуть ли не все, что делают маленькие дети, – это ошибки. Так они учатся ходить, пить из стакана или кататься на велосипеде. Дети писаются, падают, роняют вещи. Тем не менее, они учатся куда быстрее любого взрослого. Когда вы на пути к совершенному владению разумом и телом, отключите защитный механизм и станете «как малые дети», скорость обучения увеличится.

Открывшись свету осознания, вы сможете значительно продвинуться вперед по горной тропе к вершине совершенного владения телом и разумом.

Рост осознания

Осознание тоже подчиняется законам природы – оно охватывает все, начиная с грубого (вы заметили, что укололи палец ноги) и заканчивая тонким (вы заметили, что ваша энергия и внимание несбалансированны). Следующая история иллюстрирует, с каким уважением относились к совершенной осознанности на Востоке, особенно в традициях боевых искусств.

…Старый воин-самурай узнал, что время, отпущенное ему на Земле, подходит к концу, и захотел завещать свой меч самому умному из сыновей. Он придумал для них испытание.

Он попросил друга спрятаться в хлеву над дверью и дал ему три мешочка риса. Затем по очереди позвал сыновей.

Первый сын после того, как почувствовал, что мешочек с рисом падает ему на голову, выхватил свой меч и разрезал мешочек пополам прежде, чем тот упал на землю.

Второй сын разрезал мешочек даже до того, как тот коснулся его головы.

Третий сын, почувствовав, что что-то не так, отказался заходить в хлев – и таким образом он получил меч своего отца.

Я научился говорить так же, как я научился кататься на коньках или велосипеде – упорно выставляя себя дураком, пока не привык к этому.

Джордж Бернард Шоу

Новички никогда не осознают ошибки в какой-то конкретной области. Как напоминает нам один мудрец: «Мы все – невежи, просто в разных сферах». Неважно, чего мы достигли в каких-то областях жизни, мы все равно все новички, когда попадаем на новую территорию.

Пример Маргарет

…В одном из колледжей я имел удовольствие тренировать великолепную прыгунью с вышки – Маргарет. То, как росло ее осознание, когда она училась конкретному приему ныряния, может послужить параллелью со стадиями, которые мы все проходим в повседневной жизни и в процессе тренировок.

После первой попытки нырнуть она не понимала, что именно сделала не так, и полагаться ей приходилось только на мои советы.

После нескольких попыток Маргарет смогла сама подробно описать, что именно сделала неверно после того, как прыжок был закончен.

Скоро она начала осознавать свои ошибки во время самого прыжка.

Наконец в одну из попыток это осознание слилось в единое целое с ее телом, разумом и эмоциями до прыжка, и ошибки были исправлены еще до того, как были сделаны. Прыжок был прекрасен.

У этого примера есть глубокий смысл, распространяющийся и на повседневную жизнь, потому что мы переживаем тот же самый процесс в разнообразнейших ситуациях, учась чему-либо. В спорте или в обыденной жизни осознание себя на всех уровнях – физическом, эмоциональном, умственном – должно проникнуть в самое ваше существо до такой степени, чтобы заставить изменить ваше поведение. Одного умственного осознания недостаточно.

А теперь ключевая мысль: хотя мы можем косвенно влиять на наш разум и эмоции, мы слабо или практически вообще не контролируем напрямую мысли или чувства, которые меняются так же часто, как прогноз погоды. Мы в значительно большей степени контролируем свое поведение – несмотря на то, чем мы являемся или не являемся, несмотря на наши мысли или чувства. Более того, наше поведение (как мы шевелим руками, ногами или ртом) – единственное, что мы можем напрямую контролировать. Это – великий секрет успеха.

Отзывы других помогают осознанию

Когда вы понимаете, что делаете что-то не так, но не знаете, что именно, воспользуйтесь следующими подсказками.

Другие ученики. Те, кто с вами тренируется, подавая хороший или дурной пример, могут преподать ценный урок и стать образцом для подражания. Новички напоминают о нашем собственном пути к успеху. Когда наблюдаешь за тем, как они движутся к нему так же, как и ты когда-то, понимаешь, что тоже можешь продолжить совершенствоваться. Лучшие ученики служат примером. Беря в пример других, учатся маленькие дети – это, наверное, самый естественный способ обучения. Опытные спортсмены могут вдохновлять вас, подтверждая тот факт, что добиться мастерства высокого уровня можно.

Визуальный отклик. Ничто так хорошо не способствует быстрому росту осознанности, как просмотр видеокассеты с записью ваших упражнений. Даже зеркало может помочь реальнее взглянуть на ваши сильные и слабые стороны.

Тренер. Видеокассета или пленка могут продемонстрировать вам, как вы выглядите, но только тренер может точно указать на конкретные ошибки, расставив их по степени важности. Учитель может помочь, высказав свое мнение эксперта, он может проанализировать информацию об ошибках, объяснить их и посоветовать, как ошибки исправить. Тренер или учитель, который прошел дальше вас по горной тропе, может показать, как избежать ям и преодолеть препятствия.

Преувеличение. Если у вас нет возможности увидеть себя на пленке или видеокассете или обратиться к учителю, и вам хочется прийти к осознанию по кратчайшему пути, тогда намеренно преувеличивайте свои ошибки. Если вы неправильно бьете по мячу для гольфа или вас постоянно заносит в одном и том же направлении, проделайте это еще хуже – специально. Таким образом вы поймете, в чем заключается ошибка, и осознание станет сильнее. В то же время ошибки станут сознательными, намеренными и контролируемыми вместо того, чтобы быть бессознательными, – так их будет значительно проще исправить.

Глава 3

Подготовка

Если бы у меня было шесть часов на то, чтобы срубить дерево, первые четыре я бы затачивал топор.

Авраам Линкольн

Подготовка для спортсмена то же самое, что для дома фундамент. Если нет серьезного фундамента, вы подвергаете риску все здание. Прочный фундамент – первый и самый важный шаг на пути к успеху в спорте и жизни. Надежный фундамент основывается на полной подготовке тела, разума и эмоций.

Если вы основательно не готовитесь, то рискуете развить дурные или компенсаторные привычки. Дурные привычки как высокое дерево или удобная кровать – легко забраться, но трудно спуститься или выбраться. На самом деле едва ли не каждую трудность, с которой вы сталкиваетесь во время тренировок по вашему виду спорта, можно отследить к пропущенным шагам в прошлом – к слабым местам фундамента.

Чемпионы воспитывают у себя привычку делать то, что большинству людей кажется скучным или неудобным. Секрет успеха – вовсе не секрет. Все сводится к надежной подготовке, пошаговому и сосредоточенному преодолению препятствий, покорению вершин и долин. Профессионалы и спортсмены мирового класса регулярно возвращаются к азам и укрепляют свой фундамент. Причина, по которой большинство испытывает так много трудностей с собственнымобучением, заключается в том, что нас не учат строитьфундамент, основанный на разуме и эмоциях, – мы сразу беремся за физические умения.

Немногие научились, как учиться. То, как большинство детей учатся спорту в школе, можно приравнять к борьбе за выживание (по Дарвину). Тренер или учитель пропускает каждого ребенка через упражнения. «Выжившие» в итоге набираются в школьную команду. Остальных, кто, вероятно, учится более медленно, но все-таки хорошо, оставляют позади, и они могут никогда не узнать о собственном потенциале.

У всех вещей в природе есть период созревания, и все они должны пройти соответствующие стадии, чтобы расцвести. Овладение телом и разумом начинается с основательной подготовки – наиболее сложной и важной части любого процесса обучения.

Девяносто пять процентов усилий по приготовлению жареных овощей заключается в подготовке: нагревания сковороды до нужной температуры, мытья и нарезки овощей, проверки их свежести. Выполнив эти условия, готовить легко. Крася автомобиль, сначала надо проделать трудоемкую работу по очистке и зачистке, заделывании царапин, выпрямлении вмятин, еще одной зачистки, еще одной очистки, покрытия неокрашиваемых частей, нанесения грунтовки – а потом – оп! Покраска выполняется без труда. Каково было бы красить машину, если бы вы ее сначала не подготовили как следует?

Физические навыки – всего лишь вершина айсберга. Большую его часть – подготовку – не видно. Не будь этого скрытого под водой основания, айсберг бы опрокинулся. Путь к успеху в спорте и жизни похож на постройку дома. Результаты – видимая часть структуры. Физический талант прикрывает фундамент дома. Умственный и эмоциональный талант – например, такие внутренние качества, как ясный ум и сильная воля, – земля, на которой дом и фундамент стоят. Никто не говорит, проезжая мимо дома: «Ух ты! Посмотрите-ка на этот шикарный фундамент!»

Но без фундамента дом не устоит.

Один мудрый человек как-то сказал мне: «Когда торопишься, иди длинным, надежным путем». На горной тропе срезать нельзя. Скажем, два космических корабля летят наперегонки к Марсу. Один вылетает раньше, но ему не удалось запастись достаточным количеством горючего или провизии. Другой корабль задерживается, чтобы набрать нужное количество горючего. Первый корабль вырвался вперед на старте, но сразу ясно, какой именно корабль закончит путешествие первым.

Выбор намеченного пути

График ниже иллюстрирует три возможных пути развития обучения.

Линия А – беспорядочная, случайная, то падающая, то поднимающаяся кривая обучения большинства спортсменов. Сначала они быстро совершенствуются, но по мере того как требования повышаются, слабые места начинают все больше влиять на уровень выступлений. Из-за несоответствующей подготовки – результата слабого фундамента – беспорядочные циклы развития спортсмена становятся еще более беспорядочными, и движение вперед прекращается.

Кривая B – путь мастеров, овладевших телом и разумом. Сначала кажется, что они движутся вперед очень медленно. Путь их сначала труден, хвастаться нечем. Эти спортсмены работают «за ватерлинией», строя свой невидимый фундамент. Медленно, но верно кривая обучения начинает ползти вверх, пока движение не приобретает быстрый, устойчивый и почти не требующий усилий темп.


График правильного хода обучения


Кривая C – самая важная, ведь она представляет собой второе дыхание для большинства из нас. Если вы недостаточно хорошо подготовились и с места не двигаетесь, вы можете повторить путь природного спортсмена, отправившись назад во времени – возможно, на несколько месяцев назад, – чтобы серьезно поработать над «фундаментом таланта», о котором подробно можно будет узнать в следующих главах об основных принципах. Разрешите себе совершенствоваться медленно. Когда придет время, ваше движение вперед ускорится снова и вы опередите свои старые отметки.

Для того чтобы избежать попадания на тропу кривой А, давайте рассмотрим основные причины, по которым вы можете выбрать то, что поначалу покажется способом «срезать»:

● возможно, вы не в состоянии оценить тщательную подготовку по достоинству;

● вы можете не знать, из чего состоит тщательная подготовка;

● сомневаясь в себе, вы можете избегать разочарования, погнавшись за легкой добычей (за новыми умениями) вместо того, чтобы осторожно закладывать фундамент из силы, гибкости, выдержки и базовых умений;

● у вас может быть учитель, который придерживается изложенных выше взглядов.


Само по себе давление соревнования поощряет склонность идти коротким путем, но тренеры-мастера все-таки уделяют все внимание основам, базовым навыкам и всеобъемлющей подготовке. Когда я тренировал команду гимнастов Стэнфордского университета, новичкам приходилось в первый год возвращаться назад к основам, чтобы «подтянуть» свои базовые умения. Они часто были разочарованы, потому что им казалось, что их движение вперед (приобретение новых навыков) замедлялось, а многим казалось, что они становятся хуже (так как они лучше осознавали свои слабости). Но ко второму году, когда результаты их выступлений резко улучшались, они начинали верить в основы.

От начинающих учеников не стоит ждать полного понимания процесса обучения и того, чему в нем надо уделять больше внимания. Таким образом, умный и терпеливый тренер – один из самых важных аспектов ваших тренировок. Выбирайте его тщательно.

Пошаговая подготовка

Если вы волнуетесь из-за физической, умственной или эмоциональной подготовки, легко выполнимый пошаговый подход к задаче может закрепить успех. Возможно, вы хотите решить сложную задачу по физике, возможно, ищете работу, возможно, пытаетесь выполнить двойное сальто. Каждая из этих задач может казаться сложной. Но каждую из них можно разбить на серию небольших шагов, которые вместе представляют собой постепенный методичный процесс, ведущий к достижению финальной цели.

Все что угодно в жизни можно разбить на составные части. Чем лучше вы научитесь разбивать проблемы на примерные подготовительные шаги, тем сильнее удивитесь тому, чего достигнете. Затем, когда вы по очереди будете концентрироваться на каждом следующем шаге, сам процесс станет приятнее, и вам легче будет его контролировать.

Делайте то, что можете, теми средствами, что у вас есть, и там, где находитесь.

Иллюзия трудности

Понятие «трудность» имеет смысл только в отношении подготовки. Если вы хорошо подготовились – если развили в себе физические, умственные и эмоциональные качества, описанные в этой книге, – тогда учиться новым умениям легко. Хорошо подготовленный гимнаст, например, научившийся выполнять обычное сальто, может на самом деле решить, что научиться выполнять двойное сальто легче, чем научиться выполнять обычное. Стройте фундамент вашего таланта. Все сложно до тех пор, пока не становится легким.

Тренер как главный учитель

Университетские профессора помогают натренировать ум, а тренеры отвечают за развитие тела, разума и эмоций своих учеников. На тренеров обычно возлагается больше личной и практической ответственности за обучение и безопасность их подопечных.

Тренеры соединяют в себе качества учителя, физиолога, специалиста по набору кадров, организатора, собирателя фонда, учителя, духовного наставника, советника, друга, примера для подражания и иногда мудреца. Они отдаются своему делу и телом, и умом, и душой, и жизнью. Результаты их усилий публично демонстрируются на всех играх и соревнованиях. Они имеют сильное влияние на воспитанников. Они учат законам реальности. Они могут помочь сформировать характеры учеников и их жизни.

Тренер – ваш проводник по горной тропе к достижениям. Некоторые проводники знают лишь долины, другие могут показать весь путь. Лучшие проводники знают собственные слабости и, таким образом, могут понять ваши; они могут указать на преграды, но также и на интересные боковые дороги и прекрасные виды, встречающиеся по пути. Если проводник настаивает, что вы должны пройти той же тропой, что и он, то познания такого проводника ограничены. Ищите проводника, который может оценить ваши качества и указать лучший путь. Учитель, обладающий природным осознанием, может осветить путь.

Уступая лишь родителям, учителя физкультуры могут сильно повлиять на восприятие учеником самого себя и на его восприятие жизни. Настоящие тренеры могут преподать полезные уроки жизни. Тренеры среднего уровня – просто учат новым навыкам. Опасайтесь знающих и опытных учителей, которые тренируют «выигрывающие» команды, но в то же время лишают своих подопечных фундаментальной радости и свободы атлетики.

Выбирайте учителя для своего ребенка с такой же осторожностью, с какой выбираете хирурга. Вам ведь не захочется, чтобы вас оперировал посредственный хирург, даже если он вежлив, у него офис рядом или он берет меньше на несколько долларов. Тем не менее именно так многие люди выбирают учителей физкультуры. Превосходный учитель для себя или для своего ребенка стоит поисков и денег, потому что учитель-энтузиаст может повлиять на детей так, что они запомнят его на всю жизнь.

Обучение – искусство общения. Если у учителя есть 100 вольт знания, но эффективно передать ученикам он может только 20, то этот учитель будет менее эффективен, чем учитель, обладающий 50 вольтами знания, но способный передать их все.

Не бойтесь упоминаний о победах и поражениях или перечисления ученых степеней. Важно не то, что знают учителя, важно, что знают ученики, не то, что учителя могут, а то, что могут ученики.

Хорошие учителя используют язык интеллекта – слова – и выражаются ясно, так чтобы ученики их понимали. Они пользуются ретроспективным взглядом, чтобы учиться на своих ошибках и совершенствоваться.

Превосходные учителя используют язык тела – показывая мускулам, костям и нервам, как при каком-то определенном действии они должны себя ощущать, если оно выполнено правильно. Они заглядывают в будущее, чтобы предвосхитить последствия своих действий.

Великие учителя пользуются языком эмоций – вдохновляя, мотивируя и поощряя любовь к спорту. Чтобы проникнуть в мудрость веков, они обращаются к интуиции.

Учителя-мастера говорят на всех трех этих языках, используя спорт как средство обучения жизни.

Подготовка детей: совет любящим родителям

Дети, скорее всего, оправдают возложенные на них надежды.

Клаудия Джонсон

Учитывая бешеный темп современного мира, одержимого расписаниями, можно легко понять нашу особенность торопиться. Но погоня за достижениями заражает и детей, и лучше всего это видно в детском спорте. Из-за слишком настырных родителей скоро мы можем увидеть соревнования «Памперсной лиги», где «лидерами» будут малыши из детского сада. Вместо этого я бы посоветовал следующее.

Подвижные игры для детей – даже младенцев – дают их маленьким телам жизненно необходимые упражнения, стимуляцию и возможность понять свои отношения с законами природы. Уровень развития, которого они достигнут, менее важен, чем сам процесс обучения, ведь они научатся:

● быть довольными своим телом;

● добиваться успеха пораньше в жизни, начав с относительно простых задач;

● наслаждаться физкультурой, добиваясь в ней успеха;

● развивать уверенность в себе, доводя задания доконца.


Нам следует измерять успех не достижением установленных родителями целей, а детскими сияющими улыбками. Дети должны играть на снарядах и на площадке соответствующего размера, цвета, мягкости и уровня безопасности. Ранние травмы, страхи или неудачи могут сильно повлиять на будущее ребенка.

Конец ознакомительного фрагмента.