Пизанелло
Пизанелло. «Искушения Святого Антония Аббата)». Примерно 1445 год. Лондонская национальная галерея
10 лет спустя появляется картина «Искушения Святого Антония Аббата» того же автора. И здесь уже совсем другое отношение к пространству. Нет многочисленных планов и нагромождений. Ничто не напоминает гобелен. Структура изображения проста и понятна. Даже не верится, что у этой картины тот же автор, что и у предыдущей.
Попробуем расшифровать замысел художника.
Перед Антонием – молодой человек в воинских доспехах и импозантной шляпе на голове. Не святой (нимб отсутствует). Старый анахорет явно чем-то возмущен и не скрывает своего негодования. Юноша, напротив, тих и скромен. У его ног извивается дракон, за спиной – лошадиные морды.
Антоний – основатель отшельнического монашества. Здесь он явно напутствует рыцаря. Похоже, молодому человеку предстоит не близкий путь. Но куда он собрался, да ещё и с весьма ответственной миссией, коли путь ему освящает сама Мадонна с Младенцем?
Юноша отправляется в крестовый поход? Но они уже сто лет, как закончились…
Обратим внимание на дату написания картины. Где-то 1445 год. Но ведь совсем скоро под натиском турок падет оплот православного христианства – Константинополь и Византийская империя исчезнет навсегда. Именно в это время Европа мучительно размышляла: оказывать помощь восточным братьям или пусть выкручиваются сами. Мы знаем, чем дело кончилось: никто не помог. Но в обществе этот вопрос обсуждался, и весьма горячо. Все-таки речь шла о спасении единоверцев, какие бы расхождения с ними ни существовали.
Позорная нерешительность, бесконечные поиски оправданий своего неучастия в благом деле вызывали гнев и возмущение многих европейцев. Возможно, именно об этом картина Пизанелло.
Тяжкие раздумья снаряженного в поход рыцаря – лишнее тому подтверждение. Он вроде и готов к подвигам, и что-то его удерживает. Шляпой прикрылся… Чтобы образ Богородицы не раздражал?
Нерешительный рыцарь – это средневековая Европа, дракон-искуситель – её непременный провожатый. И грозный вид молодого человека – не более, чем бутафория, за которой ничего нет. Печальный вывод. Возмущение старца: «Сделайте хоть что-нибудь!» – понять можно.
***
Покинем святого Антония и отправимся в Венецию начала XVI века. Отгадывать тайные замыслы художника – что может быть интересней? И, пожалуй, одним из первых, отметившихся на этом поприще – создании картин-загадок – был венецианец Джорджоне.