Вы здесь

Собрание творений. Том IV. Аскетическая проповедь. Слово 1-е в Неделю Цветоносную (Святитель Игнатий (Брянчанинов), 1886)

Слово 1-е в Неделю Цветоносную

Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля:

се, Царь твой грядет тебе,

праведен и спасаяй, Той кроток,

и всед на подъяремника и жребца юна[308].

Более, нежели за четыреста лет до события, Божий пророк произнес пророчество о событии, которое мы сегодня воспоминаем и празднуем. Господь наш Иисус Христос, окончив Свою проповедь на земле, совершил торжественное вшествие в царственный град Иерусалим, в град поклонения истинному Богу, в град по преимуществу Божий. Господь совершил это вшествие как Царь и победитель, чтоб увенчать Свое служение решительным подвигом: поражением смерти смертью, снятием клятвы с рода человеческого, посредством принятия этой клятвы на Себя. Он совершил вшествие в царственный град на жребяти осли[309], на неже никтоже николиже от человек вседе, чтоб возвратить человечеству утраченное праотцем нашим царское достоинство, возвратить это достоинство восшествием на крест[310]. Укротилось неукрощенное жребя под чудным Всадником. На жребя апостолы возложили свои ризы; вышедший навстречу и сопутствовавший Господу многочисленный народ вопиял в восторге: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый Царь во имя Господне[311]. По мановению Господа провозглашен Царь во имя Господне, – не по случаю, не по сознанию и произволу человеческому. Тот же народ, по прошествии четырех дней, уже вопиял о провозглашенном сегодня Царе: Распни, распни Его, не имамы царя, токмо кесаря[312].

Что бы значило вшествие Господа в Иерусалим на неукрощенном жребце? Это, по объяснению святых отцов, имеет глубокий, пророческий смысл. Всевидящий Господь уже видел наступающее окончательное отступление иудеев. Он провозвестил об этом отступлении еще в то время, как только дан был закон израильтянам на Синае, провозвестил устами их вдохновенного Законодателя. Согрешиша, – говорит Моисей о будущем согрешении иудеев против Богочеловека, как бы уже о совершившемся, – согрешиша не того чада порочная: роде строптивый и развращенный, сия ли Господеви воздаете? Язык погубивый совет есть, и несть в них художества, не смыслиша разумети. От виноградов Содомских виноград их, и розга их от Гоморры. Напротив того: Возвеселитеся, небеса, купно с Ним – Сыном Божиим – и да поклонятся Ему вси Ангели Божии: возвеселитеся, языцы, с людьми Его, и да укрепятся Ему вси сынове Божии[313]. Вшествие на необъезженном жребце в Иерусалим есть повторение пророчества Моисеева, повторение не словами, символом. Моисей предвозвестил, что язычники возвеселятся о Господе, а иудеи будут отвергнуты: здесь неукрощенное жребя, на немже никтоже николиже от человек вседе, изображает язычников. Одежды апостолов – это учение Христово, преподанное ими язычникам, и воссел духовно на язычников Господь, соделавшись их Богом. Он ввел их в Иерусалим, в лоно Своей Церкви, в вечный, нерукотворенный Божий град, в град спасения и блаженства. Отверженные иудеи были тут налицо. Они устами возвещали: Царь Израилев, а в душе, в своем синедрионе, уже решили убийство Спасителя.

И еще другое значение имеет жребя ослее. Оно изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу, возлагают на осля ризы, на него восседает Господь и совершает на нем вшествие во Иерусалим. Это значит: по оставлении греховной жизни человек приводится к Евангелию и облачается, как бы в апостольские ризы, в подробнейшее и тончайшее познание Христа и Его заповедей. Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем, как и благоволил Он обетовать: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем моим: и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам. И Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим[314]. Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смертью свою. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая на нем, в духовный Божий град, в град мира, во Иерусалим, которого зиждитель – Бог, а не человек.

Душу, подъявшую Господа, приветствует Святой Дух. Он предлагает ей радостью духовную, нетленную, вечную. Радуйся, и радуйся зело, дщи Сионя, дщерь Святой Церкви, потому что ты не принадлежишь никому, кроме Бога. Проповедуй, дщи Иерусалимля! Се Царь твой грядет, праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна. Ты, ощутив в себе благодатный мир Христов и соделавшись дщерью этого мира, обновилась юностью духовной и опытно ведаешь Царство Христово. В тебе уже укрощены страсти благодатной силой управляющего тобой Всадника: естественные твои свойства не могут нарушать своих естественных законов, не могут переходить и преображаться в необузданные страсти! Заимствуя от Господа все мысли, все ощущения, всю деятельностью твою, ты можешь и обязана поведать имя Господне братии твоей, посреди церкви воспеть Господа[315]. Ты, как рожденная Святым Духом и дщерь Духа, способна созерцать духовное шествие Царя твоего, способна созерцать праведность Царя твоего. Он кроток и смирен сердцем[316], и наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим[317]. Бог наш – Дух, несравнимый ни с каким сотворенным духом, как во всех отношениях бесконечно отличающийся от всех тварей: святые сотворенные духи суть Его престолы и колесницы. Он восседает и шествует на Херувимах; Он восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорили Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святый град Божий и вводя в него святые души. Осанна в вышних! Благословен Грядый, Царь Израилев. Аминь.