Вы здесь

Смыслы и образы. Чиро Ферри (Борис Вараксин)

Чиро Ферри

Чиро Ферри. «Весталки». 1667г. Галерея Спада, Палаццо Спада.


Сюжет практически отсутствует. Автор просто вводит нас в языческий храм времён Древнего Рима – храм богини Весты. В середине XVII века история вечного города вызывала у публики немалый интерес. Однако, сюжет с весталками встречается нечасто.

Основным занятием жриц богини Весты было поддержаниев храме огня, который не должен был погаснуть ни при каких обстоятельствах. Но были ещё две выполняемые ими функции: раздача священного хлеба и покровительство материнству и семье (и это при том, что сами жрицы оставались девственницами). Что мы и наблюдаем.

Но почему художник обратил внимание именно на этот сюжет? Что в нём такого привлекательного? Ни тебе трагедии, ни проявления героизма или высокого патриотизма…

Наверно, тут многое зависело от заказчика картины (если он был). Кто им мог стать? Наиболее вероятно – кто-то из богатых женщин, занимающихся благотворительностью. Могла ли ею быть какая-нибудь аббатиса? Вряд ли. Всё-таки сюжет из времён язычества. Служительница церкви подыскала бы себе что-нибудь более евангелическое. А вот светская аристократка – вполне.

Палитра благородно сдержанна, от золотого сосуда изощрённой формы и резного алтаря исходит ощущение богатства. Главная героиня выглядит просто, но эффектно. Белые одежды, величественное спокойствие. Кругом – суета, но хозяйке храма она не досаждает.

Этой картине место во дворце, в качестве необходимого дополнения к прочим предметам высокого искусства. Роскошь ведь бывает разной. Не только кичливой и показной, а и фамильной, наследственной, создаваемой поколениями меценатов и покровителей искусства.