Вы здесь

Собственность и труд – оптимизация воздействия государства по критерию повышения качества жизни. 2. Теневые экономические отношения и качество жизни (Е. А. Ехлакова, 2009)

2. Теневые экономические отношения и качество жизни

2.1. Теневые экономические отношения как результат деформации отношений собственности

В последние годы теневая экономика, теневые экономические отношения послужили предметом исследования ряда фундаментальных и прикладных работ. В результате в отечественной науке постепенно формируется теория теневых экономических отношений, а также теневого сектора экономики, представляющего собой их концентрированное выражение в определенных теневых формах, а также предлагаются концептуальные подходы и конкретные рекомендации применительно к воздействию государства на теневой аспект общественного воспроизводства.

Рассмотрим наиболее характерные позиции отечественных экономистов на теневые экономические отношения и теневую экономику.

«Теневые экономические отношения – пишет В.И. Игнатенко – это неоформленные законодательно и часто скрываемые от общественности экономические отношения по поводу принятия управленческих решений в пользу скрытых интересов одного лица или группы лиц в сфере экономики, осуществления в ее рамках действий по реализации этих решений. В состав теневых экономических отношений входят также экономические отношения, опосредующие производственно-хозяйственную деятельность в теневом секторе экономики».48

При рассмотрении данного определения нужно учитывать следующие моменты принципиальной важности:

– теневые экономические отношения имеют место за рамками деятельности, оговоренной законодательно;

– термин «теневые экономические отношения» не является синонимом термина «неформальные экономические отношения», поскольку первые могут быть весьма определенно и жестко регламентированы, формализованы теневым образом, в частности, в виде традиций клана, устава тайной организации или мафии и т.п.;

– первоначально предметом теневых экономических отношений выступают именно управленческие решения в области экономики;

– всякое теневое экономическое решение выполняется на порядок более действенным образом, чем решение, принятое обычным бюрократическим путем;

– реализация теневого экономического решения, включая контроль за его исполнением, осуществляется теневым образом;

– побудительным мотивом принятия теневых экономических решений является теневой экономический интерес, носящий, как правило, корыстный характер;

– в силу корыстности мотивов, движимых теневыми экономическими интересами, они тщательно скрываются от общественной огласки;

– в состав теневых экономических отношений входят также те экономические отношения, которые опосредуют теневой сектор экономики.

«Теневой сектор экономики охватывает все виды производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, которые в полной или существенной мере осуществляются в обход государственного регулирования экономики и контроля за ней».49

Ряд исследователей особое внимание обращают на ошибки в экономической политике государства, за которыми следует значительная деформация социально-экономических отношений общества, что лавинообразно порождает теневые экономические отношения. В частности, отмечается, что государство в РФ в период рыночных реформ:

– не защищало рубль;

– не обеспечило его устойчивость;

– не регулировало объем денежной массы в стране;

– не поддерживало покупательную способность;

– не регулировало курс рубля по отношению к другой иностранной валюте;

– не обеспечило «валютный коридор50

«Как видим, переходный период рыночной экономики России характеризуется потрясением финансово-экономической системы страны, что свидетельствует об угрозе экономической безопасности нашего общества».51

«Нарастающий вал теневой экономики, в том числе криминального предпринимательства, помимо того, что является питательной средой экономической и организованной преступности и одновременно стимулируется ими, влечет за собой и другие экономические и социальные негативные последствия».52

По мнению А. Нестерова и А. Вакурина «весь спектр негативных явлений в экономике можно с известной условностью разделить на два блока: теневую и криминальную экономику. Под первой подразумеваются деформации экономических отношений, которые не находят отражения в законодательстве и соответственно не признаются правонарушениями и по которым не предусматриваются юридические санкции (например, создание пирамид в бывших социалистических странах). В понятие же криминальной экономики включаются деяния в экономической сфере, попадающие под признаки, определенные в правовых нормах, предусматривающих ответственность за экономические правонарушения и преступления. Сюда же относятся организованная преступность, коррупция и лоббирование выгодных преступному миру законопроектов».53

А.В. Шестаков определяет теневую экономику как «… прежде всего. неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства в ходе производства, распределения. обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей. скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами по использованию государственной, негосударственной и криминально нажитой собственности в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбыли) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны. Она тесно связана, переплетена с легальной экономикой, является ее составной частью».54

Д.Г. Макаров подчеркивает, что «… четкое и более менее единообразное понимание теневой экономики как в ученой среде, так и на практике отсутствует. За термином «теневая экономика» и различными ее синонимами скрываются разные общественные процессы, отличающиеся пределами обобщения явлений».55

Несколько далее он отмечает: «Мы разделяем экономику по критерию отношения к ней общества. При этом ни один из выделенных процессов отождествить с теневой экономикой нельзя. Очевидно, что «черная» экономика не исчерпывает полностью понятие «теневой», или «скрытой», экономики. Легальная же экономика по своему содержанию шире, чем теневая. Поэтому теневую экономику необходимо искать в рамках легальной экономики».56

Как отмечает Д.Г. Макаров, теневая экономика – «это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других сокрытий…».57 В принципе для структуризации экономики с точки зрения негативных для общества процессов можно использовать и другой подход: разделить экономическую деятельность сначала по признаку контролируемости (скрытости) на теневую и контролируемую, а затем теневую экономику – по признаку законности – на нелегальную и легальную».58

В связи с понятием неконтролируемой экономики возникло понятие ненаблюдаемой экономики.59

Некоторые авторы, причем не без оснований, утверждают наличие мощной системы теневого, криминального управления не только всей экономикой, но и общественной жизни страны: «Напрашивается единственный возможный ответ. Существует некая криминальная система, пронизывающая все сферы общественной жизни, которая умело защищает от наказания своих агентов – экономических преступников. Для этой системы незаконный вывоз капитала за рубеж, невозвращение из-за границы валютных средств, необоснованное предъявление НДС к возмещению из бюджета, преднамеренное банкротство и тому подобные деяния не являются преступлениями…

… Именно эту криминальную систему, по аналогии с названием известного фильма, мы и называет «Матрицей».

Она включает в себя теневой сектор экономики, «теневую юстицию», о которой говорится в послании президента РФ,60 другие проявления коррупции, всевозможные «серые» и «черные» схемы, наносящие огромный ущерб финансовой системе страны. … Через коррумпированных чиновников матрица оказывает огромное влияние и на работу государственной машины, которая должна ей противостоять».61

Согласно оценке группы зарубежных специалистов, возглавляемых австрийским профессором Ф. Шнайдером, теневая экономика составляет около 40 % мирового ВВП, при этом в экономически развитых странах Запада «в тени» прячется около 15 % ВВП, а в развивающихся – около 33 процентов.62

«Из официального мирового ВНП, оцениваемого Международным валютным фондом в 39 трлн. долл., на долю «теневиков» приходится 9 трлн. долл., т.е. по объемам мировая «теневая экономика» сопоставима с официальной экономикой США. Ученые свидетельствуют, что в промышленно развитых странах «в тени» находится в среднем 20 % официального объема валового национального продукта, а развивающихся – около 30 %».63

В словаре по экономике Коллинза теневая экономика (black economy) определяется в качестве «экономической деятельности, не учитываемой в получении национального дохода либо потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».64

Ряд ученых выделяют важнейшие виды теневой экономики: а) прописки в отчетности, касающиеся непроизведенной продукции или невыполненных работ; б) подпольные цеха и заводы; в) спекуляция контрабандными товарами; г) обман покупателей в магазинах(пересортица, обмер, обвес); д) наркобизнес; е) самогоноварение; ж) теневой рынок платных услуг; з) бестоварные операции; и) теневой экспорт.65

Помимо теневой экономики иногда выделяют экономику фиктивную, т.е. действующее хозяйство, предприятие, продуцирующее фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные.66

Нужно обратить внимание на следующее определение теневой экономики в качестве некоего сложного образования, обладающего рядом признаков: «Теневая экономка – экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются государственной статистикой. Эти невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, запретную, противозаконную; скрытую, проводимую в целях избежания налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей».67

Как отмечают отдельные авторы, выделенные элементы теневой экономики «не являются строго изолированными друг от друга, границы между ними размыты, перекачка ресурсов из одного сектора теневой экономики в другой является обычным делом, непреступные методы трансформируются в преступные».68

В.О. Исправников следующим образом структурирует субъектов теневой экономики и теневых экономических отношений:

– «криминальные авторитеты и их рабочая сила»;

– «коррумпированные представители власти и органов управления»;

– «теневики-хозяйственники»;

– «наемные работники умственного и физического труда», в том числе «мелкие и средние государственные служащие».69

Теневую экономику можно представить в виде пирамиды, где верхнюю часть занимают криминальные элементы организованной преступности, среднюю часть – банкиры, играющие нередко роль пособников в преступном бизнесе; нижнюю часть – предприниматели (физические и юридические лица), вынужденные нарушать закон в связи с его несовершенством, упущениями в работе госструктур и т.п.70

Известный специалист в области противодействия организованной преступности И.В.Годунов дает следующее определение теневой экономики:

«Теневая экономика – 1) хозяйственная, коммерческая и иная экономическая деятельность, скрытая от официального учета и контроля; 2) особый вид связей в сфере экономики, который включает в себя как противоправные, так и не запрещенные законом отношения между субъектами хозяйствования и управления по поводу производства, распределения, присвоения продукта в личных, корыстных целях».71

И.В.Годунов связывает теневую экономику с коррупцией, соответственно нарастание теневой экономики коренится в усилении коррумпированности чиновников. «Рост коррупции в России обусловлен многими причинами, но главная из них – разрушение прежнего социально правового контроля за деятельностью государственных служащих и принимаемых ими решений без создания его новых демократических форм. Общество должно выработать принципы ювелирного решения сложной двуединой задачи четкого социально правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране при строжайшем соблюдении прав человека»72

«Теневая экономика, – пишет К.А.Улыбин, – включает в себя все те виды деятельности, которые имеют негативный, деструктивный, дефективный характер, которые наносят вред обществу и его членам. Общественно полезный характер деятельности является исходным критерием отнесения ее различных видов к теневой или не теневой деятельности».73

В цитированном выше определении теневой экономики, содержащем весьма важное упоминание об одном из ее критериев (он не один, как утверждает К.А.Улыбин), в то же время забывается о другом критерии – соотнесенности теневой экономики с законодательством, нормативно правовыми установками государства.

Способы осуществления теневых экономических отношений, воздействия на них со стороны организованной преступности находятся в процессе постоянного развития и «совершенствования» (хотя «совершенствование» здесь имеет явно антиобщественную направленность). На это обратил внимание еще в начале 90-х годов известный специалист по борьбе с оргпреступностью А.И.Гуров: «Надо сказать, что на протяжении многих лет формы коррумпированных связей постоянно совершенствовались: от взяток преступники перешли к изощренному шантажу и провокациям. Так, выявлены неоднократные случаи, когда преступники разрабатывали целые операции по вовлечению нужных им лиц в преступную деятельность».74

Ряд авторов обоснованно предостерегают против снисходительного отношения к теневой экономике: «Неправильно полагать, что современная Россия переживает такой же период первоначального накопления капитала, который в свое время пережили развитые страны Запада. Поэтому рост теневой экономики, – это, якобы, закономерное явление, которое в дальнейшем способно изжить себя и принять цивилизованные формы.

На Западе первоначальное накопление капитала не было связано с эрозией всей системы индустриального производства, отсутствовал огромный контингент выброшенных из системы налаженной хозяйственной деятельности (особенно силовых структур). На Западе процесс первоначального накопления капитала был растянут на исторически длительный срок, а не был сжат как в России, до периода 3-5 лет. Поэтому разница между западным и российским первоначальным накоплением капитала носит не количественный, а качественный характер. Результатом всех этих действий явилась криминализация экономической системы российского общества».75

Ряд авторов совершенно обоснованно расширяют перечень причин, порождающих теневую экономику и инспирирующую ее организованную преступность, включая в них причины:

«1) духовно нравственного характера;

2) политического характера;

3) экономического характера;

4) социального характера;

5) организационно-управленческого характера;

6) правового характера»;76

В противодействии теневой экономике ряд авторов основной упор делают на «улучшение общих условий хозяйствования» и параллельно предлагают внедрять» меры по интеграции в легальную экономику части «теневой власти». При этом такие меры не должны «касаться сугубо криминальных элементов, наоборот, желательно приурочить к началу реабилитации теневиков – хозяйственников… ужесточение борьбы правоохранительных органов с криминальным миром».77

Поскольку отношения собственности лежат в основе всей системы социально экономических отношений общества, то деформация отношений собственности отдается во всей системе общественных отношений. Далеко не все деформации носят теневой, скрываемый от общества и государства характер. Нередко возникают и нарастают, причем очень быстро, в сильной степени деформированные, весьма болезненные, но при том в полной мере легализованные отношения, в том числе и отношения собственности. Например, приватизация госимущества в России в 90-х годах в своей сущности явилась процессом легализованного правящей верхушкой грабежа общенародного достояния, созданного напряженным трудом ряда поколений людей, которое буквально за бесценок было передано в собственность горстки олигархов, коррумпированным представителям партийной номенклатуры, а также разного рода дельцам теневого бизнеса.

Конечно, часть приватизации проходила теневым образом, нередко с нарушением законов. Однако в целом, как масштабная целенаправленная акция, преступная в своей сущности с позиций национально-государственных интересов страны и ее народа, духовно нравственных принципов и социальной справедливости, приватизация была легализована.

Преступные в своей сущности, антиобщественные и антигосударственные по своей направленности деформации социально-экономических отношений общества, в том числе и собственности, приобретают легализованный законом и властью характер скорее как исключение, чем правило. Это происходит в поворотные моменты истории, при том, что к власти в стране приходят люди, которые преследуют не национально-государственные, а узко эгоистические, корыстные интересы, не редко живущие по принципу: «продал страну – купил колледж».

В начале 2005 г. по ТВ была продемонстрирована кредитная карточка на 100 тыс.долл.США, которую получил в Южной Корее в качестве взятки в бытность Президентом СССР М.С.Горбачев. Подобная взятка выплыла на всеобщее обозрение случайно. В реальной действительности одной раскрытой взятке соответствуют тысячи неприкрытых. М.С.Горбачев пытался выкрутиться из этой компрометирующей его истории тем, что заявил, будто эту карточку ему подсунули в карман без его ведома.

В России десятки тысяч чиновников, построивших себе и своим ближайшим родственникам особо дорогостоящее жилье, в том числе многоэтажные загородные коттеджи, причем стоимость этого жилья в десятки и сотни раз превышает всю ту зарплату, которую эти чиновники и их ближайшие родственники получили за всю свою жизнь. И современное российское государство, его правосудие никак практически не реагирует на такие факты. Власть тем самым легализует злоупотребления своих чиновников. Хотя до того, чтобы их прописать в законе дел не дошло.

А между тем, известный экономист, первый мэр г.Москвы Г.Х. Попов в своих публицистических статьях усиленно предлагал легализовать взятки чиновников в качестве общественно полезного инструмента, двигающего социально-экономический прогресс общества. По утверждению Г.Х. Попова, взятка является вознаграждением чиновника за инициативу, проявленную им в развитии экономики, каком-либо общественно полезном деле.

Теневые экономические отношения (ТЭО), в том числе и отношения собственности, при всем их разнообразии, объективно обусловленным образом делятся на два типа:

первый тип ТЭО – антиобщественные, антигосударственные, преступные в своей сущности и вредоносные по воздействию на человека и общество теневые экономические отношения;

второй тип ТЭО – потенциально здоровые, в одних случаях жизненно необходимые для выживания субъектов хозяйствования, а через это и общества и государства, а в других просто общественно полезные экономические отношения, которые вынужденно ушли в тень в результате ошибок, недоработок в построении законодательно-нормативной базы государства или вследствие политико-экономического курса страны, противоречащего ее национально-государственным интересам.

Примерно второго типа ТЭО, назовем их компенсационными теневыми экономическими отношениями, может служить реакция российских производителей по уводу значительной части своей производственно-хозяйственной деятельности в тень, а также в ее уводе из удушающей ее монетарной сферы в бартер, взаимозачет, поставки продукции в долг, взаимные неплатежи, суррогатно – денежный оборот.

Все это, несомненно, шаги назад от цивилизованного рынка, но это много лучше, чем если бы российская экономика к ним не прибегла и рухнула в результате либерально-рыночных реформ по монетаристскому сценарию, после чего страна впала бы в состояние хаоса с непредсказуемыми последствиями. Но при всем наличии положительного содержания в теневых экономических отношениях, они имеют также и отрицательный аспект, прежде всего потому, что они противостоят закону, что неизбежно накладывает на них элемент негативности.

Теневые деформации отношений собственности могут носить чрезвычайно разнообразный характер, но при всем их разнообразии они вписываются в одно из направлений, каждое из которых соответствует одному из аспектов отношений собственности, которые отражены на схеме 1.1.1 и охарактеризованы в разделе 1.1. В последующих разделах рассматриваются вопросы деформации отношений собственности в аспекте порождения ею теневых экономических отношений в период радикальных рыночных реформ в России.

В свою очередь, будучи порождаемы деформацией социально-экономических отношений общества, в особенности отношений собственности, теневые экономические отношения воздействуют, по принципу обратной связи, на всю систему общественных отношений, в особенности – на отношения собственности. Автором разработана модель воздействия теневых процессов на общественные отношения собственности. В основу этой модели положены следующие положения.

1. Государство как первый, главенствующий сособственник, опирающийся на силу закона и силовые структуры, совместно с легитимными субъектами хозяйствования определяет весь комплекс отношений собственности на все ее объекты в открытом (легализованном) ракурсе, включая присвоение, владение, распоряжение, управление, пользование, текущее присвоение доходов и др.

2. Теневые субъекты собственности инспирируют ее теневые отношения в разрезе того же самого комплекса элементов (присвоение, владение и т.д.) по всем тем субъектам и объектам собственности, на которые удается распространить теневые отношения.

3. Теневые субъекты собственности порождаются как стихийно образованными теневыми группами, так и организованной преступностью.

4. Все элементы отношений собственности, как открытые, так и теневые, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом по принципу прямой и обратной связи.

5. Ослабление, деформация государства порождает коррупцию государственного аппарата. В свою очередь, оргпреступность, используя коррупцию государственного аппарата, усиливает его коррумпированность и через его посредство использует государство, его законодательную базу и силовые структуры для воздействия на отношения собственности и их регулирование в своих корыстных интересах. В противовес этому, государство, в рамках не коррумпированной части своего аппарата, противодействует оргпреступности.

6. В результате преступного использования аппарата государственной власти происходит легитимизация одних видов теневых отношений собственности, попустительство другим видам.

7. Субъектами организованной преступности, теневым образом инспирирующими отношения собственности являются: а) мировая финансовая олигархия, использующая в своих преступных, корыстных интересах спецслужбы ряда государств (прежде всего, США и Англии); б) международные преступные группировки; в) преступные группировки национального масштаба; г) преступные группировки регионального масштаба.

8. Стихийно организованные преступные группы пользуются плодами, возникающими в результате деятельности оргпреступности, при этом часто попадая под ее контроль, тем самым, расширяя ее масштабы и увеличивая силу влияния на общество.

2.2. Дифференциация уровней жизни и социальной защиты и их критерии

Социальная защита личности может осуществляться в том или ином обществе на его различных ступенях исторического развития далеко не одинаковым образом, в разном объеме и с разной степенью гарантированности. В данной связи возникает проблема классификации (выделения и определения) уровней социальной защиты личности, что, в свою очередь, предполагает нахождение и определение критериев этих уровней.

Автором выделены, определены и обоснованы следующие уровни социальной защиты личности, а также и критерии этих уровней (см. таблицу 2.2.1).

1-й уровень социальной защиты – порог социального минимума

Данный уровень является предельно минимальным. Если он не обеспечивается в обществе, то в нем быстро и интенсивно работают деструктивные социальные процессы, когда оно не может ни функционировать, ни развиваться в нормальном русле. Такое общество не стабильно. В нем неизбежно развиваются социальные конфликты, заканчивающиеся потрясением и социальной революцией. В итоге одни режимы власти, а часто и общественный строй, сменяется другим таким образом, что в итоге в обществе наконец обеспечивается уровень социальной защиты не ниже, чем на пороге социального минимума.

Критерий порога социального минимализма – социальная защита на пределе, предотвращающая стихийный взрыв массового недовольства, но не обеспечивающая здоровую и продолжительную жизнь.


Таблица 2.2.1

Уровни социальной защиты личности и их критерии


2-й уровень социальной защиты – порог физиологиче ского минимума

Данный уровень социальной защиты не следует отождествлять с уровнем, гарантирующим удовлетворение элементарных физиологических потребностей организма, обеспечивающих его выживание, но не создающих условий для здорового в физиологическом отношении образа жизни. Обеспечение физиологического выживания слабеющего, хиреющего организма из-за крайней скудости средств жизнесуществования относится не ко 2-му, а 1-му (начальному) уровню нашей классификации.

На 2-м уровне социальной защиты – порог физиологического минимума речь идет об уровне здоровых физиологических потребностей личности в соответствии с обеспечением здоровой и продолжительной жизни.

На рассматриваемом уровне такое обеспечение должно быть гарантировано каждому члену общества, на всех ступенях его жизненного цикла, начиная с детства. При этом, если уровень оплаты труда работников недостаточен для обеспечения этого уровня для неработающих членов семьи (детей, больных, престарелых), то государство из своих социальных фондов должно выглядеть соответствующие ресурсы на цели данного обеспечения.

На предыдущих этапах человеческой истории (рабовладение, феодализм, капитализм эпохи первоначального накопления капитала) общество и государство могли позволить себе опускать уровень социальной защиты ниже порога физиологического минимума, до порога социального минимума, за счет очень высокого уровня рождаемости. Это сопровождалось естественным отбором среди бедных слоев населения (его подавляющего большинства), когда в предельно неблагоприятных в физиологическом отношении условиях жизнесуществования выживали наиболее сильные, крепкие в отношении физического здоровья личности, передавая свои положительные качества по наследству.

В современных условия, при массовом распространении образования и культуры, в ходе трансформации индустриального общества в информационное неизбежно усиливается личное, индивидуальное начало в системе социальных отношений. Соответственно, люди в большой степени живут для себя и в меньшей степени – для детей. Два, даже один ребенок в семье, нередко вообще отсутствие детей, все больше становится социальной нормой. При этом современная личность центр тяжести социальной защиты давно перенесла с рождения и воспитания детей в качестве фундамента обеспечения ее в старости на: свой собственный труд или предпринимательскую активность; накопление частной собственности в той или иной форме; социальную поддержку государства.

В данной ситуации снижение уровня социальной защиты личности ниже порога физиологического минимума объективно приводит к деградации народонаселения со всеми вытекающими последствиями для общества и государства.

Применительно к ряду стран, в том числе и современной России, порог социального минимума характеризуется значительно меньшей степенью и абсолютной величиной социальной защиты, чем порог физиологического минимума. Еще раз напомним, что под физиологическим минимумом мы понимаем вовсе не тот набор средств к существованию, без которого человек умирает в течении всего нескольких месяцев, а такую их совокупность, которая в физиологическом отношении обеспечивает здоровую и продолжительную жизнь.

В России подавляющее большинство ее населения смирилось с тем, что его жизненный уровень оказался ниже уровня физиологических потребностей современного человека. Здесь порог физиологического минимума значительно превосходит порог социального минимума. Однако, в развитых странах Запада порог социального минимума существенно выше, чем порог физиологического минимума. Если уровень жизни, в том числе социальной защиты, в странах Запада заметно снизится, так что уже не сможет обеспечивать устоявшиеся стандарты потребления большинству населения, но при этом по прежнему будет превышать физиологический минимум, опустившись в конечном итоге ниже порога социального минимума, то общество начнет сотрясаться не только социальными конфликтами в структуре власти, но и заменой ее режима или даже социальной революцией.

После распада СССР реальный уровень жизни основной массы населения в странах Запада практически не растет и даже снимается. В условиях нарастания глобализации западные страны переносят производства в страны с дешевой и при том дисциплинированной и достаточно квалифицированной рабочей силой.

Одновременно в страны Запада импортируются как неквалифицированная, так и высококвалифицированная рабочая сила, согласная работать за много меньшую зарплату, чем принято в этих странах. В итого вызревает угроза резкого снижения жизненного уровня и социальной защиты коренных жителей стран Запада.

Это может породить волну социального протеста, следствием которого является смена режима власти и его политики в направлении перехода от участия в глобальной либерализации экономики к протекционизму национального народного хозяйства.

Конец ознакомительного фрагмента.