Вы здесь

Смыслы и образы. Пизанелло (Борис Вараксин)

***

Что ж, мы всё-таки отыскали произведения, способные возбудить в нас самые светлые чувства. И теперь со спокойным сердцем можем приступить к поиску картин, которые расскажут нам что-нибудь интересное об эпохе, в которую они создавались.

Остановимся на итальянском кватроченто, куртуазной готике как предвестии Высокого Возрождения… Сколько романтики в этих словах, сколько таинственного и прекрасного!

Пизанелло

Пизанелло. «Видение Святого Евстафия». Примерно 1435 год. Лондонская национальная галерея


Евстафию Плациду, военачальнику при римских императорах Тите и Траяне (примерно 118 год от Р.Х.), на охоте явился образ распятого Спасителя. Случилось это, когда загнанный им олень обернулся со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». А меж рогов – распятие… Вернувшись домой, Евстафий не замедлил окреститься со всеми своими домочадцами.

Изображение заставляет вспомнить о средневековом гобелене с его весьма своеобразными представлениями о перспективе. Изображения людей и животных просто накладываются на изображение природы. Единого пространства нет, хотя попытки его создания несомненны. Декоративность изображения оказывается важнее иллюзии достоверности. Это позволяет нам практически безошибочно относить картину к готическому периоду в искусстве.

Каждый персонаж, будь то человек или животное, изображен с особым тщанием. Объекты располагаются более или менее равномерно по всей площади картины и примерно в одной плоскости. Масштаб где-то соблюдается, где-то – нет.

На голове у Евстафия нечто невообразимое, похожее на тюрбан голубого цвета, подтверждающий, что перед нами именно язычник, которому еще только предстоит сделаться христианином. И когда он им станет, то, безусловно, сбросит сию нелепую штуковину, преобразившись не только внутренне, но и внешне.

Лошадь Евстафия заартачилась, упёрлась, не желает идти вперёд… Испугана распятием на лбу у оленя? Евстафий успокаивает животное. Кстати, и собаки в растерянности. Появление Спасителя никем не осталось незамеченным.

Нам требуются некоторые усилия, чтобы прочитать сюжет. Мастерства для передачи эмоций действующих персонажей художнику не хватает. Сцена выглядит достаточно наивной. Что ж, не всё сразу…