Вы здесь

Собрание творений. Домостроительство спасения. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (преподобный Ефрем Сирин, 2017)

Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа


Нива веселит нас жатвой, виноградник – плодами для вкушения, а Писание – животворным учением. Но жатва на ниве бывает в одно время года и в одно время года в винограднике собирается виноград, – Писание же, всегда читаемое, всегда источает животворное учение. Нива по окончании жатвы не то уже, чем была прежде; виноградник по обирании винограда теряет свою цену, – в Писании же ежедневно собирай жатву, и класы в нем для толкователей не оскудевают; ежедневно собирай виноград: грозды обретаемого в нем упования не истощаются.

Итак, приблизимся к этой ниве, насладимся и произрастающим на этих животворных браздах, пожнем на ней класы жизни – словеса Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего ученикам Своим: Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во славе Своей. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую… и преобразился пред ними, и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 16, 28–17, 2).

О тех самых сказал, что не вкусят смерти, пока не увидят образа пришествия Его, которых, взяв, возвел на гору и которым показал, каким образом придет в последний день во славе Своего Божества и в теле Своего человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, Кто Сын и Чей Сын. Ибо когда спросил их: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? – они отвечали ему: Одни… за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков (Мф. 16, 13–14). Потому возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия – но Бог Илиин, и не Иеремия – но освятивший Иеремию во чреве матернем, и не один из пророков – но Господь пророков, пославший их. Показывает им, что Он – Творец неба и земли, что Он – Господь живых и мертвых, потому что повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея.

Возвел их на гору, чтобы показать им, что Он – Сын Божий, прежде веков рожденный от Отца и на последок дней воплотившийся от Девы, родившийся только Ему ведомым образом, бессеменно и неизреченно, сохранивший девство [Своей Матери] нерастленным. Ибо там, где хочет этого Бог, побеждается чин естества. В саму утробу Девы вселился Бог Слово, и огонь Божества Его не попалил членов Девического тела, но сохранял их в продолжение девятимесячного времени. Вселился в саму утробу Девы, не возгнушавшись гнилостью естества, – и из нее произошел воплощенный Бог, чтобы спасти нас.

Возвел их на гору, чтобы показать им славу Божества и дать им знать, что Он – Искупитель Израиля, как объявил через пророков, и чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека и не разумели, что Он – Бог; знали Его как Сына Мариина, как человека, жившего с ними в мире. И на горе Он дал им разуметь, что Он – Сын Божий и Бог. Видели, что Он вкушал и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот, все же это приличествовало не Божественному естеству Его, а только человечеству. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он – Сын Божий и Бог.

Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему добровольно во спасение миру.

Возвел их на гору и показал им славу Божества Своего прежде воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой приял Он славу сию, не как нуждавшийся в славе, но что прежде веков принадлежала Ему слава с Отцом и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: Отче, прославь Меня… славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ин. 17, 5).

И эту славу Божества Своего, невидимую и сокровенную в человечестве, Он показал апостолам на горе. Они видели лицо Его блистающим, подобно молнии, и одежды Его белыми, как свет. Два солнца увидели ученики: одно на небе – обыкновенное, а другое – необыкновенное; одно – видимое ими и озаряющее мир на тверди, другое – им одним являющее лицо Свое. Одежды же Свои показал белыми, как свет, потому что из всего тела Его истекала слава Божества Его и во всех членах Его сиял свет Его. Не как у Моисея – не одна внешность плоти Его просияла благолепием, но из Него изливалась слава Божества Его, из Него восходил свет Его и в Нем сосредоточивался; не переходил от Него на что-либо другое, оставляя Его, не со стороны приходил к Нему, чтобы украсить Его, и не был для Него заимствованным. Но не всю пучину славы Своей показал Он им, а в какой мере могли вместить зеницы очей их.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). Беседа их с Ним была следующая: они свидетельствовали Ему благодарение, что пришествием Его исполнились слова их и всех пророков. Воздавали Ему поклонение за спасение, какое соделал миру, то есть человеческому роду, и за то, что исполнил самим делом тайну, которую описывали они.

В том восшествии на гору была радость пророкам и апостолам. Радовались пророки, увидев Его человечество, которого не знали, радовались апостолы, увидев славу Его Божества, Которого не разумели. И, услышав глас Отца, свидетельствующий о Сыне, познали из этого Его вочеловечение, которое было для них не ясно. А вместе с гласом Отца уверяла их в этом явившаяся слава тела Его от неизменно и неслиянно соединенного с Ним Божества. И запечатлелось свидетельство троих гласом Отца, а также Моисеем и Илией, которые предстояли Ему, как рабы.

И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга: началовожди Завета Ветхого – началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона. Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял кущи, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна; восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени. Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам – Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его.

Петр сказал: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17, 4). Что говоришь ты, Симон? Если здесь останемся, кто исполнит слово пророков? Кто запечатлеет вещание проповедников? Кто совершит таинства праведных? Если здесь останемся, на ком исполнится сказанное: Пронзили руки Мои и ноги Мои (ср.: Пс. 21, 17)? Кому будет приличествовать это: Делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий (ср.: Пс. 21, 19)? С кем сбудется это: Дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (ср.: Пс. 68, 22)? Кто подтвердит это: В мертвых свободь (Пс. 87, 6)? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все то, что сказал Я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи Царства Небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останемся, без исполнения останется все сказанное пророками.

Еще сказал Петр: Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4). Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит кущи на горе, потому что все еще по-человечески смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илией. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его куще, потому что Он отцам его в пустыне в продолжение сорока лет творил сень облачную, ибо, когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их (Мф. 17, 5). Видишь, Симон, кущу, устроенную без труда, кущу, которая преграждает зной и не производит тени, кущу, которая молниеносна и светла?

Когда ученики дивились, услышан был из облака глас, от Отца говорящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5). После гласа от Отца Моисей возвратился в место свое, и Илия возвратился в область свою, и апостолы пали лицом на землю; Иисус же стоял один, потому что на Нем одном исполнился тот глас. Бежали пророки, пали на землю апостолы, ибо не на них исполнялся глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Отец учил их, что Домостроительство Моисеево исполнено и они должны слушать Сына, потому что Моисей, как раб, говорил, что было повелено, и проповедовал, что было ему сказано. Так же говорили и пророки, пока не пришел Примиритель (Быт. 49, 10), то есть Иисус, Который есть Сын, а не домочадец, Господь, а не раб, Властитель, а не подвластный, Законодатель, а не подчиненный закону. По Божескому естеству Сей есть Сын Мой Возлюбленный.

Что было еще не ясно для апостолов, то Отец открыл им на горе. Сущий провозвещает Сущего, Отец объявляет Сына. При сем гласе апостолы пали лицом на землю, потому что страшный был этот гром и от гласа его поколебалась земля – и они пали на землю. Глас показал им, что близок Отец, а Сын воззвал их Своим гласом и воздвиг их. Как глас Отца поверг их, так воздвиг их глас Сына силой Божества Его, Которое вселялось в самой плоти Его и неизменно соединено с ней, почему Божество и плоть пребывают в одной Ипостаси и в одном Лице нераздельно и неслиянно. Не как Моисей благолепен Он был по внешности, но как Бог сиял славой. У Моисея благолепие было лишь на лице, а Иисус во всем Своем теле, как солнце лучами своими, сиял славой Божества Своего.

И Отец воззвал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте, – воззвал о Сыне, не отлученном от славы Божества. Ибо Отец и Сын со Святым Духом – одно естество, одна сила, одна сущность и одно Царство. И к одному вещал под невысоким именем, но в страшной славе. И Мария называла Его Сыном, по человеческому телу не отлученным от славы Его Божества. Ибо один есть Бог, явившийся в мир в теле. Слава Его возвещала о Божеском естестве, которое от Отца, и тело Его возвещало о человеческом естестве, которое от Марии; оба же естества сошлись и соединились в одной Ипостаси. Единственный от Отца – единородный и от Марии. И кто разделяет в Нем естества, тот отделен будет от Царства Его, а кто сливает их, тот не лишен будет жизни Его. Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его, и кто отрицает, что носил Он безгрешную плоть, тот не получит спасения и жизни, даруемой через тело Его. Сами дела свидетельствуют и Божеские силы Его научают рассудительных, что Он – истинный Бог. А страдания Его показывают, что Он – истинный человек.

И если слабые разумением не удостоверяются, то понесут за это наказание в страшный день Его. Если Он не был плотью, то для чего выведена на среду Мария? И если Он не Бог, то кого Гавриил именует Господом? Если не был плотью, кто возлежал в яслях? И если не Бог, кого славили снисшедшие ангелы? Если не был плотью, кто обвит был пеленами? И если не Бог, кому поклонялись пастыри? Если не был плотью, кого обрезал Иосиф? И если не Бог, в честь кого шла по небу звезда? Если не был плотью, кого Мария питала Своим млеком? И если не Бог, кому волхвы принесли дары? Если не был плотью, кого носил в объятиях Симеон? А если не Бог, кому говорил он: «Отпусти меня с миром»? Если не был плотью, кого взял Иосиф, бежав в Египет? И если не Бог, на ком исполнилось сказанное: Из Египта вызвал Сына Моего (Ос. 11, 1)? Если не был плотью, кого крестил Иоанн? И если не Бог, кому Отец говорил с неба: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 17, 5)? Если не был плотью, кто взалкал и жаждал в пустыне? И если не Бог, кому служили снисшедшие ангелы? Если не был плотью, кто зван был на брак в Кане Галилейской? И если не Бог, кто превратил воду в вино? Если не был плотью, у кого на руках положены были хлебы? И если не Бог, кто в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами напитал многие тысячи кроме жен и детей? Если не был плотью, кто спал на корабле? И если не Бог, кто запретил ветрам и морю? Если не был плотью, с кем вкушал Симеон фарисей? И если не Бог, кто отпустил прегрешения грешницы? Если не был плотью, кто сидел у кладезя, утомившись в пути? И если не Бог, кто самарянке дал воду живую и обличил ее, что имела пять мужей? Если не был плотью, кто носил человеческие одежды? И если не Бог, кто творил силы и чудеса? Если не был плотью, кто плюнул на землю и сотворил брение? И если не Бог, кто брением дал прозрение очам? Если не был плотью, кто плакал на гробе Лазаря?

И если не Бог, кто повелительно заставил выйти из гроба четверодневного мертвеца? Если не был плотью, кто восседал на жребяти? И если не Бог, кому во сретение со славой выходили толпы народа? Если не был плотью, кого взяли иудеи? И если не Бог, кто повелел земле и поверг их ниц? Если не был плотью, кто был заушаем? И если не Бог, кто исцелил и снова утвердил на своем месте урезанное Петром ухо? Если не был плотью, кто на лицо свое принимал заплевание? И если не Бог, кто в лицо апостолам вдунул Духа Святого? Если не был плотью, кто предстоял на суде Пилату? И если не Бог, кто устрашил во сне жену Пилатову? Если не был плотью, с кого воины совлекли одежды и разделили их? И если не Бог, почему при Кресте затмилось солнце? Если не был плотью, кто распят был на Кресте? И если не Бог, кто поколебал землю в основаниях? Если не был плотью, у кого руки и ноги пригвождены были гвоздями? И если не Бог, отчего раздралась завеса церковная, рассеялись камни, отверзлись гробы? Если не был плотью, кто воззвал: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46). И если не Бог, кто сказал: Отче! прости им (Лк. 23, 34)? Если не был плотью, кто был распят на Кресте с разбойниками? И если не Бог, кто сказал разбойнику: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43)? Если не был плотью, кому подавали уксус и желчь? И если не Бог, чей глас услышал ад и содрогнулся? Если не был плотью, у кого ребра пронзены копьем и текла кровь и вода? И если не Бог, кто сокрушил врата ада и расторг узы, по чьему повелению вышли заключенные мертвецы? Если не был плотью, кого апостолы видели в гробнице? И если не Бог, как вошел в затворенные двери? Если не был плотью, у кого осязал Фома язвы гвоздинные на руках и язву от копья в ребрах? И если не Бог, к кому воззвал Фома: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28)? Если не был плотью, кто вкушал на море Тивериадском? И если не Бог, по чьему повелению наполнилась мрежа? Если не был плотью, кого апостолы и ангелы видели восходящим на небо? И если не Бог, для кого отверзлось небо, кому с трепетом поклонялись силы, к кому вещал Отец: Седи одесную Меня (Евр. 1, 13), как говорит и Давид: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1)? Если Он не Бог и человек, то ложно спасение наше, ложны и вещания пророков!

Но в истине пребыли пророки, и не лживы их свидетельства. Что повелено им было, то и глаголал через них Дух Святой. Потому-то и непорочный Иоанн, припадший к персям Пламени, в подтверждение пророческих изречений богословствуя в Евангелии, научил нас, говоря: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало бытьИ Слово стало плотью, и обитало с нами (Ин. 1, 1, 3, 14). Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца Единородный Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущего, Предвечное Слово, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно – Сей Самый в последок дней рождается от Дщери человеческой, от Марии Девы без отца, рождается Бог воплощенный, понесши на Себе от Нее заимствованную плоть, соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. И Он есть Христос, Сын Божий, Единородный от Отца и Единородный от Матери.

Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, в двух естествах, ипостасно, или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно и неизменно, облекшимся в плоть, одушевленную словесной и разумной душой, и соделавшимся нам подобострастным во всем, кроме одного греха. Один и Тот же есть земной и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, подверженный страданиям и бессмертный, Бог и человек, в том и другом совершенный, один в двух естествах и в двух один.

Одно Лицо Отца, и одно Лицо Сына, и одно Лицо Духа Святого, одно Божество, одна сила, одно Царство в трех Лицах. Так славим Святую Единицу в Троице и Святую Троицу в Единице. После того как Отец воззвал с неба: Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте, приняла это Святая

Божия Вселенская Церковь. Во имя Святой Троицы крестит она в жизнь вечную, Ее святит равночестием, Ее исповедует нераздельно, неотлучно, Ей покланяется непогрешительно, Ее исповедует и прославляет. Сей Триипостасной Единице, Отцу и Сыну и Святому Духу, подобают слава, благодарение, честь, держава, величие, ныне и всегда и во веки веков! Аминь.