Вы здесь

Собрание творений. Том IV. Аскетическая проповедь. Слово 2-е в Неделю Цветоносную (Святитель Игнатий (Брянчанинов), 1886)

Слово 2-е в Неделю Цветоносную

Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы[318]. Законополагает и провозглашает это Святой Дух устами вдохновенного пророка.

Возлюбленные братия! Бог выражает Свое всесвятое благоволение жительствовать в нас. Волю великого Бога нашего особенно приличествует возвестить в настоящий праздник, в которой мы воспоминаем вшествие Господа во град Иерусалим, в град мира, в град истинного служения Богу: Иерусалим есть образ благочестивой души. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Слово Духа надо разуметь и объяснять духовно, сказал святой апостол[319]. Призовем свыше Божественную благодать, и рассмотрим о Господе воззвание к нам Господа: Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы.

Кто – князья, к которым обращается здесь слово Божие? Душой и телом человека, всеми его силами и способностями, его жизнью обладает и располагает ум его. Ум – владыка, царь, священник, князь в малом мире – в человеке. Господь наш Иисус Христос есть Божия Истина. Как Истина принимается исключительно умом, то слово Божие, приглашая человеков к принятию Спасителя, обращается к началу их, к душу, к уму, – говорит: Возмите врата, князи, ваша. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего.

Какие врата повелевается взять, чтоб соделать возможным вшествие Царя славы в Богозданный град, в человека? Эти врата – грех: греси ваши, – говорит пророк, – разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас[320].

Врата названы вечными: грех, которым мы заразились в нашем корне, в праотцах, бесконечен. Спаситель положил ему конец. Но и теперь грех бесконечен и вечен в тех, которые не признают Спасителя, или, признавая Его устами, отрицаются жизнью. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная.

Что ж опять значит в Божием приглашении и повелении выражение возмите? Обыкновенно врата отворяются, а здесь узаконяется взятие их. Так! Оказалось недостаточным для этих врат – для греха – слово «отверзите», нужно было употребить слово «возьмите»: нужно взять врата, отъять их, уничтожить совершенно. «Покаяние во грехе, – сказал некоторый великий отец, – заключается в том, чтоб сознать свой грех, раскаяться в нем и уже не повторять его»[321]. Только в ту душу, которая с решительностью отвергнет грех, которая удовлетворительно очистит себя покаянием, внидет Царь славы.

Святой Дух, заповедуя взять врата, повелевает и вратам взяться: возмитеся врата вечная. Это знаменует: для первоначального оставления греха и греховной жизни необходимы собственное произволение и усилие человека; но прощение человеку грехов, освобождение от насилия греховных навыков, очищение от греховных качеств, усвоившихся падшему естеству, совершается действием всесвятого и всесильного Божия Духа. Возмитеся врата вечная! Когда возмутся врата вечная, – входит в душу Царь славы.

Вожделенным и радостным было для Иерусалима воспоминаемое и празднуемое нами вшествие в него Искупителя, Спасителя, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа. Возлюбленные братия! Все мы можем сподобиться этого величайшего счастья, если пожелаем его и устремимся к приобретению его от всего сердца нашего. Отвратимся от греха, ради которого отвращается от нас Господь; отвратимся от греха искренним и действительным покаянием! Мысли, сердечные чувствования, слова, дела наши да будут выражением заповедей Христовых, которыми преподается точнейшее уклонение от зла и правильное богоугодное творение добра. Таким поведением мы соделаем себя домом, храмом, градом, достойным Христа. Аще кто любит Мя, – сказал Он, – слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем, и обитель у Него сотворим[322]. Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Аминь.

Конец ознакомительного фрагмента.