Часть первая
Цель выбрав благую
О том поразмыслив, что ждет впереди, цель выбрав благую, к ней прямо иди.
Блажен тот, кто нашел своё дело; пусть он не ищет другого блаженства. У него есть дело и цель жизни.
Счастлив тот, кто сможет связать конец своей жизни с её началом.
– Какая жизнь лучше всего?
– Когда это сверкающее и непрерывное достижение от юности до могилы.
Ничто так не делает жизнь легко переносимой, как деятельность, направленная к одной цели.
Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможит выжить в любой ситуации.
Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным существом явится он. Следовательно, не удовлетворение желаний – то, что обыкновенно называют счастьем, а цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья.
Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении мы двигаемся.
Хромой калека, идущий по верной дороге, может обогнать рысака, если тот бежит по неправильному пути. Даже более того, чем быстрее бежит рысак, раз сбившись с пути, тем дальше оставит его за собой калека.
Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет.
Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Кто не знает в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра.
Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна.
Ставь большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой цели много путей.
Цель должна быть большой. Хотя бы потому, чтобы не промахнуться.
Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы достигнутых.
Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низкие цели высшим.
Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможное.
Есть такое правило: для достижения олной сложной цели надо ставить другую – еще более сложную и тогда первоначальная покажется пустяком. Это один из постулатов искусства Ки Хаб, которому я обязан всем в своей жизни.
Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
Делайте в своей работе, в жизни только самое главное, иначе второстепенное, хотя и нужное, легко заполнит все ваше время, возьмет все силы, и до главного вы не дойдете.
Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
Люди в конце концов добиваются только того, что ставят своей целью. Поэтому, хотя бы их и ждала на первых порах неудача, им лучше целить выше.
Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям.
Не особые качества и таланты определяют нас, но то, какой выбор мы сделаем.
В желании выражается сущность человека.
Кто, как выбирает, и кто, что выбирает, тот то и есть.
Мы выбираем дорогу, но она нас ведёт.
Необходимо поставить себе определенную цель в жизни. Конечно, надо иметь достаточно здравого смысла, чтобы ставить себе задачи по силам.
Стремись в заоблачные выси, но стой при этом на земле.
В том то и дело, что взлетает тот, кто прочно стоит на земле.
В жизни можно сделать очень много, если не надорваться.
Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай.
Не берите выше своих сил. Берите по силам.
Нужно ставить маленькие рубежи, преодолевать их и жить дальше.
Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели.
Кто хочет достигнуть того, что желает, пусть желает достижимого.
Первым признаком политической мудрости всегда остается умение отказаться от недостижимого.
Господи! Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и не искал я великого и недостижимого для меня.
Когда мы правильно оцениваем нашу силу и совершенство, мы ясно видим, что мы должны делать для достижения нашей доброй цели. С другой стороны, зная наши недостатки и немощь, мы видим, чего должны избегать.
Ни в своей физической жизни, ни в жизни общественной человек не должен притязать на то, на что он не способен.
Не желай ничего невозможного.
Все, что я могу предложить, – это не пытаться достичь невозможного.
Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.
Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.
Не подлезай под тяжесть, которую ты поднять не в силах.
Беда тому, кто взвалил на себя то дело, что исполнить не имеет сил.
Предпринимаемые нами дела нужно соразмерять с силами.
Лучше в малом да удача, чем в огромном да провал.
Когда жалуются на жизнь, то это почти всегда значит, что от неё требовали невозможного.
Причина самоубийств – завышенная цель, выше реальных возможностей. Аристология – наука о лучшем, достижимом в конкретной реальности.
Как много усилий мы предпринимаем для того, чтобы сделать то, чего не следовало бы делать, достичь того, что нам совершенно не нужно, попасть туда, где бы лучше никогда не появляться.
Многие могли бы попасть в рай вместо ада, затратив вполовину меньше усилий.
Так неразумный молится порой
О пользе, что грозит ему бедой.
И сколько в мире гонится людей
За прибылью, что всех потерь лютей.
Помни, что неполучение того, что желаешь, иногда бывает чудесным распоряжением судьбы.
Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их.
Если бы все человеческие желания исполнялись, земной шар стал бы адом.
Будь осторожен в мечтах, потому что иногда мечты сбываются.
Молись о том, чтобы с тобою произошло не то, что ты хочешь, но то, что необходимо и полезно.
Средства могут изменить любую цель
Я слишком хорошо знаю, что средства могут изменить любую цель.
На все явления общественной жизни я привык смотреть не только с точки зрения целей, к которым стремятся те или другие партии, но и с точки зрения тех средств, которые они считают пригодными для их достижения. Очень часто самые благие намерения приводят общество к противоположным результатам, тогда как правильные средства дают порой больше, чем от них первоначально ожидалось.
Плохие, корыстные цели могут иногда привести добрые плоды, плохие средства – никогда.
Я являюсь сторонником философской концепции о принципиальной недостижимости цели. То есть, поскольку цель – нечто стратегически отдаленное, то за время достижения происходит изменение внешних условий, и цель меняется, оставаясь недостигнутой.
Таким образом, главным является то, что мы делаем, а не то, к чему мы будто бы стремимся. Именно поэтому не «цель оправдывает средства», а моральность средств обеспечивает моральность достижений.
Различие между добром и злом не столько в целях, сколько в средствах. Ваши цели говорят о том, к чему вы стремитесь, ваши средства – о том, что вы есть.
Исключительнo через тo, чтo мы делaем, узнaем мы, чтo мы тaкoе.
Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.
Каждый наш поступок продолжает создавать нас самих.
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
На самом деле важна не цель. Важны средства. Не надо говорить о цели, поскольку она недостижима. Надо говорить о средствах. Моральные средства делают цель моральной. И она не обязательно такая, какую вы себе изначально предполагали. А аморальные средства делают цель аморальной, независимо от того, какой она виделась вам с самого начала.
Самая высокая цель не может быть оправданием низких преступных средств.
Именем бога можно творить зло, именем закона – беззаконие.
Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны.
Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для её достижения.
Для достижения будущих прекрасных идеалов люди попирают высокие принципы человечности, главным из которых является евангельский завет «не убий».
Когда-нибудь в будущем цивилизованные расы людей почти наверняка уничтожат и вытеснят дикие расы во всем мире.
Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество!
Большинство современных философов готовы пожертвовать счастьем ради прогресса, тогда как в счастье и заключается смысл всякого прогресса.
Все прогрессы реакционны, если рушится человек.
И как всё моё поколение, я твердо верил, что цель оправдывает средства. Нашей великой целью был небывалый триумф коммунизма, и во имя этой цели всё было дозволено – лгать, красть, уничтожать сотни тысяч и даже миллионы людей, – всех, кто мешал нашей работе или мог помешать ей, всех, кто стоял у неё на пути.
Да потому, что идея построения всеобщего счастья насильственным путём является абсурдной. В жизни это неизбежно кончается гулагами, тюрьмами и еще черт знает чем.
Не первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму.
Сами идеи – достойны, подчас благородны. Вызывают безусловный протест лишь чудовищные формы реализации этих идей.
В пору вспомнить вопрос Горького, обращенный к Леониду Андрееву: «Ты когда-нибудь думал о разнообразии мотивов предательства?» Андреев думал. В 1907 году он издал повесть «Иуда Искариот и другие». Лейтмотивом звучало: да Иуда предал Христа, но не ради сребренников, а надеясь, что казнь Учителя воспламенит угнетенный народ.
Средства борьбы со злом оказываются хуже, чем самое зло.
Ради торжества величайшего блага не должно совершать ни малейшего зла.
Нужно ли, однако, доказывать, что в действиях нравственного порядка невозможно провести разделение между целями и средствами и что добрая цель тем и отличается от недоброй, что исключает намеренно дурные способы достижения.
Да, мой милый, историки и вслед за ними всякие другие люди, ученые и неученые, слишком часто ошибаются самым глупым и гадким образом, воображая, будто когда-нибудь бывало или может быть, что дурные средства – средства, пригодные для достижения хорошей цели. Средства должны быть таковы же, как цель.
Моральность методов определяет моральность реальных целей и наоборот. Аморальные методы, как правило, уже в среднесрочной перспективе не приводят к декларируемым высоким целям.
Цель только тогда может быть достигнута каким-нибудь средством, – как это с мастерским глубокомыслием показал старик Гегель и отчасти знал уже до него Аристотель, – когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной природой цели.
И если характер средств противоречит характеру цели, они оскверняют самую цель, превращают ее в нечто ужасающее.
За истребление женщин и детей награды не выдаются.
К высокой цели ведут только высокие средства
Плохие средства никогда не приведут к хорошим результатам.
Я вижу, как рушатся царские троны,
Когда их сметает людской ураган,
Республику сделает хуже короны
И белых и красных жестокий обман.
Недопустимо, спасаясь от власти тирана, попасть под власть черни: ведь тиран, по крайней мере, знает, что творит, а народ даже и не знает.
Платон также не соглашается, чтобы мир в его стране нарушался ради того, чтобы усовершенствовать её управление, и не принимает никаких улучшений, если цена их – кровопролитие и разорение граждан.
Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.
Но нет большего соблазна, чем соблазн заставить идти события так, как вы хотите, не останавливаясь для этого ни перед чем.
Всем известно моё любимое выражение у апостола Павла: «Сила Божия в немощи человеческой совершается». Положим, что протоколы подложны («Протоколы сионских мудрецов», согласно которым, все события в мире происходят в результате всемирного еврейского заговора, были впервые опубликованы Нилусом в 1905 году.– И.К.). Не может ли Бог и через них раскрыть готовящееся беззаконие? Ведь пророчествовала же Варлаамова ослица? Веры нашей ради Бог может превращать собачьи кости в чудотворные мощи: может он и лжеца заставить говорить правду».
Нельзя искажать факты для подтверждения своей точки зрения.
Если приходится целью оправдывать средства, то есть что-то недостойное в самой цели.
Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью.
А когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они говорят: «Мы только творящие благое».
Почему нам, уже знающим, что рая на земле не бывает, снова и снова хочется рая, и в борьбе за этот рай мы готовы превратить в ад всю вселенную, и прежде всего свою собственную жизнь и жизни своих близких.
Ад вымощен добрыми намерениями (Hell is paved with good intentions).
Ад полон добрыми мнениями и пожеланиями. (Hell is full of good meaning and wishings).
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти.
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.
Не духовное прежде, а душевное
Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.
Учение, убеждающее народы, что божественному правосудию от нас ничего не надо, кроме веры, даже без добрых нравов, для любого государства вредоносно, и тем более вредоносно, чем оно изощреннее и утонченнее. В делах человеческих отчетливо проявляется, как бесконечно мало общего имеют между собой благочестие и совесть.
Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
Святоотеческая мысль четко и правильно различает в человеке сферы телесного, душевного и духовного. К душевному относятся литература, музыка, поэзия, то есть сфера изящного во всех её проявлениях. Ну а духовное – это вера, покаяние, молитва, пост и прочие христианские подвиги. Христианские учителя отмечают, что душевное делает человека эстетически чутким, утончает его и разрыхляет его душу, но само по себе не спасает. В этом смысле справедливо упрекать деятелей культуры в натяжке, когда они свою работу называют духовной. Поэт, художник, режиссер, сценарист – это не люди духовного труда. Это люди труда душевного. Но обратной стороной медали является также то, что невозможно дать человеку духовное, не дав прежде душевное. Об этом пишет апостол Павел, говоря, что вначале душевное, а потом – духовное.
И Христу близок не тот, кто пустосвятно твердит на людях, – быть может, наедине и не упоминаемое им никогда имя – «Христос, Христос» и ничего не делает из заветов Христовых; а дорог тот, кто, молча, не ожидая и не требуя себе за это небесной награды, как нечто простое и естественное, с горящим сердцем и веселым видом соблюдает величайшую заповедь любви.
Нельзя не задуматься над словами Христа о том, что спросится с нас, главным образом, на страшном суде.
Тогда Господь Христос скажет:
– Придите благословенные Отца Моего, наследуйте Царствие, уготованное вам от сложения мира. Ибо Я алкал, и вы дали Мне есть, жаждал и вы напоили Меня, наг был, и вы одели Меня, болен и в темнице, и вы также посетили Меня.
И они спросят:
– Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили Тебя, жаждущим и напоили Тебя, нагим, и одели Тебя, больным или в темнице, и послужили Тебе?
И скажет им:
– Так, как вы сделали для одного из братьев моих меньших, то для Меня сделали.
Итак, из этого следует, что Христос принимает всякое добро, оказанное человеку другим человеком, как будто это добро было оказано непосредственно Ему Самому, причем даже не сказано тут, что это добро должно быть сделано во имя Христово: просто только сделано.
Пока люди не научились правильно относиться друг к другу в этом мире, какой смысл рассуждать о мире потустороннем.
Единственная и приятная жертва Богу – благотворение людям ради Бога.
Большая мицва (божественное предписание, заповедь, доброе дело. – И.К.) обучать учеников и давать пропитание неимущим, чем строить синагогу.
Не строй семь церквей, а пристрой семь детей.
Не в храме Бог, а в нас самих.
Чем ближе к церкви, тем дальше от Бога.
В 1915 году стали строить в Белушьей губе новую большую церковь, привезли все строительные материалы.
Я сказал, лучше бы построили несколько домиков для охотников, плохо живем, один бог будет хорошо жить, помощи от этого никакой не будет.
Начальство очень разгорячилось на меня, я испугался и удрал со всей семьей на Карскую сторону.
Богач стучит в двери рая. Его не пускают. Он доказывает, что достоин, так как много денег пожертвовал на церковь. Архангелы, посовещавшись, решают возвратить ему деньги.
Богач говорит раввину:
– Если я подарю Вам тысячу долларов, моя душа попадет в рай?
– Я не уверен, отвечает раввин, – но давайте попробуем. А вдруг получится.
Самые жадные ростовщики воздвигают самые красивые и роскошные часовни в надежде умилостивить Бога десятью тысячами дукатов, истраченных на постройку этих зданий, и расплатиться ими за те сто тысяч, которые они награбили. Как будто Господь не умеет считать.
Ночью ворует, а днем говорит: «господи помилуй».
Множество людей верит в Бога, но немного таких, которым верит Бог.
Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны. Не благоволит Всевышний к приношениям нечестивых и множество жертв не умилостивится о грехах их.
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу.
Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование.
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Брат с сестрой на свете жили, брат богат, сестра бедна. И она у брата хлеба попросила.
Закричал брат исступленно: «Замолчи, оставь свой бред! Членов высокой палаты к себе я пригласил на обед!
Конец ознакомительного фрагмента.