Вы здесь

Смыслы и образы. Рубенс (Борис Вараксин)

Рубенс

Питер Пауль Рубенс. «Персей и Андромеда». 1612г. Эрмитаж


Наверно, едва ли не самая известная картина на сюжет древнегреческой мифологии. Чем же она примечательна?

Персей только что победил в схватке с драконом и на голову ему возлагается лавровый венок. Но он заслуживает и другой награды, не менее желанной: любви спасённой им девушки. Какая для Рубенса важней?

Приглядимся к взаимоотношениям главных героев – Персея и Андромеды.

Андромеда отнюдь не красавица. Да и Персей – не бог весть какой атлет. Рубенс придает им простонародные черты: Персею – мужиковатость, Андромеде – грузность и расплывчатость. Это встреча скорее простолюдинов, нежели небожителей. Но внешняя простоватость даёт возможность вложить в их образы красоту внутреннюю, наполнить их душевной теплотой и нежностью. У простых людей, в отличие от легендарных божеств, и чувства простые, безыскусные. На них и делает упор художник.

Персей не выглядит воином-победителем, а Андромеда – его трофеем. Персей робок и застенчив. Он не требует, он просит. Весь его облик говорит об искренности чувств. Больше всего ему не хотелось бы, чтобы избавление от смертельной опасности послужило основанием для взаимности.

Схожие мысли и у Андромеды. Она растеряна, смущена, застенчива. Сцена получилась очень трогательной, теплой и сердечной.

Персей красив не внешностью, мужеством или силой. Он красив сердцем. На месте этого увальня может оказаться любой из нас. Но каждый ли сумеет так вот смиренно подойти к женщине, оказавшейся целиком в его власти и всем ему обязанной? Это ли не истинное благородство, которое не нуждается в высокопарных словах и героических позах?

Впрочем, поза у нашего героя не только не героическая, но и определенно нелепая. Что художника совершенно не смущает.