Беньямин Герритс Кейп
Беньямин Герритс Кейп, «Христос в Эммаусе». 1640. ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Необычная картина: простецкие физиономии, топорные формы. Словно дровосек поработал над созданием художественных образов. Прямо-таки лешие из сказки…
Посетители таверны весьма недоверчивы. Они хоть и дуболомистые простаки, но на мякине их не проведёшь. Христу придётся изрядно потрудиться, прежде чем до этих тупых увальней дойдёт, что он и есть тот самый Иисус из Назарета, чьи проповеди смущали слушателей своим человеколюбием и всепрощением.
Воскресший Христос словно воспаряет над слушателями, убеждая их в своём возвращении.
Мы словно в театре, где разыгрывается некая мистерия, а актер, подвизающийся в главной роли, изображает одержимого.
По мнению Кейпа Христос – личность не от мира сего. Однако, картина вызывает не священный трепет, а улыбку. Наверно, всё дело в нарочитой серьёзности происходящего. Драма переходит в гротеск.
Сдержанная палитра… Свето-воздушные эффекты… Погружение во мрак… Тут же – мощный источник света. Словно вспышка всепобеждающего Учения…
Кто-то из нас захочет улыбнуться, кто-то – удивиться оригинальности прочтения библейского сюжета. Но равнодушных точно не будет.