Вы здесь

Собрание проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова. О собрании проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова (Е. Н. Викторова, 2016)

© Викторова Е. Н., Сергеенко И. Н., составление, 2016

© Викторова Е. Н., Кострюков А. А., предисловие, 2016

© Кострюков А. А., примечания, 2016

© Русский фонд содействия образованию и науке, 2016

* * *

О собрании проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Данное издание представляет собой впервые собранные воедино проповеди известного московского пастыря, протоиерея Валентина Амфитеатрова, известного подвижника благочестия конца XIX – начала ХХ веков.

Протоиерей Валентин Николаевич Амфитеатров принадлежал к известной в России семье, давшей Отечеству целый ряд известных пастырей и служителей на ниве духовного просвещения. Эта фамилия известна, прежде всего, благодаря митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету, ныне прославленному в лике святых. «Так детски чист и прост был этот добрейший человек, что всякая мелочь из воспоминаний о нем наполняет душу приятнейшую теплотою настоящего добра, которое как будто с ним родилось, жило с ним и… с ним умерло» – писал о митрополите Филарете Н. С. Лесков в своих бессмертных «Мелочах архиерейской жизни»[1].

Последующие поколения Амфитеатровых также оставили о себе память. Среди них следует упомянуть племянников святителя Филарета: Антония, архиепископа Казанского и Свияжского; Якова Косьмича Амфитеатрова – профессора Киевской духовной академии; Егора Васильевича Амфитеатрова – профессора Московской духовной академии.

Протоиерей Валентин Амфитеатров стал достойным продолжателем этого рода.

Его жизнь и служение пришлись на годы, когда страна, по форме православная, стремительно теряла свою духовность. «Что такое у нас за религия? – писал А. В. Кошелев И. С. Аксакову, – Запрятали ее в какой-то угол, там засвечиваем перед нею лампаду. А целый день живем, как будто еще Спаситель не являлся на земле»[2]. И это только одно из множества свидетельств. В конце XIX – начале ХХ вв. русские писатели, мыслители, философы, священники уже били в набат, предупреждая, что вера в народе теряется, что страну ждет катастрофа.

Но наблюдалась еще одна тенденция. Современники отмечали, что в те годы жили и настоящие святые, достаточно вспомнить протоиерея Иоанна Кронштадтского. Более того, по словам митрополита Вениамина (Федченкова), «почти в каждой губернии были свои маленькие «кронштадтские»»[3].

Одним из таких пастырей стал и московский протоиерей Валентин Амфитеатров. К сожалению, об этом человеке написано не так много. Первым автором его жизнеописания стала духовная дочь протоиерея Валентина Амфитеатрова Анна Ивановна Зерцалова, расстрелянная большевиками в 1937 г. и причисленная Русской Церковью к лику святых. Именно ей принадлежит наиболее известная книга о протоиерее В. Амфитеатрове «Подвижник веры и благочестия протоиерей Валентин Амфитеатров». Анне Зерцаловой принадлежат и другие труды, посвященные жизни и деятельности протоиерея[4]. Составленное Анной Зерцаловой жизнеописание легло в основу других работ, посвященных жизни отца Валентина[5]. Однако вне всякого сомнения, что большие исследования различных аспектов его деятельности – дело будущего.

Родился Валентин Николаевич Амфитеатров 1 сентября 1836 года[6] в семье священника Николая Амфитеатрова, племянника святителя Филарета Киевского, в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Его мать была также из священнического рода. В 1847 году Валентин Николаевич поступает в духовную семинарию, в 1854 году – в Московскую духовную академию, по окончании которой, академическое правление направляет его инспектором и учителем Калужского духовного училища. Через год Валентин Николаевич переводится в Калужскую духовную семинарию учителем всеобщей и русской истории и греческого языка. В 1860 году Валентин Николаевич сочетается браком с дочерью протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова – Елизаветой Ивановной Чупровой. Вскоре после венчания архиепископ Тульский Алексей (Ржаницын) рукоположил его во пресвитера в Благовещенской церкви г. Калуги. Ревностное служение молодого священника не осталось без внимания духовных властей. В 1866 году епископ Калужский Григорий (Миткевич) возвел отца Валентина в сан протоиерея.

В течение двенадцати лет жизнь отца Валентина и его супруги была кочевой. Духовное начальство часто перемещало священника по городам Калужской, Тульской и Московской губернии как имеющего репутацию просвещенного пастыря и хорошего администратора. В 1874 году Духовная консистория по ходатайству святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского назначила протоиерея Валентина Амфитеатрова настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, расположенного в Тайницком саду у Кремлевской стены. Отец Валентин с радостью принял это предложение, тем более, что в этом храме находилась почитаемая народом святыня – образ Божией Матери «Нечаянная Радость». При этом постоянных прихожан в церкви было немного. Именно с восстановления почитания этого образа и началось возрождение храма. Икона была поставлена на видное место и перед ней стали ежедневно совершаться молебны. Вскоре в храм хлынуло множество православных христиан. Не только в праздники, но и в будни церковь была переполнена. Через некоторое время москвичи дали храму второе название – «Нечаянная радость».

Отец Валентин привлекал людей не только своей добротой и пастырским даром, но и высоким уровнем образования. Академию он окончил со степенью кандидата богословия, имел склонность к изучению иностранных языков. По словам мученицы Анны Зерцаловой, помимо изучаемых в семинарии и академии древних языков он впоследствии самостоятельно изучил «до десяти новых языков»[7].

Им прочитывалась масса научных трудов, он хорошо знал светскую литературу. Через всю жизнь протоиерей Валентин пронес любовь к книгам и в конце жизни, уже будучи слепым, перебирая корешки книг, называл их своими друзьями. Разносторонние познания и духовные дарования позволяли отцу Валентину находить язык с людьми самых разных сословий, как верующих, так и далеких от веры. «Он необыкновенно легко понимал душевное состояние к нему обращавшихся, – писал В. Н. Зверев, – часто затруднявшихся даже высказать, и, к смущению таковых, часто отвечал на даже еще не поставленные вопросы. По своей природной деликатности отец Валентин старался, чтобы это было возможно менее заметно, но у всех, с ним соприкасавшихся, составлялось убеждение, что от отца Валентина и его проницательности ничего утаенным остаться не может»[8]. Уже в храме свв. Константина и Елены обратил на себя внимание дар его проповеднического слова. Живая речь поучений и наставлений всегда находила отклик в душах слушателей.

В своих проповедях о. Валентин постоянно говорил о самосовершенствовании, об искоренении страстей. Он настаивал, что без смирения, терпения и любви нельзя стать истинным христианином. «Всех любишь? Всех прощаешь?», – постоянно спрашивал он на исповеди.

Восемнадцать лет один, без диакона, прослужил отец Валентин в храме свв. Константина и Елены. В 1892 г. он был переведен настоятелем Архангельского собора Московского Кремля. Не сразу привык протоиерей к новому месту служения. Все здесь было иначе, чем в храме «Нечаянная Радость». Величественный и строгий собор с гробницами царей и князей посещался паломниками и иностранцами-туристами, но своих прихожан почти не имел. Большие усилия потребовались отцу Валентину для обновления и благоустройства храма. И в скором времени собор наполнился людьми.

Именно в Архангельским соборе раскрылся проповеднический дар отца Валентина. Он не оставлял ни одного воскресенья или праздника без проповеди, а Великим постом по субботам говорил поучения готовящимся к причастию. Мученица Анна Зерцалова вспоминала: «Проповеди говорил батюшка очень часто: в воскресенье после Литургии; по субботам Великим постом – причастникам, и на всенощной под большие праздники. Чудные проповеди говорил батюшка. Это была такая живая речь поучения и наставления, такая мольба о покаянии и исправлении, такая красота выражений, что великое умиление и потрясение охватывало души слышавших. Многие получали в проповедях ответы на свои мысли, недоумения и замешательства, многим ясно раскрывалось, как им поступить в их затруднительных случаях и обстоятельствах»[9].

Отец Валентин говорил о вечных истинах веры, учил пасомых главным христианским добродетелям. Часто основным предметом беседы были Евангельские события. О. Валентин умел говорить образно и живо. Слушателям порой казалось, будто они сами являются участниками тех событий. Пастырь стремился, чтобы проповедуемые им истины стали близки и понятны слушателям. Отец Валентин воздействовал не только на ум, но главное на сердца и показывал, что нравственные и религиозные вопросы, волнующие людей, как и во времена зарождения христианства, так и ныне одинаковы. Именно этим объясняется, почему проповеди отца Валентина понятны и современным читателям.

Самоотверженные труды подорвали здоровье отца Валентина, хотя он продолжал служить. В 1902 году отец Валентин полностью ослеп, и ему пришлось уйти на покой. Большой скорбью для пастыря стала невозможность совершать богослужения. Но протоиерей Валентин не сдался. До последнего дня своей жизни он продолжал принимать шедших к нему людей, помогая кому советом, кому наставлением.

20 июля 1908 года отца Валентина не стало. Согласно его завещанию, он был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своей супругой. Будучи человеком скромным, он завещал похоронить себя без почестей и речей. «Не было почестей и пышного катафалка, но огромное стечение народа лучше всего свидетельствовало о значении жизненного подвига батюшки», – вспоминала Анна Зерцалова[10].

Посмертное почитание протоиерея Валентина началось сразу после его смерти. Незадолго до своего ухода в вечность отец Валентин завещал своей пастве: «Когда умру, идите на мою могилу и поведайте мне свои беды и желания. Я услышу Вас. Если кто даже за версту от моей могилки обратится ко мне, то и к тому я отзовусь»[11]. А потому неудивительно, что к могиле праведника люди ходят и поныне.

После смерти протоирея Валентина остался обширный архив рукописей. Дочери отца Валентина, Любовь Валентиновна Викторова и Вера Валентиновна Амфитеатрова, взяли на себя труд по изданию его проповедей. Ими было издано четыре сборника. Первый сборник «Духовные беседы» был издан в 1909 году к годовщине со дня кончины пастыря. В следующем году, в 1910, изданы еще два сборника – «Воскресные Евангелия. Сборник проповедей» и «Великий пост. Духовные поучения». В 1911 году ими издан четвертый сборник: «Духовные поучения». Пятый сборник «Духовные поучения. Проповеди прот. В. Н. Амфитеатрова, бывшего настоятеля придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей» был издан в 1916 году Анной Зерцаловой. Все эти сборники переиздавались отдельными книгами в конце 1990-х годов и в начале нынешнего столетия. Их перечень дан в разделе «Библиография». На сегодняшний день эти издания разошлись и их уже не найти на полках книжных магазинов. Это и побудило предпринять труд по изданию данного собрания. Проповеди отца Валентина можно отнести к сокровищнице проповеднической литературы, и рассматриваемые в них вопросы остаются актуальными и на сегодняшний день. Каждый раз с амвона были слышны призывы искоренить зависть, жадность, лень, равнодушие. Пастырь учил хранить чистоту души и на собственном примере убеждал своих слушателей, что крепость веры и духовное очищение невозможны без милосердия, любви и реальных дел помощи ближнему.

Настоящее собрание полностью включает проповеди, входившие в четыре сборника, подготовленных дочерьми отца Валентина, и некоторые проповеди из сборника, изданного Анной Зерцаловой. Собрание состоит из 10 разделов и включает 202 проповеди. Проповеди различны по содержанию, объему и значимости. Часть из них имеет форму поучений, бесед или кратких слов.

Первый раздел «Воскресные Евангелия», включает в себя 39 проповедей из второго сборника, изданного дочерьми и переизданного в 1998 году. В разделе помещены проповеди, посвященные толкованию Евангельских зачал, читаемых в воскресные дни за Литургией[12]. Каждую проповедь предваряет текст данного Евангельского зачала, как это сделано в издании 1998 года. Это позволяет читателю самостоятельно прочитать текст, не отвлекаясь на его поиски в Евангелии, и более осознано вникнуть в смысл проповеди. Кроме того, составители данного собрания дали заглавие каждой проповеди, отражающее основную ее идею. Все эти проповеди направлены к одной цели – призвать людей к спасению души. Пастырь показывает, что жизнь человека в миру не является преградой для выполнения Евангельских заповедей и учит, как они должны выполняться в человеческих взаимоотношениях – в семье, в обществе. Он обращает внимание на основные пороки как личного, так и общественного характера и стремится указать пути к достижению нравственного христианского совершенства. Проповеди конкретны, написаны доступным языком, легко читаются и воспринимаются современным читателем. Раздел начинается проповедью на вторую неделю по Пасхе – апостола Фомы и до Пятидесятницы, далее слова, сказанные в день Пятидесятницы и в тридцать два последующих воскресных дня до наступления подготовительного периода к Великому посту. Последняя проповедь этого раздела сказана в неделю о Закхее, которая предшествует подготовительным неделям к Великому посту и началу Постной Триоди.

Второй раздел «Слова и поучения в преддверии Великого поста» включает 6 проповедей. В начале помещены проповеди, сказанные в неделю Просвещения и в неделю по Просвещении. Именно с праздника Крещения Господня, который называют еще днем Просвещения, в церковных богослужениях начинают звучать покаянные молитвы. Также сюда вошли проповеди, сказанные в подготовительные недели, предшествующие Великому посту. Это «Слово в неделю Мытаря и Фарисея», «Слово в неделю о блудном сыне», «Слово в неделю о Страшном суде». Завершает этот подготовительный период «Слово в неделю сыропустную».

Третий раздел «Великий пост» включает полностью 63 поучения пастыря, опубликованных в третьем предреволюционном издании, а также в сборнике «О кресте Твоем веселящеся». В дни Великого поста отец Валентин неутомимо проповедовал. В этом разделе мы найдем поучения, произнесенные перед началом Великого поста, в среду первой седмицы, поучение о значении Ефимонов, поучение на Крестопоклонной неделе, поучения в среду и в пятницу пятой седмицы поста. В Страстную седмицу па стырь вновь обращается к слушателям с мольбой о покаянии, убеждает отринуть в эти великие дни все житейские заботы, сострадать Христу.

На протяжении всего Великого поста отец Валентин стремился донести до слушателей, как проводить пост, чтобы он был угоден Богу и полезен для души. Протоиерей говорил, что для этого необходимы незлобие души, кротость, уступчивость. Особенно важным проповедник считал отказ от тщеславного наружного поста. И, конечно, главное, к чему призывал пастырь, это покаяние. Проникновенны и скорбны слова, произнесенные в Великую пятницу, они не могут оставить равнодушными читателя: «Сегодня вся Церковь плачет и не хочет даже дать верующим Литургию. Она предъявляет сегодня верующим только Гроб и Крест. Стань, человек, над Плащаницей и Крестом! Скажи, что ты видишь, и – если ты в состоянии отчетливо отвечать – скажи, что ты чувствуешь? Посмотри на своего Спасителя! Посмотри, вот Жертва человеческих страстей. В угодность им вами Она умучена! Но посмотри! Вид Жертвы трогателен… Что же нам, братья, делать? «Покаяться», – говорит нам Евангелие, лежащее теперь на плащанице как завещание умершего Господа всем нам, оставшимся в живых»[13]. Завершает третий раздел 15 поучений, сказанных причастникам. В этих поучениях отец Валентин стремился донести до сознания слушателей значение Святого Причастия.

Четвертый раздел «Десять слов о Животворящем кресте Господнем». Проповеди данного раздела были включены дочерьми отца Валентина в первый сборник «Духовные беседы» 1909 г[14]. Эти проповеди протоиерей Валентин произносил в Архангельском соборе в 1897 году десять воскресных дней подряд. Пастырь продолжает размышлять о несении креста каждым из слушателей. Беседы о «Животворящем кресте Господнем» помогают ответить на вопросы, возникающие у каждого человека, о необходимости несения своего жизненного креста. «Крест Свой оставил нам Господь в доказательство, что Господь любит нас…Поэтому верующие люди не уклонялись от страданий. В безвинных страданиях они видели спасительное врачество от застарелой греховной болезни. С Креста распятый Врач души и телес, Иисус Христос, ищущий нашего спасения, посылает нам горькое и болезненное врачество. Но это не смертная отрава греха, но спасительное врачество, дающее облегчение душе сознательным чувством выздоровленья»[15].

Пятый раздел – «Духовные беседы»[16]. В этот раздел вошли семь воскресных бесед, произнесенных отцом Валентином в период с 1896 по 1902 гг. Протоиерей Валентин Амфитеатров произнес эти поучения, являясь участником воскресных бесед, устроенных благочинным соборных и придворных церквей протоиереем Н. В. Благоразумовым. Проповеди произносились ежегодно Великим постом каждым из соборных и придворных священников поочередно. Дочери отца Валентина писали: «Беседы эти, последняя из которых является и вообще последним словом, произнесенным в храме, писались им с особой тщательностью, и, как это известно близким к нему людям, он сам намерен был выпустить их в свет»[17]. Однако обстоятельства не позволили этот замысел воплотить в жизнь. Текст этих бесед наиболее совершенен как по содержанию, так и по изложению. Талант отца Валентина как проповедника в этих беседах раскрылся во всей полноте. Они изложены ясным простым языком. В беседах о Евангельских событиях, проповедник погружает читателя в то время, о котором говорится в Евангелии. Он показывает, что проблемы, волнующие людей в дни первого христианства присущи и нам. Те же страсти, те же человеческие слабости, те же грехи владеют ими. Последняя проповедь этого раздела была произнесена 31 марта 1902 года. Эта беседа «О проклятой смоковнице». В данном Евангельском событии показано чудо, совершенное нашим Спасителем. «Наш Спаситель взалкал. Он, подающий всем жизнь и радость, искал зрелого плода на внешне красивом дереве – и не нашел. И теперь, и всегда, и ныне и присно наш Спаситель алчет правды, добра, истины и духовной красоты. Он зрит и на нас грешных. Он, сердцевед, и в каждом из нас, сугубо одаренных силами и способностями духа, ищет плодов. Имеющим эти плоды веры Он обещает величайшую награду»[18]. Протоиерей Валентин напоминает, что Господь ждет от каждого плодов веры и имеющим эти плоды обещает великую награду.

Шестой раздел – «Поучения на послания апостола Павла». Проповеди этого раздела впервые увидели свет в сборнике «Духовные поучения» в 1911 г., который был переиздан в 2003 году под названием «Небесный дар любви». Из названных изданий в этот раздел включены только поучения на послания апостола Павла, их 25. Каждое поучение начинается с краткого стиха апостольского послания, которое является как бы эпиграфом, определяющим основную идею проповеди. В настоящем издании составители дали названия каждому поучению, чтобы читателю было удобнее ориентироваться, какое из них созвучно в данный момент состоянию его души. Поучения носят нравственно-назидательный характер.

Седьмой и восьмой разделы включают слова и поучения соответственно на Господские и Богородичные праздники. В этот раздел вошли проповеди, опубликованные в разных сборниках. Составители сочли возможным объединить их в соответствии с тематикой. В раздел «Господские праздники» входит 14 поучений, в раздел «Богородичные праздники» 10 поучений. Очень актуально «Поучение о наследстве», произнесенное в праздник Успения Божией Матери. В наше время часто мы слышим разговоры о вещественном наследстве. Порой это бывает одним из первых вопросов, когда сообщают о смерти того или иного человека. Проповедник напоминает нам, что «самое дорогое наследие для лиц, остающихся после нас – благочестие…Всего на свете дороже богатая всякими дарованиями благодать Божия – это наследие нетленное и дорогое, не по заслугам, а по Божией благости нам всем даруемое; всего на свете дороже Покров и заступление Божией Матери…»[19].

Девятый раздел «Слова и поучения в дни празднования памяти святых» включает 14 проповедей, опубликованных ранее в различных сборниках и собранных теперь воедино. Открывает раздел «Слово в день преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова», память которого Церковь отмечает 26 сентября. Три проповеди посвящены пророку Илии. Протоиерей Валентин Амфитеатров объяснял, почему этот почитаемый на Руси пророк мог противостоять агрессивному настрою большинства. «Откуда в святом Илии взялось такое изумительное мужество, такая смелая, благородная отвага – одному, одинокому, решиться на борьбу, можно сказать, с тысячами?!


Откуда? Пророк Божий смиренно дает ключ к решению этого вопроса. В своей уединенной молитве, свидетелем которой была его совесть и небо, он взывал: «Горе! Горе! Сыны Израилевы оставили Тебя, Господа Вседержителя, а я приложил свое усердие, ревностью поревновал». Эта любовь к Божиему закону, крепкая, как истина, в течение целой его жизни не давала ему покоя, постоянно его порывала, как воздух в пространство, на дело народной проповеди и заставляла презирать все опасности в неравной борьбе с нечестием и пороками»[20].

Проповеди, посвященные пророку Илии и еще три проповеди, отмеченные «**», в послереволюционный период не публиковались.

Десятый раздел – «Слова и поучения» включает 14 проповедей, собранных из различных сборников, посвященных церковным праздникам и сказанным на разные случаи. Шесть проповедей, отмеченных «**» в послереволюционный период не публиковались.

Вне всякого сомнения, проповеди, приведенные в настоящем собрании, помогут лучше понять духовный мир протоиерея Валентина, раскрыть его не только как пастыря, но и как богослова и мыслителя.