Вы здесь

Собрание творений. Толкование на Четвероевангелие. Глава б (преподобный Ефрем Сирин, 2017)

Глава б


Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: Возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: блаженны нищие в духе своем (ср.: Лк. 6, 20; Мф. 5, 1-3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И чтобы не отрекались от самой бедности, добавляет: Блаженны кроткие (Мф. 5, 5). Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего (ср.: Чис. 12, 3), на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем (ср.: Ис. 66, 2). Также вспомни, Господи, Давида и всю кротость его (ср.: Пс. 131, 1), научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29), блажен, кто алчет и жаждет правды (ср.: Мф. 5, 6), как и в другом месте говорит Писание: Не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, чтобы слышать слово Господа (ср.: Ис. 49, 10; Пс. 41, 3; 62, 2). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: Сердце чистое сотвори во мне, Боже (ср.: Пс. 50, 12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (см.: Исх. 33, 18-23), Бога узрят. Блаженны чистые сердцем, потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. В сердце, — говорит, – все помыслы злые (ср.: Мк. 7, 21; Мф. 15, 18). Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут (ср.: Мф. 5, 4), как и там: Если с Ним терпим, с Ним и прославляемся (ср.: Рим. 8, 17). Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9), поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2, 14). И устроил мир, — говорит апостол, – Кровью Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле (ср.: Кол. 1, 20). И когда Господь посылал учеников Своих, сказал им: В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему (Лк. 10, 5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: Те, кто ходят духом Божиим, сыны Божии (ср.: Рим. 8, 14). Блаженны, которые изгнание терпят ради правды (ср.: Мф. 5, 10), как говорит в ином месте: Будут гнать вас и предадут вас (ср.: Лк. 21, 12), и те, кто хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение (ср.: 2 Тим. 3, 12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, ибо удостоились потерпеть бесчестие за имя Его (ср.: Деян. 5, 41), как Господь и заповедал им: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12), в тот день возрадуетесь (ср.: Лк. 6, 23).

Горе вам, богатые! (Лк. 6, 24). Заметь, что Господь не окончил Своей речи этим словом, чтобы не прилагали это изречение ко всем богатым. Подобно тому как, сказав: Блаженны нищие в духе своем (ср.: Мф. 5, 3), прибавкой в духе своем указал, что это слово не должно быть распространяемо на всех бедных, но, говоря: Горе вам, богатые, обозначил тех, которые ничего иного, кроме богатства, не ищут. Итак, блаженства не для того обещаны, чтобы их именем, как бы прекрасным покровом, прикрывали злое, но достаются тем, которые в совершенстве исполняют то, что в них содержится. Имена может присвоить себе всякий под каким угодно предлогом, но дело, обозначенное именем, свойственно тому, кто не хочет усвоить себе имя добродетели, которой не имеет. Итак, особые блаженства обещаны за особые дела, и особенные дары – особым людям, подвигом готовящим себе награду. Предвозвещены и воздаяние, какое следует за добрыми делами, и наказание, которое следует за преступлением. Как содействием солнца и глаза созерцается все видимое, что есть на небе и на земле, так и Животворец Бог есть Свет живых, и когда приобщается уму человека, то устремляет его к познанию таинств, приводит к бездне премудрости, объявляет ему сокровенное. Потому вы свет мира (Мф. 5, 14) и вы соль земли (Мф. 5, 13).

Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: Я не пришел нарушить закон или пророков, но исполнить (ср.: Мф. 5, 17). Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, показывает, говоря: Вот, мы восходим в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне (ср.: Лк. 18, 31). А о недостатках сказал: Древнее прошло (2 Кор. 5, 17). Тем же, которые крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет (Лк. 16, 17), всякий, кто нарушит одну из заповедей… (ср.: Мф. 5, 19), то есть одну из заповедей Нового Завета.

Кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую (ср.: Мф. 5, 39). Этим утверждает, что сказанное древним изречение: Удар за удар (ср.: Исх. 21, 23-25) – несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Итак, тем сказано было: Не убивай (Исх. 20, 13), вам же: Не гневайся (ср.: Мф. 5, 22); тем: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14), а вам: Не вожделей (ср.: Мф. 5, 28); там: Зуб за зуб (Исх. 21, 24; Лев. 24, 20; Втор. 19, 21), а здесь: Кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую (ср.: Мф. 5, 39). И иным образом тому же учит: Если ты хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примириться (ср.: Мф. 5, 23-24), что сказал для того, чтобы никто не сомневался, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников.

Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф. 5, 20). Поскольку, если закон повелевает: Не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным (ср.: Лев. 19, 9-10), если это сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, которым Господь сказал: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20)? Вы слышали, что сказано: не убивай, ибо кто убивает, подлежит суду. А Я говорю вам: кто говорит брату своему: безумный… (ср.: Мф. 5, 21-22). Потому что это имя безумный также оскорбляет человека по причине выражаемого им пренебрежения. Человек, хотя и простой, понимает течение времени, мудрый же понимает течение помыслов. Итак, совершенных хотел привести к совершенным, то есть совершенных – к ангелам. У Господа праведники виновны, чтобы и сами признавали себя виновными друг перед другом. Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы тот властвовал над желанием, как и Бог, имеющий это по самой Своей природе. И примет, как и Бог, хотя уже всем владел по природе, однако свободно подверг Себя изменчивостям человеческой жизни.

Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй. А Я говорю вам: кто смотрит и вожделеет, тот прелюбодействует (ср.: Мф. 5, 27-28). И так как были такие, которые любили богатство, роскошь, удовольствия и слова, возбуждающие на злое, то Господь сказал: Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя… (ср.: Мф. 5, 29-30). Ибо если повелевает тебе это относительно самых членов, то почему ты щадишь богатство, или удовольствия, или слова худые, что все легко можно удалить от себя?[31] Ведь если отсечением члена ты удаляешь от себя ссоры, злословие и вражду, то почему не отсекаешь языка своего, коль скоро, отсекши один этот член, ты необходимо достигаешь покоя от всех зол? Или ты худо сделал, или неправильно понял, или напрасно не отсек члена, или неразумно принял заповедь. Именно тем, что не искалечил себя, ты и изобличен в том, что сделал худое, ибо не отсек члена, потому что боялся страдания и хотел лучше нарушить заповедь, чем погубить член.

Посмотрим же, прекращаются ли хулы вместе с отсечением языка. Если прекращаются, то худо делают те, которые не отсекают. Если не прекращаются, то худо уразумели заповедь те, которые отсекли. Или каким образом Господь заповедал бы отсекать члены, которые погибают, когда бывают отсечены, если самое влечение ко злу не истребляется этим? Итак, должно отсекать не члены, которые соединила Божественная воля, но злые помыслы, которые сплетает свобода. Этими словами Господь учит нас тому, сколь много нам должно бороться, чтобы не быть побежденными, как и в ином месте говорит: Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил. 2, 13). Ибо для упомянутого в Евангелии богатого юноши (см.: Мф. 19, 16; Мк. 10, 21; Лк. 18, 22) богатство было его «правым глазом», который его соблазнял и которого он не вырвал и не бросил от себя. И для Ирода его «правой рукой» была Иродиада, однако того, чтобы он отсек и бросил от себя эту мерзкую руку, не случилось, так что вместо этой руки он отсек и выбросил святую главу Иоанна Крестителя (см.: Мф. 14, 10; Мк. 6, 28; Лк. 9, 9).

Симон же отсек и бросил от себя все члены ветхого человека, чтобы не соблазняли его. Вот, — говорит он, – мы оставили все (ср.: Мф. 19, 27). Итак, когда слышишь: Все, знай, что они оставили не глаза, не уши и не нос ветхого человека, которых они не вырывали и не бросили от себя. Глазом Господь называет вожделение, которое происходит при помощи глаза, ушами — клевету и так далее в отдельности. И апостол подобным же образом говорит: Итак, умертвите тела ваши, то есть блуд (ср.: Кол. 3, 5). Правый глаз означает также любовь, так как человек возгорается любовью к женщине, когда видит ее, и потому слова эти пользуются общим употреблением. Далее, рукой назвал заботу о пропитании, а ногой – поспешность ко злу. Но о языке Милостивый умолчал, без сомнения потому, что в теле нет двух языков. Кроме того, умолчав о языке, Господь тем самым подал людям пример молчания, то есть сказал о языке и против злоупотребления им.

Кто говорит брату своему: пустой или глупый (ср.: Мф. 5, 22). Заметь, что не так воздается тебе, как ты разделяешь. Ибо если скажешь прелюбодею: «Прелюбодей», то ни тебе нет за то никакой награды, и он не потерпит большего наказания, чем заслуживает. Если же прелюбодей приложит внимание к тому, что сказано о нем, то наследует двойное, вместо того, что было прежде; на тебя же придет то, что говорит Писание: «Пусть будет ему так, как он хотел сделать брату своему». Ибо правда, по которой ты спешишь воздать ему то, что он заслуживает, не медлит и не понерадеет воздать также и тебе то, чего ты заслуживаешь[32].

Таким образом и человекоубийство того, кто ложно подвергается порицанию за человекоубийство, падает на порицающего, как и прелюбодейство оклеветанного падает на клеветника. Прелюбодейством названо идолослужение народа. Потому не будет не соответственным также и клевету ложно обвиняющего в прелюбодеянии назвать прелюбодеянием, так как и он отступил от истины. Исследуй это и пойми, что все это во всех отношениях одно и то же. Итак, бывает время, когда сатана вводит человека в нечестие через один из членов его и возбуждает его ко злу, и бывает время, когда устами других ложно бросает в человека одно из позорных названий и оскверняет его; так самого клевещущего подстрекает к укоризнам, слушающих же располагает верить им.

Вы слышали, что сказано: око за око… А Я говорю вам: не противься злому (Мф. 5, 38-39).

То есть когда исполнилось время, которое назначено было для питания молоком, тогда возвещена твердая пища (см.: 1 Кор. 3, 1; Евр. 5, 12-14). Ибо сначала учреждены были времена отмщения, так как сперва надлежало отделить их от зла, когда же правда исполнила свой долг, то милосердие и благодать тоже показывают свое дело. Око за око — дело правды, а кто ударяет тебя в одну щеку… обрати к нему и другую (ср.: Мф. 5, 39) – дело благодати. И поскольку обе[33] в том, что предложили для вкушения, образовали одно непрерывное целое, то через оба завета и излились на нас. Первый завет для умилостивления убивал животных, так как правда не допускала, чтобы один человек умирал за другого; второй же завет устроен Кровью Того Человека, Который по Своей благодати Самого Себя отдал за всех. Итак, один был началом, а другой – концом, поскольку то, что имеет начало и конец, совершенно. Кому недостает разумения мудрости, тому начало и конец кажутся различными и отделенными друг от друга, но для исследующего правильно они составляют одно.

Конец ознакомительного фрагмента.