Вы здесь

Сны говорят. Толкование и исправление снов. Часть 1 (Йоэль Шварц)

Часть 1

Сны в Танахе (в Библии)

В этой главе приведем сказанное в Танахе о разных снах, приснившихся людям. Некоторые указывали на какое-то действие, другие были пророческими снами, говорящими о будущем. Часть – правдивые сны, а часть – пророческие.

Рамбам писал о таком разделении снов в книге «Морэ невухим» (ח"ב פרק לו, ופרק מא). О пророческих снах Рамбам пишет там же (ל"ופ).

1. Брит бен абейтарим: Союз, заключенный с Авраамом в это время, описан так (Берешит 15:12—17): «Солнце было к заходу, опустился на Авраама тяжкий сон, и вот ужас, мрак великий нападает на него. И сказал Он Аврааму: „знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому будут служить, произведу Я суд, а они потом выйдут с большим достоянием. Ты же отойдешь к отцам твоим в мире, погребен будешь в доброй старости. Четвертое же поколение возвратится сюда, ибо дотоле не полна еще виновность эморея“. И едва зашло солнце, настала тьма, и вот, печь дымящаяся и пылающий огонь, который прошел между половинами».

Показано, что главное заключение союза происходило в пророческом сне.

2. Предупреждение Авимелеху, царю плиштим (филистимлян), который взял Сару к себе. Авимелех предупрежден во сне провидением, что должен вернуть Сару ее мужу (Берешит 20:3—7):

«И пришел Бог к Авимелеху во сне ночью, и сказал: вот, ты умираешь за женщину, которую взял, ибо она замужняя. Авимелех же не подходил к ней и сказал: Владыка! Нeужели Ты будешь казнить и народ невинный? Ведь он сказал мне: „она сестра моя“. И она так же сказала: „он брат мой“. В простоте сердца моего и в чистоте рук моих сделал я это. И сказал ему Бог во сне: Я знал, что ты сделал это в простоте сердца твоего, и удержал тебя от согрешения предо Мною; потому не дал тебе прикоснуться к ней. Теперь же возврати жену этого мужа, ибо он пророк, помолится о тебе, и будешь жив; а если не возвратишь, знай, что умрешь ты и все твое с тобою».

3. Сны, в которых Всевышний дает обещания Яакову. Когда Яаков, праотец наш, вышел в Харан, ему приснился сон, в котором Всевышний обещает защитить его и вернуть в страну, которую дал ему, как написано (Берешит 28:12—15): «И снилось ему: вот, лестница поставлена на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит при нем и говорит: Я Господь Б-г Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, – тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ни пойдешь; и возвращу тебя в землю эту, ибо Я не оставлю тебя, доколе не сделаю того, что Я сказал тебе».

Еще один сон Яакова. В нем показывается, как Творец защищает его права, ущемленные Лаваном. Также было ему заповедано в том сне вернуться в Эрец Исраэль. И он рассказал о сне своим женам, Рахели и Лее, как написано (Берешит 31:10—13): «Однажды, во время „разгорячения“ скота, я взглянул и увидел во сне, что вот, козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинками и пятнами. И сказал мне Ангел Божий во сне: Яаков! Я сказал: вот я. Он сказал: возведи очи свои и посмотри: все козлы поднимающиеся – пестрые, с крапинками и пятнами, ибо вижу все, что Лаван делает с тобою. Я Б-г, которому ты в Бейт-Эле помазал памятник и дал Мне там обет; теперь встань, выйди из этой земли и возвратись в родную землю твою».

4. Предупреждение Лавану: не причинять вреда Яакову. Когда наш праотец Яаков бежал от Лавана, тот преследовал его, и тогда Лавану приснился сон, в котором ему дается предостережение, как написано в (Берешит 31:24): «И пришел Бог к Лавану-арамейцу во сне ночном, и сказал: берегись, не говори Яакову ни хорошего, ни худого».

5. Пророческие сны, которые снились Йосефу о будущем царствовании, как написано (Берешит 37:5—8): «И приснился Йосефу сон, и рассказал братьям своим, и они еще сильнее возненавидели его. И сказал он: выслушайте сон, который мне приснился. – И вот, мы вяжем снопы среди поля; и поднялся мой сноп и стал прямо; а кругом стали ваши снопы и поклонились моему снопу. И сказали ему братья: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами? И еще более возненавидели его за сны и за слова его».

И приснился Йосефу еще сон, и рассказал братьям (Берешит 37: 9—11): «И сказал: Вот приснился мне еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд кланяются мне. И рассказал отцу своему и братьям. (Раши комментирует: рассказал сон братьям [37,9], а потом повторил отцу в их присутствии.) И тогда отец его укорил и упрекнул. (Раши: корил за то, что навлекает на себя ненависть.) И сказал ему: Что это за сон тебе снился! Неужели придем я, и твоя мать, и братья твои поклониться тебе до земли?! (Раши: Ведь твоя мать уже умерла – отец не знал, что эти слова (Йосефа) относятся к Билѓе, которая растила его как мать. – Берешит раба 84]. А наши мудрецы делают отсюда вывод, что во всяком сне имеются элементы бессмысленные [Брахот 55б]. Яаков хотел отвлечь сыновей от мысли (обо всем этом), чтобы их не снедала зависть (к Йосефу). Поэтому сказал ему: «Неужели придем… " (Раши: подобно тому, как не может (исполниться) то, что касается твоей матери, так и остальное нереально.) И завидовали ему братья, а отец хранил изреченное». Хранил изреченное – терпеливо ждал, когда оно исполнится. И подобно тому «хранящий верность» [Йешаяу 26, 2], и также «не храни моего греха» [Иов 14,16] – не дожидайся (чтобы отомстить).

Сны, которые приснились Йосефу, сбылись через много лет. Вначале он возвеличился, когда посоветовал фараону, как действовать, чтобы предотвратить голод во время семи голодных лет. Братья Йосефа пришли в Египет, чтобы купить хлеба, и поклонились ему. Второй сон сбылся еще позже, в конце жизни: Яаков поклонился Йосефу, когда просил Йосефа не оставлять его в Египте, а похоронить в Эрец Исраэль. Братья опять поклонились Йосефу, после того как умер Яаков и братья пришли просить прощения.

6. Сны министров фараона, как их разгадывали и как они сбылись. Благодаря Наблюдению с Небес вместе с Йосефом в тюрьме находились министры фараона. Им приснились сны, которые Йосеф разгадал, и дальше события развивались так, что Йосеф освободился из тюрьмы (Берешит 40:5—22): «И приснился сон им обоим, в одну ночь, каждому свой сон со своим значением: виночерпию и пекарю царя египетского, заключенным в темнице. И пришел к ним Йосеф поутру, и увидел их, и вот, они смущены. И спросил царедворцев фараона, которые были с ним под стражею в доме господина его, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица? И сказали ему: сон приснился нам, а истолкователя нет. И сказал Йосеф: не от Б-га ли истолкования? Расскажите же мне. И рассказал начальник виночерпиев свой сон Йосефу: во сне моем, вот, виноградная лоза передо мною; а на лозе три ветви; и она как зацвела, появились почки на ней и созрели в гроздьях ее ягоды. И чаша фараона в руке моей; и я взял виноград, и выжал в чашу фараона, и подал чашу в руку фараона. И сказал ему Йосеф: вот истолкование его: три ветви – это три дня. Через три дня фараон вознесет голову твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу в руку его как прежде, когда был виночерпием. Если же вспомнишь обо мне, когда тебе будет хорошо, сделаешь мне милость и напомнишь обо мне фараону, то выведешь меня из этого дома. Ибо я украден из земли иврим; а также и здесь ничего не сделал, хотя посадили меня в эту яму. И увидел начальник пекарей, что он хорошо истолковал, и сказал Йосефу: и мне тоже снилось: вот, три плетеные корзины у меня на голове. А в верхней корзине всякая пища фараона, изделия пекаря; и птицы клюют ее из корзины с головы моей. И отвечал Йосеф, и сказал: вот истолкование его: три корзины – это три дня. Еще через три дня фараон снимет с тебя голову и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя. И было на третий день, день рождения фараона: сделал он пир для всех рабов своих и вспомнил о начальнике виночерпиев и начальнике пекарей среди рабов своих. И возвратил начальника виночерпиев на должность виночерпия, и тот подал чашу в руку фараона. А начальника пекарей повесил, как истолковал им Йосеф».

7. Сон фараона о семи голодных годах, которые наступят в Египте. Как написано (Берешит 41:1—8, 41:15—31): «И было, по истечении двух лет фараону снилось: вот он стоит у реки. И вот, из реки выходят семь коров хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике. И вот, семь других коров выходят за ними из реки, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров на берегу реки. И съели коровы худые видом и тощие плотью семь коров хороших видом и тучных. И проснулся фараон. И заснул, и снилось ему вторично: вот семь колосьев всходят на одном стебле, тучных и хороших. Но вот, семь колосьев тощих и опаленных восточным ветром вырастают за ними. И проглотили колосья тощие семь колосьев тучных и полных. И проснулся фараон, и вот, это сон. И было утром, встревожился дух его, и послал он, и призвал всех волхвов Египта и всех мудрецов его, и рассказал им фараон о своем сне; но не было никого, кто бы истолковал его фараону». «И сказал фараон Йосефу: сон снился мне, а толкователя ему нет, а я слышал про тебя, что ты понимаешь сон, как толковать его. <…> И отвечал Йосеф фараону, говоря: это не мое; Б-г даст ответ во благо фараона. И сказал Йосеф фараону: сон один: что делает Б-г, то возвестил фараону. Семь коров хороших – это семь лет, и семь колосьев хороших – семь лет: это один сон. И семь коров тощих и худых, вышедших за ними, это семь лет; и семь колосьев пустых и опаленных восточным ветром, это будет семь лет голода… Вот, наступают семь лет большого урожая во всей земле египетской. И наступят после них семь лет голода; и забудется весь урожай в земле египетской, и истощит голод страну. И не узнают того изобилия в стране из-за того голода, который последует, ибо он будет очень тяжел».

8. Сон, в котором Всевышний указывает Яакову спуститься в Египет. Написано в (Берешит 46:2—4): «И говорил Бог Исраэлю в видениях ночных, и сказал: Яаков! Яаков! И он сказал: вот я. И Он сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим делаю тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои».

9. Злодей Бильам получал пророческие видения во время ночного сна (Бемидбар 22:8): «И сказал он им: переночуйте здесь эту ночь, и дам вам ответ, как говорить будет мне Господь. И остались князья Моава у Бильама».

Раши: «Дух святой» нисходил на Бильама только ночью, как и на пророках других народов, служащих идолам, и так же Лаван (пророчествовал) в «ночном сне», как сказано в (Берешит 31:24): «И пришел Бог к Лавану-арамейцу во сне ночном…». Сказанное выше нуждается во внимательном рассмотрении в свете сказанного Рамбамом. Он различал пророческий сон (невуа) и сон предупредительный (ашгаха). Сон Бильама считает Рамбам предупредительным сном.

«И пришел Б-г к Бильаму, и сказал: кто эти люди у тебя? И сказал он Б-гу: Балак, сын Ципора, царь Моава, прислал ко мне (сказать): Вот народ, вышедший из Египта, покрыл лик земли; пойди же теперь прокляни мне его: может быть, смогу сразиться с ним и выгнать его. И Б-г сказал Бильаму: не иди с ними, не проклинай народа того, потому что он благословен» (Бемидбар 22:9—12). Когда второй раз вернулись посланцы к Бильаму (Бемидбар 22:20): «И пришел Б-г к Бильаму ночью, и сказал: если звать тебя пришли люди эти, встань и пойди с ними; но только то, что Я говорить буду тебе, то сделаешь».

10. Сон, приснившийся мидьянскому солдату. Этот сон был предназначен для укрепления сердца Гидона, чтобы он пошел на войну для спасения Израиля. И хотя были даны ему знамения, Гидон все еще опасался. И тогда сказал ему Творец (Шофтим 7:10—15): «Если же страшишься сойти, то пойди ты и Пура, слуга твой, к стану; и слушай, что говорить будут, и тогда окрепнут руки твои, и сойдешь в стан. И пошел он и Пура, его слуга, к краю вооруженных, что в стане. А Мидьян и Амалек, и все сыны Востока расположились в долине, как саранча во множестве, и верблюдам их нет числа, как песок на морском берегу во множестве. И пришел Гидон, и вот один рассказывает другому сон, и сказал: Вот сон мне снился, и вот звук – хлеб ячменный покатился по стану Мидьяна, и достиг шатра и ударил в него, и тот пал, и перевернул он его вверх (дном), и упал шатер. И отвечал ему другой, и сказал: Это не что иное, как меч Гидона, сына Йоаша, мужа (из) Исраэля, отдал Б-г ему в руки Мидьян и весь стан. И было, когда услышал Гидон пересказ сна и его толкование, то поклонился, возвратился в стан Исраэля и сказал: Вставайте, ибо отдал Господь в руки вам стан Мидьяна».

Уже во вступлении приводились слова из «Сефер а-Хасидим», где доказывается, что на Гидона сон повлиял больше, чем знамения Всевышнего.

11. Сон царя Шломо, в котором Всевышний спросил его, к чему он больше стремится, к мудрости или богатству (Мелахим I 3:5—15): «В Гивоне явился Г-сподь Шломо во сне ночью, и сказал Б-г: проси, что Мне дать тебе? И сказал Шломо: Ты оказал рабу твоему Давиду, отцу моему, великую милость, потому что он ходил пред Тобою в истине и в праведности, и (был) прямотою сердца с Тобою; и Ты сохранил ему эту великую милость и дал сына, сидящего на престоле его в этот день. А теперь, Г-споди, Б-же мой, Ты поставил царем раба Твоего вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не ведаю ни выхода, ни входа (не знаю, как вести дела). А раб Твой – среди народа Твоего, который Ты избрал, народа многочисленного, которого нельзя ни исчислить, ни сосчитать из-за множества. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой, чтобы различать между добром и злом, ибо кто может судить этот многотрудный народ Твой?… И сказал ему Б-г: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе души врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, вот, Я сделал по слову твоему. Вот, Я дал тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было до тебя и после тебя не встанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, дам тебе – и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе среди царей во все дни твои. И если будешь ходить путями Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как ходил Давид, отец твой, то Я продолжу дни твои. И проснулся Шломо, и вот, сновидение». [Раши: Он понял, что его сон правдивый, потому что слышал щебет птицы и лай собаки – и понимал их язык.]

Конец ознакомительного фрагмента.