Карло Сарачени
Карло Сарачени. «Юдифь с головой Олоферна» 1610—1615гг. Музей истории искусства, Вена.
Картина Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна» относится примерно к тому же времени, что и работа Кристофано Аллори.
Здесь Юдифь и вовсе удивительная. Этакая куколка. Осталось разобраться в её сущности.
Сильны контрасты. Юность и старость, ужас и кокетство, яркий свет и глубокая тень… Стиль близок Караваджо. Окружающая обстановка отсутствует. Действие максимально приближено к зрителю. Фон – искусственный, подсвеченный.
Сарачени символичен и метафоричен. Словно говорит: «Не верь словам, произносимым прелестными устами. Не верь глазам, прячущимся в зыбкую тень. Не верь соблазну пышных форм красотки, даже не растрепавшей причёску при лишении тебя головы».
Весь ужас свершившегося читается лишь на лице пожилой служанки. Если б не она, мы вообще бы не догадались, что в руке у юной милашки отрезанная голова. Подумали бы, что у картины было продолжение, но кто-то её укоротил.
Итак, неадекватность поведения симпатичной дамы становится очевидной. Этому должно быть какое-то объяснение.
Самое простое – предположить, что в роли обезглавленного Олоферна Сарачени изобразил самого себя. Такое возможно, ибо перед нами портрет конкретного человека, а не отвлечённый образ. И в таком случае, очень может быть, Юдифь – не просто юная особа, а возлюбленная художника.
Увы – относительно своей пассии у Сарачени нет иллюзий. Но она нравится ему и такая – кокетливая и равнодушная. Результат – лишение головы. Всё логично…
Любовь может быть разной. В том числе, и такой: мучительной, трагически безнадежной. Очень поучительная история. Прежде всего, для Сарачени. Художник высказал всё, что накопилось в его душе. Даже прокричал…