Вы здесь

Смысл авиации 5-го поколения. Глава 2 (В. А. Пономаренко, 2016)

Глава 2

2.1

О духовном смысле трансцендентного общения летчиков с небом

Авторы представили свою философскую концепцию развития личности и духовных составляющих образа мира летчиков. Рассматриваются общепедагогические основания формирования человека летающего, роль в их обучении и воспитании духовного мира, побуждающего к самосовершенствованию: совестливость, порядочность, добродетельность, мужество, бескорыстие, патриотизм.

Ключевые слова: дух, Душа, духовность, христианская культура, нравственность, патриотизм, человек летающий, эстетика.

«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство».

Н. В. Гоголь

О душе и духовности

Анализируя 80-летний научный путь Харьковской психологической школы, В. П. Зинченко неоднократно отмечал приверженность многих ее основателей идее духовности. Он также апеллировал к поэтическим откровениям русских поэтов, возвращаясь «к началу разговора о началах». Рассмотрев историю развития отечественной психологии, которая, как и западная, стала «наукой без души», Зинченко доказывает, что «предпосылки к восстановлению дискурса о душе в Харьковской школе действительно были», и называет также целый ряд имен ученых России и Европы, которые вопросами души и духовности продолжали заниматься и в трудные для этой темы годы: Г. И. Челпанов, Г. Г. Шпет, С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, А. А. Ухтомский, М. М. Бахтин, К. Юнг, В. Франки. В числе современников – М. М. Мамардашвили, В. А. Лефевра, Г. В. Иванченко, В. Д. Шадрикова, В. К. Шабельникова – было названо и имя автора данной статьи.

Сама идея духовности полета порождена социальной действительностью: безудержным ростом бездуховности, поклонением материальному, отдалением человека от православныххристианских истин, от доброты и чести. В этой духовной пустоте не произрастают такие необходимые человеку нравственные ценности, как совесть, любовь к служению, народу, достойно сберегающему святую веру.

В этой связи возник судьбоносный вопрос: «А есть ли у нас духовные силы? Возможно ли с помощью русского православного слова, духовной музыки и реальных ответить на поставленный вопрос?» Да! Это возможно.

В небе летчик переосмысливает внутренний мир, смысл своего предназначения как носителя веры. Именно в поднебесье профессионализм оценивается на основе нравственных ценностей, а именно: добродетельности, жертвенности, спасении других. Наслаждается и гордится тем, что он несет добро, истину, красоту.

Но как не вспомнить прозорливость Ф. И. Тютчева:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует,

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Эстетический стержень: красота Земли с птичьего полета, особые ракурсы восхода и захода Солнца, вид светил, неба. Красота самого самолета как дело рук человека, вложение в летательный аппарат.

Пробуждение, сосредоточение на сущем в жизни – вот психология полета. Именно в открытии души и сердца для принятия гласа Всевышнего.

Используя тексты летчиков – ответы на вопросы специально разработанной анкеты, мы провели анализ чувственной части личности пилотов, рассмотрели ее «неземные» переживания. Это позволило раскрыть процесс движения к духовности, т. е. возвышения и расширения духовной составляющей личности, и показать зарождение в сознании человека летающего благодарности за возможность познать себя изнутри, понять роль Творца.

Мир лежит во зле, но люди могут изменить это. Ведь недаром весь мир повторяет слова Достоевского: «Красота спасет мир».

Говоря о красоте неба, подразумеваем его влияние на миропонимание своего места в нем. Речь идет о духовной эстетике, пронизанной красотами неба, которые одухотворяют профессию пилота с планеты Земля.

Пилот постоянно существует в профессии, но при этом он постоянно одухотворен полетом. Это чувство свободного движения в пространстве.

В загадочном мире Вселенной первое чувство, которое охватывает человека, – это красота. Именно красота рождает чувство свободы, любви, легкости души и неудержимой страсти: пожить среди невиданных красот. Красота пробуждает высшие духовные чувства, «человек летающий» видит облака другими по форме и содержанию, по цвету в лучах солнца, в обрамлении радуги, в северном сиянии и лунном свете. Он наблюдает яркие звезды, пушистые облака, их хочется потрогать. Летчики-космонавты сетовали: как жаль, что тех красот, которые видим мы, не видят многие земляне. Красота в нашем сердце оборачивалась счастьем, а счастье переходило в доброту. Чудо мироздания делает их участливым ко всему живому на Земле.

Это характерно для нашего менталитета. Вспомним:

Безверием палим и искушаем,

Невыносимое он днесь выносит…

И создает свою погибель он,

И жаждет веры, но о ней не просит.

Ф. И. Тютчев

И, видимо, не случайно академик В. Вернадский в книге «Пережитое и передуманное» глубокомысленно обронил: «В религиозных исканиях, в мистериях творилась глубочайшая интуиция, искания смысла Бытия»[12].

Суть его стремления к небу – это необычно остронаправленный мотив к летанию как смыслу жизни. Мотив организует нравственные поступки и оценивание смысла через осознание доверия, которое люди оказали тебе в полете. Его духовная культура входит в структуру образа своей профессии. Вот мнение одного из летчиков:

«Верю, что дух поддерживал меня в жизни, потому что без этого невозможно ни летать, ни просто жить. Я благодарен Всевышнему, что ОН указал мне дорогу и хранит, пока я иду по ней. Верю: Господь спасал меня ни раз. Да верю, что дух и Вера поддерживают мои крылья» (Г. Катышев).

Пассажиры должны знать это и благодарить людей воздуха за существующий в их душе нравственный императив. Пилоты знают-если понадобится, то ценой своей жизни нужно спасти людей. В их убеждении небо облагораживает и изменяет отношение к земле. В сознании летчиков летный труд обостряет грань между добром и злом. Именно в полете пилоты испытывают чувство вдохновения. Там, в поднебесье, они ощущают Вечность и Бесконечность, духовность проявляется в свободе, познании нового. Они благодарят небо за то, что оно дает чувство свободного парения души. Психологические исследования подтвердили, что небо закаляет, воспитывает, хранит и заметно увеличивает нравственный капитал.

Профессия человека в небе, безусловно, формирует цвет нации за счет своей человеческой и профессиональной надежности, любви, к небу, целостности натур, чувства юмора, ответственности. Но лучше всего человека летающего характеризует состояние психики, очарованное небом.

Чем же их очаровало небо? Послушайте этот нравственный гимн летному труду. Это важно, ибо именно в этом и есть надежность.

«Стремление соприкоснуться с чудом».

«Вдохновение работой, так как полет – это творчество».

«Полеты на аэрошоу – это музыка, это живопись, это большая культура».

«Чувство единства с небом возникает только в полете».

«Познание нового, жажда полета, а главное – творчество, возможность жить в другом измерении».

«Полет приносит новые ощущения, которые нельзя получить на Земле».

Самолет для человека летающего больше, чем родственник, ибо именно он есть продолжение тела и головы. Это единый орган. Он послушный, опрятный, понимающий, бываете норовом и любит тебя, если ты этого заслуживаешь. Вот как оценивают самолет летчики:

«К самолету относился как к Богу, всегда гладил, с ним разговаривал, никогда не позволял себе сесть в кабину, не вытерев предварительно ноги. Это связано с моим представлением: самолет творение рук и ума, в нем заложена энергия, разум, дух людей. Самолет злого человека уничтожает» (В. К. Андреев).

Вспомним романтика Антуана де Сент-Экзюпери:

«Самолет – это орудие познания. Это он открыл нам истинное лицо земли. Но не только лицо Земли, но и лик летчика».

Самолет – продукт труда более 500 разных специалистов. В том числе биологов, медиков, психологов, эргономистов. Их трудами в проекте закладываются спасательные средства с учетом человеческого фактора. Создается система, развивающая человека, требующая от него отменного здоровья, добродетельности, ума, совести, прилежания, исполнительности, творчества, смелости. Самолет, как воплощение человеческого ума, дал возможность расширить познание нашего мира, увидеть красоты Вселенной, почувствовать в себе самодостаточность, ощутить радость вдохновения, востребованность как личности, которой доверяют самое ценное – жизнь.

«То, что придает смысл жизни, придает и смысл смерти» (Антуан де Сент-Экзюпери).

К небу можно относиться по-разному: любить, опасаться. Нельзя одного – не уважать. Оно никому не прощает неуважительного панибратства, пренебрежения его законами. В наше время укоренение гордыни открыло шлюзы соблазнов, и как следствие – коммерциализация, подкупы, снижение уровня контроля, старение техники, аэродромов, низкая подготовка кадров, снижение доверия со стороны нелетного руководства к профессионалам. Изъято воспитание личности и ее мотивации к своему профессионализму.

Авиация не терпит злости и суеты, подмены ее цели. Гордыня – это состояние куриной слепоты, умноженное на снижение самооценки, зазнайство, максимализм, бонапартизм. Гордость нужна и необходима, ибо это утверждение своего «Я», своей самодостаточности. Но для этого нужны принципы, которыми руководствуешься. Авиация – моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и повышает умение различать добро и зло.

«Но не нужно забывать, что в полете всегда видно, кто ты и чего ты стоишь. Авиация требует дотянуться до самой высокой планки, достичь состояния сбалансированности между духовными потребностями и внешними жизненными ощущениями» (В. Горбунов).

И наконец, самое серьезное требование к себе: полет – это всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего, нравственному, ибо развивает духовное восприятие.

Пора прекратить видеть в авиации только извоз. Авиация – это наигуманнейшая миссия коммуникации людей, экономическое благополучие, социальное обеспечение, сохранение жизни, уровень развитости страны и ее благополучия. Авиация – это лицо государства.

Наш лозунг: «Не в небо подняться, а приблизить небо к человеку на Земле, чтобы уменьшить зло».

Грандиозные по объему картины звездного неба, сполохи полярного сияния подчас порождают в душе ощущение причастности к вечности. И все же родная Земля манит, манит родным домом, величественной красотой, живым дыханием. Авиация и космонавтика открыли феномен родной живой земли, которая тебя ждет. Вот как описывает свои ощущения Г. Т. Береговой во время спуска космического корабля:

«Помимо Космоса была Земля, стоило только взглянуть в иллюминатор, чтобы понять, как она прекрасна. А вот и она… Едва ощутимый толчок… Мягко, по-матерински бережно Земля приняла мой аппарат. И только тут я почувствовал, как сжалось на какой-то миг мое сердце, а в душе внезапно водворилась волна радости: Земля!»

Летчик В. В. Решетников возвращается с боевого задания на чужой территории, самолет изрешечен осколками. О чем думает летчик:

«Полная луна в ту пору так ярко освещала ночную землю, что трудно было побороть соблазн приблизиться к земле, пройтись над тихими степями, речкой, рощами, залитыми мерцающим зеленоватым светом, бросающим на землю глубокие тени, как у Куинджи. Казалось, будто и нет на свете человеческих страданий, а есть тихий покой, где никто никого не потревожит и где жизнь плывет в доброте и разуме».

Другой летчик вспоминает:

«А как меняется Земля, когда вы смотрите на нее сверху! Она не статична, она дышит и живет сменой красок, поворотом реки, пеной морской волны или вершинами гор, огнями городов и светлячками деревень».

Как видите, есть обоснованные мотивы открыть глаза людям-пассажирам на духовный мир летного состава, ибо в нем истинная надежность и, как писал Гегель, внутреннее содержание добра есть совесть.

Содержание же ранее упоминавшихся текстов фантастически раскрывает глубину чувств и смыслов летной жизни.

Это касается целого ряда аспектов.

1. Облик личности пилота. Он проявляется в отношении к профессии: либо есть чувство одухотворенности, либо его нет. «Дух, – говорил академик В. Шадриков, – рождается в самосознании».

В сознании человека летающего начиная с подсознательного уровня формируется смысл его предназначения – творить добро, оберегать жизнь человека в неземной среде обитания, осознании готовности к жертвованию. Облик личности состоит из мотива и смысла сущего в авиации и составляющих этических, эстетических, социальных компонентов. Послушаем летчиков:

«Познав невидимые на земле грани красоты природы, осознав свободу как ответственность перед собой, стал постоянно стремиться к духовному развитию…»

«Авиация – моя честь и достоинство перед самим собой. Она развивает нравственность и обостряет способность различать добро и зло…» (Н. Григорьев).

Вот оно подтверждение мысли Гегеля: «Подлинная совесть есть умонастроение верить в то, что в тебе есть добро».

«Полет – это всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего нравственному, ибо развивает духовное восприятие неба, как живого…» (Л. С. Попов).

«Авиация подогревает желание дотянуться до самой высокой планки, достичь состояния сбалансированности между духовными потребностями и внешними жизненными ощущениями…» (В. М. Горбунов).

«Авиация – это не только техника, это духовное пространство, заполненное жизнью в другом измерении…» (В. Пономаренко).

2. Нравственная, духовная и религиозная составляющая сознания – они часто переплетаются в ответах летчиков:

«Авиация дала мне всеразгорающуюся любовь к полету, к людям, несущим добро.» (В. В. Мигунов).

«Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее…» (В. Селиванов).

«Летанье человека в ближнем космосе, в атмосфере и в будущем межпланетном полете являет собой заложение в архетипах особого сознания, как путь к Высшей цели. Не в небо подняться, а приблизить небо к человеку Земли. Зачем? Чтобы уменьшить зло, порожденное соблазнами…» (В. Пономаренко).

«Уверен, что великое призвание есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, есть единение всех душ, живущих в нас…» (А. Синицын).

«…дух был со мной с первого до заключительного полета: 17-тысячной посадки…» (Ю. Антипов).

«Капелька моей жизни в этом мироздании поддерживается извне, дух поддерживает мои крылья, и я впервые говорю об этом вслух. Что-то все-таки есть в этом…» (Ю. П. Шеффер).

«Авиация хотя и не Божий храм, но дает более острые ощущения понятия добра и зла…» (П. И. Рыжов).

«В моем понимании авиация сродни религии при мировосприятии. Полеты повышают планку в оценке людей, обостряют чувство справедливости и делают более четкую грань между добром и злом, начинаешь понимать изнутри человеческие слабости, становишься терпимее и одновременно жестче относишься к непорядочности…» (В. С. Смирнов).

3. Раскрытие духовного содержания понятия «Свобода». Удивительный феномен: мысли митрополита Иоанна Санкт-Петербургского о свободе нашли свое полное воплощение в чувственно-познавательной среде человека летающего:

«Священная свобода не есть „осознанная необходимость“, она бесценная способность к осознанному самопогружению между правдой и ложью, добродетелью и пороком. Именно она сообщает способность к безграничному духовному возрастанию, налагает на человека величайшую ответственность»[13].

«Настоящая свобода, – писал Гегель, – достигается духом, не через отрешения от предметов, а через познание их в истине»[14].

Одна из системообразующих надежных оснований деятельности человека в полете – это то, к чему пришел М. М. Громов. Его главная мысль в том, что прежде, чем научиться управлять ЛА, надо научиться управлять собой. Управлять собой – это, прежде всего, знать и уметь регулировать свое психическое состояние, переориентировать их на волевую и интеллектуальную активность с целью достижения заданного результата. Это проявляется в преодолении страстей, в повиновении регламенту, в ограничении эмоций, в сохранении холодного рассудка, порожденного ответственностью. И в этом процессуальном акте деятельности свобода все же выступает как «осознанная необходимость».

Человек чувствует глубокое ощущение свободы, которое намного сильнее, чем обычно раскрывает его внутренний мир:

«Летная работа порождает этических проблем не меньше, чем профессиональных. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этом великий этический смысл летной профессии. Человек отвечает за свои поступки САМ и немедленно, публично…» (К. А. Сеньков).

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе. Сочетание трагического и духовного в полете помогло открыть для себя духовную музыку…» (Л. С. Попов).

«Общение с необычной природой неба, свободой перемещения в трехмерном пространстве заставила смотреть на мир другими глазами, точнее с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит…» (Н. Григорьев).

Разве в этих небесных размышлениях мы не улавливаем огромную духовную работу над собой, над своей собранностью, смирением? Разве не чувствуем, как идет смещение акцентов анализа своей профессиональной деятельности в глубь своей души, в ее нравственные слои, в мир, если хотите, 10 заповедей?

Мы должны почувствовать в этом воздействие особых законов роста личности человека в опасной профессии. Что же является регулятором, организатором, генератором подобной работы духа над собой? Наш опыт психологических исследований показывает, что таковыми являются МОТИВЫ, ЛЮБОВЬ, и ЗРЕЛОСТЬ.

Приведем нравственный диалог летчика с небом:

«Летчик с его душой – это ненасытная жажда полета, творчества, фанатизм. Под фанатизмом я разумею тончайшую и бескорыстную любовь к своему делу. Летчик счастлив в своей профессии, так как в небе его ЦЕЛЬ…» (Н. Т. Теницкий).

Марк Галлай извлек из глубин своей профессии духовное кредо:

«…постоянное соприкосновение с риском привило взгляд на то, что есть в жизни мелочь, а что не мелочь. Отсюда и большая терпимость к нелицеприятным человеческим недостаткам, более легкая переносимость превратностей жизни…»

Можно с уверенностью утверждать, что в летной профессии реализована мысль Н. Бердяева: «…духовная жизнь есть жизнь в истине, в правде, а не в своей природной душевно-телесной замкнутости…».

4. О духовном воздействии Пространства, Вечности, неземных красот на человека летающего.

«Авиация заставила и приучила конкретно смотреть на себя и окружающих и очень твердо проводить границы допустимого» (А. Ю. Гарнаев).

«Именно в авиации я ощутил, что полеты формируют нравственную часть личности. В моем характере открылся взгляд на понятие чести. В полете много неожиданностей, бьющих по самолюбию и взывающих к потребности понять смысл жизни в летной профессии…» (Н. Григорьев).

«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость…» (В. Селиванов).

«Катаклизмы современной жизни сильно уродуют людей. Но лекарство под названием „небо“ хорошо помогает. У людей, постоянно рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло…» (Ю. Н. Шеффер).

«Меня формировала духовность в смысле высокой ответственности перед людьми и обществом. Ощущал приподнятость духа выше нормативного в обществе благородства…» (В. Е. Овчаров).

«В полет звала особая страсть, жажда, любовь к полетам преследовала днем и ночью…» (П. И. Рыжов).

«В полете испытывал жажду самоутверждения, страсть к летанию…» (В. К. Смирнов).

«Всегда испытывал в полете возвышенное состояние души…»(А. С. Дитятьев).

«Авиация, как опасная сфера деятельности, требует от человека особых качеств, но самое главное, высокой душевной чистоты, категорий, близких к религиозным, таким как состояние постоянной внутренней правды, самоочищения и любви к ближнему. Пилот обязан быть абсолютно честным перед самим собой.» (Г. Катышев).

5. О влиянии полетов на чувство прекрасного.

«Полет не повторяется, он всегда новый полет. Это творчество, восходящее до художественности! Посмотрите авиашоу! Это музыка, это живопись, это большая культура. А полярные сияния, каков масштаб! Ты физически ощущаешь себя в Пространстве Вселенной. А при цветном полярном сиянии вспоминается Скрябин. Чувство единства с небом возникает только в небе…» (К. Сеньков).

«В полете возникли состояния эйдетического восприятия красочных видов рассвета, наступления ночи, цветовых гамм горизонта. Интересно появление ассоциаций со сказками, с ощущением выхода из себя, из НАЦИОНАЛЬНОГО менталитета, ощущением, что как бы становишься человеком Земли. Все необычные состояния сопровождаются приливом добродетельности. Наверное, небо облагораживает…» (В. П. Селиванов).

«Полет дает новые, совершенно неожиданные ракурсы смены тени и света, игры красок на земле и в небе, где вы можете увидеть такой земной луч, который упреждает восход солнца. Где еще, как не в полете ночью, такие близкие и яркие звезды – протяни руку и потрогаешь…» (А. Синицын).

Истины, привезенные с неба

Никакая аварийная нештатная ситуация не несет в себе фатального конца, так как свободная воля человека находится в его руках. «На Бога надейся, а сам не плошай».

Научиться летать, научиться мужеству, научиться соображать по книжкам нельзя. Знания – это известная дорога, но небо заставит ходить по нехоженым тропам. Компасом для хождения в неведомое служит опыт.

Учись наблюдать, учись у старших, запоминай, переживай, впитывай все новое, необычное, нестандартное, учись думать, когда страшно и времени почти не осталось, а земля рядом – родная и… твердая.

Для успеха в аварийной ситуации кроме знаний матчасти, аэродинамики, инструкции, помощи с земли требуется еще многое такое, о чем каждый знает только сам. Это знание себя и про себя. Думай вперед, о выходе из ситуации, а не о ее последствиях.

В любой критической ситуации вначале реализуй свое решение, лишь потом проси помощи. Не теряй свой характер и волю.

Осмысленный риск – это план действий в состоянии наивысшей психологической готовности не столько к самому действию, сколько к возможному противодействию прогнозируемой опасности.

Опыт имеет одно неоценимое качество – качество мудрости. Мудрость – это не столько умственная, сколько моральная категория. Опыт действий в аварийной обстановке всегда есть переживание своих слабостей, недостатков, неожиданно для себя открывшихся, и потребность к самосовершенствованию. Критичность к своим ошибкам, намерениям есть самый короткий путь к вершине мастерства.

Из всех причин пренебрежения правилами безопасности главной является психология человека.

Основным фактором риска и возможности срыва поведения является не столько незнание, сколько неумение воспользоваться знанием.

Главная опасность для человека в полете – его психика и, порой, неспособность управлять самим собой.

Человек Земли, улетая в небо, Космос, несет в себе лучшее от человечества, он умственно одарен, духовно светел, чист совестью. Человек Авиации гордится своим жизнеутверждающим мировоззрением, в котором закалилась жажда летной деятельности.

Философия правды небесной жизни

Социальная активность человека летающего предполагает формирование нравственных оснований поступков: взять ответственность на себя, проявить личное мужество во благо другим и не только на их глазах. Человек полезен, необходим, дорог не только как носитель результата труда, но и как источник духовного обогащения других людей и общества в целом.

Свобода в солдафонской голове звучит как ересь, а с педагогической точки зрения – как высшее свойство развивающейся личности.

В процедурах расследования летных инцидентов в концентрированном виде проявляется психологическая невежественность и административная агрессивность по отношению к человеческому фактору.

В авиации профессионализм – основа не только летного долголетия, но и жизненного.

Специалист-профессионал – это человек, достигший высокого уровня мастерства, позволяющего ему исполнить задание с требуемым качеством, надежно и эффективно достигать стабильного результата.

Дух летчика проявляется не в интеллекте и образованности, а в более глубоком и цельном – любви к полету. Это состояние владеет человеком, жаждущим летать так же, как дышать, как жить.

Человек в небе – это особенный человек, он по-другому чувствует, переживает, иначе воспринимает привычный нам физический мир: скорость, высоту, время, пространство, Вселенную.

Страх – это не трусость, а чувство опасности.

Безопасность как полет вне опасности – это социальный миф. Без опасности жить и работать в небе нельзя.

Философия человека в небе состоит в том, чтобы законы, по которым он летает, были освящены пониманием хотя бы того, что совершенствование для летных экипажей есть путь к духовным высотам, а уж потом к профессиональным.

Летчик – это человек совести, которая его хотя и ведет к жажде власти, но над собой.

Чем выше мы поднимаемся, тем меньше кажемся людям, которые не умеют летать.

Человек в полете – это пусть не во всем, но другой человек.

«Чтобы надежно овладеть техникой, нужно, прежде всего, научиться владеть и управлять собой» (М. М. Громов).

Вначале летчик наслаждается полетом просто как человек! Он парит над землей, он может ее «Делать большой и маленькой», он видит солнце, когда над землей облака. Он птица. Этот синтез необычайных чувств свободы управления собой и машиной в пространстве формирует особое эстетическое состояние души, эмоциональную основу профессии. Наслаждение от полета испытывает летчик и в пору своего становления, и в пору зрелого мастерства. Он всегда работает как художник, полотном которому служит само небо.

Да, летчику предоставляется большая свобода действий. Да, приятно повелевать машиной, а не подчиняться ей. Но пусть не будет ни у кого иллюзий. Свобода в данном случае – знак доверия, особо уважительное отношение к его личности. Эта свобода всего лишь производное от ответственности, ее естественное следствие. Только созревшее чувство ответственности дает право на автономность поведения в небе.

«Настоящая свобода достигается духом, не через отрешения от предметов, а через познание их в их истине» (Гегель).

Престиж нужен профессии летчика, будь то инструктор, курсант или испытатель, как воздух.

Умных нигде не терпят, но бывает, что и уважают. В полете ты свободен, но поэтому нельзя лгать даже самому себе. Будешь наказан. И в этот великий этический смысл летной профессии человек отвечает за свои поступки САМ и НЕМЕДЛЕННО, публично.

Для летного ремесла трудно представить профессионала без умения ставить самому себе ограничения.

Профессионализм весьма наглядно проявляется и в общении летчиков между собой.

Молчание профессионала, особенно в крайних ситуациях, – это психический акт не столько погружения в себя, сколько переход с речевого на неречевой уровень общения.

Профессия летчика – опасная и рискованная и лишь затем романтическая. Она требует от человека дополнительно к тому, что ему дала природа, постоянного совершенствования своей психики, своего организма, своего духа и воли.

Летчик, каковы бы ни были его летные способности, без соответствующей духовной культуры истинным профессионалом стать не может.

Профессионализация летных экипажей требует существенного расширения интеллектуального горизонта и далеко выходит за рамки нормативного пилотирования.

Человек в летной профессии начинается с мечты, стремления, страсти к полету, формируется в любви к свободе, к творчеству, к неординарности в действиях, совершенствуется в организованности, самоактуализации, нравственной рефлексии.

Человек-профессионал в условиях реальной угрозы жизни все же в основном действует, а осознание переживаний следует гораздо позже.

Человек в авиации, как в деревне, виден насквозь. Он как бы обнажается, и не спрятать черную душу ни под каким белым одеянием.

На зло летчики во многих случаях отвечают не добром, а справедливым отторжением.

Мысли в этих афоризмах, постулатах для летчиков не новы, так как это и их мыслящее мировоззрение на свою жизнь в небе. Содержание этого параграфа рассчитано на курсантов, молодых летчиков и… пассажиров всех рангов и сословий. Если они усвоят внутреннее содержание небесной жизни, уверен, будут чувствовать себя в кресле гораздо спокойнее. Чем спокойнее пассажир, чем глубже его доверие к летчику, тем безопаснее полет.

* * *

Данный текст больше напоминает очерк, раскрывающий психолого-педагогические возможности более глубокого познания «второго Я».

Видимо, наступило время выше поднять роль педагогики, психологии, физиологии в их тяготении к пониманию смысла христианской культуры.

Литература

Вернадский В. Пережитое и передуманное. М.: Наука, 2007.

Гегель Г. Философия права. М.: Мир книги, 2009.

Горбов Ф. Д. Я – второе Я. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2000.

Зинченко В. П. К 80-летию Харьковской психологической школы // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 133–148.

Митрополит Иоанн. Русский узел. СПб., 2008.

Пономаренко В. А. Авиация. Человек. Дух. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»-Универсум,1998.

Пономаренко В. А. В слове – позиция. Красноярск: Поликом,2004.

Пономаренко В. А. Духовно-нравственные основы в системе управления безопасностью, жизнестойкостью, человеколюбием. Т. 2 / Под общ. ред. академика РАМН А. Н. Разумова. М.: Типография MB, 2013.

Пономаренко В. А. Психология человеческого фактора в опасной профессии/Под общ. ред. М. И. Ботова. Красноярск: Поликом,2006.

Пономаренко В. А. Созидательная психология. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2000.

2.2

Психологические составляющие духовности и культуры – фундамент безопасности человека летающего

Для отстаивания позиций психологии о творческой, созидательной роли духовности и культуры нужна опора на государственную совесть, на наш базовый авиационный профессиональный дух и самодостаточность авиационных руководителей. Как говорит генерал армии П. С. Дейнекин: «Настало время видеть и говорить правду».

Не стоит сомневаться в том, что нас, как ветеранов, так и находящихся в строю, тревожит философский вопрос: почему человеческий фактор в авиации, как главный ресурс реализации безопасности полетов, увеличивающий экономический потенциал нашей страны, оберегающий защиту Отечества, нередко приобретает свойства универсального виновника и, прежде всего, со стороны летного состава?

В этой связи возрастает духовно-нравственная потребность понять, почему в нестандартных ситуациях, при дефиците времени летчики не имеют должной правовой защиты для принятия решения, исходя из видимой им реальной обстановки, не имеют права на свободу выбора, прогноза, поставив себя не впереди самолета, а сзади, в режиме предугадываемого развертывания экстремальных событий. Вот почему, когда наши педагоги, инструкторы, ученые осмелеют и поймут роль не только внешней обстановки, строгих алгоритмов, но и познают внутренний мир летчика, его опору на корпоративную среду, на оценку смысла жизни, тогда они и оценят влияние духовности на пилотов.

Сегодняшняя цивилизация крайне нуждается в раскрытии психологии жизни летчика, его духовного мировоззрения. Доминирование технократической идеологии, коммерциализации в сочетании с новой философией управления ЛА «электронным летчиком» потенциально увеличивает вероятность угроз безопасности полета.

Это проявляется в потенциальном снижении не просто уровня надежности ЧФ[15], а личности летчика, его мироощущения смысла своей поднебесной жизни. Ученые, психологи, психофизиологи, опытные пилоты на себе чувствует утрату использования природных свойств летных способностей, волевых качеств, синергетического взаимодействия в экипаже.

Летный инструктор в начале обучения (переучивания) не может не заметить, как базовое фундаментальное свойство мышления: предвидение, прогнозирование постепенно подменяется роботизированными решениями вне собственного осмысления ситуации личностью.

Извращается общественная и профессионально-социальная среда, особенно на чартерных рейсах. Да и в авиакомпаниях во многом деконструируется летная корпоративность и индивидуальность.

Эти психологические факторы трансформируют индивидуальность в индивидуализм, который занижает социальный, душевный, патриотический, психоэмоциональный облик летчика-профессионала.

Этим самым я хочу подчеркнуть острую нужду в переосмыслении системы образования, воспитания духовно-нравственной основы Человека летающего. Исходя из этих посылов, считаю, что в процессе образовательного преподавания, стержнем должен быть отечественный менталитет, исторический опыт профподготовки, особенно в той части, которая касается личностных и духовных ценностей летных сообществ.

Человеческий фактор в отечественной авиации – это не только знания, навыки, умения, это развитие личности, ее право выбора свободы, формирование психологической установки, что полет – это творческая деятельность, омытая высокой нравственной культурой, нацеленной на защиту благополучия пассажиров, их веры в экипаж.

Научно-практический труд сотрудников Государственного научно-исследовательского испытательного института авиакосмической медицины и эргономики убеждает в необходимости существенно преобразить методологию процесса преподавания. Вначале надо изучить и познать сущее, заложенное в личности человека летающего, а затем функции, состояния, операциональный состав действий.

С этой целью остановлюсь на духовных и личностных ценностях летных сообществ. К ним я отношу жизнестойкую мотивированность на полет как смысл жизни, несущий в себе спасение, любовь, свободу, красоту, радость и счастье от тех чувств, которых не дает Земля.

Сегодня летное сообщество существенно изменилось, атомизировалось, скукожилась область душевных качеств, профессиональные особенности управления ЛА в определенной степени следуют законам поведения робота. А это значит, человек летающий теряет свой небесно-летный ресурс, т. е. профессионализм, особенно необходимый для преодоления экстремальных ситуаций.

Поэтому мы, психологи, считаем, что методология профессионализма в России должна обогащать, одухотворять человека летающего, защищать его право на субъектность, самодостаточность, инициативность, право на альтернативный выбор решения в экстремальной обстановке. Воспитательная работа должна, прежде всего, быть нацелена на сохранение и развитие корпоративности. В отечественной авиации должна возвратиться акцентуация на летную корпоративность, т. е. коллектив, который несет в себе критическую оценку профессионализма, признание роли «неписаных законов» в нестандартных ситуациях. Корпоративность формирует не только потребительские ценности, но и нравственные. В частности, это выражается в презрении лживости, трусости, расхлябанности, хвастовства. Корпоративность формирует мотив поклонения мастерам летного дела с целью постоянного изучения и использования их богатого опыта, гражданскому и профессиональному мужеству, добродетельному сопереживанию успехам товарищей и поддержку в случае неудач и невезения. Вот почему в мировоззренческом статусе главная задача сводится к формированию профессионально-личностных ценностей. Приведем их краткий перечень:

– взятие ответственности на себя, особенно со стороны КВС[16];

– самодостаточность, воля к преодолениям, опирающаяся на интеллект, а не на амбицию;

– способность к осознанному риску как психологической готовности к выбору альтернативных решений, диктуемых конкретной летной или социальной ситуацией. Риск как решение – это не только оперативное действие, но и поступок, обогащающий человеческую личность и увеличивающий степень его профессионализма. Рискэто умственный прогноз и оценка его последствий;

– истинный профессионал-инструктор, преподаватель CRM способен формировать ценность эстетических сторон профессионального труда.

Наука только подходит к изучению «второго Я» летчика, его способности к восприятию информации, принятию решения во временно-пространственные отрезки, недоступные обычному человеку на Земле. Летчик, когда он на грани жизни и смерти, способен действовать во временных рамках от 0,1 до 0,3 с.

Преподаватели авиационных учебных центров (АУЦ) должны глубже изучить психологию второго «Я». Характер проявления подсознания и сверхсознания. Это поможет более точно расследовать причины поведения в аварийных ситуациях. Не что сделал и даже не как, а почему?

Откровенно говоря, специалистам Служб безопасности полета на всех уровнях стоит более глубоко, более откровенно, более ответственно раскрывать анатомию социально-психологических причин новых угроз безопасности полета, проистекающих из особенностей модернизации новой техники, далеко не полной согласованности человеко-машинных интерфейсов, зрительно-моторных полей информации, загрузки внимания, состояния эргономического контроля на испытаниях. Наступила нужда провести педагогический и летно-методический анализ демографической ситуации, состояния профессионального здоровья и индивидуально-психологических особенностей нового поколения летчиков, а также состояния образования, методологии профподготовки. И наконец-то надо обратить внимание на духовность авиаторов.

Духовность человека в России всегда органически входила в менталитет, образ мышления, была частью мировоззрения православных людей.

Известный русский философ Иван Ильин писал: «человеческая духовность и вырастающая из нее внутренняя и внешняя культура создает высший смысл, честь и достоинство человека». Для нынешних времен, когда мы столкнулись с разрывом культур, с уничтожением менталитета поколений, с деформацией нравственных ценностей, при выборе цели жизни, духовность возвращается из забытья и приобретает консолидирующее свойство.

Это свойство способствует возобновлению связи времен, т. е. реанимирует традиции как в процессе отбора наиболее устойчивых человеческих ценностей, так и в области общения, понимания, единства целей в достижении как личных, так и общественных благ.

Духовность же пилота учит различать добро от зла. Для летчика здесь главное то, что дух утверждает в человеке самодостаточную и самобытную личность.

Практически дух летчика как профессионала представлен в его любви к небу. Это особое психическое состояние, в котором усиливается ощущение привязанности ко Вселенной. «Любой полет, – писал строевой летчик Водостоев, – был для меня вдохновением. Постоянно знал, что смертен, но верил в свою причастность к бесконечной Вселенной».

Раньше стеснялись писать о своих чувствах, все вкладывалось в несколько слов – долг, должен. Долг же порождается совестью, одухотворяется таким свойством личности, как ответственность. И я бы никогда не затронул эту тему, тем более что 18 лет пролетал в качестве члена экипажа, выполняя сугубо прагматические задачи в области научного исследования и изучения влияния человеческого фактора на безопасность за счет повышения качества эргономики кабин летательных аппаратов. Именно летчики, а не Церковь вывели меня на дорогу познания их внутреннего мира души, а не только тела с его болячками. Медицина в полете изучает влияние перегрузки, гипоксии, перепады давления, вибрации, шумы и прочее. Все это надо, ибо только так возможно разработать требования к средствам жизнеобеспечения, нов полете есть еще и своя, духовная составляющая. Для убедительности процитирую летчиков:

«Полеты давали ощущение вечности, более того – приобщения к вечности бытия, от этого захватывало дух».

«Духовность в полете проявлялась как приобщение к свободе, познанию нового, я бы сказал, для моей души, даже где-то к вечности».

Известный летчик, начальник Управления БП Центральной инспекции БП МО генерал Рыжов писал: «Авиация, хотя и не Божий Храм, но дает более острое ощущение понятий добра и зла».

Другой летчик-командир пишет: «В небе получил духовную закалку, которая помогла сформировать позицию совестливости».

Комдив стратегической авиации формулирует нравственный постулат: «У людей, рискующих жизнью, мне кажется, добро побеждает зло».

У летчика, и я это хочу с гордостью подчеркнуть, в наибольшей степени среди тысяч других специальностей Любовь к профессии летания есть высший смысл жизни.

Для себя я сделал одно открытие: душа летчика раскрывается в его эстетическом мире, в частности в стихах. Но я не поэт и не пишу стихов. А летчики пишут. И их стихи-мысли убеждают в их духовности.

Летчик-инспектор по безопасности полета бывшего ПВО, казалось бы, столь официальный контролер, раскрывая свою душу, пишет:

У пилота Душа не живет без Полета,

Это путь через небо на землю, с Земли.

Очищенье – мечта – наслажденье – работа,

Память птицы в крови ввысь подняться велит.

Хочу опуститься на землю и сказать, что красота неба, бесконечность пространства, вечное движение материи осовестляет, возвышает.

Процесс осовестления бескомпромиссен к неразумности мысли и действий, к неряшливости, зазнайству, непорядочности, бессовестности. А это уже вопросы культуры. Авиация – прародительница культуры высочайшей технологичности. Бескультурный летчик хуже, чем больной, и опаснее, чем враг. С чего начинается профессиональная культура летчика? С психологического состояния доверия тебе, летчику, сохранения чужой и своей жизни. Качество ценить доверие как свойство личности переходит в фундаментальную черту – ответственность, первично как духовное свойство, затем как юридическое. Чувствую, что это надо пояснить. У человека есть внешнее проявление своего «Я», у летчика это в основном профессионализм. И есть духовная культура, как форма внешнего проявления «Я».

Проявления этой внутренней стороны включают в себя самооценку, самоконтроль, что напрямую связано с осознанием и использованием права на риск. С позиции профилактики безопасности полетов смеем утверждать: повышение профессионализма возможно только в условиях увеличивающейся опасности, – чем ближе границы опасности, тем выше профессионализм летчика. Без постепенного и систематического приближения к границам реальной опасности не может быть реального роста профессионализма. Где заканчивается приближение к границам опасности – там заканчивается рост профессионализма. Каждый летчик под руководством опытного инструктора должен быть обучен пилотированию на предельных режимах полета, как по скорости, так и по высоте, а также с отключенными двигателями, в пределах, разрешенных руководством по летной эксплуатации.

Отсюда можно сделать вывод воля, интеллект и самодостаточность являются одними из самых важных профессиональных качествами. Ибо риск в полете – это познавательная активность через прогноз и психологическую готовность в сочетании с профессиональной способностью совершить целесообразные нестандартные действия. Требуется не только волевой ум, но и духовная культура, чтобы ставить себе ограничения. Этого можно достичь через профессионализм не только в рамках навыков, но и в процессе созревания личности.

Процитирую мысли шести летчиков разных ведомств и возрастов. И если бы я вам это не сказал, вы бы их приняли за один текст. Вот этот психологический феномен я и называю: понимать друг друга в духе.

«В полете ты свободен, и поэтому нельзя лгать даже самому себе».

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».

«Познав свободу как ответственность перед собой стал постоянно стремиться к духовному развитию».

«…небо чистит нутро. И лишь одно чувство живет в сознании – это знак свободы, подаренный небом».

«Полет – это проявление жизни неба во мне».

«Вера в дух помогает мне идти по жизни, определяет смысл жизни – жить для других».

Настоящее же спокойствие в душе летчика есть проявление в ее глубине мира и собственной внутренней гармонии, которая обретается в конечном итоге от осознания постоянной близости к Творцу Вселенной, ощущением его постоянной помощи и поддержки душе, живущей с ним в гармонии духа.

Эти цитаты приводятся для подтверждения следующего факта: человек в небе становится другим. С нашей точки зрения, на занятиях или в учебниках для пилотов должны быть изложены их основные ценности. Нам пора прекратить подражать ценностям западного мира. Их система ценностей основывается на суперорганизованности, индивидуализме, максимальной комфортности. Мы же должны возвратиться к миру православно-нравственному, т. е. базовому, который формируется совестью, дорбродетельностью, благодатью, ответственностью и жертвенностью. К этим убеждениям я пришел при помощи опыта летно-научной работы не столько с самолетом, сколько с летным составом.

Прислушаемся к мнению летчика-испытателя, доктора технических наук, профессора В. Е. Овчарова: «В профессии летчика не раз и не два бывают нужны озарения духа, полная мобилизация душевных и физических сил».

Летчики заслужили, чтобы их понимали и с духовной стороны, ибо сейчас падает духовность по причине утраты понимания смысла полетов. Это надпрофессиональное явление находится не только в компетенции авиакомпаний, но в компетенции Росавиации.

К людям, которых заговорило небо, надо относиться как к ангелам-спасителям. Те военные бухгалтера, которые считают, что налет часов есть арифметика трудозатрат, пусть спросят летчика от лейтенанта до маршала: «Чем вас заговорило небо?» И услышат:

«Состояние жажды и любви к полету. Там в небе живу полноценной жизнью, а именно свободой души».

«Полет приносит новые ощущения, физические и зрительные, которые нельзя получить на земле. Полет заставляет реализовать все то, чем Бог наградил, а это вызывает чувство востребованности».

Это необъяснимо, только я твердо знаю:

Жизнь пролетает мимо, если я не летаю.

Водостоев

Перейдем к приложению высказанных мыслей к практике безопасности полета.

Ведущая предпосылка к утрате надежности человеческого фактора в авиации, как уже говорилось выше, есть утрата мотива к полету, переосмысление его ценности в будущей перспективе летной карьеры. Анализ научных исследований психологии направленности личности на летную работу, статистический анализ врачебно-летной экспертизы пригодности к летной работе, психологический анализ суицидов, психосоматических болезней, состояний депрессий, посттравматических стрессов позволил выявить связь указанных явлений с утратой мотива. К сожалению, организация регламентного характера производственной деятельности практически исключила психологическую педагогику внутреннего мира профессионала в небе.

А наши летчики все же живут небом.

Послушайте, пожалуйста, своих братьев.

«Познав невидимые на земле грани красоты природы, осознав свободу как ответственность перед собой стал постоянно стремиться к духовному развитию» (Григорьев).

«Полет – всегда стимул к самосовершенствованию, прежде всего, нравственному, ибо развивает духовное восприятие неба какживого» (Попов).

Мы не привыкли употреблять слова «нравственность», «Дух», считая их не относящимися к профессиональной деятельности. А вот что пишут летчики:

«Полет научил нравственно очищаться, ценить благородство, становиться добрее» (Селиванов).

«Уверен, что великое признание, есть работа духа. Дух высший, по моему разумению, он есть единение всех душ, живущих в нас» (Синицын).

Хочу подтвердить, что методология профподготовки, в том числе и CRM[17], крайне нуждается в изучении культуры летчика, ибо культура – расширение горизонта, познавательная активность, целостность личности, понимающая другую. Культурное наследие должно использоваться при разборе ошибок, предпосылок, инцидентов, с учетом мнений летных экипажей и их самооценок своих возможностей. Особенно важно понять и осторожно показать, что РЛЭ – это не Библия, это алгоритм, но есть еще дух и честь пилота, есть нестандартная, нештатная ситуация и т. д. И познать все это только через РЛЭ невозможно. Нужно добавлять нравственные разборы внутреннего мира летчиков. Методически это несложно: нужно создать модели игровой ситуации, подобрать пары с разными характерами и темпераментом, провести оценку через отношение. Несколько постулатов на этот счет:

«Этнический смысл летной профессии: в полете ты свободен, поэтому нельзя лгать самому себе» (Сеньков).

«Свобода породила необходимость возрастающей требовательности к себе».

«Общение с необычной природой неба заставило посмотреть на мир другими глазами, точнее с позиции настоящих человеческих ценностей. Пройдя через трудности, начинаешь уважать все и всех, кто тебя окружает, понимать все, что вокруг происходит» (Григорьев).

«Авиация дала духовную закалку, помогла сформировать совестливость» (Селиванов).

Что же такое духовность?

Духовность – это способность к добродетельной жизни. Она духовность помогает человеку наиболее полно раскрыть смысл и предназначение человека.

Дух – это опыт, данный нам в чувственных переживаниях с активацией не только сознания, но и подсознания.

Несколько слов об образовании. Сегодня образование классифицируется как услуга, т. е. товар, который продается. Стало быть, уровень знаний, умений, навыков есть качество профессиональных услуг летной профессии. Однако такой взгляд есть лишь рыночное мировоззрение, причем навязанное.

Вместе с тем, образование есть и будет, прежде всего, социальной деятельностью.

При обучении и формировании профессионально важных качеств, порождающих летные способности, важно изучить психологию личности, ее мотив, смысл и цель жизни, ценности, нравственные ориентации, характер, темперамент, волю, интеллект, самооценку и идентификацию себя как человека и специалиста, уровень коммуникабельности. В данном случае методология образования в области психофизиологических, социальных знаний применительно к программе обучения в системе CRM должна исходить из стратегии: какого именно профессионала мы хотим подготовить, или какой нам нужен специалист. Твердо усвоивший регламент летного труда, дисциплинированный, организованный, ведущим качеством которого является исполнительность, или нам нужен профессионал, дополнительно к перечисленным свойствам обладающий творческим мышлением, задатками управленца, выраженными коммуникативными свойствами, ориентированный на достижение высшего результата, при этом психологически готовый взять ответственность на себя, обладающий человеческими, культурными и духовными ценностями, организаторскими способностями, умением руководить и методически грамотно управлять людьми? И главное – это его отношение к профессии, выраженное в вопросах:

1. Кто управляет экипажем, самолетом, полетом, обстановкой на борту, кабине: КВС или компьютер?

2. Кто отвечает за результат: он или автоматика?

3. Кому доверяют свои жизни пассажиры: электронному роботу или КВС?

Для педагогов главная задача – методически подбирать и моделировать такие игровые ситуации, где при их решении будут обязательно востребованы профессионально важные для летной профессии не только знание алгоритма профессиограмы летных заданий в полете, но и знания о своих психофизиологических возможностях и, главное, ограничениях.

Наш научный и экспериментальный опыт показал, что 40–60 % случаев летных инцидентов, в том числе и тяжелых, происходят из-за того, что человек толком не знает свой организм и психику, идет на риск, не прогнозируя последствия. Сегодня знания о самолете относятся к знанию о себе в пропорции 7:1. Поэтому психологическое обучение должно формировать не только человеческий ресурс, но и потенциал личности, человека летающего. В свете сказанного для руководителей гражданской авиации по подготовке на базе зарубежной программы CRM перехожу к изложению проблемы духовности пилота как высшего уровня профессионализма.

Если исходить из гуманитарных принципов обучения, то они в некотором роде отличаются от предметного обучения, ибо во втором случае обучение имеет конкретную целевую программу – повысить летную квалификацию конкретной кабинной профессии. А если исходить из их духовной концепции, то вначале надо познать смысл своей профессии.

Поэтому методическую работу CRM полезнее начинать не с предметной подготовки, а с психологического акцентирования слушателей, их личностного мировоззрения, ценностей, целей, отношения к профессиональной карьере и пр.

Летный профессионализм применительно к полету – это, прежде всего, умение управлять собой, а затем и уровень овладения профессией, т. е. умение пилотировать самолет. Для этого надо иметь знания о себе, о своей физиологии, своих возможностях и ограничениях. Знать законы профессиональных действий в виде движения, восприятия и переработки информации, принятия решений, эмоциональных проявлений. Понимать значимость чувства полета и самолета, образа полета при ориентации в пространстве. Нужно знать законы поведения в стрессовых ситуациях, в групповой деятельности, знать о роли мотивации при достижении результата с использованием воли и интеллекта.

И вместе с тем наш объективный экспериментальный материал не раскрыл самого главного – того, что создает веру в благополучный исход аварийной полета, что удерживает личность от неблаговидных поступков под давлением страха и испуга. Откуда берется эта вера? В чем смысл жизни в опасной профессии?

И только познание внутреннего мира человека, его отношения к профессии, к товарищам, познание его мотивов, целей, его способности отличать добро от зла создает базу для управления и воспитания.

Конец ознакомительного фрагмента.