Бернардино Луини
Бернардино Луини. «Саломея с головой Иоанна Крестителя». 1525—1530г. Музей истории искусства, Вена.
Бернардино Луини – миланский художник. В том же городе с 1506 по 1512 год жил и работал Леонардо да Винчи (во второй свой приезд сюда). Видимо, на Луини великий флорентиец произвел сильное впечатление. Особенно его «Джоконда». Луини долго держал в уме этот странный, загадочный образ, пока, наконец, не изобразил нечто похожее.
Перед нами прелестная девушка с улыбкой, отдалённо напоминающей улыбку Моны Лизы. Впрочем, улыбка у Саломеи, скорее, не таинственная, а кокетливая.
На подносе – отрубленная человеческая голова. Кому можно строить глазки в такой момент? Нам, зрителям? Объяснить игривое поведение виновницы убийства несколько затруднительно.
Выражение лица Иоанна Крестителя спокойное, черты – благородные. А вот палач, судя по его внешности, явный злодей. Одна бородавка на носу чего стоит!
Безусловно, этот персонаж – окончательный мерзавец. Однако, нельзя всю вину за случившееся возлагать на него одного. Он всего лишь выполнял данное ему поручение.
Здесь мы (в который уже раз) сталкиваемся с личным отношением убийцы к человеку, отдавшему злодейский приказ. Палач питает к Саломее самые нежные чувства. В его взгляде столько муки, столько затаённой симпатии…
Так кто же по-настоящему отвратителен? Тот, кто добросовестно выполнил данное ему поручение или тот, кто это поручение отдал? Но какое палачу дело до заключённого? К тому же, им двигали не холодный расчёт или корыстный интерес, а любовь и преданность.
А вот Саломея, несмотря на всю её привлекательность, вызывает вопросы. Где её переживания, душевные муки и скорбь по невинно убиенному? Ничего этого нет. Она столь легкомысленна, что даже не осознаёт совершённое ею.
Конец ознакомительного фрагмента.