Часть 2
Блажен тот, кто занят исправлением собственных пороков и не тратит время на подсчеты чужих грехов.
Глава 2.1. Самый плохой советчик
Друзья, самый плохой советчик – отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество.
Недаром Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим.
Не раз было замечено, что предубеждение более удалено от истины, чем полное незнание.
Нетерпимость – болезнь, порожденная невежеством.
В мире полно холодных умов, которые, не будучи в силах что-нибудь придумать сами, утешаются тем, что отвергают чужие мысли.
Стремление противоречить всем и вся есть признак людей ограниченных.
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.
Л.М.Эренбург рассказывала мне, что когда она лежала в Кремлевской больнице, к ней подошел Шостакович, лежавший там после инфаркта. В разговоре он расстегнул халат и достал потемневший газетный лист. Это была статья «Сумбур вместо музыки». Он никогда не расставался с нею.
Произведя анализ моих альбомов вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных – было 3, враждебно-ругательных – 298.
Ведь это не критика, не мировоззрение, а ненависть, злоба… Зачем этот тон, точно судят не о художниках, писателях, а об арестантах?
Перестали прощать недостатки,
За случайным глубинное видеть…
Разучились давать без остатка,
Овладели искусством обидеть.
Отыскивать маленькие недостатки – издавна свойство умов, которые мало или вовсе не возвышались над посредственностью. Возвышенные умы молчат или же возражают против целого, а великие умы творят сами, никого не осуждая.
У Диогена Лаэртского рассказывается, как драматург Еврипид дал Сократу почитать сочинения Гераклита, чтобы услышать его мнение. Вот отзыв Сократа: «То, что я понял превосходно. Очевидно, так же превосходно должно быть и то, чего я не понял. Впрочем, тут нужен делосский водолаз».
В этом отзыве интересны два момента. Человек, которого дельфийский оракул признал самым мудрым из всех греков, не боится признать, что не понял чего-то в сочинении. И второе. Этот человек вовсе не спешит осудить не понятое им за темноту или недоступность. Он только выражает желание самому стать таким же искусным в исследовании глубин, как водолазы с острова Делос.
Великий ум острее чувствует красоту, чем недостатки.
Боккалини, собрав все ошибки одного поэта, сделал из них дар Апполону. Бог принял этот дар благосклонно и, чтобы его вознаградить, положил перед ним горсть совсем непровеянного зерна и приказал ему отделить от него солому. Когда тот это сделал, Апполон подарил ему солому.
Дело крнтики – толковать творения больших писателей, главное – выделять, из большого количества написанной всеми нами дребедени выделять – лучшее.
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и её замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать её.
Человек, связанный с искусством, никогда не должен торопиться с оценками. Их расставляет время.
Поэты друг к другу ходили в гости,
Поэты друг в друга вбивали гвозди,
Поэты давно лежат на погосте,
А гвозди ходят друг к другу в гости.
Критика легка, искусство трудно.
Критика также принимает иной раз золото за мишуру.
Творения духа вечны и постоянны, критика же нечто изменяющееся, она исходит из воззрений своего времени.
От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется.
Критиковать – значит доказывать автору, что он не сделал этого так, как сделал бы я, если бы умел.
Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости.
Критика – опасное средство. Назначать следует с осторожностью: по одной капле на ведро сиропа.
Светоч критики должен озарять, а не жечь.
Не критикуй никого за его глупость, ибо если ты так сделаешь, он, получив от тебя пользу как от друга, возненавидит тебя как врага.
Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
Спорить без сердца и без горячности.
Должно показывать заблуждения разума человеческого с благородным жаром, но без злобы.
Кто хочет иметь друга без недостатков, тот останется без друзей.
Биас
Мой друг тот, кто скажет мне о моих недостатках наедине.
Упрекай друга наедине, хвали публично.
Учи жену без детей, а детей без людей.
Запрещено человеку обижать своего товарища, будь то словами или делами, и тем более публично. И сказали мудрецы наши благословенной памяти: «Тот, кто публично говорит товарищу такое, от чего тот бледнеет от стыда, лишается доли в будущем мире.»
Подчеркивание ошибок перед всем коллективом, а иногда и за пределами своего коллектива – недопустимый метод руководства. Шеф должен обратить внимание ассистента на его ошибку, указать причины её, но для этого он должен пригласить ассистента одного к себе в кабинет, вдвоем с ним поговорить так, чтобы ни другие товарищи, ни тем более больные не знали об этом. Самая скверная манера – это «распекать» в присутствии студентов, больных, сестер. Это никогда не приведет к цели, а, наоборот, унижает человека и только озлобляет его, так как целый день после этого он вынужден оставаться среди своих товарищей.
Обругать человека недолго, но и пользы из этого выходит немного.
Ведь ругают-то не со зла, а с желанием помочь, заставить призадуматься. А если просто ругать, так он и обруганный будет делать все то же.
Я дал себе зарок никогда не ругать артистов. Я знаю, какой у них тяжелый труд.
Если актёра ругать, он лучше не станет.
Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Мне попались записки человека сложной судьбы, прошедшего все круги ада, выпавшие на долю его поколения. В этих записках нашел такие слова: «Я для себя твердо усвоил: на окрик всегда следует отрицательная реакция».
Какое слово скажешь, такое и в ответ услышишь.
Бранью изба не рубится.
Вступая в должность, не объявляй официально, что все происходившее до тебя ужасно, а что отныне – всё будет прекрасно. В своё время это уже было сказано твоим предшественником.
Не пытайтесь сразу всё поломать. Учтите, что даже собака на новом месте две недели не гавкает. Чего больше всего хочет человек? Он хочет быть значительным. Поэтому уважайте каждого человека. Без этого вы не сможете хорошо поставить дело.
Глава 2.2. Не судите
Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь.
Когда увидишь у человека недостаток, помни у тебя их несколько.
Чужие ошибки сразу бросаются в глаза, но свои ошибки трудно заметить. Молву о чужих ошибках мы быстро распространяем по всему миру, а свои грехи прячем глубоко, как игральные кости.
Блажен тот, кто занят исправлением собственных пороков и не тратит время на подсчеты чужих грехов.
Мы в молодости всё себе прощаем,
Судя других безжалостным судом!
Свои ошибки, вспомнив, обещаем,
Что всё исправим как-нибудь потом.
А жизнь идет. Пути её суровы,
А старость взыщет весь наш долг судьбе.
Мы будем всё другим простить готовы
И ничего уж не простим себе.
Прежде чем осудить, всегда надо подумать, нельзя ли найти извинение.
Когда выступают с обвинениями против кого-либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу.
У Ноя было три сына: Сим, Хам и, кажется, Афет. Хам заметил только, что отец его пьяница, и совершенно упустил из виду, что Ной гениален, что он построил ковчег и спас мир.
Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.
Ведь это подло – позволять ругать, когда нельзя хвалить.
Почему мы не ищем с таким усердием в человеке хорошие, добрые начала? Уверен, если бы мы так поступали, и жизнь бы наша была намного светлее и отраднее.
Благородный муж помогает людям увидеть, что в них есть доброго, и не учит людей видеть, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.
Величайшая обида, какую можно причинить честному человеку – это заподозрить его в нечестности.
Иная обида хуже горя.
Чаще нужно скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается.
Чем человек честнее, тем менее подозревает других в бесчестности.
Подлецы – самые строгие судьи.
Пристрастный суд разбоя злее,
Судьи – враги, где спит закон:
Пред вами гражданина шея
Протянута без оборон.
Кто более строг, чем законы, тот – тиран.
Строгий закон виновных творит.
Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право.
Закон и справедливость – две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил.
Но, ох, не всегда и не всякую душу испытание, несправедливое наказание возвышает и очищает. Статистически достовернее обратное: в эпохи особо наглого произвола чахнут мораль и понятие чести, торжествуют лихоимство и филистерство.
Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.
Где доносчики награждаются, там не будет недостатка в виноватых.
Писатель с перепуганной душой – это уже потеря квалификации.
«Ну что же, Иван Петрович» —
Ответит гостю хозяйка, —
«Бояться автору нечего,
Он умер сто лет назад».
Глава 2.3. Не бойся едких осуждений
Не бойся едких осуждений,
Но упоительных похвал:
Не раз в чаду их мощный гений
Сном расслабленья засыпал.
Кстати, только положительная критика для начинающего поэта не очень полезна. Потому что поэт осознает свои слабости, «грехи молодости», понимает самого себя, когда знакомится с негативной критикой.
Когда меня хвалят – не верю, очень прислушиваюсь, когда хулят. Это привычней.
Кто боится нападок на свои убеждения, тот сам сомневается в них.
У меня есть уверенность: каждый случайный упрёк каждого глупого, злого, чужого человека – это средство для исправления иногда самых основных и скрытых пороков мысли и характера.
Мнение наших врагов гораздо ближе к истине, чем наше собственное мнение.
Когда человека бранят, это обычно означает, что он обладает ясно выраженным характером. Глупцов и безличных людей обходят молчанием.
Какова сила истины: в то время, как вы пытаетесь её опровергнуть, сами ваши нападки возвышают её и придают ей большую ценность.
Он ловит звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья.
Очень трудно принимать заверения в любви, гораздо проще – в ненависти.
Укор невежд, укор людей души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей, утес гранитный не повалит.
Как скала не дрогнет под порывами ветра, так и душа умного человека не теряет покоя, сколько бы его не ругали или не хвалили.
Я в этом отношении счастливая: меня в жизни очень много хвалили и очень много ругали, но я никогда всерьёз не печалилась. Я никогда не считалась номерами – первый, второй, третий, мне было всё равно.
Веленью божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Что бы о тебе не думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию и к похвале.
Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
Отрицательное мнение о моих стихах меня не интересует.
Как теплая одежда защищает от стужи, так и выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька она ни была, тебя не коснётся.
Пусть тебя не слишком огорчает незаслуженное порицание; зато ведь и хвалят тебя иной раз ни за что.
Когда тебя похвалят, обдумай хорошенько, заслуживаешь ли ты похвалы; если не заслуживаешь, то, значит, тебя осмеяли.
Когда тебя перехваливают, чувствуешь себя дураком, или, по крайней мере, становится обидно, что тебя им считают.
Глава 2.4. Необходимо снижать пафос
Время от времени необходимо снижать пафос – прежде всего свой собственный. Если сам этого не сделаешь, за тебя это сделают другие. Лучше – сам, чтобы потом не чувствовать себя обескураженным.
Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос.
Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу:
Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя.
И звавший тебя и его, подошед не сказал бы тебе: «уступи ему место», и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошед сказал: «друг, пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою;
Ибо всякий возвышающий себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Не задумывались ли вы, почему гордыня считалась самым страшным грехом? Нет? А я вот думаю, может быть потому, что она – свидетельство крайней ограниченности, апофеоз ограниченности, замкнутости в свое личное «я». Человек из живого существа превращается в какую-то окаменелость.
И самый худший вид гордыни – гордыня интеллектуальная. Интеллектуальные накопления погребают под собой человека. Требование отказа от собственности, которое мы можем найти почти у всех мудрецов и Учителей как Запада, так и Востока, подразумевало не только отказ от материальных ценностей, но и от призрачного и обманчивого блеска интеллектуального богатства. А между тем отказ от интеллектуальных накоплений несет с собой освобождение и, конечно, ничего страшного собой не представляет. По существу это означает, во-первых, подходить без предубеждения к любому явлению и любой мысли, во-вторых, отдавать всю полноту внимания любому явлению и любой мысли.
Созидать и не обладать, трудиться и не искать выгоды, добиваться цели и не гордиться.
Итак, делай то, что делать обязан.
Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан.
Человек, стоящий на цыпочках, не может долго стоять. Человек, сам себя выставляющий, не может светить. Кто доволен собою, тот не может прославиться, кто хвастается, тот не может иметь заслуги. Кто горд, тот не может возвыситься.
Опасайся человека, который хвастает своими добродетелями.
Истинная добродетель никогда не оглядывается назад на тень свою – на славу.
Ох, как бы не затуманил меня весь этот фемиам. Теперь пора рабочая.
Порядочный человек с течением времени почти всегда становится нечувствительным к похвалам и почестям.
Американец Вильям Сейферт прислал маршалу письмо, в котором сообщил, что он собрал «самую большую в США коллекцию автографов, фотографий выдающихся военных деятелей нашего времени». Поэтому он просил маршала Рокоссовского, героя «знаменитой Сталинградской битвы», прислать свой автограф. Рокоссовский отказал американскому коллекционеру в его просьбе, ибо, как он написал, «Победа в Сталинградской битве была одержана доблестными бойцами Красной Армии, многие из которых отдали за эту победу свою жизнь».
Что касается портрета моего: ничем особенным не прославившись как в области русской литературы, так равно и в других каких-либо областях, нахожу, что выставлять мой портрет для публичного обозрения – преждевременно. Кроме того, у меня его нет.
Для Чехова ничего не стоило то, от чего пыжились и надували щеки другие литераторы – современники. В его письмах, богатых суждениями о жизни и искусстве, можно найти упоминания и о таких событиях, как ловля мышей, благодатное действие мятных лепешек, раскладывание пасьянса «тринадцать» или мытье головы с порошком. Но ни полслова не найдется там о пожалованном ему высочайшим указом звании потомственного дворянина. (Широкой публике это стало известно лишь в 1930 году из разысканий Ю.В.Соловьева). Ему невозможно было польстить, сделав его почетным академиком (он отказался от этого звания в знак солидарности с гонимым Горьким) или печатно и прилюдно окрестив его «художником слова», тем более, упаси бог, «поэтом».
Слава почти так же обидна, как дурная репутация.
Я была в великой славе, испытала величайшее бесславие – и убедилась, что, в сущности, это одно и то же.
А мне грешному здешняя честь, аки прах.
Равно встречайте и успех, и пораженье. Их голос часто лжив.
Одних ломает поражение, других победа делает мелкими и высокомерными. Величие свойственно тому, кто может вознестись как над поражением, так и над победой.
Малый человек и на горе мал; исполин велик и в яме.
Орлам случается и ниже кур спускаться,
Но курам никогда до облак не подняться.
Почтен и в рубище герой
Храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог.
Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.
Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы: ибо дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми.
Звание умного человека должно быть предпочтено всем пышным званиям и титлам, изобретенным честолюбием и гордостью.
В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума.
Глупость и тщеславие – неразлучные подруги.
Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие; оно ярчайшая примета посредственности.
Люди, которые тщеславятся тем, что вызывают зависть, кончают тем, что вызывают жалость.
Тщеславие – родная сестра бездарности.
Тщеславие – это низменное стремление к почету.
Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
Вы по своей надменности тщеславитесь: всякое тщеславие есть зло.
Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение.
Умерла мать чиновника – вся улица в трауре; чиновник умер – некому гроб нести.
Но гордыня – это совершенно отрицательно качество, и запрещено человеку проявлять ее даже немного; а пусть приучит себя человек быть приниженным, как заповедали нам мудрецы наши благословенной памяти: «Очень-очень быть приниженным».
Придёт гордость, придёт и посрамление; но со смиренными – мудрость.
Гордость человека унижает, а смиренный духом приобретает честь.
Чтобы стать хозяином, надо изображать слугу.
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.
Чем примитивней человек, тем более высокого он о себе мнения.
Низкий человек всегда самолюбив.
Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость.
Вольтер
И не ходи по земле горделиво; ведь ты не просверлишь землю и не достигнешь гор высотой!
Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине Аллах не любит всяких горделивых, хвастливых.
Коран. Сура 31:17 (18)
Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех.
У истоков снобизма не бывает, он появляется у адептов.
Постоянная важность является лишь маскою посредственности.
Честные люди не ведают о своей честности, для них это обычное нормальное состояние, добрые даже не подозревают, что они добрые. Скромные потому и скромные, что не знают о своей скромности, и, что важнее всего не стремятся узнать. А вот чиновник, потому и чиновник, что он всегда помнит, что он чин. Первый признак бюрократа – это тщеславие.
Величавость – отличительная черта бюрократа.
Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого мнения о других.
Высокомерие – вот единственная причина того, что мы так дерзко заносимся перед низшим и так постыдно пресмыкаемся перед высшим.
Мне очень не нравятся высокомерные люди, которые ставят себя выше других. Так и хочется дать им рубль и сказать, узнаешь себе цену – вернешь сдачу.
Нищета исцеляет от высокомерия.
Самое большое поражение в жизни человека – это надменность.
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.
Нет ничего благородного в чувстве превосходства над другими, истинное благородство заключено в превосходстве над самим собой.
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
Маня, не афишируйся.
Будь скромным – это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.
Будьте скромными. Если вы чемпион мира по теннису скажите: «Да, я играю с грехом пополам». Если вы в одиночку пересекли Атлантику на маленькой лодке, скажите: «Я немного занимаюсь парусным спортом».
Не говорить о себе без нужды ни одного слова. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
После порока осуждать всех – самый несносный – это хвалить самого себя.
Хвалить самого себя – это говорить невежливо другим: «Я лучше вас».
От себялюбия рождается несправедливость.
Будь в высшей степени смиренен, ибо конец человека – тлен.
Будь смиренным, ибо ты сделан из грязи, будь великодушным, ибо ты сделан из звезд.
Смирение паче гордости.
Влюбленный в себя соперников не имеет.
Ни один льстец не льстит нам так искусно, как самолюбие.
Лесть – это фальшивая монета, находящаяся в обращении благодаря нашему тщеславию.
Почтительность без уважения – вот награда за чванство без заслуг.
Кто не уважает себя, тот – несчастен, но зато тот, кто слишком доволен собой, – глуп.
Отвратительное» в человеке начинается с самодовольства.
Самодовольство приводит к беде.
Любое самообольщение – начало бед.
Сколько самоуверенности было у немцев. Сколько они тут утверждались и обосновывались – и где всё это? А мы? До войны сколько у нас было самохвальства (его и сейчас очень много, но сейчас это как-то по-другому) и разговоров о непобедимости.
Погибели предшествует гордость, и падению надменность.
Гордость высокомерно шагает перед падением.
Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.
Леонардо долго не мог закончить портрет Иуды в «Тайной вечере». И тогда он стал думать, какие качества мы больше всего ненавидим в человеке. И на первое место вышла гордость.
Гордых я страшно не люблю. Если человек в жизни очень гордый – значит, он просто глуп. Не понимает, что его, как и всех, ждет метр на два и четыре доски. Все мы смертны, но гордые живут меньше, потому что пожирают себя изнутри. Не видят того, что открыто нормальным людям, потому что слишком великими себя считают. А надо быть терпимым, в чем-то и с чем-то смиряться.
Глупость и гордость растут на одном дереве (Dumheit und Stolz wachsen auf einem Holz).
Теперь никак не поймут, что гордость – грех, достойный осуждения; еще меньше понимают, что она – достойная сострадания слабость.
Преуспевающий человек не должен думать, что его любят за его собственные качества
Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которые он не заслужил.
Лучше заслужить почет и не иметь его, нежели иметь его, не заслужив.
Лишь тот заслуживает памятника, кто в нем не нуждается.
Я предпочитаю слышать: «Почему не воздвигли памятник Катону?», чем: «Почему воздвигли памятник Катону?».
Иная слава хуже поношения.
Я не скомпрометировал себя правительственными наградами.
Слава – не только величие: слава – именно начало падения величия.
Смотрите на церкви, на царства и царей.
Ложное величие неприступно; так как оно чувствует себя слабым, то прячется или по крайней мере не показывает себя с лица: оно показывает себя лишь настолько, сколько нужно для того, чтобы произвести впечатление и не обнаружить своего истинного ничтожества. Истинное величие свободно, кротко, доступно и популярно.
Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что мудрость никогда не охватит весь мир. Поэтому он предпочитает простодушие. Тот, кто достиг вершины красноречия, знает, что красноречие никогда не раскроет сути всех вещей. Поэтому он говорит без прикрас. Тот, кто достиг вершины храбрости, знает, что храбростью никогда не одолеешь всех людей. Поэтому он скромен.
Скромность увеличивает достоинство и извиняет посредственность.
Если ты велик, будь скромен.
Это лучший дар гения. Не хвастаться собственным величием.
Излишняя серьезность – особенно в отношении к самому себе – та же беспечность. Это, если угодно, две стороны одной и той же медали.
Гордость нередко бывает препятствием к истинному величию.
Блаженны некрасивые, неталантливые, неудачники – они не имеют в себе главного врага – гордости.
Унижение всегда переходит через несколько дней в такое душевное состояние, с которым не сравнится ничто. Не невозможно сказать, что некоторые, и притом высочайшие духовные просветления недостижимы без предварительной униженности; что некоторые «духовные абсолютности» так и остались навеки скрыты от тех, кто вечно торжествовал, побеждал, был на верху.
Как груб, а посему и как несчастен Наполеон… После Иены он был жалчее, нежели нищий-праведник, которому из богатого дома сказали – «Бог даст.»
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
Сеется в унижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе.
Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Праведники – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает се6я праведниками, чувствуют себя хорошими людьми.
Неоднократно сталкивался в Каббале с выражением: если пришло человеку время поднятия на новую ступень духовности, более высокую, если готов и дозрел, то прежде всего ему надо сойти вниз, спуститься с прежних.
Земледельцы охотнее смотрят на те колосья, которые к земле клонятся, нежели на те, которые вверх торчат.
Глава 2.5. Не хвали человека за красоту его и не презирай некрасивого
Не хвали человека за красоту его и не имей отвращения к человеку за наружность его.
Глава 2.5.Не хвали человека за красоту его и не презирай некрасивого.
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.
Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет к славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Можно предположить, что Пётр не столько испугался (свое бесстрашие он только что доказал), сколько постыдился своего Учителя, схваченного, как презренный преступник, постыдился своего провинциального галилейского произношения, постыдился быть не как все во дворе первосвященника. Человеческий, слишком человеческий корень этого стыда вскрыл Гёте. Он утверждал, что в истории человечества наблюдаются три религии. Первая из них порождена благоговением перед высшим. Это этническая религия, или религия народов. Вторая основывается на благоговении перед равным, это философская религия. И третья основывается на благоговении перед низшим, убогим, перед презираемым, перед постыдным. Это христианская религия.
Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
И говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: этот был с Иисусом Назореем.
И он опять отрекся с клятвою, что не знает сего человека.
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает сего человека. И вдруг запел петух.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И вышед вон, плакал горько.
Другие боги похвалялись силой,
А Ты позор и немощи сносил,
Они со славой на престол всходили.
Ты в муках плелся из последних сил.
Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок а тот день.
Ибо грядёт день Господа Саваофа на всё гордое и высокомерное, – и оно будет уничтожено…
И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
Глава 2.6. Верный признак душевной доброты
И я всем сердцем верю Платону, который считает, что простота или надменность в обхождении – верный признак душевной доброты или злобности.
Блаженны нищие духом (смиренные, лишенные гордости. – И. К.), ибо им есть царствие небесное.
Будьте опрятны в одежде вашей; тело содержите в чистоте; ибо чистота служит ко здравию, а неопрятность и смрадность тела нередко отверзает неприметную стезю к порокам. Но не будьте и в сем неумеренно. Не гнушайтесь пособить, поднимая загрязшую во рве телегу, и тем облегчить упадшего; вымараете руки, ноги и тело, но просветите сердце. Ходите в хижины уничижения; утешайте томящегося нищетою; вкусите его брашна (брашно – хлеб-соль, еда. – И. К.), и сердце ваше усладится, дав отраду скорбящему.
Гений и добродетель подобны бриллиантам: лучше всего они выигрывают в простой оправе.
Простота жизни, языка, привычек придает силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели
Конец роскоши – погибель.
Жалею о короле и о Франции: она погибнет от роскоши.
Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
Не корчите из себя ничего, простота есть отпечаток гения.
В характере, в манерах, в стиле – во всем самое прекрасное – это простота.
Простота – одно из лучших качеств у человека.
Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других.